Научная статья на тему 'Национально-культурное самоопределение в условиях глобализации как фактор этнокультурной безопасности региона'

Национально-культурное самоопределение в условиях глобализации как фактор этнокультурной безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЭТНОКУЛЬТУРА / ЭТНОПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шебзухова Фатима Айсовна, Эбзеев Ахмат Аскербиевич

Автор отмечает важность учета при национально-культурном самоопределении международного демократического опыта по обеспечению прав и национальных, культурных интересов граждан, а также отдельных этнических групп, в числе которых, национальные меньшинства, коренные народы, национальное большинство и т.д. Он также полагает, что национальное и культурное самоопределение не должно быть оторвано от системы взаимодействия конституционно-договорного федерализма со всеми его изменениями: концепцией «выравнивания уровней», «точки роста», «конкурентного федерализма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шебзухова Фатима Айсовна, Эбзеев Ахмат Аскербиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-культурное самоопределение в условиях глобализации как фактор этнокультурной безопасности региона»

УДК 316

Шебзухова Фатима Айсовна

доктор философских наук, профессор,

зав. кафедры истории, обществознания и политологии,

Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения

квалификации работников образования

ebze@yandex.ry

Эбзеев Ахмат Аскербиевич

кандидат политических наук, доцент,

рофессор кафедры истории, обществознания и политологии,

Карачаево-Черкесский республиканский институт повышения квалификации

работников образова-ния

ebze@yandex.ry

Fatima A. Shebzukhova

Ph.D., Professor Head. Department of History and Political

Science Karachay-Cherkess republican institute of professional development of

educators

ebze@yandex.ry

Ahmat A. Abzeyev

candidate of political sciences, associate professor, professor of department of history, обществознания and political science of Karachay-Cherkess republican institute of professional development of educators ebze@yandex.ry

Национально-культурное самоопределение в условиях глобализации как фактор этнокультурной безопасности региона

National-cultural self-determination in the context of globalization as a factor in the ethno-cultural security of the region

Аннотация. Автор отмечает важность учета при национально-культурном самоопределении международного демократического опыта по обеспечению прав и национальных, культурных интересов граждан, а также отдельных этнических групп, в числе которых, национальные меньшинства, коренные народы, национальное большинство и т.д. Он также полагает, что национальное и культурное самоопределение не должно быть оторвано от системы взаимодействия конституционно-договорного федерализма со всеми его изменениями: концепцией «выравнивания уровней», «точки роста», «конкурентного федерализма».

Ключевые слова: глобализация, Северный Кавказ, Российская Федерация, этнокультура, этнополитика.

ANNOTATION. The author notes the importance of integrating with the national and cultural self-determination of the international democratic experience to ensure the rights and national and cultural interests of citizens, as well as certain ethnic groups, including national minorities, indigenous peoples, ethnic majority, etc. He also believes that national and cultural self-determination should not be divorced from the system of interaction between constitutional and treaty federalism with all its variations: the concept of "leveling", "growth point", "competitive federalism".

Keywords: Globalization, North Caucasus, Russian Federation, ethnoculture, ethnopolitics.

Актуальность этнокультурной безопасности на современном этапе подтверждена Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. В этом документе говорится о том, что гражданское общество совместно с силами национальной безопасности с целью противодействия угрозам в сфере культуры, обеспечивают эффективность мер государственно-правового характера по поддержке и развитию межнациональных связей, межкультурных отношений, толерантности и самоуважения [1 ].

Предметом изучения российской этнополитологии, по мнению автора, должны стать механизмы и формы не только национального самоопределения, но и национального самосохранения. Но и сам предмет -национальное самоопределение - имеет достаточно сложную нормативно-правовую процедуру реализации. Очень важно при национально-культурном самоопределении учитывать международный демократический опыт по обеспечению прав и национальных, культурных интересов граждан, а также отдельных этнических групп, в числе которых, национальные меньшинства, коренные народы, национальное большинство и т.д. Далее важно, чтобы национальное и культурное самоопределение не должно быть оторвано от системы взаимодействия конституционно-договорного федерализма со всеми его изменениями: концепцией «выравнивания уровней», «точки роста», «конкурентного федерализма». Необходимо придерживаться таких действий и мер, которые направили бы национальное и культурное самоопределение в одно русло с административным реформированием и реформированием местного самоуправления, желательно при этом повышать для общества публичность, прозрачность и открытость власти, а также повышать качество оказания публичных услуг населению со стороны власти[2, с.127].

В российском Федеративном договоре 1992 г. подчеркивается, что к совместному ведению субъектов РФ относится защита прав национальных меньшинств и «режим пограничных зон»[3]. Конституция РФ 1993 г., в отличие от советской, дает правовое обоснование национальных отношений и национального самоопределения, вводится Основным законом на основе всенародного голосования для сохранения «исторически сложившегося государственного единства и исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения наций». Основой федеративного устройства

наряду с такими базовыми основами, как государственная целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признаётся «равноправие и самоопределение народов Российской Федерации» (гл. 1, ст.5)[4].

Главной задачей Основного закона страны является сохранение территориальной целостности и суверенитета России. Конституцией же РФ провозглашаются права и предлагаются широкие возможности всем гражданам, а также отдельным сообществам для реализации их национально-культурных интересов.

В Конституции РФ содержатся статьи, посвященные проблемам национальной (этнической) идентичности и национальному (этническому) самоопределению: провозглашается право каждого гражданина «определять и указывать свою национальную принадлежность». В то же время «никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности». Россия, как правовое, социальное, демократическое государство отказалась от огосударствления процесса этнической идентификации, что, правда, было воспринято малочисленными народами неоднозначно. Но впоследствии стало ясно, что ликвидация в общем-то бюрократической процедуры не являлась ликвидацией самого процесса этнической идентификации.

Наиболее опасным фактором, способствующим возникновению этнических конфликтов, следует отнести активную борьбу различных этнополитических сил за политическую власть в стране или ее субрегионах, и обострение на этом фоне межнациональных и межконфессиональных противоречий на основе политических, экономических, территориальных, статусных интересов различных социальных групп. Как отмечают политологи, в современном мире обозначились целые регионы, где этнические конфликты определяют характер межнациональных и межгосударственных отношений. По мнению С.Хантингтона, наиболее значимые конфликты разворачиваются между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Самые значительные, конфликты разворачиваются вдоль линий разлома между цивилизациями и наиболее сильны они там, где эти различия наиболее существенны. Сформировалась так называемая «дуга нестабильности» или «дуга кризиса», куда исследователи включают и Кавказ.

Сферами этнокультурной безопасности являются: язык, духовная идентичность, этническое самосознание, хозяйственная и экономическая жизнь и др.[5,с.93]. И как мы уже указывали выше (о проблемах взаимоотношений абазин и черкесов), от потенциала культуры каждого народа, уровня межэтнического взаимодействия, политики «на местах» существенно зависит глубина проникновения инокультурных ценностей в определенную этническую культуру. По данному показателю (масштабам, глубине проникновения) межкультурные взаимодействия делятся на ассимиляцию, аккультурацию, консолидацию. Особенно болезненно

переживается этносом первый показатель. Ассимиляция долгое время стояла невидимым барьером в абазино-черкесских отношениях. И только в последнее время культурологам удалось доказать, что это был процесс аккультурации, предполагающий взаимный обмен культурными достижениями, а не ассимиляция абазин черкесами, поскольку уж за два века последние должны были бы раствориться без следа в черкесской культуре. Однако они сумели сохранить и свой родной язык, и многие черты абхазо-абазинской культуры. А теперь еще и получили свой национальный район в пределах КЧР. В этнических процессах, происходящих в республике, абазины обычно выступают консолидировано на стороне черкесов.

Межэтническая интеграция, как форма культурного диалога между взаимодействующими представителями различных этнических общностей в современном российском обществе является наиболее благоприятной и приемлемой при условии сохранения собственных этнических черт. Эта форма межкультурного диалога приведет к снижению большого количества рисков, встречающихся на пути межэтнического сближения и взаимодействия. И выше мы, опираясь на исследования культурологов, уже отметили, что процесс интеграции местных культур привел к формированию новой - поликультурной целостности. А за этническими конфликтами чаще всего стоят не культурные, а финансово-экономические противоречия элит, прикрывающихся, якобы, национальными интересам. Таким образом, аккультурационные и интеграционные процессы в полиэтничной среде служат как бы гарантией их этнической безопасности в поликультурной среде. Многовековая история развития этих процессов стала гарантией развития и сохранения собственно культуры Северного Кавказа.

Этнокультурная безопасность предполагает и безопасность духовную, которая и становится неким стабилизирующим фактором в острые моменты противостояний. По нашему мнению, в поисках путей выхода из различного рода локальных, региональных и цивилизационных опасностей (угроз), приобщение подрастающего поколения к духовности собственного народа, а через неги и к духовности других народов и культур становится одним из важнейших направлений этнополитологии.

Подводя итоги изучению национально-культурного самоопределения как фактора национальной безопасности, отметим, что в современной России этнокультурная безопасность отражает состояние устойчивого функционирования культур всех этнических общностей. Культура является самоорганизующейся системой, в связи, с чем отечественной этнополитике следует сосредоточиться на формировании каналов взаимодействия этнических культур в деле сохранения полиэтнической целостности, а также оказывать максимальную теоретическую и практическую помощь по предупреждению и развитию возникающих в ходе конфликта деструктивных явлений.

Конфликты как в межэтнических отношениях, так и в отношениях отдельных этносов с государством не затихают, а в последнее время имеют в регионе тенденцию к нарастанию. Одной из причин этого является слабость

механизмов реализации идеи культурно-национальной автономии, которая обеспечивает удовлетворение этнокультурных запросов без использования радикальных методов. Нормы законодательства, регулирующие национально-культурное самоопределение, в РФ достаточно разработаны, однако их практической реализации препятствует недоверие значительной части населения к идее обеспечения этнических прав нормативным путем.

Условия для возникновения этнических конфликтов будут существовать до тех пор, пока существует непонимание и неадекватная реакция государства на запросы той или иной этнической общности, защиту ее самосознания, символов самоидентификацию, пока будут применяться санкции в отношении участников движений за культурную идентичность или религиозные свободы, пока существует попустительство и неприятие своевременных мер к проявлениям экстремизма не только со стороны правоохранительных органов, но и общественности.

«Исламская» глобализация пока менее всего потенцирует этнические конфликты на Северном Кавказе. Но можно прогнозировать ее усиление, если в ближайшее время обществу не будет предъявлен адекватный план решения социальных проблем региона и не сформулированы четкие позиции российской этнополитики на Северном Кавказе. Конфликты, в том числе этнические, являющиеся острой формой проявления процесса глобализации, с синергетической точки зрения можно разрешать через переход на путь устойчивого развития.

В России этнокультурная безопасность должна представлять собой состояние стабильного существования, воспроизводства и самобытного развития этнокультурных комплексов всех народов и обеспечиваться системой государственных гарантий осуществления этнокультурных прав индивидов и этнических групп, а также институтов, сохраняющих культурно-языковую идентичность этнических сообществ в процессах реализации программ взаимообмена культурными ценностями.

Литература:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года//Указ Президента РФ от 12.05.2009г. №537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

2. Панин В.Ю. Национально-культурное самоопределение в нормативно-правовом контексте современной России / Этнические проблемы современности: вып. 13. Ставрополь, 2008. С. 127.

3. Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации // Федеративный договор. Документы. Комментарий. М., 1994.

4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. М., 1996. С. 3, 5, 6.

5. Черникова В.Е. Аптропологическая сущность этнокультурной безопасности / Этнические проблемы современности: вып. 13. Ставрополь, 2008., С.93

Literature:

1. Strategy of the national security of the Russian Federation until 2020 // Decree of the President of the Russian Federation of12.05.2009. No. 537 "On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020".

2. Panin V.Yu. National-cultural self-determination in the normative-legal context of modern Russia / Ethnic problems of the present: release 13. Stavropol, 2008. p. 127.

3. Treaty on the delimitation of the subjects of jurisdiction and authority between the federal bodies of state power of the Russian Federation and the authorities of sovereign republics within the Russian Federation. // Federative contract. Documentation. A comment. M., 1994.

4. The Constitution of the Russian Federation. Adopted by popular vote on 12 December. 1993 M, 1996. p. 3, 5, 6.

5. Chernikova V.E. The anthropological essence of ethnocultural security / Ethnic problems of our time: vol. 13. Stavropol, 2008., p.93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.