Научная статья на тему 'Национально-государственные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности'

Национально-государственные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1783
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ECONOMIC SAFETY / NATIONAL-STATE INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова Вероника Валерьевна

Статья посвящена рассмотрению сущности национально-государственных интересов, анализу различных теоретических подходов к рассмотрению их содержания. В работе анализируется роль институтов государства и гражданского общества в обеспечении реализации национально-государственных интересов, выступающей ключевым элементом экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National-state interests in the context of economic safety

The article is devoted consideration of the essence of national-state interests, the analysis of various theoretical approaches to study of their nature. The role of state institutes and the civil society in realization of national-state interests acting as the key element of economic safety of the country is analyzed

Текст научной работы на тему «Национально-государственные интересы в контексте обеспечения экономической безопасности»

по стратегическому маркетингу, планированию, организации процессов, учету и контролю, мотивации и регулированию;

- ориентацию развития экономики преимущественно на инновационный тип развития.

1. Завьялов П.С., Азоев Г.Л., Швандер К.В. Международная конкурентоспособность и ее оценка (на уровне национальной экономики, отрасли, предприятия, товара). М., 1996. С. 5-6.

2. Field Guide to Business Terms. Boston (Mass.).

1993. P. 71.

3. PradesF.G. Disparites des couts competitivite et changes / Reflets et perspectives de la vie eco-nomique. Bruxelles, 1977. Nov. P. 308.

4. Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. Управление конкурентоспособностью. М., 2007. С. 34.

5. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М., 2003.

6. Конкурентоспособность ведущих капиталистических стран в международной торговле // Приложение к БИКИ / Ю.Ф. Шамрай [и др.]. 1981. № 11. С. 5.

7. Российская газета. 2002. 19 апр.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Loskutova M.V. Competitiveness of national economy in conditions of globalization. The article considers the problems of competitiveness of national economy in conditions of globalization. Competitive advantages are defined and nine principles of the country competitiveness estimation are proposed. The role of the state in provision of competitiveness of the country in the world market is specified in the article.

Key words: national economy, competitiveness, globalization.

УДК 33G.144.1

НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

© В.В. Чернова

Статья посвящена рассмотрению сущности национально-государственных интересов, анализу различных теоретических подходов к рассмотрению их содержания. В работе анализируется роль институтов государства и гражданского общества в обеспечении реализации национально-государственных интересов, выступающей ключевым элементом экономической безопасности страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национально-государственные интересы.

Современное государство в своем развитии стоит перед лицом глобальных проблем, отражающих фундаментальные изменения в экономике, социальной структуре общества. Формирование единого общемирового информационного пространства, усиление роли научно-технических достижений приводят к построению качественно нового типа человеческой цивилизации, развитие которой сопровождается появлением новых вызовов и проблем, заставляющих пересмотреть традиционные подходы к обеспечению национальной безопасности. Меняется и сущность политики обеспечения безопасности: приоритеты смещаются с защиты территории от внешнего нападения на защиту населения от насилия, порожденного внутри государства. Вектор безопасности ориентирован в сторону

человека, его защита становится неотъемлемой частью государственной политики.

Развитие человеческой цивилизации непрерывно взаимосвязано с возрастанием различных угроз и рисков на всех уровнях социально-экономической организации. Взаимосвязанность процессов государственного развития в условиях глобализации, ярко проявившаяся в условиях финансового кризиса, заставляет рассматривать риски и прогнозировать развитие ситуации в глобальном общемировом масштабе. В данном контексте «наша цивилизация - это цивилизация риска» [1]. Таким образом, экономическая безопасность государства определяется двумя составляющими: эффективностью противодействия внешним угрозам и обеспечения внутренней социально-экономической стабильности, которая определяется степенью

реализации и уровнем гармонизации интересов субъектов хозяйственной деятельности.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности вместе с такими ее слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий.

На наш взгляд, обеспечение экономической безопасности требует формирования целой системы характеристик и условий развития социально-экономической системы. Согласно Т. Парсонсу, любым социальным системам свойственна четырехзвенная парадигма, предполагающая: 1) воспроизводство образца; 2) интеграцию; 3) целедостижение; 4) адаптацию [2].

Понятие «интеграция» отражает необходимость поддержания бесконфликтного отношения между элементами системы и, прежде всего, между производительными силами и производственными отношениями, а также между экономическими агентами по поводу реализации их интересов.

Целедостижение определяется четкой идентификацией национально-государственных интересов, наличием единого вектора развития общества.

Социальное противоречие как противоречие интересов является общей чертой диалектического развития общества, имманентной его природе. Противоречие является основой для возникновения конфликта между социальными силами, когда они осознают свои экономические интересы. Тогда одни стремятся изменить существующие социально-экономические отношения, а другие - их сохранить. Таким образом, конфликт возникает вместе с осознанием людьми объективно существующего противоречия в их интересах и превращает их в субъекты социального действия [3].

Обеспечение национальных интересов связано с разработкой стратегии государственного строительства в глобализирующемся

мировом экономическом пространстве. Основные аспекты данной проблемы [4]:

- структурно-технологические;

- социально-экономические;

- институциональные;

- субнациональные;

- национально-геоэкономические.

По мнению ряда отечественных исследователей, система показателей экономической безопасности государства может включать:

а) макроэкономические показатели, отражающие главные, принципиальные черты и тенденции развития национального хозяйства, такие как объем валового внутреннего продукта (ВВП); доля в ВВП расходов на оборону; объем внешнего и внутреннего долга и др.;

б) частные социально-экономические показатели, такие как валовой сбор зерна; доля инвестиций в основной капитал и затрат на науку в объеме ВВП; доля машиностроения и металлообработки и инновационной продукции в общем объеме промышленного производства; доля граждан с денежными доходами ниже прожиточного минимума во всем населении страны; уровень безработицы; отношение доходов 10% наиболее обеспеченного населения к доходам 10% наименее обеспеченного (децильный коэффициент дифференциации) и пр.;

в) показатели функционального и отраслевого уровня, характеризующие отдельные структурные элементы экономической безопасности государства, такие как уровень монетизации; дефицит бюджета федерального (центрального) правительства, доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов такого бюджета; уровень инфляции; объем золотовалютных резервов; отношение выплат по внешнему долгу к объему годового экспорта; доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов и т. д. [5].

Обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности и, следовательно, понятие нацио-

нальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, ее прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как качественная важнейшая характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три ее важнейших элемента:

1) экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научнотехническими достижениями;

2) стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.);

3) способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание

благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

В законе РФ «О безопасности» подчеркивается, что понятие безопасности предполагает обеспечение жизненно важных интересов личности, общества, государства, а система национальных интересов России определяется как совокупность интересов личности, общества и государства [6]. Однако реализация данного закона ставит перед научным сообществом другую задачу - задачу идентификации национально-государственных интересов, т. к. любая угроза этим интересам ставит под сомнение наличие государственной безопасности. Выработать надежную и четкую стратегию обеспечения экономической безопасности страны возможно лишь определив эти интересы.

Спектр взглядов на сущность национально-государственных интересов довольно обширен: от признания их «консервативной утопией» [7] до «арифметического подхода» -как совокупности интересов личности, общества и государства [8]. Ряд авторов делают акцент на правовой компоненте национально-государственных интересов. Например,

Н. Гусаков и Н. Зотова считают, что «национально-государственные интересы - это потребности и интересы, которые прошли через систему демократических институтов и были официально закреплены в виде законов, подзаконных актов и иных нормативно-правовых установлений» [9].

В. May считает, что первостепенное значение для определения приоритетов национально-государственных интересов приобретают проблемы, связанные с обеспечением благоприятных условий для прогресса производительных сил [10]. По мнению Д. Кузина, главным критерием национальногосударственных интересов является сохранение и защита кадрового потенциала [11].

Изучение национально-государственных интересов требует систематизации и структуризации. Невзирая на различные подходы и методологические принципы анализа, при изучении этой проблемы четко просматриваются два аспекта: внутренний, основанный

на осознании общности (с точки зрения нации в целом) интересов различных слоев и групп, и внешний. Большинство отечественных и западных исследователей концентрируют свое внимание на внешнеполитической и внешнеэкономической стороне национально-государственных интересов.

Экономическая составляющая национально-государственных интересов всегда и повсеместно выступала в наиболее явной и очевидной форме. Стремление к обеспечению нормальных условий воспроизводства, а затем - к укреплению экономического могущества и процветанию было пусть и интуитивно понятной, но главной пружиной и во внутренней, и во внешней политике государства с момента его образования. Поддержка и защита отечественного предпринимательства, земледелия, промышленности и торговли независимо от форм и типов хозяйствования, а также от сословных, цеховых и иных групповых интересов, была главной составляющей национально-государственных интересов.

Принцип поддержки и защиты отечественного предпринимательства вовсе не означает курса на изоляцию от мирового хозяйства или автаркию. Он лишь предполагает разумное, поэтапное движение к открытости экономики, не допускающее нанесения ущерба национально-государственным интересам страны и предусматривающее разумное использование протекционизма. Через это прошли все страны, являющиеся сегодня высокоразвитыми.

Государство как форма организации общества воплощает в себе и выражает общий интерес. У общества нет иных институтов, которые бы воплощали, выражали и защищали его общие интересы с такой полнотой, как это делает государство. Как форма организации общества оно воплощает в себе и выражает его общий интерес, сводящийся как минимум к обеспечению безопасности общества, к сохранению его целостной независимости, его культурно-исторической индивидуальности. Государство, по Аристотелю, «возникает из осознания общей пользы и создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо» [12].

Государство является субъектом экономических отношений. В одном случае оно выступает как потребитель, реализуя свои

интересы за счет перераспределения доходов, полученных другими экономическими агентами. В другом случае государство становится «главным предпринимателем» [13].

Государство является выразителем общественных интересов и носителем собственных интересов (как экономический субъект). В то же время для реализации (исполнения) общественных интересов государство создает соответствующие органы управления - отраслевые (ведомства, министерства) и региональные (администрации, муниципалитеты и др.). Эти институциональные структуры призваны быть исполнителями государственных интересов. Однако это не исключает наличие у министерств, ведомств, представителей региональной элиты собственных интересов, которые они стремятся обозначить (артикулировать) и реализовать. Вследствие этого возникает опасность подмены государственных интересов узковедомственными интересами, интересами бюрократического аппарата, полагающего «собственный интерес как государственный, а государственный - как свой собственный» [14].

Существование и функционирование общества представляет собой процесс мно-гоуровнего взаимодействия двух основных составляющих - государства и гражданского общества. Именно государство является выразителем национально-государственных интересов. Безопасным же и само по себе сильным оно становится тогда, когда частные интересы граждан и их общие интересы находятся в определенной гармонии. Одни интересы получают свою реализацию в других. Институты гражданского общества отражают возможность общества оказывать действенное влияние на государственную политику, выступают реальными механизмами, способствующими согласованию интересов различных социальных слоев и групп.

Субъектом, носителем и выразителем национально-государственного интереса как интереса общества в целом выступает государство. Экономические национально-государственные интересы реализуются посредством производства и расширенного воспроизводства необходимого набора благ и услуг, обеспечивающего автономность государства в условиях внутренних и внешних конфликтов. «Подлинные национальные интересы

каждой страны определяются прежде всего требованиями обеспечения государственной независимости, благосостояния и высокого качества жизни народа, сохранения его культуры и духовных ценностей» [15].

Реализация национально-государственных интересов, обеспечение экономической безопасности национальной экономики требуют преобладания национально-государственных интересов над частными и групповыми интересами.

Таким образом, экономическая безопасность выступает ключевой характеристикой, отражающей способность государства к реализации национально-государственных интересов, обеспечению благоприятных условий жизни для населения. Обеспечение экономической безопасности требует от государства проведения гибкой социальной политики, сохранения способностей к адаптации в случае возникновения внешних и внутренних угроз.

1. Катастрофы и образование / под ред. Ю.Л. Воробьева. М., 1999. С. 24.

2. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998. С. 15.

3. Руткевич М.Н. Общество как система. СПб., 2001. С. 334.

4. ДедовД.А. Экономическая безопасность - часть национальной безопасности государства // Информационная безопасность. 2005. № 6.

5. Экономическая и национальная безопасность / под ред. Е.А. Олейникова. М., 2004.

6. О безопасности: Закон РФ // Собрание законодательства РФ. 1992. № 15. Ст. 769.

7. Капустин Б.Г. Национальный интерес как консервативная утопия // Свободная мысль. 1996. № 3. С. 10-23.

8. Концепция национальной безопасности РФ // Российская газета. 1997. 26 дек. С. 4-5.

9. Гусаков Н.П., Зотова Н.А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. М., 1998.

10. May В. Национальные интересы и социальноэкономические группы // Вопр. экономики. 1994. № 12. С. 55.

11. Кузин Д. Что является главным достоянием любой развитой науки? // Вопр. экономики.

1994. № 12. С. 38.

12. Аристотель. Политая. Афинская политика. М., 1997.

13. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.

14. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

15. Глазьев С.Ю. Российская реформа и новый мировой порядок // Внешняя политика и безопасность современной России. М., 1999.

С. 243.

Поступила в редакцию 11.01.2009 г.

Chernova V.V. National-state interests in the context of economic safety. The article is devoted consideration of the essence of national-state interests, the analysis of various theoretical approaches to study of their nature. The role of state institutes and the civil society in realization of national-state interests acting as the key element of economic safety of the country is analyzed.

Key words: economic safety, national-state interests.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.