Научная статья на тему 'Клубы интернациональной дружбы как центры воспитания в опыте Российской школы'

Клубы интернациональной дружбы как центры воспитания в опыте Российской школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3171
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КЛУБ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЙ ДРУЖБЫ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INTERNATIONAL EDUCATION / INTERNATIONAL FRIENDSHIP CLUB / OUT-OF-SCHOOL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куц Лилия Геннадьевна

В статье рассматривается опыт интернационального воспитания в отечественной школе 60-80-х гг. ХХ века, подчеркивается особая роль клубов интернациональной дружбы в воспитании у школьников готовности к межкультурному общению и взаимодействию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куц Лилия Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International friendship clubs as educational centres in the experience of russian school

The article deals with the experience of international education in Russian school in the 1960-1980th; particular role of international friendship clubs in developing pupils' readiness to intercultural communication and interaction is emphasized

Текст научной работы на тему «Клубы интернациональной дружбы как центры воспитания в опыте Российской школы»

Л. Г. Куц

(Хабаровск)

КЛУБЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОМ ДРУЖБЫ КАК ЦЕНТРЫ ВОСПИТАНИЯ В ОПЫТЕ РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ

В статье рассматривается опыт интернационального воспитания в отечественной школе 60-80-х гг. ХХ века, подчеркивается особая роль клубов интернациональной дружбы в воспитании у школьников готовности кмежкультурному общению и взаимодействию

Расширение международного информационного, культурного, экономического обмена и сотрудничества вовлекает представителей разных национальностей в непрерывное взаимодействие. Включение в этот процесс все большего количества людей делает необходимым воспитание личности, уважающей другие народы, воспитание у подрастающего поколения стремления и умения понимать другие культуры, умения жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, готовности к эффективному межкультурному взаимодействию. Поэтому разработка вопросов современной системы интернационального воспитания и введения ее в практику школы приобретает сегодня особую актуальность.

Однако в большинстве учреждений образования, как показывает личный опыт автора и социологический опрос, целенаправленная, систематическая работа по интернациональному воспитанию сегодня отсутствует. В то же время известно, что культура межнациональных отношений не может возникнуть стихийно, сама по себе, она требует специально организованной деятельности, для чего и нужна система интернационального воспитания.

Изучение, осмысление и творческое использование значительного позитивного опыта по интернациональному воспитанию школьников, который накоплен отечественной школой в 60-80-е гг. ХХ в., может стать помощником в решении этой задачи сегодня. Интернациональное воспитание подрастающих поколений рассматривалось в этот период как одно из важнейших направлений в работе школ и внешкольных учреждений. Разнообразная и интересная работа, которая велась по этому направлению, сложилась в педагогическую систему интернационального воспитания, включающую в себя специально организованное просвещение и личностно ориентированную деятельность. Организуемая деятельность (общение, взаимопомощь, совместные дела) была связана

с реальной общественно-политической жизнью страны и мира. В системе интернационального воспитания осуществлялось единство учебной и внеучебной воспитательной работы. Во внеклассной и внешкольной работе по интернациональному воспитанию использовались знания, умения и навыки, полученные на уроках. При этом круг их расширялся и углублялся. Целостность работы по интернациональному воспитанию как системы обеспечивалась и тем, что ее содержание, средства и методы были объединены общей целью. В этой работе реализовывался принцип преемственности между разными возрастными ступенями образования, между учебной и внеучебной, школьной и внешкольной деятельностью.

Как отмечает З. К. Шнекендорф, интернациональное воспитание, как и воспитание в целом, опиралось на комплексный подход: единство содержания и соответствующих форм и средств работы; единство и координация усилий школы, детской и молодежной организаций, семьи, общественных организаций; единство и целенаправленность данной работы в процессе обучения, внеклассной работы и организации общественно полезной деятельности; дифференцированный подход в процессе применения коллективных и индивидуальных форм воспитания [11, с. 18].

Первостепенное значение для эффективности работы по интернациональному воспитанию имела специальная подготовка педагогов через систему политического просвещения: научно-практические конференции, тематические семинары, консультации, обобщение опыта работы отдельных педагогов и школ по этому направлению, самообразование.

Наиболее широкие возможности для развития личности в целом и воспитания уважения к человеку другой национальности давала многообразная по форме и интересная по содержанию разносторонняя внеурочная деятельность. Период 60-80-х гг. ХХ в. в отечественной школе

характеризуется активизацией деятельности школьных объединений, ориентированных на развитие интересов школьников, их трудовой и социальной активности. Возникают лагеря труда и отдыха, разнообразные клубы по интересам (юных друзей пожарных, юных натуралистов, интернациональной дружбы и др.).

Особая роль в интернациональном воспитании принадлежала клубам интернациональной дружбы (КИД), которые к середине 70-х гг. стали самой распространенной организационной формой этой работы с подрастающим поколением. Сегодня не каждый знает, кто такие КИДовцы, а в то время практически в каждой школе, каждом Дворце / Доме пионеров и школьников работал такой клуб. Эти клубы были очень популярны и многочисленны.

Анализ литературы периода 60-80-х гг. ХХ в. позволяет сделать вывод, что КИДы стали возникать в конце 50-х годов после проведения в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957 г.), когда появилась реальная возможность прямых контактов с молодежью из других стран. Свою роль в этом сыграли и Общества Дружбы с зарубежными странами, которые стали создаваться в нашей стране в 1957 году с целью вовлечения в движение за интернациональную дружбу и сотрудничество широких слоев населения. Этому способствовало и создание в 1958 году Международного комитета детских и юношеских организаций (СИМЕА). Его целью являлось укрепление дружбы между детьми трудящихся всех стран. Советский фонд мира, созданный в 1961 году как общественная организация, также содействовал укреплению мира, дружбы и согласия между народами. Основными направлениями его деятельности являлись предотвращение национальных конфликтов, благотворительность, развитие международного сотрудничества, научных, культурных и молодежных обменов. Главными источниками средств Фонда были благотворительные пожертвования граждан, предприятий, общественных организаций, в том числе и школьников.

Процесс создания клубов шел постепенно. Если в «Педагогической энциклопедии» под ред. И. А. Каирова (1965 г.) отмечалось, что в школах организуются «интернациональные уголки»» и только в некоторых созданы интернациональные клубы, то уже в конце 60-х - начале 70-х гг. именно клубам интернациональной дружбы стала принадлежать ведущая роль в интернациональном воспитании школьников. Изучение деятельности КИДов дает возможность утверждать, что они действительно являлись центрами интернационального воспита-

ния, ими были найдены разнообразные формы и средства внеклассной работы, которые позволяли жить интересной, содержательной, яркой жизнью и тем самым решать задачи интернационального воспитания.

Так, например, КИД «Глобус» гимназии № 67 Нижнего Новгорода был организован в 1957 году. Предпосылкой его создания стало участие группы учеников школы в Московском международном фестивале молодежи и студентов, где ребята познакомилась с афро-американским певцом Робом Россом и пригласили его в свой родной город. Певец откликнулся на это приглашение и приехал с концертной программой в Нижний Новгород. Его выступление и стало первым заседанием КИДа школы № 67 [14].

В феврале 1959 года на волне всеобщего интереса детей и подростков к дружескому общению со сверстниками из других стран в Ленинградском Дворце пионеров был основан клуб «Дружба». Первоначальное его название - клуб интернациональной дружбы «Октябрь». Члены КИДа организовывали и проводили кампании солидарности пионеров и школьников, они активно откликались на события того времени, волнующие мир. Клуб этот продолжает свою увлекательную и разнообразную деятельность и сегодня [12].

КИД им. Ю. А. Гагарина Московского Дворца пионеров и школьников (на Ленинских горах) начал свою деятельность в 1962 году и стал инициатором многих акций: эстафета дружбы Домов пионеров союзных республик, «Корабль солидарности в Анголу», «Сумка дружбы» детям Чили, «Сумка дружбы» детям Вьетнама, ежегодных трудовых акций в Фонд мира и др. В 1964 году этот КИД предложил отмечать 8 февраля День юного героя антифашиста в память о сверстниках, погибших в борьбе против фашизма. Эту акцию поддержала вся страна. Все мероприятия в этот день посвящались героическим подвигам детей, которые вместе со взрослыми боролись и погибли за свободу и счастье своего народа. Традиционно проводились торжественные линейки памяти, сборы, беседы, лекции, пресс-конференции, митинги солидарности и другие мероприятия. День юного антифашиста был также утвержден Ассамблеей ООН [13].

Проводимый в тот период анализ деятельности КИДов позволил сделать вывод об их значительном воспитательном потенциале, необходимости их поддержки, придании им определенного статуса, и с этой целью в 1978 г. Министерством просвещения СССР и ЦК ВЛКСМ было утверждено «Примерное положение о клубе интернациональной дружбы пионеров и школьников». В нем были определены цели и задачи

КИДов, обязанности членов клуба и руководства, секции и примерное содержание их работы, формы работы КИДа и некоторые методические указания. Согласно «Положению», клуб интернациональной дружбы - это добровольное объединение учащихся, которые интересуются жизнью молодежи в республиках Советского Союза и за рубежом, хотят больше узнать о стране изучаемого языка.

В деятельности по интернациональному воспитанию применялись разнообразные формы работы, которые вызывали наибольший интерес и активность школьников: школьные вечера и утренники, фестивали, посвященные дружбе народов и борьбе за мир, политические информации о международных событиях, доклады, лекции, беседы, просмотр и обсуждение кинофильмов о жизни детей других стран, чтение литературы о жизни народов СССР и о жизни трудящихся зарубежных стран, пресс-конференции и др. Эти формы работы стали традиционными.

Большое воспитательное и познавательное значение имела переписка со сверстниками из союзных республик и стран социалистического содружества; проведение заочных путешествий по республикам СССР и социалистическим странам, конкурсов и викторин по интернациональной тематике; встречи с иностранцами и теми, кто побывал за рубежом; недели, декады и месячники иностранного языка и т.п.

В своей работе КИДы широко использовали массовые формы работы (недели дружбы и солидарности, фестивали, вечера, конкурсы, викторины, сборы, заочные путешествия по странам и республиками и др.), групповые (секции, кружки, инсценировки на иностранном языке, экскурсии, встречи, телемосты и др.), индивидуальные (составление заметок в стенгазету или для радиопередач, индивидуальная переписка, оформление альбомов, изготовление сувениров и др.).

Встречи детей разных национальностей во Всесоюзном пионерском лагере «Артек» (Крым), в «Орленке» (Краснодарский край), «Океане» (Приморский край), в международных пионерских лагерях других стран (в Польше, Болгарии, Чехословакии, ГДР, Венгрии и др.) давали возможность непосредственного общения детей. Они рассказывали друг другу о себе, своей семье, своей жизни, своей стране, делились личными впечатлениями, обменивались адресами для дальнейшей переписки. Путёвка в эти международные лагеря считалась престижной наградой, поощрением как для советских детей, так и для детей из-за рубежа. Совместные мероприятия обогащали знания детей о разных на-

родах и странах, пробуждали стремление изучить язык той или иной национальности, укрепляли дружбу. Дружба, начавшаяся в лагере, долго продолжалась в письмах и позволяла ребятам еще больше узнавать и понимать друг друга, а также совершенствовать знание иностранного языка. Эти международные пионерские лагеря были подлинной школой воспитания детей и подростков в духе интернационализма - ведь живое, непосредственное общение с представителями других стран всегда на пользу делу дружбы и мира.

Архивные материалы Хабаровского края хранят интересные сведения об интернациональной работе школ на территории нашего края. Так, еще в 1949-50 годах пионеры Красиц-кой школы Хабаровского района обменивались письмами с членами юношеской секции Болгарского Красного креста «Сентябрята», пионеры Дормидонтовской школы отправляли письма в Польшу, Вяземской семилетней школы - в Румынию, а пионеры Вяземской средней школы № 3 - в Народную Республику Вьетнам. В документах отмечается, что в 1956 г. «пионерские отряды и дружины края в соответствии с решением ХХ съезда КПСС об усилении международной и культурной связи с другими странами начали изучать историю той или другой страны, они посвящали свои пионерские сборы и костры отдельным странам. Многие пионерские дружины завели интересную переписку с пионерами Китайской Народной Республики, Чехословацкой, Болгарской, Германской Демократической Республикой» [1, с.23, 56-57]. В Еврейской автономной области в 1976 г. сто девяносто два пионерских отряда переписывались с пионерами социалистических стран. В пионерских дружинах области работало тридцать два КИДа. Пионерами было перечислено в Фонд мира три тысячи рублей [2, с. 15].

Пионерия Хабаровска дружила, конечно, и со школьниками стран-соседей: Китая, Японии, Кореи. Еще в 1958 г. было образовано Хабаровское краевое отделение Общества советско-китайской дружбы, в 1960 г. - отделение Общества «СССР - Япония», в 1970 г. - советско-корейской (КНДР) дружбы. Созданные общества дружбы активизировали проведение совместных культурных и спортивных мероприятий, фестивалей дружбы, Дней городов-побратимов, обмен детскими и молодежными организациями. Обмен школьными делегациями, встречи спортивных команд, коллективов художественной самодеятельности помогали укреплению дружбы между школьниками разных национальностей. Вся эта разнообразная и интересная деятельность давала ребятам возможность

не только получать информацию о жизни детей мира, но и способствовала установлению непосредственных контактов, расширяла круг друзей, укрепляла дружеские связи ребят, побуждала активно, по мере своих возможностей участвовать в борьбе за мир, мотивировала к изучению иностранных языков и помогала делать это изучение практически направленным и содержательным.

Работа по интернациональному воспитанию школьников не прекращалась и в период летних каникул. В планы работ лагерей труда и отдыха включались такие мероприятия, как митинги солидарности, дни ударного труда (заработанные деньги перечислялись, например, в фонд операции «Солидарность», в фонд Х1 Всемирного фестиваля молодежи и студентов, в фонд Мира), конкурсы политической песни и плаката, лекции о внешней политике СССР, политинформации, праздники Дружбы и др.. В некоторых лагерях вместе с нашими ребятами отдыхали и школьники из других стран. Так, начиная с 1977 года, в загородных пионерских лагерях Хабаровска ежегодно отдыхали японские дети общества Кусано-Нэкай [2, с. 37-38].

Клубы интернациональной дружбы, созданные во Дворцах и Домах пионеров, являлись своеобразными организационно-методическими центрами по интернациональному воспитанию. Они уделяли большое внимание подготовке кадров руководителей школьных КИДов, организовывали постоянную учебу: семинары, ме-тодико-практические конференции, консультации, совещания по обмену опытом работы, методические выставки, выездные семинары на базе школ, выпуск методических разработок и рекомендаций-памяток. Они являлись инициаторами и организаторами многих массовых мероприятий, помогали развитию дружеских контактов как с отдельными школами, так и с детскими организациями зарубежных стран.

Инициатором многих интересных, полезных и важных дел в воспитании юных интернационалистов и в деле объединения всех КИДов города Хабаровска на протяжении многих лет являлся КИД «Восток» городского Дворца пионеров и школьников. Как отмечает его создатель и многолетний руководитель Ольга Николаевна Дуничева, в г. Хабаровске в конце 60-х гг. КИДы существовали только в отдельных школах (средние школы №№ 5, 12, 51, 71), а в конце 70х их насчитывалось уже свыше пятидесяти [4].

Интерклуб «Восток» быстро откликался на международные акции, становился во главе городских массовых мероприятий. Так, например, в 1983 г. хабаровские пионеры интересными делами, трудовыми десантами встретили «Эста-

фету мира детей Европы». На городском митинге «Я голосую за мир!» ребята на открытках в виде голубя написали свои заветные слова о мире и отправили их в Будапешт на имя президента СИМЕА (двадцать тысяч открыток). В рамках этой эстафеты в школах прошли классные часы о СИМЕА, были собраны подписи в защиту мира и отправлены в ООН. Ребята собрали и отправили посылки со школьными принадлежностями детям Никарагуа, ярко и эмоционально прошел митинг «Свободу Гренаде!».

Традиционными в деятельности этого КИДа стали: городской фестиваль политической песни «Слово и песни в защиту мира», конференция «Юность обличает, юность борется!», международная выставка детских рисунков «Широка страна моя родная», «Базар солидарности» [3, с. 134-137].

В 1985 г. в школах, в Домах пионеров и школьников Хабаровского края работало более двухсот двадцати КИДов. Они были организаторами и активными участниками Дней городов-побратимов, Дней и Недель юного героя-анти-фашиста, акций, митингов и ярмарок солидарности, конкурсов политического плаката и песни, уроков Мира и т.п. Члены КИДов переписывались с ребятами всех союзных республик бывшего СССР и стран социалистического лагеря. Двадцать юных интернационалистов нашего края стали участниками праздника «За счастливое детство в мирное время» в пионерском лагере «Артек», посвященного Международному году ребенка [9, с. 242, 285].

Необходимо отметить, что воспитание в нашей стране в советский период было идеологизировано, политизировано и регламентировано. Это выражалось в исключительно важном значении политического просвещения, в обязательном партийном руководстве клубами интернациональной дружбы, в придании каждому мероприятию классовой идейной направленности, в идейно-политической направленности переписки, в замалчивании сложностей и проблем в нашей стране, в пропаганде преимуществ и превосходства социалистического строя перед капиталистическим, в воспитании ненависти к врагам рабочего класса.

Анализ деятельности КИДов дает возможность утверждать, что они, несмотря на это, пользуясь самыми разнообразными средствами и методами внеклассной работы, жили интересной, содержательной, яркой эмоциональной жизнью, воспитывали чувство дружбы, взаимопонимание, взаимопомощь, сотрудничество, сотворчество, уважительное отношение к людям разных национальностей, ответственность за судьбу мира. Активное участие в работе КИДов

принимали не только члены клуба - они привлекали к участию в своих мероприятиях огромное количество ребят. Работа клубов часто выходила за свои рамки. Все это доказывает, что КИДы являлись наиболее действенной организационной формой интернационального воспитания подрастающего поколения, и сегодня очевидна целесообразность осмысления и творческого использования этого опыта в современной школе.

В настоящее время понятие «интернациональное» заменяется на «межкультурное», «межнациональное», «межэтническое», «между-

народное», «поликультурное», «интерсоциальное» и т.п. Но ведь слово «интернациональный» означает 1) международный (inter между + natio (nationis) народ); 2) соответствующий принципам интернационализма (сотрудничество народов, основанное на общности интересов, равноправии и независимости) [10, с. 242]. ^к справедливо отмечает В. А. ^раковски^ «кого-то бесит то, что это прилагательное произошло от слова «Интернационал», замени слово, но признай возможность общего дела. . Нельзя же все начинать с нуля. Развитие остановится» [S, с. S8],

Литература

1. Государственный архив Хабаровского края (ГАХК). ФП. - 442. оп. 1. д. 253. л. 23, 56-57.

2. Гос. арх. Хабаров. края. ФП. - 617. оп. 17. д. 40. л. 37-38, 41-42, 54, 56.

3. Гос. арх. Хабаров. края. ФП. - 617. оп. 20. д. 47. л. 134-137.

4. Дуничева О. Н. Воспитание в духе культуры мира: вопросы истории, теории, практики // Пионерское движение: теория, история, методика : сб. науч. тр. - Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002 - С.72-78.

5. Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Новая школа, 1993. - 80 с.

6. Коршунова С. А. Школьный клуб интернациональной дружбы: Книга для учителя. (Из опыта работы). - М.: Просвещение, 1984. -143 с.

7. Никитенко В. Н. Национально-региональный компонент в контексте непрерывного образования на Дальнем Востоке России // Непрерывное образование: от методологии до практического воплощения : сб. науч. ст. / под ред. С. А. Хмара, Е. В. Елисеевой. - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2007. - С.36-41.

8. Педагогическая энциклопедия / гл. ред. И. А. Каиров, Ф. Н. Петров. Т.2. - М.: Сов. энциклопедия, 1965. - 911 с.

9. Сбор: Страницы истории Хабаровской краевой пионерской организации. - Хабаровск: Кн. изд-во, 1985. - 288 с. (Всерос. серия «Пионерия на марше»).

10. Современный словарь иностранных слов / под ред. Е. А. Гришиной. - М.: Рус. яз., 1993. - 740 с.

11. Шнекендорф З. К. Воспитание юных интернационалистов: Из опыта внеклассной работы : пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с.

12. Клуб «Дружба» [информация о клубе] // Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных : [сайт]. - URL: http:// www. anichkov.ru/gdtu/group/igra/frends (дата обращения 25.12.09).

13. [КИД им. Ю. А. Гагарина : из истории клуба] / / Московский городской дворец детского (юношеского) творчества : [сайт]. - URL : http://www.mgdvorec.ru/about/structure/intern/kid/ (дата обращения 25.12.09).

14. Клубу интернациональной дружбы «Глобус» 50 лет [2008 г.] // Время : Региональное информационное агентство Правительства Нижегородской области : [сайт]. - URL: http://www.vremyan.ru/ news/klubu_internatsionalnoj_druzhby_globus_50_let.html (дата обращения 25.12.09).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.