МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
DOI 10.54220/finis.1991-0525.2023.78.1.013
Шепель Т.С.,
к.э.н., доцент кафедры
мировой экономики и международных
отношений РГЭУ (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: [email protected]
Ходоченко А.В.,
к.э.н., доцент кафедры
мировой экономики и международных
отношений РГЭУ (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mail:[email protected]
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ РОССИИ В СТРАНАХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ МИРОВОГО ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
JEL classification: F02, F15, F42, F51, F52
Аннотация
Цель. Статья посвящена исследованию формирования и защиты национальных экономических интересов Российской Федерации в странах Центральной Азии в условиях трансформации мирового геоэкономического пространства.
Структура/методология/подход. Для исследования процессов формирования и защиты национальных экономических интересов Российской Федерации необходимо выявить приоритетные направления сотрудничества со странами Центральной Азии; факторы, влияющие на внеэкономическое взаимодействие между странами в текущих геополитических условиях, в т.ч. давления со стороны Запада; исследовать возможные препятствия на пути к успешной полной интеграции. В качестве методов исследования использовался аналитический анализ статистических данных и информационных докладов, а также методы обобщения и сравнения национальных экономических интересов РФ в каждой стране Центральной Азии.
Результаты. В статье определяется место стран Центральной Азии в системе формирования национальных экономических интересов РФ, а также предложен комплекс мер, направленный на укрепление российских стратегически важных позиций в регионе на долгосрочную перспективу в условиях значительных изменений внешнеполитической и внешнеэкономической ситуации в мире.
Практические последствия. Реализация предложенных мер позволит сдерживать основные вызовы и угрозы национальной экономической безопасности России, а также они могут быть использованы как основа для формирования эффективной внешнеторговой политики РФ в регионе Центральной Азии.
Оригинальность/значение. В результате анализа были систематизированы национальные экономические интересы РФ в соответствии с приоритетными направлениями в каждой стране Центральной Азии. Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный анализ позволил выявить существующие внешние вызовы и угрозы национальной экономической безопасности РФ в странах Центральной Азии для последующего пересмотра национальной стратегии.
Ключевые слова: макрорегионы, макроэкономическая стабильность, национальная экономическая безопасность, национальные экономические интересы, Центральная Азия, внешние вызовов и угрозы, Стратегия экономической безопасности РФ.
T.S. Shepel, A.V. Khodochenko
RUSSIA'S NATIONAL ECONOMIC INTERESTS IN THE CENTRAL ASIAN COUNTRIES IN THE CONTEXT OF THE TRANSFORMATION OF THE GLOBAL GEO-ECONOMIC SPACE
Annotation
The article is devoted to the study of the formation and protection of the national economic interests of the Russian Federation in the countries of Central Asia in the conditions
of transformation of the global geo-economic space.
To study the processes of formation and protection of the national economic interests of the Russian Federation, it is necessary to identify priority areas of cooperation with the countries of Central Asia; factors affecting non-economic interaction between countries in the current geopolitical conditions, including pressure from the West; to investigate possible obstacles to successful full integration, for example. Analytical analysis of statistical data and information reports, as well as methods of generalization and comparison of the national economic interests of the Russian Federation in each country of Central Asia were used as research methods.
The article defines the place of the Central Asian countries in the system of formation of national economic interests in the Russian Federation, and also proposes a set of measures aimed at strengthening Russia's strategically important positions in the region for the long term in the face of significant changes in the foreign policy and foreign economic situation in the world.
The implementation of the proposed measures will make it possible to contain the main challenges and threats to Russia's national economic security, and can also be used as a basis for the formation of an effective foreign trade policy of the Russian Federation in the Central Asian region.
As a result of the analysis, the national economic interests of the Russian Federation were systematized in accordance with the priority directions in each country of Central Asia. The practical significance of the study lies in the fact that the presented analysis made it possible to identify existing external challenges and threats to the national economic security of the Russian Federation in the Central Asian countries for the subsequent revision of the national strategy.
Keywords: macro-regions, macroeco-nomic stability, national economic security, national economic interests, Central Asia, external challenges and threats, Economic Security Strategy of the Russian Federation.
Введение
В международных экономических отношениях макрорегионы являются конкурентоспособными территориально-геог-
рафическими системами, обладающими теми или иными признаками. С развитием и усилением глобализационных процессов в мире континенты и располагаемые на них страны все больше взаимосвязаны во всех сферах хозяйственной деятельности, а цифровые технологии скрепляют и устанавливают эффективные каналы связи во всех этих направлениях.
Внешнеэкономический потенциал макрорегионов способствует использованию эффекта масштаба, расширению рынков сбыта и доступу к новым ресурсам, товарам и услугам, одновременно позволяет стимулировать экономическую активность страны и повышать благосостояние населения при сохранении суверенитета и территориальной целостности государства.
В условиях санкционных вызовов значение некоторых макрорегионов стремительно возрастает в рамках национальных экономических интересов России: с целью сдерживания падения российской экономики в связи с уходом западных компаний и введением ограничений на торговлю государство приняло ряд мер, направленных на укрепление международных отношений с дружественными странами, большая часть которых расположена в таких макрорегионах, как Азия, Африка, Латинская Америка, Ближний Восток.
Однако очевидно, что проблемным аспектом остается налаживание внешнеполитических и внешнеторговых связей РФ с ближайшими исторически дружественными соседями - странами Центральной Азии, в то время как конкуренция в этом регионе продолжает усиливаться, в том числе и под давлением Западных стран. В свою очередь, центральноазиатские страны проводят многовекторную внешнеторговую политику, стремясь к диверсификации экономических отношений и используя в своих национальных интересах элементы соперничества в треугольнике «Россия -США - Китай».
Материалы и методы
В соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утверждённой Указом президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208, под национальными интересами в экономической сфере понимаются объек-
тивно значимые экономические потребности страны, удовлетворение которых обеспечивает реализацию стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [1].
Отметим, что в данном случае важно отличать понятие «интерес» от понятия «приоритет». Так, согласно социологическому словарю интерес - это направленность субъекта на значимые для него объекты, связанная с удовлетворением потребностей индивида; приоритет - это преобладающее, первоочередное значение чего-либо. Следовательно, понятие «интерес» шире, чем понятие «приоритет».
Рассмотрение национальных экономических интересов в современных условиях геополитической напряженности, на взгляд авторов, приобретает особую актуальность при выделении приоритетов в их реализации в разных макрорегионах мира. Согласно документу «Стандартные коды стран или районов для использования в статистике» [2], разработанному Организацией Объединённых Наций (ООН), страны поделены на макрогеографические регионы, охватывающие все континенты мира (рис. 1 и табл. 1).
Континент Макрогеографические регионы
Азия Восточная Азия, Западная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная Азия, Южная Азия
Африка Восточная Африка, Западная Африка, Северная Африка, Центральная Африка, Южная часть Африки
Европа Восточная Европа, Западная Европа, Северная Европа, Южная Европа
Северная и Южная Америка Карибский бассейн, Северная Америка, Центральная Америка, Южная Америка
Океания Австралия и Новая Зеландия, Меланезия, Микронезия, Полинезия
Таблица 1 - Сопоставление континентов и макрогеографических регионов
Данная классификация соответствует географическому признаку и взята за основу в данном исследовании для определения
приоритетных регионов в рамках Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года.
Рисунок 1 - Классификация макрорегионов мира по методологии ООН [2]
Согласно данным Российского экспортного центра среди приоритетных направлений для российского экспорта в настоящих условиях можно выделить четыре основные группы:
1) растущие платежеспособные рынки стран бывшего СССР, с которыми уже налажены торгово-экономические связи (Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и Беларусь);
2) страны - традиционные торговые партнеры РФ (табл. 2), однако рост
существующего внешнеторгового оборота возможен путем освоения новых сегментов рынка (Китай, Индия, Вьетнам, Алжир, Египет, Иран, Турция);
3) новые рынки стран Латинской Америки, Африки и Юго-Восточной Азии с большим потенциалом (Мексика, Бразилия, ЮАР, Индонезия, Таиланд);
4) небольшие рынки с точечным потенциалом наращивания экспорта из РФ (Сербия, Марокко, Кения и др.) [4].
Таблица 2 - Доля основных торговых партнеров в товарообороте стран Центральной Азии в 2021 г. (%) [3]
Страны Центральной Азии
Торговые Казахстан Кыргызстан Таджикистан Туркменистан Узбекистан
партнеры
Россия 23,9 31,6 22,5 6,7 18,6
КНР 17,9 21,1 14,0 51,0 17,5
Турция 4,0 5,7 6,5 13,1 8,7
В данном списке среди стран Центральной Азии обозначены лишь Казахстан и Узбекистан, однако отсутствуют Киргизия, Таджикистан и Туркменистан, что, на взгляд авторов, является существенным упущением, ведь в регионе реализуется большая доля российского экспорта продовольственных товаров, машин
и оборудования, продукции химической промышленности, текстильной продукции (табл. 3). В условиях обостряющейся конкуренции России необходимо стремиться занять более прочные позиции в регионе путем расширения кооперации во всех сферах экономики, в том числе энергетической и оборонной отраслях.
Таблица 3 - Основные товарные группы российского экспорта в страны Центральной Азии, 2020 г. (%) [5]
Страны Центральной Азии
Товарные группы Казахстан Киргизия Узбекистан Таджикистан Туркменистан
Машины, оборудование и транспортные средства 25,44 19,71
Металлы и изделия из них 24,19 11,69 38,65
Минеральные продукты 31,36 22,14
Продовольственные товары
и сельскохозяйственное сы- 14,67 19,69 14,65 27,40 21,14
рье
Продукция химической промышленности 15,25 14,12 19,15
Результаты
В условиях текущего мирового геополитического кризиса регион стран Центральной Азии стратегически важен для Российской Федерации, ведь общая грани-
ца между нашими странами - самая длинная в мире. Следовательно, реализация внешнеэкономических интересов РФ в упомянутом регионе способна минимизировать вызовы и угрозы российской эко-
номической безопасности [6]. С точки зрения дипломатических отношений государства региона Центральной Азии заинтересованы в сохранении и укреплении регио-
нального сотрудничества с Россией на долгосрочную перспективу, о чем свидетельствуют их действия, в том числе и по итогам голосований в ООН (табл. 4).
Таблица 4 - Действия стран Центральной Азии в отношении принятия резолюций ООН
Страны Центральной Азии Резолюция ООН A/RES/68/262 «О территориальной целостности Украины» Резолюция ООН ES-11/1 «Агрессия против Украины» Резолюция ООН ES-11/2 «Гум анитар ные последствия агрессии против Украины»
Казахстан Воздержались Воздержались Воздержались
Киргизия Отсутствовали Воздержались Воздержались
Узбекистан Воздержались Отсутствовали Воздержались
Таджикистан Отсутствовали Воздержались Воздержались
Туркменистан Отсутствовали Отсутствовали Отсутствовали
Источник: составлено авторами по данным ООН.
В рамках многосторонних договоров Российская Федерация пытается налаживать системное сотрудничество с частью стран Центральной Азии в таких различных форматах, как создание международных организаций (Организация договора о коллективной безопасности - ОДКБ, Шанхайская организация сотрудничества ШОС, Содружество независимых госу-
дарств - СНГ), а также интеграционных объединений (Евразийский экономический союз - ЕАЭС). Однако, как видно из таблицы 5, в настоящий момент до сих пор не создана единая площадка, где Россия могла взаимодействовать со всеми странами Центрально-Азиатского региона одновременно.
Таблица 5 - Формы сотрудничества со странами Центрально-Азиатского региона
Страны Центральной Азии СНГ ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности) ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) ЕАЭС
Казахстан + + + +
Киргизия + + + +
Узбекистан + +
Таджикистан + + +
Туркменистан На правах ассоциированного членства
Россия + + +
Армения + +
Беларусь + Беларусь - наблюдатель при ШОС +
Азербайджан Индия
Молдова Китай
Пакистан
Источник: составлено авторами.
В таблице 6 представлена авторская оценка отдельных вызовов и угроз национальной экономической безопасности РФ, закрепленных в Стратегии экономической
безопасности, в соответствии с текущим экономическим и политическим состоянием центральноазиатских стран.
е
X а X с о в
ге
5 с с
л
е д
о
в а X
я
<1
со
2 О 2
оо
Таблица 6 - Авторский анализ внешних вызовов и угроз национальной экономической безопасности РФ
_в странах Центральной Азии_
№
Внешние вызовы и угрозы национальной экономической безопасности РФ
Особенности стран Центральной Азии, влияющие на национальную безопасность РФ
Казахстан
Узбекистан
Киргизия
Таджикистан Туркменистан
1.
Усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг
Существенный внешний долг, прогноз дефицита государственного бюджета на 2023-2025 гг. в размере 2-3 % к ВВП. Однако внутренняя устойчивость хорошая, поэтому рисков кредитоспособности не прослеживается [7]
Государственный бюджет дефицитный. Хорошая внешняя финансовая устойчивость благодаря огромным золотовалютным резервам (396 тонн на конец 2022 года). Отсутствие рисков кредитоспособности в прогнозах на ближайшие 5-10 лет
Государственный бюджет дефицитный. Большой внешний долг, что свидетельствует о невысокой внешней финансовой устойчивости. Внутренняя устойчивость также невысока. Но риски кредитоспособности в ближайшем будущем не прослеживаются
Государственный бюджет остается дефицитным, хотя и с тенденцией к консолидации. Государственный долг постепенно увеличивается. Внешняя и внутренняя финансовая устойчивость невысокая из-за большого долга.
Является одной из стран, успешно вливающихся в мировое экономическое пространство, экономика динамично развивается. Активы резервного фонда страны ликвидны
2.
Использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям
Введен запрет на вывоз сроком на четыре месяца с территории республики бензина, дизельного топлива и отдельных видов нефтепродуктов_
Отсутствие ограничительных и дискриминационных мер в отношении важнейших секторов экономики РФ
Повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ_
В современных условиях в Центральной Азии существует множество территориальных споров о несогласованности государственных границ после распада СССР, которые не позволяют достичь стабильности в регионе и укрепления экономического сотрудничества со странами-соседями
Усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков
Наблюдается постпандемийное восстановление экономики, в Казахстане происходит падение цен на нефть, в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане - снижение спроса на работников и закрытие границ
2 (Л
Изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение ма-
Сфера торговли энергоресурсами, в частности нефтегазовая, и горно-металлургическая составляющая хозяйственно-экономических комплексов республик Центральной Азии (ЦА) привлекают к себе серьёзное внимание инвесторов [8]. В условиях разрыва традиционных логистических цепочек приоритетным проектом Казахстана становится Транскаспийский маршрут, пролегающий через Китай, Казахстан, аква-
N3 6
№
Внешние вызовы и угрозы национальной экономической безопасности РФ
Особенности стран Центральной Азии, влияющие на национальную безопасность РФ
Казахстан
Узбекистан
Киргизия
Таджикистан Туркменистан
териалоемкости, развитие «зеленых» технологий
торию Каспийского моря и ведущий в страны Европы, минуя РФ. По итогам 2022 года энергоемкость экономики Казахстана оценивается в два раза выше среднего уровня энергоемкости стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, и на 12 % выше уровня российской энергоемкости [9]. Согласно оценкам Межправительственной группы экспертов по изменению климата ООН, страны Центральной Азии относятся к группе стран наиболее уязвимых для климатических изменений. Эксперты Всемирного банка утверждают, что в регионе Центральной Азии может случиться более значительное потепление, чем в среднем по всему миру_
е и
н а н с о в ы е и с
ге д
о в а н и я
<1
со
2 О 2
ОО
6.
Деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации
Активизация форматов международного взаимодействия без участия РФ: С5+1, ЦАРЭС 2030, Специальная программа ООН для экономик Центральной Азии (СПЕКА), ОЭС
Новый формат взаимодействия «С5+1», созданный в целях обсуждения региональных вопросов в сферах экономики, экологии и безопасности
Узбекистан находится под сильным и активным финансовым давлением США, которые стремятся подсадить его на экономический крючок, в том числе в рамках нового формата взаимодействия «С5+1», а также в военной сфере. Отмечаются попытки размещения на территории страны американской военной базы
Киргизия зависит от основных источников поступления внешних иностранных инвестиций из таких стран, как Канада, Россия, Китай. Также существенна для страны помощь от таких крупнейших международных финансовых организаций, как МВФ (в 2020 году одобрена экстренная помощь в размере 242 млн долл.), Всемирный банк (в 2022 году 30 млн долл. для реализации проекта в социальной сфере), Исламский банк развития (15 млн долл. в связи с пандемией).
Больше половины иностранных инвестиций в Таджикистан китайского прохождения, особую роль в экономике так же играют инвестиции из России, Великобритании, Франции, Турции и Швейцарии.
Новый формат взаимодействия «С5+1», созданный в целях обсуждения региональных вопросов в сферах экономики, экологии и безопасности.
е
X
а
X с
о в
ге
5 с
с
л
е д
о в
а
X 5
я
<1
8
N3
О 2
оо
№ Внешние вызовы и угрозы национальной экономической безопасности РФ Особенности стран Центральной Азии, влияющие на национальную безопасность РФ
Казахстан Узбекистан Киргизия Таджикистан Туркменистан
7. Отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики Инвестиционные проекты в регионе Центральной Азии редко являются элементом глобальных цепочек поставок. Среди отраслей со значительным инвестиционным потенциалом находятся переработка сельскохозяйственной продукции, нефтехимический сектор и туризм. При этом объёмы инвестиций Китая в регион превышают в два раза российские. Инвестиционное сотрудничество России и стран Центральной Азии развито меньше, чем торговые отношения. По данным Банка России, объем накопленных прямых иностранных инвестиций из России составил 4,9 млрд долл. на начало 2022 года (рост составил 1,8 млрд долл. с 2010 года). Однако доминирующее положение до сих пор занимают инвестиции именно российских сырьевых компаний, инвестиции в сельскохозяйственный сектор и обрабатывающие предприятия Центрально-Азиатского региона растут незначительными темпами.
8. Ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые цепочки создания добавленной стоимости Несмотря на слабые позиции российских компаний в несырьевых отраслях мировой экономики, отметим, что Центральная Азия является регионом, где российская промышленная продукция остается конкурентоспособной. В Узбекистан, Туркмению, Таджикистан экспортируются российские промышленные товары (машины, оборудование и транспортные средства). Согласно статистическим данным, по итогам 2021 года общий объем неэнергетического экспорта из России вырос на 37 % и составил 193 млрд долл. Среди основных статьей экспорта находятся металлопродукция (25,6 %), химические товары (19,6 %), продукция машиностроения (19,1 %) и продовольствие (17,7 %). Наибольшие темпы роста российского импорта с 2016 по 2020 год отмечаются в странах Центральной Азии, таких как Узбекистан (73 %, объем импорта - 4 млрд долл.) и Казахстан (46 %, 13 млрд долл.) Отметим, что страны Центральной Азии, несмотря на их незначительную долю в российском экспорте, являются важнейшими рынками для поставок неэнергетического и несырьевого сектора из РФ. Российская Федерация является крупнейшим импортером продукции из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и занимает второе место по объему импорта из Туркменистана и Узбекистана [10]
9. Недостаточность трудовых ресурсов Центральная Азия является основным поставщиком трудовых мигрантов для России. Несомненно, среди основных внешнеполитических целей России и стран Центральной - эффективное урегулирование миграционных потоков; постоянная адаптация правового законодательства. Существующий приоритет распространения русского языка способствует эффективному сотрудничеству между народами стан Центральной Азии
N3 7
Обсуждение и выводы
Согласно приведенным в таблице 6 данным отметим основные факторы, влияющие на внеэкономическое взаимодействие между Россией и странами Центральной Азии в текущих геополитических условиях.
1. Обострение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ.
Территориальные конфликты, связанные с государственными границами стран Центральной Азии после распада СССР, до сих пор не урегулированы, что подтверждается наличием анклавов и эксклавов на территории Казахстана, Киргиз-стана, Узбекистана и Таджикистана. Межэтнические противоречия, социальная несправедливость, отсутствие политических свобод, а также религиозный экстремизм обострили ситуацию в Киргизии в 1990 и 2010 гг., а также в Узбекистане в 2005 г.
Ферганская долина на границе Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана известна массовой безработицей и радикально настроенной молодежью, организованной преступностью и большим объемом наркотрафика. В 2000 г. долина была заминирована Узбекистаном по границе с Кыргызстаном и Таджикистаном из-за угрозы проникновения религиозных экстремистов. В настоящее время обсуждение пограничных вопросов возобновилось, однако ситуация продолжает оставаться нестабильной.
Российская Федерация напрямую заинтересована в разрешении конфликтов в странах Центральной Азии, так как это влияет на ее экономическую безопасность и угрожает национальным экономическим интересам. Отметим, что Россия доминирует в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и выступает гарантом в стратегии безопасности Казахстана, Киргизстана, Узбекистана и Таджикистана, при этом Туркменистан относительно самостоятелен.
2. Деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений
в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации.
Новый формат взаимодействия «С5+1», объединивший США и страны Центральной Азии, создан в 2005 году в целях обсуждения региональных вопросов в сферах экономики, экологии и безопасности. В рамках данного проекта уже функционируют рабочие подгруппы, которые создают условия для решения неофициально обозначенных задач, таких как получение открытого доступа к исчерпывающей информации о странах-партнерах, усиление неформального влияния на политическую элиту, создание условий для разрыва существующих связей в странах Центральной Азии.
Еще одним форматом взаимодействия без участия России является ЦАРЭС 2030, в основе которого лежит долгосрочная стратегическая рамочная структура программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества до 2030 года (рис. 2). Участниками являются 5 стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан) и их ближайшие соседи (Афганистан, Азербайджан, Китай, Грузия, Монголия, Пакистан). В рамках встречи 2019 года лидеры ЦАРЭС подписали совместную декларацию о выработке общей энергетической стратегии, которая создаст искусственное регулирование порядка транзита углеводородов через Центральную Азию с возможным введением ограничений на загрузку водопроводов и сетей сбыта с участием российских компаний.
Проэкт СПЕКА (Специальная программа ООН для экономик Центральной Азии) наряду с инициативой о созыве стран, не имеющих выхода к морю, является одним из приоритетных для Казахстана проектов в рамках ЭСКАТО (Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана) и в целом в системе Организации Объединенных Наций. Основная цель программы - объединение усилий по консолидации национального
потенциала в целях разработки инновационной политики, способствующей укреплению регионального сотрудничества и стремления к устойчивому развитию. В современных условиях уровень междуна-
родной производственной кооперации незначительный по сравнению с другими торговыми блоками, например АСЕАН. Среди основных экспортных товаров - сырье широкого потребления и рабочая сила.
Рисунок 2 - Инициативы в области регионального сотрудничества, связанные с торговлей
ОЭС - региональная межгосударственная экономическая организация, образованная в 1985 году. В настоящее время членами ОЭС являются 5 стран Центральной Азии (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан), а также Иран, Пакистан, Турция, Азербайджан, Афганистан. По итогам форума 2021 года представители стран договорились о начале торговых переговоров с целью создания зоны свободной торговли ОЭС путем разработки совместной дорожной карты.
Наличие большого числа совместных форматов сотрудничества стран Центральной Азии, созданных в том числе под давлением и в интересах западных стран, несомненно, ставит под угрозу национальные экономические интересы России. В данных обстоятельствах целесообразным
представляется укрепление сотрудничества в рамках создания единого формата экономического и политического взаимодействия России и Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана.
3. Усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков.
Среди основных структурных изменений в регионе Центральной Азии за 2000-2021 год следует отметить:
- прирост суммарного ВВП в 7,5 раза (с 46 до 347 млрд долл. соответственно);
- увеличение накопленного объема прямых иностранных инвестиций в 17,2 раза (с 12,3 до 211,4 млрд долл.);
- шестикратный рост внешнеторгового внутрирегионального оборота товаров (с 27,4 до 165,5 млрд долл.).
Очевидно, что растущее население стран Центральной Азии (ежегодный прирост - 2 %) [9] формирует емкий рынок сбыта и растущий пул трудовых ресурсов, что соответствует российским национальным интересам.
4. В регионе наблюдается активное изменение структуры мирового спроса на энергоносители, сдвиги в структуре их потребления, а также интенсивное внедрение и использование «зеленых» технологий. Среди стран Центральной Азии лидером по международной торговле энергетическими ресурсами выступает Казахстан. Страна выигрывает за счет выгодного месторасположения - на стыке интересов таких государств, как Россия, Китай и США, а также ЕС. Каждая из этих стран готова к взаимовыгодному сотрудничеству с Казахстаном, в т.ч. в собственных национальных экономических интересах.
5. Риски, связанные с неконкурентоспособностью российских товаров, разрывы в глобальных цепочках создания стоимости, санкции и ограниченность внешнеэкономических операций.
Несмотря на сложную геополитическую обстановку в мире, Центральная Азия остается дружественным регионом для России, где реализуется конкурентоспособная отечественная продукция. Из России в Таджикистан, Узбекистан и Туркмению поставляются машины и оборудование, транспортные средства, продукция химической промышленности и др. с высокой прибавочной стоимостью.
Среди препятствий для эффективного продвижения товаров в регионе следует выделить:
- сложности во взаиморасчётах,
- провалы и несогласованность в ва-лютно-финансовом регулировании,
- бюрократизация процессов реализации контрактов и т.д.
Устранение существующих барьеров и наращивание внешнеторговых оборотов со всеми странами Центральной Азии способно дать толчок к повышению конкурентоспособности российских товаров и ее включении в глобальные цепочки создания стоимости.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный информационно-правовой портал «Гарант.ру.». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc /401325792/?ysclid=le8j w56bvt381826711.
2. Стандартные коды стран или районов для использования в статистике. -URL: https://unstats.un.org/unsd/publication/ SeriesM/SeriesM_49rev4corr4R.pdf.
3. Vinokurov E. (Editor), Ahunbaev A., Babajanyan V., Berdigulova A., Fedorov K., Kharitonchik A., Kuznetsov A., Malakhov A., Pereboev V., Usmanov N., Zaboev A. The Economy of Central Asia: A Fresh Perspective // Reports and Working Papers. - 2022. -№ 22/3. - URL: https://www.oilworld.ru/ data/postfiles/335036/EDB_2022_Report-3_ The-Economy-of-CA_rus.pdf. - DOI: 10.213 9/ssrn.4274678.
4. Приоритетные направления российского экспорта. - URL: https://www. exportcenter.ru/upload/press-center/Карта_ экспорта. pdf.
5. UnctadStat. - URL: https://unctadstat. unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx.
6. Погодин С.Н., Тараканова Т.С. Внешнеполитические интересы Российской Федерации в Центральной Азии // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. - 2021. - № 2. - С. 77-85. -URL: https://cyberleninka.ru/article/fi/vneshnepo liticheskie-interesy-rossiyskoy-federatsii-v-tse ntralnoy-azii?ysclid=le46klff23197414000.
7. Макроэкономическая ситуация в странах Центральной Азии: как Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан переживают последствия пандемии COVID-19. -URL: https: //raexpert. ru/ researches/int_fin/ cen tral_asia_2021/?ysclid=le46xvkihh909376852.
8. Грозин А. Торговля энергоресурсами в Центральной Азии: геополитические аспекты // Геоэкономика энергетики. -2019. - № 3. - С. 90-109. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/torgovlya-ene rgoresursami-v-tsentralnoy-azii-geopolitiche skie-aspekty?ysclid=le49o3y1tv818834475.
9. Есекин Б. Зелёная экономика для целей устойчивого развития в Центральной
Азии // Журнал центрально-азиатских и евразийских исследований. - 2021. - Т 1. -№ 4. - С. 24-52.
10. Бутакова М.М., Соколова О.Н. Экспортные позиции России в Центральной Азии: реалии и проблемы // Экономика. Профессия. Бизнес. - 2021. - № 3. -С. 48-52.
11. Lisitsa K. Science, Technological and Innovate Cooperation in EAEU Countries: Current Situation and Prospects // Oikonomos: Journal of Social Market Economy. - 2021. - № 3(21). - P. 83-93.
12. Garbuzarova E. The foreign policy of the central asian countries: the results of 30 years of development // Central Asia and the Caucasus. English Edition. Journal of Social and Political Studies. - 2021. - Vol. 22. -№ 4. - P. 47-59. - DOI: 10.37178/ca-c.21.4.05.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Decree of the President of the Russian Federation dated 02.07.2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation» // Official information and legal portal «Garant.ru.». - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc /401325792 /?ysclid=le8jw56bvt381826711.
2. Standard country or area codes for use in statistics. - URL: https://unstats.un.org/ unsd/publication/SeriesM/SeriesM_49rev4cor r4R.pdf.
3. Vinokurov E. (Editor), Ahunbaev A., Babajanyan V., Berdigulova A., Fedorov K., Kharitonchik A., Kuznetsov A., Malakhov A., Pereboev V., Usmanov N., Zaboev A. The Economy of Central Asia: A Fresh Perspective // Reports and Working Papers. - 2022. -№ 22/3. - URL: https://www.oilworld.ru/ data/postfiles/335036/EDB_2022_Report-3_T he-Economy-of-CA_rus.pdf. - DOI: 10.213 9/ssrn.4274678.
4. Priority directions of Russian exports. - URL: https://www.exportcenter. ru/upload/press-center/Carta_export.pdf.
5. UnctadStat. - URL: https://unctadstat. unctad.org/wds/ReportFolders/reportFolders.aspx.
6. Pogodin S.N., Tarakanova T.S. Foreign policy interests of the Russian Federation in Central Asia // Eurasian integration: economics, law, politics. - 2021. - № 2. - P. 7785. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/vneshnepoliticheskie-interesy-rossiyskoy-fe deratsii-v-tsentralnoy-azii?ysclid=le46klff231 97414000.
7. Macroeconomic situation in Central Asian countries: how Kazakhstan, Uzbekistan, Kyrgyzstan and Tajikistan are experiencing the consequences of the COVID-19 pandemic. - URL: https://raexpert.ru/resear ches/int_fin/central_asia_2021/?ysclid=le46x vkihh909376852.
8. Grozin A. Energy trade in Central Asia: Geopolitical aspects // Geoeconomics of energy. - 2019. - № 3. - P. 90-109. - URL: https://cyb erleninka.ru/arti cle/n/torgovlya-en ergoresursami-v-tsentralnoy-azii-geopolitiche skie-aspekty?ysclid=le49o3y1tv818834475.
9. Yessekin B. Green economy for sustainable development goals in Central Asia // Journal of Central Asian and Eurasian Studies. - 2021. - Vol. 1. - № 4. - P. 24-52.
10. Butakova M.M., Sokolova O.N. Export positions of Russia in Central Asia: realities and problems // Economy. Profession. Business. - 2021. - № 3. - P. 48-52.
11. Lisitsa K. Science, Technological and Innovate Cooperation in EAEU Countries: Current Situation and Prospects // Oikonomos: Journal of Social Market Economy. - 2021. - № 3 (21). - P. 83-93.
12. Garbuzarova E. The foreign policy of the central asian countries: the results of 30 years of development // Central Asia and the Caucasus. English Edition. Journal of Social and Political Studies. - 2021. - Vol. 22. -№ 4. - P. 47-59. - DOI: 10.37178/ca-c.21.4.05.