О.М. ГУСЕЙНОВ доктор философских наук, профессор кафедры философии и социологии Дагестанского государственного университета*
Ж.О. ГУСЕЙНОВА кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры общегуманитарных дисциплин филиала Южного Федерального университета в г. Махачкала
Национальное самосознание и этническая идентичность
Национальное самосознание - это осознание, оценка народом своего места и положения среди других народов, его способность соотносить свои установки и ориентации с жизненными позициями других народов, умение встать на эти позиции в процессе своего общения с людьми других национальностей. Будучи проникнуто оценочными, нормативными и императивными моментами, национальное самосознание, как правило, направлено на перевод народа, его существования из обычного «бытийствования» к осознанному отношению к интересам и потребностям своего этноса, его языка, культуры, традиций, ментальности и духовности. Отсюда и та важная роль, которую национальное самосознание играет в формировании этнической идентичности, в осознании индивидом себя как представителя определенного этноса. Утрата же человеком в силу разных причин своей этнической идентичности, своих национальных черт образа жизни, хозяйственной деятельности, своего языка и других показателей национальной самобытности равносильна утрате им и основных составляющих своего национального самосознания.
Сегодня, в условиях роста национального самосознания, одной из тенденций в развитии народов становится их стремление к этническому обособлению, саморазвитию, созданию собственных национально-политических образова-
* Гусейнов Омар Меджидович, е-таН; [email protected]
ний, сопровождаемое подчас открытым или завуалированным всплеском национализма и этнического эгоизма, что, на наш взгляд, объясняется своеобразной реакцией народов на наследие нерешенных вопросов национального самосознания и этнической самоидентификации, доставшихся им после распада СССР. Кроме того сепаратистские настроения в регионах, имеющие тенденцию к нарастанию, связаны, как отмечает А.В. Тонконогов, еще и с «явным дисбалансом в экономическом развитии субъектов Российской Федерации, неравномерной, ангажированной дотационной политикой Федерального центра и, как следствие, контрастом в уровне жизни всех представителей Российской нации, в том числе в зависимости и от национальной принадлежности, а также значительным расслоением населения по социокультурным и этноконфессиональным критериям по всей стране. Именно поэтому... формировать Российскую гражданскую нацию как политико-экономическую социокультурную общность жизненно необходимо»1.
Другая тенденция во взаимоотношениях этносов, особенно в условиях глобализации и рыночной модернизации, вытекает из стремления народов к объединению, к интеграции, к взаимному сближению их культур и традиций, и, наконец, их самосознания, когда на этой основе постепенно формируются универсальные для всех россиян стереотипы мышления и поведения, общие, единые интернациональные ценности и культурные предпочтения. Так, по свидетельству Ю.В. Арутюняна и Л.Н. Дробижевой, «людей, которые чувствуют себя русскими не по родителям и по происхождению, а по «жизни», по культуре, довольно-таки много. Стоит ли удивляться, что в ходе переписи они определяют свою национальность по самосознанию» 2.
Однако то общее, что объединяет разные народы, не исключает, а, наоборот, предполагает сохранение и развитие их ментальности, их национальных вкусов и предпочтений, присущих им национальных особенностей, вытекающих из специфики исторического развития того или иного этноса, его национальной психики, национальных традиций
1 Тонконогов А.В. Россияне как политический суперэтнос // Социально-гуманитарные знания, 2015, № 1, с. 48.
2 Арутюнян Ю.В, Дробижева Л.Н. Пройденные пути и некоторые проблемы российской этносоциологии // Социологические исследования, 2014, № 7, с. 107.
и обычаев. Подчеркивая это органическое единство национального и интернационального во взаимоотношениях народов многонационального Дагестана, профессор Р.Г. Аб-дулатипов пишет: «Дагестанский народ - это не сумма территорий и народов, культур и языков, а исторический феномен целостности дагестанцев различных этноязыковых принадлежностей в их социально-политической и духовной общности, которая созидалась долгими веками совместной жизни и борьбы за общую землю, за общие идеалы, за свою дагестанскую адекватность. Целостность понимания этнонационального и общедагестанского бытия открывает
дагестанцам дорогу как к подлинной самобытности, так и к
1
исторически продуктивному единству» .
В свете сказанного очень важно и с теоретической, и с практической точек зрения исследовать роль и значение феномена национального самосознания в формировании в обществе неконфронтационных отношений между народами, в укреплении межнационального мира и согласия на основе выработки единой общероссийской платформы для совместной жизни народов в рамках единого государства. На это нацеливает нас и государственная национальная политика РФ, которая исходит из того, что сегодня жизненно необходимо «упрочение общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации)»2.
Однако решение проблемы сплочения народов, их дальнейшей консолидации, переключения внимания национального самосознания с разделяющих этносы ценностей на их объединяющие невозможно себе представить без удовлетворения законных интересов народов, направленных на сохранение и развитие их культур, языков, традиций и обычаев. Только таким образом можно обеспечить взаимопонимание народов в стране, прочный межнациональный мир и согласие между ними. «Для России с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур, - подчеркивает Президент РФ В.В. Путин, - национальный вопрос без всякого преувеличения носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель
1 Абдулатипов Р.Г. Мой дагестанский народ. М., Махачкала, 2011, с. 13.
2 Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666), п. 17, ч. 3.
должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных
условий самого существования нашей страны является
1
гражданское и межнациональное согласие» .
Но мир и согласие между народами можно обеспечить разными способами. Можно добиваться этого путем усиления централизованной власти, навязывания единой идеологии, укрепления императивных норм публичного права, что может в конце концов привести общество к утрате доверия между разными этносами. Подлинная же целостность общества, мир и межнациональное согласие в полиэтничной среде могут быть достигнуты лишь на путях реального учёта и всестороннего удовлетворения интересов и потребностей всех населяющих страну народов. Это тем более необходимо в условиях, когда стратегические конкуренты России в лице США и их вассалов в Западной Европе бросают серьезный вызов этнической целостности России, навязывая народам западные стереотипы мышления и поведения, противопоставляя их друг другу по этническому признаку. Поэтому «Российская гражданская нация, - отмечает А.В. Тонконогов, - должна развиваться на принципах социальной справедливости, конституционного равенства, государственной общности, слияния политических национальных ментальностей всех Российских народов...». Она «должна быть суперэтнической общностью, которая проявляет и укрепляет свою целостность на основе великого многообразия культур и истории всех народов
России: их национальных особенностей, главным образом,
2
духовной уникальности» .
Укрепление единства, дружбы и братства народов, установление между ними отношений, основанных на межнациональном мире и общественном согласии, особенно важно для такого полиэтничного региона, каким является Дагестан, где пестрота национальной структуры, совместная жизнедеятельность представителей многих народов на небольшом пространстве не могут не придать межнациональным отношениям особую сложность и не порождать определенных проблем, противоречий, а иногда даже и конфликтов.
1 Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Дагестанская правда, 2012, № 16-17, 24 января.
2 Тонконогов А.В. Россияне как политический суперэтнос // Социально-гуманитарные знания, 2015, № 1, с. 39-40.
Надо признать, что достижению полноценного, подлинного межнационального мира и общественного согласия в нашем регионе и по сей день препятствуют все еще имеющие место различные перекосы в отдельных областях национальной жизни, доставшиеся нам от командно-административной системы, которая своим безразличием к национальным интересам и ценностям подвергла национальную жизнь огосударствлению. Деформации в практической национальной политике советского периода настоятельно требуют при оценке перспектив нашего развития принять в расчет не только отношения между национально-государственными образованиями, но и между самими народами как внутри Российской Федерации, так и в масштабе всего бывшего СССР. Перекосы в национальных отношениях сегодня обнаруживают себя в тех или иных открытых или завуалированных формах национализма, шовинизма и этнического эгоизма, выражающихся в стремлении отдельных представителей властных структур при решении тех или иных вопросов отдавать предпочтение интересам своего народа, обеспечить ему привилегии за счет других. Замалчивание этих и других негативных проявлений в сфере межнациональных отношений, сокрытие разных этнонациональных болячек, стремление загнать их вглубь могут обернуться серьезными социальными потрясениями.
В экономической области перекосы в межнациональных отношениях возникают тогда, когда отдельные структуры политической власти искусственно создают условия для укрепления и развития «своих» кадров, появления теневой экономики с национальной окраской, способствуют несправедливому распределению национальных ресурсов и национального дохода, что создаёт неравномерность экономического развития национальных районов. Этническая дискриминация является питательной почвой для национального и политического экстремизма.
В социальной сфере серьёзные проблемы в межнациональных отношениях возникают в связи с нарушением принципов социальной справедливости и социального равенства, что выражается не только в непропорциональном, несправедливом представительстве разных народов в управлении государственными и общественными делами, в отсутствии у них равных социальных возможностей, но и в появлении у одних народов чувства приоритета во всем, а у
других - справедливой обиды от творящейся несправедливости, что не может не способствовать росту различных проявлений национализма и экстремизма. Поддержка интересов только определенной нации и игнорирование законных требований других национальностей, фиксируемые в общественном сознании, подрывают веру людей в равенство социальных возможностей и никак не могут способствовать установлению между ними межнационального мира и общественного согласия. Не голословное провозглашение братства и равенства народов, а обеспечение реального социального равенства всех наций и народностей в жизни, правильный учет национальных особенностей при проведении сбалансированной социальной политики, недопущение фактов ущемления интересов того или иного этноса - вот что может обеспечить торжество социальной справедливости и исключить факты недоверия и противостояния между представителями различных наций и народностей.
Что касается этнонациональных аспектов политической жизни, то их деформации воспринимаются людьми особенно остро. Издержки в этой области дают о себе знать не только в половинчатости и аморфности решения вопроса о справедливом обеспечении представительства интересов всех наций и народностей в органах государственной власти, но и в кадровой политике, проводимой этнократи-чески ориентированными национально-политическими силами, которые нередко выдвижение кадров осуществляют не по деловым качествам, а на этнической основе. Это обстоятельство не может не привести к ошибкам, не повлиять на отношения между разными народами, вызывая у них чувства обиды и несправедливости. Все это способствует возникновению этнической напряженности.
В Евросоюзе поочередно председательствуют представители всех больших и малых входящих в него государств. В Дагестане же предали забвению положение, согласно которому первыми лицами республики могли поочередно стать представители всех 14 конституционно признанных населяющих республику народов. Реальность же нашей политической системы такова, что в многонациональном Дагестане вот уже на протяжении более 60 лет первыми лицами у руля власти оказываются, сменяя друг друга, только представители двух народов. Если политические проблемы решаются с позиций лидера того или иного
народа, то это не может не вызвать недоверия между народами и никак не способствует установлению между ними взаимного доверия и уважения. Более того, такое положение вещей может на уровне обыденного сознания породить у одних людей сознание своей национальной исключительности, избранности, высокомерия, а у других -чувства ущемленности и элементарной незащищённости, когда между национальной принадлежностью человека и его социальным положением устанавливается определенная негласная взаимозависимость.
Перечисленные выше и подобные им противоречия в области национальных отношений, помноженные на неодинаковость социально-экономического и культурного развития народов при одновременном бурном росте их национального самосознания, создают реальную почву для возникновения недовольства, конфликтов, различных столкновений людей на межнациональной основе. Вот почему и с моральной, и с юридической точек зрения было бы правильно назревшие проблемы народов решать не откладывая в долгий ящик, не дожидаясь повышения температуры межнациональных отношений до критической точки.
Особого внимания в этом плане требует решение насущных этнокультурных, языковых и других национальных проблем у так называемых разделенных народов, не по своей воле оказавшихся после распада СССР в разных государствах и потому лишенных возможности выработать свое единое национальное самосознание. Это одинаково касается как малочисленных народов, так и свыше 25 млн. русских (больше, чем все население Швеции, Норвегии, Дании, Швейцарии, вместе взятых), которые, оказавшись на сопредельных с Россией территориях расселения кавказских народов, в Прибалтике, на Украине и т.д., чувствуют себя во всех отношениях дискомфортно, будучи оторваны от своей общенациональной культуры. Разобщенность, разде-ленность народа на части государственными границами лишает его возможности заниматься цельной социально-экономической и национально-духовной жизнью, развивать единую культуру, сохранять свой язык, историю и культурное наследие. Практика показывает, что несуверенные народы республик бывшего СССР (Украина, Азербайджан, Молдавия и др.), обреченные на приспособление к культурным, моральным и политическим нормам наций, давших
названия своим республикам, не в состоянии в этих условиях осознать всю ценность своей национальной жизни, будучи лишены возможности иметь свое развитое национальное самосознание, в росте и формировании которого не заинтересованы представители властных структур доминирующего народа, которые и дальше хотели бы сохранить свои большие материальные, социальные, культурные и иные преимущества, привилегии и права. Вот почему малочисленным народам всячески навязываются космополитизм, чувство равнодушия к своему языку, культуре, традициям. При этом чинятся всякие препятствия их стремлению развивать собственную культуру, иметь свою газету, радио, телевидение, другие средства массовой информации, которые в огромной степени способствуют формированию национального самосознания.
Все это пагубно сказывается на судьбе народа и может привести к его полному исчезновению. Далеко за примерами ходить не нужно. Так, в соседнем Азербайджане высокие чиновники из числа пришлых, появившихся на исконных землях этнических дагестанцев в XIII в., объявляя лезгин, аварцев, цахурцев и другие народы некоренными, всячески притесняют их, подвергая насильственной ассимиляции, проводя откровенно шовинистическую политику, основанную на принципе (лозунге) «единое государство - единая нация». Это прямое продолжение того преступного курса, который в свое время проводил махровый националист Багиров, когда лезгин в течение 20 лет (1936-1956 гг.) обязывали платить «лезгинские» деньги: за обучение в школе - 250 руб., за учебу в техникумах и вузах - 400 руб. Чтобы не платить эти деньги, сотни тысяч лезгин вынуждены были менять в паспортах свою национальность. Результатом такой ассимиляторской политики стало то, что десятки лезгинских сел, как отмечают профессор М.М. Ихилов и журналист М.Н. Мелик-мамедов, в одночасье превратились в азербайджанские1.
Не лучше сегодня положение дел и с русскоязычным населением в соседней Украине, где власти хотят лишить людей права говорить на родном языке и самим решать свои насущные социально-экономические, политические и национально-культурные проблемы. Более того, как отмечает проф. Г.Д. Чесноков, захватившая в результате военного
1 См.: Меликмамедов М.Н. Если ты лезгин. Махачкала, 1991, с. 22.
переворота власть в стране нынешняя киевская хунта с одобрения Запада развязала против своих же граждан настоящую войну, в результате которой погибли более 6 тыс. мирных жителей: женщин, детей, стариков. При этом СМИ Украины нагло утверждают, «будто бомбы и снаряды на города Юго-Востока Украины посылают прорусски настроенные сепаратисты, чтобы подавить чувство национальной гордости в украинском народе»1, и будто активисты Куликова поля в Одессе сами сожгли себя в Доме профсоюзов.
В условиях такого террора, объявленного властями против собственного народа, нетрудно понять желание людей любой ценой отстоять свою свободу, сохранять свой язык, культуру, свои обычаи и традиции. Эту ностальгию людей по национальным ценностям следует рассматривать как своеобразную защитную реакцию народа, направленную на сохранение своей этничности, самобытности, знание своей истории и вклада своего народа в мировую цивилизацию. При этом, как отмечает В. Шнирельман, у людей «история, достижения культуры, сказания о великих деяниях и славных
предках становятся основным, а порой и единственным, на
2
чем держится их национальное и этническое самосознание» .
Несуверенное, приниженное положение народа ведет к формированию у его представителей обостренного национального чувства, являющегося важнейшим компонентом позитивной этнической идентичности, способной вызвать у людей гордость за свою национальную принадлежность. Такая идентичность, такое обостренное национальное самосознание, основанные на патриотизме, чувстве собственного достоинства, на высокой самооценке, несомненно будут способствовать сохранению и возрождению этноса, его культуры, языка и истории.
Но при этом возникает закономерный вопрос: нет ли опасности в том, что таким образом понятое национальное самосознание, этническая самоидентификация могут перерасти в открытый или скрытный, бытовой национализм? Отдельные авторы дают положительный ответ на данный вопрос и высказывают по этому поводу свои откровенные
1 Чесноков Г.Д. Владимир Путин и геополитические интересы России // Социально-гуманитарные знания, 2015, № 1, с. 26-27.
2 Шнирельман В. Предки и идентичность: модель Татарстана // Проблемы идентичности: человек и общество на пороге третьего тысячелетия. М., 2003, с. 215.
опасения . В то же время есть исследователи, которые придерживаются противоположной точки зрения.
По нашему глубокому убеждению, любовь к своей Родине, к земле своих предков, к своему народу, его языку, культуре, обычаям и традициям - одно из тончайших человеческих чувств, в котором нет и не может быть и тени национализма. Последний начинается там, где за этой любовью к своему народу скрывается высокомерное, чванливое отношение к людям других национальностей, когда человек, замыкаясь в своей национальной скорлупе, не хочет считаться с людьми других национальностей, уважать их историю, язык, культуру, учиться у них всему положительному и совместно бороться против всего того, что мешает установлению между людьми разных национальностей отношений дружбы, братства и добрососедства.
Полное и окончательное устранение национальных конфликтов и противоречий утопично в условиях отсутствия демократии и свободы, чему наглядным примером является положение русскоязычного населения на Украине. Тут мало просто осуждать насилие властей по отношению к ДНР и ЛНР как способ выяснения отношений народов, а надо, чтобы крупные государства, мировое сообщество сделали все от них зависящее, чтобы бандеровцы и всякого рода иные неофашисты не навязывали силой свое мнение остальному населению, не подавляли их, не унижали их национальное достоинство, для чего должны приниматься конкретные меры, вплоть до принуждения к миру украинских властей, которые поставили себе целью физическое истребление своих же, несогласных с их методами правления, мирных граждан. Национальные проблемы могут и должны быть решены исключительно мирными средствами, на справедливой основе, путем волеизъявления народов через референдум и другие демократические механизмы.
Как показывает практика и простые наблюдения, формы проявления национального самосознания зависят от того, в какой среде и при каких условиях протекают взаимоотношения людей, принадлежащих к разным национальностям. Как отмечает Ю.В. Арутюнян, «в здоровом обществе при нормальной жизни национальное самосознание может быть и не
1 См.: Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования, 2007, № 4, с. 44.
выражено. Люди мало фиксируют внимание на своей национальности, не особенно вдаваясь в смысл собственной этнической принадлежности. Это, так сказать, сыновье-дочернее чувство, и оно присуще от природы почти каждому и при отсутствии испытаний как бы остается «в себе». Проявления этнического самосознания, - продолжает автор свою мысль, - в неблагоприятной ситуации могут обостряться, а в благоприятной, напротив, ослабевать»1.
Однако несмотря на неизбежные иногда сложности в этнонациональных процессах в перспективе интегративные тенденции во взаимоотношениях этносов должны брать верх над дезинтегративными, что предположительно связано с формированием новых межэтнических, надэтнических
общностей или, как пишет Р.Г. Абдулатипов, «суперэтнич-
2
ности или многонационального народа» , что предполагает и формирование сходных черт в культуре, образе жизни, в конечном счете, даже в самосознании.
Гусейнов О.М., Гусейнова Ж.О. Национальное самосознание и этническая идентичность. Статья посвящена проблеме роли феномена национального самосознания в формировании этнической идентичности и неконфронтационных отношений между народами на путях выработки единой для них платформы в процессе сближения их культур, языка, традиций и ментальности.
Ключевые слова: национальное самосознание, этническая идентичность, национализм, надэтническая общность, межнациональный мир.
Guseynov O.M., Guseynova Zh.O. National selfconsciousness and ethnic identity. The article examines the problem of the role of the national selfconsciousness in forming ethnic identity and noneconf-rontable relations between nations on the way of creating common platform in the process of bringing nearer their cultures, languages, traditions and mentality.
Key words: national selfconsciousness, ethnic identity, nationalism, aboveethnic community, international peace.
1 Арутюнян Ю.В. Армяне - россияне сквозь призму этносоциологии // Социологические исследования, 2010, № 3, с. 62.
2 Абдулатипов Р.Г. Этнополитология и этнополитика Кавказа: методика и практика // Этнополитические исследования на Северном Кавказе: состояние, проблемы, перспективы. Махачкала, 2005, с. 11.