Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: О ГРАНИЦАХ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА'

НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: О ГРАНИЦАХ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

CC BY
22
3
Поделиться
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / РЕФЕРЕНДУМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ПОИСК КОМПРОМИССОВ / ПРОТИВОСТОЯНИЕ / ДЕНАЦИФИКАЦИЯ / "ДЕКОММУНИЗАЦИЯ" / ПРИЕМЛЕМОСТЬ / КОНТРПРОДУКТИВНОСТЬ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / NATIONAL RECONCILIATION / CIVIL SOCIETY / REFERENDUM / TOLERANCE / COMPROMISE / CONFRONTATION / DENAZIFICATION / "DECOMMUNIZATION" / ACCEPTABILITY / COUNTERPRODUCTIVE / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по политике и политическим наукам, автор научной работы — Буторов Сергей Алексеевич

Статья посвящена теме национального примирения в России как условия прекращения скрытого противостояния внутри общества. Автор обращается к опыту и практике зарубежных стран (Германия, Испания), которые прошли через этот процесс. Раскрывается сущность денацификации, через которую прошло немецкое общество после окончания Второй мировой войны. Как считает автор, надуманное, механическое перенесение зарубежного опыта на российскую действительность обернётся конфронтацией и расколом общества. На основе анализа источников российских и зарубежных исследователей автор приходит к выводу, что призывы некоторых отечественных обществоведов осуществить «декоммунизацию» России, по примеру денацификации послевоенной Германии, не только не ведут к национальному примирению и согласию, а напротив, усиливают противостояние в обществе. В статье выдвигается ряд конструктивных инициатив, направленных на поиск компромиссов в процессе национального примирения и достижения стабильности в обществе.

NATIONAL RECONCILIATION AS A COMPONENT OF POLITICAL CULTURE: ON THE LIMITS OF ACCEPTABILITY OF FOREIGN EXPERIENCE

The article is devoted to the theme of national reconciliation in Russia as the conditions of the termination of the hidden conflict within the society. The author focuses on the experiences and practices of foreign countries (Germany, Spain) that have gone through this process. The essence of de-Nazification through which passed the German society after the Second world war. The author believes that far-fetched, mechanical transfer of foreign experience to the Russian reality will result in confrontation and division of society. Based on the analysis of Russian and foreign researchers, the author comes to the conclusion that the appeal of certain domestic social scientists to “decommunization” of Russia following the example of denazification in postwar Germany not only do not lead to national reconciliation and Concord, but rather intensify confrontation in society. The article puts forward a number of constructive initiatives aimed at finding a compromise in the process of national reconciliation and stability in society.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: О ГРАНИЦАХ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА»



АЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: О ГРАНИЦАХ ПРИЕМЛЕМОСТИ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

УДК 304.444 С. А. Буторов

Московский государственный институт культуры

Статья посвящена теме национального примирения в России как условия прекращения скрытого противостояния внутри общества. Автор обращается к опыту и практике зарубежных стран (Германия, Испания), которые прошли через этот процесс. Раскрывается сущность денацификации, через которую прошло немецкое общество после окончания Второй мировой войны. Как считает автор, надуманное, механическое перенесение зарубежного опыта на российскую действительность обернётся конфронтацией и расколом общества. На основе анализа источников российских и зарубежных исследователей автор приходит к выводу, что призывы некоторых отечественных обществоведов осуществить «декоммуни-зацию» России, по примеру денацификации послевоенной Германии, не только не ведут к национальному примирению и согласию, а напротив, усиливают противостояние в обществе. В статье выдвигается ряд конструктивных инициатив, направленных на поиск компромиссов в процессе национального примирения и достижения стабильности в обществе.

Ключевые слова-, национальное примирение, гражданское общество, референдум, толерантность, поиск компромиссов, противостояние, денацификация, «декоммунизация», приемлемость, контрпродуктивность, зарубежный опыт.

S. A. Butorov

Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation

NATIONAL RECONCILIATION AS

A COMPONENT OF POLITICAL CULTURE:

ON THE LIMITS OF ACCEPTABILITY OF FOREIGN EXPERIENCE

The article is devoted to the theme of national reconciliation in Russia as the conditions of the termination of the hidden conflict within the society. The author focuses on the experiences and practices of foreign countries (Germany, Spain) that have gone through this process. The essence

БУТОРОВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры иностранных языков социально-гуманитарного факультета Московского государственного университета культуры и искусств

BUTOROV SERGEY ALEKSEEVICH - Full Doctor of Philosophy, Professor of Department of Foreign Languages, Faculty of Social Studies and Humanities, Moscow State Institute of Culture

e-mail: anutavl1@yandex.ru © Буторов С. А., 2017

of de-Nazification through which passed the German society after the Second world war. The author believes that far-fetched, mechanical transfer of foreign experience to the Russian reality will result in confrontation and division of society. Based on the analysis of Russian and foreign researchers, the author comes to the conclusion that the appeal of certain domestic social scientists to "decommunization" of Russia following the example of denazification in postwar Germany not only do not lead to national reconciliation and Concord, but rather intensify confrontation in society. The article puts forward a number of constructive initiatives aimed at finding a compromise in the process of national reconciliation and stability in society.

Keywords-, national reconciliation, civil society, referendum, tolerance, compromise, confrontation, denazification, "decommunization", acceptability, counterproductive, foreign experience.

Для цитирования: Буторов С. А. Национальное примирение как компонент политической культуры: о границах приемлемости зарубежного опыта // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 33-44.

Развитие российского общества в текущем году ознаменовано памятной датой - 100-летием революционных трансформаций 1917 года, повлекших за собой раскол общества и колоссальные потери людских, экономических, интеллектуальных и культурных ресурсов государства. Президент России В. В. Путин, выступая в конце декабря 2016 года на большой пресс-конференции, напомнил россиянам о событиях вековой давности в стране и призвал их к консолидации и терпимости: «Мы должны вести дело к примирению, сближению, а не к разрыву в обществе [20]». Министр культуры России В. Р. Мединский, принимая участие в работе «круглого стола» «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации» в Музее современной истории России в мае 2015 года, сформулировал пять тезисов, способствующих национальному примирению в стране: признание преемственности исторического развития от Российской империи через СССР к современной России; осознание трагизма общественного раскола, вызванного событиями 1917 года и Гражданской войны; уважение к памяти героев обеих сторон («крас-

ных» и «белых»), искренне отстаивавших свои идеалы и невиновных в массовых репрессиях и военных преступлениях; осуждение идеологии революционного террора; понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных «союзников» во внутриполитической борьбе. События в России 1917 года - в фокусе внимания и у Русской православной церкви (РПЦ). «Передача Исаакиевского собора Санкт-Петербурга в год столетия революционных событий призвана стать символом примирения нашего народа,

- заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в феврале 2017 года на заседании Высшего церковного совета РПЦ.

— ... Мир вокруг возвращенных церквей должен стать олицетворением согласия и взаимного прощения - белых с красными, верующих с неверующими, богатых с бедными [16]». Однако события последних лет - многократные массовые политические выступления граждан России в 2011-2013 годах, начавшиеся после выборов в Государственную думу VI созыва; несанкционированные акции протеста против коррупции 26 марта 2017 года в Москве и ряде городов страны; митинги жителей Санкт-Петербурга,

выступающих против передачи Исаакиев-ского собора в ведение РПЦ, - никак не вписываются в процесс общенационального примирения. В настоящей статье автором предпринята попытка выявить пути, которые ведут к взаимопониманию и согласию в обществе.

Необходимость достижения согласия и примирения в России созрела практически в первые же годы после распада бывшего СССР. 7 ноября 1996 года Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин издал Указ «О дне согласия и примирения» [15]. В документе отмечается, что Октябрьская революция 1917 года коренным образом повлияла на судьбу нашей страны. Стремясь впредь не допускать противостояние, глава государства в целях единения и консолидации российского общества постановил объявить день 7 ноября Днём согласия и примирения [15]. Однако нововведение Б. Н. Ельцина вызвало неоднозначную оценку в российском обществе. Согласно опросу центра «Ромир Мониторинг», состоявшемуся в ноябре 2003 года, 44 процента из числа опрошенных россиян рассматривали праздник День согласия и примирения как «обычный выходной день». Днём согласия и примирения считали 7 ноября лишь 16 процентов опрошенных [4]. В соответствии с Указом Президента России В. В. Путина от 29 декабря 2004 года, день 7 ноября, начиная с 2005 года, перестал быть выходным днём, а 4 ноября стал Днём народного единства в память об освобождении Москвы в 1612 году от поляков [12]. Тема национального примирения в России остаётся пока малоизученной отечественной обществоведческой наукой. В числе исследователей, кто посвятил свои работы этой научной про-

блеме, следует назвать имя Д. А. Томиль-цевой, автора учебного пособия «Национальное примирение в России: трансформации религиозных традиций [24]». Однако работа Д. А. Томильцевой посвящена изучению процессов национального примирения в контексте произошедшего в XX веке светского переосмысления религиозных традиций.

Между тем нельзя не отметить, что тема национального примирения в зарубежных странах (Германия, Испания, Таджикистан) стала предметом более пристального внимания российских и зарубежных исследователей. К их числу следует отнести работы В. В. Витюка, И. В. Данилевича [1], С. Ю. Данилова [2; 3], Г. Куна [8], Н. Д. Плотникова [17], N. Frei [25] и других. Ряд отечественных исследователей придерживается мнения о том, что процесс национального примирения в России находится в состоянии стагнации по причине игнорирования российским политическим руководством зарубежного опыта. О необходимости проведения в России полномасштабной «декоммунизации» говорит академик Российской академии наук Ю. С. Пивоваров. За «системную декоммунизацию» российского общества, аналогичную процессу денацификации, через которую прошла Германия после окончания Второй мировой войны, выступает историк А. Б. Зубов [24]. Оппозиционер А. Б. Зубов считает, что России необходим свой Нюрнбергский процесс [22].

Для определения уровня востребованности и приемлемости зарубежного опыта в процессе национального примирения в России необходимо обратиться к той практике, которая применялась в государствах, испытавших на себе тота-

литарные формы правления. Примечательно, что отечественная и зарубежная обществоведческая мысль чаще всего прибегает к испанскому и германскому опыту. Первую попытку национального примирения в Испании предпринял сам диктатор Франсиско Франко, безраздельно правивший страной на протяжении 36 лет. Символом национального примирения стал 150-метровый крест в окрестностях Мадрида, в местности, названной Долиной павших. Сооружение мемориала началось в 1940-м, а завершилось в 1959 году. В Долине павших похоронены как сторонники Франко, павшие в боях Гражданской войны, так и его противники. Однако следует подчеркнуть, что противники франкизма всегда воспринимали этот мемориал не как знак гражданского согласия и примирения, а как символ торжества Франко. На протяжении многих лет (до 2007 года) площадь перед мемориалом служила местом торжественных массовых мероприятий франкистов. Сам Франко похоронен в базилике, рядом со своим соратником, лидером «Испанской фаланги» Хосе Антонио Примо де Ривера. Их могилы располагаются у главного алтаря, в центре всеобщего внимания. В связи с этим многие испанцы считают мемориал местом возвеличивания Франко, а не символом примирения. Нельзя также не отметить, что базилика в Долине павших сооружалась трудом пленных республиканцев. Это обстоятельство привносило ещё большую двусмысленность в воздвигнутый мемориал. Заметный вклад в относительно мирное и бескровное разрушение диктаторского режима в Испании после смерти Франко внёс бывший король Хуан Карлос, ставший

наследником каудильо (вождя. - С. Б.). Но он не был главной действующей силой демократизации Испании. Национальное согласие в стране было достигнуто на основе договоренностей между сторонниками франкизма, идеологически «капитулировавшими» на почётных условиях, и оппозиционерами, получившими возможность реально войти во власть [1].

Непреходящее значение для человечества имеет опыт денацификации -комплекса мероприятий, проводившихся союзниками после победы над Германией во Второй мировой войне с целью искоренения национал-социализма и удаления бывших нацистов со всех государственных постов [11]. Ещё до окончания Второй мировой войны «Комиссия по выявлению военных преступников», которая располагалась в Лондоне, составила списки, содержавшие около одного миллиона фамилий немцев, в различной степени причастных к созданию и поддержанию нацистского правящего режима [8]. Командование союзнических армий было изначально убеждено, что большинство немцев относилось к нацистскому режиму в лучшем случае нейтрально, с твёрдой верой в Гитлера. Создалось впечатление, что народ Германии заражен бациллой национализма, и поэтому после войны необходима его «очистка» от заразы. Наиболее чёткие и жёсткие представления об искоренении нацизма на всех государственных и общественных уровнях имели американцы. 26 апреля 1945 года была обнародована «Директива JCS 1067», которая гласила: «Германия будет оккупирована не с целью освобождения, а как побежденное враждебное государство и для осуществления целей союзников [6]». Директива предписы-

вала также всем начальникам штабов войсковых подразделений американской зоны (ею руководствовались также и англичане. — С. Б.) провести мероприятия по удалению с ответственных постов в государственных учреждениях и частных предприятий всех членов Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП), активно поддерживавших режим, и других лиц, враждебно противодействующих проведению в жизнь целей союзников. Другим важным шагом по денацификации Германии, как считает Г. Кун, стал Нюрнбергский процесс. Он снизил накал мстительных чувств, господствовавших, по понятным причинам, в войсках союзников, и укротил антинемецкие настроения, проведя черту между горсткой главарей режима и подавляющим большинством населения, их пассивными соучастниками. В Нюрнберге после главного процесса проводились ещё двенадцать: дело врачей (опыты на людях), юристов, чиновников управления концлагерями, дело 23 руководителей «ИГ-Фарбениндустри» (использование труда заключенных концлагерей. — С. Б.), руководителей проведения расистской программы, участников войсковых групп уничтожения евреев и политических противников режима за Восточным фронтом, дело Круппа, чиновников Министерства иностранных дел и другие. Кроме того, во всех четырех зонах военные трибуналы занимались делами так называемого простого персонала убийц, в основном охранников концентрационных лагерей. Начальный этап послевоенной денацификации Германии, проводимый исключительно силами военных администраций четырех стран-победительниц, завершился 5 марта 1946 года с

принятием в американской зоне «Закона об освобождении от национал-социализма и милитаризма», утверждённого впервые после окончания войны не оккупационными, а немецкими властями. Директива Контрольного совета союзников в октябре 1946 года распространила его принципы и на другие зоны. Он вошёл в историю как «Закон № 104» и ознаменовал начало второго этапа денацификации. В преамбуле к закону провозглашалось, что «дело денацификации полностью передаётся в немецкие руки и в своей основе является политическим законом с основополагающим значением ... с целью замены временных мероприятий окончательной политической чисткой. Посредством однозначного установления мер наказания, исключающего их произвольный выбор, он должен привести к умиротворению и укреплению отношений в среде немецкого народа. В международных отношениях он поможет Германии восстановить доверие мира и укажет направление пути к достойному месту среди свободных и миролюбивых народов [цит. по: 8]». На основании «Закона № 104» были созданы судебные палаты, принимавшие решение о причислении лиц к одной из пяти категорий: 1 — главные виновные, 2 — виновные, 3 — незначительно виновные, 4 — попутчики и 5 — невиновные. В конце мая 1948 года союзники трёх западных зон прекратили контроль над денацификацией и передали её полностью немцам. В советской зоне действовали менее бюрократически. Значительно снисходительней отнеслись к рядовым членам партии, которые сразу же после окончания войны получили принципиальную возможность интеграции в новое общество. Последовательно

очищались органы управления, юстиции, средняя и высшая школы, откуда уволили в 1945-1948 годах примерно полмиллиона бывших членов нацистской партии - 80 процентов всех судей и половину учителей. Сведение счётов с прошлым, в котором с самого начала принимали участие немцы, нацеливалось на будущее страны без капиталистов и крупных землевладельцев-юнкеров, с рабочими на руководящих постах. Считается, что денацификация в советской зоне явилась знаком разрыва с нацистским прошлым. В феврале 1948 года её официально объявили завершённой. С образованием в 1949 года двух немецких государств ситуация изменилась. Федеративная Республика Германия статьей 131 Конституции подвела черту под денацификацией, и в дальнейшем на общественную жизнь страны стал заметным образом влиять комплекс мероприятий, названный словом «перевоспитание». Новая элита не намеревалась ограничиться такими защитными мерами, как осуждение главных военных преступников и наказание крупных и мелких нацистов, а ставила целью искоренение рокового духа нацизма и демократизацию общество. Перевоспитание начиналось в некоторых городах и деревнях с шоковой терапии, эффективность которой, впрочем, считалась сомнительной: население принуждали осматривать концлагерь в их местности, демонстрировали «добровольно-принудительным» зрителям документальный фильм о лагерях уничтожения «Жернова смерти» [8].

Конкретные меры и действия, которые были предприняты Испанией по достижению национального примирения в стране, имеют, безусловно, приклад-

ное значение в процессе преодоления последствий диктаторского правления и становления демократического государства. Однако, на наш взгляд, они приемлемы для России лишь частично. Как справедливо отмечают российские исследователи В. В. Витюк и И. В. Данилевич, испанский опыт - оптимальная модель развития и социальной активности принципа национального согласия в переходные и кризисные эпохи. Между тем в ряде других стран эта модель не была реализована адекватно и в полной мере по той причине, что характер процесса, осуществленного на основе национального согласия, зависел от совокупности реальных обстоятельств и конкретных возможностей той или иной страны [1]. Взвешенно и объективно рекомендует оценивать опыт своего государства доктор Севильского университета М. Васкес, по мнению которого предпринятый диктатором Франко шаг к национальному примирению носил, скорее, символический жест и никак не способствовал разрешению общественных противоречий в стране. «В Испании активно идёт мифологизация периода перехода к демократии», - отмечает М. Васкес [5]. Схожей как для Испании, так и России стала инициатива по сооружению мемориалов в память жертв диктаторских режимов. В обоих случаях она исходила от руководителей государств. Обращает на себя внимание тот факт, что правозащитные организации России, активно выступавшие за установление памятника жертвам политических репрессий, так и не смогли прийти к общему мнению и не предложили согласованный проект. В целях увековечения памяти жертв политических репрессий 30 сентября 2015 года Прези-

дент Российской Федерации В. В. Путин издал Указ «О возведении мемориала жертвам политических репрессий» [13]. В Москве 30 октября 2017 года на пересечении Садового кольца и проспекта Сахарова был, наконец, установлен памятник жертвам политических репрессий — «Стена скорби». В. В. Путин, выступая на пленарном заседании форума Народного фронта в декабре 2016 года, поддержал также предложение воздвигнуть в России храм национального примирения, подобный построенному в Испании [21].

В отношении декларируемых академиком РАН Ю. С. Пивоваровым и А. Б. Зубовым призывов по «декомму-низации» России, по аналогии с денацификацией послевоенной Германии, надо отметить, что они не выдерживают критики. Практика, которая применялась союзническими государствами по антигитлеровской коалиции по денацификации Германии, — универсальная. Она не утрачивает своего значения и сегодня. Между тем надуманное, механическое перенесение немецкого опыта семидесятилетней давности на российскую действительность противоречит принципу историзма и является алогичным. На Нюрнбергском процессе страны-победительницы судили преступный режим, который базировался на идеологии нацизма. Подходы авторов, которые отождествляют идеологию национал-социализма с коммунистической идеологией, являются ненаучными и методологически неверными. Призывы к «декоммунизации» российского общества и организации в России «своего Нюрнбергского процесса», по существу, возвращают нас к 1991 году, когда Президентом России Б. Н. Ельциным

был издан указ о запрете деятельности КПСС и Коммунистической партии РСФСР на российской территории [14]. В ноябре 1992 года Конституционный суд Российской Федерации признал этот указ противозаконным [19]. Люстрация членов КПСС, организация судебных процессов над бывшими партийными функционерами, запрет отдельным категориям граждан состоять на государственной службе, за что активно выступают Ю. С. Пивоваров и А. Б. Зубов, нанесло бы непоправимый урон России и его народу. Г. Х. Попов, один из видных лидеров демократического движения в СССР и России в конце 1980-х — начале 1990-х годов, отмечает, что Б. Н. Ельцин «спас от чистки всю советскую номенклатуру», так как «... решил опираться на номенклатуру. Без неё он не мог удержать власть [18]». Россия не сможет стать правовым государством и занять достойное место в мировом сообществе, не осознав в полной мере трагический опыт страны, пережитый её гражданами после событий в октябре 1917 года, в период большого террора 1937—1938-х годов, в послевоенный период конца 1940-х — начала 1950-х годов. Политическое руководство страны последовательно проводит курс, направленный на преодоление последствий тоталитаризма и достижение национального согласия в стране. 15 августа 2015 года Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, призванную способствовать процессу национального примирения в стране [7]. Следует признать, что Россия остаётся государством с низкой политической и правовой культурой. Неразви-

тость гражданского общества в стране во многом обусловлена ошибками реформаторов начала 1990-х годов. Экономические реформы имели катастрофические последствия для большей части населения России. Обнищание десятков миллионов россиян и обогащение небольшой группы людей способствовали нарастанию агрессивности в обществе. Некоторые позитивные тенденции в процессе национального примирения наметились в современной России лишь в начале XXI века. Достижение единства и согласия в обществе стало одним из приоритетов политического руководства страны в области внутренней политики. Между тем нельзя не учитывать, что процесс национального примирения имеет естественный темп, который нельзя форсировать в директивном порядке. Достижение общенационального согласия всецело зависит от взаимного влияния экономических, правовых, духовных, социальных процессов и условий. Однако ключевую роль в этом процессе играет деятельность органов государственной власти, в том числе на региональном уровне. Власть на местах призвана глубоко и всесторонне изучать общественные настроения и своевременно находить пути решения возникающих проблем (в первую очередь тех, которые приобретают масштабность на федеральном уровне). По нашему мнению, дискуссии по вопросу передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ без учёта мнения жителей Санкт-Петербурга можно было избежать при своевременном проведении референдума по возникшей проблеме. Негативная оценка, которую дал действиям властей города специальный представитель Президента России по вопросам природоохранной

деятельности, экологии и транспорта С. Б. Иванов в апреле 2017 года, вынудило Законодательное собрание Санкт-Петербурга рассмотреть вопрос о проведении плебисцита [23]. Следует подчеркнуть, что за последние годы в России накоплен положительный опыт, когда органы исполнительной власти выносят дискуссионные вопросы на всенародное обсуждение. Развернувшаяся в Москве кампания по переименованию станции метро «Войковская» была предметом многолетней общественной дискуссии, достигшей в 2015 году общенационального масштаба и тесно связанной с общественно-политическими оценками исторической роли Октябрьской революции 1917 года. Однако проведённый по решению московских властей в ноябре 2015 года интернет-референдум на базе интернет-ресурса «Активный Гражданин» и итоги голосования сняли с повестки дня острую проблему [10].

В заключение отметим следующее. Процесс национального примирения в России имеет свои отличительные особенности. В условиях нашего государства он приобрёл эволюционный характер, который всецело себя оправдывает. Трагический опыт российской истории диктует необходимость проведения в этой сфере гибкой и сбалансированной политики, с учётом интересов и мнений всех категорий граждан, независимо от их политических, идеологических и религиозных воззрений. Применение зарубежного опыта по достижению национального согласия в России достаточно ограничено. Процесс примирения в такой многонациональной стране, как Россия, имеет свои фазы и стадии развития. Искусственное наложение такой практики на россий-

скую действительность неминуемо обернётся катастрофическими последствиями и неизбежно приведёт к дальнейшему расколу в обществе. Особую опасность для процесса национального примирения представляют популистские предложения некоторых обществоведов и политиков перенять опыт послевоенной Германии. Глубоко убеждены, что такого рода инициативы теоретически не обоснованы и всецело рассчитаны на категорию людей с низким уровнём политической культуры и неглубоким знанием истории Второй мировой войны. Их бессистемную

и эклектичную направленность способна осмысливать критически лишь та категория людей, которая знает глубинную сущность проблемы, её социально-политическую природу.

Российский народ заплатил в 1990-е годы непомерно высокую цену за популизм отечественных реформаторов. Задача для тех, кто реально заинтересован в дальнейшем развитии процесса национального примирения в России, — уметь отличать конструктивные идеи по достижению гражданского согласия в стране от популизма.

Примечания

1. Витюк В. В., Данилевич И. В. Национальное согласие и переход от авторитаризма к демократии (испанские уроки) // Общественные науки и современность. 1999. № 2. С. 34-44.

2. Данилов С. Ю. Гражданская война в Испании (1936-1939). Москва : Вече, 2004.

3. Данилов С. Ю. Гражданская война и общенациональное примирение : США. Россия. Испания / Гос. ун-т-Высш. шк. экономики. Москва : ГУ ВШЭ : МАКС-пресс, 2004. 151 с.

4. День примирения и согласия в России [Электронный ресурс] // Русская Америка : [вебсайт]. Электрон. дан. URL: http://www.rususa.com/news/news.asp-nid-2676

5. Испания после Франко: Мигель Васкес о проблемах национального примирения после франкизма [Электронный ресурс] // Русский журнал : [веб-сайт]. Электрон. дан. 17.08.2011 г. URL: http://www.russ.ru/pole/lspaniya-posle-Franko

6. Как работала программа по предотвращению третьей мировой войны [Электронный ресурс] // Макспарк : [веб-сайт]. Электрон. дан. 29 июля 2015 г. URL: maxpark.com>cjntent/3605051

7. Концепция государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий [Электронный ресурс] : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2015 г. № 1561-р. // Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://president-sovet.ru/documents/read/393/

8. Кун Г. Возвращение из преисподней. Денацификация послевоенной Германии [Электронный ресурс] // Полит.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. 04 июля 2007 г. URL: http://polit.ru/arti-cle/2007/07/04/kun/

9. Мединский В. Р. Документ дня: Платформа национального примирения России // Lenta. ru : [веб-сайт]. Электрон. дан. 20 мая 2015 г. URL: https://lenta.ru/articles/2015/05/20/medin-skyvoice/

10. Москвичи проголосовали против переименования «Войковской» [Электронный ресурс] // Lenta.ru : [веб-сайт]. Электрон. дан. 23 ноября 2015 г. URL: https://lenta.ru/news/2015/11/23/ voykovskaya/

11. Новая Российская энциклопедия : [в 12 томах] / редкол.: гл. ред. А. Д. Некипелов [и др.]. Москва : Энциклопедия, 2003-. Том 5(2). 2008.

12. О внесении изменений в статью I Федерального закона «О днях воинской славы (победных дней) России» [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 200-ФЗ // Российская газета : [веб-сайт]. Электрон. дан. 31 декабря 2004 г.. URL: https:// rg.ru/2004/12/31/krasniyden-dok.html

13. О возведении мемориала жертвам политических репрессий [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 30 сентября 2015 г. N 487 // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/71204134/

14. О деятельности КПСС и КП РСФСР [Электронный ресурс] : указ Президента РСФСР от 6 ноября 1991 г. № 169 // Кодекс : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: docs.cntd.ru>document/9002836

15. О Дне согласия и примирения [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 7 ноября 1996 года № 1537 // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://base.garant.ru/136680/

16. Патриарх Кирилл назвал передачу Исаакия символом примирения народа [Электронный ресурс] // Россия сегодня : [веб-сайт]. Электрон. дан. 17.02.2017 г. URL: https://ria.ru/reli-gion/20170217/1488188594.html

17. Плотников Н. Д. Опыт и уроки национального примирения в Таджикистане // Международная научно-практическая конференция «Национальное примирение и будущее Сирии». Москва : Ин-т востоковедения РАН, 2016. С. 25-27.

18. Попов Г. Х. Неосмысленный юбилей // Московский комсомолец. 2016. 26 августа.

19. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.11.1992 N 9-П «По делу о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации от 23 августа 1991 г. N 79 "О приостановлении деятельности коммунистической партии РСФСР", от 25 августа 1991 г. N 90 "Об имуществе КПСС и коммунистической партии РСФСР" и от 6 ноября 1991 г. N 169 "О деятельности КПСС и КП РСФСР", а также о проверке конституционности КПСС и КП РСФСР» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.con-sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=290464#0

20. Путин напомнил о событиях 1917 года и призвал к примирению [Электронный ресурс] // Россия сегодня [веб-сайт]. Электрон. дан. 23.12.2016 г. URL: https://ria.ru/soci-ety/20161223/1484449347.html

21. Путин одобрил идею храма национального примирения в России [Электронный ресурс] // Россия сегодня [веб-сайт]. Электрон. дан. 05.12.2013 г. URL: http://linkis.com/KL5v

22. Сеньшин Е. «Сталин обворовывал всю страну. Видимо, это - идеал Путина». Историк Андрей Зубов: нам нужен свой Нюрнбергский процесс [Электронный ресурс] // Информационное агентство "Znak" : [веб-сайт]. Электрон. дан. 26 мая 2016 г. URL: https:// www.znak.com/2016-05-26/istorik_andrey_zubov_rossiya_dolzhna_proyti_put_denacifikacii_ germanii

23. Сергей Иванов раскритиковал Смольный из-за Исаакия [Электронный ресурс] // Regnum : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2 апреля 2017 г. URL: https://regnum.ru/news/2257563.html

24. Томильцева Д. А., Красавин И. В., Вагнер А. К. Национальное примирение в России: трансформации религиозных традиций : учебное пособие / [под общ. ред. Д. А. Томильцевой]. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013.

25. Frei N. Vergangenheitpolitik. Die Anfange der Bundesrepublik und die NS - Vergangenheit. Muenheit, 1996.

26. Globke und die Ausrottung der Juden. Published by Ausschusz fur Deutsche Einh. Berlin, 1960.

References

1. Vityuk V. V., Danilevich I. V. Natsional'noye soglasiye i perekhod ot avtoritarizma k demokratii (ispanskiye uroki) [National consent and the transition from authoritarianism to democracy (Spanish

lessons)]. Social Sciences and Contemporary World. 1999, no. 2, pp. 34-44.

2. Danilov S. Yu. Grazhdanskaya voyna v Ispanii (1936-1939) [The Civil War in Spain (1936— 1939)]. Moscow, Publishing house «Veche», 2004.

3. Danilov S. Yu. Grazhdanskaya voyna i obshchenatsional'noye primireniye: SSHA. Rossiya. Ispaniya [Civil war and national reconciliation: the United States. Russia. Spain]. Moscow, Publishing House of National Research University Higher School of Economics, Publishing House "Max-Press", 2004. 151 p.

4. Den' primireniya i soglasiya v Rossii [Day of reconciliation and accord in Russia]. Available at: http://www.rususa.com/news/news.asp-nid-2676

5. Ispaniya posle Franko: Migel' Vaskes o problemakh natsional'nogo primireniya posle frankizma [Spain after Franco: Miguel Vazquez on the problems of national reconciliation after Francoism]. Available at: http://www.russ.ru/pole/lspaniya-posle-Franko

6. Kak rabotala programma po predotvrashcheniyu tret'yey mirovoy voyny [How the program to prevent a third world war worked]. Available at: maxpark.com>cjntent/3605051

7. Kontseptsiya gosudarstvennoy politiki po uvekovecheniyu pamyati zhertv politicheskikh repres-siy : utverzhdena rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15 avgusta 2015 g. № 1561-r. [The concept of state policy to perpetuate the memory of the victims of political repressions: approved by the decree of the Government of the Russian Federation of 15 August 2015 No. 1561-r.]. Available at: http://president-sovet.ru/documents/read/393/

8. Kun G. Vozvrashcheniye iz preispodney. Denatsifikatsiya poslevoyennoy Germanii [Return from the underworld. The denationalization of post-war Germany]. Available at: http://polit.ru/ article/2007/07/04/kun/

9. Medinsky V. R. Dokument dnya: Platforma natsional'nogo primireniya Rossii [Document of the day: Platform for National Reconciliation of Russia]. Available at: https://lenta.ru/arti-cles/2015/05/20/medinskyvoice/

10. Moskvichi progolosovali protiv pereimenovaniya "Voykovskoy" [Muscovites voted against renaming the "Voikovskaya"]. Available at: https://lenta.ru/news/2015/11/23/voykovskaya/

11. Nekipelov A. D., ed. Novaya Rossiyskaya entsiklopediya, v 12 tomakh. Tom 5(2) [New Russian Encyclopedia, in 12 vol. Vol. 5(2)]. Moscow, Publishing House "The Encyclopedia", 2008.

12. O vnesenii izmeneniy v stat'yu I Federal'nogo zakona "O dnyakh voinskoy slavy (pobednykh dney) Rossii": Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2004 g. № 200-FZ [On Amending Article I of the Federal Law "On Days of Military Glory (Victory Days) of Russia": Federal Law No. 200-FZ of December 29, 2004]. Available at: https://rg.ru/2004/12/31/krasniyden-dok.html

13. O vozvedenii memoriala zhertvam politicheskikh repressiy [On the erection of the memorial to the victims of political repression]. Available at: http://base.garant.ru/71204134/

14. O deyatel'nosti KPSS i KP RSFSR: ukaz Prezidenta RSFSR ot 6 noyabrya 1991 g. № 169 [On the activities of the CPSU and the CP of the RSFSR: the decree of the President of the RSFSR of November 6, 1991 No. 169]. Available at: docs.cntd.ru>document/9002836

15. O Dne soglasiya i primireniya: Ukaz Prezidenta RF ot 7 noyabrya 1996 goda № 1537 [On the Day of Accord and Reconciliation: Decree of the President of the Russian Federation of November 7, 1996 No. 1537]. Available at: http://base.garant.ru/136680/

16. Patriarkh Kirill nazval peredachu Isaakiya simvolom primireniya naroda [Patriarch Kirill called the transfer of Isaac the symbol of reconciliation of the people]. Available at: https://ria.ru/ religion/20170217/1488188594.html

17. Plotnikov N. D. Opyt i uroki natsional'nogo primireniya v Tadzhikistane [Experience and lessons of national reconciliation in Tajikistan]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konfer-

entsiya "Natsional'noyeprimireniye i budushcheye Sirii" [International scientific-practical conference "National reconciliation and the future of Syria"]. Moscow, Russian Academy of Sciences "Vostochnaya literatura" ("Oriental Literature") Publishers, 2016. Pp. 25-27.

18. Popov G. Kh. Neosmyslennyy yubiley [The Unthought Jubilee]. Moskovskiy Komsomolets. 2016, August, 26.

19. Postanovleniye Konstitutsionnogo Suda RF ot 30.11.1992 N 9-P "Po delu o proverke konsti-tutsionnosti Ukazov Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 23 avgusta 1991 g. N 79 "O priostanov-lenii deyatel'nosti kommunisticheskoy partii RSFSR", ot 25 avgusta 1991 g. N 90 "Ob imush-chestve KPSS i kommunisticheskoy partii RSFSR" i ot 6 noyabrya 1991 g. N 169 "O deyatel'nosti KPSS i KP RSFSR", a takzhe o proverke konstitutsionnosti KPSS i KP RSFSR" [Decree of the Constitutional Court of the Russian Federation of30.11.1992 N 9-P "On the case on the verification of the constitutionality of Presidential Decree N 79 of August 23, 1991 "On Suspension of the Activity of the Communist Party of the RSFSR", N 90 of August 25, 1991 "On Property CPSU and the Communist Party of the RSFSR" and on November 6, 1991, N 169 "On the activities of the CPSU and the RSFSR CP", and on the verification of the constitutionality of the CPSU and the RSFSR CP"]. Available at: http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=-EXP&n=290464#0

20. Putin napomnil o sobytiyakh 1917 goda i prizval k primireniyu [Putin recalled the events of 1917 and called for reconciliation]. Available at: https://ria.ru/society/20161223/1484449347.html

21. Putin odobril ideyu khrama natsional'nogo primireniya v Rossii [Putin approved the idea of a temple of national reconciliation in Russia]. Available at: http://linkis.com/KL5v

22. Senshin E. "Stalin obvorovyval vsyu stranu. Vidimo, eto - ideal Putina". Istorik Andrey Zubov: nam nuzhen svoy Nyurnbergskiy protsess ["Stalin steals the whole country. Apparently, this is Putin's ideal". Historian Andrei Zubov: we need our own Nuremberg process ]. Available at: https://www.znak.com/2016-05-26/istorik_andrey_zubov_rossiya_dolzhna_proyti_put_denacifik-acii_germanii

23. Sergey Ivanov raskritikoval Smol'nyy iz-za Isaakiya [Sergei Ivanov criticized the Smolny because of Isaac]. Available at: https://regnum.ru/news/2257563.html

24. Tomiltseva D. A., Krasavin I. V., Vagner A. K. Natsional'noye primireniye v Rossii: transformatsii religioznykh traditsiy [National reconciliation in Russia: the transformation of religious traditions]. Ekaterinburg, Publishing House of Ural State University, 2013.

25. Frei N. Vergangenheitpolitik. Die Anfange der Bundesrepublik und die NS - Vergangenheit. Muenheit, 1996.

26. Globke und die Ausrottung der Juden. Published by Ausschusz fur Deutsche Einh. Berlin, 1960.