Джавадова Л. Д.
НОУ ВПО «Социально-педагогический институт»
НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ В ЛЕЗГИНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация: автор статьи обращается к проблеме соотношения
лезгинского фольклора и литературы, акцентируя внимание на фольклорных основах повествовательных конструкций художественной литературы; в частности, ею отмечается использование образов и изобразительных средств несказочной прозы в художественных произведениях лезгинской литературы.
Ключевые слова: несказочная проза, духовные ценности, народное
мировоззрение, эпические традиции, синтез фольклора и литературы, национальный характер.
Abstract: The author addresses the problem of the relation Lezgin folklore and literature, focusing on the basics of folk narrative structure of fiction, in particular, it noted the use of images and visual means fairy-tale prose works of art Lezghin literature.
Keywords: fairy-tale prose, spiritual values, national outlook, epic traditions, folklore and literature synthesis, the national character.
В литературе каждого народа естественным путем накапливается свой собственный художественный опыт, в котором вырабатываются самые устойчивые черты национального художественного мышления, складываются самые важные достоинства и завоевания национальной литературы, которые потом передаются новым поколениям и получают свое дальнейшее развитие уже в их творчестве.
Большой художественный опыт и эпические традиции накопились в устном народном творчестве, являющемся свидетельством уровня эстетического восприятия окружающего мира народом, который пытается не только освоить этот мир и передать свое представление о нем, но и вырабатывает определенные устойчивые жанровые формирования в самом процессе поэтического творчества.
Фольклору неведом в силу его специфики психологический анализ действий, поступков, мыслей героя, он чаще всего передает лишь эмоциональное состояние персонажа. Тем не менее, огромное влияние на формирование лезгинской литературы оказали принципы эстетического восприятия, свойственные фольклору. Выработанные веками фольклорные мотивы и традиционные приемы изображения (портрет героя, внешние черты которого подчеркивают контраст между положительным и отрицательным персонажем, эпизоды противостояния, характеристика героев, картины природы, составляющие психологическую параллель к переживаниям персонажа) закономерно перешли в лезгинскую литературу.
Национально-художественные традиции формируются не только из мифофольклорных, веками устоявшихся повествовательных и изобразительных приемов, а и из их синтеза с литературными традициями.
Синтез мифофольклорных традиций и литературы, осуществленный писателями национальных литератур, способствует развитию жанровой системы, стилей и т.д. Темы, сюжеты, мотивы, образы, формулы, архетипы, символы закономерно перетекали из фольклора в имплицированном виде в канву художественного произведения.
Фольклорные основы повествовательных конструкций в процессе развития литературы трансформируются и служат толчком для появления и разновидностей. Видные представители национальных литератур показывали образцы творческого подхода к своим национальным истокам, обогащали их содержание под влиянием новых общественно-политических условий и идей русских классиков. В этом синтезе первостепенна роль народных представлений, воплощенных в фольклоре, они являются определяющим фактором для формирования мировидения и эстетических вкусов первых национальных писателей.
Становление новописьменных литератур происходило на раннем этапе общественного национального развития народов. Этот период отличается развитием национальной идеологии, появлением новых форм культурной жизни, широким интересом к образованию и просвещению, к родному языку, устному народному творчеству. В период зарождения национальной культуры фольклор, впитавший «психическую энергию» народа и ставший источником его мышления, приобретает особую роль. Устное народное творчество в эту пору соприкасается с литературой в широких идейно-эстетических и практических функциях, и, движимый идеей экономического и духовного возрождения своего народа, писатель может черпать из народной мудрости мировоззренческие и художественно-эстетические ценности [1].
В результате совпадения взглядов народных масс и писателей на насущные проблемы общественно-политической жизни, идейное содержание фольклора и произведений литературы у большинства северокавказских народов сближалось, и возникала общность мировидения. Народность стала неотъемлемой категорией литературы уже на начальном этапе. Возникала идейная общность фольклора и зарождающейся национальной литературы, что отмечалось многими авторитетными исследователями [2,3,5]. Гуманистические и
патриотические мотивы, социальное содержание устных произведений оказали большое влияние на развитие индивидуального творчества народных певцов, на формирование их идейно-эстетических принципов. В своих первых произведениях горские поэты продолжали разрабатывать ранее поднятые в устном творчестве острые социальные вопросы, которые в этот период зазвучали особенно актуально. Основоположниками многих национальных литератур Кавказа оказались народные певцы, и в национальные литературы пришли сами носители фольклора. Поэтому зарождавшиеся литературы в период назревания революции, вступив в творческий союз с фольклором, развивали его освободительные мотивы и тем самым приблизили их к основным задачам времени. Социальные мотивы из народных песен стали той национальной основой, на которой получила развитие критика старого общества и его порядков в творчестве писателей.
В фольклоре народов Северного Кавказа обозначены призывы к борьбе с существовавшей несправедливостью, социальная критика пороков в жизни и поведении представителей имущих классов и выражению мечты об изменении порядков жизни к лучшему. Устное творчество народа, фиксируя новые явления и процессы в общественной жизни, выступает как один из основных факторов, определяющих идейно-художественное направление зарождающихся литератур.
Для фольклора Северного Кавказа в целом характерны культ предков, культ сына, которые достигают абсолютизации. В литературе эти понятия сохраняются. Культ предков связан с древними представлениями о Творце: отце, деде, прадеде.
Образ «Создатель - отец - глава» в национальной литературе несет особую идейно - художественную функцию [3: 28].
Поступки фольклорных положительных персонажей всегда правильны, конструктивны, прямолинейно одобрены, характеры представлены однозначно. В фольклоре характер обычно изображен статично, что отражается и в первых прозаических произведениях лезгинских писателей. Потом уже происходит разветвление системы субъективных отношений в тексте, развертывание представлений о персонаже, преодоление вышеназванных черт фольклорной традиции.
Как в текстах нартского эпоса народов Кавказа, относящихся к одной фольклорной культуре, так и в художественных произведениях ментальность и художественное сознание горца динаминизированы вертикальным ритмом и «небесным притяжением». Изображение горского национального характера связано с тем, что авторы включали в образ свое мировидение, художественное восприятие, проникали в психологию героя через быт, нравы, этнографию, духовные основы, национальные традиции. «Национальный характер - есть вызванная этими особенностями психики специфическая реакция -преимущественно эмоциональная и моторная - на события и явления объективного мира. Она накладывает отпечаток на действия и поступки людей по отношению к природе, социальной среде, друг к другу и т. п.» [5: 175-176].
Литературно-художественный мир включает фольклорные модели и принципы: борьба добра и зла, перипетии этой борьбы, связь человека и природы, жизнь и смерть и др. Что касается изобразительных средств, подходов и приемов, то карачаевская поэзия, например, впитала традиционно-поэтические детали, ритмику и мелодику устного народного творчества. Фольклорная схема описания героев также используется в литературном изображении. Из фольклора пришли архетипы, мифологемы, образы, мотивы, заряженные вертикальными конструкциями высоты и восхождения. Из всех пространственных координат для жителя гор эта является наиболее значимой, и она проецируется и на мироздание, бытие, духовность, культуру.
В литературе связь с фольклором и мифом проявляется в формировании литературных архетипов. Мотив борьбы эпического героя с антиподом, врагом рода - типичный в нартском эпосе. В произведениях фольклора (сказках, песнях, притчах, баснях, анекдотах и др.) народ воплощает свою мечту о лучшей жизни.
т т и и и и
Народ наделяет своих героев богатырской силой, несравненной красотой, мужеством, добротой и справедливостью. Они являются выразителями его чувств и идей. За все горести и обиды, нанесенные простым людям, отплачивает вымышленный герой лезгинского эпоса - богатырь Шарвили. Эпический образ богатыря Шарвили бытует не в одном жанре, а в нескольких: в сказках, песнях, легендах [3:139].
В литературное произведение также включаются эпизоды, где сталкиваются герои со своими врагами, носителями бед для соплеменников. Идейная связь творчества горских писателей с фольклором отразилась, в основном, в «манере понимания вещей» героями их произведений, которая усиливает национальную «аргументацию» образов. Так, например, часто народный идеал девичьей красоты воплощался в лирических стихотворениях, где, как и в фольклоре, большое место уделено описанию внешних черт красоты (черные брови, стройный стан, блеск глаз и т. д.).
Лезгинские поэты и писатели используют не только образы и изобразительные средства несказочной прозы и всего фольклора в целом, но и народную мудрость. Одни и те же идеи, берущие свое начало в народе, проходя через художественное восприятие, сохраняют первоначальный смысл, хотя внешне оформлены в неповторимых национальных красках.
Таким образом, для лезгинской литературы, прежде всего, характерны поиски писателями художественного постижения национального характера, которые привели к идейному сближению с фольклором, отражающим выработанные веками мышление и мировидение народа. Наличие родства литературы и фольклора можно объяснить и тем, что для многих зачинателей литератур Северного Кавказа фольклор являлся одним из главных факторов, идейно-эстетическим слоем, определившим формирование их мировоззрения. Но идейная связь фольклора с литературой не прервалась на этом начальном этапе становления литератур. Передовые идеи народа, выраженные в его фольклоре, сопутствуют в том или ином виде всей истории литератур. Лезгинские писатели применяют в своих произведениях структурную модель фольклора или отдельные мотивы, переносят их в художественный текст, а также имеют место ассоциации героя с фольклорным народным образом.
Литература
1. Боташева З.Ш. Родство фольклора и литератур Северного Кавказа/ эл.ресурс [http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2008.2/662/Botasheva2008]
2. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970.
3. Ганиева А.М. Очерки устно-поэтического творчества лезгин / Отв. ред. Г. Г. Гашаров. - М.: Наука, 2004.
4. Ганиева A.M. Фольклор лезгин // Возрождение. Махачкала, 2000. № 6. С. 120124.
5. Новикова А.М. Фольклор и литература. М.,1982.