Научная статья на тему 'Национальная политика Республики Дагестан: опыт, проблемы'

Национальная политика Республики Дагестан: опыт, проблемы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
477
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / NATIONAL CONSOLIDATION / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / INTERETHNIC INTEGRATION / ЦЕНТРОБЕЖНЫЕ СИЛЫ / CENTRIFUGAL FORCES / НАЦИОНАЛИЗМ / NATIONALISM / СЕПАРАТИЗМ / SEPARATISM / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ / CONCEPTUAL PRINCIPLES / МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / КОНФЛИКТОГЕННЫЕ РАЙОНЫ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ / NATIONAL AND CULTURAL AUTONOMY / МЕНТАЛИТЕТ / MENTALITY / INTERNATIONAL CONSENT / DISPUTED REGIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Адзиев Хизри Гамидович, Гасанов Нариман Набиевич

Статья посвящена национальной политике Республики Дагестан в пореформенный период. Важное место в статье занимают вопросы государственного регулирования межнациональных отношений, разработки и реализации концепции национальной политики Республики Дагестан, развития культуры народов Дагестана, представительства всех его этносов в высших органах власти республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the national policy of Dagestan Republic in after reformation period. The main issues of the article are the state regulation of international relations, working out and realization of the national policy conception of Dagestan people, the delegation of all its representatives at high authorities of the Republic.

Текст научной работы на тему «Национальная политика Республики Дагестан: опыт, проблемы»

Х. Г.Адзиев

кандидат исторических наук, профессор, зав. кафедрой политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета* Н. Н. Гасанов кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Дагестанского государственного педагогического университета

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН:

ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ**

Дагестан - многонациональная республика. Этим обусловлено приоритетное значение национальной политики в республике. На территории Дагестана живут представители более 100 наций и народностей, составляющих многонациональный дагестанский народ.

В такой многонациональной республике очень важно отношение власти к проблемам социально-экономического и культурного развития всех народов. Это отношение должно быть оформлено, закреплено в четко выверенной, научнообоснованной национальной политике. В современных условиях эта политика приобретает особую актуальность.

Следует подчеркнуть, что высшими органами государственной власти Республики Дагестан еще в 90-е гг. прошлого столетия был принят ряд важнейших документов по данному вопросу, что является свидетельством пристального их внимания к проблемам национальной политики и межнациональных отношений.

Национальная политика представляет собой составную часть социальной политики различных групп и слоев, входящих в структуру полиэтнических государств и сообществ. Когда говорят о национальной политике, подразумевают прежде всего целенаправленную деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами,

* Адзиев Хизри Гамидович, Гасанов Нариман Набиевич, e-mail: dgpu-adziev@mail.ru.

** Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта «Национальная политика и межэтнические отношения в полиэтническом регионе». Проект № 09-03-00-816а/Р.

закрепленных в соответствующих политических документах и правовых актах государства. Главным в содержании национальной политики является отношение к национальным интересам с учетом их общности, расхождения, столкновения.

Целями национальной политики могут быть национальная консолидация, межэтническая интеграция, сближение наций и др. Наряду с этим национальная политика бывает нацелена на национальное обособление, замкнутость, отстаивание этнического пуризма, защиту национального от инонационального влияния.

Мы с сожалением констатируем, что в 90-е гг. ХХ в. в межнациональных отношениях преобладали дезинтеграционные процессы. На наш взгляд, власть на федеральном уровне до последнего времени, по существу, не занималась национальной политикой как таковой. Даже не принимался во внимание положительный опыт, накопленный отдельными субъектами РФ, опыт народной дипломатии в решении сложных межэтнических вопросов. Документы, принятые на Федеральном уровне по затронутому вопросу, в большинстве случаев не работали. Как правило, значительная часть их носила декларативный характер.

Не этим ли объяснялось усиление центробежных сил в этот период, стремление к вытеснению из национальной политики гуманистического и интернационалистического содержания, демократической, миротворческой, созидательной, прогрессивной направленности, уважительного отношения к личности независимо от национальности. Такая политика вела не к единению и сотрудничеству, не к укреплению дружбы, а к усилению напряженности, конфронтационности и конфликтности.

Фактически на федеральном уровне была предана забвению задача современной национальной политики - достижение межнационального мира в условиях широкого движения за национальное возрождение.

В связи с распадом СССР, который народ Дагестана воспринял очень болезненно, создалась довольно сложная геополитическая обстановка.

Преобразование бывших союзных республик Закавказья в независимые государства, последовавшие за этим кризис в Карабахе, в Чечне, разрушение коммуникаций, перекрытие железнодорожных и автомобильных трасс привели к экономической блокаде Дагестана. В условиях разрушения экономики, массовой безработицы, резкого имущественного расслоения общества все это породило социальную конфликтность.

В сложившейся обстановке в 1990-1993 гг. Федеральный центр должен был бы вырабатывать достаточно гибкую, лояльную национальную политику, чтобы удержать национальную психологию масс в равновесии. Между тем увлеченный преимущественно проблемами укрепления центральной государственной власти, использования Федеративного договора для усиления унитаризма, центр порой принимает решения и законы, которые не только не способствовали решению сложных и трудных вопросов национальных отношений на местах, но и значительно ухудшали ситуацию на Северном Кавказе и, в частности, Дагестане. Так, без должной проработки и учета региональных особенностей принимался Закон о реабилитации репрессированных народов.

Кроме того спекуляции на национальных чувствах масс, поощрение национально-сепаратистских тенденций, объявление дружбы народов пропагандистским штампом, идентификация либеральными демократами патриотизма с национализмом, даже с фашизмом, - все это дестабилизировало общественно-политическую обстановку в Дагестане. Возникшие на волне сепаратистских идей национальные движения к лету 1992 г. объявили бойкот всем государственным структурам Дагестана, многие из них потребовали выхода из состава России; появились силы, требующие преобразования Дагестана в исламскую республику1.

Интересы сохранения гражданского мира, политической стабильности и государственного единства Российской Федерации требуют проведения продуманной, научнообоснованной национальной политики, учитывающей

1 Алиев М.Г. Республика Дагестан: приоритеты современной национальной политики. // Дагестанская правда, 1995, 15 декабря.

интересы всех народов России.

На основе тщательного учета интересов и запросов больших и малочисленных народов Республики Дагестан Верховный Совет Дагестана в 1993 г. подготовил и принял «Комплексную программу решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан», которая содержит разнообразные практические задачи, определяет сроки, исполнителей, формы и методы их выполнения и контроля.

Комплексная программа учитывает сложившиеся реалии во взаимоотношениях как российских центральных властей и государственных органов Дагестана, так и во взаимоотношениях последних с народами республики, их политическими партиями, общественными движениями.

Программа исходит из концептуальных принципов, которые соответствуют международному праву и специфике нашей республики. В ней ставится одна сквозная цель - согласовать национальные интересы народов Дагестана, найти оптимальные варианты их гармонизации, создать условия, необходимые для демократического развития с тем, чтобы упредить возникновение новых конфликтов и погасить имеющиеся.

Программа охватывает самые различные сферы национальной жизни: государственно-правовые, экологические, экономические, кадровые, развития национальных культур, языков, средств массовой информации и книгоиздания, истории и этнографии, укрепления единства Дагестана и т. д.

Во главу угла Комплексной программы поставлен приоритет сохранения национального, гражданского мира, политической стабильности и государственного единства республики. Исторический опыт показывает, что первейшей задачей национальной политики выступает, как правило, отстаивание государственной целостности и безопасности страны, какие бы доводы ни возникали в пользу иных соображений. Программа содержит идею сохранения существующей формы политического устройства Дагестана, она исходит из принципа культурного плюрализма. Речь идет о целесообразности культурного самоопределения народов Дагестана при

сохранении унитарной формы их политического устройства. В современных условиях ставка на национально-культурную автономию стала определяющей во всех странах, где проживают сравнительно немногочисленные народы. В соответствии с этим каждому народу дается свобода своего национально-культурного развития, самостоятельного решения всего, что связано с языковым обучением, традициями, обрядами, обычаями.

В программе уделяется внимание разным общественным объединениям, равно как и политическим партиям. Соответственно большие надежды возлагаются на постоянно действующий «круглый стол» Республики Дагестан, который должен стать центром притяжения всех сил, заинтересованных в национальном мире.

Вместе с тем в документе заложена идея, возвышающая роль и значение закона в решении всех проблем национальных отношений в Дагестане. Он должен стать высшим регулятором общественных отношений. В частности, отмечено, что любое ущемление граждан по национальному признаку нужно рассматривать как неприемлемое и противоречащее принципам государственности, Всеобщей Декларации прав человека явление, как оскорбление национального достоинства и чести людей; действия же, направленные на разжигание национальной розни, должны пресекаться по всей строгости закона1.

В условиях глубоких социально-политических трансформаций и экономического кризиса, которые переживает Российская Федерация, в частности, на Северном Кавказе, высока вероятность возникновения конфликтов между различными этническими общностями.

Отсюда следует, что важнейшая задача национальной политики страны - предотвращение или трансформация конфликтов из насильственных форм в конституционные, переговорные рамки, снижение уровня агрессивности, недопущение открытых столкновений и человеческих жертв. В зависимости

1 Комплексная программа решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан // Дагестанская правда, 1993, 1 июля.

от причин и уровня конфликтов должны быть задействованы различные механизмы их предотвращения и разрешения.

Одним из основных механизмов является прогнозирование и раннее предупреждение конфликтов. Его реализацией должны заниматься, прежде всего, местные органы власти, политические партии и общественные организации с опорой на экспертизу и рекомендации прогностических и информационных научных центров и групп. Для этого необходимо создание как на федеральном, так и на местном уровнях служб раннего предупреждения и разрешения межнациональных конфликтов.

Другим механизмом, обеспечивающим межнациональное согласие и снижение напряженности, является воздействие через экономическую инфраструктуру и комплекс направленных социальных мер с целью устранения социально-экономического неравенства групп населения по этническим параметрам, явлений дискриминации в сфере доступа к ресурсам и предпринимательской деятельности в области трудовых отношений.

Необходимо направления инвестиций федерального и местного уровней в наиболее конфликтогенные регионы Северного Кавказа, где в результате обострения социально-экономической обстановки могут вспыхнуть межнациональные конфликты. Экономические,

приватизационные и социальные программы должны включать своим обязательным компонентом учет этнокультурного фактора, традиций, специфических потребностей в вопросах использования территорий и их ресурсов, характера адаптации у различных народов. Для реализации этого механизма необходима постоянная эффективная работа межведомственной правительственной комиссии по Северному Кавказу.

Третий механизм - дальнейшее развитие конституционно-договорных основ федерализма и децентрализации, расширение и совершенствование нормативно-правовой базы регулирования межнациональных отношений. Речь идет о принятии соответствующих законов на федеральном уровне о государственной границе, национально-культурной автономии, статусе

национальных советов в районах компактного проживания национальных меньшинств, а также активной нормотворческой деятельности республиканских, краевых и областных органов власти в этом направлении.

Четвертый механизм - целенаправленное формирование благоприятной культурной инфраструктуры межнационального согласия на Северном Кавказе. Этот механизм предполагает расширение, функционирование родных языков различных национальностей. Широкую поддержку должны получить регулярное проведение фестивалей народного творчества и национальных праздников, деятельность национально-культурных обществ.

В настоящее время острота национальных проблем нисколько не притупилась. Они, напротив, обретают еще большую динамичность и актуальность. В этой связи нельзя не согласиться с мнением М.Г. Алиева, который пишет: «Война в Чечне, создавшая новую этнополитическую ситуацию на севере республики и в целом на Кавказе, установление жесткой государственной границы на юге, разделившей лезгинский народ и создавшей проживающим в Закавказье аварцам, цахурам и другим национальностям трудности общения с Дагестаном, отток части русского и русскоязычного населения Дагестана за его пределы, углубление социально-политического кризиса, резкое сокращение государственных субсидий на цели развития национальных культур, рост сепаратистских настроений -таковы лишь некоторые новации в сфере национальных отношений1. Эти моменты ориентируют государственные органы Дагестана и общественные объединения на поиск и применение нестандартных, неординарных способов осуществления национальной политики. Речь идет не об отбрасывании проверенных нашим же опытом идей и принципов, а об их обновленном применении и выработке новых подходов там, где это действительно необходимо.

Для этого создана достаточно обоснованная демократическая правовая

1 Алиев М.Г. Национальной политике - приоритетное значение // Дагестанская правда, 1997, 1 марта.

база. Ею служат, в первую очередь, Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Дагестан, подписанный Дагестаном Федеративный договор. По ним наша республика обрела государственно-правовой статус суверенного правового демократического государства в составе Российской Федерации как полноправный субъект этого федеративного государства. Задача состоит в том, чтобы наполнить суверенитет Дагестана реальным содержанием в интересах как в целом российского общества, так и народов Дагестана, их развития и сотрудничества.

Государственная национальная политика строится на основе согласования общегосударственных интересов, интересов различных национальных общностей и регионов, обеспечивает, таким образом, единство общегосударственного, затем национального и, наконец, территориального начал в политическом обустройстве страны. Именно из этого исходило руководство республики при разработке «Комплексной программы решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан».

Одним из важных требований этой программы было обеспечение равного представительства всех народов в структурах государственной власти и управления. В этих целях в нашей республике был создан качественно новый политический орган - Государственный Совет. По Конституции РД Государственный Совет представлял собой коллективного президента, а его председатель выступал главой Дагестанского государства. Каждая из 14 национальностей Дагестана, имеющих статус «народа», была представлена в нем одним лицом независимо от численного состава. Таким образом, уравниваются в правах все народы Дагестана.

Такой же принцип представления всех народов Дагестана в высших государственных органах был распространен и на депутатов Народного Собрания Республики Дагестан. Были образованы общетерриториальные, территориально-национальные, профессиональные и женские избирательные округа. В территориально-национальных округах баллотироваться имели право только представители одной национальности. При всей сложности и

спорности этой процедуры и выборов подавляющее большинство избирателей одобрительно отнеслось к этому новшеству. Опыт показал, что в специфических условиях этнической мозаичности общества пропорциональное национальное представительство народов в структурах государственной власти исторически оправдало себя, оно послужило источником межнационального согласия и единства. Он подтвердил, что конституционное положение о приоритете прав и свобод человека достигает в нашей республике желаемого результата благодаря разумному сочетанию, а не противопоставлению их правам народов.

Учет национальных и межнациональных интересов народов Дагестана находит отражение и в том, что высшие должностные лица являются представителями разных национальностей, и они все стремятся не допускать соперничества, разобщения ветвей власти.

«Проблема межнационального согласия и единства внутри республики, - пишет М.Г. Алиев, - наша национальная политика, ориентированная на практическое решение конкретных жизненных вопросов конкретных народов. Каждый большой, средний и малый народ, каждая этническая и национальная группа находит в ней особое новое место»1.

Если мы можем констатировать большое внимание власти нашей республики к межнациональным проблемам, национальной политике, то этого мы не можем сказать о власти центральной. Именно она способствовала разрушению экономики, обнищанию большинства россиян, росту межнациональных конфликтов. В первой половине 90-х гг. Правительство России, парламент, не приняли ни одного документа, определяющего национальную политику власти. Демократы, стоявшие у власти, проповедуя деидеологизацию общества, изъяли из употребления идеи дружбы, патриотизма и интернационализма. Лишь в 1996 г. появился первый документ, регулирующий национальную политику нашей страны — «Концепция государственной национальной политики Российской

1 Дагестанская правда, 1995, 15 декабря, с. 2.

Федерации»1. В ней четко обозначены важнейшие принципы национальной политики Российской Федерации: равенство прав и свобод человека независимо от его национальности и языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям; равноправие субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях между собой и с федеральными органами государственной власти и т.д.

Вышеупомянутый документ направлен на обеспечение стабильного развития российского государства, дальнейшего развития культур и языков. Рост и сближение наций, упрочение их взаимосвязей делают более плодотворным взаимное обогащение, открывают гражданам страны возможность для приобщения ко всему ценному, что рождено талантом каждого из народов России. Распространение знаний и информации об истории и культуре, традициях и обычаях народов России, обеспечение оптимальных условий для функционирования языков всех народов страны укрепит доверие между людьми независимо от их национальностей, очистит их сознание от предрассудков и стереотипов, ускорит процесс воспитания культуры общения вообще, межнационального в частности.

В 2007 г. был принят Закон Республики Дагестан «О Комплексной программе развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2007-2010 годы».

Этот документ является основой реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации в Республике Дагестан. «Комплексная программа развития национальных отношений в Республике Дагестан на 2007-2010 годы» формулирует систему взглядов, принципов и приоритетов политики, проводимой органами государственной власти Дагестана в отношении населяющих республику народов и иных этнических общностей.

В Программе соблюдена преемственность с Комплексной программой 1993 г., поскольку основные принципы национальной политики остаются

1 Российская газета, 1996, 4 июня.

актуальными и востребованными и сегодня - равенство прав и свобод человека и гражданина любой национальности; развитие национально-культурной самобытности; разрешение межнациональных противоречий между народами; сохранение целостности Дагестана в составе Российской Федерации.

Приведем несколько задач этой программы.

1. В государственно-правовой сфере:

- создание правовой базы для регулирования национальных отношений в Республике Дагестан;

- разработка системы мер раннего учета и предупреждения межнациональных конфликтов;

- обеспечение комплексного подхода к регулированию миграционных процессов в Республике Дагестан;

- выработка мер по противодействию проявлениям национализма и экстремизма, усилению ответственности за разжигание межнациональной розни.

2. В социально-экономической сфере:

- обеспечение правовых, организационных и материальных усилий для удовлетворения национально-культурных и социальных потребностей и интересов многонационального Дагестана;

- в сфере экономики повышение темпов развития Республики Дагестан;

- выравнивание социально-экономических показателей уровня жизни народов республики;

3. В культурно-духовной сфере:

- распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма;

- полноправное свободное развитие национальных культур народов Дагестана;

- сохранение и приумножение культурно-исторического наследия Республики Дагестан, дальнейшее развитие национально-культурной

самобытности ее народов;

- совершенствование деятельности учреждений культуры и образования по воспитанию уважения к истории, культуре, языкам народов Дагестана и России, формирование межэтнического диалога;

- обеспечение оптимальных условий для развития и использования русского языка как государственного языка Российской Федерации, сохранения и развития языков народов Дагестана;

- содействие в сохранении родных языков и национальных культур соотечественником, проживающим за пределами Дагестана.

Комплексная программа позволит устранить или минимизировать возможные негативные последствия в сфере межнациональных отношений, регламентировать основные направления реализации государственной национальной политики Республики Дагестан и является главным нормативным правовым актом Республики Дагестан, регламентирующим развитие и гармонизацию национальных отношений народов Дагестана на 2007-2010 гг.

Состояние национальных отношений не в последнюю очередь зависит от того, как представлены населяющие республику народы в ее государственных органах, в том числе высших.

Каковы же основные принципы государственной кадровой политики в нашей республике? Это равное право граждан на занятие любой должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, приоритет профессионализма и высоких человеческих и нравственных качеств, пропорциональное представительство всех народов Дагестана в органах государственной власти и управления.

Между тем при демократическом режиме в цивилизованных странах Европы принцип пропорционального национального представительства давно отброшен - там считают, что важно, не какой ты национальности, а какой работник, специалист. И это правильно. Главное для руководителя -профессиональные и личностные, человеческие качества, а потом уже все

остальное. Но в реальных условиях нашей республики, при сегодняшнем нашем менталитете, психологии дагестанцев, уровне политической культуры, руководству республики приходится учитывать фактор национальности при выдвижении и назначении человека на руководящую работу. На наш взгляд, в этом случае мы имеем дело с нарушением принципа равного права граждан на занятие любой должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Такой же подход существует и при формировании представительных органов власти республики. Так, согласно Конституции Республики Дагестан, в Народное Собрание РД обеспечивается пропорциональное численности населения представительство депутатов для 14 конституционно обозначенных народов Дагестана: аварцев, агульцев, азербайджанцев, даргинцев, кумыков, лакцев, лезгин, ногайцев, русских, рутульцев, табасаранцев, татов, цахуров и чеченцев.

В результате выборов в Народное Собрание Республики Дагестан, которые состоялись в 2007 г. национальный состав депутатского корпуса выглядит следующим образом1.

№ п/п Национальность Численность, тыс. чел. % от общей численности населения Численность депутатов % от общей численности депутатов

1. Аварцы 758.438 29.44 22 30.56

2. Даргинцы 425.526 16.52 12 16.67

3. Кумыки 365.804 14.20 12 16.67

4. Лезгины 336.698 13.07 6 8.33

5. Лакцы 139.732 5.42 5 6.94

6. Русские 120.875 4.69 3 4.17

7. Азербайджанцы 111.656 4.33 1 1.39

8. Табасаранцы 110.152 4.28 4 5.56

9. Чеченцы 87.867 3.41 1 1.39

10. Ногайцы 38.168 1.48 2 2.78

11. Рутульцы 24.298 0.94 1 1.39

1 // Нур. Республиканская общественно-политическая газета, № 13 (479), 2007, 30 марта.

12. Агулы 23.314 0.90 1 1.39

13. Цахуры 8.168 0.32 1 1.39

14. Таты 1.478 0.06 1 1.39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Опыт Дагестана в национальной политике уникален уже тем, что в нем главенствующее значение отводится, во-первых, не одному какому-то исходному принципу, а совокупности общезначимых принципов, понятных гражданам республики и проверенных на их историческом опыте, - это толерантность, мир, лояльность, осознание принадлежности к общему дому -Дагестану. Когда в Казахстане (Новом Узене) в 1989 г. националистически настроенная часть населения вынудила более 8 тыс. честно и добросовестно работавших дагестанцев в одночасье покинуть Казахстан и последним пришлось, побросав квартиры и имущество, вернуться в Дагестан, в республике не возникло каких-либо ответных движений и действий по отношению к местному казахскому населению, которого тоже было около 8 тыс. человек. Так же отреагировали граждане Дагестана и на вызов националистических сил в Грузии, когда те ультимативно выталкивали около 5 тыс. дагестанцев. Наша общественность и в этот раз не предъявила каких-либо счетов ни к народу Грузии, ни к грузинам, проживающим в нашей республике. Когда в связи с кровавыми событиями в Азербайджане азербайджанцы и армяне, проживающие в дагестанском городе Дербенте, под давлением провокаторов начали было конфликтовать на национальной почве, дагестанцы уберегли их мир и добрососедство. Граждане республики, представители разных народов, воспитанные на традициях уважения к человеку, независимо от национальности, оказались выше национальных предрассудков.

Во-вторых, национальная политика Республики Дагестан в достаточной мере этнически индивидуализирована. За основу своей концепции она берет конкретный народ, его национальные запросы, заботы и интересы.

В-третьих, национальная политика, проводимая в республике, исходит из гармоничного соединения специфических интересов каждого отдельно взятого народа (национальной идеи) с общедагестанскими интересами (дагестанской идеей). Национальная политика Дагестана направлена на удовлетворение общегосударственных, российско-федеральных интересов (государственная идея), равно как и интересов ближнего и дальнего зарубежья.

В-четвертых, национальная политика в нашей республике осуществляется всеми ветвями власти, используя различные методы и средства претворения ее в жизнь, они имеют одну и ту же общую цель.

В-пятых, дагестанская национальная политика соединяет государственно-правовые нормы национальных отношений с традиционно-народными общественными регуляторами. Совершенствуется механизм достижения межнационального согласия, отработанный народами Дагестана с давних времен.

В регулировании межнациональных отношений особенно важна роль самого общества, общественных организаций и государства. Ведь излишнее государственное регулирование, тем более преднамеренная политизация межнациональных отношений в угоду тем или иным партийным платформам, игра с национальными чувствами, бездумное использование силовых методов, отсутствие осторожности, чутья и такта приводят к негативным результатам даже при благих намерениях.

Таким образом, многонациональность для Дагестана стала не помехой, не фактором разобщения народов, а их богатством, реальной силой единения дагестанцев, условием интегрирования их с другими этническими общностями, приобщения горного края к странам мирового сообщества.

Адзиев Х.Г., Гасанов Н.Н. Национальная политика Республики Дагестан: опыт, проблемы.

Статья посвящена национальной политике Республики Дагестан в пореформенный период. Важное место в статье занимают вопросы государственного регулирования межнациональных отношений, разработки и реализации концепции национальной политики Республики Дагестан, развития культуры народов Дагестана, представительства всех его этносов в высших органах власти республики.

Ключевые слова: национальная консолидация, межэтническая интеграция, центробежные силы, национализм, сепаратизм, концептуальные принципы, межнациональное согласие, конфликтогенные районы, национально-культурная автономия, менталитет.

Adziev H.G., Gasanov N.N. National policy of Dagestan Republic: experience, problems. The article deals with the national policy of Dagestan Republic in after reformation period. The main issues of the article are the state regulation of international relations, working out and realization of the national policy conception of Dagestan people, the delegation of all its representatives at high authorities of the Republic.

Key words: national consolidation, interethnic integration, centrifugal forces, nationalism, separatism, conceptual principles, international consent, disputed regions, national and cultural autonomy, mentality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.