ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2404-022X-2018-8-4-94-103 УДК 330.16,330.101.22,316.62,65.01317(045) JEL M13, M12, M51, M53, O15, O31, Z13, D03
(CC) ]
Психологический анализ специалистов института развития лидеров (Национальная технологическая инициатива): подготовка предпринимателей технологических стартапов
А. В. Власов3, А. Б. Ильин1, М. К. Нурбековс
a DeMontroyaL; ФГБНУ «НИИ МТ», Москва, Россия https://orcid.org/0000-0001-9227-1892 b РГУФКСМиТ, Москва, Россия https://orcid.org/0000-0002-8396-0167 с НИИ общей патологии и патофизиологии, Москва, Россия http://orcid.org/0000-0002-9383-8026
АННОТАЦИЯ
В работе приводятся результаты комплексного психологического исследования профессионального сетевого сообщества Института развития лидеров как стратегической инициативы, «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). На основании его результатов авторы предпринимают попытку формализовать и обосновать психологические детерминанты личности, целенаправленное воздействие и воспитание которых у молодого поколения, подталкивание (от англ. nudge) и коррекция у «зрелых» предпринимателей будет прямо воздействовать на их личностный рост, соответствовать их индивидуальной траектории развития, активизировать деятельность «под флагом» Национальной технологической инициативы (НТИ) и Стратегии национально-технологического развития (НТР). В статье приводятся результаты исследования отдельных психологических показателей представителей профессионального сообщества Института развития лидеров АСИ. Только представители российской технологической элиты могут быть основными драйверами социально-экономического роста национальной экономики в ближайшие 5-10-20 лет. Именно на развитие науки и технологий в своей Стратегии НТР развития сделало ставку Правительство Российской Федерации.
Ключевые слова: технологический предприниматель; лидер; молодые лидеры; психология; психогенотип; успех; Национальная технологическая инициатива; НТИ
Для цитирования: Власов А. В., Ильин А. Б., Нурбеков М. К. Психологический анализ специалистов института развития лидеров (Национальная технологическая инициатива): подготовка предпринимателей технологических стартапов. Управленческие науки. 2018;8(4):94-103. DOI: 10.26794/2404-022X-2018-8-4-94-103
ORIGINAL PAPER
BY 4.0
Psychological Analysis of Specialists of the Institute for Leadership Development (National Technology Initiative): Training of Entrepreneurs of Technological Startups
A.V. Vlasova, A. B. Ilyinb, M. K. Nurbekovc
a DeMontroyaL; Izmerov Research Institute of Occupational Health, Moscow, Russia
https://orcid.org/0000-0001-9227-1892 b Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-8396-0167 c Research Institute of General Pathology and Pathophysiology, Moscow, Russia
http://orcid.org/0000-0002-9383-8026
ABSTRACT
The paper presents the results of a comprehensive psychological study of the professional network community of the Institute for the development of leaders as a strategic initiative, 'Agency for strategic initiatives to promote new projects" (ASI). Based on its results, the authors attempt to formalize and justify the psychological determinants of personality, the purposeful impact and education of the younger generation, nudge and the correction of "mature" entrepreneurs will directly affect their personal growth, correspond to their individual development path, activate the activity "under the flag" of the National technology initiative (NTI) and the strategy of national technological development (NTD). The article presents the results of the study of individual psychological indicators of the professional community representatives of the Institute for Leadership Development ASI. Only representatives of the Russian technological elite can be the main drivers of socio-economic growth of the national economy in the next 5-10-20 years. The Government of the Russian Federation has relied on the development of science and technology in its development Strategy. Keywords: technological entrepreneur; leader; young leaders; psychology; psychogenotype; success; National Technology Initiative; NTI
For citation: Vlasova A.V., Ilyin A. B., Nurbekov M. K. Psychological analysis of specialists of the Institute for Leadership Development (National Technology Initiative): Training of entrepreneurs of technological startups. Upravlencheskie nauki = Management Sciences. 2018;8(4):94-103. (In Russ.). DOI: 10.26794/2404-022X-2018-8-4-94-103
Введение
Широко известным и описанным в научной литературе фактором развития любой страны является наличие эффективной и прибыльной деятельности такой социально-экономической группы, как «технологические предприниматели»1.
В технологически развитых странах этот феномен уже давно осмыслен, фактически в каждой отрасли сформированы сообщества для реализации различных предпринимательских идей, проектов и стартапов. Самым простым и типичным примером являются сообщества продюсеров в кинематографе, мюзиклах.
В ряду известных западных технологических предпринимателей, наряду с Г. Форд, С. Джобс и другими, пожалуй, самым известным технологическим предпринимателем западного мира и олицетворением лидера технологического развития является сейчас Илон Маск. С него можно «снимать» модельные характеристики технологического предпринимателя.
Й. Шумпетер характеризует предпринимателя как человека, пытающегося превратить новую идею, изобретение, технологию в успешное нововведение [1].
Под «технологическими предпринимателями» (в контексте проведенного анализа) авторы понимают специалистов, вовлеченных и реализующих
1 К данному определению по смыслу могут быть подобраны и будут использоваться в статье такие синонимы, как инно-ватор, лидер, технологический лидер, инновационный менеджер и др. Авторы осознанно не разбирают каждое определение, но дают расшифровку ряда подходов к терминологии феномена «технологического предпринимателя».
весь цикл бизнес-процессов появления научно-технологической продукции от целеполагания (идеи) до организации поставок (продаж).
Качественных технологических предпринимателей уровня С. Морозова, С. Мамонтова, П. Третьякова, С. Абрикова, Г. Елисеева в России сегодня — считанные единицы, что сказывается на развитии страны.
Правительство Российской Федерации в Стратегии НТР сделало ставку на развитие науки и технологий. Возможности научной среды, государственная поддержка современных технологий, уровень взаимодействия науки и бизнеса являются ключевыми факторами повышения глобальной конкурентоспособности2 России и основой для институционального перехода к инновационной стадии развития экономики3. Приоритеты данной Стратегии возможно обеспечить в первую очередь с помощью развития «человеческого капитала» — образования, культуры и здоровья (Ильинский И. М., 2001 [2]).
2 Конкурентоспособность — формирование явных по отношению к другим государству (прим. автора: в том числе и др. субъектам — домохозяйству, фирме, пр.) преимуществ в научно-технологической области и, как следствие, в социальной, образовательной и экономических областях. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии национально-технологического развития Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41449; или URL: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/ru/uZiATIOJiq5tZsJgqcZLY 9YyL8PWTXOb.pdf (дата обращения: 30.12.2016).
3 The Global Competitiveness Report 2016-2017; URL: http:// www3.weforum.org/docs/GCR 2016-2017/05FullReport/TheGl obalCompetitivenessReport2016-2017_FINAL.pdf.
Драйверами социально-экономического роста национальной экономики в ближайшие годы призваны быть российские технологические предприниматели, продвигающие инновации и успешно продающие их на экспорт.
Стратегия НТР, установленная Президентом России4 и исполняемая Правительством Российской Федерации5, подразумевает активизацию профессиональных сообществ, в том числе представителей НТИ6.
В этом аспекте изучение психологических факторов участников сообщества Института развития лидеров АСИ7 имеет как экономическое, так и социальное, психологическое, культурологическое и политическое значения.
Сегодня на и без того ослабленное сообщество технологических предпринимателей в стране, целые области которой задыхаются от недофинансирования и безработицы, возложена «обязанность» продвижения инноваций.
Мало того, даже тех, кто путем самолишений и самоограничений сумел сохранить различные производства, призывают конкурировать с транснациональными корпорациями, в которые вливают миллиарды инвестиций в условиях бездумного и бесправного положения российских технологических лидеров в мировой экономике.
Поэтому феномен «технологического предпринимательства» требует тщательного изучения, а сообщество лидеров-инноваторов — целенаправленного развития, сопровождения и всесторонней поддержки.
Несмотря на постоянное изучение экономики, психологии и биологии человека, до сих пор нет единого междисциплинарного методологического подхода, позволяющего ответить на вопрос:
4 Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии национально-технологического развития Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/41449; (дата обращения: 30.12.2016); Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию. 04.12.2014 г. URL: http://kremlin.ru/events/president/ transcripts/messages/47173 (дата обращения: 30.12.2016).
5 Протокол от 09.6.2015 № 3 «О разработке и реализации Национальной технологической инициативы». URL: http:// government.ru/orders/selection/401/18547/ (дата обращения: 30.12.2016).
6 URL: http://www.nti2035.ru/nti/; http://asi.ru/nti/ (дата обращения: 30.12.2016).
7 URL: https://www.leader-id.ru/; https://asi.ru/ (дата обраще-
ния: 30.12.2016).
какие психологические особенности обуславливают успешность ведения предпринимательской деятельности и конкурентоспособность технологического предпринимателя? На сегодняшний день собрано большое количество исследовательских данных, объясняющих предрасположенности, предпосылки развития и проявления социально-экономического поведения человека с точки зрения психологии (например, систематизации знаний, сделанные Ю. Ольсевичем [3], Т. Посохо-вой [4]).
Однако ни один из этих факторов сам по себе, ни даже их сочетание не могут рассматриваться как достаточные и определяющие характеристики в психологии предпринимателя как технологического лидера, достигающего успеха.
Таким образом, поиск индивидуальных психологических показателей личности, ассоциированных с активацией и развитием предпринимательского, экономически успешного поведения, является перспективным направлением научной мысли как с точки зрения фундаментальной психологической науки, так и поведенческой экономики, менеджмента и управления человеческим капиталом.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что существуют определенные психологические показатели, определяющие личность «технологического предпринимателя» и оказывающие влияние на эффективность и продуктивность8 его профессиональной деятельности, развитие творческого потенциала личности, проявление специфичности его поведения.
Объектом данного исследования является личность представителя сообщества технологических предпринимателей, сформированного вокруг НТИ — АСИ (Института развития лидеров9).
Предметом исследования выступают психологические показатели специалистов — профессионалов данного сообщества.
Организация исследования
В работе был обследован профессиональный контингент «технологические предприниматели» сообщества НТИ-АСИ. Данное исследование про-
8 Продуктивность человека в социально-экономических отношениях — профессиональная деятельность, во время выполнения которой проявляются личностные конкурентоспособные компетенции. — Прим. авторов.
9 URL: https://leader-id.ru/ (дата обращения: 30.12.2016).
Примечание: все показатели (факторы) были сооставлены из таких шкал, как: шкала ШУДЖ (SWLS); шкала «Мини-Мульт» (MMPI); шкала черт личности Большой пятерки (TIPI-RU); в табл. 1 показатели представлены выборочно. (Дополнительно см. Приложение - Таблица 1.1). *Отмечены показатели (факторы) с наибольшим значением корреляции.
Note: all the indicators (factors) were drawn from such scaless as: SWLS; Mini-Mult (MMPI); TIPI-RU; in table 1 the indicators are presented selectively. (See Annex Table 1.1 for further details). * Indicators (factors) with the highest correlation value are noted. Источник/Source: составлено авторами / compiled by authors.
Таблица 1 / Table 1
Результаты факторного анализа / The results of factor analysis
Показатель / Indicator Фактор 1 / Factor 1 Фактор 2 / Factor 2 Фактор 3 / Factor 3 Фактор 4 / Factor 4 Фактор 5 / Factor 5
Удовлетворенность жизнью 0,845 " 0,208 0,138 -0,034 0,028
Удовлетворенность достижениями 0,780 " -0,019 0,122 -0,053 0,112
Желание изменить жизнь 0,734 " 0,037 -0,080 -0,076 0,167
Восприимчивость нового 0,243 0,103 -0,052 -0,034 0,770"
Надежность 0,256 -0,039 0,188 -0,685 0,097
Некреативность, заурядность -0,180 0,012 0,018 0,079 -0,740"
Стремление к высоким стандартам 0,796 " 0,062 0,161 -0,041 0,104
Ипохондрия -0,110 -0,759 " -0,002 -0,298 -0,119
Депрессия -0,483 -0,457 -0,413 0,082 -0,193
Психологическая неуравновешенность (истерия) 0,028 -0,809 " -0,128 -0,107 0,0387
Сверхподозрительность (паранойяльность) -0,097 -0,608 -0,312 0,006 0,341
Психастения -0,232 -0,856 " 0,025 0,178 -0,059
Энергичность 0,324 0,087 0,298 -0,310 -0,158
Критичность 0,267 0,338 -0,140 0,219 0,011
Сдержанность 0,033 0,235 0,680 -0,080 -0,128
Беспечность 0,149 0,169 -0,154 0,688 -0,025
Уравновешенность 0,035 0,279 0,636 -0,191 0,056
Факторные веса 5,175 4,035 2,897 2,411 1,959
Интерпретация факторов Позитивный настрой Психологическая напористость Целеустремленность Рисковость Восприимчивость нового
водилось во время мероприятия федерального уровня «Форсайт-флота 2016»10, организуемого АСИ и РВК11 в рамках реализации дорожных карт НТИ 2035.
В исследовательскую выборку вошли 90 человек (женщин — 24, мужчин — 66), возраст 23-61 лет, образование высшее. Обработка полученных данных наблюдений продолжается, в настоящей статье изложены ряд предварительных результатов.
10 URL: http://foresighttrip.asi.ru/ (дата обращения: 30.12.2016).
11 URL: http://www.rvc.ru/ (дата обращения: 30.12.2016).
Методы исследования
В исследовании использовались следующие методы:
1. Теоретический анализ литературных источников.
2. Психологические методики (диагностические опросники):
2.1. Шкала удовлетворенности жизнью (ШУДЖ) (от англ. Satisfaction with Life Scale, SWLS) (Diener, Emmons, Larsen, Griffin, 1985 [5]; методика адаптирована Д. А. Леонтьевым и Е. Н. Осиным12, 2008).
12 Осин Е. Н., Леонтьев Д. А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс-оценки субъективного благополу-
2.2. Шкала «Мини-Мульт» (MMPI) — сокращенный вариант многофакторного опросника для исследования личности MMPI13 (Kincannon, 1968 [6]; методика адаптирована П. В. Зайцевым [7, 8], 1981).
2.3. Шкала черт личности Большой пятерки (TIPI-RU) (от англ. Five-Factor model) (Gosling at el.; 2003 [9]).
3. Методы математической статистики (факторный, регрессионный, кластерный анализы).
Результаты исследования
В ходе факторного анализа методом варимаксного вращения корреляционной матрицы 27 показателей личности общей группы (N = 90) были выявлены с наибольшим влиянием 5 факторов, интерпретированные следующим образом: позитивный настрой, психологическая напористость, целеустремленность, рисковость, восприимчивость нового.
Результаты факторного анализа показателей личности предпринимателей (как профессионалов своего дела) представлены в табл. 1.
Описание и анализ факторов
1. Позитивный настрой. Фактор имел вес (5,175), в него с наибольшим влиянием вошли следующие психологические показатели:
• с положительным влиянием вошли удовлетворенностью жизнью (0,845), удовлетворенность достижениями (0,780), желание изменить жизнь к лучшему (0,734);
• с отрицательным влиянием вошли депрессия (-0,483), психастения (-0,232), гипомания (-0,274).
2. Психологическая напористость. Фактор имел вес (4,035), в него с наибольшим влиянием вошли следующие психологические показатели:
• с положительным влиянием вошла критичность (0,338);
• с отрицательным влиянием вошли ипохондрия (-0,759), истерия (-0,809), психастения (-0,856).
3. Целеустремленность. Фактор имел вес (2,897), в него с наибольшим влиянием вошли следующие психологические показатели:
• с положительным влиянием вошли уравновешенность (0,636), сдержанность (0,680);
чия. Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов; 2008.
13 Minnesota Multiphasic Personality Inventory — Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Schiele, Baker and Hathaway 1943).
4. Рисковость. Фактор имел вес (2,411), в него с наибольшим влиянием вошли следующие психологические показатели:
• с положительным влиянием вошли беспечность (0,688), шизоидность (0,618);
• с отрицательным влиянием вошла надежность (-0,685).
5. Восприимчивость нового. Фактор имел вес (1,959), в него вошли с наибольшим влиянием следующие психологические показатели:
• с положительным влиянием вошла восприимчивость нового (0,770);
• с отрицательным влиянием вошли заурядность, некреативность (-0,740).
Основные статистические характеристики психологических показателей респондентов по общей группе N = 90) представлены в табл. 2.
Обсуждение результатов исследования
Понятию «предпринимательство» свойственно не только экономическое (производство товаров и услуг с целью получения прибыли), но и психологическое содержание (К. Веспер, Г. Н. Кэс-сон, Д. Мак-Клеланд, М. Питерс, Й. Шумпетер [1], Р. Хизрич, И. В. Антоненко, Р. А. Белоусов, Е. В. Дьячкова, Е. П. Ермолаева, О. Н. Маркова, Л. М. Митина, В. П. Поздняков, А. В. Посохова и со-авт. [4] и др.).
Представления о психологии предпринимательства внесли М. Вебер, исследовавший развитие «предпринимательского духа», роли религии и этики, так же как и В. Зомбарт [10], предоставивший развернутые социально-психологические портреты типов предпринимателей. Среди отечественных мыслителей большое внимание роли психологических факторов в хозяйственной и, в частности, предпринимательской деятельности уделяли С. Н. Булгаков, П. Б. Струве, П. Н. Савицкий.
Д. Макклеланд, развивая теоретические идеи и эмпирические подходы исследования мотивации достижения Х. Мюррея, показал, что отличительной психологической особенностью предпринимателей является более высокий уровень мотивации достижения, проследил взаимосвязь между степенью выраженности потребности в достижении и скоростью экономического развития страны.
Другим важным направлением исследований данного феномена является изучение деятельности в условиях неопределенности и риска. Деятельность в условиях неопределенности и риска является одной
Таблица 2/ Table 2
Основные статистические характеристики психологических показателей / The core statistical characteristics of psychological indicators
Показатель / Indicator Ср. знач. (баллы по шкалам) / Aver. (pnts) Мин. / Min Макс. / Max Ст. откл. / Divergence Ст. ошибка / Error
Удовлетворенность жизнью 5,333 1,000 7,000 1,414 0,149
Удовлетворенность достижениями 5,244 1,000 7,000 1,455 0,153
Желание изменить жизнь 4,700 1,000 7,000 1,782 0,187
Восприимчивость нового 5,855 1,000 7,000 1,362 0,143
Надежность 5,433 1,000 7,000 1,422 0,149
Некреативность, заурядность 1,988 1,000 7,000 1,652 0,174
Стремление к высоким стандартам 4,700 1,000 7,000 1,479 0,155
Ипохондрия 46,666 32,000 78,000 6,368 0,671
Депрессия 41,166 28,000 72,000 7,817 0,823
Психологическая неуравновешенность (истерия) 46,088 32,000 74,000 7,961 0,839
Сверхподозрительность (паранойяльность) 45,655 26,000 78,000 10,051 1,059
Психастения 46,922 26,000 73,000 10,388 1,095
Энергичность 5,822 1,000 7,000 1,386 0,146
Критичность 5,377 2,000 7,000 1,386 0,146
Сдержанность 5,111 1,000 7,000 1,575 0,166
Беспечность 2,755 1,000 7,000 1,717 0,181
Уравновешенность 5,100 1,000 7,000 1,600 0,168
Источник/Source: составлено авторами / compiled by authors.
из отличительных особенностей предпринимательства, поэтому изучению отношения предпринимателей к риску посвящено значительное число психологических исследований (например, Р. Брокхауз, 1982 г.).
К числу важных феноменов психологии предпринимательства, безусловно, относятся особенности мотивации достижения, интервальный локус контроля и склонность к риску (Ф. Найт и П. Друкер), что само по себе может являться темой отдельного исследования.
Характерной особенностью российских работ, посвященных предпринимательству, является повышенное внимание к социально-психологическим аспектам этого феномена: проблемам общения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами в хозяйственной деятельности.
Анализ распределений психологических показателей представлен выборочно на рис. 1-4. Большинство гистограмм распределений изученных показателей имеют выраженную асимметрию, позволяющую сделать предположение о преимущественном проявлении данных психологических показателей.
В частности, наибольшее количество членов сообщества, 63 человека (65,6%), имеют показатель «желание изменить жизнь» со значениями 4-7 баллов (см. рис. 1). В эту группу входит большинство предпринимателей. Среди них необходимо выделить лидеров — 12 наиболее активных участников из рабочих групп по реализации дорожных карт НТИ 2035.
Данные специалисты могут быть охарактеризованы как сдержанные, работоспособные, эмоционально зрелые, реалистически настроенные. Они соответст-
0 1 2 Э 4 5 6 7
Границы интервалов
Рис. 1 / Fig. 1. Гистограмма распределения показателя «Желание изменить жизнь» / Index Distribution Histogram "Desire to change lives"
Примечание: коэф. Колмогорова-Смирнова d = 0,20, p < 0,01 Источник/Source: составлено авторами / compiled by authors.
0 12 3 4 5 6 7
Границы интервалов
Рис. 3/ Fig. 3. Гистограмма распределения показателя «Надежность» / Index Distribution Histogram "Reliability"
Примечание: коэф. Колмогорова-Смирнова d = 0,25, p < 0,01 Источник/Source: составлено авторами / compiled by authors.
Границы интервалов
Рис. 2/Fig. 2. Гистограмма распределения показателя «Восприимчивость нового» / Index Distribution Histogram "The susceptibility of new"
Примечание: коэф. Колмогорова-Смирнова d = 0,27, p < 0,01 Источник/Source: составлено авторами / compiled by authors.
45 40 35
01234567
Границы интервалов
Рис. 4/Fig. 4. Гистограмма распределения показателя «Энергичность» / Index Distribution Histogram "Energy"
Примечание: коэф. Колмогорова-Смирнова d = 0,30, p < 0,01. Источник/Source: составлено авторами / compiled by authors.
вуют требованиям профессионального сообщества, характеризуются постоянством интересов, имеют сильную лабильную нервную систему, способны контролировать и подвергать профилактике нервное переутомление.
33 респондента (34,4%) имеют низкие значения показателя «желание изменить жизнь» (3 балла и ниже). У данных респондентов выражены низкая мотивация достижений, подверженность чувствам, изменчивость интересов, нестабильность, нестойкость настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.
Анализ распределения показал, что изученная группа имеет в целом высокие положительные
значения показателей — желание изменить жизнь (см. рис. 1), восприимчивость нового (см. рис. 2), надежность (см. рис. 3), энергичность (см. рис. 4), критичность, уравновешенность, стремление следовать высоким стандартам и низкие значения показателей — депрессия, заурядность, некреативность, беспечность, тревожность.
Далее была проведена оценка взаимообусловленности психологических показателей личности и возраста респондентов, которая представлена в табл. 3.
На основании полученных результатов было сделано предположение, что большинство показателей (см. табл. 3) не имеют корреляции с возрастом представителей сообщества, но, возможно, имеют гено-
типическую основу, что, в свою очередь, изучается методами молекулярно-генетических исследований. Ряд результатов данного исследования был изложен в работах соавторов [11, 12].
Выводы
1. Профессиональная подготовка и переподготовка специалистов для целей стратегического развития экономики инноваций России требует целенаправленного воспитания определенных показателей личности, обеспечивающих эффективность профессиональной деятельности технологических предпринимателей.
При всей сложности и неоднозначности изучаемой проблемы представляется возможным говорить о целесообразности выделения психологических показателей как определяющих личность успешного технологического предпринимателя, так и требующих оценки, контроля, сопровождения и коррекции на протяжении профессиональной траектории развития как лидера-профессионала.
2. Личность специалиста профессионального сетевого сообщества НТИ — АСИ (Института развития лидеров) может быть охарактеризована 5 факторами, среди которых позитивный настрой, психологическая напористость (настойчивость), целеустремленность, рисковость, восприимчивость нового (открытость новому опыту).
Данные психологические факторы, по мнению авторов, являются индивидуальными конкурентными преимуществами (факторами конкурентоспособности) данных специалистов с позиции стратегического менеджмента научно-технологического развития.
3. Выявленные общие психологические показатели, определяющие успешность предпринимательской деятельности, могут служить показателями контроля и сопровождения в аспекте изучаемой проблемы.
4. Большинство показателей, характеризующих личность исследованных, не изменяется с возрастом, предположительно они имеют генотипическую
Таблица 3/ Table 3 Результаты оценки взаимообусловленности психологических показателей личности исследованных и их возраста / Evaluation results of personality psychological indicators of the tested people and their age interdependence
Показатель / Indicator Корреляция с возрастом / Correlation with age
Удовлетворенность жизнью 0,05
Удовлетворенность достижениями 0,03
Желание изменить жизнь 0,22 "
Восприимчивость нового 0,05
Надежность -0,04
Некреативность, заурядность -0,06
Стремление к высоким стандартам 0,09
Ипохондрия 0,06
Депрессия 0,03
Психологическая неуравновешенность (истерия) 0,08
Сверхподозрительность (паранойяльность) 0,09
Психастения -0,06
Энергичность -0,04
Критичность 0,02
Сдержанность -0,06
Беспечность 0,12
Уравновешенность -0,05
Примечание: * статистически значимая достоверность показателя. Источник/Source: составлено авторами / compiled by authors.
основу, которая позволяет конкретизировать «профили» профессиональной деятельности участников данного сообщества, вследствие чего исследование может быть продолжено и усилено перспективным генотипическим анализом.
БЛАГОДАРНОСТЬ
Исследование выполнено при поддержке компании DeMontroyal, LLC. Результаты исследования легли в основу спецкурса для экономических школ, колледжей и институтов (Университета НТИ 20.35) по подготовке профессионалов-лидеров.
AKNOLEDGEMENT
The study was carried out with the support of DeMontroyal, LLC. The results of the study formed the basis of a special course for economic schools, colleges and institutes (University NTI 20.35) to prepare professional leaders.
ПРИЛОЖЕНИЕ - Таблица 1.1 кТаблице 1 / ANNEX - Table 1.1 to Table 1
Показатель / Indicator Название шкалы / Scale name
Удовлетворенность жизнью Шкала ШУДЖ (SWLS)
Удовлетворенность достижениями Шкала ШУДЖ (SWLS)
Желание изменить жизнь Шкала ШУДЖ (SWLS)
Стремление к высоким стандартам (к идеалу) Шкала ШУДЖ (SWLS)
Ипохондрия Шкала «Мини-Мульт» (MMPI)
Депрессия Шкала «Мини-Мульт» (MMPI)
Психологическая неуравновешенность (истерия) Шкала «Мини-Мульт» (MMPI)
Сверхподозрительность (паранойяльность) Шкала «Мини-Мульт» (MMPI)
Психастения Шкала «Мини-Мульт» (MMPI)
Энергичность Шкала TIPI-RU*
Критичность Шкала TIPI-RU
Надежность Шкала TIPI-RU
Восприимчивость нового Шкала TIPI-RU
Сдержанность Шкала TIPI-RU
Беспечность Шкала TIPI-RU
Уравновешенность Шкала TIPI-RU
Некреативность, заурядность Шкала TIPI-RU
*шкала черт личности Большой пятерки (TIPI-RU). Источник/Source: составлено авторами / compiled by authors.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Пер. с англ. М.: Прогресс; 1982. 455 с.
2. Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос; 2001. 696 с.
3. Ольсевич Ю. Я. Психологические основы экономического поведения. М.: Инфра-М; 2009. 419 с.
4. Посохова А. В., Зазыкин В. Г., Кандыбович С. Л., Секач М. Ф. Психология неконкурентоспособного предпринимателя. М.: Психотерапия; 2016. 236 с.
5. Diener E., Emmons R., Larsen R., Griffin S. The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment. 1985;49(1):71-75. DOI: 10.1207/s15327752jpa4901_13
6. Kincannon J. C. Prediction of the standard MMPI scale scores from 71 items: The Mini-Mult. Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1968;32(3):319-325. DOI: 10.1037/h0025891
7. Епанчинцева Е. М., Семке В. Я., Гарганеева Н. П., Зайцев В. П. Вариант психологического теста МтЬМик. Психологический журнал. 1981;2(3):118-123.
8. Зайцев В. П. Психологический тест СМОЛ. Актуальные вопросы восстановительной медицины. 2004;(2):17-19.
9. Gosling S. D., Rentfrow P. J., Swann W. B. A very brief measure of the Big Five personality domains. Journal of Research in Personality. 2003;37(6):504-528. DOI: 10.1016/S 0092-6566(03)00046-1
10. Зомбарт В. Буржуа. Пер. с нем. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. Т. 3: Эпоха социальных перемен. М.: Мысль; 2005.
11. Богданенко Е. В., Власов А. В., Нурбеков М. К. Поиск связи носительства различных вариантов гена СОМТ c проявлением некоторых черт личности и успешностью в бизнесе. Патогенез. 2017:15(4):62-68. DOI: 10.25557/GM.2018.4.9751
12. Богданенко Е. В., Власов А. В., Нурбеков М. К. Возможная ассоциация полиморфизмов генов DRD 2 и BDNF c определенными личностными характеристиками успешных предпринимателей. Патогенез. 2018:16(3):30-37.
REFERENCES
1. Schumpeter J. The theory of economic development. Transl. from Eng. Moscow: Progress; 1982. 455 p. (In Russ.).
2. Il'inskii I. M. Youth and youth policy. Philosophy. History. Theory. Moscow: Golos; 2001. 696 p. (In Russ.).
3. Ol'sevich Yu. Ya. Psychological foundations of economic behavior. Moscow: Infra-M; 2009. 419 p. (In Russ.).
4. Posokhova A. V., Zazykin V. G., Kandybovich S. L., Sekach M. F. Psychology of an uncompetitive entrepreneur. Moscow: Psikhoterapiya; 2016. 236 p. (In Russ.).
5. Diener E., Emmons R., Larsen R., Griffin S. The satisfaction with life scale. Journal of Personality Assessment. 1985;49(1):71-75. DOI: 10.1207/s15327752jpa4901_13
6. Kincannon J. C. Prediction of the standard MMPI scale scores from 71 items: The Mini-Mult. Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1968;32(3):319-325. DOI: 10.1037/h0025891
7. Epanchintseva E. M., Semke V. Ya., Garganeeva N. P., Zaitsev V. P. The variant of the psychological test Mini-Mult. Psikhologicheskii zhurnal. 1981;2(3):118-123. (In Russ.).
8. Zaitsev V. P. Psychological test SMOL. Aktual'nye voprosy vosstanovitel'noi meditsiny. 2004;(2):17-19. (In Russ.).
9. Gosling S. D., Rentfrow P. J., Swann W. B. A very brief measure of the Big Five personality domains. Journal of Research in Personality. 2003;37(6):504-528. DOI: 10.1016/S 0092-6566(03)00046-1
10. Sombart W. Der Bourgeois. Transl. from German. In: World economic thought. Through the prism of centuries. Vol. 3: The era of social change. Moscow: Mysl'; 2005.
11. Bogdanenko E. V., Vlasov A. V., Nurbekov M. K. Search for associations of carrying different variants of the COMT gene with manifestations of some personality traits and success in business. Patogenez = Pathogenesis. 2017:15(4);62-68. (In Russ.). DOI: 10.25557/GM.2018.4.9751
12. Bogdanenko E. V., Vlasov A.V., Nurbekov M. K. Possible association of DRD 2 and BDNF gene polymorphisms with certain personal characteristics of successful entrepreneurs. Patogenez = Pathogenesis. 2018:16(3):30-37. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Андрей Васильевич Власов — консультант, DeMontroyal; научный сотрудник, ФГБНУ«Научно-исследователь-ский институт медицины труда имени академика Н. Ф. Измерова», Москва, Россия [email protected]
Александр Борисович Ильин — к.п.н., старший научный сотрудник,
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма
(ГЦОЛИФК)» (РГУФКСМиТ), Москва, Россия
Малик Кубанович Нурбеков — к.б.н., ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт общей патологии и патофизиологии» (НИИОПП), Москва, Россия [email protected]
ABOUT THE AUTHORS
Andrey V. Vlasov — consultant, DeMontroyal; Research Officer, Federal State Budgetary Scientific Institution "Izmerov
Research Institute of Occupational Health", Moscow, Russia
Aleksandr B. Ilyin — Cand. Sci. (Ped.), Senior Researcher, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism" (SCOLIPE), Moscow, Russia [email protected]
Malik K. Nurbekov — Cand. Sci. (Biol.), Leading Researcher, Federal State Budgetary Scientific Institution "Institute
of General Pathology and Pathophysiology" (NIIOPP), Moscow, Russia
Статья поступила 17.01.2017; принята к публикации 01.11.2018. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The article was received 17.01.2017; accepted for publication 01.11.2018. The authors read and approved the final version of the manuscript.