Научная статья на тему 'Национальная политика на Северном Кавказе: вызовы и ответы XXI века (проблемы Российской государственности'

Национальная политика на Северном Кавказе: вызовы и ответы XXI века (проблемы Российской государственности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1503
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная политика на Северном Кавказе: вызовы и ответы XXI века (проблемы Российской государственности»

© 2006 г. В.Д. Дзидзоев

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ: ВЫЗОВЫ И ОТВЕТЫ XXI ВЕКА (ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ)

Республики Северного Кавказа - Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская, Дагестан, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская - представляют собой наиболее многонациональные субъекты Российской Федерации.

К началу демократических преобразований в СССР они унаследовали от прошлого проблемы в экономической и социальной сферах, а также в межнациональных отношениях. Во-первых, это отсутствие продуманной национальной и федеративной политики. Существовало политическое недоверие к коренным народам Северного Кавказа, которое проявлялось в том, что республики и автономные области возглавлялись приезжими из Москвы русскими партийными функционерами. Так, Д.Г. Завгаев был первым чеченцем, которому Москва доверила в 1989 г. должность первого секретаря Чечено-Ингушского обкома КПСС. Все 14 предыдущих партийных руководителей Чечено-Ингушетии были русскими или представителями других народов. Русские партийные функционеры возглавляли Карачаево-Черкесию (Мураховский), Кабардино-Балкарию (Елисеев), Северную Осетию (Одинцов) и т.д. Кроме того, ключевые должности (например, председателя КГБ, министра внутренних дел, прокурора, зав. отделом административных органов обкома партии и т.д.) в республиках и областях Северного Кавказа, как правило, занимали русские.

Именно отсутствием продуманной национальной политики можно объяснить то, что Северный Кавказ развивался в основном по остаточному принципу.

Во-вторых, наличие нерешенных вопросов у репрессированных в годы Великой Отечественной войны народов (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, турок-месхетинцев) и в то же время постоянное заигрывание союзного (М.С. Горбачев) и федерального (Б.Н. Ельцин) центра с ними.

В-третьих, стремительное падение уровня жизни основной части населения региона, рост безработицы, наркомании, пьянства, численности бездомных детей, правонарушений и т. д. В-четвертых, проблемы разделенных народов (осетин, лезгин, ногайцев и т.д.) и территориальные претензии одних народов к другим. В-пятых, безработица и как ее следствие массовое отходничество, спекуляция и рост преступности. Власти официально не признавали существование безработицы, но фактически она была во всех республиках Северного Кавказа. Огромная армия отходников (в простонародии - «шабашники»), которых власти окрестили «тунеядцами», разъезжающими за «длинным рублем», на самом деле искали в республиках бывшего СССР (в основном в Узбекистане, Таджикистане, Кир-

гизии, Казахстане и т.д.) подходящую сезонную работу, которая бы оплачивалась более или менее хорошо.

На заработки вместе с родителями выезжало большое количество детей и юношей коренных народов Северного Кавказа. Значительная их часть осталась в бывших советских республиках, которые с 1991 г. стали независимыми государствами. В 90-е гг. XX в. бывшие «шабашники» из республик Северного Кавказа, получившие в советские времена постоянную прописку в Средней Азии и Казахстане, стали массово возвращаться (многие из них в статусе «беженцев») на историческую родину, создавая немалые проблемы в экономической, общественно-политической, демографической сфере, межнациональной ситуации.

Общественно-политическая обстановка на Северном Кавказе заметно осложнялась требованием ингушей вернуть Пригородный район Северной Осетии под юрисдикцию Чечено-Ингушетии (а впоследствии -Ингушетии) и требованием чеченцев-аккинцев вернуть им Новолакский (до 1944 г. Ауховский) район Дагестана. Ситуация усугублялась тем, что значительная часть населения (осетины, кабардинцы, черкесы, русские, аварцы, лакцы, даргинцы и др.) «добровольно-принудительно» была переселена в 1944 -1945 гг. в дома выселенных балкарцев, кабардинцев, чеченцев и ингушей. А в 1957 г., когда депортированные народы Северного Кавказа вернулись на историческую родину, переселившимся в их дома и прожившим там 13 лет народам (по воле и распоряжению органов государственной власти!) пришлось срочно оставлять обжитые дома. Численность таких переселенцев составляла сотни тысяч семей. Решение назревших вопросов затягивалось, это создавало новые проблемы в сфере национальной политики и межнациональных отношений. В начале 90-х гг. ХХ в. после распада СССР многие очаги межнациональной напряженности и конфликты из латентного состояния перешли в открытые и стали серьезной угрозой национальной безопасности Российской Федерации на юге страны (осетино-ингушские отношения, перешедшие в недельную межнациональную войну осенью 1992 г., российско-чеченские отношения и первая война федерального центра с Чеченской Республикой в 1994 - 1996 гг., вооруженное противостояние народов в Дагестане, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и т.д.).

В процессе распада СССР у значительной части населения Северного Кавказа усилился социально-психологический и духовно-нравственный дискомфорт, который способствовал пробуждению религиозного (в основном исламского) и национального самосознания, появлению и активизации различных националь-

ных и религиозных партий, объединений и движений. Так возникли «Садвал», «Тенглик», «Бирлик», движение им. имама Шамиля и другие в Дагестане; Зеленое движение, Исламская партия возрождения, партия «Исламский путь» и общество «Кавказ», создавшие в 1990 -1991 гг. в Чечено-Ингушетии оппозиционный блок «Общенациональное движение чеченского народа» (ОДЧН) с целью реализации идеи «суверенитета Чеченской республики»; Народный союз «Нийсхо», ингушских неформалов в Чечено-Ингушетии в 1989 г., требовавший создания Ингушской республики и включения в ее состав Пригородного района Северной Осетии (до 1944 г. этот район принадлежал ЧИ-АССР, однако в 1957 г. при восстановлении упраздненной в 1944 г. ЧИАССР последнему вместо Пригородного района были переданы три района из Ставропольского края - Шелковской, Наурский и Каргалин-ский); «Адыгэ Хасэ» кабардинских неформалов и «Тёре» (Балкарский форум) балкарских неформалов в начале 90-х гг. в Кабардино-Балкарии. Эти и другие национальные и религиозные партии, объединения и движения первоначально возникли на волне демократизации, гласности, перестройки. Определенная часть населения региона возлагала на них надежды на возрождение языков, традиционной культуры своих народов, стабилизацию общественно-политической обстановки и т.д. Однако очень скоро наметилась опасная тенденция к политизации некоторых их них. А по их примеру почти все остальные активно включились в политические процессы, которые бурно, противоречиво и болезненно происходили в республиках Северного Кавказа.

Этнополитические конфликты в 90-е гг. сопровождались возрастанием оттока русских и русскоязычных. Этому негативному процессу способствовали также спад производства и давление различных мафиозно-криминальных группировок, боровшихся за сферы влияния и власть.

После распада СССР существенно изменилось геополитическое положение Северного Кавказа. Многие коренные народы региона (например, осетины, лезгины, аварцы, балкарцы, карачаевцы, ингуши, чеченцы и др.) отдалены от своих этнических братьев (южных осетин, проживающих в непризнанной республике Южная Осетия и в Грузии, аварцев, проживающих в Грузии, лезгин - в Азербайджане, балкарцев, карачаевцев, ингушей, чеченцев - в Казахстане и Киргизии) государственной границей Российской Федерации. Кроме того, некоторые северокавказские народы (например, даргинцы, кумыки, лакцы, аварцы, ногайцы, осетины, ингуши, чеченцы и др.) отдалены от своих этнических братьев административно-территориальными границами. Так, например, несколько десятков тысяч осетин проживают в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставрополе, Москве, десятки тысяч ингушей и более 10 тысяч кумыков - в Северной Осетии, десятки тысяч даргинцев, аварцев и других народов Дагестана - в Ставропольском крае и т.д.

Дагестан и Северная Осетия с 1991 г. стали приграничными республиками Российской Федерации,

имеющими общую границу с шестью независимыми государствами (в некоторых из них общественно-политическая, межнациональная обстановка достаточно сильно накалена. Дагестан граничит с Азербайджаном, Грузией (по суше), Казахстаном, Туркменией и Ираном (по Каспийскому морю). Северная Осетия граничит с Грузией (по суше). Добавим к этому, что Российская Федерация вытесняется с азербайджанского рынка, который с большой пользой для себя осваивают Иран и Турция.

Необходимо учитывать геостратегическое значение республик Северного Кавказа. Дагестан и Северная Осетия могли бы играть более заметную и эффективную роль в развитии взаимовыгодных экономических отношений Российской Федерации с Грузией, Арменией, Азербайджаном, а также странами Среднего и Ближнего Востока. Дагестан может помочь в решении проблем Российской Федерации по использованию природных ресурсов Каспийского моря. Имея более 400 километров прибрежной зоны, он мог бы при поддержке федерального центра активнее подключиться к разработкам запасов нефти и газа в акватории Каспийского бассейна.

В нынешних условиях, когда федеральный центр должен, на наш взгляд, во-первых, укреплять единство Российской Федерации на демократических началах и, во-вторых, утвердить равноправные отношения между всеми народами страны, необходимо проводить более эффективную национальную и федеративную политику, которая бы максимально учитывала ошибки прошлого. При этом нужно иметь в виду следующие обстоятельства.

За рубежом (в Турции, Сирии, Иордании и т.д.) проживает многомиллионная северокавказская диаспора, сформировавшая на протяжении последних 140 лет (мухаджирство после окончания Кавказской войны 1859 г., миграция в союзные республики СССР, прежде всего в Таджикистан, Казахстан, Киргизию, Туркменистан, Азербайджан, Грузию и т.д.). В результате распада СССР и установления государственной границы между Российской Федерацией, Грузией и Азербайджаном значительная часть осетин, лезгин, аварцев, цахуров проживают в непризнанной республике Южная Осетия, в Грузии и Азербайджане.

На территории Российской Федерации проживает более 100 тыс. выходцев с Кавказа. В последние годы из-за различных причин большая часть северокавказской диаспоры покидает места прежнего проживания и возвращается в свои республики, что создает огромные проблемы почти во всех сферах жизни.

Наболевшим вопросом для Российской Федерации в сфере этнополитики на Северном Кавказе является чеченский кризис, связанный с грубейшими ошибками федерального центра в 90-е гг. и чеченским сепаратизмом, причины которого кроются в отсутствии эффективной и продуманной национальной политики на Северном Кавказе, передаче чеченским сепаратистам российского оружия, сомнительных нефтяных и финансовых операциях, в результате которых укреплялся режим Дж. Дудаева; необъявленной российско-

чеченской войне в 1994 - 1996 гг. с ее катастрофическими последствиями.

Она явилась результатом не только противоречий федерального центра и мятежной Чеченской республики, но и ошибок Б.Н. Ельцина и его ближайшего окружения.

Более сложный характер имела вторая российско-чеченская война (1999 - 2002 гг.), начавшаяся с нападения чеченских боевиков во главе с Ш. Басаевым и Хаттабом в августе 1999 г. на Дагестан. Таким образом, Чеченская Республика развязала войну с Российской Федерацией. В военные действия были втянуты и другие народы Северного Кавказа (аварцы, даргинцы, кумыки и др.).

Общественное сознание переполнено ложной информацией о двух российско-чеченских войнах, о противостоянии федерального центра и Чечни, в целом о Северном Кавказе. В этом «особая заслуга» принадлежит СМИ, некоторым «специалистам по Кавказу», которые развернули антикавказскую (в более узком варианте античеченскую) истерию.

Серьезным очагом межнациональной напряженности является зона «осетино-ингушского конфликта» 1992 г. Анализ причин, хода и последствий конфликта убеждает в том, что он стал следствием кризиса национальной политики и федеративного устройства Российской Федерации. Он может иметь продолжение и в наши дни. Так, на 28 марта 2005 г., по инициативе общественно-политического движения «Аххи-Ютр», в Ингушетии планировался общенациональный митинг, где предполагалось «принять резолюцию с требованием к федеральной и республиканской властям реализовать положения законов «О реабилитации репрессированных народов» и «Об образовании Ингушской республики», а также судебных решений по вопросам возвращения отторгнутых у ингушей территорий» [1]. Отметим, что определенные силы в Республике Ингушетия до сих пор добиваются в одностороннем порядке, в нарушение Конституций Российской Федерации и Республики Северная Осетия -Алания, пересмотра существующих уже более 60 лет административно-территориальных границ на Северном Кавказе. Введение в действие с 1 января 2006 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающего четкое определение границ территорий муниципальных образований, стало удобным поводом для озвучивания вопроса о «старой границе между Северной Осетией и Ингушетией». Снова (как в начале 90-х гг.) накаляются страсти в Ингушетии и появляется обращение Народного Собрания (парламента) Республики Ингушетия «К Президенту Российской Федерации о необходимости образования государственной комиссии по определению и установлению административной границы РИ» [1].

Те силы, которые добиваются изменения административно-территориальных границ в одностороннем порядке, без учета мнения народа и руководства Северной Осетии, ее Конституции и Конституции Российской Федерации, создают опаснейший прецедент, возвращают Северный Кавказ в преддверие кровавого 1992 г.

Призывы к односторонним изменениям границ субъектов, а тем более ультиматумы и угрозы одних народов другим заметно ослабляют государственные устои России.

При формировании кавказской политики необходимо иметь в виду проблемы разделенных народов (осетин, русских, лезгин и др.). Так, например, существование непризнанной Республики Южная Осетия является своеобразным катализатором напряженности на Северном Кавказе. От благополучия южных осетин, подвергающихся притеснениям со стороны Грузии, во многом зависит общественно-политический климат и в Северной Осетии, и в целом в регионе.

Повышенного внимания требуют к себе социально-экономические проблемы, связанные с малоземельем, ростом безработицы, избытком трудовых ресурсов. Власти должны установить мораторий на пересмотр спорных границ (между осетинами и ингушами, ингушами и чеченцами, чеченцами и дагестанцами и т.д.). Следует добиться соблюдения всех статей Конституции Российской Федерации. Ей должны соответствовать Конституции республик Северного Кавказа, как и других республик, в противном случае увеличиваются шансы сторонников развала нашей страны (по примеру СССР).

Федеральный центр в кратчайшие сроки должен обеспечить государственную безопасность России и законность на всей территории Северного Кавказа, расформировать и разоружить все бандгруппы, криминальные структуры, религиозно-экстремистские организации. Позитивную роль в этом может сыграть скорейшее подписание договора о разграничении предметов ведения и полномочий федерального центра и Чеченской Республики.

Представляется необходимым осуществление целого ряда крупных проектов социально-экономического, идейно-политического, духовно-нравственного и даже военного характера, которые бы в конечном итоге позволили преодолеть кризис на Северном Кавказе, в целом в Южном федеральном округе. От решения этой задачи зависит целостность и безопасность не только Северного Кавказа как наиболее кризисного региона, но и всей Российской Федерации. В социально-экономической сфере федеральному центру необходимо сосредоточиться на следующих позициях.

Разработать всесторонне продуманный и апробированный экономической паспорт (план) Северного Кавказа для определения тактики и стратегии его развития. Сюда должны быть включены достоверные сведения о природных богатствах региона, возможностях их использования, рынке труда, демографические данные, емкости внутреннего рынка, состояние секторов материального производства, инвестиционная ситуация в каждой отдельно взятой республике и т.д.

Федеральный центр, учитывая ошибки 90-х гг., должен разработать программу легализации экономической деятельности в каждой отдельно взятой республике и в целом в регионе. Здесь необходимо обеспечить финансовую прозрачность использования каждой республикой средств федерального центра. Следует также разработать эффективные механизмы контроля

над производством нефтепродуктов, винно-водочной продукцией, розливом минеральных вод и т.д.

Назрела потребность в том, чтобы сформулировать перечень объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, в том числе по федеральным целевым программам, учитывая мнение ученых-экспертов.

Необходимо принять экстренные меры для восстановления и развития сельского хозяйства в республиках Северного Кавказа. Некоторые из них в недалеком прошлом имели весьма высокие показатели в животноводстве, овцеводстве, садоводстве, виноградарстве. Они обеспечивали не только себя, но и другие республики и регионы бывшего СССР сельскохозяйственной продукцией. Однако в 90-е гг. в силу многих обстоятельств, связанных с кризисом российской государственности, традиционные для Северного Кавказа отрасли сельского хозяйства пришли в упадок. Кроме того, надо разработать продуманную до мелочей программу по водообеспечению и развитию мелиорации, принять жесткие меры для приостановления процесса банкротства сельскохозяйственных организаций в республиках Северного Кавказа.

Совместно с руководством республик Северного Кавказа федеральному центру следует в кратчайшие сроки обеспечить занятость населения, предусмотреть в республиканских бюджетах выделение средств на софинансирование, развитие традиционных отраслей сельскохозяйственного производства (например, в Северной Осетии - животноводство, в Дагестане - виноградарство, в Кабардино-Балкарии - животноводство и овцеводство и т.д.), создать благоприятные условия для развития гидро-энергетического комплекса в регионе, продолжить работы по вводу в эксплуатацию так называемых малых гидроэлектростанций (Зара-магская в Северной Осетии, Черекская в Кабардино-Балкарии, Ирганайская в Дагестане и т.д.). Для их строительства необходимы финансовые ресурсы в больших объемах. Однако власти, как в центре, так и на местах должны найти источники финансирования (которые имеются в Российской Федерации).

Целесообразно организовать в республиках Северного Кавказа массовое строительство доступного для большинства населения жилья и создания рабочих мест, используя все возможности республик и федерального центра, в том числе целевую программу «Социальное жилье», разработанную комитетом Госдумы по обороне с участием военных и гражданских специалистов. Она предусматривает максимальное использование внебюджетных источников финансирования.

Значительно оживит экономическую и социальную жизнь республик Северного Кавказа массовое развитие альтернативных видов связи (например, сотовой). Нам представляется не только возможным, но и необходимым разработать программу их развития. Реализация такой программы, на наш взгляд, позволит оперативнее бороться с терроризмом, кризисными ситуациями на территории Северного Кавказа, в целом Российской Федерации.

Необходимо устранить все барьеры на пути развития курортного и туристического бизнеса на территории Северного Кавказа и в кратчайшие сроки решить вопрос создания эффективного федерального органа, который бы умело управлял этой работой (в функции федерального агентства по туризму, созданного в ноябре 2004 г., вопросы курортологии не входят).

Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия и другие республики региона с помощью федерального центра могли бы укрепить материальную базу туризма, расширить географию и многообразие туристических маршрутов и на этом зарабатывать ежегодно сотни миллионов рублей. Однако для этого нужны долгосрочные льготные кредиты для физических и юридических лиц, которые занимаются строительством курортно-туристических баз.

Необходимо осуществить также целый ряд важных мер в организационно-административной системе региона. Так, например, заметно осложняют общественно-политическую и морально-психологическую атмосферу многочисленные блок-посты милиции на федеральных трассах и административных границах субъектов Российской Федерации. Многолетний опыт проживания на Северном Кавказе и почти ежедневное соприкосновение с сотрудниками МВД на трассах убеждает в том, что эти блюстители порядка довольно часто становятся рассадниками коррупции, вседозволенности, своеобразными «кормушками» для вышестоящих милицейских чинов. Следует возложить функции контроля за передвижением транспорта на мобильные сводные отряды, состоящие из сотрудников налоговых органов, ФСБ, таможенной службы, которые бы более эффективно осуществляли проверки на дорогах. Снятие искусственных барьеров на административных границах между республиками Северного Кавказа поможет оздоровлению общественно-политической обстановки и повысит доверие хотя бы определенной части населения к федеральному центру.

До сих пор не придавалось серьезного значения научным исследованиям, посвященным многообразным проблемам Кавказа (межконфессиональные и межнациональные отношения, сепаратизм, политический экстремизм, терроризм и т.д.). Для углубленных разработок в этой области необходимо создать научно-исследовательский институт Кавказа в системе РАН (точное название института и местонахождение можно было бы определить с учетом всех обстоятельств и особенностей региона). Представляется, что такой институт должен иметь в каждой республике свой филиал, изучать этнические, этнополитические и конфессиональные процессы в регионе, разрабатывать текущие и долгосрочные перспективные планы и предложения для органов республиканской и федеральной власти по стабилизации общественно-политической и межнациональной обстановки на Северном Кавказе, в целом Российской Федерации.

В настоящее время в каждой республике Северного Кавказа имеется научно-исследовательский институт гуманитарной направленности, который занимается этнополитическими исследованиями. Однако

научные исследования, как правило, замыкаются в пределах своих республик и не носят системного характера. Создание Института Кавказа позволило бы повысить качество научно-исследовательских работ и разработку долгосрочных предложений для органов власти.

Для нормализации общественно-политической обстановки в регионе следует создать законодательные, административные и другие необходимые условия для возвращения всех россиян независимо от их национальной и религиозной принадлежности в пределы Российской Федерации, в том числе и в республики Северного Кавказа. Многие россияне оказались за пределами Российской Федерации в силу известных событий 90-х гг. Сегодня Россия очень нуждается в своих соотечественниках. Кроме всего прочего, они бы увеличили число работоспособного населения. Решение этой задачи представляется актуальным, не требующим доказательств. В этой связи необходимо принять закон Российской Федерации «О репатриации», который бы предусматривал целый комплекс мер государственной поддержки наших соотечественников, оказавшихся за пределами Российской Федерации.

Еще одна большая проблема национальной и федеративной политики связана с многочисленными потоками беженцев и вынужденных переселенцев. Необходимо уравнять в правах на получение денежных компенсаций всех, кто возвращается в места своего прежнего проживания, и тех, кто по различным причинам не хочет возвращаться туда же (например, многие русские и русскоязычные не желают возвращаться в Чеченскую республику и в Республику Ингушетия, тем не менее они пострадали и, где бы они не обустроились, им должны причитаться компенсационные выплаты). Вопрос возвращения насильственно переселенных народов в места их традиционного проживания (например, ингуши - в Северной Осетии, лакцы - в Дагестане, русские - в Ингушетии и Чечне и т.д.) заметно осложняет общественно-политическую обстановку и межнациональные отношения в регионе. В этой связи необходимо обратить особое внимание на разработку четких механизмов предоставления конкретной финансовой помощи гражданам Российской Федерации, лишившимся своего имущества, включая дома и квартиры, в результате вооруженного нападения ингушских национал-экстремистов на Северную Осетию осенью 1992 г. (так называемый «ингушско-осетинский конфликт»). Здесь, конечно же, следует провести строгую и объективную инвентаризацию и определить сумму финансовых затрат для решения проблем обустройства, пострадавших. Необходимо четко определить источники и сроки финансирования этих расходов. Пострадавшие люди независимо от их национальности должны получить конкретную государственную помощь путем перечисления на их банковские счета определенной суммы денег, достаточной для строительства дома или приобретения жилья. В то же время осетино-ингушские отношения не нормализуются до тех пор, пока феде-

ральное правительство не пересмотрит Федеральный закон «О реабилитации репрессированных народов» от 26 апреля 1991 г. (ст. 3 и 6, предусматривающие территориальную реабилитацию), ставший детонатором напряженности между Ингушетией и Северной Осетией и в целом на Северном Кавказе.

Федеральный центр совместно с республиками Северного Кавказа должен противодействовать распространению в регионе политического и религиозного экстремизма, служащего базой для различных террористических организаций и объединений. После масштабной трагедии Беслана (1 - 3 сентября 2004 г.) не должно быть никаких сомнений в необходимости жестких мер против организации радикальных течений любой религии, включая ислам не только на территории Северного Кавказа, но и всей Российской Федерации. В этой связи представляется необходимым и логичным проводить обучение священнослужителей (мусульманских, православных, буддийских и т.д.) по специальным программам в Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, распространить такую методику и практику на филиалы Академии, функционирующие на территории Северного Кавказа и всего Южного федерального округа.

Следует обратить особое внимание на концепцию так называемой «американской модели» государственно-церковных отношений, которую определенные политические и религиозные силы хотят распространить и у нас. Суть ее сводится к тому, чтобы уравнять в правах традиционные религии (христианство, ислам, буддизм и т. д.) с различными, порой сомнительными новообразованиями и течениями в исламе, христианстве и т.д. На практике это позволит экстремистским религиозным организациям, базирующимся, например, на идеологии ваххабизма, получать узаконенный статус и таким образом вести борьбу против инакомыслящих и даже против существующей государственной системы Российской Федерации. В этой связи необходимо разработать правовую базу о взаимоотношениях религии и государственных органов власти в соответствии с историческим традициями не только народов Северного Кавказа, но и других народов Российской Федерации, исходя из национальных интересов Российской Федерации, безопасности и процветания ее народов.

Надо еще раз вернуться к «Концепции национальной государственной политики», которую следует дополнить конкретными предложениями, касающимися Северо-Кавказского региона. Пока же на местах, к сожалению, не видят перспектив развития этой концепции.

Целесообразно обратить особое внимание на цели и приоритеты средней общеобразовательной школы, которая непосредственно взаимосвязана с национальной политикой государства. Нужно решить серьезную задачу гармонизации в сфере образования, которая должна сочетать общегосударственные интересы и интересы каждого отдельного народа Российской Федерации. Для этого необходимо внести ясность в при-

оритеты средней школы. Общеобразовательная школа должна активно выступать в качестве надежного инструмента формирования интернационалистской психологии личности, проще говоря, межнациональной и межрелигиозной толерантности, так как именно в школе формируется личность интернационалиста, патриота, достойного гражданина нашего многонационального Отечества.

В образовательной сфере особая роль принадлежит гуманитарному циклу, и в первую очередь отечественной истории. Содержание федерального и национально-республиканского (национально-регионального) компонентов должно определяться установками на формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности, общероссийской идентичности, российского патриотизма. Для этого Министерство образования и науки Российской Федерации совместно с республиканскими министерствами должно разработать и реализовать продуманный план взаимодействия и взаимодополнения федерального и национально-республиканского компонентов, определяющих суть общего образования как в регионе, так и в масштабах страны. В программу всех учебных заведений следует включить такие предметы, как «Геополитика России на Кавказе», «Русско-Кавказкие взаимоотношения в прошлом и настоящем», «История и культура народов Северного Кавказа», «Национальная политика и межнациональные отношения на Кавказе» и др. они принесут большую пользу в деле формирования культуры межнационального общения и толерантности.

Необходимо обратить пристальное внимание на разного рода неточности и противоречия, содержащиеся в монографической и учебно-методической литературе по истории отдельных народов Северного Кавказа, что создает серьезные проблемы в формировании исторического сознания народов, особенно молодежи. Обилие такого материала нужно в срочном порядке привести в соответствие с историческими реалиями, он должен максимально соответствовать отечественной исторической науке. В настоящее время, к большому сожалению, мы встречаемся с огромным потоком околонаучной исторической литературы, которая порой способствует формированию национализма, национальной исключительности, русофобии, являемся свидетелями многочисленных фальсифика-ционных исторических трудов, в которых искажается история народов Северного Кавказа, в целом Российской Федерации. Массированным атакам дилетантов истории, фальсификаторов исторической науки подвергаются многовековые русско-кавказские взаимоотношения, в результате чего, конечно же, страдает научная достоверность и объективность. Фальсифи-кационные исторические труды, используемые в образовательном процессе в республиках Северного Кавказа, превращают их в мощный инструмент политической борьбы и межнационального противостояния. Нужно ли доказывать, что такие «научные труды» по отечественной истории способствуют не интеграции образовательного, культурного и этнополити-

ческого пространства Российской Федерации, а дезинтеграции и межнациональному противостоянию?

Федеральному центру необходимо обратить внимание на Абхазию и Южную Осетию, где проживает достаточно много граждан Российской Федерации. В этих непризнанных государствах абсолютное большинство населения тяготеет к России и к русской культуре, что подтвердили в начале 90-х гг. референдумы по этому вопросу. Представляется целесообразным организовать подготовку специалистов в различных областях знаний для Абхазии и Южной Осетии в крупнейших вузах и научно-исследовательских институтах Российской Федерации. Есть смысл и в том, чтобы для республик Северного Кавказа возобновить систему квот по направлению наиболее талантливой молодежи на учебу в вузы Москвы, Санкт-Петербурга, другие крупные города Российской Федерации. В то же время можно было бы разработать целый комплекс мер для русских студентов, которые бы обучались на льготных условиях в наиболее престижных вузах республик Северного Кавказа. В этом залог успешного развития образовательной системы в многонациональной Российской Федерации.

Следует однозначно определить на статус российских военных баз в Закавказье и открыто заявить всему миру, что бывшие советские республики Грузия, Армения и Азербайджан, ставшие с начала 90-х гг. независимыми суверенными государствами, являются зоной национальных интересов Российской Федерации.

Если для США и Великобритании зоной их «национальных интересов» являются десятки самых разных независимых государств в Европе, Азии и Африке, то почему для Российской Федерации закавказские государства, с которыми непосредственно граничат несколько республик Северного Кавказа, не являются зоной ее национальных интересов? В то же время необходимо объявить Северный Кавказ «зоной особого риска» (или «территорией наибольшей угрозы безопасности Российской Федерации»), так как именно здесь обнаруживаются наиболее реальные угрозы территориальной целостности нашего многонационального государства.

Архитекторы современной национальной политики Российской Федерации должны учитывать особые взаимоотношения Москвы и Тбилиси. За последние 15 лет россияне видели слишком много провокаций со стороны руководства Грузии. Поэтому федеральный центр должен разработать ряд оперативных мер, чтобы экономическими и дипломатическими мерами обуздать мини-империю (так Грузию назвал Нобелевский лауреат А. Д. Сахаров). В то же время в целях налаживания взаимоотношений между Москвой и Тбилиси есть необходимость расширения торгово-экономических и культурных связей между двумя странами, эффективного использования большого потенциала сложившихся отношений республик Северного Кавказа (Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и др.) с Грузией.

Федеральный центр должен извлечь уроки из тех многочисленных ошибок, которые были допущены центральными российскими СМИ. Часть из них, как известно, пропагандировала насилие, сепаратизм, террор, коррупцию, проституцию и т.д. Все это наносило огромный вред моральному состоянию народов Российской Федерации, в первую очередь на Северном Кавказе. В сознание россиян многие СМИ активно внедряли образ кровожадного человека «кавказской национальности». Нет необходимости доказывать, что сегодня СМИ должны активно и продуманно пропагандировать мир, культуру межнационального общения, межконфессиональную и межнациональную толерантность, взаимовыгодное сотрудничество меж-

Северо-Осетинский государственный университет

ду народами РФ. Надо разрушать образ кровожадного человека «кавказской национальности». Это может сыграть большую позитивную роль в деле приобщения к высоким образцам русской и российской культуры, как объединяющей силы в многонациональной стране.

Литература

1. Кто поднимает территориальный вопрос? // Северная Осетия. 2005. 26 марта. № 52. С. 2.

3 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.