оригинальная статья
УДК 33(045)
© Желябовская К.В., 2021
национальная политика россии по борьбе с экономической преступностью
Кристина Владимировна Желябовская, магистрант направления «Экономика» профиля «Финансовые расследования в организациях» Института заочного образования, Финансовый университет, Москва, Россия Kristina V. Zhelyabovskaya, Master's student, Department of Economics, profile "Financial Investigations in Organisations", Institute of Distance Education, Financial University, Moscow, Russia mir096@bk.ru
аннотация
На сегодняшний день самым распространенным видом преступности является экономическая. Несмотря на принимаемые государством меры, экономическая преступность остается одной из серьезных угроз экономической безопасности России, ежегодно нанося многомиллиардный ущерб. Рассматривается динамика среды экономической преступности в Российской Федерации за 20102020 гг. Авторами был сделан прогноз по дальнейшему развитию преступной среды в сфере экономики России на ближайшие 5 лет. Выявляются основные факторы для отечественной экономики в сфере экономической преступности и предложены меры по минимизации преступлений в сфере экономики. В итоге проделанного исследования сделаны заключения, определяющие нынешнее положение значения преступности в экономике Российской Федерации и оценивающие его воздействие на обеспечение важного значения финансовой защищенности страны.
Ключевые слова: экономическая преступность; безопасность; незаконные финансовые операции; экономическая безопасность государства
Для цитирования: желябовская К. В. Национальная политика россии по борьбе с экономической преступностью. Научные записки молодых исследователей. 2021;9(2):52-60.
original paper
National Policy of Russia to Combat Economic Crime
abstract
Today, the most common type of crime is an economic one. Despite the measures taken by the state, economic crime remains one of the severe threats to Russia's economic security, causing billions of dollars in damage every year. The author considered the dynamics of the economic crime environment in the Russian Federation for 2010-2020. The author made a forecast for further developing the criminal environment
Научный руководитель: Фаттахов Р.В., доктор экономических наук, профессор Департамента общественных финансов, Научный руководитель Института региональной экономики и межбюджетных отношений, Финансовый университет, Москва, Россия / Scientific Supervisor: Fattakhov R. V., Dr. Sci. (Econ.), Professor, Department of Public Finance; Scientific Director of the Institute of Regional Economy and Inter-Budgetary Relations. Financial University, Moscow, Russia.
in the Russian economy for the next five years. The author identified the main problems for the domestic economy in the field of economic crime and determined measures to minimise crimes in the area of the economy. As a result of the study, the author determined the current state of the importance of crime in the economy of the Russian Federation. Further, she assessed its impact on ensuring the importance of financial security of the country.
Keywords: economic crime; security; illegal financial transactions; economic security of the state
For citation: Zhelyabovskaya K. V. The national policy of Russia to combat economic crime. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2021;9(2):52-60.
Введение
Экономическая преступность сегодня является актуальным вопросом исследований, поскольку от правильно выбранной стратегии государства по «искоренению» данного феномена зависит будущее как государства, так и общества в целом.
Проблемы экономической преступности привлекают внимание исследователей на протяжении всей истории развития данного феномена. Экономическая преступность - это современная проблема современного общества и экономики во всем мире, а особенно в развивающихся странах. Недавние технологические инновации, например в сфере компьютерных и новейших информационных технологий, изменили условия и возможности, касающиеся экономической преступности.
Обеспечение экономической безопасности является одной из важных функций любого государства, это гарантия независимости государства, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. В Российской Федерации согласно Указу Президента РФ от 13.05.2017 № 208 утверждена «Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года», согласно которой «обеспечение противодействий вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технической и финансовой сферах, а также недопущение снижение качества жизни населения» является основой для формирования и реализации государственной политики в области обеспечения финансовой безопасности государства в целом.
Однако в нашем государстве по-прежнему сохраняется ситуация, когда вместе с наружными угрозами имеют место и серьезные внутренние угрозы финансовой безопасности, одной из ко-
торых является высочайший уровень финансовой преступности [1].
основные результаты исследований
В настоящее время экономическая преступность продолжает распространяться и постепенно приобретает глобальный характер. Очевидно, что она имеет место во всех государствах, и большая, законопослушная часть общества заинтересована в сокращении ее уровня. На рис. 1 представлены основные виды экономических преступлений.
По данным исследований PWC (PriceWater-houseCoopers) наиболее часто выявляемые экономические преступления в России (рис. 2) -это незаконное присвоение активов, взяточничество и мошенничество при закупках. То есть это преступления, осуществляемые сотрудниками компаний, а точнее руководящими сотрудниками компаний. В целом, анализируя данные, можно отметить, что Россия по сравнению с остальным миром является лидером в сфере экономических преступлений за предшествующий год.
В табл. 1 представлены наиболее значимые виды экономическим преступлений по отраслям. Рассмотрим подробнее корпоративные мошенничества, наиболее часто встречающиеся в РФ. Это незаконное присвоение активов, взяточничество и мошенничество при закупках, т.е. использование своей профессии для личного обогащения путем преднамеренного злоупотребления или неправильного использования ресурсов или активов организации работодателя или, иными словами, должностное преступление [2].
Оказывая негативное влияние в целом на экономическую ситуацию субъектов хозяйственных отношений, экономические правонарушения несут в себе конкретные последствия. Для государства последствия проявляются в следующем: дестаби-
Мошеннические действия клиентов
Киберпреступления
Незаконное присвоение активов
Взятничество и коррупция
Ле
Манипулирование данными бухгалтерского учета
Мошенничество в сфере закупок товаров, работ и услуг
Легализация доходов, полученных преступным путем, и нарушение санкционных режимов
Рис. 1. основные виды экономических преступлений
Источник: Всемирный обзор экономических преступлений за 2020 год, PwC.
Рис. 2. основные виды экономических преступлений в россии и в мире
Источник: Всемирный обзор экономических преступлений за 2020 год, PwC.
Источник: Всемирный обзор экономических преступлений за 2020 год, PwC. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ coUection/gecs-2020-rus.pdf.
Таблица 1
Наиболее значимые виды экономических преступлений - по отраслям
Отрасль Вид экономических преступлений
Потребительские товары и услуги Мошеннические действия клиентов - 18% Незаконное присвоение активов - 17% Киберпреступления - 16%
ТЭК и сырьевой сектор Взяточничество и коррупция - 17% Незаконное присвоение активов - 16% Манипулирование данными бухгалтерского учета - 13%
Финансовые услуги Мошеннические действия клиентов - 27% Киберпреступления - 15% Манипулирование данными бухгалтерского учета - 14%
Государственный сектор Киберпреступления - 17% Манипулирование данными бухгалтерского учета - 17% Взяточничество и коррупция - 16%
Здравоохранение Киберпреступления - 16% Манипулирование данными бухгалтерского учета - 13% Мошеннические действия клиентов - 13%
Производство промышленных товаров Незаконное присвоение активов - 21% Киберпреступления - 15% Взяточничество и коррупция - 14%
Информационные технологии, СМИ и телекоммуникации Киберпреступления - 20% Манипулирование данными бухгалтерского учета - 16% Мошеннические действия клиентов - 13%
лизация экономики, спад производства и снижение занятости населения. Для субъектов бизнеса: снижение эффективности (рентабельности), повышение рисков, изменение спроса на продукцию, работы, услуги, являющиеся источником доходов предприятия, а также слабое управление производственным процессом [3].
В соответствии с классификацией Ассоциации сертифицированных экспертов по мошенничеству (ACFE) корпоративные мошенничества делятся на 3 категории:
1. Коррупция.
2. Незаконное присвоение активов.
3. Фальсификация финансовой отчетности.
Фальсификация финансовой отчетности не
является основным видом преступлений для Российской Федерации. Взяточничество и мошенничество при закупках относятся к категории «коррупция», в которую также попадают запрещенные подарки и экономическое вымогательство. Это, по сути, любая сделка или любая
схема, в которой должностное лицо использует свое влияние в компании для получения несанкционированной выгоды вопреки долгу этого лица перед своим работодателем. Незаконное присвоение активов - любая схема, связанная с хищением или неправомерным использованием активов организации. Причем, неправомерное использование активов гораздо более латентное и труднонаказуемое деяние, чем присвоение.
Таким образом, преступления, наиболее часто встречающиеся в субъектах отечественной экономики, сложно выявляются (что, по большому счету, присуще всем экономическим преступлениям) и зачастую не подпадают под действие Уголовного кодекса. Динамика показателей преступлений экономической направленности по годам в РФ представлена на рис. 3-5.
Несмотря на наметившееся снижение регистрации экономической преступности, она остается одной из серьезных угроз экономической безопасности России. Так, 10 лет количество за-
300000
250000
200000
150000
100000
50000
10,00% 5,00% 0,00% -5,00% -10,00% -15,00% - -20,00%
! -25,00% -30,00% -35,00% -40,00%
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
значение прирост, (+/-)
Рис. 3. Зарегистрировано преступлений экономической направленности
Источник: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 года. URL: https://d-russia.ru/wp-content/ uploads/2021/02/december.pdf.
0
регистрированных преступлений сократилось всего на 170 955 ед. (с 276 435 до 105 480 ед.).
В целом, массив преступлений экономической направленности остался на уровне 2019 г. (+0,5%, 105,5 тыс.). В структуре преступности их удельный вес (5,2%) стабилен последние 3 года. Среди регионов тенденции по выявлению указанных преступлений разнонаправленные. Каждое четвертое преступление экономической направленности совершено в крупном и особо крупном размере (-2,1%, 29,8 тыс.).
Однако размер причиненного материального ущерба по экономическим преступлениям, наоборот, имеет положительную динамику. Так, за рассматриваемый период вырос на 352,1 млрд руб. (с 176,4 до 512,8 млрд руб.).
По данным МВД РФ, наибольшее количество экономических преступлений совершается в Центральном (в основном в Москве), Приволжском (Башкирия, Татарстан и Нижегородская область), Южном (Краснодарский край) и Сибирском (Новосибирская и Иркутская области, Красноярский край) федеральных округах, а наименьшее -в Дальневосточном (Приморье).
Половина совершенных преступлений (более 8 тыс.) составили мошенничества (ст. 159 УК РФ),
или 3,7%, среди всех выявленных по этой статье преступлений. При этом лишь 427 мошенничеств были сопряжены с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. За ними следуют налоговые преступления (более 2 тыс.), присвоение или растраты (ст. 160 УК РФ) - 691, незаконное использование товарных знаков (ст. 180 УК РФ) - 277, нарушение валютного законодательства (ст. 193,193.1 УК РФ) - 259, злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) - 156, незаконное создание юридического лица (ст. 173.1 УК РФ) - 153, производство, приобретение или сбыт товаров без маркировки (ст. 171.1 УК РФ) - 152 и легализация преступных доходов (ст. 174.1 УК РФ) - 151 или почти каждое пятое из преступлений по этой статье.
Кроме того, на долю предпринимателей пришлось 201 мошенничество при получении выплат (ст. 159.2 УК), 32 факта - в сфере кредитования (ст. 159.1 УК), 24 - в сфере страхования (ст. 159.5 УК) [4]. Многие эксперты убеждены, что в текущем году среди экономических преступлений на первом месте будет «Вывод активов» из-за пандемии COVID-19.
Из рис. 4 видно, что количество выявленных лиц в совершении экономических преступлений на территории России за исследуемый период
120000 п-г 15,00%
10,00% 5,00% 0,00% ■5,00% 10,00% 15,00% 20,00% 25,00% ■30,00% ■35,00% 40,00%
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
значение прирост, (+/-)
Рис. 4. Динамика выявленных лиц, совершивших преступления экономической направленности
Источник: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 года. URL: https://d-russia.ru/wp-content/ uploads/2021/02/december.pdf.
100000
80000
60000
40000
20000
уменьшилось на 57 656 чел. (с 101 728 до 44 072 чел.). Такой динамике способствовали следующие обстоятельства:
• реализация государственной политики и совершенствованием нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения экономической безопасности;
• усовершенствование методов выявления, раскрытия и профилактики преступных деяний, а также усиление роли внутреннего аудита.
Многие из экономических преступлений совершаются при помощи ИТ-инструментов: в 2020 г. число таких злодеяний превысило 300 тыс. Расследования обязательно должны включать кибер-криминалистику и профильную экспертизу, так как любое финансовое правонарушение имеет цифровой след, оставляемый злоумышленниками на своих устройствах, в переписке по электронной почте и в мессенджерах [5].
Мошенники, как считают эксперты, используют новый финансовый инструмент, чтобы «замести следы». По данным специалистов, самым востребованным цифровым активом среди мошенников по-прежнему в 2020 г. остался биткоин. Group-IB запустила направление по расследованию финансовых преступлений. В рамках него привлекаются
эксперты для решения задач по форензике (компьютерной криминалистике) для расследования, анализа и юридического закрепления цифровых улик, в том числе для судебных разбирательств.
Для определения тенденции количества преступлений экономической направленности по территории Российской Федерации на ближайшие 5 лет будем использовать уравнения линейного тренда, который представлен на рис. 6.
В табл. 2 представлен прогноз количества зарегистрированных преступлений экономической направленности по РФ согласно уравнению тренда на 2021-2025 гг.
Рассматривая данные из табл. 2, стоит отметить, что наблюдается значительное снижение количества преступлений экономической направленности на территории России. В результате проведенного прогноза можно отметить, что за прогнозируемый период количество преступлений в сфере экономических правонарушений сократится с 58 451 до 3659 ед., в среднем составляет 54 792 ед. преступлений.
Основные факторы, влияющие на величину экономических преступлений [6]:
• несвоевременное государственное реагирование на изменение характера экономиче-
57
количество предварительно расследованных преступлений в отчетном периоде
количество преступлении, уголовные дела о которых приостановлены на основании пунктов 1-3 части 1 статьи 208 УПК РФ
I осталось в производстве
Рис. 5. структура сведений о результатах расследования преступлений экономической направленности за 2020 г.
Источник: Состояние преступности в России за январь-декабрь 2020 года. URL: https://d-russia.ru/wp-content/ uploads/2021/02/december.pdf.
300000
276435
250000
200000
150000
100000
50000
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
= -13698x + 222827--
-50000
значение
-Линейная (значение)
Рис. 6. Прогноз числа преступлений экономической направленности
Источник: составлено автором на основе данных Генеральной прокуратуры РФ.
ской преступности, которое происходит из-за отсутствия государственной системы криминологического мониторинга экономики;
• сильное расслоение граждан государства по уровню дохода и низким жизненным уровнем большей части граждан государства;
• существование обширных дискретных полномочий в руках некоторых должностных лиц;
• отсутствие контроля за должностными лицами порождает вседозволенность;
• нецелевое расходование бюджетных средств на федеральном, региональном и мест-
ых уровнях;
• асимметрия культурного развития общественности, неследование традициям, отсутствие нравственных качеств и множество других факторов.
Сегодня государство должно позаботиться о предупреждении преступности экономической направленности. Предупреждение преступности представляет собой многоуровневую систему
0
y
Таблица 2
Прогнозные значения количества преступлений экономической направленности по РФ на 2021-2025 гг.
Год Фактическое количество экономических преступлений, ед. Период, х Количество экономических преступлений, Y
2019 104927 10 85 847
2020 105480 11 72 149
2021 - 12 58 451
2022 - 13 44 753
2023 - 14 31 055
2024 - 15 17 357
2025 - 16 3659
Источник: составлено автором на основе данных Генеральной прокуратуры РФ.
государственных и публичных мер, направленных на выявление,ослабление и ликвидацию причин и условий преступлений [7].
По результатам проведенных исследований по развитию экономических преступлений на территории России можно предложить меры по минимизации экономических преступлений:
1. Необходимо усовершенствовать законодательную базу в области экономических преступлений, которая также будет способствовать противодействию политической и экономической коррупции во власти, препятствующей принятию необходимых законов и последовательному применению действующего законодательства против теневого и криминального бизнеса.
2. Необходимо государству приложить усилия и обеспечить стабильность не только экономическую, но и политическую.
3. Введение мониторинга состояния взаимодействия подразделений служб экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД Российской Федерации.
4. Реализация гибкой системы налогообложения хозяйствующих субъектов.
5. Поддержка частного открытого предпринимательства со стороны государства.
6. Осуществление государственными органами профилактических мер и различных мероприятий по минимизации экономических преступлений и противодействие коррупции.
Выводы
Подводя итоги, можно сказать, что наиболее часто встречающиеся преступления в субъектах отечественной экономики являются должностными преступлениями, труднодоказуемые, и зачастую не подпадают под действие Уголовного кодекса. Вот поэтому пока законодательство будет вносить изменения, приводящие уголовный кодекс в соответствие с требованиями современных финансовых реалий, хозяйствующим субъектам необходимо обеспечить такую систему внутреннего контроля, которая методом оценки рисков способствовала бы уменьшению отрицательных результатов, как финансовых, так и нефинансовых.
С развитием инновационных технологий в Российской Федерации, да и в мире в целом появляются новые виды преступлений в сфере экономического пространства. Для того чтобы государственные органы могли своевременно выявлять новые виды таких преступлений, необходимо ужесточение законодательства в киберпреступлениях, и преступлений в цифровой экономике.
Реализация предлагаемых мероприятий позволит государственным органам по борьбе с преступлениями экономической направленности и по противодействию коррупции на территории Российской Федерации улучшить не только деловой климат, но повысить уровень и качество жизнедеятельности граждан, что является основой устойчивого развития государства в мировом экономическом сообществе.
Список источников
1. Алябьева Т. С., Седых А. А. Экономическая преступность как угроза обеспечения экономической безопасности РФ. В сборнике трудов 8-й Международной молодежной научной конференции «Поколение будущего: взгляд молодых ученых - 2019». Курск: Изд-во Юго-Западного государственный университета; 2019:12-18.
2. Николаева Ю. В., Гримальская С. А. Предупреждение экономической преступности: проблемы и пути их преодоления. Образование и право. 2020;(1):330-343. URL: http://eLib.fa.ru/art2020/bv385.pdf.
3. Пшипий Р. К., Третьякова Ю. Д. Организация предупреждения правонарушений экономической направленности. Экономика и предпринимательство. 2017;(6):894-898. URL: http://eLib.fa.ru/art2017/bv1434.pdf.
4. Куракин А. В., Сухаренко А. Н. Современные уголовно-правовые средства нейтрализации угроз экономической безопасности России. Российская юстиция. 2020;(11):18-20. URL: http://eLib.fa.ru/art2020/bv2642. pdf.
5. Еркеев И. Х. Преступность в сфере экономической деятельности и криминализация отношений как деструктивный фактор экономической безопасности. Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017;(9):58-60.
6. Багреева Е. Г., Крохина Д. А. Мошенник 2020: продукт реформы образования? Образование и право. 2020;(5):324-328. URL: http://eLib.fa.ru/art2020/bv2224.pdf.
7. Елагина А. С. Интерпретация трендов уровня преступности: нормальные и шоковые изменения. Вопросы российского и международного права. 2018;8(11А):144-152.
References
1. ALyabyeva T. S., Sedykh A. A. Economic crime as a threat to the economic security of the Russian Federation. In: CoLLection of works of the 8th InternationaL Youth Scientific Conference "Generation of the Future: View of Young Scientists - 2019". Kursk: PubLishing House of the South-West State University; 2019:12-18. (In Russ.).
2. NikoLaeva Yu.V., GrimaLskaya S. A. Prevention of economic crime: probLems and ways to overcome them. Obrazovaniye i pravo. 2020;(1):330-343. URL: http://eLib.fa.ru/art2020/bv385.pdf. (In Russ.).
3. Pshipiy R. K., Tretyakova Yu. D. The organisation of prevention of economic offences. Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2017;(6):894-898. URL: http://eLib.fa.ru/art2017/bv1434.pdf. (In Russ.).
4. Kurakin A. V., Sukharenko A. N. Modern criminaL Law, means of neutraLising threats to Russia's economic security. Rossiyskayayustitsiya. 2020;(11):18-20. URL: http://eLib.fa.ru/art2020/bv2642.pdf. (In Russ.).
5. Erkeev I. Kh. CriminaLity in the sphere of economic activity and criminaLisation of reLations as a destructive factor of economic security. Vestnik Ufimskogoyuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2017;(9):58-60. (In Russ.).
6. Bagreeva E. G., Krokhina D.A. Fraud 2020: A Product of Education Reform? Obrazovaniye i pravo. 2020;(5):324-328. URL: http://eLib.fa.ru/art2020/bv2224.pdf. (In Russ.).
7. ELagina A. S. Interpreting Crime Rate Trends: NormaL and Shock Changes. Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava. 2018;8(11A):144-152.