Научная статья на тему 'Национальная идея России как основа стратегического управления'

Национальная идея России как основа стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
507
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЙ РОСТ / БЛАГОПОЛУЧИЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ЧЕЛОВЕК / СЕМЬЯ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / РОДИНА / РОССИЯ / NATIONAL IDEA / STRATEGIC MANAGEMENT / INNOVATIVE GROWTH / PROSPERITY / SECURITY / PEOPLE / FAMILY / SOCIETY / STATE / HOMELAND / RUSSIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Иванов Геннадий Ильич, Просандеев Владимир Александрович, Ситников Николай Александрович

Авторами настоящей работы, одними из первых, отстаивается значимость провозглашения в России национальной идеи как основы стратегического управления. С точки зрения авторов, национальная идея это обеспечение необходимых условий для стабильного инновационного роста уровней благополучия, безопасности каждого человека, семьи, общества, государства, способствующих укреплению могущества и процветания Родины России как части мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL IDEA OF RUSSIA AS BASIS OF STRATEGIC MANAGEMENT

The authors of this paper, one of the rst advocates the importance of Russia in the proclamation of the national idea as a strategic management framework. From the point of view of the authors, the national idea is to ensure the necessary conditions for sustainable growth of innovative welfare levels, the security of every person, family, community, state, contributing to the strengthening of the power and prosperity of the Motherland Russia as part of the international community.

Текст научной работы на тему «Национальная идея России как основа стратегического управления»

УДК 33

Иванов

Геннадий

Ильич

Просандеев

Владимир

Александрович

Ситников

Николай

Александрович

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ РОССИИ КАК ОСНОВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

кандидат экономических наук, профессор, Южный университет (ИУБИП)

(344068, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 33а/47). E-mail: ivanov-gennadij@mail.ru

кандидат экономических наук, доцент, Донской государственный технический университет (344000, Россия, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1). E-mail: vlapros@mail.ru

начальник планово-экономического управления ПАО «Роствертол», аспирант кафедры экономики и инновационно-рыночных исследований, Южный университет (ИУБИП)

(344068, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Михаила Нагибина, 33а/47). E-mail: n.sitnikov@rostvert.ru

Аннотация

Авторами настоящей работы, одними из первых, отстаивается значимость провозглашения в России национальной идеи как основы стратегического управления. С точки зрения авторов, национальная идея - это обеспечение необходимых условий для стабильного инновационного роста уровней благополучия, безопасности каждого человека, семьи, общества, государства, способствующих укреплению могущества и процветания Родины - России как части мирового сообщества.

Ключевые слова: национальная идея, стратегическое управление, инновационный рост, благополучие, безопасность, человек, семья, общество, государство, Родина, Россия.

Во все времена выбор национальной идеи неотделим от эпохи, в которой существует общество. Каждая эпоха несет в себе определенные опасности, которые затем преодолеваются, обеспечивают безопасность и выживание цивилизации. Однако на каждом новом витке исторического развития происходит трансформация опасностей и возникновение новых видов. Многие из них приобретают особые свойства и под воздействием модернизации становятся рисками. «Риски, в отличие от опасностей прошлых эпох - следствие угрожающей мощи модернизации и порождаемых ею неуверенности и страха», отмечает У. Бек [1].

Проведенные им многолетние исследования в этой области позволили сделать вывод о том, что: «Общество риска» - это новая парадигма общественного развития. Ее суть состоит в том, что господствующая в индустриальном обществе, позитивная логика общественного производства, заключающаяся в накоплении и распределения богатства, все более перекрывается (вытесняется) «негативной» логикой производства и распространения рисков» [1].

Есть все основания полагать, что с переходом к инновационному обществу его динамизм многократно возрастает и соответственно многократно возрастает вероятность рисков, что уже сегодня наблюдается в развитых странах. На этот процесс обращает внимание Э. Гидденс: «Понятие риска относится не только к плану индивидуального действия: в эпоху модерна образуются обширные «среды риска»..., охватывающие все большие массы людей, а некоторые из них - все человечество. Понятие риска становится центральным в обществе, которое порывает с прошлым, с традиционными образами действия и которое открывается проблематичному будущему» [2].

Усиление антропогенной нагрузки на природу, роботизация жизни, ухудшение экологии, войны, освоение космоса и др. создают новые очаги и зоны опасности, риска. В этой связи на передний план выдвигаются проблемы обеспечения национальной безопасности стран во всех сферах жизнедеятельности. Глобализация в виде New normal (новая реальность) [3], в свою очередь несет в себе уже новые риски, и теперь преодоление многих из них становится возможным лишь на основе консолидации усилий всех стран. Учитывая систематический характер взаимодействия общества с угрозами и опасностями в странах мира, необходимо отметить, что обеспечение безопасности становится насущной проблемой всей цивилизации.

Характерно, что многочисленные исследования в области безопасности, как правило, осуществляется в материальной и военной сфере. При этом все больше предаются забвению проблемы духовной и социальной безопасности. Тем не менее, по своей значимости они сегодня превосходят все остальные проблемы. В духовной сфере идет духовное обнищание народов, духовная деградация населения, девальвируются общечеловеческие ценности. В социальной сфере стремительно утрачивается ценность семьи, место последней замещает индивид, растет количество детей-сирот, неполноценных семей и др. Тем самым подрываются устои нации, разрушаются святыни. В научных, деловых кругах и во всех эшелонах власти стало привычным говорить о духовном, социальном кризисе в мировом масштабе. Попытки, предпринимаемые правительствами отдельных стран по преодолению кризисов, пока не приносят желаемых результатов.

Основная причина неудач состоит в том, что разрабатываемые меры носят узконаправленный, изолированный характер в рамках отдельных сфер. При таком подходе любые попытки решения проблемы безопасности в одиночку обречены на провал. Необходим системный подход к преодолению рисков, опирающийся на единство материальной, духовной, социальной сфер, памятуя о том, что циклическое развитие экономики обусловливает циклическое развитие других сфер.

Учитывая усиливающийся, всеобъемлющий и разрушительный характер воздействия непрерывно возникающих рисков на национальные системы, в работе предпринята попытка поиска адекватных путей и инструментария их преодоления, включая его духовную и социальную составляющие.

Так, среди инструментов оценки, например, культур на уровне национальных (страновых) сообществ, выделяются показатели среднего уровня « соответствующего психологического конструкта внутри выбранной группы» [4].

Однако, общепринятость такого подхода, как считают специалисты [5], «.. .не лишает его весьма значительных проблем, возникающих при попытке трактовать упомянутые средние (и более сложные статистические агрегаты, например, кластеры, главные компоненты и т. п.) как характеристики некоторых целостностей, существующих как самостоятельные объекты, вне и помимо индивидов, оценки и суждения которых отражались в первичных измерениях». Дело в том, что важнейшая методическая проблема связана со «значительной чувствительностью агрегатов к набору исходных данных»[5].

Исходя из данной постановки вопроса, нам представляется, что наиболее плодотворным в этом направлении может стать поиск в формате национальной идеи как основы стратегического управления, так как агрегаты потенциального измерения национальной идеи, по отношению к набору исходных данных, включают целый комплекс важнейших составляющих самочувствия народа, среди которых выделяются его безопасность, благополучие, территория и социум

Многие поднятые в настоящей статье проблемы носят постановочный характер, и их разработка требует консолидации усилий ученых различных отраслей научного знания.

Далее будем говорить о национальной идее как основе стратегического управления ростом могущества и процветания Родины.

Проведенный анализ подходов к обоснованию национальной идеи позволил выявить тесную взаимосвязь между национальным благополучием и национальной безопасностью как ее интегральными составляющими. Причем каждая из них представляет собой единство материального, социального и духовного. В отдельных исследованиях данная взаимосвязь рассматривается в узком смысле: «Настоящее благополучие - это единство и неразрывная связь благополучия как духовного, так и материального. Одно дополняет, но, ни в коем случае, не заменяет другое. Эти две составляющие единого целого должны отражать друг друга и, таким образом, формировать равновесие и гармонию... Истинно богатый человек тот, кто гармонично раскрыл в себе все, что в нем заложено изначально Божественными Вселенскими силами[6]. К этому добавим, что связь материального и духовного, коль она заложена в человеке от природы, сохраняется в социумах: семье, обществе, государстве, нациях и т.д. Однако в каждом социуме она имеет свои особенности, что обусловливает необходимость включения в анализ социальной составляющей. Последняя включает социальную безопасность и социальное благополучие, которые по мере их решения переходят друг в друга и создают определенную сбалансированность отношений в обществе.

Социальное благополучие заключается в признании национальной идеи всеми слоями общества и обеспечении общенационального согласия, гармонии интересов всех народов, проживающих на данной территории, и удовлетворенности социальной политикой государства. При этом решение проблем социальной безопасности означает повышение уровня социального благополучия аналогично тому, как повышение уровней материальной и духовной безопасности способствует приросту материального и духовного благополучия.

Иную трактовку социального благополучия дают другие авторы. В частности, И.В. Мерзляко-ва определяет социальное благополучие как высшую социальную ценность, социальный идеал, область социальной оптимальности, с которой связаны жизненно важные интересы человечества, стремление к достижению социального благополучия во все времена являлись наиболее устойчивой мотивацией социальных субъектов. Современное понимание сущности и содержания социального благополучия связывается с пребыванием в пределах цивилизации, максимально эффективным использование ее благ, оптимальным осуществлением жизнедеятельности в условиях высоких темпов развития постиндустриальной, информационно-образовательной эпохи [7].

Социальное благополучие включает благополучие всех социальных субъектов: индивидов, семей, общества, государства. Стержнем социального благополучия является семейное благополучие, поскольку из благополучия каждой семьи складывается благополучие общества в целом. «Социологи выделяют одиннадцать слагаемых семейного счастья и благополучия: взаимопонимание между супругами; отдельная квартира; материальное благополучие; дети;

уверенность в прочности брака; интересный досуг в семье; интересная работа; соответствующее образование; хорошее положение на работе; хорошие друзья; самостоятельность супругов».

В соответствии с выделенными слагаемыми благополучия, «... с точки зрения общества благополучная семья это та, в которой созданы все условия для ее нормальной жизнедеятельности и оптимального выполнения ее функций, прежде всего, конечно, воспитательной и репродуктивной» [8].

Характерно, что в научной литературе по поводу первенства материального благополучия высказываются альтернативные точки зрения [9-10]. Не вдаваясь в подробности этой дискуссии, отметим, что нормальная жизнедеятельность семьи предполагает нормальные условия для ее осуществления, которые не остаются неизменными. Однако любое снижение материального благополучия семей негативно сказывается на благополучии всего общества.

При рассмотрении основных составляющих благополучия следует обратить внимание на их интегральный характер. Поэтому становится необходимым проводить их классификацию, что позволяет наглядно представить внутреннюю структуру. В.С. Безрукова предлагает следующую классификацию благополучия семьи:

«... базисные качества (наличие работы, удовлетворяющей членов семьи; достаточный доход, наличие квартиры; удовлетворение образовательных, медицинских, бытовых, культурных потребностей);

качества поведения (трудовая и экономическая активность; активность в среде культуры и образования; активность в поддержании и улучшении здоровья, общественная активность);

качества семейного сообщества (духовно-нравственный потенциал, образовательный потенциал, психологический потенциал)» [11].

В приведенной классификации нашло отражение единство относительно обособленных качеств благополучия семьи: материальных, социальных, духовных. Важно отметить, что между интересами семей и общества в сфере благополучия неизбежны противоречия, разрешение которых ставит новые проблемы перед обществом. Тем не менее, многочисленные исследования ученых показывают, что «.главными слагаемыми семейного счастья оказались не материального, а духовного порядка». Согласно выводам американских исследователей В. Метьюза и К. Михановича «...в несчастных семьях, в отличие от счастливых наблюдается:

- супруги неодинаково относятся ко многим вопросам и проблемам;

- плохо понимают чувства другого;

- говорят слова, которые раздражают другого;

- чувствуют себя нелюбимыми;

- не обращают внимание на другого;

- чувствуют неудовлетворенную потребность в доверии;

- ощущают потребность в человеке, которому можно довериться;

- редко делают комплименты друг другу;

- уступают чаще другого;

- желают больше любви» [12].

Отмеченные слагаемые скорее относятся к характеру и поведению супругов, нежели к духовному фактору. Что касается материального благополучия людей, то оно не должно опускаться ниже определенного порога, за которым следует неблагополучие.

Семья, несмотря на переживаемые трудности, продолжает оставаться одним из ведущих институтов общества. «По мнению Генерального секретаря ООН, когда попираются основные права одной семьи - единство всей человеческой семьи, членами которой они являются, находится под угрозой. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растет благополучие народа [13]». На наш взгляд именно инновационный рост благополучия семьи означает прогресс общества, а благополучие является его составляющей.

Семья как важнейший социальный институт - это социум, где впервые человек овладевает навыками языкового общения, осваивает коллективный опыт прошлых поколений, обычаи, традиции, происходит становление личности, осуществляется процесс воспитания и формируется его характер. В зависимости от прочности семьи обеспечивается устойчивость и стабильность в развитии об-

щества. Несмотря на это в Конституции РФ ей не отведено столь значимое место, за исключением права на государственную поддержку, а также поддержку отцовства и детства.

Отсутствие в России национальной идеи не способствует объединению нации, сохранению и приумножению ее мощи. Тем не менее, последние годы власть ведет активный поиск национальной идеи, на что обращают внимание отдельные ученые: « Как видно, пусть и медленно, но пробивает дорогу методология и методика национальной идеи на язык государственного управления. Это, в свою очередь, открывает перспективы законодательного (прежде всего конституционного), закрепления основных принципов национальной идеи» [14].

Важно отметить, что при формировании национальной идеи главенствующую роль следует отводить духовной составляющей. Последняя изначально закладывается в семье и, следовательно, в ней сохраняется социальная память общения, которая вместе с ближним и дальним окружением, родственниками и друзьями осознается как малая Родина, а впоследствии как часть большой Родины. Этому способствует не только передача социальной памяти общества, но и освоение духовного наследия, сопричастность к происходящим событиям, взаимная поддержка, помощь, сопереживание и др. Поэтому само слово Родина является фактором сплочения и объединения народов независимо от конфессиональной принадлежности.

С этих позиций можно дать следующее определение национальной идеи.

Национальная идея - это обеспечение необходимых условий для стабильного инновационного роста уровней благополучия, безопасности каждого человека, семьи, общества, государства, способствующих укреплению могущества и процветания Родины - России как части мирового сообщества. Данный подход тем более уместен в связи с переходом в ближайшем будущем нашего общества к шестому технологическому укладу, что потребует инвестиционной поддержки инновационных процессов «сначала в смежных, а затем и остальных отраслях» [15-16].

В определении нашло отражение то, что, несмотря на противоречивый характер интересов субъектов национальной идеи, объединяющим началом для всех акторов являются потребности в комфортном материальном, духовном, социальном существовании и безопасности. Реализация данных потребностей предполагает наращивание экономического, духовного и социального потенциалов и прогнозирование опасностей и угроз на каждом новом витке развития. Это достигается благодаря консолидации усилий и активности всех субъектов, проживающих на данной территории, а также посредством развития дружеских связей с заинтересованными странами.

Важнейшим фактором стимулирования активности выступают семья, совместная работа, досуг, спорт, родственники, сопричастность к событиям, участие в общественно-политических мероприятиях, чувство Родины, нравственные ценности, внутренняя и внешняя мотивация и др.

Особый акцент в определении национальной идеи сделан на создании условий для стабильного инновационного роста уровней благополучия и безопасности, что напрямую связано с устойчивостью развития общества. Последнее нашло отражение в Программе развития ООН в рамках ежегодного отчета за 1994 г., где отмечается, что «устойчивое развитие по развитию общества означает улучшение качества жизни людей с таких основных направлений:

- социальное и экономическое обеспечение;

- экономически благоприятную среду для жизни;

- повышение безопасности жизни;

- улучшения состояния здоровья. [17]».

Вышеизложенное можно представить в виде следующей схемы (рис. 1):

Рис. 1. Национальная идея России и механизм ее реализации

Реализация интегральных взаимосвязей создает дополнительные синергетические эффекты, которые капитализируются в приросте материального, духовного и социального благополучия, укрепляя тем самым могущество и процветание Родины, а также нации в каждом новом воспроизводственном цикле.

В предлагаемой модели национальной идеи России заложен важнейший принцип - взаимообусловленность и единство интересов всех субъектов - ее участников в обеспечении условий стабильного роста всеобщего богатства (материального, духовного, социального) и процветания Родины. Под всеобщим богатством здесь понимается богатство каждого индивида, семьи, общества, государства.

Следует отметить, что сторонники поиска национальной идеи лишь в духовной сфере неизбежно становятся на путь отрыва духовного от материального, когда сформулированные теоретические конструкты отрываются от реальности и тем самым лишаются смысла. Об этом можно судить по национальным девизам отдельных стран: «Куда кривая вывезет», «Конец радуги», «Пусть пройдет дождь» и др.

Видимо не случайно в девизах 10 стран встречаются такие понятия, как: Труд, Работа, что не отвергает «соседства» с ними понятий духовной сферы.

В то же время в 45 странах мира, как и в России, отсутствуют сформулированные национальные идеи, и, соответственно, нет национальных девизов. Предпринятые попытки по их обоснованию в России пока не принесли желаемых результатов. Однако поиск в этом направлении должен продолжаться, поскольку отсутствие национальной идеи ведет к разрушению духовного стержня нации, ее нравственных устоев, что наблюдается в распаде современных семей, как в России, так и зарубежных странах, духовном обнищании, социальной апатии населения.

В условиях глобализации наиболее действенным инструментом реализации национальной идеи могут стать госкорпорации. Использование их потенциала способно во многом улучшить сло-

жившуюся ситуацию в России и обеспечить успешную реализацию национальной идеи, что подтверждается многолетним опытом многих зарубежных стран. В рамках национальной идеи представляется возможным прогнозировать угрозы опасности и риски и целенаправленно осуществлять политику коллективной безопасности, используя финансовые ресурсы страховых компаний, а также развивая международное сотрудничество с заинтересованными странами.

В ходе исследования была установлена тесная взаимосвязь между материальным, духовным и социальным, которая заключена в национальной идее и ее составляющих - благополучии и безопасности нации, а также в ее субъектах: индивиде, семье, государстве, обществе. Исходя из этого представляется возможным по иному взглянуть на процессы, происходящие как внутри страны, так и во внешних связях. Становится очевидным, что в условиях перехода к инновационному обществу не только возрастает вероятность рисков во всех сферах жизнедеятельности общества, но и одновременно формируются новые возможности для их нейтрализации и преодоления в результате межсферной интеграции всех видов ресурсов внутри страны и за рубежом.

В совокупности образуется интегральный эффект, который благодаря тесному сотрудничеству представителей различных сфер (материальной, духовной, социальной) создает условия для стабильного повышения уровней благополучия и безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества. Далеко не последнюю роль в этом может играть государственно-частное партнерство. Примером подобного сотрудничества могут служить корпоративные структуры, транснациональные корпорации.

Неравномерность экономического и политического развития страны во многом определяет перечень задач по управлению ими. В зависимости от этого выстраивается система приоритетов, как между сферами жизнедеятельности, так и внутри них. Соответственно этому разрабатывается адекватная национальная политика.

Национальная идея служит основой стратегического управления и определяет главные приоритеты развития страны, которые можно выразить в национальном девизе.

В 2010 г. Центр проблемного анализа провел Всероссийский конкурс по его поиску. Было предложено 200 версий. Рейтинговые места из них заняли девизы: «Закон. Справедливость. Процветание», «Россия это мы», «Восток и Запад объединяя», «Одна жизнь, одна Отчизна», «Вера, Надежда, Любовь», «Вместе мы сила», «Державность. Соборность. Отечество.», «Русские не сдаются», «Россия - спаси и сохрани», «Россия вперед!», «Россия - это народ», «Россия с Богом, Россия в каждом из нас», «Державность, демократия, духовность». По мнению ученых, в том числе лингвистов, языковая формула должна быть в итоге математически точной, строгой и достоверной с позиции призыва к действию, повышающему жизнеспособность России [18]. На наш взгляд этим требованиям в полной мере удовлетворяет национальный девиз, взятый из сформулированного нами определения национальной идеи: «Благополучие. Безопасность. Родина».

Национальные девизы существуют в большинстве стран мира. Наиболее часто встречающимися в них являются такие понятия, как: свобода, единство, Бог, труд, Родина. По сути девизы являются краткой формой выражения национальной идеи страны. Среди рассмотренных нами 160 национальных девизов понятие Бог встречается 18 раз. Это свидетельствует о том, что по всем странам мира представление о божественном происхождении национальной идеи постепенно утрачивает свою актуальность. Более того в государстве Непал выдвинут девиз: «Земля, Родина дороже небесного царства». В Иордании, Марокко на одну ступень ставится: «Бог, Родина, Король». Понятие «Родина» встречается в 10 девизах. В США, наоборот, вся деятельность людей сводится к обожествлению «Мы верим в Бога», («На Бога уповаем»). В Никарагуа также девизом является «На Бога уповаем» [19].

Данный девиз направлен на богопослушание и, следовательно, на соблюдение законности и порядка людьми, хотя этот девиз можно расценивать иначе: коль все во власти божьей, то нет смысла человеку чрезмерно напрягать свои усилия. Альтернативой этому девизу могла бы стать русская пословица «На Бога надейся, а сам не плошай».

Видимо, снижение уровня представления о божественном происхождении национальных идей обусловлено многообразием конфессиональных групп верующих, что не позволяет выделять одну из них в качестве ведущей.

Необходимо принять во внимание также, то обстоятельство, что большинство национальных идей были сформулированы применительно к индустриальной эпохе и требуют нового осмысления в соответствии с изменившимися условиями жизнедеятельности.

Таким образом, говоря о национальной идее России как основе стратегического управления, необходимо, прежде всего, иметь в виду две ее мощных составляющих - благополучие и безопасность, которые способствуют мирному воспроизводству благ, и, тем самым, синтезируют необычайный для соотечественников продукт в виде конгломерата великих сущностей, а именно: могущества Родины, процветания нации и территории.

Литература

1. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // THESIS. 1994. № 5.

2. «Критическая теория позднего модерна» Энтони Гидденса/ Статья - Философия/ Giddens A. The consequences of modernity. - Cambridge: Polity Press, 1990. p. 111/ https://www.studsell.com/view/100/50000

3. Медведев Д. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. 2015. № 10. С. 5-29 (8). Voprosy Ekonomiki, 2015, No. 10, pp. 5-29. - http://www.vopreco.ru/rus/redaction.files/10-15.pdf.

4. FischerR. (2006). Congruence and functions of personal and cultural values: Do my values reflect my culture's values? Personality and Social Psychology Bulletin, Vol. 32, No. 11, pp. 1419-1431.

5. Тамбовцев В. Л. Миф о «культурном коде» в экономических исследованиях. М.: Институт экономики РАН, 2016 - 28 с. http://inecon.org/docs/Tambovtsev_paper_2016.pdf

6. Финансовое благополучие как основа благосостояния / по книге Вячеслав Панкратов, Людмила Щербинина. Улыбнись на счастье! Питер 2008/ anchi-igra.livejoumal.com/204640/html

7. Понятие социального благополучия и его обеспечение / Н.А. Ковтун, В.В. Трушев. - Российская Академия Правосудия, филиал в г. Ростов-на-Дону, Россия/ http://sociosphera.com/publication/conference/2014/239/ ponyatie_socialnogo_blagopoluchiya_i_ego_obespechenie/

8. Приложение М. Статистическая и математическая обработка данных по критерию т - Вилкоксона/ http://kzbydocs.com/docs/108/index-3068.html?page=23

9. Капелюшников Р. И. Идея «вековой стагнации»: три версии (обзорная статья) [Электронный ресурс] : препринт WP3/2015/02 / Р. И. Капелюшников ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Электрон. текст. дан. (2 Мб). - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - (Серия WP3 «Проблемы рынка труда»). - 42 с. https://www.hse.ru/data/2015/04/14/1094739091/WP3_2015_02.pdf;

10. Gordon R. J. The Demise of U.S. Economic Growth: Restatement, Rebuttal, and Reflections. NBER WP No. 19895. - Washington: NBER. 2014a.

11. Гринёва Е. А, Давлетшина Л. Х. К вопросу о сущности понятий «духовность», «нравственность», «духовно-нравственный потенциал» // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 1/ spiritnal_culture.academic.ru/319/ Благополучная семья

12. Андреева Т. «Семейная психология» / http://www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/andreeva.html:current_book_ page=8

13. Международный день семей учрежден ООН в 1993 году/ tvsamuri.ru/news/22903/ : http://www.calend.ru/ holidays/0/0/43/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Орлов И. Б. Механизм формирования национальной идеи / (продолжение главы «В.2. Национальная идея России в истории мысли» фундаментальной работы: Национальная идея России. В 6 т. Т. I. - М.: Научный эксперт, 2012. - 752 c. / под общ. ред. С.С. Сулакшина. / http://rusrand.ru/analytics/mehanizm-formirovanija-natsionalnoj-idei

15. Максим Сафонов. Энергетическая безопасность страны и развитие нефтегазового сектора/ http://www. ras.ru/publishing/rasherald/rasherald_articleinfo.aspx?articleid=44a11aa7-7df9-4734-80bf-774fecc00c27;

16. Дмитриевский А. Н, Мастепанов А. М., Бушуев В. В. Ресурсно-инновационная стратегия развития экономики России // Вестник РАН. Т. 84. 2014. №10. http://pa-joumal.ranepa.ru/articles/r40/418/

17. Программа Развития Организации Объединенных Наций (UNDP)/2-й раздел ежегодного отчета о развитии человечества за 1994 г/ uchebnikionline.com/byd/berpeka_zhittyediyaenos/

18. Код успешности России/Российская газета - Федеральный выпуск №5787 (114)/ Ученые обосновали национальную идею России/ rg.ru/2012/05/22/kod-site.html

19. Девизы стран/s-tur.blogspot.ru/2015/03/strany-devizy.html.

Ivanov Gennady Ilyich, Candidate of Economic Sciences, professor; Southern university (IUBIP) (33a/47, Mikhail Nagibin Ave., Rostov-on-Don, 344068, Russian Federation). E-mail: ivanov-gennadij@mail.ru.

Prosandeev Vladimir Aleksandrovich, Candidate of Economic Sciences, associate professor, Donskoy state technical university (1, Gagarin Square, Rostov-on-Don, 344000, Russian Federation). E-mail: vlapros@mail.ru.

Sitnikov Nikolay Aleksandrovich, chief of economic planning management of PJSC Rostvertol, graduate student of department of economy and innovative and market researches, Southern university (IUBIP) (33a/47, Mikhail Nagibin Ave., Rostov-on-Don, 344068, Russian Federation). E-mail: n.sitnikov@rostvert.ru.

NATIONAL IDEA OF RUSSIA AS BASIS OF STRATEGIC MANAGEMENT

Abstract

The authors of this paper, one of the first advocates the importance of Russia in the proclamation of the national idea as a strategic management framework. From the point of view of the authors, the national idea - is to ensure the necessary conditions for sustainable growth of innovative welfare levels, the security of every person, family, community, state, contributing to the strengthening of the power and prosperity of the Motherland - Russia as part of the international community.

Keywords: national idea, strategic management, innovative growth, prosperity, security, people, family, society, state, Homeland, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.