Научная статья на тему 'Национальное экономическое сознание как фактор институционального перехода'

Национальное экономическое сознание как фактор институционального перехода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / МЕНТАЛИТЕТ / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / NATIONAL ECONOMIC CONSCIOUSNESS / MENTALITY / INSTITUTIONALISM / TRANSACTION COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вальцев Сергей Витальевич

в статье анализируется национальное экономическое сознание как фактор институционального перехода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальное экономическое сознание как фактор институционального перехода»

Вальцев С. В.

г. Москва

Национальное экономическое сознание как фактор институционального перехода

Вальцев Сергей Витальевич Московский государственный строительный университет, кафедра психологии, канд. психолог. наук, доцент

Аннотация: в статье анализируется национальное экономическое сознание как фактор институционального перехода.

Abstract: the article examines the national economic consciousness as a factor of institutional transition.

Ключевые слова: национальное экономическое сознание, менталитет, институционализм, трансакционные издержки

Keywords: national economic consciousness, mentality, institutionalism, transaction costs.

Современная экономическая жизнь приобретает все более сложный характер. Прежде всего, развернувшийся в мире процесс глобализации четко обозначил не только растущий объем деловых связей, но и качественное их изменение. Все глубже постигается исследователями и другая истина: экономика — сфера принятия хозяйственных решений и, одновременно, — область сложнейших психологических реакций, проблем, явлений. Поскольку практика хозяйствующего субъекта протекает всегда в рамках социальной целостности, в которой учет ценностных, социальных, этических и других внеэкономических аспектов экономического поведения может оказаться не только моральным, но и прибыльным аспектом, так что социально-ценностное и высоко нравственное поведение может давать весьма выгодный навар (spill-overs) любым субъектам предпринимательства, бизнеса или хозяйства, но, как правило, в долгосрочной перспективе. В новых работах по экономической теории схождение нравственности и правильно понятого собственного интереса подтверждается. Так, X. Зауэрман, X. Албах установили, что доверие снижает затраты при заключении сделки (bargaining costs) [1]. Дж. Бьюкенен показал, что этика может способствовать решению дилеммы больших чисел (large number-dilemma)[2, c.364-368.]. А. Сен доказал, что с помощью кодекса этических норм можно избежать парадокса изоляции (когда каждый, собственно, хочет делать добро, если и другие хотят его делать, но не делает добро, опасаясь, что останется единственным добряком) и можно превратить знаменитую в классической экономике «дилемму заключенных «(prisoner's dilemma) в «игру-страхование» (assurance game), что оказывается лучшим выходом для всех [3]. К. Эрроу усматривал в

нормах общественного поведения, включая этические нормы, реакции общества, компенсирующие недостатки рынка, поскольку действие этических норм снижает трансакционные затраты деловых соглашений и тем самым идет всем на пользу [4, с.22]. И. Бэнфилд установил, что недостаток доверия и социальной интеграции, господство непосредственного эгоистического интереса представляют собой серьёзный тормоз для экономического роста [5. С 89]. Наконец, как доказал О. Уильямсон, трансакционные издержки при обменных процессах на рынке являются причиной того, что эти трансакции переходят с внешнего рынка в фирмы, создающие внутренние рынки труда и капитала. Эти внутренние рынки, благодаря специфически фирменным кодексам норм (мораль фирмы, «философия фирмы»), более интегрированы, чем всеобщий рынок, и поэтому повышают совпадаемость фактического поведения работников фирмы с ожидаемым. Внутренние рынки в фирмах снижают трансакционные затраты [6].

Наибольшее влияние на социально-экономическую мысль развивающихся стран оказали работы шведского ученого Г. Мюрдаля (1898-1987). Г. Мюрдаль, причисляя себя к сторонникам институциональной теории, часто критиковал своих коллег за чрезмерное увлечение эконометрикой и пренебрежение моральными основами экономики. В своей трехтомной монографии «Азиатская драма: исследование бедности народов» (1968) автор подчеркивает противоположность предмета исследования ученых, занимающихся проблемами «третьего мира», и классиков буржуазной политэкономии, изучавших экономику народов, первыми вставших на путь капиталистического развития. В качестве непосредственного объекта анализа им были выбраны страны Южной и Юго-Восточной Азии. Подвергнув резкой критике западные подходы к анализу «третьего мира», исследователь справедливо обращает внимание на значение азиатских ценностей, которые не замечают большинство западных исследовании. Перечисляя азиатские ценности, чаще всего говорят о том, что представители этого региона более религиозны, неагрессивны, высоко ставят моральную ценность личности. Г. Мюрдаль подробно останавливается на распространении идеологии планирования. Государство в «третьем мире» выступает как решающий фактор общественной эволюции. Если в Европе экономическое развитие никогда не возводилось в ранг государственной политики, то в Азии каждый успех в экономике изображается как результат успешного планирования. Если европейские страны в действительности преуменьшают роль экономического планирования, то азиатские, как правило, преувеличивают.

По мнению Г. Мюрдаля, хотя во всех странах региона планированию свойственна тенденция развиваться в сторону социального и экономического радикализма, его фактическое осуществление не привело к уменьшению экономического неравенства и ослаблению концентрации экономической власти. Даже юридические законы, принятые в ряде стран, не обеспечивают достижения формального равенства. Половинчатые меры принесли выгоды больше средним и высшим слоям населения, чем низшим, а законодательство о труде, об уровне заработной платы и видах социального обеспечения не коснулось большинства сельского населения. Провозглашаемые

политическими лидерами свободы отражают их искушение жить в мире иллюзии.

Г. Мюрдаль обращает внимание на отсутствие реального контраста между демократическими и авторитарными режимами. Их объединяет иное: и те, и другие не способны провести коренные реформы; и там, и здесь отсутствует опыт защиты массами своих интересов через демократические процедуры. Поэтому на практике, как наглядно показывает Г. Мюрдаль, планирование ведет к укреплению монополизации производства. Он выделяет два вида оперативного регулирования частного сектора. То, которое применяется по решению чиновника, наделенного правом действовать по праву собственного усмотрения, он называет дискреционным; другое же, которое осуществляется автоматически в соответствии с установленными правилами или вследствие изменения цен, введения тарифных и акцизных сборов, — не дискреционным. Г. Мюрдаль подчеркивает, что в странах Южной Азии используется преимущественно первый вид.

В результате бизнесменам приходится прокладывать себе путь сквозь джунгли административных дискреционных мер. При этом демократическая процедура принятия решения не облегчает, а лишь усложняет задачу. Главную роль играют «связи». Однако предприниматели, которые сумели «поладить» с правительственными чиновниками, не остаются в накладе, поскольку им по доступным ценам предоставляются дефицитные ресурсы, и они получают гарантии сохранения монопольного или полумонопольного положения в области, как производства, так и сбыта, что обеспечивает им исключительно высокие прибыли. К тому же для них открываются лазейки в налоговом законодательстве, позволяющие уклониться от уплаты налогов.

Поэтому предприимчивость на Востоке означает умение ладить с регулирующими органами правительства. При таких условиях у предпринимателей нет стимула повышать производительность и совершенствовать производственные процессы.

Упор на нехватку внешних ресурсов — товаров, денег, капитала и т. д. — не так остро затрагивает национальные чувства, как признание собственных недостатков в качестве главных и определяющих факторов слаборазвитости. Проводившиеся реформы не затрагивали коренных основ традиционного общества.

Г. Мюрдаль отмечает, что подавляющая часть рынков в азиатских странах возникла нелегальным путем. Причинами обширных масштабов нелегальной деятельности, по мнению исследователя, являются высокие трансакционные издержки первичной легализации и поддержания легального бизнеса, а также бюрократические барьеры, препятствующие свободному развитию рыночных отношений.

На наш взгляд, экономический успех любой страны зависит от отсутствия противоречий между национальным экономическим сознанием, находящего свое выражение в ценностных ориентациях, традициях, стереотипах мышления данной страны и ее экономической и хозяйственной практикой.

Экономический строй страны складывается под влиянием таких факторов как среда обитания (природно-климатические условия, ландшафт, местоположение), демографические условия (численность и состав населения), государственный строй, геополитика (отношениями с соседними

народами) и передаваемые генетически природные задатки народа, то есть социально-экономический генотип, который в совокупности с культурой определяет экономическое сознание. Ни один из факторов в отдельности не является решающим, они взаимозависимы, но при благоприятном или неблагоприятном сочетании они определяют темпы экономического (и не только) развития разных народов и государств.

Национальное экономическое сознание можно определить, как своего рода инфраструктурный фактор (или даже - инфраструктурную основу) принятия экономических решений. Действительно, подсознание нации накладывает отпечаток на многие формы делового поведения людей.

Таким образом, национальное экономическое сознание можно рассматривать как социально-экономический и социально-исторический фактор, объясняющий ряд составляющих национально-государственного существования народа и государства, и объясняемый ими. То есть, экономическое развитие государства, планирование и осуществление реформ, их ход и их последствия напрямую связаны с преобладающим в данном обществе менталитетом, порождающим национальные традиции, определяющие экономическое мышление и связанные с ним экономические теории, отражающие различия в национальных экономических интересах. Экономическое сознание представляет собой формирующуюся и развивающуюся в результате длительного и устойчивого воздействия природно-географических и социально-экономических условий систему социально-психологических механизмов (установок), посредством которых программируется и реализуется основанная на совокупности укоренившихся способов, форм и традиции, стереотипов поведения социально-экономическая деятельность, обуславливающая

социально-экономическое мышление и, как следствие, мотивированное поведение отдельного человека и нации в целом, то есть хозяйственный строй.

Многие исследователи задаются вопросом, какова функция такого института как национальное экономическое сознание. При этом часто упускается важное обстоятельство: национальное экономическое сознание — это не автомобиль, который мы выбираем для исполнения определенных функций. Национальное экономическое сознание мы не выбираем для исполнения кокой-то функции, мы вообще его не выбираем, национально-экономическое сознание наследуется генетически и задает рамки нашего рационального выбора. В. Вольчик подчеркивает: «Институт экономической ментальности не является продуктом целенаправленной деятельности индивида или группы индивидов. Он формируются в результате эволюционного культурного отбора. Индивиды, принимая решения в процессе хозяйственной деятельности, учитывают те ограничения, которые обусловливаются устоявшимися и принятыми как традиционные матрицами поведения. Игнорируя доминирующие в обществе этические нормы, индивиду трудно рассчитывать на успех своего дела» [7]. Однако мы не говорим об отсутствии функциональной значимости национального экономического сознания (экономической ментальности), мы просто заостряем внимание на отсутствии выбора типа национального экономического сознания. Главная же функция национального

экономического сознания в экономике заключается в создании благоприятных условий для деятельности отдельного индивида и взаимодействия индивидов в соответствии с их внутренними установками. Национальное экономическое сознание закрепляет в обществе те неформальные нормы, которые благоприятствуют успешному решению задач модальной личности (типичному представителю данного этноса) и благодаря созданию более комфортных условий деятельности индивидов, снижают трансакционые издержки.

Действуя согласно правилам, которые закрепились в результате эволюционного отбора, субъект хозяйственной деятельности использует больше информации о приемлемости своих поступков, чем он может получить и осмыслить, руководствуясь лишь одной рациональностью. Неслучайно Хайек отмечает по этому поводу: «... Рационализм может быть ошибочным и, традиционная мораль может в некоторых отношениях обеспечить более верное руководство для человеческих действий, чем рациональное знание» [8, c 185].

Моральные нормы влияют на процесс формирования субъективных мысленных конструкций у индивида. Обладая различными способами восприятия экономических явлений, индивиды в схожих экономических ситуациях принимают различные решения. «Мысленные конструкции игроков, заданные сложностью окружающего мира, ограниченной информационной обратной связью с результатами деятельности, унаследованными культурными традициями, определяют их восприятие» [9, а17]. Следовательно, успех или неуспех проведения рыночных реформ во многом зависит от учета специфики экономического сознания населения [14].

Большой прорыв в реальной оценке проблем построения эффективной экономической системы достигла именно институциональная теория, т. к. в центре внимания институциональной теории часто оказывается не слабая покупательная способность и неэффективный потребительский спрос, не низкий уровень сбережении и инвестиций, а ценности, отчуждение, традиции, культура, национальное экономическое сознание. Основная цель экономики - совершенное распределение ограниченного набора ресурсов, основная цель экономической науки - теоретически обосновать этот процесс. И российская экономика здесь не исключение, главная задача заключается не в теоретическом обосновании построения развитых рыночных отношений, а в организации совершенного распределения ресурсов, и построении хозяйственной системы наиболее адекватно соответствующей российскому экономическому сознанию.

Именно благодаря институциональному подходу к вопросу экономического взаимодействия, можно объяснить такие, например, явления, как иррациональность, алогичность в принимаемых субъектами экономики решениях. Тем самым дополняется арсенал средств неоклассической теории, которая, как известно, изначально опиралась лишь на принцип рационального поведения всех участников рынка.

Вообще, идея о том, что рыночные институты западного образца наиболее эффективны и применимы к любой стране, ошибочна. Формула Рыночная экономика = богатство — ошибочна. Это миф во многом определил путь развития нашей страны в начале 90-х г. Однако реальность такова: рыночная

экономика - это экономика стран Латинской и Южной Америки, Африки, Индии, в этих странах есть все атрибуты рыночной экономики: частная собственность, конкуренция, регулирующая роль цен и т. д., руководят экономикой этих стран выпускники Гарварда и Кембриджа, причем руководят в соответствии с рекомендациями авторитетных международных финансовых институтов в лице МВФ. И несмотря на это, большинство упомянутых стран - это нищие страны, а их успехи эфемерны, недолговечны и заканчиваются глубокими кризисами, что лишний раз подтверждается недавним опытом Аргентины, Мексики и других стан [12-13]. И такое положение существует в большинстве стран с рыночной экономикой, ведь только в одной Индии живет почти столько же, сколько во всем западном мире. Так что с полным основанием можно сказать: рыночная экономика = бедность. Рыночная экономика успешно функционирует в основном в западных странах, в странах с определенным экономическим сознанием. По сути, появление всего спектра рыночных институтов во многом было обусловлено именно определенной типом экономического сознания западного человека.

Институты направляют движение развития общества незаметно и очень эффективно, они «как бы «заталкивают» общество в определенное русло, с которого потом трудно свернуть. В любом обществе всегда складывается «смесь» из эффективных и неэффективных институтов и именно соотношение между ними определяет в конечном счете траекторию его развития» [10].

Один из основных институтов является идеология, в рамках нашего исследования национальное экономическое сознание - субъективные модели, через призму которых люди воспринимают и оценивают окружающий мир. Идеологические пристрастия также не свободны от влияния экономических расчетов: чем больше прибыльных возможностей блокирует чья-либо субъективная картина мира, тем сильнее стимулы к ее пересмотру. «Вместе с тем идеология, - по мнению Д. Норта, -нередко действует как самостоятельный фактор. Одним из таких примеров он считает отмену рабства в США, которое к началу гражданской войны оставалось экономически высокоэффективным институтом. Его отмену, - полагает Д. Норт, - можно объяснить только постепенным проникновением в сознание общества убеждения в аморальности собственности на человеческие существа.»[10].

В одной из своих работ Д. Норт для подтверждения своей идеи о том, что часто институты определяют экономическое развитие страны, а не экономическое развитие определяет контуры институционального развития, предпринял попытку сравнительного анализа экономической истории Англии и Испании. В 16 в. они находились в очень схожих стартовых условиях. Но в Англии мощное противодействие дворян и купечества произволу королевской власти помогло раннему упрочению частной собственности и связанных с ней институтов. Напротив, в Испании победа оказалась на стороне короны и государственной бюрократии. Это задало расходящиеся траектории дальнейшего развития: восходящего - в Англии, стагнирующего - в Испании. Более того, перенос «материнских» институтов

в английские и испанские колонии в Новом Свете привел к тому, что столь же отличными оказались затем пути развития Северной и Южной Америки.

В книге «Идеология и конкурентоспособность наций», опубликованной в США, на основе сравнительного анализа опыта развития 9 стран Европы, Америки и Азии делается вывод о том, что экономический успех страны зависит, прежде всего, от учета неформальных институтов: национальных традиций, обычаев, идеалов [11].

Пример влияния сознания на экономическое поведение В. П. Зинченко берёт из ближайшей истории нашего Отечества. Определённые успехи в экономике в самом начале перестройки в СССР были детерминированы именно изменениями экономического сознания, а не бытия. Минимальные изменения в сложившейся экономической системе осуществлялись на первых порах в сопровождении эффектных лозунгов об ускорении социально-экономического развития и были приняты с восторгом. Это повлекло за собой оживление экономической жизни. Лозунги оказались столь эффективными, потому что выразили давно созревшее стремление народа к переменам и даже, являясь объективно неотражающими реальные потребности экономики, оказали более сильное влияние, чем осуществлённые на тот момент реформы.

Будучи подструктурой общественного сознания, экономическое сознание оказывает влияние на другие его подструктуры. Очевидно взаимовлияние и взаимопроникновение его в нравственное, историческое, политическое, правовое, религиозное и даже эстетическое сознание. Как раз на примере обратного влияния экономического сознания на такую часть бытия, как хозяйственная жизнь общества, наиболее наглядно подтверждается правомерность утверждения о возможности обратной детерминации бытия сознанием.

Все это позволяет сделать общий вывод, в соответствии с которым, во-первых, даже механистическая модель всеобщего рыночного равновесия не может сделать излишними ценности и этику как метаэкономическую оценку альтернативных действий. Для того чтобы снизить трансакционные затраты, надо придать обязательный характер моральным нормам - они должны быть интериоризированы. Экономическое поведение людей не является самостоятельным фактором развития жизни общества, поскольку зависит от сложившейся системы экономических и социальных отношений, условий формирования экономической культуры, и, особенно, от экономического сознания нации и соответствующей ей культуре производства и потребления. Вторых, влияние национального экономического сознания, как института, определяющего социально-культурное и социально-экономическое мышление и, как следствие, мотивированное поведение отдельного человека и нации в целом, наиболее продуктивно исследуется в рамках современных неоинституциональных концепций, что позволяет именно неоинституционализму выработать комплекс наиболее адекватных рекомендаций по реформированию экономики Российской Федерации.

Литература

1. Баиегшапп Н. (Hrsg.). Bargaining Behavior. Tubingen: J. С. В. Mohr (Paul Siebeck), 1978; Albach H. Vertrauen in der ökonomischen Theorie //Ztschr. gesarnte Staatswias. 1980. Bd. 136(1). S.3 f

2. Buchanan J. M. Ethical Rules, Expected Values and Large Numbers //Ethics. 1965. Vol. 76. P. 8; Buchana J. M. Markets, States, and theExtent of Morals // Amer. Econ. Rev. 1978. Vol. 68.

3. Sen A. Ökonomische Ungleichheit. Frankfurt; New York: Campus, 1975. Англ.: On Economic Inequality. Oxford: Clarendon Press, 1973. S. I 19.

4. Arrow К. J. Political and Economic Evaluation of Social Effects and Externalities // Intriligator M. D. (Ed.). Frontiers of Quantitative Economics. Amsterdam: North Holland, 1971. P.22.

5. Banfie1d E. C. The Moral Basis of a Backward Society. Glencoe, III.: Free Press, 1958. Baumol W. J. Business Responsibility and Economic Behavior // Phelps E. S. (Ed.). Altruism, Morality, and Economic Theory. New York: Sage Foundation, 1975.

6. W i 11 i a m s о п О. Е. Firms and Markets // Weintraub S. (Ed.). Modern Economic Thought. Philadelphia: Univ. of Pennsylvania Press, 1977.

7. Вольчик В. В. Курс лекций по институциональной экономике Ростов -н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2000

8. Хайек Ф. А. Происхождение и действие нашей морали: проблема науки // ЭКО. 1991. № 12.

9. Норт Д. Институциональные изменения: рамки анализа // Вопросы экономики. 1997. № 3.

10. Капелюшников Р. И., Неоинституционализм. - М.: 1999.

11. Lodge Y., Vogel E., «Idelogy and National Competitiveness. An Analysis of Nine Countries».- Boston, 1987.

12. Вальцев С.В. Использование мирового и исторического опыта при проведении реформ в экономике России // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 4-5.

13. Вальцев С. В. Теоретические подходы к определению категории «институт» в рамках институциональной теории // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (2). С. 4-9.

14. Вальцев С.В. Врожденные национально-психологические особенности // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 1 (1). С. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.