Научная статья на тему 'Национальное Общество Красного Полумесяца Республики Казахстан: История, особенности и проблемы правового статуса'

Национальное Общество Красного Полумесяца Республики Казахстан: История, особенности и проблемы правового статуса Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
759
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАСНЫЙ ПОЛУМЕСЯЦ / НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / КАЗАХСТАН / ПРАВОВОЙ СТАТУС / ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Айдарбаев Сагынгалий Жоламанович, Базенов Айрат Базенович

Авторы статьи поставили перед собой следующие задачи: раскрыть истоки возникновения Национального общества Красного Полумесяца Республики Казах-стан, определить особенности его правового статуса, а также проанализировать неко-торые юридические проблемы, связанные со статусом Национального общества и нега-тивно влияющие на возможности его плодотворного функционирования. Для успешного решения этих задач были применены исторический метод и методы структурнофункци-онального и системного анализа.В статье рассмотрены исторические корни Национального общества Красного Полу-месяца Республики Казахстан, предшественником которого является Общество Красного Креста Казахской ССР. Авторы констатируют, что правовой статус НОКП РК имеет сложный, составной характер, в котором комбинируются нормы международного права и законодательства Казахстана. Они приходят к выводу, что специфической особенностью ныне существующего правового статуса Национального общества Красного Полумесяца Республики Казахстан является наличие серьезных юридических изъянов, из-за которых на него не может быть в полной мере распространен большой блок норм действующего законодательства, посвященных некоммерческим и общественным организациям. В конеч-ном счете это приводит к тому, что Казахстан оказывается в положении государства, не выполняющего свои международные обязательства по Женевским конвенциям и другим международно-правовым актам. В свою очередь, данный факт порождает невыполнение одной из главных задач, поставленных в Стратегии «Казахстан-2050», а именно, задачи по интенсификации международного сотрудничества в гуманитарной сфере и поддержке всех прогрессивных международных инициатив. Выход из сложившейся ситуации авторы видят в принятии отдельного законодательного акта о Национальном обществе Красного Полумесяца Республики Казахстан. Выводы, к которым пришли авторы статьи, имеют определенную степень научной но-визны, поскольку в отечественной юридической науке они озвучиваются впервые. Вместе с тем, эти выводы имеют не только теоретическую, но и практическую значимость для дальнейшего совершенствования действующего законодательства Казахстана и успеш-ной реализации целей Стратегии «Казахстан-2050»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Айдарбаев Сагынгалий Жоламанович, Базенов Айрат Базенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальное Общество Красного Полумесяца Республики Казахстан: История, особенности и проблемы правового статуса»

УДК 341.23

НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН: ИСТОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА

Айдарбаев Сагынгалий Жоламанович

Декан факультета международных отношений, профессор кафедры международного права Казахского национального университета имени аль-Фараби, юридический советник Национального общества Красного Полумесяца Республики Казахстан, д.ю.н., г.Алматы, Республика Казахстан; e-mail: Sagingali.Aidarbayev@kaznu.kz

Базенов Айрат Базенович

докторант Казахского инновационного гуманитарно-юридического университета, г.Семей, Республика Казахстан; e-mail: a.bazenov@mail.ru

Ключевые слова: Красный Полумесяц; национальное общество; Казахстан; правовой статус; проблемы функционирования.

Аннотация. Авторы статьи поставили перед собой следующие задачи: раскрыть истоки возникновения Национального общества Красного Полумесяца Республики Казахстан, определить особенности его правового статуса, а также проанализировать некоторые юридические проблемы, связанные со статусом Национального общества и негативно влияющие на возможности его плодотворного функционирования. Для успешного решения этих задач были применены исторический метод и методы структурно- функционального и системного анализа.

В статье рассмотрены исторические корни Национального общества Красного Полумесяца Республики Казахстан, предшественником которого является Общество Красного Креста Казахской ССР. Авторы констатируют, что правовой статус НОКП РК имеет сложный, составной характер, в котором комбинируются нормы международного права и законодательства Казахстана. Они приходят к выводу, что специфической особенностью ныне существующего правового статуса Национального общества Красного Полумесяца Республики Казахстан является наличие серьезных юридических изъянов, из-за которых на него не может быть в полной мере распространен большой блок норм действующего законодательства, посвященных некоммерческим и общественным организациям. В конечном счете это приводит к тому, что Казахстан оказывается в положении государства, не выполняющего свои международные обязательства по Женевским конвенциям и другим международно-правовым актам. В свою очередь, данный факт порождает невыполнение одной из главных задач, поставленных в Стратегии «Казахстан-2050», а именно, задачи по интенсификации международного сотрудничества в гуманитарной сфере и поддержке всех прогрессивных международных инициатив. Выход из сложившейся ситуации авторы видят в принятии отдельного законодательного акта о Национальном обществе Красного Полумесяца Республики Казахстан.

Выводы, к которым пришли авторы статьи, имеют определенную степень научной новизны, поскольку в отечественной юридической науке они озвучиваются впервые. Вместе с тем, эти выводы имеют не только теоретическую, но и практическую значимость для дальнейшего совершенствования действующего законодательства Казахстана и успешной реализации целей Стратегии «Казахстан-2050».

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЬЩ КЫЗЫЛ ЖАРТЫ АЙ ¥ЛТТЬЩ КОГАМЫ: ТАРИХЫ, К^КЫКТЫК МЭРТЕБЕС1НЩ ЕРЕКШЕЛ1КТЕР1 МЕН ПРОБЛЕМАЛАРЫ

СаFынFали Жоламащлы Айдарбаев

Эл-Фараби атындагы Цазац улттыцуниверситетгтц халыцаралыц цатынастар факультеттгц деканы, халыцаралыц цщыц кафедрасыныц профессоры, зац зылымдарыныц докторы, Казацстан Республикасы Кызыл Ай ¥лттыц Когамыныц заци кецесшгсг; Алматы ц., Казацстан Республикасы; e-mail: Sagingali.Aidarbayev@kaznu.kz

Айрат Базещлы Базенов

Казац инновациялыц гуманитарлыц-зац университетгтц докторанты, Семей ц., Казацстан Республикасы; e-mail: a.bazenov@mail.ru

Ty^u свздер: Кызыл жарты Ай; улттыц цогам; Казацстан, цуцыцтыц мэртебе; цызмет ету мэселелер1.

Аннотация. Мацала авторалары оздершц алдына келесг мтдеттер цойып отыр: Казацстан Республикасы Кызыл жарты Ай цогамыныц пайда болу тарихын ашып корсету, оныц цуцыцтыц мэртебестщ ерекшелттерт аныцтау, сондай-ац ¥лттыц цогамныц мэртебеЫне байланысты жэне оныц жем1ст1 цызмет ету1не тер1с эсерт тиг1з1п отырган кейб1р цщыцтыц мэселелерге талдау жург1зу. Осы м1ндеттерд1 табысты шешу Yшiн та-рихи эдw жэне цурылымдыц-функциялыц эрi ЖYйелiк талдау эдiстерi цолданылды.

Мацалада Казац КСР Кызыл жарты Ай цогамыныц мирасцоры болып табылатын Казацстан Республикасы Кызыл жарты Ай цогамыныц тарихи тамырлары царастырылган. Авторлар КР ¥КАКцщыцтыцмэртебеЫ халыцаралыц цуцыц пен Казацстан зацнамасыныц нормалары уштасатын кYрделi, цурамдас сипатца ие деген тужырымга келедi. Олар Казацстан Республикасы Кызыл жарты Ай ¥лттыц Когамыныц цазiргi цуцыцтыц мэртебестщ айрыцша ерекшелт реттде айтарлыцтай мацызды заци кемшшттертщ болуын атап отедi. Осы кемштктердщ салдарынан ¥лттыц Когамга коммерциялыц емес жэне цогамдыц уйымдарга арналган цолданыстагы зацнама нормаларыныц Yлкен болт толыгымен таратыла алмай отыр. ТYбiнде бул Казацстанды Женева конвенциялары мен басца да халыцаралыц цуцыцтыц актшер бойынша озтщ халыцаралыц мтдеттерт орындамай отырган мемлекеттщ жагдайында цалдыруда. Оз кезегтде, бул фактi «Казацстан-2050» Стратегиясында белгшенген басты мтдеттердщ бiрiнiц, атап айтсац, гуманитарлыц саладагы халыцаралыц ынтымацтастыцты царцындату мен прогрессивтi халыцаралыц бастамаларды цолдау бойынша мтдеттщ орындалмауына алып келуде. Авторлардыц птртше бул мэселет Казацстан Республикасы Кызыл жарты Ай ¥лттыц Когамы туралы жеке-дара зацнамалыц актн цабылдау арцылы шешуге болады.

Авторлар жасаган цорытындылардыц белгш бiр децгейдегi гылыми жацалыгы бар деп есептеуге болады, ойткет отандыц зац гылымында олар алгашцы рет жария етшп отыр. Сонымен цатар, бул цорытындылардыц Казацстанныц цолданыстагы зацнамасын одан ары жетiлдiру Yшiн жэне «Казацстан-2050» Стратегиясыныц мацсаттарына цол жетшзу Yшiн тек теориялыц цана емес, тэжiрибелiк те мацыздылыгы бар.

NATIONAL SOCIETY OF THE RED CRESCENT OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN: HISTORY, FEATURES AND PROBLEMS OF LEGAL STATUS

Aidarbayev Sagyngaliy Zholamanovich

The legal adviser of the National Society of the Red Crescent of the Republic of Kazakhstan, Dean of the Faculty of International Relations, Professor of the Department of International Law of the al-Farabi Kazakh National University, Doctor of Law, Almaty, Republic of Kazakhstan; e-mail: Sagingali.Aidarbayev@kaznu.kz

Bazenov Ayrat Bazenovich

Doctoral student of the Kazakh Innovative Humanitarian and Law University, Semey, Republic of Kazakhstan; e-mail: a.bazenov@mail.ru

Keywords: Red Crescent; national society; Kazakhstan; legal status; problems of functioning.

Abstract. The authors of the article set themselves the following tasks: to reveal the origins of the emergence of the National Red Crescent Society of the Republic of Kazakhstan, to determine the peculiarities of its legal status, and also to analyze some legal problems related to the status of the National Society and adversely affect the possibilities of its fruitfulfunctioning. To successfully solve these problems, the historical method and methods of structural-functional and system analysis were applied.

The article considers the historical roots of the National Red Crescent Society of the Republic of Kazakhstan, whose predecessor is the Red Cross Society of the Kazakh SSR. The authors state that the legal status of the NKCP RK has a complex, complex character, in which the norms of international law and the legislation of Kazakhstan are combined. They come to the conclusion that a specific feature of the current legal status of the National Red Crescent Society of the Republic of Kazakhstan is the presence of serious legal flaws. Because of these shortcomings, the large block

of norms of the current legislation on non-commercial and public organizations can not be fully disseminated to the Company. Ultimately, this leads to the fact that Kazakhstan is in the position of a state that does not fulfill its international obligations under the Geneva Conventions and other international legal instruments. In turn, this fact creates a failure to fulfill one of the main tasks set in the Kazakhstan-2050 Strategy, namely, the task of intensifying international cooperation in the humanitarian sphere and supporting all progressive international initiatives. The authors see the way out of this situation in the adoption of a separate legislative act on the National Red Crescent Society of the Republic of Kazakhstan.

Conclusions, to which the authors of the article came, have a certain degree of scientific novelty, since they are voicedfor the first time in the domestic legal science. At the same time, these conclusions have not only theoretical, but also practical significance for the further improvement of the current legislation of Kazakhstan and the successful implementation of the goals of the Kazakhstan-2050 Strategy.

Введение

В Стратегии «Казахстан-2050» в числе четырех приоритетов модернизации внешней политики отдельно упоминается необходимость интенсификации международного сотрудничества в культурно-гуманитарной, научно-образовательной и других смежных сферах. При этом, по словам Президента Казахстана Н.А. Назарбаева, Казахстан должен и дальше поддерживать все прогрессивные международные инициативы и вносить свой вклад в глобальную безопасность1.

В рамках указанного приоритета находится международное сотрудничество с такими организациями, как Международный Комитет Красного Креста и Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Взаимоотношения с этими организациями строятся на основе Женевских и Гаагских конвенций по международному гуманитарному праву, а также других международно-правовых актов, в соответствии с которыми Казахстан взял на себя целый ряд международных обязательств. Реализация этих обязательств лежит в сфере осуществления внешних функций государства. К таким обязательствам по имплемен-тации норм международно- правовых актов относится необходимость создания и официального признания национального общества Красного Креста или Красного Полумесяца, а также всемерное содействие его успешной деятельности на территории государства. В Казахстане таким обществом признано Национальное общество Красного Полумесяца, которому 5 марта 2017 года исполнилось 80 лет. В связи с этой знаменательной датой уместно обратиться к основным вехам истории, касающимся возникновения этой организации в нашей стране, а также обратиться к правовым основам ее функционирования

и юридическим проблемам, связанным с ее статусом на современном этапе.

Исторические основы возникновения национальных обществ Красного Креста

Возникновение первых национальных обществ и Международного Комитета Красного Креста связано с именем швейцарского предпринимателя Анри Дюнана, который в июне 1859 года оказался случайным свидетелем битвы при Сольферино и был потрясен страданиями и муками 40 000 раненных и умирающих французских и австрийских солдат, оставленных без помощи и ухода после битвы. Спустя три года, в 1862 году он написал книгу «Воспоминание о битве при Сольферино», в которой предложил создать в каждой стране добровольное общество помощи раненным на войне и заключить международное соглашение о придании статуса нейтральности медицинскому персоналу на полях сражений [1, с.28-29]. По словам Анри Дюнана «надо обязательно обращаться к помощи общественности, и только при ее участии можно надеяться достигнуть цели» [2, с.104].

Эта инициатива нашла широкий отклик и 17 февраля 1863 года в Женеве был создан Международный комитет по оказанию помощи раненым, а 22 августа 1864 года 12 государствами была подписана первая Женевская конвенция «Об улучшении участи больных и раненных воюющих армий на поле боя» (Бельгия, Дания, Франция, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария, Испания и др.), которая в своих 10 статьях закрепила первые обязательные правила, гарантировавшие нейтральность и защиту во время вооруженного конфликта раненым солдатам, медицинскому персоналу и гу-

1 Послание Президента Республики Казахстан - Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» (14 декабря 2012 года) //http://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii-

манитарным учреждениям [3]. Конвенция установила два требования для признания Международным комитетом национальных обществ:

1) национальное общество должно иметь признание собственного правительства;

2) национальное правительство соответствующей страны должно быть членом Женевской конвенции. Сразу же после подписания Женевской конвенции и в последующие годы национальные общества были основаны почти во всех европейских странах.

Значение Конвенции 1864 года определяется тем, что она по глубине своего идейного содержания оказалась тем основополагающим юридическим документом, который до сих пор продолжает служить основой развития и совершенствования гуманитарного права [4].

В 1876 году Международный комитет по оказанию помощи раненым утвердил название «Международный Комитет Красного Креста», которым пользуется до сегодняшнего дня2. Этому Комитету принадлежит особая роль в процессе реализации норм международного гуманитарного права [5, с.113].

«Российское общество Красного Креста» (РОКК) возникло в 1876 году под влиянием первой Женевской конвенции и его почетными членами состояли император и многие высокопоставленные лица. Однако истоки возникновения РОКК уходят еще дальше - к 5 ноября 1854 года, когда была открыта Крестовоздвиженская община сестер милосердия, а 3 мая 1867 года император Александр II утвердил устав «Общества попечения о раненых и больных воинах». С 1879 года на территории Казахстана работала Краевая организация РОКК3.

Интересно отметить, что уже во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов РОКК взяло на себя практически всю медицинскую помощь армии. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. РОКК оказывал помощь раненым и открыл Центральное справочное бюро о военнопленных, которое сотрудничало с Японским Красным Крестом. Во время Первой мировой войны на службе РОКК состояло 2 500 врачей, 20 000 сестер милосердия, свыше 50 000 санитаров. РОКК отвечал за снабжение учреждений помощи беженцам, занимался упорядочением

их передвижения [6].

В мирное время РОКК боролся с чумой и дифтеритом, помощью инвалидам войны, оказывал благотворительную помощь пострадавшим от голода, оказывал благотворительную помощь пострадавшим от наводнения [7].

В 1899 г. РОКК создал в Санкт-Петербурге Комитет по подаче первой помощи пострадавшим от несчастных случаев и общественных бедствий и открывал станции, которые стали прообразом будущей Службы скорой помощи4.

После Октябрьской революции 1917 г. декретом Совета Народных Комиссаров от 4 января 1918 года Главное управление Красного Креста было упразднено и вместо него был учрежден Комитет по реорганизации Общества, а имущество и капиталы учреждений Красного Креста были переданы в государственную собственность. 7 августа 1918 г. было издано постановление Совнаркома о деятельности и реорганизации РОКК

[7].

В 1923 году председатели обществ Красного Креста России, Украины, Белоруссии, Армении, Грузии и Красного Полумесяца Азербайджана подписали Декларацию об объединении и был создан Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (Советский Красный Крест) [8, с.22-37].

В советский период РОКК вел борьбу с туберкулезом, венерическими заболеваниями, трахомой, оспой (1920-е гг.). В 1925 г. в Крыму на средства РОКК был создан детский лагерь «Артек». В 1927-1940 годах Советский Красный Крест обучал население навыкам оказания первой медицинской помощи, обучал медицинских сестер. В 1930-е годы усилия Советского Красного Креста были направлены на обслуживание рабочих крупных промышленных строек и железнодорожного транспорта (постройка бань, прачечных, санитарных пропускников)5.

В связи с образованием Казахской ССР в 1936 году, 5 марта 1937 года было создано Общества Красного Креста Казахской ССР в качестве республиканской организации в составе СОКК и КП СССР6.

Во время Второй мировой войны Советский Красный Крест занимался подготовкой медсестер и санитаров, организовывал до-

2 История МККК. Обзор (29-10-2010) // https://www.icrc.org/rus/who-we-are/history/overview-section-history-icrc.htm

3Российский Красный крест //https://ru.wikipedia.org/wiki

4 Там же.

5 Там же.

6 История Красного Полумесяца Казахстана //http://news.redcrescent.kz/istoriya-krasnogo-polumesyatsa-kazahstana/

норство крови, а в марте 1945 г. создал Центральное справочное бюро о перемещенных лицах при Исполкоме СОКК и КП СССР. В 1957 г. по инициативе комитетов обществ Красного Креста Москвы и Ленинграда началось движение безвозмездных доноров крови. В 1960 г. для оказания медико-социальной помощи одиноким больным, ветеранам войны и труда на дому комитеты Общества начали создавать службу патронажных медицинских сестер, позже переименованную в Службу милосердия. В 1986 г. после катастрофы на Чернобыльской АЭС Комитеты общества Красного Креста выставляли санитарные посты на дорогах, проводили разъяснительную работу среди населения, оказывали помощь пострадавшим, собирали и отправляли в зараженные районы экологически чистые продукты. В 1989 г. Советским Красным Крестом был сформирован первый отряд спасателей-добровольцев, в состав которого вошли специалисты, работавшие в Армении после землетрясения 1988 г.7.

Возникновение и развитие национального Общества Красного Полумесяца независимого Казахстана

В 1992 году XII внеочередной съезд Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП) СССР принял решение о ликвидации СОКК и КП СССР. Правопреемником СОКК и КП СССР на территории Республики Казахстан стало Казахское общество Красного Креста и Красного Полумесяца. 17 апреля 1992 года был принят Указ Президента РК «О деятельности Казахского Общества Красного Полумесяца и Красного Креста», утвердивший Положение об Обществе8. В преамбуле документа говорилось о том, что Указ принимается в соответствии с принципами Алма-Атинской Декларации от 21 декабря 1991 года и руководствуясь Женевскими конвенциями 1949 года и Дополнительными протоколами 1977 года. В пункте 1 Указа Казахское общество Красного Полумесяца и Красного Креста было признано полномочным на основании статьи 26 Первой Женевской конвенции 1949 года оказывать помощь регулярным медицинским службам вооруженных сил в пе-

риод вооруженного конфликта9.

Иными словами, в указанных пунктах была признана международно-правовая основа деятельности Казахского общества Красного Полумесяца и Красного Креста.

В пункте 7 Указа Кабинету Министров Республики Казахстан совместно с Национальным комитетом Казахского общества Красного Полумесяца и Красного Креста было поручено внести в Верховный Совет Республики Казахстан проект Закона о деятельности Казахского общества Красного Полумесяца и Красного Креста. Это поручение не выполнено до сих пор.

31 марта 1993 г. было принято Постановление Верховного Совета РК №2060-XП «О присоединении Республики Казахстан к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и дополнительным протоколам I и II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.»10.

В соответствии со ст.26 и 27 Первой Женевской конвенции 1949 г. (и в соответствующих статях других Женевских конвенций) личный состав национальных Обществ Красного Креста, должен быть надлежащим образом признан своим правительством и уполномочен им, а также должен использоваться для тех же функций, что и функции санитарного личного состава, т.е. для розыска и подбирания, транспортировки или лечения раненых и больных или для предупреждения заболеваний. Каждая Договаривающаяся Сторона обязана сообщить другой наименование обществ, которые она под своей ответственностью уполномочит оказывать содействие официальной санитарной службе при своих вооруженных силах. Кроме того, признанное своим правительством общество нейтральной страны может оказывать содействие своим личным составом и своими санитарными формированиями стороне, находящейся в конфликте, предварительно получив согласие своего правительства и разрешение самой стороны, находящейся в конфликте.

Указ Президента РК от 17 марта 1992 года решает те вопросы, о которых говорится в приведенных нормах, то есть официально от имени государства признает Казахское общество Красного Полумесяца и Красного

7Российский Красный крест //https://ru.wikipedia.org/wiki

8 Указ Президента от 17.04.1992 №720 «О деятельности Казахского общества Красного полумесяца и Красного креста» //http://kazakhstan.news-city.info/docs/sistemsp/dok_perzvi.htm

9 Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях //Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. - 4-е изд., испр. - М.: Международный Комитет Красного Креста, 2005. - 344 с. - С.7-36.

10 Постановление Верховного Совета Республики Казахстан от 31 марта 1993 года № 2060-ХП О присоединении Республики Казахстан к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 года и дополнительным протоколам I и II1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны (с изменениями внесенными Законом РК от 14.12.01 г. № 268-11) //http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1001808

Креста единственным обществом Красного Креста / Красного Полумесяца в Казахстане, осуществляющим свою деятельность на всей территории республики (п.3 Положения) и уполномочивает его на выполнение функций, указанных в приведенных выше статьях Первой Женевской конвенции (п.2 Положения о Казахском обществе Красного Полумесяца и Красного Креста).

В соответствии с Положением о Казахском обществе Красного Полумесяца и Красного Креста оно является самостоятельным национальным учреждением, призванным поддерживать государство в гуманитарной сфере в соответствии с нуждами населения.

В 1993 г. Общество было переименовано в «Общество Красного Полумесяца и Красного Креста Республики Казахстан», в марте 2002 года в связи с принятием Закона РК «Об эмблеме и отличительном знаке медицинской службы Вооруженных Сил Республики Казахстан» Общество официально принимает новое наименование «Общество Красного Полумесяца Республики Казахстан» и эмблему Красного Полумесяца11.

В ноябре 2003 года Общество Красного Полумесяца РК признано Международным Комитетом Красного Креста и становится членом Международной Федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца12.

За период независимости Казахстана деятельность Общества была направлена на поддержку государственных органов по оказанию помощи наиболее уязвимым слоям населения в гуманитарной сфере: пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций (землетрясение в Жамбылской области, прорыв дамбы в Алматинской области, наводнения в Южно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Карагандинской областях), детям-сиротам, больным туберкулезом (самые тяжелые и самые социально-опасные формы), ВИЧ-инфицированным, одиноким престарелым людям, беженцам, трудовым мигрантам. Национальное Общество приняло участие в ликвидации последствий всех чрезвычайных ситуаций, оказывая реальную и срочную помощь пострадавшим: организацию лагерей временного укрытия, восстановление разрушенного жилья, работу бес-

платных столовых, раздачу гуманитарной помощи (одежды, гигиенических средств, спальных принадлежностей, продуктов питания и др.), а объем средств, привлеченных Обществом от внешних доноров за этот период превысил 70 млн. долларов США13.

Основной уставной задачей Национального Общества является оказание содействия государственным органам и регулярным медицинским службам Вооруженных Сил РК в организации операций помощи жертвам вооруженных конфликтов и готовность к действиям в «особый период». Национальное Общество также осуществляет мероприятия превентивного характера: обучение населения правилам поведения при чрезвычайных ситуациях, обучение навыкам оказания первой помощи, распространение знаний о международном гуманитарном праве, пропаганду и привлечение к добровольному донорству крови.

Юридические особенности статуса

Национального Общества Красного

Полумесяца Республики Казахстан

Как мы уже отмечали выше, 31 марта 1993 г. было принято Постановление Верховного Совета РК №2060-XII «О присоединении Республики Казахстан к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и дополнительным протоколам I и II 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г.».

В соответствии со статьями 24, 26 и 27 Первой Женевской конвенции 1949 г., а также со статьями 24-25 Второй Женевской кон-венции14 и статьей 63 Четвертой Женевской конвенции15, каждое государство-участник Женевских конвенций обязуется создать у себя национальное общество Красного Креста (далее - КК) или Красного Полумесяца (далее - КП), официально признать его и уполномочить выполнять функции санитарного личного состава, т.е. для розыска и подбирания, транспортировки или лечения раненых и больных или для предупреждения заболеваний, а также сообщить другим участникам Женевских конвенций наименование своего общества. Таким обществом в Казахстане является Национальное

11 История Красного Полумесяца Казахстана //http://news.redcrescent.kz/istoriya-krasnogo-polumesyatsa-kazahstana/

12 Там же.

13 Там же.

14 Женевская конвенция от 12 августа 1949 года об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. - 4-е изд., испр. - М.: Международный Комитет Красного Креста, 2005. - 344 с. - С.39-62.

15 Женевская конвенция от 12 августа 1949 года о защите гражданского населения во время войны // Женевские конвенции от 12 августа 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. - 4-е изд., испр. - М.: Международный Комитет Красного Креста, 2005. - 344 с. - С.149-223.

общество Красного Полумесяца РК (далее - НОКП РК).

Специфической особенностью НОКП РК является двойственный (комбинированный) характер его правовой природы, так как основы правового статуса НОКП заложены одновременно и в международном праве, и в национальном законодательстве.

Так, международно-правовой основой статуса НОКП РК выступают как сами Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г., так и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН), принятые в 1946 г. и в 1994 г. Например, в резолюции ГА ООН 1946 г. записано, что государства-члены ООН должны поощрять и облегчать учреждение национальных обществ КК и КП16, а в резолюции 1994 г. Международная федерация обществ КК и КП получает статус наблюдателя при ГА ООН.17

Кроме того, каждые четыре года проводятся международные конференции КК и КП, на которые собираются официальные представители всех государств-участников Женевских конвенций вместе с представителями национальных обществ КК и КП. Резолюции таких конференций также играют важную роль для их участников и в них неизменно подчеркивается особая роль национальных обществ КК и КП. Например, в Резолюции №2 30-й Международной конференции КК и КП (2007 г.) закреплено, что национальные общества должны официально признаваться всеми правительствами в качестве вспомогательных органов в отношении органов государственной власти в гуманитарной сфере. Это, действительно, важно, учитывая, что в мирное время национальные общества КК и КП проводят колоссальную работу по оказанию помощи всем категориям нуждающихся лиц. Эта помощь особенно востребована во время чрезвычайных ситуаций (землетрясения, наводнения, пожары, эпидемии, техногенные катастрофы), а также в других ситуациях, когда государственные органы могут не справляться с масштабными последствиями природных или иных явлений18.

Таким образом, в соответствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств, закрепленным

в Уставе ООН, принципом «pacta sund servanda» (договоры должны соблюдаться), зафиксированным в ст.27 Венской конвенции о праве международных договоров 196919г., участником которой является и Республика Казахстан, резолюциями ГА ООН и Международных конференций КК и КП, наша страна обязана установить официальный юридический статус своего Национального общества.

Национальное законодательство государств закрепляет правовой статус национальных обществ КК и КП, доводя его международно-правовые основы до полного и логического завершения. Таким актом в Казахстане является Указ Президента РК от 17 апреля 1992 года «О деятельности Казахского общества Красного Полумесяца и Красного Креста», которым было утверждено Положение об Обществе. В статье 1 этого Указа Общество было уполномочено на основании статьи 26 Первой Женевской конвенции 1949 г. оказывать помощь регулярным медицинским службам вооруженных сил в период вооруженного конфликта, а в пункте 3 Положения об Обществе оно было признано единственным обществом КК и КП в РК. Эти положения являются официальным признанием НОКП РК со стороны государства.

Основной целью Общества было определено предотвращение и облегчение человеческих страданий, для чего оно уполномочивалось (п.2 Положения): действовать в случае вооруженного конфликта, а в мирное время быть готовым действовать во всех сферах, определенных Женевскими конвенциями; организовывать программы и службы неотложной помощи жертвам стихийных бедствий; вносить свой вклад в улучшение здоровья населения с помощью специальных программ обучения и обеспечения; участвовать в социальной поддержке малообеспеченных слоев населения, а также организовывать конкретную помощь особо нуждающимся в ней группам (одинокие пожилые люди, многодетные матери, дети); воспитывать у населения, особенно у детей и молодежи, идеалы мира, взаимоуважения и взаимопонимания между всеми людьми и народами; и т.д.

16 Национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55 (I) от 19 ноября 1946 года № A/RES/55 //https://documents-dds-ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/ NR0/035 /12/IMG/NR003512.pdf?OpenElement

17 Статус наблюдателя для Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в Генеральной Ассамблее. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 19 октября 1994 года № А/ RES/49/2 // https://documents-dds-ny. un.org/doc/UND0C/GEN/N94/600/11/PDF/N9460011.pdf?0penElement

18 30-я Международная конференция, официальные рабочие документы (12-10-2007) //https://www.icrc. org/ rus/resources/documents/misc/30-international-conference-working-documents-121007.htm

19 Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 года // http://www.un.org/ru / documents/decl conv/conventions/law treaties.shtml

Необходимо обратить внимание, что в п.3 Положения об Обществе было прямо записано, что Общество действует в соответствии с Женевскими соглашениями 1949 г., Дополнительными протоколами 1977 г., законами РК и Основными Принципами международного движения КК и КП. Тем самым подчеркивается международно-правовая основа деятельности НОКП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кроме того, в п.7 Указа было закреплено поручение Кабинету Министров РК совместно с Национальным комитетом Казахского общества Красного Полумесяца и Красного Креста внести в Верховный Совет РК проект Закона о деятельности Казахского общества КП и КК. Это поручение, к сожалению, так и не было реализовано, что можно объяснить непростыми экономическими условиями начала 1990-х годов, когда новое государство только становилось на ноги.

Проблемы правового статуса Национального общества Красного полумесяца Республики Казахстан

Сегодня возникла интересная ситуация в законодательстве РК, когда НОКП РК начинает терять свою легитимность по причине правовых коллизий. Если говорить более подробно, то согласно Закону РК «О некоммерческих организациях» 2001 г. к НОКП РК подходит такая организационно-правовая форма, как общественное объединение (ст.6), однако в соответствии с п.2 ст.19 общественные объединения образуются по инициативе группы граждан РК, численностью не менее 10 человек20. Об этом же говорит ст.10 Закона РК «Об общественных объединениях» 1996 г.21.

Поскольку НОКП РК создано государством во исполнение своих международных обязательств, то к общественным объединениям его отнести невозможно, прежде всего, по причине формирования Общества не гражданами, а государством.

Вместе с тем, Закон «О некоммерческих организациях» предусматривает возможность существования таких организаций и в иных организационно-правовых формах (ст.17), к которым относятся автономные организации образования, автономный кластерный фонд, нотариальные палаты, коллегии адвокатов, Национальная палата предпринимателей РК, Республиканская палата частных судебных исполнителей, Арбитражная палата Казахстана, профессиональ-

ные аудиторские организации, кооперативы собственников квартир.

НОКП РК невозможно отнести ни к одной из перечисленных в Законе «О некоммерческих организациях» организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Однако, следует иметь в виду, что приведенный выше перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций является открытым, поскольку в п.2 ст.17 Закона прямо сказано, что «в иной организационно-правовой форме могут быть образованы... и другие некоммерческие организации», особенности правового положения которых регулируются законодательными актами (п.3 ст.17).

Таким образом, НОКП РК в силу специфики своего правового статуса, имеющего прямую привязку к международному праву, может функционировать только и исключительно в иной организационно-правовой форме, то есть в такой форме, которая отсутствует в списке, содержащемся в п.2 ст.17 Закона «О некоммерческих организациях» и требует принятия отдельного закона.

Следует учесть, что необходимость принятия отдельного закона о НОКП РК вытекает не только из вышеуказанных положения, но и из п.7 Указа Президента РК от 17 апреля 1992 г.

Отсутствие такого отдельного закона о НОКП РК уже начинает размывать легитимность Национального общества, приводя на практике к многочисленным юридическим проблемам (при регистрации и перерегистрации, открытии и обслуживании банковских счетов, участии в национальных тендерах и т.д.), а также лишает НОКП РК какой-либо поддержки со стороны государства, которую оно должно оказывать в соответствии со своими международными обязательствами перед мировым сообществом.

Пути решения проблемы определения

правового статуса Национального общества Красного полумесяца Республики Казахстан

Констатировав факт наличия проблемы с определением правового статуса НОКП РК, возникшей из-за законодательных коллизий, следует предложить и конкретные пути ее решения.

На наш взгляд, теоретически существует два варианта нормативно - правового реше-

20Закон Республики Казахстан от 16января 2001 года № 142-11 «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 27.02.2017г.) //https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1021519

21 Закон Республики Казахстан от 31 мая 1996 года № 3-1 «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 09.04.2016 г.) // https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1005615

ния указанного казуса.

Во-первых, распространить действие Закона РК «Об общественных объединениях» и Закона РК «О некоммерческих организациях» на НОКП РК путем изъятия этой организации из-под действия норм статьи 10 Закона РК «Об общественных объединениях» и пункта 2 статьи 19 Закона РК «О некоммерческих организациях», в которых установлено правило о создании таких объединений только по инициативе группы граждан РК, численностью не менее 10 человек. С точки зрения юридической техники это сделать в принципе не сложно, тем более, что НОКП РК по своей социальной сущности не может являться коммерческой организацией.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту, возникают проблемы более сложного порядка, поскольку признание НОКП РК «чисто» общественным объединением наряду с другими общественными организациями, не позволяет отразить в правовом статусе НОКП РК его международно-правовую составляющую, из-за которой НОКП и учреждается. А без законодательного отражения его специфических принципов деятельности, проистекающих из международно-правовой составляющей, НОКП РК теряет свою легитимность в качестве единственной организации в государстве, признанной в качестве таковой со стороны правительства и имеющей право действовать в целях реализации норм международного гуманитарного права, посвященных национальным обществам. Следовательно, данный вариант решения проблемы, устраняя одно противоречие, создает множество других.

Второй вариант нормативно-правового решения обозначенной проблемы заключается в принятии отдельного Закона, посвященного НОКП РК. При использовании этого варианта снимаются все вышеуказанные вопросы, поскольку это дает возможность полностью отразить специфику, в том числе и международно-правовую специфику, правового статуса НОКП РК, не исключая НОКП РК из числа некоммерческих организаций и общественных объединений. Кроме того, преимущество данного варианта решения проблемы заключается и в том, что в соответствии с требованиями международно-правовых документов в каждой стране может и должно функционировать только одно национальное общество, которое должно быть признано таковым со стороны своего правительства и международного сообщества.

Более того, следует учесть также тот факт, что НОКП РК наряду с Национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца 185 стран мира, Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и Международным Комитетом Красного Креста, является неотъемлемой частью Международного движения Красного Креста. По территориальному признаку НОКП РК относится к Европейскому департаменту Международной федерации Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Наконец, НОКП РК - единственное в стране общественное объединение, уполномоченное международно-правовыми актами выполнять вспомогательные функции по отношению к Правительству в случае вооруженных конфликтов и крупных чрезвычайных ситуаций.

Как отмечает Президент НОКП РК Е.К. Аргымбаев, работа, которую ведет НОКП РК, гораздо шире действия Закона РК «Об общественных объединениях». Поэтому деятельность НОКП должен регулировать специальный закон, в котором были бы определены условия для всемерного развития потенциала и возможностей Национального Общества, как добровольного помощника государства22.

Эти и некоторые и другие факторы свидетельствуют в пользу принятия отдельного Закона о НОКП, который мог бы снять все «болевые» проблемы, о чем свидетельствует опыт подавляющего большинства государств мира.

Правовой статус национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца: зарубежный опыт законодательного регулирования

Для разрешения возникшей в законодательстве Казахстана коллизии, связанной с определением правового статуса НОКП РК, большое значение имеет обращение к зарубежному опыту. При этом для нашей страны особое значение имеет законодательный опыт тех государств, в которых существуют схожие правовые традиции и которые принадлежат, как и Казахстан, к континентальной правовой семье. Нет никаких сомнений, что в первую очередь нас должно интересовать законодательство государств-членов Евразийского экономического союза, поскольку именно с этими странами Казахстан имеет наиболее унифицированную и гармо-

22 Деятельность общества Красного полумесяца РК должен регулировать отдельный закон - Еркебек Аргымбаев //https://www.zakon.kz/116625-dejatelnost-obshhestva-krasnogo.html

низированную правовую систему.

Республика Беларусь имеет отдельный Закон «О Белорусском Обществе Красного Креста», принятый 24 октября 2000 года. Закон не структурирован и состоит из 17 статей. Статья 3 этого Закона в качестве правовой основы деятельности Белорусского Общества Красного Креста определяет не только Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь, но и Конвенции, Дополнительные Протоколы I, II, III и иные международные договоры Республики Беларусь, а также Устав Белорусского Общества Красного Креста. Согласно статье 4 Белорусское Общество Красного Креста является республиканским общественным объединением и положения законодательства Республики Беларусь об общественных объединениях применяются к Белорусскому Обществу Красного Креста, если иное не установлено данным Законом, иными законодательными актами Республики Бела-

23

русь.

В России и Кыргызстане разработаны соответствующие законопроекты о национальных обществах, которые находятся на стадии обсуждения.

Так, проект Федерального закона «О Российском Красном Кресте и использовании эмблемы Красного Креста и наименования «Красный Крест» на территории Российской Федерации» состоит из 18 статей, объединенных в 4 главы: Глава I «Общие положения»; Глава II «О признании Российского Красного Креста»; Глава III «Взаимодействие Российского Красного Креста с государственными органами Российской Федерации. Государственная поддержка Российского Красного Креста»; Глава IV «Использование и защита эмблемы Красного Креста и наименования «Красный Крест», а также других эмблем и наименований, признаваемых международным гуманитарным правом»; Глава V «Заключительные положения»24.

Интересно, что уже в первой статье законопроекта подчеркивается, что «Основанием для принятия настоящего Закона являются международные обязательства Российской Федерации в соответствии с положениями Женевских конвенций от 12 августа 1949 года (далее - Женевских конвен-

ций) и Дополнительных протоколов к ним (далее - Дополнительных протоколов) от 8 июня 1977 года и от 14 января 2007 года, а также соответствующих резолюций, принятых Международными конференциями Красного Креста и Красного Полумесяца». Как сказано в тексте документа «закон регулирует аспекты правового статуса и роли Российского Красного Креста, вытекающие из норм международного гуманитарного права и соответствующих Резолюций, принятых Международными конференциями Красного Креста и Красного Полумесяца, а также все вопросы, связанные с использованием и защитой на территории Российской Федерации эмблемы Красного Креста и наименования «Красный Крест», равно как и других эмблем и наименований, находящихся под защитой международного гуманитарного права. Все остальные аспекты правового положения РКК, как некоммерческой организации в форме общественного объединения, регулируются действующими федеральными законами «О некоммерческих организациях» от 12 февраля 1996 г. и «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. (статья 2).

Статус «Российского Красного Креста» определен в качестве «общероссийской общественной организации», которая «признается в качестве добровольного общества помощи, выполняющего вспомогательные по отношению к органам государственной власти Российской Федерации функции в гуманитарной сфере и уполномоченного оказывать помощь медицинским службам Вооруженных сил Российской Федерации во время вооруженных конфликтов, на основании Женевских конвенций и Дополнительных протоколов к ним» (статья 3).

Кыргызская Республика, являясь членом Евразийского экономического союза, также не имеет пока отдельного закона о своем национальном обществе. Законопроект «О Национальном Обществе Красного Полумесяца Кыргызской Республики» вынесен на общественное обсуждение с 14 марта 2017 года25. Как и у белорусского закона кыргызский законопроект не разделен на главы и состоит из 15 статей.

В соответствии с проектом Националь-

23 Закон Республики Беларусь «О Белорусском Обществе Красного Креста» №437-3 от 24 октября 2000 года // http://kodeksy-by. com/zakonrbo_belorusskomobwestve_krasnogo_kresta.htm

24 Федеральный закон «О Российском Красном Кресте и использовании эмблемы Красного Креста и наименования «Красный Крест» на территории Российской Федерации» (проект) //http://www.redcross.ru/o-nas/ oficialnye-dokumenty/zakonoproekt

25 Закон Кыргызской Республики о Национальном Обществе Красного Полумесяца Кыргызской Республики (проект) //На общественное обсуждение с 14 марта 2017 года выносится проект Закона Кыргызской Республики «О Национальном Обществе Красного Полумесяца Кыргызской Республики» // http://www. kenesh.kg/ru/article/show/1601/na-obshtestvennoe-obsuzhdenie-s-14-marta-2017-goda-vinositsya-proekt-zakona-kirgizskoy-respubliki-o-natsionalynom-obshtestve-krasnogo-polumesyatsa-kirgizskoy-respubliki

ное Общество Красного Полумесяца Кыргызской Республики (НОКП КР) признается единственной национальной организацией Красного Полумесяца на территории Кыргызской Республики, осуществляющей вспомогательную роль государственным органам в гуманитарной деятельности на всей территории Кыргызской Республики, признанной Указом Президента Кыргызской Республики от 22 июня 1992 года, а также как добровольное общество, согласно Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., Дополнительному Протоколу Протокол I и Дополнительному Протоколу II от 8 июня 1977 г. НОКП КР является составной частью Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также полноправным членом Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца с 1997 года (статья 3).

В своей деятельности НОКП КР основывается не только на Конституции, данном Законе и других соответствующих нормативных правовых актах Кыргызской Республики, но и на Женевских Конвенциях и Дополнительных протоколах, Уставе Движения и Федерации, Основополагающих Принципах Движения, Резолюциях Международных Конференций Красного Креста и Красного Полумесяца, а также Уставе НОКП КР, в соответствии с целями его гуманитарной деятельности (статья 4).

Из числа государств-участников СНГ интерес для нас представляют Украина, как одно из самых крупных постсоветских государств, имеющих хорошо развитую систему законодательства, а также Молдова и Таджикистан, пережившие гражданскую войну и хорошо знающие значение национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Закон Украины «Об Обществе Красного Креста Украины» был принят в 2002 году26 и, на наш взгляд, с точки зрения требований юридической логики и техники является наиболее глубоко проработанным. Достаточно отметить, что в отличие от предыдущих законодательных актов, данный документ состоит из 37 статей, разделенных на 4 раздела, из которых один раздел имеет в своем составе 3 главы.

Украинский Закон представлен следующими разделами: Раздел I «Общие положения»; Раздел II «Деятельность Общества» (Глава 1 «Основные направления деятельности Общества»; Глава 2 «Общество и государство. Государственная поддержка Обще-

ства»; Глава 3 «Собственность Общества. Хозяйственная деятельность Общества»); Раздел III «Ответственность за нарушение требований Закона»; Раздел IV «Переходные и заключительные положения».

Согласно статье 1 Закона Общество Красного Креста Украины определено в качестве всеукраинской добровольной общественной гуманитарной организации, которое помогает государству в оказании медицинской и гуманитарной помощи во время вооруженных конфликтов и в мирное время, участвует в оказании международной помощи в случае катастроф и чрезвычайных ситуаций, обеспечивает медико-социальную помощь наименее социально защищенным слоям населения. В соответствии со статьей 2 законодательство Украины об Обществе Красного Креста Украины и о символике Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла основывается как наКонституции Украины,ЗаконеУкраины «О символике Красного Креста, Красного Полумесяца, Красного Кристалла в Украине», настоящего Закона и иных принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, так и на Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и Дополнительных протоколах к ним, состоит из других международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины. Общество является единственным в Украины Национальным обществом Красного Креста, которое действует на всей территории Украины (статья 5).

Таджикский закон 2010 г. «Об обществе Красного Полумесяца Таджикистана» также определяет свое Общество в качестве «добровольного республиканского общественного объединения, учрежденного как юридическое лицо в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан, на основе общности интересов граждан в целях облегчения человеческих страданий, решения социальных проблем, оказания помощи жертвам вооруженных конфликтов и лицам, пострадавшим в чрезвычайных и техногенных ситуациях, сотрудничества в выполнении задач, вытекающих из Женевской Конвенции (1949г.) и Дополнительных Протоколов к ней (1977г.), распространения идеалов международного гуманитарного права и основных принципов Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, а также просвещения населения в области здравоохранения» (статья 3)27.

26 Закон Украины «Об Обществе Красного Креста Украины» от 28 ноября 2002 №330-IV//Ведомости Верховной Рады Украины (ВВР). - 2003. - №5. - Ст.47.

27 Закон Республики Таджикистан № 592 «Об обществе Красного Полумесяца Таджикистана» от 12 января 2010 года //mmk.tj/.../zakon_respubliki_tadzhikistan_ob_obshestve_krasnogo...

17 статей таджикского Закона разделены на 3 главы, посвященных общим и заключительным положениям, а также государственной поддержке Общества Красного Полумесяца Таджикистана.

Молдавский закон определяет Общество Красного Креста Молдовы «добровольной общественной организацией, которая во взаимосвязи с органами публичного управления выполняет вспомогательные функции в гуманитарной сфере на основании Женевских конвенций 1949 года и Дополнительных протоколов к ним 1977 года» (статья 1). 15 статей Закона разделены на 4 главы: об общих положениях, об основных задачах и направлениях деятельности, о сотрудничестве с другими органами, а также о государственной поддержке Общества.28

Из стран дальнего зарубежья можно обратить внимание на Закон об обществе Красного Креста КНР, действующий с 1993 года.29 27 статей Закона распределены по 6 главам, первая и последняя из которых посвящены общим и дополнительным положениям. Вторая глава посвящена организации, третья - функциям и обязанностям, четвертая - подписанию, пятая - фондам и собственности Общества. Общество Красного Креста Китая является обществом социальной помощи, которое занимается гуманитарной деятельностью (ст.2) и руководствуется в своей работе не только национальным законодательством, но и соответствующими международно-правовыми актами (ст.4).

Свои законодательные акты и другие страны. По словам Президента НОКП РК Е.К. Аргымбаева США имеют свой национальный закон об Обществе Красного Креста, который обязывает все госорганы поддерживать его, а Президент этой страны является его почетным патроном. Благодаря столь высокому статусу американский «Красный Крест» собирает в год два млрд. долларов США добровольных пожертвований и столько же выделяет госбюджет. Королева Великобритании является почетным патроном Национального Общества своей страны. То же самое в Корее и Японии. В этих странах правительства и госучреждения работают напрямую только со своими Обществами. В Иране Общество Красного Полумесяца выполняет не только роль гуманитарной организации в соответствии с Женевскими конвенциями, но еще и роль Министерства по чрезвычайным ситуациям30.

Четко установленный правовой статус,

а также система льгот и привилегий, предоставляемых во всех этих странах национальным обществам Красного Креста и Красного Полумесяца, позволяют им не только эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях, но и оказывать помощь национальным обществам других государств.

Основными мировыми донорами являются 22 европейские страны, а также США и Япония. Например, в Казахстане при их поддержке были открыты сотни благотворительных столовых для инвалидов, одиноких и престарелых. В рамках программы поддержки больных туберкулезом и членов их семей в Кызылординской области в течение четырех лет оказывалась продуктовая помощь. Активно работал Центр по оказанию социальной и психологической помощи бездомным детям. Неплохие отношения сложились с национальным обществом ОАЭ, Швеции и других государств31.

Таким образом, обращение к законодательному опыту зарубежных стран свидетельствует о преимуществе принятия отдельного законодательного акта, посвященного статусу национального общества. При этом, в таком отдельном законе должны обязательно найти отражение такие принципиальные вопросы, как правовой статус общества как особой и уникальной (то есть единственной в своем роде) общественной организации (организации «sui generis»), принципы и правовая основа деятельности общества, привилегии и льготы, предоставляемые обществу.

По своей организационно-правовой форме НОКП РК, на наш взгляд, должна быть общественной организацией с особым статусом, как в Белоруссии, России или Украине. При этом законодательство об общественных организациях должно распространяться на НОКП РК только в той мере, в какой оно не противоречит специально принятому Закону о НОКП.

Полагаем, что структурно Закона о НОКП РК мог бы состоять из таких разделов, как: «Общие положения» (нормы о правовом статусе, принципах и правовой основе деятельности), «Правовое положение НОКП РК» (собственность НОКП, функции, полномочия и обязанности НОКП РК), «Государственная поддержка НОКП РК» (взаимоотношения с государственными органами, системы льгот и привилегий для НОКП), «Заключительные положения».

Заключение

Таким образом, обращение к истории

28 Закон об Обществе Красного Креста Молдовы № 139-XV от 10 мая 2001 года // old.parlament.md/ download/ laws/ru/139-XV-10.05.2001.doc

29 Law of the People's Republic of China on the Red Cross Society // http://en.chinacourt.org/public/detail. php?id=3304

30 Деятельность общества Красного полумесяца РК должен регулировать отдельный закон - Еркебек Аргымбаев //https://www.zakon.kz/116625-dejatelnost-obshhestva-krasnogo.html

31 Там же.

НОКП РК приводит нас к выводу о том, что его исторические корни уходят в XIX век.

Вместе с тем, официальной датой возникновения НОКП РК следует все-же считать 5 марта 1937 года, когда было создано Общество Красного Креста Казахской Советской Социалистической Республики в качестве республиканской организации в составе Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР. НОКП РК является правопреемником Общества Красного Креста Казахской ССР.

Правовой статус НОКП РК имеет сложный, составной характер, в котором комбинируются нормы международного права и законодательства РК.

В нынешней ситуации статус НОКП РК закреплен, с одной стороны, в Женевских конвенциях 1949 года, в Дополнительных протоколах к ним 1977 года, а также в целом ряде других международно-правовых актов, с другой стороны, в Указе Президента РК от 17 апреля 1992 года «О деятельности Казахского общества Красного Полумесяца и Красного Креста».

Специфической особенностью существующего правового статуса НОКП РК является наличие серьезных юридических изъянов, из-за которых на НОКП не может быть в полной мере распространен большой блок

правовых норм, посвященных некоммерческим и общественным организациям.

Кроме всех прочих негативных аспектов, данное обстоятельство приводит к тому, что Казахстан оказывается в положении государства, не выполняющего свои международные обязательства по всемерному содействию своему национальному обществу. Это означает, что не выполняется одна из главных внешних функций государства, а задача по интенсификации международного сотрудничества в гуманитарной сфере и поддержке всех прогрессивных международных инициатив, о которой говорится в Стратегии «Казахстан-2050» оказывается не решенной.

Выходом из сложившейся ситуации может быть принятие отдельного законодательного акта о Национальном обществе Красного Полумесяца Республики Казахстан. В пользу именно такого решения вопроса говорит и обзор законодательной практики зарубежных государств, в которых национальные общества функционируют на основе отдельного закона. Установление четкого правового статуса НОКП РК в отдельном законодательном акте позволит ему в полной мере осуществлять свои уставные полномочия и эффективно имплементировать нормы международного гуманитарного права и права чрезвычайных ситуаций в национальное законодательство и практику нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калугин В.Ю. Курс международного гуманитарного права. - Минск: Тесей, 2006. - 496 с.

2. Дюнан А. Воспоминание о битве при Сольферино / Пер. с фр. - 3-е изд., без изм. - М.: Международный Комитет Красного Креста, 2010. - ¡08 с.

3. Веремеев Ю. Солдаты и конвенции. Как воевать по правилам. -М.: Алгоритм, 2012. - 340 с.

4. Тансыкбаева Г.М. Международное гуманитарное право. Учебник для вузов. - Ташкент: «Эльдинур», ¡999. - ¡53 с.

5. Калугин В.Ю., Акулов Д.В. Пресечение нарушений в механизме имплементации международного гуманитарного права / Под общ. Ред. В.Ю. Калугина. - Минск: Тесей, 2004. - 400 с.

6. Оксенюк Е.В. Деятельность Российского общества Красного Креста в начале XX в. (¡903-1914 гг.). Автореф. дис. ... канд. ист. наук. -М., 2012. - 23 с.

7. Беляева М.В. Российское общество Красного Креста в истории России (¡867-1921). Автореф. дис. ... канд. ист.наук. - Ставрополь, 2002. - 22 c.

8. Соколова В.А. Российское общество Красного Креста (¡867-1918 гг.). Дис. ..канд. ист. наук. - СПб., 2014. - 302 с.

REFERENCES

1. Kalugin V.YU. Kurs mezhdunarodnogo gumanitarnogo prava. - Minsk: Tesej, 2006. - 496 s.

2. Dyunan A. Vospominanie o bitve pri Solferino / Per. sfr. - 3-e izd., bez izm. - M.: Mezhdunarodnyj Komitet Krasnogo Kresta, 2010. - 108 s.

3. Veremeev YU. Soldaty i konvencii. Kak voevat ' po pravilam. - M.: Algoritm, 2012. - 340 s.

4. Tansykbaeva G.M. Mezhdunarodnoe gumanitarnoe pravo. Uchebnik dlya vuzov. - Tashkent: «EHl'dinur», 1999. - 153 s.

5. Kalugin V.YU., AkulovD.V. Presechenie narushenij vmekhanizme implementaciimezhdunarodnogo gumanitarnogo prava / Pod obshch. Red. V.YU. Kalugina. - Minsk: Tesej, 2004. - 400 s.

6. Oksenyuk E.V. Deyatel'nost ' Rossijskogo obshchestva Krasnogo Kresta v nachale XX v. (19031914 gg.). Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. -M., 2012. - 23 s.

7. Belyaeva M.V Rossijskoe obshchestvo Krasnogo Kresta v istorii Ros-sii (1867-1921). Avtoref. dis. ... kand. ist.nauk. - Stavropol', 2002. - 22 c.

8. Sokolova V.A. Rossijskoe obshchestvo Krasnogo Kresta (1867-1918 gg.). Dis. ... kand. ist. nauk. - SPb., 2014. - 302 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.