Научная статья на тему 'Национальное воспитание: от межэтнической толерантности к интернациональной дружбе'

Национальное воспитание: от межэтнической толерантности к интернациональной дружбе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / INTERNATIONAL EDUCATION / КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ / INTERNATIONAL FRIENDSHIP CLUB / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА / PREVENTION OF EXTREMISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Остапенко Андрей Александрович, Хагуров Теймыр Айтечевич

Воспитательная работа по формированию в гражданско-политическом сознании молодёжи ценностей интернациональной дружбы, культуры мира, патриотизма, гражданской ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальное воспитание: от межэтнической толерантности к интернациональной дружбе»

НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ: от межэтнической толерантности к интернациональной дружбе1

Андрей Александрович Остапенко,

профессор Кубанского университета, доктор педагогических наук

Теймыр Айтечевич Хагуров,

профессор Кубанского университета, доктор социологических наук

Эта статья стала результатом работы авторов над исследовательским проектом «Экстремизм и этносоциальные конфликты в полиэтничном регионе: прогнозирование и профилактика» и представляет собой фрагмент учебного пособия для учителей и работников социальной сферы, ответственных за воспитание молодёжи. Поэтому в конце текста мы предлагаем вопросы и задания для размышления о затронутых проблемах.

• импортозамещение • воспитательная работа • интернациональное воспитание • клуб интернациональной дружбы • профилактика экстремизма

Р

оссия последние десятилетия стремилась стать частью Запада, частью Европы. Отказываясь от собственных традиционных ценностей, она стремительно перекраивала все сферы жизни на западный манер. Культура из высокой и традиционной стала массовой и потребительской, образование и здравоохранение стали потребляемой услугой,

юридизм встал над здравым смыслом и своей заорганизованностью и законни-чеством парализовал почти все сферы

1 Публикуется при поддержке Российского научного фонда: проект РНФ № 15-18-00038 «Экстремизм и этносоциальные конфликты в полиэтничном регионе: прогнозирование и профилактика» (рук. Т.А. Хагуров).

общества, и даже семью пытались перекроить на контролируемые ювенальной юстицией партнёрско-контрактные отношения. Особенно болезненно это сказалось на сфере образования и воспитания детей и молодёжи, когда воспитание прав с его странными конвенциями стало выше и главнее воспитания обязанностей, насаждение мультикультура-лизма и толерантности заслонило уважение и дружбу, повсеместное взращивание лидерства и конкурентности почти свело на нет заботу и милосердие. Даяние вытеснили потребительством, другодоминанту сменила эгодо-минанта, коллективизм атомизировали индивидуализмом, патриотизм объявили идеологией маргиналов, а стыдливость — уделом закомплексованных полумонашек. Тьюторов, аниматоров, кураторов, фасилитаторов и ом-будсменов в школах, вузах и комитетах по делам молодёжи стало чуть ли больше, чем преподавателей учителей и воспитателей, а портфолио стало верным средством раз-жжения гордыни и тщеславия.

Реформаторы стремительно спешили нашу столетиями выстраиваемую «неуклюжую и инертную» систему образования и воспитания привести к общему знаменателю с западной системой, и вдруг... выясняется, что Запад нас уже не ждёт, Западу мы не нужны, Запад самодостаточен. Да и ценности когда-то христианского Запада уже совсем не те. Как-то совсем не хочется окунаться в общество узаконенных бородатых девок, узаконенных лёгких наркотиков, законно платящих налоги публичных домов, узаконенной эвтаназии, узаконенных «семей» с тремя родителями и прочих нелепостей «свободного» мира.

Ещё в декабре 2010 года на совместном заседании Госсовета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике В.В. Путин и Д.А. Медведев публично дискутировали о путях воспитания молодёжи. Медведев утверждал, что «нам не нужно стесняться учиться» толерантности у американцев, а Путин тогда ему твёрдо возразил: «Есть только

одно, что может заменить то, что неплохо работало раньше, — это общероссийский патриотизм. Просто мы с вами не используем его, не развиваем эту мысль, а подчас даже стесняемся её. А здесь нечего стесняться, этим гордиться нужно. Нужно, чтобы каждый человек гордился своей страной и понимал, что от успеха всей страны зависит успех каждого и наобо-рот»2. А в 2013 году, возвратившись на пост главы государства, на своей традиционной пресс-конференции В.В. Путин заявил: «Для меня важна не критика западных ценностей. Для меня важно защитить наше население от некоторых квазиценностей, которые очень сложно воспринимаются нашими гражданами, нашим населением. <...> Что же касается традиционных наших ценностей, то я действительно считаю, что мы должны обратить на это больше внимания <...>. Без этих ценностей общество деградирует. Безусловно, мы должны к ним вернуться, понять их ценность и на базе этих ценностей двигаться вперёд. <...> Это, конечно, консервативный подход, но напомню ещё раз слова Бердяева, что консерватизм — это не то, что мешает движению вперёд и вверх, а то, что препятствует движению назад и вниз. Вот это, на мой взгляд, очень верная формула. Эту формулу я и предлагаю, по сути. Ничего здесь необычного для нас нет. Россия — страна с очень древней глубокой культурой. Не только ориентируясь на будущее, но и опираясь на эту традицию, на эту культуру, мы можем чувствовать себя уверенно, уверенно идти вперёд и развиваться» .

После воссоединения Крыма и введённых против России западных санкций стало и вовсе очевидным, что без опоры на собственные силы и традиции ничего не получится. Ключевым понятием почти

2 Цитируется по стенограмме, взятой с президентского сайта: http://www.kremlin.ru/transcripts/9913 или http://президент.рф/выступления/9913.

3 Пресс-конференция Владимира Путина 19 декабря 2013 года. Стенограмма / / http://www.kremlin.ru/ events/president/ news/19859.

во всех сферах стало слово «импортозамеще-ние». В первую очередь оно было подхвачено оборонкой и сельским хозяйством, отчасти культурой. Серьёзно изменилось наполнение витрин супермаркетов и незначительно — афиш кинотеатров. Стало меньше крашенной норвежской сёмги и спецэффектных голливудских боевиков. Необходимо осознавать, что в ближайшие годы (а, скорее всего, месяцы) процесс импортозамещения и возврата к традиционным ценностям придёт в образование и в воспитательную практику. И выиграет тот, кто будет готов к этому процессу, тот, кто, не дожидаясь циркуляров Минобра и Госком-мола, начнёт эту работу.

Совершенно очевидно, что легче всего этот процесс начать в сфере дополнительного образования и во внеклассной воспитательной работе, ибо они не так жёстко регламентированы нормативно-правовыми актами, как учебная деятельность. Отказаться от многолетней практики воспитания западных ценностей конкурентности, толерантности, мультикультурализма, партнёрства, индивидуализма, потребительства в пользу традиционных для Православия любви, заботы, доверия, милосердия, соборности, даяния, традиционных для советского воспитания дружбы, уважения, солидарности, коллективизма, интернационализма и традиционных для тех и других жертвенности, почитания старших и любви к Отечеству не очень сложно. Для этого надо переключить профессиональный регистр воспитателя, сменить воспитательную ориентацию на традиционную. Это сделать не так сложно. Возвратиться к установкам традиционного значительно проще, чем их ломать, хоть это во многом уже сделано. Да и форм воспитательной работы, детского самоуправления, детских общественных организаций в отечественной педагогике накоплено огромное количество. Надо прекратить православную воспитательную традицию называть педагогикой рабства, а советскую — педагогикой тоталитаризма. Надо вернуть в воспитательную работу смысл и милосердие, заменив педагогику мероприятий и профилактики пороков на педагогику событий и взращивания добродетелей. И заявить об этом очень громко. Это непросто, почти невозможно в нынешних культурных обстоятельствах и в нынешней

образовательной политике Минобра. Для этого нужно нам всем вспомнить о своих культурных корнях, вспомнить, что не «хлебом единым», перестать копировать бледное блеянье education management, обнуляющее подлинное образование... Для этого необходимо перед нашей молодёжью рядом поставить христианские и советские образцы и примеры: образы стойкости и мужественности святого Георгия Победоносца и Алексея Маресьева; образы жертвенности и мученичества святого Димитрия Солунского и генерала Карбышева, святых Веры, Надежды, Любови и молодогвардейцев Краснодона; образы служения Отечеству благоверного князя Александра Невского и маршала Г.К. Жукова, благоверного великого князя Димитрия Донского и Павки Корчагина; образы самоотдачи и милосердия великой княгини Елизаветы Фёдоровны, святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и медицинских сестёр Великой Отечественной; образы тех, кто достиг высот в просвещении, — равноапостольного Николая Японского и А.С. Макаренко.

К этому ясно и недвусмысленно призвал Святейший Патриарх Кирилл: «Любовь к родине, чувство братства и чувство долга, готовность положить «душу свою за други своя одинаково характерны для героев Куликова поля, Бородина и Сталинграда. Эти же свойства национального характера отличают большинство русских людей сегодня. <...> Мы должны взять из различных исторических периодов всё по-настоящему значимое и ценное. Нам нужен великий синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, социальных императивов солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, определявших жизнь нашего общества большую часть века ХХ-го, справедливое стремление к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России. Синтез,

который лежит за пределами привычной дихотомии «правые — левые». Синтез, который можно описать формулой «вера — справедливость — солидарность —

4

достоинство — державность» .

К формуле Патриарха добавим формулу Президента: «Для моего поколения всё это имело большое значение, у нас было ещё то, что называлось улицей, двором, общим домом, где мы с друзьями росли. Мы много времени проводили на этих, как бы сегодня сказали, неформальных площадках. Да, проблем там было тоже очень много, достаточно, но там воспитывались такие качества, как умение дружить, помогать друг другу, различать добро и зло. Подлость и предательство были для нас самым последним, презираемым делом. Мы спорили, обсуждали происходящее, прежде всего, конечно, в школах, фильмы, героев книг.

Сейчас жизнь, безусловно, кардинально изменилась, но истинные ценности — они всегда остаются. Это честность, патриотизм, совесть, любовь, доброта, мужество, достоинство, отзывчивость, ответственность и чувство долга»5.

Таким образом глава государства и глава церкви суммарно сформулировали список основных воспитательных ориентиров для молодёжи.

Более широко и полно перечень базовых национальных нравственных ценностей сформулирован в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Соответственно традиционным источникам нравственности

4 Слово Святейшего Патриарха Кирилла на открытии XVIII Всемирного русского народного собора 11 ноября 2014 г. // http://www.patriarchia.ru/db/text/3367103.html.

5 Путин В.В. Выступление на праздновании Дня знаний

с воспитанниками и педагогами образовательного центра для одарённых детей «Сириус» 1 сентября 2015 года / /

http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ speeches/50216.

определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей (представлений):

• патриотизм — любовь к России,

к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

• социальная солидарность — свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

• гражданственность — служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

• семья — любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота

о старших и младших, забота о продолжении рода;

• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;

• наука — ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

• традиционные российские религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

• человечество — мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество «развития гражданин»6.

На основе такой системы традиционных

«а т/ч т~\ «а

ценностей согласно Конституции Российской

6 Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — С. 18-19.

Федерации впервые в постсоветской России государством был определён современный национальный воспитательный идеал: «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации»7. Именно этот идеал и провозглашён высшей целью образования.

В условиях многонациональной страны, объединяющей более сотни наций и народностей, особая надежда возлагается на интернационально-патриотическое воспитание молодёжи. Последние десятилетия понятие «интернациональная дружба» упрямо вычёркивали и, подражая Западу, заменяли то «межэтнической толерантностью», то «мультикультурализмом». Эти идеи провозглашались главными панацеями в борьбе с межнациональной и межконфессиональной рознью и экстремизмом, но розни и экстремизма, увы, становилось больше. Причина здесь понятна: дружить лучше, чем терпеть. Дружим с хорошими, хоть и другими, а терпим плохих. Поэтому в воспитании толерантности как терпимости изначально заложена отрицательная установка к иному как плохому, иначе зачем его терпеть. Нахлебавшись толерантности и партнёрства, которые, увы, себя не оправдали, мы начали возвращаться к ценностям солидарности, коллективизма, уважения и дружбы.

Между тем курс на возрождение интернационализма взял Китай, объявив реглобализацию по-китайски.

Так, в январе 2013 года в газете «Хуаньцю ши-бао», которая подчиняется редакции газеты «Жэньминь жибао» и имеет с 2006 года английскую версию «Глобал таймс», выходит статья сотрудника Китайского института современных

« ЧТ/ ЛГ «а

международных отношений Сунь Жу «Китай берёт курс на «новый интернационализм». Она начинается так: «В прошлом знамя интернационализма было высоко поднято во внешней политике Нового Китая. Однако в ходе тридцати с лишним лет с начала проведения поли тики реформ и открытости идеологическая

7 Там же. — С. 11.

составляющая внешней политики ушла на второй план. Во главе угла оказались непосредственно государственные интересы и знамя интернационализма поникло. Но сейчас пришло время взять в узду погоню за прибылью и выровнять баланс между материальными и духовными нуждами. Объявление курса на «новый интернационализм» во внешней политике явно свидетельствует о том, что наступает расцвет системы китайских ценностей». Новую стратегию автор понимает так: «Суть «нового интернационализма» в том, что Китаю надо брать на себя большую международную ответственность, по мере сил предоставлять ещё ббльшую помощь развивающимся странам, прикладывать ещё больше усилий для сохранения стабильного мирового правопорядка, исполнять ещё больше обязательств и стремиться направить развитие международного порядка в справедливое и рациональное русло. В то же время переход к политике «нового интернационализма» значит, что ради защиты общих интересов всего человечества китайский народ готов пойти и на возможные жертвы»8.

Т^ ту*

Китай заговорил о жертвенности. Как только страна говорит о жертвенности и она становится сутью всей воспитательной стратегии, народ этой страны становится непобедимым. Если страна заявляет о своей собственной мировоззренческой стратегии и претендует на то, что эта стратегия будет всемирно значимой, эта страна может быстро войти в мировой авангард. Если руководство страны проповедует подражательную тактику, она неизбежно будет на вторых ролях.

Надо помнить, что Россия всегда была интересна миру только тогда, когда она

8 Сунь Жу. Китай берёт курс на «новый интернационализм» // Хуаньцю шибао. 2013. 14 янв. (перевод Фёдора Кокорева на сайте тоСМИ.ги http://www.inosmi.ru/world/20130115/204641939.html)

предлагала своё непохожее вселенское, все-единое, соборное, общее Дело и мировоззрение, на которых и выстраивала свою воспитательную стратегию, основанную на мессианстве, жертвенности и справедливости. А затем предлагала её миру. Тогда она была мировым лидером. Как только она занимала подражательную позицию, она становилась скучным аутсайдером.

Сегодня нам необходим синтез веками выработанной нашим Отечеством соборности и десятилетиями выстраиваемого коллективизма. Церковь научилась под своим покровом объединять людей разных национальностей, основываясь на общей вере и взаимной любви. Советская цивилизация научилась объединять людей разных национальностей, основываясь на общей идее и взаимном уважении и дружбе. Необходимо прекратить противопоставлять эти две социальные практики, и Патриарх к этому недвусмысленно призвал.

В памяти старшего поколения ещё не стёрлась из памяти привычная аббревиатура КИД — клубы интернациональной дружбы, которые были в каждой школе, в каждом доме пионеров и почти в каждом ЖЭКе. Сегодня происходит реанимация этой замечательной формы воспитательной работы с молодёжью, которую можно назвать

КИД 2.0.

КИД 2.0 — это не слепое копирование и повторение советского опыта. Оно и невозможно, и ненужно. Молодёжь и всё общество живут в принципиально иных условиях. Сегодня никого не удивишь бумажной почтовой перепиской со сверстниками из других стран или республик или нечастыми встречами с гостями из стран соцлагеря. Резко возросшие возможности телекоммуникаций и открытость границ создают иные условия и возможности для воспитания уважительного отношения и дружеского расположения к людям иных культур и вер. Подобный опыт современной организации молодёжных (чаще студенческих) клубов интернациональной

дружбы существует в университетах Германии, Австрии, Великобритании и других стран Западной Европы (главным образом, при международных академических центрах), где они служат местом встречи студентов из разных стран мира, обучающихся в данном учебном заведении.

Вот некоторые реплики, выложенные на форуме «КИД сегодня»9. Они дают некоторое представление о том, каким может быть клуб интернациональной дружбы в сегодняшних условиях. Создатель форума задаёт вопрос: «В советское время клубы интернациональной дружбы играли большую роль в нравственном и патриотическом воспитании школьников. В 1990-е годы они были почти забыты. Сегодня КИДы возрождаются, но уже в другом качестве. Интернет даёт возможность общения с зарубежными друзьями не только посредством электронной почты, но и с помощью аудио- и видеосвязи. Виртуальные клубы зарубежных друзей — что это такое? Какие цели данные клубы ставят сегодня? Возможно ли организовать КИД в школе с использованием интернет-ресурсов или только сетевую модель КИДа? И нужно ли возрождать КИДы?»

Ему отвечают.

«В Казани возродили Клуб интернациональной дружбы студентов Казанского государственного университета (КГУ) в 2008 году. После длительного перерыва Интерклуб открывался заново: он существовал 25 лет, но в середине 90-х прекратил своё функционирование. Сейчас клуб переживает «второе рождение», и это не случайно: в КГУ сегодня обучаются более 200 студентов из 56 стран мира. Цель Интерклуба — объединить студентов из разных уголков мира в одну большую семью. Также Интерклуб будет представлять интересы иностранных студентов по различным вопросам, оказывать

9 https://www.englishteachers.ru/forum/ index.php?showtopic=1743

помощь в проведении национальных праздников» (Казань).

«Средняя общеобразовательная школа № 56 города Чебоксары создала виртуальный школьный клуб «ВеШ^о» («Берёзка»), который объединяет детей, увлечённых идеей международного общения. Цель клуба — знакомство школьников с культурами различных народов мира, пропаганда российской и чувашской культур за рубежом; воспитание подрастающего поколения в духе идей гуманизма и взаимоуважения народов и их культур» (Чебоксары).

«Не секрет, что третья и действительно мировая война носит явно межкультурный характер. КИДы, конечно, могут формировать у учащихся прежде всего доброе отношение к миру, а на доброе отношение способен лишь человек самодостаточный, уважающий себя и уверенный в себе. НЕ случайно КИДы сегодня всё больше играют роль КДК — Клубов Диалогов Культур. Хотя и «интернациональная дружба» звучит нормально, ассоциируясь в памяти прошлых поколений с «пролетариями всех стран». Но это уже забытая деталь».

«Участие в международных телекоммуникационных проектах или их организация может являться как раз одним из видов деятельности членов КИДа (или виртуального клуба зарубежных друзей, или сетевого сообщества зарубежных друзей — с названием можно ещё подумать). КИД сегодня — это новая организация, созданная по подобию прошлого КИДа, но с несколько другими задачами и другим способом взаимодействия и общения. Без Интернета, его ресурсов и возможностей уже не обойтись! Поэтому соглашусь с тем, что какие мы сегодня, такой и современный КИД. Мы сами можем создавать программу, выбирать друзей и виды деятельности. Главное — это дополнительная возможность для изучения культур различных стран».

«Сегодня КИД и не может быть в том виде, в котором он был в советское время, но кое-что может быть заимствовано. Я тоже больше склоняюсь к сетевому сообществу, а далее в названии можно придумать, какое именно сообщество. Почему сетевое? — потому что

сегодня это самый удобный способ общения, тем более с зарубежными школьниками. Таких сообществ уже море (международных), и это замечательно!»

«Каждое время диктует свои требования. Нынешнее время требует от учеников быть активными участниками процесса познания. Вот современные КИ-Ды и должны это обеспечивать: воспитание уважения к другим нациям; воспитание чувства любви к Родине. Надо гордиться своей страной и уметь рассказать о ней красиво».

К счастью, в нашей стране есть уникальные места, где КИДы не исчезали и не закрывались. Так, клуб интернациональной дружбы существует 35 лет в Доме детского творчества г. Каспийска Дагестана. И понятно, что за три с половиной десятилетия изменились и цели, и формы деятельности. Для каспийцев «КИД — это форма политического, гражданского, патриотического образования и воспитания детей и подростков. КИД — это команда единомышленников, объединённая идеями преодоления в обществе, в детской и молодёжной среде расовых предрассудков, воспитания уважения, миротворчества и содружества всех детей не только Дагестана, России, но и всей планеты. В клубе создан разновозрастной коллектив, в котором добиваются атмосферы семьи. В клуб ходят дети с 14 до 18 лет. В клубе используется методика коллективного творческого действия, в её рамках воспитанники выполняют разные функции: генератор идей, инициатор дел, выразитель чувств

и эмоций, критик, разработчик меро-10

приятий и т.д.»

Восьмой год при поддержке общественной организации «Молодёжная лига развития национальных культур Кубани»

10 http://ddtkaspiysk.dagschool.com/ klub_internacionalnoy_drujbi.php

и МКУ «Общественно-информационный центр города Краснодара» работает Краснодарский городской КИД.

Вот только некоторые задачи, которые ставят перед собой краснодарские КИДовцы:

• укрепление и создание дружественных связей между студентами различных народов и национальностей;

• привитие в институте духа миролюбия, уважения, неприятия национализма, расизма и экстремизма;

• расширение знаний студентов о языке, истории, обычаях разных народов и национальностей;

• развитие у студентов способностей к работе в коллективе, организаторских качеств;

• привитие уважения к правам других людей на основе признания ценности каждого человека.

Только осенью 2015 году клубом организованы: фестиваль «Венок дружбы народов Кубани», театрализованное представление «Путешествие в Коста-Рику» с участием студентов из этой страны, встреча в таджикской национальной гостиной, вечер-концерт «Танцы народов мира» и т.д.

Клуб интернациональной дружбы новой эпохи, КИД 2.0 набирает силу в нашей стране и в особенности в многонациональных регионах. И эта форма работы действительно становится реальной альтернативой заимствованной и уже потерпевшей фиаско политики терпимости и мультикультурализма, потому что в основу своей работы кладёт принципы интернационализма, уважения и дружбы. Для того, чтобы человек иной национальности был рядом как друг и замечательный сосед, его не надо терпеть, его надо уважать. А для того, чтобы воспитывать терпимость к другому, надо вначале привить чувство неприятия к нему, иначе терпеть-то зачем? Это не наш путь. Наша традиция — это уважение, дружба, коллективизм, доминанта на другого. И тогда мы будем сильны и едины.

В рамках повышения квалификации педагогов, учебной работы со студентами вторых курсов педвузов авторы рекомендуют ис-

пользовать смысловые и идеологические параллели и противопоставления. Проблемная постановка привычных вопросов позволяет выявлять скрытые смыслы и риски разных воспитательных стратегий, просчитывать их последствия. Можно выписать из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» основные определения и разобрать, в чём принципиальная разница между понятиями «духовно-нравственное развитие» и «духовно-нравственное воспитание».

Полезно также сравните формулировку современного национального воспитатель -ного идеала с советским идеалом «всесторонне развитой гармоничной личности», объединявшей в себе пять главных составляющих — физическую, умственную, нравственную, трудовую и эстетическую. В чём эти идеалы схожи и в чём различны? Как Вы думаете, почему ключевое понятие «личность» заменено на понятие «гражданин»?

Имея перед собой перечень базовых ценностей, сформулированных Президентом, Патриархом и авторами официальной Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно выбрать из них, на Ваш взгляд, наиболее значимые и расставьте их иерархически от наиболее важных для вас до наименее важных.

Стоит разобраться с тем, чем схожи и чем отличаются идеи социального единства, основанной на церковной идее наднациональной соборности через веру, любовь и милосердие и основанной на советской идее коллективизма через интернациональную дружбу и взаимоуважение? Почему эти социальные идеи несоединимы с идеологией межэтнической толерантности?

Хорошим тренингом социального проектирования станет «мозговой штурм» о формах клубной работы предложить для деятельности современных клубов интернациональной дружбы? НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.