МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
УДК 159.922.4
Е.В. Афонасенко
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
НА ПРИГРАНИЧНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ
Данная статья посвящена психологическим проблемам межкультурного взаимодействия молодежи в условиях сопряженного проживания на приграничных территориях Дальнего Востока России и северо-востока Китая. Дальний Восток стал местом встречи двух уникальных, самобытных народов - русских и китайцев. В специфических условиях межэтнических взаимодействий и отношений формируются особенности самосознания, обусловленные различными факторами геополитического, экономического, культурного характера.
Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, этническое самосознание.
E.V. Afonasenko
PSYCHOLOGICAL PROBLEMS OF CROSS-CULTURAL
INTERACTION IN FRONTIER TERRITORIES OF THE RUSSIAN FAR EAST AND THE NORTH-EAST OF CHINA
This article is devoted to psychological problems of youth's cross-cultural interaction under the conditions of living in frontier territories of the Russian Far East and the North-East of China. The Far East became a place of meeting of two unique distinctive nations - the Russian and the Chinese. Specific conditions of interethnic relationship and interactions form the features of self-consciousness provided by different factors of geopolitical, economic and cultural nature.
Keywords: cross-cultural interaction, ethnic self-consciousness.
Сегодня в условиях повсеместного расширения межкультурных связей и отношений, интенсивных межэтнических контактов, характерных для современной исторической эпохи глобализации и всемирной аккультурации, практиче-
ски ни одна этническая общность не способна существовать в изоляции от других народов. Каждый этнос в той или иной степени открыт для восприятия достижений других культур и одновременно готов поделиться собственными
культурными ценностями. Своеобразные связи, специфика отношений субъекта к миру и к себе формируются и развиваются во взаимодействии, в процессе влияния людей друг на друга, порождающего особенности их отношений, восприятий, стереотипов, симпатии и антипатии.
Межкультурное взаимодействие предполагает формирование особой динамичес-кой системы отношений, в которой
воспроизводятся системно
значимые характеристики разных культур, ценностные ориентации, установки, нормы, происходят их взаимопро-никновение и
интеграция, изменение и в самих культурах взаимодействующих этносов, которые приводят к различным результатам.
А.П. Садохин фиксирует следующие виды таких
трансформаций: 1 - прибавление происходит в случае, если один этнос, сталкиваясь с другим, осваивает некоторые его достижения; 2 - убавление, если в результате взаимодействия этнос теряет ряд своих традиционных навыков и умений; 3 - обеднение. Здесь речь идет о разложении, деструкции культуры; 4 -усложнение происходит под влиянием более богатой культуры, культура исходного этноса претерпевает изменения,
становится более сложной [4].
Таким образом, далеко не всегда взаимовлияние культур ведет к положительным результатам. Во многом это связано с тем, что проницаемость культурных границ, массированное, а иногда и агрессивное влияние инородных значе-
ний и смыслов вызывают переосмысление ценностей традиционной культуры, приводят к неоднозначности понимания норм морали и нравственности. Происходят изменения и трансформации в содержательном наполнении этнического самосознания. Оно приобретает новые интегральные характеристики и качества. Происходит размывание этнической идентичности, что в крайних вариантах может вызывать такое психологическое явление, которое ученые называют «этническая маргиналь-ность», суть его определяется потерей культурного и психологического контакта как со своей традиционной культурой, так и с другими культурами.
Психологам хорошо известно, что для индивида переживание кризиса собственной этнической идентичности, связанное с утратой культурных ценностей, которые являются фундаментальными стержневыми элементами развития и бытия личности, может вызывать психическую дезадаптацию в окружающем мире, становится базой для наркомании, алкоголизма и других форм девиантного поведения, психических расстройств.
В связи с этим на первый план выдвигается проблема сохранения этнической идентичности личности и развития этнического самосознания, а в целом эта проблема трактуется как проблема этнической и личностной безопасности.
Исторически в традиционном обществе формировались смысловые доминанты культуры, которые определяли этническое самосознание, самоидентификацию того или иного этноса. При этом, безуслов-
но, традиционное общество имело в виду проблему общей этнической и личностной безопасности -так или иначе оно трактовало для себя правила взаимоотношений среди своего этноса и с другими этносами. Это всегда были отношения «мы - они», «свой - чужой», «друг - враг» [3.].
Особенно эта проблема ощутима в регионах, где сталкиваются интересы крупнейших держав мира. Дальневосточный регион России испытывает вызов со стороны соседних азиатских стран, и прежде всего Китая, готового к «мирной колонизации» дальневосточных российских территорий.
Сегодня во всем мире наблюдается тенденция усиления роли Китая в международных интеграционных процессах. Достижения Поднебесной в экономическом развитии, ее открытость внешнему миру, при сохранении своей самобытности, являются привлекательными для других народов. Тезис о формировании мировой культуры на основе полной «вес-тернизации» всех стран представляется сегодня не вполне уместным перед натиском успехов модернизации Китая и его выхода на мировую арену. Ему на смену приходят довольно аргументированные предположения о «китаи-зации» мировых цивилизаций в условиях нарастающего кризиса ценностей западного общества.
Эта проблема особенно актуальна и современна для Дальнего Востока России, для многих россиян, проживающих на приграничных территориях. Китай является источником дохода, а для малообеспеченных слоев населения
единственным способом заработка. Не развитость инфраструктуры, удаленность от культурных центров, демографические проблемы, депопуляция русского населения ставят россиян в зависимость от китайского соседа. В условиях конкуренции победу одерживают дешевые китайские товары; китайская бытовая культура становится все более привлекательной для россиян, обыденным явлением для большинства жителей приграничных территорий становятся частые поездки в Китай.
На сопредельных приграничных территориях Дальнего Востока России и северо-востока Китая происходит, с одной стороны, столкновение непохожих миров, уникальных традиций и менталь-ностей, а с другой, такая ситуация межэтнического взаимодействия способствует нарастанию взаимовлияния культур, интеграции материальных и духовных ценностей ближайших соседей.
В настоящее время многие исследователи [1, 2] отмечают у русских Дальнего Востока своеобразный культурный
полиморфизм, обнаруживающий себя в высоком уровне неадекватной лояльности к чужеродным элементам, в восприимчивости к культурным заимствованиям, культурной и религиозной маргинализации. По социологическим опросам,
проведенным в конце 90-х гг. прошлого столетия, русские, проживающие на дальневосточных территориях, лидируют среди других регионов России по числу
людей, не знающих этнического происхождения своих предков.
Необходимость обращения к исследованию феноменологии этнического самосознания молодежи России и Китая в условиях взаимодействия культур продиктована включением следующих актуальных проблем:
• Вопросами сохранения этнической идентичности личности и развития этнического самосознания в контексте взаимодействия и взаимопроникновения культур, которые сегодня видятся по-новому. Это обусловлено, прежде всего, аспектами этнической и личностной безопасности. Сегодня эта проблема, помимо сохранения ценностей традиционного общества, определяется опасностью кардинальной перестройки общественных отношений и общественного сознания. Такой путь развития несет в себе угрозу потери культурной целостности существования государства.
• Необходимостью научного обоснования и анализа глубинных трансформаций в отношениях человека как представителя конкретного этноса к самому себе, другим людям, к окружающему его миру. В настоящее время, несмотря на многообразие подходов к изучению этнического самосознания, остается большое количество нерешенных вопросов, связанных с приобретением носителями сложившегося типа этнического самосознания качественно новых характеристик, обусловленных глубинной реконструкцией и преобразованием современных мировых процессов.
• Изменением на современном этапе развития общественных и межэтнических отношений характера базовых социальных норм в различных сферах жизни этнофо-ров, появлением инноваций в содержании морального сознания. Включение в проблемное поле этнического самосознания вопросов ценностных ориентаций, традиций и новшеств, общего и национально-особенного, выделение «своего» и «чужого» в ментальности этносов должно позволить раскрыть особенности содержательного наполнения этнического самосознания в контексте конкретно-исторической ситуации межкультурного взаимодействия.
• Отдельным аспектом проблемы - этнической спецификой морального сознания. В этнической психологии и психологии личности наблюдается недостаток сравнительных кросскультурных исследований, которые могли бы показать уникальность и универсальность моральных принципов современных этносов. Выявление особенностей морального сознания представителей традиционных культур позволит всем сторонам, включенным во взаимодействие, строить толерантные отношения.
• Проблемами, возникающими в условиях взаимодействия этносов на сопредельных приграничных территориях. Это обстоятельство исторически формирует так называемую зону наибольшей концентрации негативной психологической энергии защитного или наступательного характера, зону наибольшей психологической напряженности.
• Проблемами этнической идентичности в контексте: соотношения процессов интеграции и дезинтеграции, проявлений этнической толерантности, формирования этнических стереотипов, культурных различий в ситуации сопряженного межкультурного взаимодействия,
• Необходимостью изучения этнического самосознания учащейся молодежи как наиболее сензитивной части этноса, активно присваивающей идеи этнических коллизий и реагирующей на происходящие изменения.
Цель нашего исследования:
1) показать, как особенности межкультурного взаимодействия, а именно расширение и интенсификация межкультурных связей и отношений, исторически сложившаяся региональная социокультурная специфика сопряженного геополитического пространства, влияют на феноменологическую сущность этнического самосознания тесно контактирующих этносов;
2) выявить изменения в содержательных характеристиках структурных звеньев самосознания под влиянием этнокультурного взаимодействия;
3) описать особенности функционирования психологических механизмов идентификации и обособления, лежащие в основе потребности человека в безопасности в условиях межэтнического взаимодействия.
Проведенные на протяжении нескольких лет исследования позволили сделать следующие выводы:
1. В содержании этнического самосознания современной учащейся молодежи России в условиях межкультурного взаимодействия доминируют ценностные ориентации, основанные на присвоении ценностей, порождаемых современными мировыми тенденциями глобализации и интеграции культур и заметно снижающих значимость сохранности традиционной культуры.
В то же время содержательное наполнение структурных звеньев самосознания современной учащейся молодежи Китая в условиях взаимодействия культур остается в большей мере фиксированным на традиционных ценностях, которые позволяют сохранять уникальные ментальные особенности китайцев.
2. Этническое самосознание молодежи России и Китая в условиях взаимодействия культур обнаруживает свою специфику в проявлениях этнической толерантности. Современная геополитическая ситуация, ориентированная на добрососедские отношения и сотрудничество между двумя сопредельными государствами, вызывает повышение уровня этнической толерантности и снижение конфликтного потенциала как у российской, так и у китайской молодежи.
3. В современных условиях сопряженного существования и взаимодействия культур фундаментальная оппозиция «Мы - они» в содержании самосознания молодежи России и Китая претерпевает явные изменения. Антагонизм «свой - чужой» ослабевает свои позиции. «Они» обеими сторонами
рассматриваются не как «чужие» или «враги», а как «иные», «другие». В новой ситуации межкультурного взаимодействия, проницаемости и открытости культурных границ у россиян и китайцев возникает реальная заинтересованность в познании друг друга, установлении межкультурного диалога.
4. В условиях исторически сложившегося опыта межкультурного взаимодействия в ситуации совместного проживания представителей разных этносов на дальневосточных территориях у молодежи России преобладающей стратегией в ситуации межкультурного взаимодействия является тенденция интеграции и минимизация тенденций сепарации. У молодежи Китая в условиях взаимодействия культур доминирующей стратегией также является интеграция, но при сохранении культурного партикуляризма.
5. Моральный контекст этнического самосознания обусловлен этнокультурной спецификой и
презентирует себя в ценностных ориентациях, суждениях, нормах и предпочтениях в ситуациях обыденной жизни. В условиях взаимодействия культур в содержании этнического самосознания могут существовать как сходные, так и различные типы морального сознания. Этнокультурные факторы детерминируют качественный характер особенностей морального сознания этносубъектов.
Литература
1. Забияко А.П. Русские и китайцы: встреча на рубеже культур // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. -Благовещенск: Изд-во АмГУ, 2001.
2. Кобызов Р. А. Этнорелигиозное взаимодействие русских и китайцев [Электронный ресурс]: по материалам социологических исследований приграничных районов Дальнего Востока: дис. ... канд. филос. наук: 09.00.13. - М.: Изд-во РГБ, 2005.
3. Мухина В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - Екатеринбург: ИнтерФлай, 2007.
4. Садохин А.П. Этнология. - М.: Высшая школа: Академия, 2000.
Афонасенко Елена Викторовна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Благовещенского государственного педагогического университета. E-mail: [email protected]
Afonasenko Elena Victorovna, candidate of psychological sciences, associate professor, department of psychology, Blagoveshchensk State Pedagogical University.
УДК 159. 922.4 © В.А. Дубанова
СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА
На основании результатов факторного анализа показаны корреляционные взаимосвязи, отражающие влияние стилей семейного воспитания на личность подростка.
Ключевые слова: стили семейного воспитания, воспитательная практика родителей, корреляционные взаимосвязи.