Научная статья на тему 'Структура и содержание глобальной идеологической доктрины'

Структура и содержание глобальной идеологической доктрины Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
562
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / ДОКТРИНА / СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО.СТЕПЕННО / GLOBALIZATION / GLOBAL IDEOLOGY / IDEOLOGY / DOCTRINE / MODERN SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Равочкин Никита Николаевич

В статье представлена экспликация термина «глобальная идеологическая доктрина», рассмотрены ее сущностные основания и характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and content of the global ideological doctrine

Explication of the term “global ideological doctrine” is presented in the article, its essential foundation and characteristics are considered.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание глобальной идеологической доктрины»

Структура и содержание глобальной идеологической доктрины

5. Курмангалиева В.К. Наследие аль-Фараби и формирование нового интегрального мировоззрения. - Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РКУДК 008; 1:316

6. Фролова Е.А. История арабо-мусульманской философии. Средние века и современность. - М., 2006. - 199 с.

7. Altunya К. Farabi'de felsefesi. Yuksek lisans tezi. -Ыайа: Suleyman Demirel Ш^еге^^ 2003. - 216 с.

УДК 008; 1:316

Равочкин Никита Николаевич

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачева, г. Кемерово

[email protected]

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ГЛОБАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ

В статье представлена экспликация термина «глобальная идеологическая доктрина», рассмотрены ее сущностные основания и характеристики.

Ключевые слова: глобализация, глобальная идеология, идеология, доктрина, современное общество.

Большое значение в формировании идеологического фундамента современного общества принадлежит процессам глобализации. Обозначившийся императив глобального конструирования реальности не исключает, а, наоборот, предполагает формирование мировоззрения в социуме, где, в свою очередь, убеждения, взгляды играют важнейшую роль путем их воздействия на когнитивные структуры, определяющие интерпретацию общественных явлений.

Если говорить об идеологии в широком смысле этого слова, то данное понятие имеет в научной литературе достаточное разнообразие смысловых оттенков, что вызвано в большей степени историей происхождения данного термина и его применения. Впервые данный термин был предложен французским философом Дестютом де Траси в начале XIX века в работе «Этюд о способности мыслить» [8]. Дальнейшее развитие понятия идеологии получило в его же исследовании «Элементы идеологии» [7], где понятие «идеология» было эксплицировано как наука о создании, выражении и распространении идей. Новая наука, по мнению ее создателя, должна была фундировать политику, этику и другие сферы общественной жизни. Де Траси являлся лидером организации, известной под названием Институт, которая объединяла видных философов той эпохи. По мнению представителей данной организации, идеология должна была «изменить лицо мира».

Дальнейшее развитие понятия идеологии было связано с именем Наполеона, который, вступив в Институт в 1797 г., 20 декабря 1812 г. публично осудил «первых идеологов», списав на идеологию все свои политические погрешности [6, с. 158]. В связи с этим понятие идеологии стало носить, прежде всего, политическую окраску и применяться преимущественно в негативном аспекте, поскольку это явление было ассоциировано с диктатом, принуждением и насаждением. Критическое отношение к феномену идеологии стало преобладающим в XIX столетии. Практически произошло «склеивание» терминов «идеология» и «искаженная реальность». Правда, происходило это по-

степенно. Длительное время термин «идеология» означал одновременно науку об идеях и догматическую, малореалистичную теорию. Гегель характеризовал идеологию как «редукцию мысли к ощущению» [9]. Как особая наука идеология все же не состоялась (и вряд ли это было возможно), а вот трактовка идеологии как ложного знания, которое необходимо разоблачать и критиковать, стала господствующей в социальных теориях XIX века.

В более поздний период с различных позиций, взглядов на феномен идеологии обращались и другие исследователи. Среди видных представителей -Т. Парсон, М. Фуко, Д. Белл, К. Брахер и др. В 60-е годы XX столетия в США и Европе, в основном во Франции, стали популярны фрейдомарксистские идеи немецко-американского философа Херберта Маркузе. В общем понимании фрейдомарксизм -это различные течения, которые стремятся объединить фрейдизм и марксизм, но руководствуются разнообразными идеями, ориентациями и принципами [1, с. 15]. К ярким современным представителям фрейдомарксистского толка относится словенский культуролог и социальный философ Славой Жижек. Используя свой метод интерпретации символов массовой культуры и исторических событий, Жижек выстраивает абсолютно иной взгляд на то, как устроена идеология. «Для меня идеология - не просто система идей. Идеология для меня, на самом элементарном уровне, - это что-то интимное, спонтанное, она - в том, как вы ощущаете окружающий вас мир, как вы организуете свою жизнь, в чем вы видите ее смысл» [2, с. 14].

Как видно из представленного краткого экскурса, феномен идеологии не является застывшим явлением. Данная проблема вызывала и вызывает интерес среди исследователей и в настоящее время. Современные авторы пытаются произвести научную классификацию идеологии по различным основаниям. Среди выделяемых исследователями различных ее видов, все чаще стал звучать термин «глобальная идеология».

В некотором роде, к проблеме глобальной идеологии в свое время обращался немецкий и бри-

© Равочкин Н.Н., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

139

ФИЛОСОФИЯ

танский философ, социолог еврейского происхождения, один из создателей социологии знания Карл Мангейм [5, с. 152]. Он выделил в идеологии два типа: частичные и тотальные. Частичная - это идеология, четко себя артикулирующая и ведущая борьбу с другими на уровне политической конкуренции. Тотальная идеология (она же есть и глобальная) - это мировоззрение, принадлежащее большим группам, обществам, подчас даже эпохам, где выйти за ее пределы могут лишь единицы.

Современный российский исследователь В.Н. Кузнецов, систематизируя идеологию по основанию ее включения или невключения в корпус идеологий гражданского общества, выделяет глобальные, региональные, национальные, корпоративные и партийные идеологии. К идеологиям антигражданского общества указанный автор относит идеологии международного, регионального терроризма, а также идеологии организованной преступности [4, с. 45].

Выделение глобальной идеологии в отдельный ее вид не случаен, поскольку в настоящее время наблюдается очевидное ее влияние на современное общество. Для того чтобы определить суть «глобальной идеологической доктрины», прежде всего, следует описать процесс, который сделал возможным появление указанного понятия. Речь идет о процессе глобализации. Понятием «глобализация» в социально-философском аспекте обозначается достаточно обширный круг событий и тенденций. В него входят: развитие мировых идеологий и интенсивная борьба за установление мирового порядка; скачкообразный рост числа и влияния международных организаций, ослабление суверенитета национальных государств; появление и развитие транснациональных корпораций, рост международной торговли; интенсивные массовые миграции и формирование мультикультур-ных сообществ; создание планетарных СМИ и экспансия западной культуры во все регионы мира; и т.д. Анализ вышеуказанных тенденций позволяет заключить, что они приобрели характер синхронных социальных изменений еще в начале - середине XX века и имеют свое продолжение на современном этапе. Именно они являются фундаментом глобальной идеологической доктрины.

Поэтому, с учетом вышесказанного, глобальную идеологическую доктрину, с позиции автора данной публикации, следует трактовать как систему устойчивых мировоззрений и идеалов, сформированных под влиянием глобальных процессов. Глобальная идеологическая доктрина претендует на выработку общего для всего человечества понимания мира, универсальной программы жизнедеятельности, единых принципов существования общества и государства, а также их экономического и политического устройства. К таким идеологиям, как правило, относят либерализм, консерватизм, социализм и национализм (в его разновидностях) [3, с. 6].

Либеральная версия ориентирована на создание «глобальной», «вселенской» идеологии как основы планетарного единства, средства примирения противоборствующих идеологий.

Концепция многополярного мира, с позиции консервативной идеологии, может быть представлена как развитие солидарного единства в многообразии различных культурных миров при признании нравственных ценностей в качестве универсального языка межкультурного общения.

В современном мире все явственнее проступают контуры глобальной идеологии социализма. Можно привести достаточное количество примеров и фактов, которые подтверждают нарастающую тенденцию социализации человечества как объективную, глобальную, неизбежную. Авторы концепции считают, что мир «устал от капитализма», который привел большинство стран в тупик, как и попытка СССР построить «бюрократический социализм», то есть капитализм, лишенный его преимуществ. По их словам, стремление к социалистической модели мирового устройства - процесс естественный и отвечающий духу времени.

Что касается национализма в глобальном масштабе, то в настоящее время, согласно господствующей точке зрения, глобализация, несмотря на присущее ей всестороннее переосмысление роли национального государства, стимулирует не столько упадок наций, сколько глобальное этническое возрождение. Так, электронные средства массовой коммуникации, унифицируя культуры, одновременно позволяют национальным общностям более эффективно, чем прежде, отстаивать свою самобытность. По нашему мнению, вследствие процессов глобализации, повсеместно стирающих этнические и лингвистические особенности, национализм как политический феномен обретает второе дыхание. Наблюдаемый в последние десятилетия подъем этнического самосознания, а также его политические импликации, обусловлены нарастающей незащищенностью этнических и языковых групп, особенно малых, и их стремлением отстоять свою самобытность в условиях глобального миропорядка.

Представленные выше концепции, характери-зирующие содержание глобальной идеологической доктрины, не являются исчерпывающими. Вместе с этим, они наглядно показывают, что в структуре глобальной идеологической доктрины, как и в любой другой, лежат знания, идеи, взгляды, ценности, нормы, идеалы, цели, убеждения. И главная их особенность состоит в том, что глобальная компонента оказывается доминирующей.

Библиографический список

1. Бороненкова С.С. Фрейдомарксизм Франкфуртской школы // Полигнозис. - 2011. - №2 1(40). -С. 15-22.

140

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

Трансформация духовно-нравственных основ современного предпринимательства

2. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - М.: Художественный журнал, 1999 - 158 с.

3. Иванов Д.В. Эволюция концепции глобализации // Телескоп. - 2012. - № 4. - С. 6.

4. Кузнецов В.Н. Идеология: социологический аспект. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 412 с.

5. Мангейм Карл. Диагноз нашего времени. -М.: Юристъ, 1994. - 704 с.

6. СергейчикЕ.М. Философия истории. - СПб.: Лань, 2000. - 608 с.

7. Destutt de Tracy Elements d' Ideologie. - Paris, 1827.

8. Destutt de Tracy Mémoire sur la faculté de penser. -Paris, 1798.

9. Gegel G. Werke. - Hamburg, 1968. - Vol. 15. -P. 387-474.

УДК 316.334.2

Харсеева Наталия Вячеславовна

кандидат культурологи Кубанский социально-экономический институт, г. Краснодар

[email protected]

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОСНОВ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В статье рассматриваются уровни трансформации духовно-нравственных основ современного предпринимательства, а именно: ментальный, аксиологический, образовательно-воспитательный, функционально-деятель-ностный, психологический, идеологический и поведенческий.

Ключевые слова: духовно-нравственные основы, предпринимательство, образование, воспитание, идеология, ментальность, хозяйственная культура.

Сегодня изменяется роль духовности в обществе периода трансформации, приобретают все более приоритетное значение социально-экономические явления через репрезентацию в культуре. Бесспорно, техногенная цивилизация ищет пути выхода из противостояния радикальных парадигм и концепций экономического развития, и именно духовно-нравственная детерминанта является той силой, которая поможет найти эти пути.

Трансформацию духовно-нравственных основ современного предпринимательства можно проследить на семи уровнях: ментальном, аксиологическом, образовательно-воспитательном, функ-ционально-деятельностном, психологическом, идеологическом и поведенческом.

Ментальный уровень. С началом реформ в России была предпринята попытка коренным образом изменить менталитет русского народа, чтобы

он соответствовал мировым ценностям, которые в итоге оказались либеральными ценностями. Но о губительном влиянии либерализма писал еще в свое время К.Н. Леонтьев: «...Невозможно нам, не губя России, идти дальше по пути западного либерализма, западной эгалитарности, западного рационализма» [7]. Неслучайно поэтому россияне столкнулись не столько с «"положенным", согласно теории, плюрализмом, сколько с нарастающей социальной аномией и общей хаотизацией ментального пространства» [1, с. 142-143]. Другими словами, модернизация России по западному образцу вносит значительные изменения в менталитет народа, тем самым уничтожая этот этический элемент: насаждаются чуждые русской культуре идеалы и ценности, образцы экономического поведения. Такие духовно-нравственные основы хозяйства, как положительная свобода (свобода «для»), первичные данные нравственности (стыд,

Рис. 1. Россия на карте ментальных различий между мегацивилизациями Востока и Запада [6, с. 54]

© Харсеева Н.В., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова .(& № 3, 2014

141

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.