Научная статья на тему 'Национальная стратегия развития искусственного интеллекта во Франции'

Национальная стратегия развития искусственного интеллекта во Франции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1107
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта во Франции»

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 316.422.44

2020.02.024. ЖИЛИНА И.Ю. НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ВО ФРАНЦИИ. (Обзор).

Ключевые слова: инновации; искусственный интеллект; стратегия развития искусственного интеллекта; Франция.

В последние годы проблемы развития и применения искусственного интеллекта (ИИ) вышли за рамки цифровой сферы экономических последствий этих процессов. Все более активное внедрение технологий ИИ в трудовую деятельность и повседневную жизнь вызывает в обществе множество вопросов (может ли машина заменить человека, вырастет ли безработица, как это повлияет на благосостояние населения и т.д.). Развитие ИИ во Франции в определенной степени дает ответ на некоторые из этих вопросов.

Франция начала разрабатывать национальную стратегию развития ИИ, когда во многих странах, в том числе в США, Китае, Израиле, Канаде, Великобритании1 уже началась реализация различных, иногда совершенного непохожих программ в этой области. Многообразие уже работающих моделей развития ИИ, по мнению С. Виллани2, которому в сентябре 2017 г. премьер-

1 К настоящему времени более 30 стран приняли, а некоторые уже реализуют стратегии развития ИИ.

2 Седрик Виллани - математик, член Французской академии наук, лауреат Филдсовской премии, которую иногда называют «Нобелевской премией по математике». С июня 2017 г. депутат Национального собрания Франции от департа-

министр Франции Э. Филипп поручил подготовить стратегию развития ИИ в стране, говорит о том, что Франции и Европе не нужно кому-то подражать, они должны создать собственную модель развития ИИ, основываясь на своих ценностях и демократических процедурах [6, p. 25]. Это позволило бы Франции и Европейскому континенту в целом занять передовые позиции в сфере ИИ [6, p. 242].

Доклад с показательным названием «Придать смысл искусственному интеллекту как европейской и национальной стратегии» (Доклад) был готов через несколько месяцев1. По словам Виллани, Доклад не является ни прогнозом того, что произойдет, ни перечнем будущих проектов или общих рекомендаций. Его цель - предложить конкретные меры по организации работы определенных секторов экономики [2]. В отличие от предыдущего варианта стратегии в Докладе последовательно рассматриваются конкретные действия государства, направленные на развитие ИИ в сфере экономики, исследований, занятости и т.д.

Политика в области данных. Основой любой стратегии развития ИИ являются степень доступности массивов данных, необходимых для создания новых продуктов. Только полный и свободный доступ к данным государственных властей, всех экономических агентов и научного сообщества, т.е. превращение их в «общее достояние» (biens communs), может способствовать

мента Эсон, представляет партию Э. Макрона «Вперед, Республика». - Прим. авт.

1 Стоит отметить, что С. Виллани и его команда начинали работу над Докладом не с чистого листа. В марте 2017 г. был обнародован первый вариант стратегии в области ИИ, строившийся на трех основных принципах: констатация текущего распространения инноваций; ожидаемое социальное и экономическое воздействие; подготовка к будущему на базе подготовки кадров и исследований. Эти принципы были разбиты на десять ключевых тем, которые изучались десятью рабочими группами и семью подгруппами, в которые входили представители институциональных, академических, экономических кругов и гражданского общества. Каждая группа ставила диагноз ситуации во Франции, анализировала выявленные проблемы по своей тематике и предлагала рекомендации, реализация которых должна содействовать превращению Франции в лидера в области ИИ [4, p. 4]. В распоряжении Виллани был также доклад Парламентского управления по оценке научно-технического выбора (Office parlementaire d'évaluation des choix scientifiques et technologiques, OPECST) и ряд других материалов.

развитию новейших технологий в сфере ИИ. Для этого необходимо стимулировать экономических агентов к обмену данными, а в некоторых случаях требовать их открытия. При этом политику в области больших данных (big data) следует сочетать с политикой суверенитета: Франция и Европа должны занимать твердую позицию в вопросе передачи данных за пределы ЕС.

У Франции есть все условия для того, чтобы занять достойное место в международной цифровой сфере. Однако французские предприятия и академические круги не пользуются особым авторитетом в области ИИ ни за границей, ни внутри страны. Необходимо объединить французских разработчиков в сфере ИИ вокруг сильного, способного к продвижению бренда, а также структурировать спрос на ИИ путем, в частности создания единого информационного центра, который помогал бы потенциальным покупателям средств ИИ формализовать свои потребности и определить исполнителей для удовлетворения их запросов [6, p. 14-15].

Стратегические секторы. Виллани считает, что для укрепления французской экосистемы ИИ следует сосредоточить усилия на развитии технологий ИИ в четырех важных секторах: здравоохранение, окружающая среда, транспорт, мобильные технологии и оборона. Эти сферы крайне важны с точки зрения общественных интересов, требуют значительной поддержки со стороны государства и привлекательны для государственных и частных агентов.

Для решения основных секторальных проблем стратегия развития ИИ в каждом из секторов должна ориентироваться на разработку приложений и программ использования различных видов ИИ, способствующих повышению экономических показателей и общего блага.

Вторым компонентом стратегии развития приоритетных секторов является создание секторальных платформ для взаимовыгодного сотрудничества, которые должны обеспечивать дифференцированный и безопасный доступ для исследователей, компаний, государственных органов к данным, относящимся к разработке ИИ, программным ресурсам и компьютерным инфраструктурам. В рамках государственно-частного партнерства платформы должны дать экономическим агентам возможности для разработки новых функциональных возможностей ИИ, адаптированных к специфике каждого сектора. Кроме того, предлагается

создать «песочницы инноваций» (bacs à sable d'innovation), т.е. особые правовые режимы для апробирования новых технологий [6, p. 16-17].

Трансформация государства. Государство должно стать движущей силой перемен в стране, интегрировав ИИ в свою практику и обеспечив координацию действий между министерствами. Необходимо также пересмотреть систему государственных закупок, которые в силу ряда причин недостаточно ориентированы на инновации.

Укрепление потенциала французских исследований. Для усиления исследовательского потенциала в области ИИ предлагается создать в рамках ряда государственных учебных и научно-исследовательских институтов автономные Междисциплинарные институты искусственного интеллекта (Institut interdisciplinaire d'intelligence, 3 IA). 3 IA необходимо обеспечить суперкомпьютером, которым могли бы пользоваться исследователи и их экономические партнеры в рамках совместных проектов.

Для обеспечения достаточно привлекательной рабочей среды и возможности конкурировать с цифровыми гигантами 3 IA должны стать своего рода «свободными зонами ИИ» с упрощенными административными практиками (в том числе, по контрактированию внешних исполнителей и привлечению частных партнеров, предлагающих принципиально новые решения в области ИИ) и существенно увеличенной зарплатой сотрудников.

В Докладе предлагается вдвое увеличить начальную зарплату молодых ученых, чтобы не допустить полного оттока молодежи из науки, а также повышать привлекательность Франции для талантливых иностранных специалистов, в частности путем предоставления им финансовых стимулов.

ИИ и трудовые отношения. Исторический опыт свидетельствует о том, что технологические переходы всегда сопровождаются социальными потрясениями. Поэтому авторы Доклада предлагают создать общественную лабораторию для анализа тенденций и разработки предложений по вопросам трансформации; пересмотреть систему финансирования начальной и непрерывной профессиональной подготовки, привлечь к ее финансированию бизнес на основе анализа цепочки создания добавленной стоимости; выделить группы населения, которые могут оказаться в

максимальной зоне риска и работать с ними, в том числе, меняя их, вероятно, патерналистские установки на принятие личной ответственности в новом цифровом мире. В течение трех лет количество людей, обученных работе с технологиями ИИ, должно увеличиться в 3 раза как за счет переориентации существующих курсов профессиональной подготовки в области ИИ, так и открытия новых курсов [6, р. 17-18].

ИИ и окружающая среда. В Докладе отмечается, что цифровая революция несет в себе определенные риски для окружающей среды (ОС), в частности связанные с ростом потребления энергии и критичных металлов, используемых в производстве оборудования для ИИ. В то же время ИИ может не только предложить решения для предотвращения этих рисков, например более экономичные методы хранения данных, в частности на искусственных ДНК, но и позволит понять динамику и эволюцию экосистем и оптимизировать управление ресурсами, особенно энергетическими, сохранить ОС и биоразнообразие.

Авторы Доклада рекомендуют правительству использовать технологию ИИ в процессе «экологической трансформации», объединив усилия исследователей в области ИИ и оптимизации энергетических ресурсов (реализация проектов на стыке наук о жизни и экологии, климатических и метеорологических исследований). Предлагается создать платформу по измерению влияния цифровых технологий на ОС, простой доступ к которой должны иметь все граждане. Одним из главных условий экологического перехода является открытие имеющихся данных, касающихся ОС.

Этические аспекты ИИ. В связи с ростом влияния ИИ на жизнь людей в Докладе уделяется большое внимание этическим вопросам, связанным с развитием технологий ИИ и, в более широком плане, решению проблем, многие из которых обусловлены непрозрачностью технологий ИИ, т.е. невозможностью объяснить полученные результаты. Поиск таких объяснений, т.е. открытие «черных ящиков» ИИ следует поддержать на государственном уровне, сконцентрировавшись на производстве новых более понятных моделей работы ИИ и пользовательских интерфейсов; понимании когнитивных механизмов уже существующих систем ИИ. Подобные разработки станут основой формирования публичного

института аудита ИИ-систем, данные которого можно будет использовать в судопроизводстве.

Особенно важно добиться того, чтобы ИИ изначально строился в соответствии с этическими нормами: исследователи, инженеры и предприниматели должны учитывать социально-экономические последствия своей деятельности. В этих целях следует включить соответствующие программы в курсы инженерных школ и университетов, с учетом того, что объем и сложность этических проблем, с которыми столкнутся будущие выпускники, постоянно растут.

Авторы убеждены, что использование ИИ в правоохранительной сфере, банковском и страховом деле, судопроизводстве или армии, т.е. уязвимых с точки зрения этики областях требует реальных общественных дискуссий и размышлений по вопросу о моральной ответственности человека за свои решения, а также о месте автоматизации в принятии этих решениях. Для рассмотрения этических вопросов, связанных с применением технологий ИИ можно, например, создать независимый ИИ-комитет, который будет поддерживать общественную дискуссию об организации и регулировании ИИ, а его рекомендации послужат ориентиром для разрешения этических проблем.

ИИ и вопросы равноправия и разнообразия. Несмотря на постепенную феминизацию научно-технических областей, гендерное равенство в сфере цифровых технологий далеко не достигнуто, что может привести к воспроизведению когнитивных предубеждений -часто бессознательных - при разработке программ, анализе данных и интерпретации результатов. Для достижения гендерного равенства и разнообразия, авторы Доклада рекомендуют увеличить долю учащихся женского пола на подготовительных курсах и курсах высшего образования на направлении цифровых технологий и инженерии, до уровня 40% к 2020 г., а также развивать социальные инновации, чтобы результатами развития ИИ могли пользоваться все, независимо от пола и возраста [6, р. 21-23].

Президент Франции Э. Макрон в марте 2018 г. озвучил основные направления развития ИИ. В значительной степени опираясь на доклад Виллани, Э. Макрон заявил, что основными целями развития ИИ в стране являются укрепление экосистемы ИИ во Франции и Европе, проведение политики открытости данных,

осмысление цифровой экономики в контексте политических и этических дискуссий. Э. Макрон согласился со многими рекомендациями Доклада, хотя некоторые вопросы (увеличение зарплаты молодым исследователям, создание суперкомпьютера, влияние ИИ на трудовые отношения и т.д.) обошел молчанием. При этом он постоянно напоминал, что развитие ИИ необходимо не только Франции, но и Европе в целом.

Э. Макрон объявил о создании национальной программы по развитию ИИ, координировать которую поручено Национальному исследовательскому институту информатики и автоматики (Institut national de recherche en informatique et en automatique, INRIA) совместно с другими исследовательскими организациями, в частности 3 IA с привлечением к сотрудничеству научного сообщества.

Часть выступления президента была посвящена вопросам финансирования развития ИИ, которое станет основной сферой деятельности созданного в январе 2018 г. Фонда инноваций и промышленности (Fonds pour l'Innovation et l'Industrie, FII) с капиталом в 10 млрд евро. В ближайшие месяцы предполагается выделить 100 млн евро на запуск и развитие стартапов, работающих в сфере ИИ. Государственный инвестиционный банк (Banque publique d'investissement, Bpifrance) будет выделять 70 млн евро в год на создание стартапов «глубинных технологий»1.

Программа инвестиций в будущее (Programme d'investissement d'avenir, PIA) и FII предоставят 400 млн евро для финансирования различных инновационных проектов, в том числе проектов, связанных с ИИ. В целом на поддержку создания во Франции мирового центра ИИ государство намерено до 2022 г. потратить 1,5 млрд евро, дополнительные частные инвестиции составят более 500 млн евро. Кроме того, к 2024 г. государство инвестирует почти 800 млн евро в наноэлектронику, необходимую составляющую в развитии ИИ.

1 Глубинные технологии (deep technology) - это уникальные, дифференцированные, часто защищенные патентами или трудно поддающиеся копированию технологические или научные достижения. Эти технологии создают новые отрасли или коренным образом меняют старые [Новая эра глубинного технологического предпринимательства. - Режим доступа: https://www.iidf.ru/media/articles/ trends/novaya-era-glubinnogo-tekhnologicheskogo-predprinimatelstva/ ]

По мнению Э. Макрона, проводимая государством политика будет стимулировать государственные и совместные с частным сектором исследования, а также частные инвестиции в ИИ [1].

Практические шаги по развитию ИИ. В ноябре 2018 г. была представлена национальная стратегия исследований в области ИИ, на которую государство выделяет 665 млн евро до 2022 г. По оценкам, вместе с дополнительными частными инвестициями общий объем выделенных на эти цели средств составит около 1 млрд евро. Руководство стратегией, позволяющей французской экосистеме ИИ, опирающейся, в частности, на сеть институтов 3 IA, развиваться ускоренными темпами, возложено на INRIA.

Стратегия включает пять основных положений:

- запуск программы по привлечению и поддержке талантливых специалистов: с 2019 г. в различных научных учреждениях будет создано 40 кафедр, в 2 раза увеличено число докторов, специализирующихся в области ИИ;

- стимулирование исследований в области ИИ Национальным агентством исследований (Agence nationale de recherche, ANR). До 2022 г. на укрепление ANR будет выделено 100 млн евро с целью разработки совместных исследовательских проектов, позволяющих расширить границы знаний о ядре технологий ИИ и их применения. С 2018 г. уже профинансирован 61 проект на сумму 27 млн евро;

- усиление вычислительных мощностей. До 2022 г. правительство Франции совместно с Европейской комиссией инвестируют более 170 млн евро в вычислительные ресурсы, предназначенные для ИИ. Один из самых мощных в Европе суперкомпьютеров установлен в начале 2019 г. в вычислительном центре Института развития и ресурсов информатики (Institut du développement et des ressources en informatique scientifique, Idris) Национального центра научных исследований (Centre national de la recherche scientifique, CNRS). Его вычислительная мощность составляет более 10 пе-тафлопс/с (1016 операций в секунду);

- проведение партнерских исследований. До 2022 г. государство выделит дополнительно 65 млн евро на увеличение общего объема проектов, который достигнет 130 млн евро;

- укрепление двустороннего, европейского и международного сотрудничества. Франция участвует в подготовке европейской

стратегии в области ИИ и разрабатывает совместно с Германией общую стратегию [5].

В апреле 2019 г. международное жюри рекомендовало Руководящему комитету программы 3 IA включить в нее четыре института с определенной специализацией в области ИИ: MIAI Grenoble-Alpes, Гренобль (здравоохранение, ОС, энергетика); 3 IA Côte d'Azur, Ницца, (здравоохранение, региональное развитие); PRAIRIE, Париж (здравоохранение, транспорт и ОС); ANITI, Тулуза (транспорт, ОС, здравоохранение). В течение первых четырех лет им будет предоставлено начальное финансирование в рамках приоритетной исследовательской программы PIA в 75 млн евро. Кроме того, предполагается, что государственные и частные партнеры этих институтов выделят еще 150 млн евро, т.е. в целом институты получат не менее 225 млн евро на осуществление своих исследовательских и инновационных программ и подготовку кадров [3].

Заключение. Стратегия развития ИИ во Франции нацелена на приобретение опыта глобальных исследований и распространение полученных инноваций в экономике и управлении, что позволит ей войти в число пяти ведущих стран мира по уровню развития ИИ и сделает страну европейским лидером в исследованиях и применении технологий ИИ. Если Франции при этом удастся организовать взаимодействие человека и машины, не ущемляя человеческое достоинство, сочетать эффективное использование ИИ с этическими нормами, требованиями защиты ОС она получит конкурентное преимущество по отношению к американским и китайским конкурентам.

Список литературы

1. Discours du Président de la République Emmanuel Macron #AIF ORHUMANITY // ÉLYSÉE. - 2018. - 29.03. - Mode of access: https://www.elysee.fr/front/pdf/ely see-module-888-fr. pdf

2. Gavois S. Intelligence artificielle: décortiquons les 235 pages du rapport de Cédric Villani // Next inpact. - 2018. - 28.03. - Mode of access: https://www.nextinpact. com/news/106363-intelligence-artificielle-decortiquonsdes-235-pages-rapport-cedric-villani.htm

3. Lancement de 4 Instituts Interdisciplinaires d'Intelligence Artificielle (3 IA) et ouverture de deux appels à projets complémentaires / Ministère de l'Enseignement

supérieur, de la Recherche et de l'Innovation. - 2019. - 24.04. - Mode of access: https://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/

4. Rapport de synthèse - France Intelligence artificielle. - Paris, 2017. - 36 p. - Mode of access: https://www.economie.gouv.fr/files/files/PDF/2017/Rapport_synthese_ France_IA_.pdf

5. Stratégie nationale de recherche en intelligence artificielle / Ministère de l'Enseignement supérieur, de la Recherche et de l'Innovation. - 2018. - 28.11. -Mode of access: https://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid128577/ rapport-de-cedric-villani-donner-un-sens-a-l-intelligence-artificielle-ia.html

6. Villani C. Donner un sens à l'intelligence artificielle. Pour une stratégie nationale et européenne. - 2018. - 242 p. - Mode of access: https://fichiers.acteurspublics.com/ redac/pdf/2018/2018-03-28_Rapport-Villani.pdf

УДК 316.422.44

2020.02.025. ЖИЛИНА И.Ю. ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ. (Обзор).

Ключевые слова: электронная торговля; искусственный интеллект; этапы освоения искусственного интеллекта; направления использования искусственного интеллекта.

В обзоре рассматриваются этапы освоения искусственного интеллекта (ИИ) в электронной торговле (е-торговля), основные направления и практики его использования в этой сфере.

Освоение технологий ИИ в разных отраслях экономики в значительной степени связано с уровнем их цифровизации. Е-торговля 1 является одним из наиболее зрелых секторов экономики в плане использования ИИ. Для него характерны доступ к неограниченным данным, большой объем инвестиций таких гигантов е-торговли, как Amazon и Alibaba и четкая ориентация на увеличение продаж [4, р. 180]. Благодаря возможности собирать большое количество данных из различных источников и росту вычислительной способности компьютеров, ИИ трансформирует сектор е-торговли, изменяя как способы продажи товаров и услуг, так и способы осуществления покупок клиентами.

Эксперты выделяют три этапа освоения ИИ в е-торговле. Первый этап - подчинение (OBÉIT) - базовая автоматизация, в

1 По данным экспертов Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), объем международной е-коммерции по схеме «бизнес для потребителя» (В2 С) составил в 2017 г. 412 млрд долл. [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.