Стратегия Узбекистана №02 (2020) / ISSN 2181-2535 Страница журнала: https://journal.strategy.uz
НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ -РЕЗУЛЬТАТ РЕФОРМ В ОБЛАСТИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА
Говоря об Указе «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека», прежде всего необходимо обратить внимание на то, что в последнее время весь наш народ во главе с Президентом Шавкатом Мирзиёевым осуществляет стремительные и широкомасштабные реформы для построения нового Узбекистана. Эти системные реформы включили в повестку дня вопрос дальнейшего совершенствования механизма защиты прав и свобод человека.
акмал саидов,
первый заместитель спикера законодательной палаты олий мажлиса республики узбекистан, директор национального центра республики узбекистан по правам человека, академик
Данная задача отражена в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Необходимость ее качественной и своевременной реализации отмечалась и в Послании Президента Олий Мажли-су 24 января 2020 года.
Так, Национальным центром по правам человека был разработан проект Национальной стратегии по правам человека. Текст проекта широко
обсуждался с участием отечественных, зарубежных и международных партнеров.
Проект Национальной стратегии по правам человека размещался для общественного обсуждения на сайте regulation. gov.uz, а также дважды на официальном сайте Национального центра по правам человека -начальный вариант и вариант, усовершенствованный предложениями и суждениями. В ходе обсуждения поступило
много предложений от государственных органов и негосударственных некоммерческих организаций.
Кроме того, состоялись национальные консультации по обсуждению проекта. В них активно участвовали представители институтов гражданского общества, средств массовой информации, международных организаций, дипломатического корпуса, которые также предоставили ценные предложения и рекомен-
;1
'7®[§г§! 'л '' '„А ' .яч"-^'1"
* '-Щ «
11 § - 0 »
дации по дальнейшему совершенствованию проекта стратегии.
В связи с этим, Указ «Об утверждении Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека» от 22 июня 2020 года, подписанный Президентом Республики Узбекистан, разработан «на основе всестороннего изучения актуальных вопросов обеспечения и защиты прав человека, анализа действующего
законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта, а также результатов широкого общественного обсуждения, международных и национальных консультаций» с учетом рекомендаций международных организаций, в том числе уставных органов и договорных комитетов ООН.
В последнее время в Узбекистане осуществляется системная работа по
укреплению законодательной и организационно-правовой базы защиты прав человека, импле-ментации международных стандартов в данной области в национальное законодательство, выполнению соответствующих международных обязательств, а также активизации сотрудничества с международными организациями по вопросам защиты прав человека.
В результате этого ми-
Национальные доклады регулярно
представляются Совету по правам человека
ООН и его договорным комитетам.
ровым сообществом признается, что Узбекистан в качестве самостоятельного субъекта международного права поднялся на новый этап развития в плане международного сотрудничества в области прав человека. Об этом свидетельствует и то, что страна, будучи активным участником международной нормотворческой деятельности, уверенно выходит на мировую арену как инициатор новых международных договоров.
Принятие Генеральной Ассамблеей ООН резолюции «Просвещение и религиозная толерантность» является ярким практическим отражением воплощения в жизнь
инициативы Президента, выдвинутой на 72-й сессии данной организации. Это важное достижение придало мощный импульс повышению престижа Узбекистана на мировой арене.
Инициативы обновляющегося Узбекистана поддерживаются на уровне ООН. Особо значимыми стали визиты в нашу страну Генерального секретаря ООН, Верховного комиссара по правам человека, Специального докладчика ООН по вопросу о свободе религии или убеждений, а также Специального докладчика Совета ООН по правам человека по вопросу о независимости судей и адвокатов.
В настоящее время Республика Узбекистан присоединилась к более 80 международным документам по правам человека, в том числе 6 основным договорам и 4 факультативным протоколам Организации Объединенных Наций и на постоянной основе представляет в Совет по правам человека и договорные комитеты ООН национальные доклады по их выполнению.
В стране проделана эффективная работа по имплементации норм касательно прав и свобод человека, закрепленных в этих международных документах, в национальное законодательство, а также по развитию наци-
ональных институтов по правам человека. Кроме того, уделяется серьезное внимание повышению роли институтов гражданского общества в данном направлении. В том, что Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека утверждена накануне исторической даты - дня подписания Устава Организации Объединенных Наций, есть символический смысл.
Во-первых, Национальная стратегия Республики Узбекистан по правам человека имеет такую же историческую ценность и значимость для нашего народа, как и Устав ООН, утвержденный 26 июня 1945 года - для мирового сообщества. Во-вторых, международные принципы и нормы, отраженные в Уставе ООН, основываются на важности глобального сотрудничества для улучшения жизни всего человечества. Организация
Объединенных Наций, исходя из своих предусмотренных Положением полномочий и уникального международного свойства, может принимать решения по вопросам мира и безопасности, изменения климата, устойчивого развития, прав человека, обезоруживания, терроризма, гуманитарной и чрезвычайной ситуации, гендерного равенства, управления, производства продуктов питания и другим вопросам, стоящим перед человечеством в XXI веке.
Обратите внимание, что в Указе палатам Олий Мажлиса Республики Узбекистан рекомендовано образовать Парламентскую комиссию по соблюдению международных обязательств в области прав человека. На наш взгляд, этот факт уже свидетельствует о том, что задачи, определенные в Национальной стратегии, опираются на принципы глобального сотрудничества.
В-третьих, Устав ООН является первым документом в сфере защиты прав человека, который получил поддержку. В тексте Устава ООН семь раз приведены слова «права человека», что свидетельствует о том, что одним из приоритетных направлений деятельности и главных принципов ООН явля-
Реализация мер, направленных на
обеспечение вступления Республики Узбекистан в Совет ООН по правам человека
ются защита и продвижение прав человека. В 1948 году Всеобщая декларация прав человека внесла понятие «права человека» в сферу международного права. С тех пор ООН в рамках своего Устава защищает права человека посредством соответствующих правовых инструментов и ряда конкретных мер.
Позиция нашей страны по защите прав человека основывается на Уставе ООН, положениях Всеобщей декларации прав человека и вытекающих из них международных соглашениях. Утверждение Указом Президента Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека на основе Венской декларации и Программы действий является важным этапом реализуемых в стране правовых реформ и создания институциональных механизмов защиты прав человека.
Национальная стратегия по правам человека, несомненно, станет эффективным инструментом единой политики в области защиты прав и свобод человека, предусмотренных Конституцией Республики Узбекистан и
международными договорами, ратифицированными нашей страной.
Цель Стратегии - определить основные задачи и направления последовательно проводимой в Узбекистане государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека.
В число основных задач Национальной стратегии входит:
- совершенствование национального законодательства с учетом приоритетных направлений социально-экономического развития страны, общепризнанных международных стандартов и обязательств Узбекистана в сфере прав человека, рекомендаций уставных органов и договорных комитетов ООН;
- повышение роли парламента и институтов гражданского общества
в достижении Целей устойчивого развития на период до 2030 года, укрепление верховенства закона, приведение национального законодательства и правоприменительной практики в соответствие с международными обязательствами в области прав человека;
- обеспечение вхожде-
ния Узбекистана в число 50 ведущих стран мира в международных рейтингах и индексах в сфере прав и свобод человека
по показателям качества нормотворчества, эффективности деятельности правительства, свободы слова и информации, противодействия преступности и коррупции, ведения бизнеса, глобальной конку-
ренции, инновационного развития и другим;
- обеспечение независимости судебной власти в целях прекращения нарушений прав человека, совершенствование деятельности органов прокуратуры и укрепление полномочий системы справедливого судейства, создание условий для деятельности национальных институтов по защите прав человека, дальнейшее развитие системы мониторинга и оценки государственной политики в области прав человека, повышение правовой грамотности и правовой культуры населения, формирование в обществе культуры прав человека;
- обеспечение открытости и повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и управления, институтов гражданского общества, средств массовой информации и частного сектора в защите личных, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, а также совершенствование практики проведения консультаций с институтами гражданского общества в процессе законотворчества;
- предупреждение преступности, особенно торговли людьми, коррупции, пыток, организованной и транснациональной преступности, и
борьба с этими угрозами, обеспечение справедливого судейства и соблюдения прав человека в местах содержания задержанных, арестованных и заключенных;
- обеспечение защиты прав людей с ограниченными возможностями, малообеспеченных слоев населения на основе принципа Целей в области устойчивого развития ООН «никого не оставим позади», социальная поддержка лиц, нуждающихся в особой защите государства и общества, в том числе не являющихся гражданами Республики Узбекистан, повышение качества оказания им услуг;
- обеспечение свободы вероисповедания, слова, мысли, права на получение информации, тендерного равенства, равного доступа к качественному образованию и медицинским услугам, недопущение дискриминации, социальная интеграция пожилых людей, дальнейшее совершенствование правоприменительной практики в области защиты прав детей, молодежи, женщин, лиц с инвалидностью и мигрантов;
- укрепление института семьи, охрана материнства и детства, предотвращение насилия в семьях
и повышение уровня правовой, социально-экономической поддержки в борьбе с насилием;
- обеспечение экономических прав человека, развитие частнособственнических отношений и государственно-частного партнерства;
- повышение качества и охвата образования на всех этапах, развитие си -стемы непрерывного образования, обеспечение инклюзивности системы обучения и всеобщего доступа к ней;
- улучшение качества и адресности информационно-просветительской деятельности в области прав человека;
- гармонизация межгосударственных отношений, сотрудничества с международными организациями, внедрение инновационных принци-
пов в целях качественного и своевременного вы- полнения рекомендаций международных договорных органов по правам человека;
- реализация мер, направленных на обеспечение вступления Республики Узбекистан в Совет ООН по правам человека.
Следует отметить, что помимо Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, Указом утверждены еще два важных документа - «Дорожная карта» по ее реализации и Положение о порядке взаимодействия государственных органов Республики Узбекистан по рассмотрению сообщений и решений уставных органов и
Ответственные исполнители, указанные в «Дорожной карте», до 5-го числа каждого месяца будут представлять в центр информацию о выполнении возложенных на них задач.
договорных комитетов по правам человека Организации Объединенных Наций.
Уместно отметить, что основная ответственность за реализацию Национальной стратегии и «Дорожной карты» возложена на Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека. В соответствии с порядком, установленным Указом, центр будет вести регулярный мониторинг, вносить в соответствующие министерства и ведомства предложения и рекомендации о качественной и своевременной реализации намеченных мер, а также на постоянной основе размещать на своем веб-сайте подробную информацию, отражающую конкретные показатели и достигнутые результаты.
Центр ежеквартально будет вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров обобщенную информацию, обеспечивать подготовку, перевод на иностранные языки и опубликование информационно-аналитических комментариев.
Следует также отме-
тить, что ответственные исполнители, указанные в «Дорожной карте», до 5-го числа каждого месяца будут представлять в центр информацию о выполнении возложенных на них задач. На заседаниях Президиума Кабинета Министров Республики Узбекистан один раз в шесть месяцев будет заслушиваться информация министерств и ведомств о ходе реализации Национальной стратегии и «Дорожной карты».
В Указе отмечена необходимость ежеквартального заслушивания информации руководителей министерств и ведомств о ходе реализации Национальной стратегии и «Дорожной карты» с проведением их критического обсуждения. Более того, Жокаргы Кенесу Республики Каракалпак-стан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента рекомендовано ежеквартально заслушивать информацию руководителей территориальных подразделений министерств и ведомств о реализации Национальной стратегии и «Дорожной карты» в разрезе регионов с проведением
их критического обсуждения.
Помимо этого, будет учрежден нагрудный знак «Инсон хукуклари химоя-си учун», ежегодно вручаемый за заслуги в сфере защиты прав человека и повышения культуры соблюдения прав человека в Международный день прав человека.
Раз в два года на высоком организационном уровне будет проводиться Самаркандский форум по правам человека с участием представителей международных организаций, специалистов из зарубежных государств и почетных гостей.
Одним словом, как отмечено в Указе, «принятие долгосрочной стратегии в области прав человека послужит эффективной реализации государственной политики в данной области, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, дальнейшему укреплению авторитета страны на международной арене, в частности улучшению позиций Республики Узбекистан в экономических и политико-правовых рейтингах и индексах».