Научная статья на тему 'Вклад в региональную политологию'

Вклад в региональную политологию Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИАСПОРА / DIASPORA / ЕДИНСТВО МНОГООБРАЗИЯ / UNITY OF VARIETY / ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЕ НЕПОНИМАНИЕ / HERMENEUTIC MISUNDERSTANDING / ДАГЕСТАНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / NATIONAL IDEA OF DAGESTAN / БАЗОВЫЕ ЦЕННОСТИ / BASE VALUES / ДАГЕСТАНСКАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ / КОМПРОМИСС / COMPROMISE / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INTELLIGENTSIA / СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ / SOVEREIGN DEMOCRACY / POLITICAL SCIENCE OF DAGESTAN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Адзиев Х.Г., Гасанов Н.Н.

Статья посвящена анализу научных трудов известного дагестанского ученого, доктора политических наук, профессора А.А.Магомедова. Его монографии «Дагестан и дагестанцы в мире», «Становление Дагестана завтрашнего: самоузнавание, опасности и шансы», «Евразийский Дагестан: к итогам XX века», «Дагестан: интеллигенция и власть», «Что есть дагестанское общество сегодня?», «Дагестан на рубеже XX-XXI веков (1991 2008гг.) и герменевтическое недопонимание» и другие посвящены актуальным политическим процессам, происходящим за последние 15 лет в Республике Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the analysis of scientific works of the famous Dagestan scientist, doctor of political sciences, professor A.A. Magomedov. His monographs "Dagestan and Dagestan people in the world", "Tomorrow Dagestan'' formation: self-recognition, danger and chances", "Eurasian Dagestan: to the results of XX century", "Dagestan: intelligentsia and power", "What is Dagestan society today?", "Dagestan on the verge of XX-XXI centuries (1991 2008) and hermeneutic misunderstanding" and others, are dedicated to the actual political processes, taking place in Dagestan Republic in last 15 years.

Текст научной работы на тему «Вклад в региональную политологию»

На книжную полку=======================================

Вклад в региональную политологию

За последние годы заметно возрос интерес российских ученых к злободневным проблемам развития нашего Отечества в целом, его регионов, в частности. Причины этого вполне понятны. Не только специалисты, но и многие граждане, не являющиеся политологами, хотят разобраться в сложных процессах, происходящих в стране и на мировой арене. В связи с этим возникает потребность в научной литературе, которая помогала бы адекватно воспринять и осмыслить суть социально-политических явлений. К сожалению, до последнего времени по этим вопросам, в частности применительно к региональным особенностям проблематики, написано и издано мало работ. Поэтому работы известного дагестанского ученого, доктора политических наук профессора А.А. Магомедова представляют несомненный интерес уже тем, что являются первыми монографическими исследованиями, посвященными актуальным проблемам развития России в целом, северокавказского региона, в частности. Большое внимание уделяет он выявлению места Дагестана в евразийском геополитическом контексте, исламскому фактору в Дагестане и в Кавказской геополитике. Эти труды свидетельствуют о том, что в дагестанской политической науке ведется постоянный научный поиск эффективных средств решения вопросов взаимоотношения России и Дагестана.

В работе «Дагестан и дагестанцы в мире (историко-политологический очерк)» автор раскрывает политические и социально-экономические причины эмиграции из Дагестана на разных этапах его истории, дается характеристика дагестанской диаспоры дальнего зарубежья, пережившей трагедию, о которой очень мало известно дагестанцам на исконной Родине. А.А. Магомедову удалось найти верный подход к освещению предмета исследования и удачно выстроить внутреннюю логику монографического изложения. Автор обладает глубокими знаниями о месте и роли Дагестана с

точки зрения современной геополитики на всем кавказском регионе. Впечатляет и солидная источниковая база исследования. Работа написана на основе анализа архивных источников и результатов исследований отечественных и зарубежных ученых с учетом личных впечатлений от встреч и бесед с соотечественниками из многих стран мира. В ней отмечается наметившееся сближение соотечественников и роль в этом процессе ассоциации «Ватан» («Родина»), инициатором создания и руководителем которой является сам А.А. Магомедов В книге тематически объединены исторические очерки и публицистика, путевые заметки и письма дагестанцев.

С особой душевной теплотой Абдулла Абдуллаевич повествует о Халил-Беге Мусаясуле - великом дагестанце, жизнь и творчество которого могут служить убедительным примером противостояния крупного таланта и большой социальной несправедливости. «Имя его было скрыто от нашего народа. Да так крепко, будто оно никогда не существовало в природе. И это несмотря на то, что Халил-Бег Мусаясул, родившийся в дагестанском селении Чох, во всем мире был признан одним из выдающихся художников ХХ в., имя его славили с трибуны ООН, произносили рядом с Пикассо, Сикейросом, Модильяни, Коненковым и другими корифеями изобразительного искусства; выставки его картин с триумфом проходили в Англии, Германии, Франции, Америке, Испании, Италии, Турции, Швейцарии и во многих других странах.... Недавно из Соединенных штатов Америки в Дагестан привезено более 100 полотен крупнейшего мастера западноевропейского искусства, академика - живописца и почетного члена многих академий художеств, дагестанца по происхождению Халил-Бега Мусаясула» .

Проведенный в работе анализ показывает, что профессору А.А.Магомедову удалось ознакомить соотечественников за рубежом с Дагестаном, его природой, историей, а дагестанцев -- с нашими соотечественниками, разбросанными по различным странам и континентам. Автор справедливо отмечает, что «существование дагестанского дальнего

зарубежья - уникальный феномен ХХ в. Изгнанное из Страны гор, меньшинство сумело не только способствовать сбережению национальной культуры и языка, но и внести свой вклад в мировую цивилизацию. Дагестанцы независимо от того, где они проживают, при сохранении своего национального самосознания - мощная движущая сила возрождения современного Дагестана».

В монографии «Становление Дагестана завтрашнего: самоузнавание, опасности и шансы» анализируется путь Республики Дагестан, пройденный в последние годы. Предметом глубокого анализа автора являются подъем общественной мысли и движения, этническая ситуация, риск исторического выбора и проблемы модернизации, поиск новых идентичностей и «моделей» развития Дагестана. Кроме того, монография восходит к нашим этноцивилизационным истокам, она ориентирована и на будущее. Написанная на стыке политологии, истории и философии, данная монография стала полем для раздумий и размышлений по самым национально значимым и сложным проблемам цивилизационной трансформации российского общества в целом, дагестанского, в частности. Специфика направленности и оригинальность методов исследования так же, как и своеобразие подходов исследователя к этнической проблематике, позволяет говорить о зарождении в Дагестане новой отрасли научного знания - этнополитологии.

Оригинален и стиль изложения анализируемого материала: строгая академическая мысль нередко перефразируется в публицистическую метафору. Здесь нет места нарочитой претенциозности или амбициозным поползновениям на законченность формулировок, на их единственную верность. Зато есть открытость, диалог и приглашение к сотрудничеству во имя достижения истины.

Весомый вклад в концепцию анализа дагестанской действительности конца ХХ в. находим во втором и третьем разделах работы, в которых подняты глубинные пласты послереволюционной и посткоммунистической

истории дагестанской действительности, нового цивилизационного и геополитического статуса Республики Дагестан Здесь также подвергнут анализу феномен «дагестанского номенклатурного капитализма», но не с позиций обличения, осуждения, а с точки зрения критического осмысления и прогноза его дальнейшего развития. Автор сохраняет почтительное отношение к идеям социализма несмотря на их обнаруживающуюся в наше время как никогда ранее утопичность.

Подкупают и радуют также зоркость историка-публициста, точность этнополитолога-аналитика, зрелость философа-мыслителя. Но вряд ли каждый из нас и в каждом случае готов разделить авторское видение и предполагаемые им способы разрешения национальных проблем, его «рецепты» по обустройству Дагестана, ибо мы в Дагестане пока не избалованы ни смелостью постановок теоретических проблем, ни мужеством отстаивания собственных научных рубежей, ни четкостью выражения этнополитического интереса.

Ценен и раздел, посвященный «модели» развития Дагестана. По сути это концептуальная схема. Автор здесь пытается дать свою «Формулу адекватного развития» Дагестана, которая не копировала бы ни западные, ни восточные «модели», а, не отвергая их совсем, на основе их достижений выработала бы специфическую для дагестанцев «модель».

Такой подход помогает автору выстроить определенную конфигурацию «общедагестанской интегративной идеи», суть которой он ищет в сфере таких понятий, как «духовность», «многопартийность», «единство в многонациональности» и т.д.

В центре внимания А.А. Магомедова находятся вопросы взаимоотношения личности и власти, формирования новой политической элиты, развития и совершенствования демократии в дагестанском обществе. Так, в работе «Что есть дагестанское общество сегодня?» он пишет: «Мое демократическое кредо состояло в том, что нет и не может быть универсальной, общеприемлемой формы демократии, одинаково

применяемой по всей России. Нам нужен конкретный подход, в частности, я категорически выступал против всенародного избрания глав районов». «Ну, как же Вы сейчас хотите, чтобы тухумы конфликтовали в горах?! Нельзя к демократии перейти так быстро...» Сколько нервов, слез и трагедий нам принесли «демократические» выборы, скольких друзей мы потеряли из-за них. Время показало, что я был прав. Сейчас даже президентов и губернаторов не избирают». Читатель может согласиться и не согласиться со столь категоричным выводом профессора А.А. Магомедова, но относительно Дагестана он абсолютно прав.

Да, существуют основополагающие, фундаментальные, базовые принципы демократии. Успех функционирования их во многом зависит от того, насколько они расширены, дополнены положениями, учитывающими региональные особенности, традиции и обычаи, не в последнюю очередь и менталитет народа.

Сегодняшнее дагестанское общество он называет промежуточным обществом различных народов, объединенных пока культурным прошлым, но в последний момент не связанных между собой духовно, идейно. Это общество, которое в начале 90-х гг. прошлого столетия уже выпало из советского цивилизационного, культурного поля и еще не создало своего. Автор прав, когда отмечает, что «деятельность людей, их поведение, отношение друг к другу, отношение к государству, собственности и т.д. определяется, в конечном счете, культурой. Нет культуры - не будет и нравственности. Культура, по образному выражению Магомедова А.А. - это и тормоза, которые сдерживают в человеке варварство, агрессию, насилие. Россию, естественно, и Дагестан постиг небывалый, беспрецедентный нравственный провал. Современный человек ничего не боится. Он не способен даже примириться с тем, что он умрет. А «героем времени» становится даже невежда. Рассуждения А. Магомедова свидетельствуют о том, что он переживает, пропускает через свою душу все, что происходит в конкретном ауле, районе, республике, стране в целом. Он не может

оставаться в роли простого созерцателя, выражает решительный протест несправедливости, предательству, от которых, к сожалению, не освободилось наше общество.

Через все работы А.А. Магомедова красной нитью проходит идея стабильности и единства Дагестана. В многонациональности он видит его силу, а не слабость.

Дагестан как полиэтнический ареал уникален. Здесь бок о бок живут представители более 100 этносов, десятки из них являются, условно говоря, «коренными». Единство дагестанского социума, как справедливо отмечает А.А. Магомедов, составляют аварец и даргинец, кумык и лезгин, лакец и табасаранец, агул и тат, русский и украинец, азербайджанец и армянин, цахур и рутулец и др. Их единение -- основа этнополитического облика современного Дагестана. Дагестанцев не разделяют и разные религии: ислам, христианство, иудаизм, буддизм. Далее он дает практически впервые в научной литературе определение дагестанскому народу: «Дагестанский народ - это исторически сложившаяся в процессе развития политическая, социокультурная общность граждан с единым самосознанием и самоназванием Родины, живущая на этнотерриториальной автономии Дагестан - республике - государстве (собственная конституция, государственная символика (герб, флаг), языки, легитимный орган власти, представительство в федеральных органах) в Российской Федерации. Нержавеющим стержнем этого единства является общность исторических судеб, психического склада, образа мыслей, обычаев и традиций наших народов».

Вопросы социально-экономического и историко-политологического анализа и политического положения современного Дагестана, сохраннения единства и стабильности республики в составе Российской Федерации, обеспечения внутридагестанского согласия рассматриваются в работах «Евразийский Дагестан: к итогам ХХ века», «Дагестан на историческом рубеже ХХ и ХХ1 веков (1991 - 2008 гг.) и герменевтическое непонимание».

Достаточное внимание в них уделено событиям, происходившим в августе -сентябре 1999 г. В этих работах А.А. Магомедов выдвигает свое видение решения проблем, с которыми Дагестан сталкивается в современных условиях. Работы удачно сочетают высокий уровень освоения теоретической и практической проблематики с простотой и доступностью изложения анализируемого материала.

В центре внимания автора находятся вопросы согласия, причем он рассматривает их не абстрактно, а в связи с конкретным человеком, личностью. «История говорит о том, что Дагестан никогда не был однозначным, одномерным, одноязычным. Он и редко бывал в едином культурном пространстве, достаточном для языка понимания. Понимание или непонимание, согласие или несогласие, заключаются не в национальных или религиозных проблемах, а в человеческой природе, его культуре и психологии». Автор отмечает, что существует множество эпизодов дагестанской истории, в которых непонимание сыграло роковую роль. В то же время, по мнению А.А.Магомедова, временный компромисс всегда достижим, особенно в судьбоносное, трагическое время. Автор прав. Так, на войну в Ботлихский и Цумадинский районы в августе - сентябре 1999 г. против агрессоров международных бандформирований, позабыв все обиды, разборки, распри, трудности и невзгоды, единым фронтом встали все народы Дагестана. Их представители проявили стойкость, преданность идеалам свободы, верность традициям дружбы и единства и вернулись оттуда, как справедливо пишет Абдулла Магомедов, дагестанцами, россиянами.

Высоко оценил роль дагестанского народа, его действия, направленные на служение Отечеству, В.В. Путин: «Люди просто без всякого подталкивания извне, из Федерального центра, взяли в руки оружие и встали на защиту интересов России... Это исключительный пример патриотизма, причем не только местного, дагестанского, российского патриотизма».

Общеизвестно, что в нашем обществе накопилось немало трудных проблем. И существеннейшая сторона проводимых преобразований с точки

зрения перспективы - в восстановлении нравственности везде и во всем как непреложной практической нормы жизни.

Анализируя ситуацию, сложившуюся в республике в 90-е гг., А.А. Магомедов справедливо отмечает, что «Дагестан тогда не имел аналога в России по уровню нестабильности, взрывоопасности, сложности геополитических, экономических, политических, этнических, конфессиональных и прочих проблем. Вопрос о способности сохранить и защитить нашу государственность становился основным». Далее автор пишет: «Власть в республике стала заложницей коррупции, служила ворам и рэкетирам. Все торговые точки, магазины, рынки, рестораны были разделены между бандитскими группировками. Бесчисленное количество фактов убийств, ограблений, похищений людей, появились повсеместно высокие заборы (в том числе вокруг правительственного здания) и бронированные двери - на заводах, в институтах, частных квартирах, госучреждениях. Государство, его органы не были способны обеспечить защиту своих граждан. Люди остались лицом к лицу с социальными бедами, стихиями, кризисами, духовными потрясениями». Приводимые в работах тезисы относительно слабости власти в дагестанском обществе в 90-е гг. аргументированы и подкреплены конкретными примерами. Мы опять возвращаемся к нравственности - основе человечности. Мы солидарны с А.А.Магомедовым, который считает, что в центре всей нашей работы должны стоять социально-духовные, нравственные характеристики общества и человека. Но это значит, что любое неблагополучие в общественной нравственности - тревожный сигнал о просчетах в политике, экономике, культуре, социальной сфере. В этой связи следует подчеркнуть, что если человек думает одно, говорит другое, а делает третье, то успех не обрести, распад общества неизбежен, ибо нарушается один из коренных принципов нравственности - правды, политической честности и порядочности.

А.А. Магомедов подчеркивает, что в сложные 90-е гг. руководство республики при всех трудностях, выпавших на их долю, оказалось на высоте

и сумело предотвратить распад республики. «В том простом факте, что упадок Дагестана в 90-е гг. не превратился в распад и катастрофу, имеется историческая заслуга Магомедали Магомедовича Магомедова». Речь идет о руководителе республики, Председателе Государственного Совета, который в трудные и сложные 90-е гг. руководил Дагестаном.

Известно, что идет острая схватка между крайним индивидуализмом и коллективизмом, между ценностями добра и зла. В этой схватке при всех сложностях сегодняшнего дня победят ценности общечеловеческие, соответствующие менталитету дагестанского общества. Эта проблема также нашла рассмотрение в трудах профессора Магомедова А.А. «Крайний индивидуализм не вписывается в нашу действительность. У нас радиус родственных связей намного шире, чем на Западе. Коллективизм и взаимопомощь мы сохраняем на уровне семьи, тухума, друзей, коллег по работе; уважая традиции и обычаи предков, прислушиваемся к советам родителей, старших, аксакалов».

В книгах А.А. Магомедова большое внимание уделено такой важной проблеме, какой является проблема ответственности вообще, дагестанской в частности. «Мы не хотим «сыпать соль» на раны трудностей республики. Определенную ответственность за нынешнее положение республики должна брать на себя дагестанская интеллигенция, прежде всего, ее научная, культурная и техническая часть». Действительно, ведь речь идет о возрождении края, особенно основ его цивилизации - дагестанских аулов. Поэтому наше будущее определит наша инновационная способность, способность народа, власти, интеллигенции, справедливо отмечает автор. Далее он продолжает: «А что интеллигенция? Она замкнулась в «себе», не хочет брать ответственность за будущее Дагестана, стремясь к предельной консервации существовавших порядков. Интеллигенция почти еженедельно, а иногда и ежедневно получает награды, звания заслуженных деятелей науки, искусства, образования, здравоохранения и этим довольствуется». «Где же дагестанская интеллигенция - «чувствилище» народа. Интеллигенция стояла

на обочине социального прогресса, не выражала интересов народа. В определенном смысле стала чуть ли не вненациональной. «Интеллектуалы» плодили книги, брошюры, статьи, спектакли, телепередачи, вообще никому не нужные, не отвечающие потребностям времени. Она предала в 90-е гг.свою республику, ее народы номенклатурному и криминальному капитализму чиновникам, государственной бюрократии и преступному миру».

Это не означает, что Магомедов недооценивает возможности интеллигенции. Наоборот, он подчеркивает, что, обладая солидным научно-творческим потенциалом, дагестанская интеллигенция не сумела направить этот потенциал на осуществление реформ, не сумела воздействовать в полной мере на принимаемые решения.

В монографии «Дагестан на историческом рубеже ХХ и ХХ1 веков (1991 - 2008 гг.) и герменевтическое непонимание» профессор А.А. Магомедов обстоятельно пишет о событиях, происшедших в Махачкале 2021 мая 1998г., которые трактовались как попытка государственного переворота, других конфликтных ситуациях, попытается выяснить причины этих и других явлений. Автор прав, когда отмечает, что «никогда еще наши люди не были расколоты такими многочисленными противоречиями».11 Республика выдержала эти и другие испытания и вышла из них окрепшей. «Центральная и решающая роль в урегулировании конфликтных ситуаций, по мнению большинства аналитиков, безусловно, принадлежала Председателю Государственного Совета РД М.М. Магомедову. Все нити больших и малых конфликтов, противоречий, разногласий шли именно к нему. Он стал как бы профессиональным конфликтологом №1 и прошел через их горнило»,- - справедливо пишет А.А. Магомедов.

В работах А.А.Магомедова отмечается, что для республики в 90-х гг. характерны были «хаос, воровство, коррупция, произвол, убийство и террор. Безнаказанность порождала новые и новые убийства. Ни одно резонансное, громкое убийство не было раскрыто. С 2000 г. в республике было совершено

более 100 терактов. При этом вплоть до 2006 г. наблюдалась динамика роста их количества, а наибольшее число терактов пришлось на 2005 г. Большое внимание уделено позитивным переменам, происходящим в республике с приходом к власти в качестве Президента М.Г. Алиева.

Современную политическую ситуацию в Дагестане А.А.Магомедов характеризует как более стабильную и защищенную на ближайшее время от потрясений. В республике наблюдается устойчивый экономический рост, вместе с которым повышается заработная плата и уровень жизни людей.

По мнению автора анализируемых работ, жизнь нашего общества и каждого из его членов должна опираться на такие ценности, как свобода, справедливость и солидарность.

В центре внимания автора находится понятие «суверенная демократия». По его мнению, суверенная демократия представляет собой самодостаточную форму политической и социальной организации общества и государства, основанную на признании народа источником власти и законодательном наделении граждан равенством и широким кругом прав и свобод. Для нас суверенная демократия - это право народа делать свой выбор, опираясь на собственные традиции и законы, обеспечение национальной безопасности, недопущение подчинения внешнему влиянию, навязывания нам чуждых демократических моделей или правил.

Считаем, что представляют определенный научный интерес рекомендации Президенту Республики Дагестан М.Г. Алиеву, которые были приняты на расширенном совете Конгресса интеллигенции Дагестана 15 апреля 2008 г. Рекомендации касаются кадровой и аппаратной политики, а также внутренней политики Республики Дагестан. Автором проекта рекомендаций является сам А.Магомедов.

Монографии доктора политических наук, профессора, действительного члена Российской академии социальных наук А.А.Магомедова являются отрадным явлением в нашей политологической литературе. Они, безусловно, будут востребованы политологами, философами и историками, научными

работниками и преподавателями, аспирантами и студентами. Работы Магомедова будут интересны всем, кто связан с выработкой современной политики. Обобщенный в них опыт поучителен для работников государственной службы, для нынешних лидеров и всех, кому дороги гуманистические идеалы.

Х. Г. Адзиев

кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и социологии Даггоспедуниверситета

Н. Н.Гасанов

кандидат философских наук, профессор кафедры политологии и социологии Даггоспедуниверситета

Адзиев Х. Г., Гасанов Н. Н. Вклад в региональную политологию.

Статья посвящена анализу научных трудов известного дагестанского ученого, доктора политических наук, профессора А.А.Магомедова. Его монографии «Дагестан и дагестанцы в мире», «Становление Дагестана завтрашнего: самоузнавание, опасности и шансы», «Евразийский Дагестан: к итогам XX века», «Дагестан: интеллигенция и власть», «Что есть дагестанское общество сегодня?», «Дагестан на рубеже XX-XXI веков (1991 -2008гг.) и герменевтическое недопонимание» и другие посвящены актуальным политическим процессам, происходящим за последние 15 лет в Республике Дагестан.

Ключевые слова: диаспора, единство многообразия, герменевтическое непонимание, дагестанская национальная идея, базовые ценности, дагестанская политология, компромисс, интеллигенция, суверенная демократия.

Adziev H. G. ,Gasanov N. N. Contribution to the regional politology. The article deals with the analysis of scientific works of the famous Dagestan scientist, doctor of political sciences, professor A.A. Magomedov. His monographs "Dagestan and Dagestan people in the world", "Tomorrow Dagestan'' formation: self-recognition, danger and chances", "Eurasian Dagestan: to the results of XX century", "Dagestan: intelligentsia and power", "What is Dagestan society today?", "Dagestan on the verge of XX-XXI centuries (1991 - 2008) and hermeneutic misunderstanding" and others, are dedicated to the actual political processes, taking place in Dagestan Republic in last 15 years.

Key words: Diaspora, unity of variety, hermeneutic misunderstanding, national idea of Dagestan, base values, political science of Dagestan, compromise, intelligentsia, sovereign democracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.