Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
глобализация / культура / национальность / популярная культура / This article reveals the role of national culture in the era of globalization / as well as compares some of the pros and cons of human activity.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Арисланбаева З. Е.

В этой статье раскрывается роль национальной культуры в эпоху глобализации, а также сопоставляются некоторые плюсы и минусы в деятельности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL CULTURE IN THE ERA OF GLOBALIZATION

This article reveals the role of national culture in the era of globalization, as well as compares some of the pros and cons of human activity.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

Арисланбаева З.Е.

Государственный институт культуры и искусства Узбекистан доцент кафедры «Общественно-гуманитарных наук»

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация: В этой статье раскрывается роль национальной культуры в эпоху глобализации, а также сопоставляются некоторые плюсы и минусы в деятельности человека.

Ключевые слова: глобализация, культура, национальность, популярная культура

Arislanbaeva Z.E.

State Institute of Culture and Art of Uzbekistan Associate Professor of the Department of Social Sciences and Humanities

NATIONAL CULTURE IN THE ERA OF GLOBALIZATION

Abstract: This article reveals the role of national culture in the era of globalization, as well as compares some of the pros and cons of human activity.

Keywords: globalization, culture, nationality, popular culture

К началу XXI века взаимодействие между странами мира стало настолько интенсивным, что можно с полной уверенностью сказать, что нет ни одного государства, которое полностью не опиралось бы на этот процесс. Даже страны, которые стремятся держаться подальше от международных организаций, не желая вступать в них, не могут исключить влияние этого процесса. Глобализация - это такой процесс, где страны, которые говорят, что останутся в стороне, могут стать более уязвимыми в этом меняющемся процессе. Но к великому сожалению, такое непроизвольное воздействие часто приводит к негативным последствиям.

Влияние, которое глобализация оказывает на разные страны, также имеют свои отличительные стороны. Это связано с тем, на каком уровне находиться экономический, информационный, духовный потенциал и политические стороны развития страны. Для того чтобы уменьшить негативное, а может быть даже в какой-то степени насильственное влияние происходящих перемен в мире, требует усиления положительного

влияния; появляется необходимость глубже понять природу этого явления; изучить его особенности. Адаптироваться к этому явлению, не углубляясь в его основную суть соответствующим образом, чтобы изменить его направление, невозможно. Глобализация это такой процесс, во что не углубиться и не разработать стратегию, тактику и технологию его использования - это все равно, то что управлять неуправляемой лодкой по бурному течению реки, спускающемуся с горы, то есть, отречься от экономики и культуры страны, а также от духовных основ каждой нации и страны, которое формировалось большим кропотливым трудом.

Конечно же, очень трудно полностью охватить даже самые фундаментальные аспекты и области глобализации. Поэтому в данном разделе мы хотим рассмотреть влияние глобализации на национальную культуру и духовность. Духовные аспекты любой нации, это несравнимое ни с чем богатство, накопленное в собственном доме, в котором ни один домовладелец не хочет, чтобы ветер, проникающий извне, оставлял свои следы внутри дома. Такое сравнение приводиться в связи тем, что оно стало негативно сказываться на формировании национальной культуры; стремительный рост массовой культуры; неумелость молодого поколения противостоять негативным тенденциям глобализации; трансформация национальной специфики мышления под влиянием унифицированного английского языка (востребованность знанием английского как средство общения и умения пользоваться информациями во всемирном компьютерном сети, может негативно повлиять на национальную культуру). Точно так же для нас естественно принимать меры защиты от разрушительного воздействия чужеродных идей, течений и идеологий на нашу духовность. Прежде чем принимать меры защиты от идеологического влияния извне, необходимо определить, какие влияния следует одобрить, а какие - отвергнуть.

Культура и духовность народов Центральной Азии на протяжении многих веков использовалась различными народам, в связи с тем, что она расположена на караванном пути, соединяющая Восток-Запад и именующая шелковым путём развития. Важно отметить, что наш народ, впитав позитивные подходы Запада с этому процессу, сумела поднять на новые высоты мировую культуру, подойдя к ним творчески. Подтверждение этой мысли можно увидеть и на примере научного знания, религиозных верований, искусства, составляющих духовность. Не только отечественная литература, но и творчество наших ученых, прочно вошедших в историю мировой культуры, подтверждают это мнение. Например, один из таких предков, Абу Райхон Беруни глубоко овладел индийской, греческой и римской философией, естественными науками. Во время своего пребывания в Индии, изучая индийскую науку и культуру, он понимает, что для изучения источников необходимо знать

древнеиндийский язык санскрипт. Ему удается быстро изучить санскрипт, с помощью чего проводит глубокое исследование в данной области.

Мир сегодня также открывает для себя Узбекистан благодаря его национальному культурному наследию, богатой истории, языку, культуре, обычаям и традициям в сочетании с общечеловеческими идеями, достижениями в области искусства и архитектуры, науки и культуры. Это означает, что в процессе глобализации мы можем стать не только пассивной принимающей стороной, но и активными сторонниками.

Нет более эффективного и мощного инструмента для защиты нашей национальной духовности и духовной идентичности от угроз, чем идея национальной независимости. В этом вопросе проявляется такая важная функция идеи национальной независимости, как защита национальной и духовной идентичности. А для того, чтобы идея национальной независимости выполняла эту функцию, она должна сформироваться в сознании молодежи и населения не только как знание или воображение, но и как вера и убеждение.

Что происходит с национальной культурой в эпоху глобализации. Соотношение культуры с конкретным национальным сообществом в наши дни, это, кажется, принято как должное (французская культура, немецкая культура, испанская культура и др.). Культура даже когда мы говорим об общей человеческой собственности, мы можем рассматривать эту собственность только как между народами как законными владельцами отдельных его частей распределяем. Другие его части находятся в самой нации, так сказать, не в собственности, а в использовании!

Серьезно со стороны западноевропейских и азиатских центров культурного производства и столкнуться с растущей конкуренцией. Америка сегодня не только крупнейший поставщик в наши дни, но и как производитель за его пределами является крупнейшим потребителем выпущенных культурных продуктов.

Кстати, стоит отметить, что это не только спрос и предложение с присутствием иммигрантов, но также и с новой культурой коренного населения. Мы считаем, что глобальная культурная сфера должна сформироваться, не с точки зрения противостояния (даже конкуренции), а с точки зрения взаимных решений в области изменений. Процесс формирования Глобальной культурной сферы также связан с культурной и идеологической гегемонией.

"Это происходит из концепции так называемого исламского фундаментализма. Из этого они делают вывод: культурный процесс глобализации, с одной стороны, привел к объединению, а с другой, к его распаду".

Современные государственные учреждения знаково-символическое единообразие в пределах контролируемых им границ (устраняет различия внутри них). В то же время, это учреждения от связи до контролируемого

государством пространства, в связи с которым они сохраняют границы, а также и разделяют их.

С окончанием современной эры политическая и культурная способность границ сохранять свою уникальность ослабевает. Новый распространение информационных технологий, с одной стороны, деятельность в культурной сфере деятельность транснациональных корпораций, с другой стороны, культурная приводит к сужению суверенитета.

Процессы глобализации, которые входят в нашу жизнь все быстрее и глубже, выявляют некоторые факторы и причины, что процветание любого государства возможно только при тесном взаимоотношении с другими регионами. При таком подходе глобализация - это прежде всего непревзойденный уровень образов жизни, означающий необходимость ускорения в её внедрении.

Мы все являемся свидетелями того, как национальные конфликты в ряде стран обостряются и приводят к тяжелым последствиям в условиях, когда процессы глобализации в мире ускоряются, а различные игры разворачиваются в интересах геополитики. Конечно, в наши дни есть много пороков, которые мешают миру и гармонии. Но в них есть такой порок, который оставляет тяжелое осложнение в жизни общества, которое не выбирает ни нации, ни границ. Это-агрессивный национализм, то есть шовинизм. Общество, охваченное таким пороком, неизбежно столкнется с состоянием нестабильности. На территории Узбекистана издревле проживают представители многих национальностей и народностей. Тот факт, что между ними на протяжении веков не было национальных конфликтов, свидетельствует о вековой терпимости нашего народа. Поэтому считаем, что необходимо усилить роль образовательных институтов; создание условий и механизмов для сохранения и воспроизводства национально-этнической жизни каждого народа; нельзя забывать, что национальное сознание (культура языка, культура памяти) формируется и передаются не по крови, а посредством культуры. Нельзя забывать, что вопрос национальной культуры остро стоит и в развитых странах.

Использованные источники:

1. Hechter M. Internal Colonialism: The Celtic Fringe in the British Development. L.:Rotledge&Kegan Paul,1975

2. Группа существует с 2000 г., ее музыка сочетает в себе традиции пекинской оперы, шансона, панка и рок-н-рола

3. Abercrombie N, Hill S and Turner B.S.The Dominant Ideology Thesis.London: George Allen&Unwin,1980

4. Таджибаева, Д. (2017). Обеспечение национальной безопасности в информационной сфере. Review of law sciences.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.