Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КИТАЙСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ'

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КИТАЙСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нация / национальное самосознание / китайская молодежь / глобализация / академическая мобильность / инокультурная среда / nation / national identity / Chinese students / problems of ethical identification / globalization / academic mobility / foreign cultural environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ма Сюефэй, Н.М. Романенко

В статье отражены результаты исследования, цель которого заключалась в выявлении и научном обосновании особенностей национального самосознания китайской учащейся молодежи, проявленных в условиях инокультурной среды. В ходе исследовательской деятельности мы задействовали теоретические методы, позволившие осуществить анализ ранее полученных данных о национальном самосознании китайцев, обобщить полученные нами результаты и интерпретировать их для достижения поставленной задачи. Достоверность полученных результатов достигнута благодаря соблюдению методологии исследовательской деятельности и научной обоснованности доступных и используемых данных. Новизна заключается в исследовании отдельного аспекта проявления национального самосознания китайской молодежью в конкретных условиях, что не было ранее освещено в научных источниках. Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена дополненностью теории и возможностью их применения в организации для более детального изучения проблем национального самосознания. Найденные решения проблемы формирования и сохранения национального самосознания у китайской учащейся молодежи позволят преодолеть современные кризисы, спровоцированные процессом глобализации и мобильности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ма Сюефэй, Н.М. Романенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL IDENTITY OF CHINESE STUDENTS IN A FOREIGN CULTURAL ENVIRONMENT

The article reflects on results of a study aimed at identifying and scientifically substantiating the peculiarities of the national identity of Chinese students, manifested in a foreign cultural environment. In the course of the research, the authors use theoretical methods that allow to analyze previously obtained data on the national identity of the Chinese, summarize the results of the research and interpret them to achieve the task. The reliability of the results is achieved due to compliance with the methodology of research activities and the scientific validity of the available and used data. The novelty of the work lies in the study of a separate aspect of the manifestation of national identity of the Chinese youth in specific conditions, which was not previously covered in scientific sources. The theoretical significance of the research results is due to the complementarily of the theory and the possibility of their application in the organization of a more detailed study of the problems of national identity. Solutions found to the problem of formation and preservation of the national identity of Chinese students will help overcome the modern crises provoked by the process of globalization and student mobility.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КИТАЙСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ»

Организационно-технологические условия описывают требования к инфраструктурным и ресурсным компонентам. Кадровые условия характеризуют трансформацию ролей участников педагогического процесса, необходимость повышения уровня цифровой грамотности педагогов и студентов. Коммуникативные условия отражают структуру сетевого взаимодействия всех компонентов и участников образовательного процесса.

Модель организации самостоятельной работы магистров в цифровой экосистеме вуза представлена целевым, мотивационным, организационным, методологическим, технологическим, результативным и оценочным компонен-

Библиографический список

тами. Технологический компонент модели описывает возможности интеграции элементов цифровой дидактики и применение цифровых технологий при организации самостоятельной работы магистров в образовательной среде смешанного экосистемного типа. Технология онлайн-обучения рассмотрена как одна из востребованных при реализации модели в Южном федеральном университете. В результате исследования доказана эффективность предложенной модели организации самостоятельной работы, которая, прежде всего, выражена в повышении показателя готовности к самообразованию и самоорганизации магистров в цифровой экосистеме вуза.

1. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. Москва: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2018.

2. Петрова Н.П. Организация проектной и научно-исследовательской деятельности магистрантов в условиях трансформации образовательной парадигмы. Гуманитарные и социальные науки. 2022; Т. 92, № 3: 178-184.

3. Олейников Б.В., Подлесный С.А. О концепции «Экосистема обучения» и развития информатизации образования. Знание. Понимание. Умение. 2013; № 4: 84-91.

4. Зятева Л.А., Исакова ГС. Экосистемный подход к организации образования: исторические предпосылки и современные тенденции. Журнал педагогических исследований. 2022; Т. 7, № 3: 14-20.

5. Вайндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. Образовательная экосистема: терминологический аспект. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021; № 4 (44): 5-11.

6. Лукша П.О. «Нам нужен следующий переход - к человеку экосистемному». Разговор об образовании будущего. Образовательная политика. 2021; № 2 (86): 16-24.

7. Мамедова Г.С. Организация самостоятельной работы магистров с использованием информационных и коммуникационных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 5 (96): 137-139.

8. Петрова Н.П., Бондарева ГА. Цифровизация и цифровые технологии в образовании. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 5 (78): 353-355. References

1. Uvarov A.Yu. Obrazovanie v mirecifrovyh tehnologij: na putikcifrovojtransformacii. Moskva: Izdatel'skij dom GU-VSh'E, 2018.

2. Petrova N.P. Organizaciya proektnoj i nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti magistrantov v usloviyah transformacii obrazovatel'noj paradigmy. Gumanitarnye i social'nye nauki. 2022; T. 92, № 3: 178-184.

3. Olejnikov B.V., Podlesnyj S.A. O koncepcii «'Ekosistema obucheniya» i razvitiya informatizacii obrazovaniya. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2013; № 4: 84-91.

4. Zyateva L.A., Isakova G.S. 'Ekosistemnyj podhod k organizacii obrazovaniya: istoricheskie predposylki i sovremennye tendencii. Zhurnalpedagogicheskih issledovanij. 2022; T. 7, № 3: 14-20.

5. Vajndorf-Sysoeva M.E., Subocheva M.L. Obrazovatel'naya 'ekosistema: terminologicheskij aspekt. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2021; № 4 (44): 5-11.

6. Luksha P.O. "Nam nuzhen sleduyuschij perehod - k cheloveku 'ekosistemnomu". Razgovor ob obrazovanii buduschego. Obrazovatel'naya politika. 2021; № 2 (86): 16-24.

7. Mamedova G.S. Organizaciya samostoyatel'noj raboty magistrov s ispol'zovaniem informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 5 (96): 137-139.

8. Petrova N.P., Bondareva G.A. Cifrovizaciya i cifrovye tehnologii v obrazovanii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 5 (78): 353-355.

Статья поступила в редакцию 09.04.24

УДК 372.881.11

Ma Xuefei, People's Republic of China, postgraduate, Department of Pedagogical Culture and Management in Education, Moscow State Institute of International

Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: 1542250321@qq.com

Romanenko N.M., Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia),

Е-mail: rimn4@yandex.ru

NATIONAL IDENTITY OF CHINESE STUDENTS IN A FOREIGN CULTURAL ENVIRONMENT. The article reflects on results of a study aimed at identifying and scientifically substantiating the peculiarities of the national identity of Chinese students, manifested in a foreign cultural environment. In the course of the research, the authors use theoretical methods that allow to analyze previously obtained data on the national identity of the Chinese, summarize the results of the research and interpret them to achieve the task. The reliability of the results is achieved due to compliance with the methodology of research activities and the scientific validity of the available and used data. The novelty of the work lies in the study of a separate aspect of the manifestation of national identity of the Chinese youth in specific conditions, which was not previously covered in scientific sources. The theoretical significance of the research results is due to the complemen-tarily of the theory and the possibility of their application in the organization of a more detailed study of the problems of national identity. Solutions found to the problem of formation and preservation of the national identity of Chinese students will help overcome the modern crises provoked by the process of globalization and student mobility.

Key words: nation, national identity, Chinese students, problems of ethical identification, globalization, academic mobility, foreign cultural environment

Ма Сюефэй, аспирант, ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации,

г. Москва, Е-mail: 1542250321@qq.com

Н.М. Романенко, д-р пед. наук, проф., ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет), г. Москва,

Е-mail: rimn4@yandex.ru

НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ КИТАЙСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ ИНОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

В статье отражены результаты исследования, цель которого заключалась в выявлении и научном обосновании особенностей национального самосознания китайской учащейся молодежи, проявленных в условиях инокультурной среды. В ходе исследовательской деятельности мы задействовали теоретические методы, позволившие осуществить анализ ранее полученных данных о национальном самосознании китайцев, обобщить полученные нами результаты и интерпретировать их для достижения поставленной задачи. Достоверность полученных результатов достигнута благодаря соблюдению методологии исследовательской деятельности и научной обоснованности доступных и используемых данных. Новизна заключается в исследовании отдельного аспекта проявления национального самосознания китайской молодежью в конкретных условиях, что не было ранее освещено в научных источниках. Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена дополненностью теории и возможностью их применения в организации для более детального изучения проблем национального самосознания. Найденные решения проблемы формирования и сохранения национального самосознания у китайской учащейся молодежи позволят преодолеть современные кризисы, спровоцированные процессом глобализации и мобильности студентов.

Ключевые слова: нация, национальное самосознание, китайская молодежь, глобализация, академическая мобильность, инокультурная

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что реформы, происходящие в Китае, сопровождаются разительными переменами, одной из которых является возрождение китайской национальности в информационную эпоху. Начиная с перспективы, озвученной генеральным секретарем коммунистической партией Китая (далее - КПК) Цзян Цзэминем на XV съезде партии (1989 г) [1], до последнего десятилетия, «обновленный» Китай демонстрирует серьезный прорыв в области народного хозяйства и модернизации социально-экономического строя в контексте требований рынка социализма. Естественным флагманом реформирования и одновременно потенциалом модернизации страны была и продолжает оставаться учащаяся молодежь. Происходящие события и прогнозируемая деятельность предоставляют широкий спектр возможностей и перспектив для учащейся молодежи страны в случае интенсифицирования личностных качеств и развития способностей. В контексте высказанного авторского мнения и дискурса исследователей, изучающих готовность китайской молодежи к ответственной деятельности на благо обществу и государства, в настоящем исследовании сформулирована проблема о состоянии и возможности формирования национального самосознания учащейся молодежи [2, с. 115]. Решение сформулированных проблемных аспектов позволит не только выявить возможности современной китайской молодежи в реализации обязанностей перед государством, но и в осознании своей принадлежности к нации.

Цель статьи заключается в теоретико-методологическом обосновании особенностей национального самосознания китайской учащейся молодёжи, проявленных в условиях инокультурной среды, и возможностей использования полученных результатов на практике.

Задачи, которые необходимо решить для достижения цели, включают следующие аспекты: доказать своевременность настоящей темы исследования; осуществить теоретический анализ исследовательского материала в контексте проблем современного Китая и признать наличие научных работ, авторы которых осуществляют попытки определить дефиницию понятия «национальное самосознание китайской молодежи»; выявить наиболее распространенные причины сложности процесса адаптации; дать наглядное представление видов аккультурации, сформировавшиеся в рамках ведущих тенденций; представить специфику отношение учащейся китайской молодежи к ведущей деятельности - учебе - с различных позиций.

В ходе исследования авторами применялись следующие методы: теоретические (анализ научных источников для понимания сути и содержания национального самосознания китайской молодежи, синтез и обобщение для формулирования выводов исследования; метод классификации, с помощью которого были представлены наиболее распространенные причины трудностей адаптации китайской молодежи в инокультурной среде); прикладные (метод схематизации, позволяющий наглядно представить виды аккультурации, сформировавшиеся в рамках ведущих тенденций; метод разъяснения для понимания философии конфуцианства, в которой уровень интеллектуального развития человека приравнивается к его социальной и моральной ответственности, метод разъяснения направлен на применение полученных знаний к решению практических задач адаптации китайской молодежи к инокультурной среде).

Научная новизна статьи заключается в том, что на ее страницах был осуществлен теоретический анализ исследовательского материала в контексте проблем современного Китая и уточнено значение дефиниции «национальное самосознание китайской молодежи в инокультурной среде»; в определении на современном этапе наиболее распространенных причин трудностей процесса адаптации китайской обучающейся молодежи.

Теоретическая значимость определяется вкладом результатов в теоретико-методологическое знание национального самосознания и мировоззрение китайской молодежи, решением вопросов адаптации китайской молодежи к российской действительности.

Практическая значимость состоит в создании схематизации, позволяющей наглядно представить виды аккультурации, сформировавшиеся в рамках ведущих тенденций, а также в акцентировании исследования на разъяснении принадлежности китайской молодежи к философии конфуцианства, что позволит педагогам на практике, в ходе академической адаптации учитывать национальные и ментальные особенности в решении практических задач и адаптации китайской молодежи к российской действительности.

Для характеристики национального самосознания китайской учащейся молодежи в инокультурной среде следует представить общие характеристики, присущие национальному самосознанию в целом. Согласно результатам исследований М.Л. Титаренко [3, с. 38], в качестве причин высокой жизнестойкости китайской цивилизации выступает деятельность по сохранению тесной обратной связи, существующей между народной культурой и философией Китая, что указывает на наличие тесной связи не только с национальным самосознанием, но и с этикой и политикой, которые в единстве составляют духовную культуру и этническую однородность.

Среди немногочисленных работ наиболее значимыми в рамках заданной проблематики следует назвать работы Нин Фана, Бинцюань Вана и Лицзюнь Ма [4, с. 86]. Перечисленные авторы подчеркивают критичность национального самосознания молодежи 80-х годов XX века, «отбросившей» этническое самосознание («Мы») в пользу собственного ментального «Я» в стремлении подражать западному образу жизни. Нарушение баланса негативно отразилось на участии

«авторитетной молодежи» в процессах модернизации своей страны и продолжающихся последствиях, которые сформировались в устойчивую тенденцию.

«Нелюбимая страна для китайских молодых интеллигентов и учащихся -США, и желанная - тоже США» [5, с. 42].

В погоне за лозунгами и слоганами «демократия», «свобода» и «права человека», востребованные среди представителей молодого поколения всех стран, большинство китайских студентов, особенно обучающихся за рубежом, утрачивают свой национальный и патриотический дух. Именно сложившаяся ситуация, в которой намечаются негативные тенденции, обязывает не дистанцироваться от вопросов формирования национального самосознания китайской учащейся молодежи в контексте сложившихся реалий, характеризуемых процессами глобализации, высокой мобильной активности студентов Китая, а также особенностями интеграции и сепарации, которые определяют физическое и психическое здоровье нации. Однако современные исследования, появившиеся в 10-20-е годы XXI века, характеризуют современную китайскую молодежь пониманием значимости национального характера культуры, а противостояние двух противоборствующих идейных течений (Запад - Восток) определили путь в глубокому осмыслению перспектив становления китайской культуры. На фоне результатов обоюдного диалога пришло понимание важности сохранения активного культурного начала, осознание значительности традиционных ценностей, что привело к подъему патриотизма среди молодежи Поднебесной.

Результаты анализа научной источниковой базы, представленной в большинстве случаев трудами китайских авторов, позволяют констатировать, что национальное самосознание молодежи на современном этапе обладает высокой степенью самодостаточности. Культурный код китайской культуры образует идеологическую основу всего жизнетворчества жителей Поднебесной, которое прочно закрепилось в национальном сознании молодежи. Для китайского национального характера специфичны такие положительные качества, как стойкость, миролюбие, почтительность, толерантность, и отрицательные качества: консервативность, закрытость, особое внимание к соблюдению традиционных норм этикета. Большое влияние на формирование китайского национального характера оказывает взгляд со стороны, который стал неким активизатором самоанализа и приобретения идейной направленности китайской молодежью национальной культуры.

Опираясь на результаты исследования известного социолога Си Чэн, отмечавшего патриотический подъем и приверженность молодежи к национальным традициям, нужно признать сложность адаптации и аккультурации китайских студентов-эмигрантов в инокультурной среде. Основной причиной такой сложности является значительное различие между культурами представителей Востока и Запада и привязанность китайской молодежи к своей национальной культуре, традициям, определенному быту. В связи с этим китайские студенты, оказавшись внутри «другого» этноса, достаточно часто испытывают культурный шок, приводящий к кризису, сопровождающемуся переживаниями, разочарованием, чувством собственной неадекватности, фрустрации и тревоги. Возможность возникновения подобной ситуации возрастает в случае необходимости установления контакта с представителями западных - «неконтактных - культур».

На пути преодоления коммуникативных сложностей китайский студент вынужден решать проблему аккультурации, темпы которой зависят от религии, уровня образования и культурных традиций страны эмиграции [6, с. 8]. Среди наиболее распространенных причин сложности процесса адаптации следует назвать:

1) субъективные факторы аккультурации, которые опираются на сфор-мированности традиционного сознания представителей конкретной культуры и нации, которое не поддается изменению в этой возрастной группе. В этом контексте следует указать на результаты опроса, осуществленного группой исследователей, свидетельствующие о том, что, даже находясь за рубежом, китайские студенты испытывают муки совести и продолжают любить свою Родину;

2) недостаточная включенность культуры академического эмигранта в культуру титульного государства, что достаточно часто к возникновению у китайских студентов чувства социальной чужеродности и изгоиничество, иногда провоцируя «затворничество» в рамках ограниченного образовательной средой пространства.

В настоящее время большинством исследователей признано наличие трех видов аккультурации (см. рис.). Следует обратить внимание, что, несмотря на преобладание того или иного вида аккультурации, китайские студенты, оказавшись в инокультурной среде, в любом случае будут испытывать сложности (рис. 1).

Анализ исследований молодежных проблем и установление причин их возникновения выявили, что китайским студентам свойственна критика глобализации как идеи, формирование которой произошло на Западе [7]. Также, по мнению большинства опрошенных студентов из Китая, они являются носителями культуры и национального духа своей страны, к которой проявляют любовь в большей степени, чем представители студенческой молодежи из других стран. Среди китайских студентов незначительное количество (4,7%) тех, кто не осознает ответственности за государство, свою семью и за самих себя [8, с. 74]. Несмотря на испытываемые ими трудности, особенно коммуникационные, обязывающие выбирать способы аккультурации, студенты из Китая проявляют искренний интерес к познанию чужой для них культуре.

Первый вид - слепое поклонение западной культуре (направление поклонения иностранным культурам).

§ Второй вид - глубокое постижение и принятие западной

рГ культуры (направление, условно называемое «банан», т. е. л

е, человек внешне выглядит как китаец, а внутренне он западный

^ человек)

(9 -

3

Л Третий вид - упорное отстаивание культурной отечественной традиции (направление, условно называемое «камень», означает отказ от ассимиляции).

Рис. 1. Виды аккультурации, сформировавшиеся врамкарведущихтенденций

Кроме традиционных аспектов, проявленных в контексте национального caмотрзнанао, следуес обтовитьвииманиена oтнyшониeyчaщиccе мооодежи к ведущей деятельности - учебе - с различных позиций (относительно когни-нивньс еунецио, мотиваценканамeоачecо1ммоиеижeаиям с т. мУ. Неамоткя на традиционное отнесение обучения к когнитивным функциям, присутствуют не-котeеыc |сазличщ которыeеoжeдепжны бийь оeceиаl е cночнc натиеневaния коeаееcаа ыкккеьаaтчаин aчдщeтaямoлoиeжк Kитaивтмлоаияxктoтycнтypной apeдеl.lыcлн встаaтaа ыикaдaeтaаоыикeткaу дeтеeacнрсть пмектичecин однозначно ^язывбУоcа ткоl"нктрвнымт фyньмаинки инпocoбнyтомла, ре мачдттaви-тели Востока склонны рассматривать причину успешности в обучении как обла-дaнидо>yaнлcmвю ичeеоелвнoй чmeиnлmкюнíнжmью[9].

У китайских студентов, в отличие от западной молодежи, в социальной молодежи cтщяствуимоюfюлтcгpaют рoцuaымадл oжимaнuы,мео позем^ет им и(жязыаяталcчынe ьрзyлттaтытpaбoтocпocoбнoсти,дeмoнcткcоcт ирными не-кoтopyюнeyвнpыeнoьmЬ| Иaаинтocтaкoйaноyaвиcявлтeтcя, фи-

иocoфиясyнфyциaнcт вао в ьрадpoвттови нытп. ескмолнвo гoеaвкатмт чн^о века приравнивается к его социальной и моральной ответственности [10, с. 217].

Cооиaльный идеал кинфукиаонтвасосеоял из н--ора иринципов,всово-купности неделимых и иерархически равноправных:

- #(сяо) - принцип почитания государя как отца / принцип сыновней поч-титeлинивти;

- х ^Jкн)м|кокнцвп оeЛиюдeния [зачудно, необходимого дляииовулирова-иияc^oаи^л]^nt^lx вз^^^>^oд^йcтвнй;

- X (вэнь) - принцип владение письмом;

- ие (и) - мcнатвп проманyнияcиcнccидoлгд пepeдрищяcтьры;

- £ (жэнь) - принцип добродетельного отношения к окружающим;

в ол^(-ЗЮ нь-цзыи-пр иНЦ0Г1 COOTBeTCTTИЯBЛL|ИaЛH но.у ндеал^ляфу ци-^конр[11и1

Кроме того, это объясняется и отличительными особенностями структуры иорганизац ниизвул с иилиеов1писы-ен-н-в,клин-ыепроцессуал ьно различны с большинством других языков. В частности, между чтением букв и иероглифов существует фyныyмрнтыаннaя pyвноцa,пcаномеЬкocopьc являетск ьоyeHттво-ванность разных процессов. Так, при чтении букв отмечается активизация фо-пoлиоремвичо кoгмекиyьнь/е ыроцессов, в то время как при чтении иероглифов -визуальные процессы [12, с. 8]. Опираясь на эти данные, можно сделать вывод

о том, что китайские студенты обладают хорошо развитой пространственной памятью (понимание, рассуждения, поиск информации, мышление в целом), которая необходима при выполнении широкого диапазона повседневных дел. В контексте исследовательской темы можно обратиться к положениям концепции стереотипных черт [13], посредством которых становится понятным и научно аргументировано закрепление ригидных форм поведения и мышления за представителями конкретной национальной идентичности. В рамках научных идей, прописанных в названной концепции, стили поведения и мышления можно считать этнически обусловленными. Тогда гипотетически можно предположить, что напоминание китайским студентам об их принадлежности к нации способно активировать их когнитивные особенности.

Исследования, авторы которых свою цель видели в выявлении национальных особенностей в контексте психологических теорий, аргументировали результаты, которые указывали на отсутствие универсальных законов поведения представителей различных этнических сообществе вне культурного контекста [14, с. 35]. Обобщенная схема социального поведения все-таки присутствует у граждан Китая, а ее проявленность можно наблюдать в склонности оценивать отношения с позиции равенства/неравенства сторон в ходе коммуникативных взаимодействий. В этой связи некоторыми исследователями в своих работах казывается на присутствии в китайском обществе иерархичности отношений, которая предполагает дополнительный социальный контроль. Среди факторов обусловливающих поведенческие реакции представителей различных национальностей, можно назвать особенности общения (вежливость) или внешние проявления экспрессии эмоций (жесты, мимика).

Завершая исследование, отметим, что в качестве условия сохранения национального самосознания у большинства китайцев выступает чувство принадлежности к великой и древней китайской цивилизации, посредством которой формируется глубокое чувство привязанности и любви к своей исторической родине. Одновременно с этим значение имеет присутствующая у китайских студентов открытость к внешним контактам, что, в свою очередь, обусловливает высокую степень адаптивности китайской культуры к другим культурам. Истоки названных характеристик лежат в способности личности к самообновлению. Это связано с тем, что в Китае со времен Конфуция среди критериев нравственной самооценки выделялась способность человека к самосовершенствованию.

Осуществленный теоретический анализ исследовательского материала в контексте проблем развивающегося Китая и национального самосознания китайской молодежи позволил признать наличие научных работ, авторы которых осуществляют попытки ее решения. Древняя цивилизация Китая сумела в ходе исторической смены эпох создать методологию восприятия и выработать механизмы использования инокультурного опыта, не утрачивая самобытности китайской культуры. Посредством названного Китаю удалось укоренить в этническую почву достижения «других» культур. Анализ результатов научных источников позволил прийти к заключению, согласно которому китайская студенческая молодежь, попадая в инокультурную для нее среду, подвергается фрустрации в силу субъективных причин. В качестве одной из таких причин является неуверенность, присущая китайцам в большей степени, чем другим этническим группам. Именно это, на наш взгляд, является причиной последующей высокой, но временной сегрегации. Сложность в коммуникационных взаимодействиях обусловлена преобладанием социальной мотивации над личностной, в которой акцент ставится на социальных ожиданиях. Национальное самосознание китайской молодежи объединяет в себе ряд составляющих, в которую включены территориальные, языковые, религиозные и психологические идентификации, а национальная самоидентификация выступает в качестве фактора формирования представления о себе как об этническом субъекте. Среди особенностей национального самосознания китайской студенческой молодежи следует, на наш взгляд, выделить его исторический аспект в виде достижений своей страны и народа, накопленных в потенциале временных вех становления общества.

Библиографический список

1. Коммунистическая партия Китая. Съезд. Документы XIII Всекитайского съезда Коммунистической партии Китая. Пекин: Издательство литературы на иностранном языке, 1988. Available at https://search.rsl.ru/ru/record/01000553868?ysclid=lthi7mtmpi196648515

2. Лю Ц. Этническое самосознание современной учащейся молодежи Китая: монография. Москва: Прометей, 2007.

3. Титаренко М.Л. Древнекитайский философ Мо Ди, его школа и учение. Москва: Наука, 1985. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01001252946?ysclid=lthhmke 9y1569992317

4. Фан Н., Ван Б., Ма Л. Развивающий Китай: государственное и национальное сознание китайской молодежи современного времени. Пекин: Издательство народа, 2002.

5. О чем умалчивают в Пекине: сборник. Москва: Издательство Агентства печати «Новости», 1972. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01007163082?ysclid=lthi3w 5c77692579997

6. У Н.Л. Проблемы адаптации русских эмигрантов в Китае 20-30 гг. XX века. Москва: МАКС Пресс, 2001. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01000704457?ysclid =lthhus3two335362319

7. Русская православная миссия в Китае. Труды членов Российской духовной миссии в Пекине. Пекин: Пекинская духовная миссия, 1909Available at: https://search.rsl.ru/ ru/record/01003994518?ysclid=lthi1pxlen280676203

8. Cao J., Shu Z. Pictorial History of Chinese People's War of Resistance against Japanese Aggression, ФИЙКИ® photocopied and published by China Bookstore, 1988.

9. Li J. A Cultural Model of Learning: Chinese Heart and Mind for Wanting to Learn. II Journal of Cross-Cultural Psychology. 2002; Vol. 33, № 1: 248.

10. Yoon К., Schmidt Е, Hies R. Cross-Cultural Construct Validity of the Five-Factor Model of Personality Among Korean Employees. II Journal of Cross-Cultural Psychology. 2002; Vol. 33 (3): 217-235.

11. Liu Guang Bao, The Integration Theory of Ancient Egypt and Chinese Xia Dynasty. 2019. Available at: https://ssrn.com/abstract=3492979 or http://dx.doi.org/10.2139/ ssrn.3492979

12. Misra G. Introduction. II Psychology and Developing Societies. 2002; Vol. 14, № 1: 8.

13. Andersen S.M., Klatzky R.L., Murray J. Traits and Social Stereotypes: Efficiency Differences in Social Information Processing. Journal of Personality and Social Psychology. 1990; № 59: 192-201.

14. Paranjpe A.C. Indigenous Psychology in the Post-Colonial Context: An Historical Perspective. II Psychology and Developing Societies. 2002; Vol. 14, № l: 35. References

1. Kommunisticheskaya partiya Kitaya. S'ezd. Dokumenty XIII Vsekitajskogo s'ezda Kommunisticheskoj partii Kitaya. Pekin: Izdatel'stvo literatury na inostrannom yazyke, 1988. Available at https://search.rsl.ru/ru/record/01000553868?ysclid=lthi7mtmpi196648515

2. Lyu C. 'Etnicheskoe samosoznanie sovremennoj uchaschejsya molodezhi Kitaya: monografiya. Moskva: Prometej, 2007.

3. Titarenko M.L. Drevnekitajskij filosof Mo Di, ego shkola i uchenie. Moskva: Nauka, 1985. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01001252946?ysclid=lthhmke9y1569992317

4. Fan N., Van B., Ma L. Razvivayuschij Kitaj: gosudarstvennoe i nacional'noe soznanie kitajskoj molodezhi sovremennogo vremeni. Pekin: Izdatel'stvo naroda, 2002.

5. O chem umalchivayut v Pekine: sbornik. Moskva: Izdatel'stvo Agentstva pechati «Novosti», 1972. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01007163082?ysclid=lthi3w 5c77692579997

6. U N.L. Problemy adaptaciirusskih 'emigrantov v Kitae 20-30 gg. XX veka. Moskva: MAKS Press, 2001. Available at: https://search.rsl.ru/ru/record/01000704457?ysclid=lthhus3t wo335362319

7. Russkaya pravoslavnaya missiya v Kitae. Trudy chlenovRossijskojduhovnojmissii vPekine. Pekin: Pekinskaya duhovnaya missiya, 1909Available at: https://search.rsl.ru/ru/rec ord/01003994518?ysclid=lthi1pxlen280676203

8. Cao J., Shu Z. Pictorial History of Chinese People's War of Resistance against Japanese Aggression, ФДИ!И® photocopied and published by China Bookstore, 1988.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Li J. A Cultural Model of Learning: Chinese Heart and Mind for Wanting to Learn. II Journal of Cross-Cultural Psychology. 2002; Vol. 33, № 1: 248.

10. Yoon К., Schmidt Е, Hies R. Cross-Cultural Construct Validity of the Five-Factor Model of Personality Among Korean Employees. II Journal of Cross-Cultural Psychology. 2002; Vol. 33 (3): 217-235.

11. Liu Guang Bao, ЙМ—frfö The Integration Theory of Ancient Egypt and Chinese Xia Dynasty. 2019. Available at: https://ssrn.com/abstract=3492979 or http://dx.doi.org/10.2139/ ssrn.3492979

12. Misra G. Introduction. II Psychology and Developing Societies. 2002; Vol. 14, № 1: 8.

13. Andersen S.M., Klatzky R.L., Murray J. Traits and Social Stereotypes: Efficiency Differences in Social Information Processing. Journal of Personality and Social Psychology. 1990; № 59: 192-201.

14. Paranjpe A.C. Indigenous Psychology in the Post-Colonial Context: An Historical Perspective. II Psychology and Developing Societies. 2002; Vol. 14, № l: 35.

Статья поступила в редакцию 20.04.24

УДК 378

Magomedova Z.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Department of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical University

n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: zamira-m69@mail.ru

Chupanov A.Kh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy of Preschool Education, Dagestan State Pedagogical

University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: achu-68@mail.ru

FEATURES OF DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF UNIVERSAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN CONDITIONS OF THE ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A RUSSIAN UNIVERSITY. The article deals with the main features of development of the system of universal competencies among students in conditions of the electronic information and educational environment of a modern university in Russia. The authors identify and describe the most characteristic features of the stage, at which the higher education system is now located. It is demonstrated that in such a situation, forming of universal competencies of students is critically important on the one hand, and the maximum use of such environment capabilities for this on the other. The authors derive definitions of the terms "universal competencies" and "electronic information and educational environment." The research reveals didactic possibilities that are inherent in various components of the electronic environment in terms of development of some universal competencies required by the federal state educational standards. The work also provides some tools for assessing the level of formation of the system of such competencies.

Key words: higher education, personal development of students, universal competencies of university graduates, development of universal competencies of students, electronic information and educational environment

З.Ш. Магомедова, канд. пед. наук, доц., декан факультета дошкольного образования ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический

университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: zamira-m69@mail.ru

А.Х. Чупанов, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: achu-68@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОГО ВУЗА

В статье речь идёт об основных особенностях развития системы универсальных компетенций у студентов в условиях электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), функционирующей в пространстве современных российских вузов. Авторами выделяются и описываются наиболее характерные особенности той стадии, на которой теперь находится система высшего образования в нашей стране. Демонстрируется, что в подобной ситуации критически важными являются формирование универсальных компетенций учащихся, с одной стороны, максимальное использование для этого возможностей ЭИОС - с другой. Далее на основе изучения собственного опыта и специальной литературы авторами выводятся определения терминов «универсальные компетенции» и «электронная информационно-образовательная среда». Выявляются дидактические возможности, присущие различным компонентам ЭИОС в плане формирования некоторых универсальных компетенций, из числа предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Предлагаются к использованию некоторые инструменты оценивания уровня сформированности системы таких компетенций.

Ключевые слова: высшее образование, личностное развитие обучающихся, универсальные компетенции выпускников вузов, развитие универсальных компетенций студентов, электронная информационно-образовательная среда

Актуальность темы, выбранной для рассмотрения на страницах настоящей статьи, обосновывается тем, что сегодня интеграция в производственную и иные сферы человеческой деятельности новейших технологий и соответствующие изменения в организации труда требуют от работников наличия ряда специфических качеств (М.Н. Борисова, М.П. Воронов, М.Л. Груздева, Н.И. Тукенова). Эти знания, умения и навыки, как правило, выходящие за рамки узкоспециальной подготовки, обозначаются в педагогике термином «универсальные компетенции» (М.А. Балакин, Н.Ф. Ефремова, Е.П. Круподерова, И.В. Панова, А.В. Поначугин, Э.К. Самерханова). Сегодня именно они составляют основу для успешной реали-

зации молодым специалистом различных форм активности в профессиональной и социальной сферах (Т.В. Бычкова, Е.П. Круподерова, А.В. Поначугин, Э.К. Самерханова А.В. Чуракова).

С другой стороны, в современных вузах одним из ключевых факторов, обеспечивающих высокое качество профессиональной подготовки студентов, является электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) [1, с. 133]. Она содержит практически все инструменты, необходимые для формирования различных, в том числе интересующих нас, компетенций у будущих специалистов, бакалавров и магистров [2, с. 328].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.