Научная статья на тему 'Национальная культура и глобализация'

Национальная культура и глобализация Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
231
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кунтуова И.

В статье рассматривается, что каждая национальная культура имеет свою особенность. Но, процесс глобализации несет в себе, одновременно, положительные и отрицательные черты. Отрицательность этого процесса – подвергать национальную культуры потере самобытность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная культура и глобализация»

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

© Кунтуова И.*

Казахский национальный технический университет им. К.И. Сатпаева, Республика Казахстан, г. Алматы

В статье рассматривается, что каждая национальная культура имеет свою особенность. Но, процесс глобализации несет в себе, одновременно, положительные и отрицательные черты. Отрицательность этого процесса - подвергать национальную культуры потере самобытность.

Чего боятся страны, избегающего процесса глобализаций? Представители культуры своеобразными особенностями боятся результатов экономических, политических, правовых и технологических гомогенизаций, боятся обратных явлений. Т.е. гомогенизация этого процесса могут принести нежелательные влияния на традиции, культуру и правилам жизни общества.

Сегодня культур, как правило, рассматривается как результат сложного процесса передачи на практики и знаний старшего поколения и, пользуясь личным опытом: так как каждый человек подвергается различным набором моделей и имеет различные траектории жизни, что он узнает, не совсем эквивалентно тому, что было на счет других лиц.

Целостности человечества не мешаю особенности различия в религии, культуре, национальности, экономической состояний, политических систем. Причина в одном - корень всего человечества одна. Поэтому все люди тянутся друг к другу посредством мирных отношении, деловых, финансовых и дипломатических отношении, а также, посредством агрессии и войн (различного масштаба). Согласно выражению казахского народа «людей друг к другу тянет кровь», ведь всё человечество генетически имеет один корень.

Учитывая эти особенности человеческой природы можно уверенно сказать, что рано или поздно человечество придет к формированию мега-общества. Но, нельзя утверждать, что с формированием глобального общества все сферы жизни (религия, культура, политика, экономика, образование и т.д.) будут однотипными, будут иметь только принцип и в это роде дальше рассуждать. Наоборот, собственная культура, правила, традиции останутся в основе принципа всех сфер локального общества. Мега-общесгво, состоящий из локальных обществ, научится жить мирно и правильно, в уважении и почтении каждого, между собой. В этом и есть общий интерес всех и личный интерес каждого общества, группы, индивида.

Мы находим себя в мире, который становится все взаимосвязанным во всех сферах в головокружительном темпе. Различные социальные и географические среды становится все ближе и ближе. Глобализация позволя-

* Старший преподаватель кафедры Общественных дисциплин.

ет нам войти в новый контекст в мировом масштабе, в основном за счет технологических инноваций компьютеров, телекоммуникаций и средств массовой информации, которые способствуют и служат в качестве транспортного средства для информации и знаний в планетарном масштабе. Это подводит нас лицом к лицу с новыми сценариями, которые ставят нас в среду, что выходит за рамки наших непосредственных круг общения.

Это приводит нас к рассмотрению проблемы по поводу того, что глобализации порабощает местных культур, влияющие на них до такой степени, что они стали плохими копиями иностранных, или местные культуры адаптируются, повторяют других и переобновляются. Это напоминает обсуждение последних десятилетий за отчуждение от идентичности как народа или нации, которая породила таких терминов, как «ассимиляция», «аккультурация», «синкретизм» и «гибридизации», с тем, чтобы проанализировать и вносит ясность в связи между внешними и внутренними факторами. Опасения возросли с глобализацией, т.е. есть понятие, что если местная культура была лишь отчужденным и раньше, то теперь может, вовсе, исчезнут, стать однородным посредством внешних влияний. Во время быстрого взаимосвязи, однако, невозможно представить себе, что любая культура - это остров; жизни народов и государств не могут жить изолировано друг от друга.

Помимо этого обсуждения, важно увидит то, что новый контекст изменения, известной как глобализация, вносит вклад в направлении идеи, творчества инновации, и такое значение он имеет для жизни каждой зоны, региона, населенного пункта или страны. Не чужое и не родное само по себе хорошим не может быть, это хорошо, поскольку оно позволяет нам лучше понять и объяснить жизнь и социальные отношения и, если возможно, формы действия, связанные с ними.

В этом мире, однако, мы не пассивными получатели. Скорее, поток информации открывает нам мир бесчисленных, ранее не имеющие опыта и невообразимые возможности, превращая нас в силы для перемен. Как говорит испанский ученый X. Ллоренс: «в локальности, мы находим различные реакции, такие как культурное возрождения в качестве защиты от культурной однородности, или этнических обновлений в условиях растущей глобализации» [1, с. 148]. Или чужое просто рассматривается в творческом направлении, воссоздавая культурные местные продукты под влиянием глобального, так что - сознательно или нет - мы становимся участниками, в локальном пространстве, глобальных сил этой эпохи.

Поскольку различные авторы указали, глобальность отговаривает нас от пространства и времени, это означает, что где бы мы ни жили, мы можем общаться с любой точки планеты друг с другом, и мы также можем усвоить продукции других стран. Это пробуждает и вызывает у некоторых людей поток желаний, амбиций и ожиданий, дает волю воображениям и творческим способностям. По этой линии, Хесус Мартин-Барберо указы-

вает, что «глобализация создает три других ситуации, которые затрагивают не только аспекты социальной реальности, но и жизни людей:

1. социально-де-центролизация;

2. секуляризация, в котором личностного самоопределения проявляется, включая принцип самореализации или счастья;

3. рассеяние и разочарование в общественных связей» [2, с. 44].

Это подводит нас к двум динамики, которые взаимодействуют и ведут к изменениям. Одним из них является открытость к новому; другой текущем контексте, который отмечен расширением средствами массовой информации и технологическими достижениями, которые распространяются как глоток свежего воздуха и обновляя специфичных местных пространств. Это создает изменение в двух сферах - в индивидуальном и местном. Внешние волны часто заставляет тех, кто оказался за пределами этих волн войти в него или же пострадают, оставшись за пределами «цивилизации». Когда они себя вводит в пространство глобализации, обыватели приобретают двойную идентичность. Это объясняется Нельсоном Манрике так: «В той степени, что они включают в себя виртуальные общества, в конечном итоге, они приобретают двойную идентичность: одна планетарная, построенный на контакт с остальным миром через сложное переплетение (диалог), и другое, который питается с их первичностью, т.е. контактами, которые происходят лицом к лицу. Их идентичность не может быть потеряны, но это, несомненно, будет претерпевать глубоких и сложных изменений» [3, с. 243].

Это подводит нас к вопросу о культурной идентичности. М. Хопен-хайн отмечает, что «глобализация открывает «беспрецедентную возможность воссоздает и умножает нашу идентичность с признаками, которые отдаляли нас от других (т.е. у других свое видение на мир). Таким образом, глобализация дает возможность приобретать новые признаки в идентичности, обогащая субъекта (или объекта)» [4, с. 29]. Глобализация, безусловно, делает переворот в элементах локальных идентичности, но она не отрицает и не уничтожает их, а, скорее, они трансформируются как результат испытаний, к которому они подвергались.

В самом деле, глобализация - это плавленый котел новых идей, фактов и ситуаций, когда оторванность от обычаев и традиций происходит в новом контексте, где концепции, теряют свои значения и свои символические потенциалы. Где формирование идентичности будет иметь тенденцию к изменению как аспекту окружающего мира подвергающего к видоизменению. Идентичность не является фиксированной, неизменной, существенное и вечное, а, скорее, он построен на конкретных социальных и культурных ценностей, которые указывает, что с учетом изменений, происходящих в этой сфере позиции идентичности меняются.

По этой причине при анализе культуры невозможно отделить двух измерениях (глобальных и местных), так как последствия одной идеей - изо-

бражение передается по телевидению, например, - просочиться во все уголки каждом населенном пункте. Робертсон Р., цитируется по Ульрих Бек, считает, что «местные и глобальные не являются взаимоисключающими. Напротив, местные следует понимать как аспект глобальной. Глобализация означает не только де-локализации, но также предполагает повторное локализации, это также означает близость и взаимное столкновение между местными культурами, которые должны дать новое определение себя в рамках этого столкновения населенных пунктов» [5, с.79].

Чтобы связать глобальные с местными, социолог Роланд Робертсон создал новое выражение «локализация», о том, что глобальное не может быть рассмотрен только в определенном контексте. «Глобализация может быть понято на малых, т.е. конкретного масштаба, в самой жизни и в культурных символов, которые несут печать «glocal» (новый термин образуются из слов «глобализации» и «локализации») [5, с. 80].

Процесс глобализации, которая началась в момент открытия, был резко ускорен во второй половине XX в. новые технологии быстрого транспорта и связи. Из-за повышения мобильности, связанных с воздушным транспортом, люди в отдаленных районах, открывают для себя новые стили жизни через общения с туристами. Международная трудовая миграция разработки и растущее число иностранных групп поселились в больших городах развитых или развивающихся странах. Из-за новых объектов электросвязи, это просто для мигрантов, чтобы поддерживать контакты с их родных странах: он дает их культуры больше шансов выжить.

Технологические изменения происходят в климате, который включает в себя все общество. Как авторы, мы привели указать в нынешнюю эпоху существует тесная взаимосвязь между глобальным и локальным силу облигаций создана через средства массовой информации, связанных с ними технологических инноваций (кабельное телевидение, междугороднюю антенн, информатика и т.д.). Это сделало возможной связи между двумя сферами, и приток некоторых характеристик бывшего воссоздали моделей ценности и личность последнего, то есть в каждом населенном пункте, оно ввело новые, творческие идеи. Это создало новые комбинации, новые синкретизмы между существующими культурными свойствами музыкальных жанров от других культурных традиций.

Список литературы:

1. Llorens, Jose Antonio. El sitio de los indigenas en el siglo XXI: ten-siones transculturales de la globalizacion // C.I. Degregori y Gonzalo Portocar-rero (Ed.) Cultura y Globalizacion. - Lima: PUCP-UPCI-IEP, 1999.

2. Martin-Barbero, Jesйs. El Miedo a los Medios. Politica, comunicacion y nuevos modos de representation // Nueva Sociedad N° 161. - Caracas, May-June 1999.

3. Manrique Nelson. Los Andes a las puertas del nuevo milenio. El Peru y la sociedad de la information // C.I. Degregori and Gonzalo Portocarrero (Ed.), Cultura y Globalization. - Lima: PUCP-UPCI-IEP,1999.

4. Hopenhayn Martin. La aldea global entre la utopia transcultural y el ratio mercantil: paradojas de la globalization cultural // C.I. Degregori and Gonzalo Portocarrero (Ed.) Cultura y Globalizacion. - Lima: PUCP-UPCI-IEP, 1999.

5. Beck Ulrich. Que es la globalizacion? Falacias del globalismo, respues-tas a la globalizacion. - Barcelona: Ediciones Paidos Iberica S.A., 1998.

СОВРЕМЕННАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И НЕКОТОРЫЕ ЕЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ © Сирак В.А.*

Ставропольский кооперативный институт (филиал) Белгородского университета потребительской кооперации, г. Ставрополь

Глобализация - широко используемое сегодня понятие, которое было неведомо миру совсем еще недавно. Глобализация имеет множество значений. Одни ученые понимают ее как развитие глобальных финансовых рынков, рост могущества транснациональных корпораций, которые еще больше влияют на национальные экономики. Другие говорят о глобализации информации и культуры, о распространении Интернета и других форм коммуникации, о возрастающей мобильности коммерциализации идей.

В Российской социологической энциклопедии, под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова, дается следующее определение данному понятию. «Глобализация - процесс все возрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного общения) на социальную действительность в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации - экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах, и использующих новые исторические условия в своих интересах» [1].

Что касается истории появления данного понятия, то следует отметить, что такое явление как глобализация, было впервые зафиксировано в 1983 г. американским социологом Т. Левитом в статье, опубликованной в журнале «Гарвард бизнес резью». Более глубокую разработку новому термину придали в Гарвардской школе бизнеса. Главным популяризатором данного термина стал консультант этой школы японский социолог К. Омае.

* Доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат философских наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.