Научная статья на тему 'Национальная технологическая инициатива России: вопросы формирования и проблемы реализации'

Национальная технологическая инициатива России: вопросы формирования и проблемы реализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4267
501
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / NATIONAL TECHNOLOGICAL INITIATIVE / КОНСОРЦИУМ / CONSORTIUM / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / IMPORT SUBSTITUTION / РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / RE-INDUSTRIALIZATION / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клыпин А.В.

Тема. В начале XXI в. развитие инноваций стало важным элементом реформирования российской экономики. Однако значительных результатов в этом деле на сегодняшний день не достигнуто. В стране имеется высокая зависимость от импорта высокотехнологичной продукции и средств производства. Предметом исследования является процесс формирования Национальной технологической инициативы России (НТИ) как нового направления научно-технической политики в стране, начало развития которому положено в середине 2014 г. Цели. Целью работы является выявление основных проблем, которые гипотетически могут возникнуть в процессе реализации НТИ. При этом автор исходил из необходимости определения причин каждой из проблем и выработки предложений по их нивелированию. Методология. В основе методологии лежит анализ задач реализации Национальной технологической инициативы, обозначенных руководством страны, а также сопоставление двух подходов в формировании НТИ: Российской академии наук и Агентства стратегических инициатив. Результаты. Выведено определение НТИ. Обозначены проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации НТИ, связанные с неиспользованием уже действующей инфраструктуры; отсутствием четкой системы связей между объектами инновационной, научной и образовательной инфраструктур; излишней абсолютизацией роли частного бизнеса; неопределенностью принципов отбора в консорциумы, а также сфер ответственности федеральных органов исполнительной власти, управляющих реализацией НТИ. Предложены меры по разрешению указанных проблем. Выводы и значимость. Основным выводом можно считать заключение, что в текущих условиях НТИ должна строиться не исключительно под экспортные рынки, а, в первую очередь, под социально-экономические потребности страны с учетом возможных достижений фундаментальной науки. Результаты исследования могут быть использованы в разработке концептуальных и программных документов в рамках реализации НТИ, а также в целях принятия оптимальных управленческих решений по формированию и реализации масштабных государственных научно-технологических проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Клыпин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The National Technological Initiative of Russia: formation and implementation issues

Importance In the early 21 st century, innovation became an important part of the Russian economic reforms. Russia strongly depends on imported high technological products and production means. The research focuses on the process of formulating the National Technological Initiative of Russia as a new direction of the sci-tech policy originated in the middle of 2014. Objectives The research identifies the key problems, which may arise while implementing the National Technological Initiative. I consider the need to determine causes of each problem and articulate proposals on how to eliminate them. Methods The methodology draws upon an analysis of goals of the National Technological Initiative as set forth by the Russian Government and comparison of two approaches to formulating the National Technological Initiative: the approaches proposed by the Russian Academy of Sciences and Agency for Strategic Initiatives. Results I articulated the definition of the National Technological Initiative and pointed out difficulties that might arise in implementing the National Technological Initiative. The difficulties may relate to using the already existing infrastructure. The article presents my proposals and suggestions on how they should be tackled. Conclusions and Relevance Currently, the National Technological Initiative should not follow the purposes of export markets only, but rather pursue socio-economic needs of the country and consider possible achievements of fundamental science. The findings may prove useful to develop conceptual and program documents as part of implementing the National Technological Initiative, and to take appropriate managerial decisions on formulating and implementing large-scale State scientific and technological projects.

Текст научной работы на тему «Национальная технологическая инициатива России: вопросы формирования и проблемы реализации»

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА РОССИИ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Андрей Владимирович КЛЫПИН

Национальные интересы

кандидат экономических наук, заведующий сектором социально-экономических проблем развития научно-технологической сферы, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере, Москва, Российская Федерация klypin@riep.ru

История статьи:

Принята 09.06.2015 Одобрена 23.06.2015

УДК 354.42 JEL: O14, O32, O33

Ключевые слова: национальная технологическая инициатива, консорциум, импортозамещение, реиндустриализация, инновации, научно-техническая политика

Аннотация

Тема. В начале XXI в. развитие инноваций стало важным элементом реформирования российской экономики. Однако значительных результатов в этом деле на сегодняшний день не достигнуто. В стране имеется высокая зависимость от импорта высокотехнологичной продукции и средств производства. Предметом исследования является процесс формирования Национальной технологической инициативы России (НТИ) как нового направления научно-технической политики в стране, начало развития которому положено в середине 2014 г. Цели. Целью работы является выявление основных проблем, которые гипотетически могут возникнуть в процессе реализации НТИ. При этом автор исходил из необходимости определения причин каждой из проблем и выработки предложений по их нивелированию. Методология. В основе методологии лежит анализ задач реализации Национальной технологической инициативы, обозначенных руководством страны, а также сопоставление двух подходов в формировании НТИ: Российской академии наук и Агентства стратегических инициатив.

Результаты. Выведено определение НТИ. Обозначены проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации НТИ, связанные с неиспользованием уже действующей инфраструктуры; отсутствием четкой системы связей между объектами инновационной, научной и образовательной инфраструктур; излишней абсолютизацией роли частного бизнеса; неопределенностью принципов отбора в консорциумы, а также сфер ответственности федеральных органов исполнительной власти, управляющих реализацией НТИ. Предложены меры по разрешению указанных проблем.

Выводы и значимость. Основным выводом можно считать заключение, что в текущих условиях НТИ должна строиться не исключительно под экспортные рынки, а, в первую очередь, под социально-экономические потребности страны с учетом возможных достижений фундаментальной науки. Результаты исследования могут быть использованы в разработке концептуальных и программных документов в рамках реализации НТИ, а также в целях принятия оптимальных управленческих решений по формированию и реализации масштабных государственных научно-технологических проектов.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Введение

Когда в поле терминов, связанных с государственным управлением развития науки и технологий, попадает новая языковая конструкция, то у предпринимателей, органов исполнительной власти и научного сообщества возникает масса вопросов. Предпринимателю важно, изменятся ли условия бизнеса, последуют ли за нововведением дополнительные издержки и будет ли новая программа государственной поддержки сопровождаться дополнительным финансированием? Чиновник ищет место термину, решая вопросы управления в рамках поручений Президента и Правительства

РФ. Ученый пытается разобраться и осмыслить, как встраивается новое слово в уже имеющийся понятийный ряд? Конкретизирует ли оно, расширяет исследовательскую сферу или наполняет новым смыслом уже известные в этой области понятия?

Начиная с лета 2014 г. федеральными органами исполнительной власти совместно с Российской академией наук, Агентством стратегических инициатив и другими заинтересованными сторонами активно ведется работа над проектом Национальной технологической инициативы (НТИ), на которую делаются большие ставки в деле выхода экономики России на новый технологический уровень. На

официальном сайте Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере размещена информация, содержащая условия приема заявок на участие в проекте НТИ1. Каковы же цели нового масштабного проекта в сфере науки и технологий?

К вопросу о консолидации усилий в решении проблем будущего с помощью науки и технологий

Предложение реализовать Национальную технологическую инициативу поступило от Президента России в ходе его прошлогоднего Послания Федеральному Собранию РФ2. По мнению В.В. Путина, ее актуальность связана с необходимостью решения перспективных проблем, с которыми столкнется страна в будущем и пониманием того, какие передовые технологии потребуются через 10-15 лет для обеспечения национальной безопасности, высокого качества жизни, развития отраслей промышленности. Еще раз Президент РФ акцентировал внимание на НТИ в конце 2014 г. на заседании Совета по науке и образованию, отметив, что инициатива должна объединить российских ученых, ведущие вузы, научные центры, проектные команды, а также российских специалистов, которые работают в высокотехнологичных отраслях за рубежом.

Ранее задача реализации НТИ как единого координационного механизма была поставлена Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым на заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию3. На нем в сентябре 2014 г. Председатель Правительства РФ озвучил идею формирования новой модели внедрения перспективных производственных технологий, основой которой должны стать консорциумы организаций из разных отраслей - как производителей, так и потребителей технологий.

По итогам заседания президиума Минобразования России совместно с Минпромторгом России было

1 Фонд содействия запускает конкурс в рамках национальной технологической инициативы. 21.04.2015. URL: http://fasie.ru/ obyavlemya/9-obyavlemya-dlya-zayavitelej/1895-fond-sodejstviya-zapuskaet-konkurs-v-ramkakh-natsionalnoj-tekhnologicheskoj-initsiativy.

2 Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. 04.12.2014. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/47173.

3 О развитии новых производственных технологий. 16.09.2014. URL: http://government.ru/news/14787.

поручено4 до конца 2014 г. подготовить предложения по дополнению действующих приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, и перечня критических технологий, утвержденных Указом Президента РФ от 07.07.2011 № 8995. В частности, дополнением должны стать направление «новые производственные технологии», а также технологии робототехники, аддитивные технологии, технологии цифрового производства, проектирования конструкций и материалов.

Суть Национальной технологической инициативы, исходя из задач, поставленных Правительством РФ

С учетом задач, поставленных Президентом и Правительством РФ, новое понятие включило в себя одновременно производственный и коммуникативный смысл. Научно-технологическую инициативу можно определить как потенциальный ответ сообщества российских ученых, специалистов сферы образования и производства глобальным вызовам современности, связанным с развитием науки и технологий.

Национальная технологическая инициатива России, с одной стороны, - это скоординированные действия бизнеса, образования, науки и потребителей, конкретные меры по обеспечению ускоренного технологического развития российской экономики посредством разработки передовых производственн ых технологий, а с другой - собственно сами эти производственные технологии.

Что лежит в основе Национальной технологической инициативы, по мнению Российской академии наук?

Разработка Национальной технологической инициативы не могла обойтись без научной среды и бизнес-сообщества. Поэтому вполне оправданно, что к работе были привлечены вместе с другими участниками Российская академия наук, а также Агентство стратегических инициатив, декларируемой целью которого является создание возможностей для самореализации молодых амбициозных лидеров6.

4 Решения по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию. 24.09.2014. URL: http://government. ru/orders/14911.

5 Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.07.2011 № 899.

6 Национальная технологическая инициатива // Агентство стратегических инициатив. URL: http://asi.ru/nti.

Таблица 1

Структура перспективного технологического уклада, предложенная Российской академией наук

Приоритеты социально-экономического развития

Фундаментальные научные исследования: ядро технологического уклада

Технологический сектор

Базовые технологии

Безопасность.

Жилье и ЖКХ.

Здравоохранение.

Образование.

Продовольствие.

Транспорт.

Энергетика.

Экология.

Управление

ТС-1

Биотехнологии. Лазерные технологии. Нанотехнологии. Ядерные технологии

ТС-2

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Космические технологии.

Социальные технологии.

Технологии природопользования. Энергетика.

ТС-3

NBIC-технологии. Мехатроника

Источник: доклад «Основы национальной технологической инициативы» Российской академии наук. URL: http://ras.ru.

В своем докладе «Основы Национальной технологической инициативы»7, представленном в апреле 2015 г., Российская академия наук отмечает, что в основе НТИ должны быть заложены 2 направления. Первое - это обеспечение технологической независимости страны, освобождение от технологической «иглы», что решается в рамках импортозамещения. Второе - реиндустриализация экономики в целях создания качественно новых видов продукции на основе последних достижений науки. В краткосрочной перспективе (5-7 лет), по мнению РАН, должны быть решены основные проблемы импортозамещения, а в долгосрочной (20-30 лет) - необходимо осуществить переход к перспективному технологическому укладу (табл. 1) и реиндустриализацию с учетом приоритетов социального-экономического развития.

Опорой для разработки базовых технологий, по мнению экспертов РАН, должны являться фундаментальные научные исследования. «Без фундаментальной науки ничего не получится. Она единственный поставщик новых знаний, которые лежат в основе прорывных технологий»,-отмечает заместитель президента РАН В.В. Иванов8. Основной же целью Национальной технологической

7 Концептуальные основы Национальной технологической инициативы. Российская академия наук. Научно-организационное управление. URL: http://innclub.info/wp-content/uploads/2015/02/ %D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B23. pdf.

8 Иванов В.В. «Горячая точка» для академиков / беседу

вел Ю. Медведев // Российская газета. 04.03.2015. URL: http://rg.ru/2015/03/04/technology.html.

инициативы, по мнению экспертов РАН, видится обеспечение глобального технологического паритета России и стран - технологических лидеров. Академия полагает, что эта цель должна быть достигнута через разработку таких концептуальных и стратегических документов, как Доктрина технологического развития и Основы политики технологического развития Российской Федерации.

«Форсайт-флот» Агентства стратегических инициатив и новые рынки

Агентство стратегических инициатив считает, что в разработке Национальной технологической инициативы должен делаться упор исключительно на новые рынки. Понимание того, какие это рынки, кто их конкретные поставщики и потребители, определяет состав перспективных технологий, которые будут необходимы стране для обеспечения ее конкурентоспособности, указывается в программе работы АСИ по формированию и реализации национальной технологической инициативы9.

В середине мая 2015 г. АСИ организовало так называемый «Форсайт-флот» - крупномасштабную встречу инициативных предпринимателей и специалистов разных областей, а также представителей крупных деловых объединений, институтов развития. Предварительно на сайте проекта отбирались заявки участников. Целью «Форсайт-флота» стала разработка 3-5 дорожных карт национальной технологической инициативы.

9 Агентство стратегических инициатив: продвижение новых проектов. URL: http://asi.ru/nti.

Каждая из дорожных карт представляет собой траекторию формирования принципиально новых рынков. На входе в проект всего их было выделено 9 (табл. 2):

• 3 рынка безопасности страны и ее системного обеспечения ресурсами: рынки питания, энергии и безопасности;

• 3 рынка преобразований в транспортной системе: беспилотного автотранспорта, воздушного транспорта, морского и речного транспорта;

• 3 рынка наиболее важных, по мнению АСИ, сфер человеческой жизни: рынок «цифрового» здоровья, новых финансов и рынок нейрокоммуникаций.

АСИ отмечает, что все формирующиеся новые рынки либо используют физическую инфраструктуру Интернет, либо его протоколы, либо строятся по его подобию, поэтому в их названии присутствует слово «net» («сеть»).

Одним из принципов реализации Национальной технологической инициативы должен стать приоритет частных денег по отношению к государственным. Агентство полагает, что он может быть реализован на основе практики совместных инвестиций, совместных фондов (по примеру ОАО «РВК»), краудфандинга и краудинвестинга.

Надо отметить, что позиция АСИ и его методология работы с выбором проектов НТИ на основе анализа

Таблица 2

Перспективные рынки, прогнозируемые Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов

Область приложения Наименование рынка

Безопасность страны и ее обеспечение ресурсами Рынок питания (ГоосС№^)

Рынок энергии (EnergyNet)

Рынок безопасности (SafeNet)

Преобразования в Рынок беспилотного

транспортной сфере и автотранспорта (AutoNet)

грузоперевозках Рынок воздушного транспорта

(Аего№^_

Рынок морского / речного транспорта (Мап№£) Рынок «цифрового» здоровья (НеаЦШеА_

Рынок новых финансов

_

Рынок нейрокоммуникаций (№иго№£)

Источник: Национальная технологическая инициатива -Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. URL: http://asi.ru/nti.

новых рыночных ниш концептуально соответствуют теории неоклассицизма (в целом), однако научно-технологическая сфера представляется далеко не только миром конкуренции. В ней также важна фундаментальная наука, являющаяся не только общесистемным, но в то же время особым ее элементом. Связать фундаментальную науку с рынком достаточно сложно, а во многих случаях просто невозможно. В то же время она - базис технологического развития, как справедливо отмечает в своем докладе РАН, и потому является основой для прорывных исследований и разработок. Отсюда следует, что и НТИ должна строиться не исключительно под экспортные рынки, а, в первую очередь, под социально-экономические потребности страны с учетом возможных достижений фундаментальной науки.

С какими проблемами придется столкнуться в ходе реализации Национальной технологической инициативы?

Реализации проектов научно-технологической направленности сопутствуют повышенные риски, а в период общего спада экономики такие риски еще более возрастают. Чтобы их снизить, необходимо обозначить основные проблемы, которые могут возникнуть в ходе реализации НТИ.

1. Использование уже действующей инфраструктуры и выстраивание связей между участниками на всех стадиях реализации проектов

В период конца нулевых и вплоть до 2012 г., когда социальная политика взяла верх над всеми другими направлениями работы Правительства РФ, в стране в части стимулирования инноваций и высокотехнологичных отраслей делался упор в основном на создание новых институтов развития инноваций и строительство инновационной инфраструктуры. За счет значительных объемов средств федерального бюджета были созданы Российская венчурная компания, Инновационный центр «Сколково», технико-внедренческие особые экономические зоны, технопарки в сфере высоких технологий, большое количество бизнес-инкубаторов, центры трансфера технологий. «В целом можно говорить о том, что в России к настоящему времени сформированы практически все основные элементы национальной инновационной системы (НИС), представленные в мировой практике»,- отмечает А.С. Фролов [1]. Однако пока их деятельность не привела к какому-то действительно ощутимому результату. Причиной этого можно

Наиболее важные сферы человеческой жизни

считать отсутствие четкой системы связей между различными объектами инновационной, научной, образовательной и производственной инфраструктур. При этом надо учитывать, что многие из них обладают высоким ресурсным потенциалом, могут и должны разрабатывать перспективные технологии. Некоторые из них, например Технополис «Химград» в г. Казани, Новосибирский «Академпарк», уже достигли высоких результатов в научно-технической деятельности10. Потенциал других, в числе которых Инновационный центр «Сколково», технопарк «Жигулевская долина», - только формируется. Но и те, и другие должны быть активно задействованы в ходе реализации Национальной технологической инициативы. Главным фактором успеха при этом является правильная расстановка ролей, целей и задач для каждого из них в единой системе координат и выстраивание между ними тесного взаимодействия.

Кроме того, проблема состоит в слабой диверсификации российской экономики и доминировании в ней нефтегазового сектора. В режиме санкционного давления и снижения цен на нефть обеспечение за счет развития инновационной инфраструктуры технологиями только сырьевого сектора является недостаточным. Требуется развитие и других отраслей экономики - медицинской, электронной, пищевой и химической промышленности, сельского хозяйства. Руководствуясь категориально-понятийным аппаратом концепции С.Ю. Глазьева о технологических укладах [2, с. 93], эти отрасли можно назвать «несущими отраслями» российской экономики. Работа объектов инфраструктуры, обеспечивающих приток инноваций и новых технологий, должна быть направлена на развитие в первую очередь этих отраслей.

Важно также понять, что же будет ядром развития между объектами инновационной, научной, образовательной и производственной инфраструктур: потребители, предприниматели, высшие учебные заведения, научные организации или государство? В любом случае нужны эпицентры, вокруг которых будет наращиваться иреализовываться весь научно-технологический потенциал. Может возникнуть

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 По данным Минкомсвязи России, являющейся координатором программы развития технопарков в сфере высоких технологий, указанные объекты инновационной инфраструктуры по показателям объема произведенной продукции и услуг, количества созданных рабочих мест и привлеченных компаний-резидентов значительно опережают аналогичные объекты в других субъектах РФ.

предположение, что государство таким эпицентром стать не может в силу того, что несет несколько иные функции, например перераспределение ресурсов, обеспечение безопасности, гарантий свободы и равноправия граждан [3, 4]. То есть нужны естественные, «мобильные», отражающие реальную среду и ее потребности точки развития. И на эту роль в большей степени подходит бизнес. Тем более что в последнее время в стране очень большие ставки делаются именно на частный капитал, инвестиции бизнеса в решении разного рода проблем.

Изве стны высказывания представителей

федеральной власти о роли бизнеса в развитии

новых проектов: «Сейчас крайне неблагоприятный

момент для частно-государственного партнерства и

для финансирования "длинных" проектов. Но такой

же неблагоприятный момент и для бюджетного

финансирования этих проектов. Очевидно, что в

этих условиях у нас нет другого пути, кроме как

искать механизмы привлечения частных денег»11.

«Что нужно, чтобы перезапустить экономический

рост? Ответ однозначен - частные инвестиции.

Ни одна экономика не развивается быстро, если

проедает столько производимого дохода. Все

быстрорастущие экономики много сберегают и 12

инве стируют»12.

Но оправдана ли приоритезация частных инвестиций в текущий момент в контексте развития научно-технологической сферы? Чтобы в этом разобраться, нужно обратиться к опыту прошедшего столетия.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. В.Л. Макаров и А.Е. Варшавский обратили внимание на гибкость государственной политики в США, Европе, Японии и Австралии: в наиболее развитых странах доля государства на НИОКР в 1990-е гг. уменьшалась, а частных фирм - росла; в других наблюдалось усиление государственной поддержки НИОКР в промышленности. На этом основании исследователи заключают, что «в условиях становления собственной экономики, необходимости осуществления прорыва с целью завоевания на мировом рынке власти выделяют больше средств на исследования и разработки. Когда же экономические позиции завоеваны или политическая ситуация стабилизирована, доля государственных ассигнований на НИОКР обычно

11 Греф Г.О.: Запад денег не даст. Оказалось, и Восток тоже // Вести: Экономика. 04.12.2014. URL: http://vestifinance.ru/ articles/50282.

12 Силуанов А.Г.: России надо готовиться к периоду низких цен на нефть // ТАСС. 14.04.2015. URL: http://tass.ru/ ekonomika/1901324.

снижается и увеличивается степень участия частного капитала в проведении исследований и разработок»

[5, с. 8].

Предельно ясно, что в настоящий момент о внешних рынках говорить преждевременно (за исключением ОПК, авиации и нескольких других производственных отраслей и подотраслей, где Россия сильна традиционно), нужно отстоять позиции внутри страны. Но в то же время состояние российской экономики и геополитическая обстановка в мире свидетельствуют о том, что наилучшим вариантом для России может стать первый из двух вышеизложенных сценариев развития. Сейчас государственные расходы на НИОКР не должны сокращаться, более того - они должны расти. При этом нельзя абсолютизировать роль бизнеса, которому в данный момент особенно нужна поддержка государства. Государство создает базовые условия, в которых рождаются инициативы. Носителем инициатив является предпринимательская среда. Но, чтобы ее инициативы были не просто озвучены, а подкреплены системными (а не эпизодическими) вложениями собственных средств в НИОКР, по-видимому, должно пройти несколько большее количество времени, чем запланировано.

Тогда указанная среда на основе спроса потребителей при участии высших учебных заведений и научных организаций сформирует нужный рынку продукт. Центры прототипирования и дизайна придадут такому продукту качественные свойства. Центры трансфера технологий сделают свою коммерциализацию. При всем этом может произойти та самая технологическая революция, когда деятельность академической науки в ходе фундаментальных и поисковых исследований приведет к научным открытиям, которые коренным образом изменят наш образ жизни. За этим последуют разработка, внедрение, массовое производство и продажа принципиально новой продукции. И появятся, что вполне вероятно, «национальные компании-чемпионы».

Таким образом, в реализации научно-технологических инициатив важно выстроить непрерывную цепь взаимодействий между разного рода институтами и объектами инфраструктуры, отвечающими за полный набор результатов, нужных для разработки и реализации перспективных технологий - от фундаментальных исследований до наукоемких товаров, работ и услуг, реализуемых на рынке, избежав разобщенности. Основной же точкой приложения должно стать улучшение

предпринимательского климата в стране в целом, интерпретируемого как «совокупность всех социально-экономических и политических условий, в которых осуществляется предпринимательская деятельность» [6], а также как «главный фактор экономического роста» [7]. Без этой составляющей ни технологические, ни какие другие инициативы в долгосрочной перспективе реализуемыми не станут. Абсолютизирование же частных инвестиций и чрезмерное на них акцентирование в научно-техниче ской политике в текущих условиях представляется нецелесообразным.

2. Консорциумы и принципы отбора их участников

В своем выступлении на заседании президиума Совета при Президенте РФ по модернизации э ко но мики и инно вацио нному р азв итию Д.А. Медведев акцентировал внимание на том, что наиболее эффективной моделью внедрения перспективных производственных технологий является модель, предусматривающая образование консорциумов организаций из разных отраслей.

Надо отметить, что в мировой практике известны не только консорциумы предприятий и организаций разных отраслей, но и консорциумы организаций одной отрасли, имеющих при этом различную спецификацию. Известны, например, консорциумы учебных заведений13, научных библиотек14. Ключевыми особенностями консорциумов при этом является то, что они создаются под определенный проект, на ограниченный этим проектом период времени в целях минимизации издержек каждой из участвующих сторон и достижения наилучшего результата за счет специализации участников на каком-либо одном направлении (предприятия промышленности - производство продукции, высшие учебные заведения - подготовка кадров, научные институты - исследования и разработки). Основная цель консорциума - разработка и реализация особо сложной продукции (технологии), в чем заинтересован каждый из участников.

С учетом предложений, содержащихся в докладе РАН, проекты консорциумов можно разделить на краткосрочные (нацеленные на импортозамещение) и долгосрочные (нацеленные на реиндустриализацию). Предложения АСИ по исследованию и захвату перспективных рынков преследуют скорее

13 Программы Европейского союза. URL: http://tempus-russia. ru/erasm.htm.

14 Международная деятельность РГБ. URL: http://nlr.ru/md/org/

cerl.html.

долгосрочную цель, неслучайно горизонтом планирования выбран 2035 г. Оптимальным при этом видится комбинированный подход к выбору проектов. В ходе реализации части из них может быть получен результат уже в ближайшем будущем, другие же приведут к логическому завершению лишь спустя какое-то время.

Также важно понять, по какому принципу будет происходить отбор участников в проекты и их объединение в консорциумы в рамках НТИ. Наиболее подходящим с учетом необходимости сбалансированного развития регионов представляется территориальный принцип, когда в определенном регионе вокруг перспективного предприятия (точка роста) будут объединены высшие учебные заведения, научные организации, объекты инновационной инфраструктуры. Однако если потенциальный участник консорциума обладает необходимыми для проекта компетенциями и отдален территориально, находится в другом регионе, это вовсе не значит, что он не может быть включен в состав консорциума. Напротив, задействование его в проекте является выгодным для всех участников, принимая во внимание тенденцию перехода к сетевой форме организации инновационной и научно-производственной деятельности, при которых стираются границы территории производства [8, 9]. «В условиях стратегического партнерства виртуальная организация представляет сеть горизонтальных и вертикальных отношений. Создание такого предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий... Консорциум компенсирует недостатки партнеров и усиливает преимущества» [10]. Думается, что предпочтения в выборе перспективных предприятий (точек роста) должны исходить из необходимости привлечения как системообразующих предприятий России15, так и малого и среднего бизнеса, представившего на «Форсайт-флоте» наиболее привлекательные, с точки зрения коммерческого и социального эффектов, проекты.

3. Управление реализацией национальной технологической инициативы на государственном уровне

Рассматривая реализацию национальной технологической инициативы как проект

15 Перечень системообразующих организаций. Информация Минэкономразвития России. 05.02.2015. URL: http://economy. gov.ru/minec/about/structure/depSectorEconom/2015020801.

государственного масштаба, нужно прежде всего определиться, какого рода деятельность будет закреплена за каждым из органов исполнительной власти федерального уровня. Сегодня разграничение сфер ответственности и межведомственная координация в реализации научно-технической политики в России представляют серьезную проблему. Например, в ходе реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, критических технологий представляется целесообразным четко регламентировать поправками к действующей нормативной правовой базе16 функционал Минпромторга России, Минэкономразвития России и других ведомств, без участия которых процесс управления наукоемкими проектами с государственным участием является малоэффективным.

В ходе реализации НТИ потребуется организовать механизм взаимодействия таким образом, чтобы в целом были покрыты все спецификации государственной научно-технической политики. Например, сферой ответственности Минэкономразвития России должна стать оценка экономической целесообразности технологических решений и их экономическое планирование. За Минобрнауки России целесообразно закрепить такие функции, как отбор образовательных и научных организаций; за Российской академией наук - проведение научной экспертизы проектов. Работа Агентства стратегических инициатив должна быть направлена на средний и малый бизнес, отбор инициативных проектов, а также их адаптацию к регламенту НТИ. Задача Минфина России - разработка механизма финансирования проектов и оценка финансовых рисков. Функции координатора деятельности всех участников НТИ, а также отбор предприятий и перспективных технологий в большей степени подходят Минпромторгу России.

Заключение

Национальная технологическая инициатива -понятие новое, поэтому потребуется время, чтобы его осмыслить и применить в решении ключевых задач, связанных с развитием отечественной промышленности. Но уже сейчас совершенно ясно одно. В ходе ее реализации на разных уровнях будут происходить изменения в самих принципах построения научно-технической политики, и в

16 Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 22.04.2009 № 340 (с изм. и доп. от 25.10.2014).

частности такие трансформации, как переход от административной модели управления к модели взаимодействия «снизу вверх», при которой многое будет связано с действиями отдельного человека, его инициативами. Однако темпы и характер

таких изменений будут зависеть от интенсивности дальнейших реформ и преобразований, направленных на улучшение инвестиционного климата и условий предпринимательства в стране, гражданских свобод и безопасности.

Список литературы

1. Фролов А.С. Проблемы планирования научно-технологического развития на государственном уровне // Проблемы прогнозирования. 2014. № 6. С. 90. С.79-91.

2. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика. 2010. 255 с.

3. Жимиров В.Н., Оль Е.М., Реуф В.М. Современное государство: к вопросу об основных функциях // Мир политики и социологии. 2012. № 9. С. 42-47.

4. ЕльцовА.В. Природа и сущность государства как основания выделения системообразующих функций государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4. С. 3-6.

5. Наука и высокие технологии России на рубеже третьего тысячелетия (социально-экономические аспекты развития) / Рук. авт. кол. академик РАН В.Л. Макаров и д.э.н. А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2001. 636 с.

6. Николаева И.П., Джинджолия О.А. Формирование предпринимательского климата в России // Предпринимательство. 2010. Т. 10. № 13. С. 31-37.

7. Имаева Г.Р. Предпринимательский климат в России и формирующие его факторы: социологический анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 2. С. 114-121.

8. Грив Г., Роули Т., Шипилов А. Преимущество сетей: как извлечь максимальную пользу из альянсов и партнерских отношений / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014. 259 с.

9. Воронина Л.А., Ратнер С.В. Научно-инновационные сети в России. М.: ИНФРА-М, 2010. 256 с.

10. Булярский С.В. Консорциум как коллективный участник инновационной деятельности / С.В. Булярский, С.А. Булярская // Регионология. 2008. № 4. С. 207-214.

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

National Interests

THE NATIONAL TECHNOLOGICAL INITIATIVE OF RUSSIA: FORMATION AND IMPLEMENTATION ISSUES

Andrei V. KLYPIN

Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology, Moscow, Russian Federation klypin@riep.ru

Abstract

Importance In the early 21st century, innovation became an important part of the Russian economic reforms. Russia strongly depends on imported high technological products and production means. The research focuses on the process of formulating the National Technological Initiative of Russia as a new direction of the sci-tech policy originated in the middle of 2014. Objectives The research identifies the key problems, which may arise while implementing the National Technological Initiative. I consider the need to determine causes of each problem and articulate proposals on how to eliminate them.

Methods The methodology draws upon an analysis of goals of the National Technological Initiative as set forth by the Russian Government and comparison of two approaches to formulating the National Technological Initiative: the approaches proposed by the Russian Academy of Sciences and Agency for Strategic Initiatives.

Results I articulated the definition of the National Technological Initiative and pointed out difficulties that might arise in implementing the National Technological Initiative. The difficulties may relate to using the already existing infrastructure. The article presents my proposals and suggestions on how they should be tackled.

Conclusions and Relevance Currently, the National Technological Initiative should not follow the purposes of export markets only, but rather pursue socio-economic needs of the country and consider possible achievements of fundamental science. The findings may prove useful to develop conceptual and program documents as part of implementing the National Technological Initiative, and to take appropriate managerial decisions on formulating and implementing large-scale State scientific and technological projects.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Frolov A.S. Problemy planirovaniya nauchno-tekhnologicheskogo razvitiya na gosudarstvennom urovne [Issues of planning a scientific and technological development at the governmental level]. Problemy prognozirovaniya = Problems of Forecasting, 2014, no. 6, pp. 79-91.

2. Glaz'ev S.Yu. Strategiya operezhayushchego razvitiya Rossii v usloviyakh global'nogo krizisa [The priority development strategy of Russia during world crisis]. Moscow, Ekonomika Publ., 2010, 255 p.

3. Zhimirov V.N., Ol' E.M., Reuf V.M. Sovremennoe gosudarstvo: k voprosu ob osnovnykh funktsiyakh [A modern State: on issue of basic functions]. Mirpolitiki i sotsiologii = World of Politics and Sociology, 2012, no. 9, pp. 42-47.

4. El'tsov A.V. Priroda i sushchnost' gosudarstva kak osnovaniya vydeleniya sistemoobrazuyushchikh funktsii gosudarstva [The nature and substance of the State as the basis for identifying systemically important functions of the State]. Gosudarstvennaya vlast' i mestnoe samoupravlenie = State Power and Local Self-Government, 2010, no. 4, pp. 3-6.

5. Nauka i vysokie tekhnologii Rossii na rubezhe tret'ego tysyacheletiya (sotsial'no-ekonomicheskie aspekty razvitiya) [Science and high technologies of Russia at the turn of the third millennium (socio-economic aspects of development)]. Moscow, Nauka Publ., 2001, 636 p.

6. Nikolaeva I.P., Dzhindzholiya O.A. Formirovanie predprinimatel'skogo klimata v Rossii [Formation of the business climate in Russia]. Predprinimatel'stvo = Entrepreneurship, 2010, vol. 10, no. 13, pp. 31-37.

Article history:

Received 9 June 2015 Accepted 23 June 2015

JEL classification: O14, O32, O33

Keywords: National Technological Initiative, consortium, import substitution, re-industrialization, innovation

7. Imaeva G.R. Predprinimatel'skii klimat v Rossii i formiruyushchie ego faktory: sotsiologicheskii analiz [Entrepreneurial climate in Russia and factors affecting it: sociological analytics]. Monitoring obshchestvennogo mneniya: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny = The Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes Journal, 2013, no. 2, pp. 114-121.

8. Greve H., Rowley T., Shipilov A. Preimushchestvo setei: kak izvlech' maksimal'nuyu pol'zu iz al'yansov i partnerskikh otnoshenii [Network Advantage: How to Unlock Value from Your Alliances and Partnerships]. Moscow, Al'pina Pablisher Publ., 2014, 259 p.

9. Voronina L.A., Ratner S.V. Nauchno-innovatsionnye seti v Rossii [Research and innovation networks in Russia]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010, 256 p.

10. Bulyarskii S.V. Konsortsium kak kollektivnyi uchastnik innovatsionnoi deyatel'nosti [Consortium as a collective party to innovative activities]. Regionologiya = Regionology, 2008, no. 4, pp. 207-214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.