Научная статья на тему 'Национальная идея в контексте глобализации: методологический анализ'

Национальная идея в контексте глобализации: методологический анализ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
181
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕЯ / IDEA / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / NATIONAL IDEA / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / METHODOLOGICAL ANALYSIS / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Крымец Л.В.

В статье проводится методологический анализ национальной идеи как социально-философской категории в контексте современных глобализационных процессов. Исследуются структурные компоненты и выявляются ее процессуальные динамические основы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL IDEA IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY GLOBALIZATION: A METHODOLOGICAL ANALYSIS

The article presents a methodological analysis of the national idea as a socio-philosophical category in the context of contemporary globalization processes. We study the structural components and identify its dynamic procedural framework.

Текст научной работы на тему «Национальная идея в контексте глобализации: методологический анализ»

_Научно-практическая конференция_

«Глобализация и её влияние на социально-политическое развитие современной России»

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Л.В. Крымец,

кандидат философских наук, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (гуманитарных проблем) Национального университета обороны Украины

E-mail: karnall@mail.ru

Аннотация. В статье проводится методологический анализ национальной идеи как социально-философской категории в контексте современных глобализационных процессов. Исследуются структурные компоненты и выявляются ее процессуальные динамические основы

Ключевые слова: идея, идеология, национальная идея, методологический анализ, глобализация.

THE NATIONAL IDEA IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY GLOBALIZATION: A METHODOLOGICAL ANALYSIS

L.V. Krymets,

PhD in Philosophy, senior researcher at the research laboratory (humanitarian problems) at the National University of Defense of Ukraine

Annotation. The article presents a methodological analysis of the national idea as a socio-philosophical category in the context of contemporary globalization processes. We study the structural components and identify its dynamic procedural framework.

Keywords: idea, ideology, national idea, methodological analysis, globalization.

Методологический анализ национальной идеи, как социокультурного феномена, раскрытие ее аксиологического содержания и праксеологического значения являются актуальными проблемами современной философской науки. Однако в контексте общественных трансформационных процессов социально-философский дискурс вокруг формирования основных положений национальной идеологии привлекает к себе внимание не только теоретиков, но и практиков, среди которых немало представи-

телей властных структур и политических деятелей.

Ситуация усугубляется тем обстоятельством, что эпоха (ре)формирования украинской национальной идеи выпала на сложнейший период человеческой истории — период смены типов мирового цивилизационного развития. Техногенная цивилизация, которая стартовала более трехсот лет назад в Европе, исчерпала ресурсы своего развития. Несмотря на бесспорные успехи научно-технического прогресса, она привела человечество к целому ряду

«Глобализация и её влияние на социально-политическое развитие современной России»

катастрофических глобальных кризисов. Очевидно, поэтому появилось большое количество работ, рассматривающих идеи развития мирового сообщества с учетом глобальных кризисов современной цивилизации. При этом обоснованию значимости национального фактора также уделяется большое внимание.

С гносеологической точки зрения, под идеей исследователями понимается такой элемент, такая единица существования знания, которая, с одной стороны, могла бы служить началом развертывания научного знания, а с другой — способствовать развитию содержания результатов отражения действительности и переводить социокультурное в плоскость научного знания, а также осуществлять обратный процесс. Именно идее как философской категории свойственно органически нести в себе единство познавательной и практической деятельности человека, то есть воплощать в себе некий образ, модель мира и быть способной отражать внутреннюю структуру культуры в единстве ее разнородных элементов. Представляя собою живое, развивающееся знание, идея пронизывает и любое конкретно-научное исследование, и мировоззрение, и философию, придавая им определенную целостность. П.В. Копнин отмечает, что идея сама является синтезом, а потому и «выполняет синтезирующую функцию в развитии научного познания» [Копнин, 1982: 141].

Идея, определяя характер целого и направленность его развития, неисчерпаема в своих возможностях и невыразима до конца в понятийной форме. О. Шпенглер применил гетевское понимание идеи в истории общества, к культуре. Для него «культура есть прафеномен всякой прошедшей и будущей мировой истории» [Шпенглер, 1993: 175]. Культура зарождается в тот момент, когда «из первобытно-душевного состояния вечно-детского человечества пробуждается и выделяется некий образ». Этот исходный прообраз, определяющий специфику той или иной национальной культуры, находит воплощение в национальной идее.

В работах современных авторов, посвященных национальной идее, акценты делаются на смысловом значении слова «национальная» и отражают, как правило, этнический аспект стратегии развития того или иного государства с учетом его национальных особенностей. И это совершенно оправдано: понятие «национальна идея» отражает напряженность поисков духовной основы, мировоззренческой парадигмы нации как культурной цивилизационной целостности. В нем есть обобщающая широта, предопределение цели движения, своеобразного идеала. Этот аспект принципиально значим в философском осмыслении концептуальных особенностей национальной идеи. Очевидно, именно философская природа идеи обуславливает органическое слияние в национальной идее теоре-

тически обоснованной цели и плана ее достижения: взаимоинтеграции онтологического, телеологического, гносеологического, аксиологического и прак-сеологического аспектов.

Как гносеологический идеал национальная идея воплощает в себе знание не только об объекте общественного развития, но и о социальном субъекте, его целях, стремлениях общественных потребностях, путях преобразования мира. В этом смысле идея есть идеальный образ, определяющий способ мышления и деятельности человека. В идее объективное поднимается до уровня целей и стремлений субъекта. Идея выступает гносеологическим идеалом, потому что, во-первых, объективность содержания знания достигает в ней наивысшей ступени, во-вторых, идея как наивысший уровень полноты и объективности познания внутри себя содержит стремление к практической реализации.

Идея — форма постижения в мысли объективной реальности, включающая в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования. Национальная идея проявляется как высшая форма знания об особенностях духовного развития нации. Она выступает как некая национальная истина. Это не просто знание, а важнейшее аксиологическое основание, определяющее национальное бытие.

Стоит заметить, что потребность в идеалах возрастает как раз в те времена, когда они всеми отвергаются. Именно такой исторический переходный период переживает сегодня Украина. В связи с чем важно не поддаться общему нигилистическому настроению, сохранить все ценное в истории и культу -ре страны. Ведь идеалы, составляющие фундамент национальной культуры, являются теми несущими конструкциями, сохранив и укрепив которые, мы создадим опору для выхода из хаоса и созидания нового. Таким фундаментом и выступает национальная идея.

Как любой сложный социокультурный концепт, национальная идея имеет статическую и динамическую характеристики. Статическая характеристика раскрывается в совокупности компонентов, посредством которых она формируется и обосновывается. Согласно авторской концепции структура национальной идеи как концепта включает в себя:

Национальный контекст — как объективная реальность, в которой формируется национальная идея — топологические, темпоральные, социо-куль-турные и политико-економические условия развития нации, включающие в себя конвергентную совокупность объективных и субъективных факторов, влияющих на жизнедеятельность как индивидуальных, так и коллективных социальных субъектов.

Национальные субъекты — это нация как многомерная целостность; как единство в многообразии; как совокупность единичных и коллективных социальных субъектов, объединенная общей куль-

«Глобализация и её влияние на социально-политическое развитие современной России»

турой, ментальностью и целепологанием. Однако не следует понимать нацию как некую гомогенную этно-социальную массу — в контексте (реформирования национальной идеи как минимум ее стоит дифференцировать на творческих фундаторов-иде-ологов, (интеллектуальную элиту) способных взять на себя ответственность за выдвинутые проекты и принятые решения, и носителей национальной идеологии — народные массы, которые не смотря на свой в некоторой степени, идеологически объектный статус, тем не менее, являются активными субъектами социальных отношений и хранителями национальных ценностей.

Национальные ценности — система социально значимых аксиологических конструктов, имеющих первостепенное значение, когда речь заходит о стабильном развитии общества. С. Жижек утверждал, что национальные ценности в момент формирования национальной идеологии уже не просто описывают реальность, а сами становятся источником ее описания и начинают проецировать социальные отношения [Жижек, 1999]. Национальная идея функционирует в переплетениях этих ценностей, рождая причудливое сочетание, являющее собой живое тело нации, интегрирующее в своем единстве исторически выверенные традиции, социальную действительность и инновационный культурный потенциал народа.

Цель, способная сплотить нацию. Идея именно тогда становится национальной, когда цель, декларируемая ею, начинает приниматься каждым членом нации без исключения, и тем самым абстрагируется от условий жизни этих индивидов, объективируется в их сознании. Формулировка цели включает в себя выдвижение постулата — тезиса, не нуждающегося в доказательстве. Идея недоказуема, то есть представление идеологов «о своей действительной практике превращается в единственно определяющую активную силу, которая господствует над практикой этих людей и определяет ее» [Маркс, Энгельс, 1955: 38]. Постулат проецирует дальнейшее развитие идеи в направлении цели. На основе цели и постулата формируются национальный проект, который определяет общественную активность.

Национальный проект — стратегия реализации национальной идеи. Национальный проект — это социально-значимая теория, построенная на основе национальной идеи, воплощающая ее в предметной форме, синтезирующая в себе как теоретические основания, так и практические рекомендации по достижению национальных целей. Проект рационален, функционален и в определенном смысле может быть легитимизирован на уровне законодательных актов, однако не стоит забывать о том, что это в первую очередь идеологический конструкт, а значит принципиальным его отличием будут механизмы реализации.

Основным фактором, определяющим механиз-

мы актуализации и реализации любого идеологического проекта со времен Ветхого завета и до наших дней является вера. Вера в истинность исходного тезиса, который как мы помним, не требует доказательства. Согласно концепции С. Кьеркегора, именно вера в нечто конкретное создает комфортный и непротиворечивый мир, делает каждый поступок объективным и целостным. При этом вера, конечно, не есть знание. Она лишь объективирует субъективную интерпретацию, начиная от личных поступков и заканчивая объективно-отчужденным, родовым мотивом идеологизации. Как писал Кьер-кегор, вера ставит единичное выше всеобщего, в идеале превращая это всеобщее в единичное [Кьер-кегор, 1993]. При этом следует заметить, что вера не является антиподом рациональности; рационализм — это повторяемая операция превращения воспринятого с верой в знание. [Мангейм 1997,: 347].

Превалирующим критерием, обеспечивающим как моральное обоснование, так и жизнеспособность национальной идеи в обще-социальном и в политико-правовом поле современной действительности является процесс ее легитимизации. Постепенно общество привыкает жить по заданным идеологическим ориентирам. Идеологемы (основные идеологические конструкты) трансформируются в принятые законы, и уже на этом новом уровне восприятия они рационально объясняют принятый изначально за аксиому постулат. Возникшие на основе идеологии отношения становятся объектом нового объяснения. Национальная идея из политического инструмента, консолидирующего национальный потенциал, превращается в основу для социализации. В обществе идеологические проекты реализуются через систему воспитания и образования, посредством деятельности социальных институтов.

Для социально-философского обоснования национальной идеи кроме анализа структурных компонентов важным является выявление ее процессуальных динамических основ. В генезисе национальной идеи можно выделить несколько этапов:

• процесс зарождения идеи как объективной мыслеформы, обусловленной социальной необходимостью: объективным противоречием между существующими традиционными идеологическими конструкциями и инновационным общественным потенциалом, формирующим запрос на новые идеи;

• уточнение, конкретизация идеи, наполнение ее новым содержанием в связи с необходимостью ее адаптации к изменяющимся объективным условиям в процессе социо-куль-турной трансформации и формированием многочисленной активной целевой образованной аудитории;

• построение на основании исходной идеи со-циально-значиммой теории, формирование национального проекта, воплощение его в

«Глобализация и её влияние на социально-политическое развитие современной России»

предметной форме при помоши научно-образовательных институтов, полит-технологий, сетевых ресурсов и средств массовой коммуникации. На этом этапе речь идет о создании на основании национальной идеи эффективной государственной идеологии как теории формирования общественного сознания. • этап деконструкции и/или глобализации национальной идеологии. В результате позитивной реализации национального проекта в сознании масс возникает некое стойкое ощущение, что национальная идеология и есть вечный истинный закон существования определенного социума. Однако со временем, под воздействием множества объективных и субъективных факторов, границы идеологии расшатываются, она выходит за пределы нации, ибо начинает обладать универсальным характером. Ведь, чем шире и гомогеннее политическое пространство, тем жестче каркас идеологии, тем интенсивней она действует, углубляясь в личную жизнь. Помимо этого, для существования идеологии необходимо ее столкновение с другими обществами-носителями иного типа сознания. Она не может быть стабильной в едином временном и пространственном континууме. Иначе структура идеологии разрушится — существование ценностей и цели всецело зависит от их сравнения как с имеющейся исторической действительностью, так и с другими схожими структурами. В контексте современного постиндустриального общества социальная динамика приобретает невиданную ранее подвижность. Многомерность, глобальность и необратимость био-социальных трансформационных процессов являются существенными моментами, обусловливающими их постоянно возрастающую сложность. Современное общество является сверх-сложной открытой диссипативной структурой, способной существовать и развиваться лишь при условии постоянного обмена с внешней средой материей, энергией и информацией. Нарушение этих механизмов приводит к усилению социальной энтропии и общественной деградации.

Социальная энтропия — мера энергетического равновесия, упорядоченности системы. Чем выше энтропия, тем сильнее система стремиться к саморазрушению. Совокупность энергетического потенциала социальных процессов, происходящих в закрытых системах приводит либо к возрастанию энтропии (необратимые процессы), либо к ее стабилизации (обратимые процессы). Сложные открытые социальные системы за счет процессов самоорганизации способны сдерживать социальную энтропию, но лишь при условии саморегуляции и наделения социальных субъектов определенным уровнем свободы. А увеличение количества степеней свободы

социальных субъектов в свою очередь приводит к социальному равновесию, стойкости и стабильному прогрессивному развитию сверхсложной социальной системы, которой и является современное общество.

Проходя через все этапы собственного динамического развития, национальная идея либо саморазрушается под воздействием внутренней социальной энтропии, либо глобализируется, покоряя все новые сердца и умы, новые пространства, новые нации. Так христианство, имея под собой изначально сугубо национальные основания, стало мировой религией. Так либерализм (неолиберализм) со временем стал идеологической основой глобализма.

Глобализация — как конвергентный синтез сверхразвитых национальных идеологий? Глобализация — как единая мировая идеология? Глокали-зация (взаимодополняемость глобальных и локальных идеологических процессов) — как возможная альтернатива? Какой сюжет оптимальней...Делая выбор, современным идеологам следует соизмерить степень собственных возможностей с уровнем глобальной ответственности и понимать, что в любом случае процесс необратим. И окончательный выбор за нами.

Литература

1. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. / Славой Жижек [пер. с англ. В. Софронова]. — М.: Художественный журнал, 1999. — 114 с.

2. Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения / Владислав Леонидович Иноземцев // «Вопросы философии», 1997.№ 10. — С.56-66.

3. Кьеркегор С. Страх и трепет./ Серен Кьерке-гор [пер. Н.В.Исаевой и С.А.Исаева]. М.: Республика, 1993. — 360с.

4. Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. / Павел Васильевич Копнин. М.: Изд-во «Наука», 1982. — 368 с.

5. Мангейм К. Идеология и утопия. / Карл Ман-гейм. // Антология мировой политической мысли: В 5 т.- М.: Мысль, 1997. — т. 2. — с. 347-383.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология / К. Маркс., Ф. Энгельс [пер. с нем. ин-т марксизма-ленинизма] // Собр. Соч. в 9 т. — М.: Право, 1955. Т. 3. — С.38.

7. Межуев В.М. О национальной идее / Вадим Михайлович Межуев // Вопросы философии. 1997, № 12. С. 3-14.

8. Шпенглер О. Закат Европы / Освальд Шпенглер [пер. с нем. под ред. А. А. Франковского] // Очерки морфологии мировой истории в 2 т. — М.: Наука, 1993.- Т.2. — С.175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.