Научная статья на тему 'Национальная идея России. Программа действий (постановка задачи)'

Национальная идея России. Программа действий (постановка задачи) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
393
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ИДЕНТИЧОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / NATIONAL IDENTITY / NATIONAL IDEA / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сулакшин С. С.

Категория национальной идеи рассмотрена в статье с междисциплинарных позиций комплекса наук: от философии и истории до политологии и государственного управления. Показано, что национальная идея является не только художественно-публицистическим образом, но и важнейшим государственно-образующим императивом и даже инструментом. Впервые поставлен вопрос об управленческом потенциале национальной идеи в государственном строительстве и общественном развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national idea of Russia. Actions program (problem definition)

The national idea as a category is considered within the frameworks of a multidisciplinary approach. It is shown that national idea is not only a publicistic image, but also important state-forming imperative and instrument. For the first time the question of administrative potential of the national idea has been posed.

Текст научной работы на тему «Национальная идея России. Программа действий (постановка задачи)»

Вопросы методологии

Национальная идея России. Программа действий

(постановка задачи) С.С. Сулакшин

«Если будет Россия, значит, буду и я»

Данная работа является естественным продолжением целого ряда исследований Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, посвященных поиску путей выхода из многолетнего кризиса, угрожающего самому существованию нашего государства. В ряде публикаций Центра1 доказано, что в отличие от неоразумленного, неодушевленного живого мира для человека и человеческого сообщества важны не только материальные условия жизни, но еще и ментальные состояния. Достоверно известно, что в тяжелейших испытаниях, смертельно угрожающих условиях — в плену, в болезни — выживают сильные духом люди. Т.е. для человека важны идея, смысл существования и преодоления. Зачастую более важны, чем материальные условия. То же можно сказать и о стране в целом. Страна побеждала тогда, когда воины знали, за что они воюют. Страна прирастала территориями, осваивала их — когда людьми двигала значимая и осознанная идея. Страна развивалась позитивно демографически, когда у людей была уверенность в будущем и они, так же как и руководители страны, знали, чем живет Россия, куда она движется, что для нее важно и ценно. Страна тогда была успешна, значима и привлекательна для своего народа и иных народов и стран мира, когда у нее была идея и проект, а ее жизнь, как и жизнь отдельных людей, была идейной и одухотворенной.

И наоборот — времена упадка, смуты, на грани распада (и самого распада страны — СССР), времена неприязни мирового сообщества к России и страха перед ней характерны именно для тех периодов, когда идея России исчезала, когда ни руководство не знало, чем жить, куда идти, что в будущем, каковы ценности и смыслы, ни, соответственно, народ. И речь идет не о трансцендентно религиозных или интеллигентских исканиях, туманных неопределенностях и иных интеллектуальных томлениях. Строго математически доказано, что, например в демографическом смысле, одним из важнейших факторов жизне-

1 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. Государственная политика вывода России из демографического кризиса. / Под общей ред. Сулакшина С.С. М.: Экономика, Научный эксперт. 2007. 896 с.

способности населения России является нематериальный ментальный фактор. И если в настоящее время население России сокращается, то это как раз совпадает с сегодняшним российским безвременьем, бездумьем, отсутствием идеи жизни как у страны, так и у большинства ее граждан.

Так в чем состоит та искомая идея страны, идея жизни каждого ее гражданина, которая всегда в истории России была живительным источником энергии созидания, творчества открытий и прорывов, героизма и свершений? Этот вопрос, так или иначе, сводится к вопросу о национальной идее страны, ее воплощении в базовых документах и многоплановой практике государства и общества.

Вопрос, тема, задача не просты. Сама постановка задачи, которую взялся исследовать и решить Центр, — непроста. Но как известно, поставить задачу — это наполовину ее решить.

Настоящая работа посвящена постановке этой задачи.

1. Ключевые понятия

Нарушая первоначальный замысел изложения, заключавшийся в постепенном подводе к ключевому понятию, в силу выявившейся насущнейшей необходимости стартовой понятийной определенности, дадим «жесткое» определение того, что в настоящей работе понимается под национальной идеей.

Национальная идея — это устойчивое представление индивида о прошлом, настоящем и будущем своей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, а также состояние общественного сознания.

Страна — это существующий и развивающийся во времени и пространстве «живой» организм, образованный территорией, народонаселением, проживающим на ней, и скрепленный единым государственным управлением.

Индивид — это человек, ассоциирующий себя с народонаселением (народом) страны, в том числе могущий проживать вне территории страны (диаспора).

Жизненные усилия индивида — это деятельность индивида в личной (семейной), общественной (групповой, профессиональной) сфере, государственно-властной области.

Смысл существования страны — это сам факт существования и гарантиро-ванности ее существования в будущем (развитие).

Процветание страны — максимально достижимая успешность страны.

Успешность страны — это устойчивость текущего и гарантированность будущего существования и развития страны во всех трех ее образующих началах.

Образующие начала страны — территория, народонаселение, проживающее на ней, единое государственное управление.

Миссия страны (как функция) — это обеспечение территориальной целостности, прогрессивного демографического развития, эффективного управления.

Эффективность управления — это результативность государственного управления по публично объявленным целям.

Высшие ценности государства — это перечень факторов успешности страны, закрепленный нормативно-правовым образом.

Факторы успешности страны — это причины, обстоятельства, состояния, влияющие на успешность страны.

Целевые состояния факторов успешности страны — это количественные, полуколичественные, качественные значения и состояния факторов, максимизирующие успешность страны.

Приведенные определения взяты не из справочников, энциклопедий или учебников. Там этих определений нет. Напротив, принципиально, что определения в работах, связанных с оригинальными исследованиями и особенно с управленческим проектированием, обязаны быть контекстными и функциональными в рамках поставленной задачи исследования. Наиболее важные определения, которые сформулированы в целях настоящей работы и в контексте настоящей задачи, системно организуют весь понятийный аппарат и даже структуру исследования. В самих определениях уже содержатся серьезные ответы на некоторые вопросы. К предложенным определениям необходимы некоторые дополнительные пояснения, которые не включены в сами дефиниции с целью не перегружать их.

Целеполагание жизненных усилий индивида ограничивается (не фактически, а идеально) средствами, которые опосредуются добросердечием, милосердием, добропорядочностью, любовью к человеку, ответственностью перед будущими поколениями, перед Богом (для верующих), жертвенностью, неалчностью, неэгоизмом.

Национальная идея, существуя индивидуально, одновременно является ценностно мотивационным представлением в рамках и масштабах общественного сознания, которое закрепляется и проявляется в государственных актах и атрибутике, произведениях литературы и искусства, актуальных научных задачах, образовательных стандартах и учебниках, деятельности СМИ, пропаганде и воспитании. Государство обязано формировать, поддерживать национальную идею, преследовать за ее подрыв.

Национальная идея формируется и прививается прежде всего в семье (внутрисемейные межпоколенческие социальные коммуникации), в школе, в поле общественного и государственного образовательного, воспитательного, пропагандистского информационного воздействия. Национальная идея формируется и закрепляется исторически, передается в поколениях, отражает оптимальную меру традиции и модернизации.

Национальная идея есть живая, развивающаяся во времени, чуткая к изменениям окружающей среды идея, характерное время изменчивости которой измеряется поколениями.

2. Постановка задачи исследования

Страна как живой организм

Идея как сущность вроде бы является принадлежностью индивидуального сознания, отдельной личности. И это так. Однако ключевым посылом настоящей работы и подхода, в ней развиваемого, является мысль о жизни, жизнеустойчивости такого живого организма, как страна в целом. Страна (государство в широком смысле) представляется в виде живого организма, который когда-то родился, растет и развивается, на него воздействует внешняя

среда, у него может ослабевать иммунитет и тогда он может болеть, может даже умереть (СССР). Он может быть умным или глупым (наука, национальный интеллект), интеллигентным (культура, образованность), сильным (армия и спецслужбы), идейно-духовным (мировоззрение, вероисповедание), он может быть милосердным и гуманным по отношению к людям, живущим в такой стране. То есть, как и любой живой организм, страна может быть жизнеспособной или наоборот. Наоборот — это значит, что все потенциалы жизнеспособности страны снижаются, достигают критического значения и... И живой организм умирает. Как и любой живой организм, страна, формируясь в определенных исторических условиях ландшафта, климата, накапливаемых социокультурных традиций, опыта взаимодействия с внешней средой и окружением, приобретает свой характерный облик. И национальная идея — мотивация на сохранение страны, сохранения ее сущности, т.к. смысл существования (жизни) по данному нами ранее определению заключается в сохранении сущности.

Сущность страны задается необходимой и достаточной (в смысле неизбыточности) атрибутикой. Атрибутов или сущностных признаков три:

- территория,

- народонаселение,

- и управление на этой территории.

Убери любую из них — и сущность понятия «страна» пропадет. Добавлять ничего на этот уровень не надо, т.к. это будет избыточно. (Напомним, что в работах Центра показано, что вероисповедание есть фактор демографии. Поэтому выбранная трактовка национальной идеи как идеи сохранения сущности своей страны (ее существования и жизнеспособности) — с этой точки зрения универсальна.)

Применение организменного подхода к социальным явлениям и ранее встречалось и формировалось в рамках цивилизационного и этнологического дискурсов. Функционирование локально-исторических культур уподобляли жизнедеятельности живых существ О. Шпенглер и А.Д. Тойнби, Н.Я. Данилевский, П.А. Сорокин, Г. Спенсер, Л.Н. Гумилев2.

Однако этнологический дискурс ограничивался, как правило, экстраполяцией организменной теории только на два компонента государственности — народонаселение и территорию, оставляя вне поля рассмотрения третью составляющую — сферу властного управления. Ввиду этого управленческий потенциал получаемых выводов оказывался невысоким. В предлагаемом подходе организменные принципы объяснения распространяются и на государство в его узкофункциональном управленческом понимании. Исключение из топологии организма государственности любого из трех проявлений государственного бытия поэтому выглядит как деформация его видовой анатомии, которая в предельных случаях ведет к смерти организма.

2 Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М., 1993. В 2 т.; Тойнби А.Д. Постижение истории. М., 1991; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. СПб., 1995; Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1993.

Национальная идея как функция социального организма

Таким образом, национальная идея в этом контексте рассматривается не в виде некой умозрительной конструкции, но в качестве жизненно важной функции социального (государственного) организма. В этом смысле ее определение есть не вопрос субъективного выбора, а результат довольно жесткого диагностирования видовой специфики исследуемой государственности.

Проведя диагностику «живого организма», можно предложить рецепт излечения и усиления иммунитета страны. По сути, в таком образном виде описан классический управленческий цикл. От ценности к цели, к определению проблем как препятствий на пути к цели, декомпозиция проблем на задачи, решение задач и формирование программы действий.

Чьих действий? Государства в первую очередь (государства в узком смысле как института, публичной власти), общества, политических и гражданских институтов — каждого. Поэтому видение конечной цели работы и конечного продукта будет формулироваться именно с этих позиций.

А почему речь идет о стране? Не о человеке, не об обществе, как принято расставлять приоритеты в разговорно-политическом жанре, навязываемом России последние 20 лет? При чем тут абстрактная страна? Разве для многих она уже не стала воспоминанием при взгляде на нее из Лондона, США, Израиля и т.п.? Но все дело в том, что просто для этих «отпочковавшихся» ИХ страна — там. А все остальное там точно так же, как для НАС здесь. Страна — это оболочка нашей жизни, как воздух, вода, пища, духовный смысл жизни. Если ее нет — то нет ничего. В прямом смысле этого слова. Нет самой жизни индивида. Нет общества. И духовно здоровый человек интуитивно осознает эту неразрывную связь, потребность, необходимость. Так родились понятия отечества, родины, патриотизма. И хотя эти понятия ментальные, оказывается, они имеют решающее значение при создании физических и даже физиологических условий жизнеспособности организма каждого конкретного человека. «Умер от тоски по родине» — это для «отпочковавшихся» абстракция. А вот выживание в фашистских концлагерях идейно-духовно сильных (в частности верующих) людей — это факт. Т.е. это условие жизнеспособности для абсолютного большинства здоровых членов общества. Поэтому, говоря о национальной идее страны, заявляя, что это индивидуальная и общественная мысль о стране, мы на деле предлагаем реконструкцию самого главного, самого всеобщего условия жизни каждого.

Что есть идея как категория? Озарение, классная конкретная мысль, красивый лозунг? Философски оторванная от человека идеальная сущность?

В нашем контексте это, конечно, проявление активного сознания. Мысль, но не просто отражающая мир или констатирующая какое-то обстоятельство. В нашем контексте идея — это тревожная, основная, жизненно важная, затрагивающая коренные обстоятельства жизни мысль, которая мотивирует, активизирует на действие, программирует обязательный набор представлений, установок и действий, подвигая человека быть ответственным за все, что происходит не только в его личной, его семейной жизни, но и в окружающем мире, в первую очередь в его общежитии, народе, стране.

Разговор ведется на уровне государственного управления, в том числе с пониманием того, что национальная идея страны должна быть системно зафиксирована в Конституции страны. На сегодншний день Конституция страны, принятая в 1993 году, году сомнамбулизма национального сознания, с «подсказками» со стороны людей, очень стратегично мыслящих, но в категориях национальных интересов иных стран и народов, являет собой по сути источник российских болезней. В конституциях стран мира есть другой опыт и образцы, которые также входят в предмет исследования нстоящей работы.

Национальная идея в истории России и других стран

Если усиливать тезис, то без национальной идеи никакая государственность в долгосрочной перспективе не может существовать. Ее наличие устойчиво обнаруживается в истории начиная с древнейших цивилизаций. Античный Рим, к примеру, руководствуясь идеологемой Pax Romana, исторически реализовывал проект формирования мировой империи. Вполне осознанной целевой идеологической установкой обладала Московская Русь, обнаруживая ее в представленном в идее о Третьем Риме. образном понятии «Святая Русь».

В императорский период российская идеология вмещена в уваровскую формулу «Православие. Самодержавие. Народность», призыв «За Веру, Царя и Отечество!».

Идеология советского государства определялась мессианской эсхатологией коммунизма. Лозунг «Пролетарии всех стран соединяйтесь!», несмотря на свой подчеркнуто интернационалистский характер, использовался в качестве национальной идеологемы. Последующая идеологическая коррекция определялась практикой строительства социализма в одной стране. «Вместо Третьего Рима, — рассуждал в связи с большевистской идеологической трансформацией Н.А. Бердяев, — в России удалось осуществить Третий Интернационал, и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего Рима... Третий Интернационал есть не Интернационал, а русская национальная идея. Это есть трансформация русского мессианизма».

Ту или иную систему идеологического самоопределения имеет значительная часть государств современного мира. Для США это мировой проект Pax Americana. Национальным девизом США выступает идеологема «In God We Trust» («На Бога уповаем»), соотносящаяся с протестантской мировоззренческой доктриной «Manifest Destiny» — «божественного предопределения». Французы со времен Великой революции оперируют в качестве национальной идеологемы формулой «Свобода. Равенство. Братство». В качестве девиза итальянского национального освобождения использовался сформулированный младоитальянцами императив «Бог и народ», проводящий идею, что борьба за государственное единение Италии является религиозным долгом каждого. Современное итальянское государство оперирует также идеологемой «Новая Италия — сегодня», реализующей установку нации на развитие. Идеология сионизма составляет, как известно, идеологическую основу существования государства Израиль. Образ Земли обетованной составляет семантическое ядро израильской национальной идеологемы. В соответствии с принципами,

заложенными создателем нового турецкого государства Кемаля Ататюрка, Турция идеологически ориентирована на реализацию национального пантюр-кистского проекта. Более подробно эта тема раскрывается в книге3.

Государства и их факторный профиль

Почему идея национальная? Не государственная, не всеобщая, не какая-либо еще?

С этим англицизмом много путаницы. В анлийском языке national — от nation — это «этнический», но одновременно еще и «всеобщий, общеобщественный, общетерриториальный, общегосударственный», уже без признаков эт-ничности. А civil nation трактуется как гражданская нация, также выводящая за скобки этничность и обозначающая народонаселение территории данной страны в целом. Надо еще вспомнить и понятие «гражданское общество», как конкретный признак или свойство общества в политической системе взаимодействия с публичной властью.

Термин «государство» имеет два смысла. Узкий — трактующий государство как институт, как аппарат управления, созданный упорядочивавшимся населением, как публичная власть (в России включающая государственную власть федерального уровня и уровня субъекта Федерации, а также муниципальный уровень власти, точнее самоуправления). В дальнейшем термин «публичная власть» будет означать государство в узком смысле.

Широкий смысл термина «государство» включает территорию, народонаселение и управление (т.е. государство в узком смысле). Чтобы максимально избегать терминологической путаницы и двоесмыслия в работе, в этом случае будет употребляться термин страна.

Люди, проживающие на территории страны, будут именоваться не нацией (чтобы не путать с этносом), а народонаселением. Народ — термин тоже многозначный. С одной стороны, надэтничный — российский народ, американский народ, советский народ. С другой стороны, этничный — русский народ, татарский народ, еврейский народ. Поэтому «народонаселение» звучит более четко и однозначно. А когда необходимо — этнос или народ (в этническом смысле, что, строго говоря, требует постоянной оговорки), нация (в этническом смысле), гражданская нация (когда нужен интеграционный надэтнический смысл), нация (как народонаселение). Иногда без указанных неоднозначных терминов трудно обойтись (например, при переводе с другого языка).

Другая двойственность термина «этнос» заключается в разграничении понимания его как биологической по преимуществу популяции (главное — «кровь») и как особой общности историко-культурного типа, не исключающей полностью биологичности. Мы понимаем этнос во втором, более широком, смысле.

Но тогда почему идея в настоящей работе предлагается все-таки национальная? Причин тому несколько. Во-первых, это слишком общепринятое словосочетание. И термин «национальная» как бы теряет свою изначальную многозначность. Во-вторых, в содержании национальной идеи, конечно, и это принципиально, присутствует оттенок этнической самобытности, скорее свя-

3 Национальная идея России. Программа действий (постановка задачи) / под. редакцией С.С. Сулакшина. М.: Научный эксперт, 2009. 80 с.

занный с цивилизационной идентичностью. Но в случае России обозначение «русский» одинаково неизбежно и по отношению к русской цивилизации, русским цивилизационно-ценностным накоплениям, и по отношению к названию многоэтнической страны. В английском языке такой проблеы нет, здесь единое слово russian означает и российский, и русский.

Самой главной причиной, заставляющей принять этот термин (национальная идея России), является основная гипотеза настоящей работы. Гипотеза утверждает, что конкретный профиль факторов жизнеспособности страны является уникальным для каждой цивилизационно самостоятельной или идентичной страны. Факторный профиль — это как паспорт страны, или своеобразные отпечатки пальцев. Факторный профиль — это набор факторов, которые в совокупности зафиксированных оптимальных значений определяют максимальный уровень успешности страны (рис. 1).

Окончательный перечень факторов должно дать исследование. Примерами факторов выступают степень автаркии, степень этатичности, материальная или ментальная мотивация труда, доля государственных расходов в ВВП страны, идейно-духовное состояние народонаселения и т.п.

Можно сказать, что одной из задач данной работы является достоверное определение (в том числе с помощью строгих математизированных методов) факторных профилей разных стран или цивилизационных ареалов и в первую очередь России. Новым подходом является построение и сравнение соответствующих профилей разных стран.

Определив факторный профиль России, мы сможем определить те факторы, максимизация которых кореллирует с экономическим, демографическим, политическим подъемом России, т.е. с периодами истории, когда Россия была успеш-

Специфическое для

конкретной страны

Рис. 1. К понятию факторного профиля страны. При одинаковой успешности набор оптимальных факторов для разных стран может быть разным (профили, конечно, гипотетические, условные, для иллюстративной цели)

на. Это позволит из многочисленных формулировок Национальной идеи выбрать именно ту, которая будет отражать объективные ценности российского народа.

Следующий шаг — это разработка мероприятий по внедрению и закреплению Национальной идеи в государственных актах (в том числе и в Конституции) и атрибутике, произведениях литературы и искусства, актуальных научных задачах, в образовательных стандартах и учебниках, деятельности СМИ, пропаганде и воспитании.

Главные направления исследования

Однако, если национальная идея — функция социального организма, направленная на сохранение его жизнеспособности, то необходимо провести диагностику сущностных признаков страны и составить план лечения.

Поэтому выводами и последствиями данного исследования, кроме поиска формулировки национальной идеи России, будут сверхважные управленческие решения. Во-первых, комплекс решений, нейтрализующих то, что навязывалось России последние 20 лет, и являющихся в укрупненной (без деталей) трактовке прививкой от смертельно опасной болезни.

Во-вторых, срочные меры, направленные на лечение болезни, пока она не перешла в необратимую фазу. В-третьих, после оперативного облегчения состояния больного (России) необходимо восстановительное лечение, включающее и усиление иммунитета, и повышение общего уровня здоровья, т.е. должна быть разработана программа развития на стратегическую перспективу.

Управленческое содержание всех трех платформ предполагается развить через диагностику, реанимацию и рецептуру лечения и восстановления, реабилитации живого организма страны.

Вся цепочка исследования выглядит как показано на рис. 2.

Рис. 2. Логическая последовательность исследования и управленческого проектирования

На рис. 3 показана логическая топология универсальной задачи, доминирующей в исследовании, исходящем из модели страны как живого организма. Как видим, универсальным циклом исследования в каждом тематическом блоке будет историческая верификация (выявление и доказательство) значимости тех или иных факторов, современная диагностика состояния этих факторов и предложения-рецептура, что делать в государственном строительстве и общественном развитии, прежде всего в государственном управлении.

* ФП опт — оптимальный факторный профиль;

ФП тек — текущий факторный профиль;

Д — сигнал рассогласования, идущий на вход активного управления

Рис. 3. Универсальная задача, доминирующая в исследовании

3. В чем отличие настоящей работы

Чем настоящая работа отличается от многих на эту тему?

Ряд крупных и текущих исследований многих ученых, публицистов, политиков, литераторов посвящен затрагиваемым проблемам. Поднимались те же самые вопросы. В чем смысл жизни человека, человечества, государства (или его назначение)? Куда движется Россия? Какова ее цивилизационная сущность и идентичность? Какова нагузка и судьба русского народа в российской истории и современности?

В табл. 1 в хронологическом порядке приводится перечень значимых и знаковых попыток определения национальной идеи в истории российской мысли, выбранных из многих десятков работ.

Таблица 1

Поиск национальной идеи

Автор Название работы Год

Владимир Мономах Поучение детям 1117

Вассиан Рыло Послание на Угру 1480

Филофей Послания XVI в.

Ломоносов М.В. Рассуждение о размножении и сохранении российского народа 1761

Хомяков А.С. О старом и новом 1839

Герцен А.И. Русский народ и социализм 1851

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Автор Название работы Год

Фадеев Р.А. Чем нам быть Русское общество в настоящем и будущем 00 00

Соловьев В.С. L'idee russe 1888

Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи. К русской народной психологии. 1890

Айвазов И.Г. Всемирная задача христианства. 1905

Менделеев Д.И. Заветные мысли 1905

Соболевский А.И. Чего желаем мы, русские? 1907

Бердяев Н.А. Судьба России 1918

Масленников А.М. Идеология Российской Императорской Власти 1921

Карсавин Л.П. Восток, Запад и Русская Идея 1922

Федотов Г.П. И есть и будет. Размышления о России и революции 1932

Ильин И.А. Наши задачи (цикл статей) 1956

Карташев А.В. Воссоздание Святой Руси 1956

Семанов С.Н О ценностях относительных и вечных 1970

Серафим (Соболев) Русская идеология 1987

Солженицын А.И. Как нам обустроить Россию 1990

Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? 1994

Платонов О.А. Русская цивилизация. Святая Русь. Энциклопедия русской цивилизации 1995 2000

Зиновьев А.А. Идеология партии будущего 2003

Троицкая Н. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. 1995

Бабурин С.Н. Российский путь 1995

Подберезкин А.И. Русский путь 1996

Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России 1997

Осипов Г. В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты 1997

Иоанн, митр. Русская симфония. 1998

Путилов С.В. Национальная идея как форма концептуализации национального самосознания 1999

Можайскова И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России. 2001-2002

Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном мире 2002

Калашников М. Вперед, в СССР-2 2003

Дугин А.Г. Проект «Евразия» 2004

Назаров М.В. Вождю Третьего Рима 2004

Медведев В.С., Хомяков В.Е., Белокур В.М. Национальная идея, или Чего ожидает Бог от России 2004

Кобяков А.Б., Аверьянов В.В. и др. Русская доктрина 2005

Нарочницкая Н.А. Русский мир 2007

Кара-Мурза С.Г. Матрица «Россия» 2007

Характерной особенностью известных актуальных работ на эту тему является их публицистический характер. Часто мнение преобладает над доказательством, вкусовое предпочтение над постановкой и решением задач на оптимизацию в условиях естественных конфликтов интересов, которые повсеместны в социальной жизни. Управленческий подход, к сожалению, практически во всех таких работах отсутствует.

Основной вопрос о цивилизационной идентичности России до сих пор не решен. То ли она принадлежит к Западу. То ли в ней есть восточные признаки. То ли это некий евразийский гибрид, не то Евразия, не то Азиопа. То ли Россия вообще не обладает цивилизационной идентичностью. Главное, что не был предложен и не найден способ доказательства утверждаемой позиции. Вся методология основывается на вкусовых предпочтениях или стремлении подавить оппонента бесконечным рядом иллюстраций, что методологически доказательством не является.

Ценностные рассуждения, критический анализ, диагностика болезней страны практически никогда не переходят в системно связанный и построенный государственно управленческий программный документ. Можно конечно поиронизировать по поводу программ КПСС. Но на определенном историческом этапе программы выполнялись и страна знала, куда и почему она идет. Страна туда действительно шла. Совершала истинные подвиги, трудовые и военные.

В современной России подобных документов нет. Исследовательские проекты, как правило, на разработку управленческой части не замахиваются. Это объяснимо, потому что политическая риторика, предвыборный пиар и профессиональное государственное управление — вещи существенно отличающиеся. Соединить несоединимое чрезвычайно трудно в силу разных знаний, словаря, методологий, незнания регламентов и т.п. Государственный регламент, реальные механизмы управления — вещь очень профессиональная, и чаще всего опыт и знания накапливаются практически, ибо то, чему учат в университетах на факультетах государственного управления, полезно лишь в отдаленной степени. А уж философы, социологи, политологи, историки и представители иных вполне уважаемых в их специализации отраслей знания с практическим государственным управлением соприкасаются весьма относительно. В этом большая трудность.

Настоящая работа ставит целью соединить фундаментальный, прикладной и практический экспертный уровни познания с последним этапом работы — разработкой (проектированием) управленческих документов и программ. Планируется разработать два наиболее значимых документа: «Национальная идея России. Программа действий» и новый проект Конституции Российской Федерации.

Первый из документов представляется как аналог государственно управленческих программ ведущих правящих группировок или правящих партий, учитывающий лучшие образцы разных стран и времен, не исключая собственный опыт России и СССР. Второй документ должен формулировать высшие ценности государства как критически жизненно важные факторы (которые будут определены в исследовании) и содержать механизмы их имплементации.

Основным отличием научной методологии в работе выступает феноменологический метод доказательства цивилизационной идентичности России, ее факторного профиля жизнеспособности и максимизированного по жизнеспособности набора конкретных значений факторов, которые могут быть операционализированы в конкретном государственном программировании и управлении развитием страны. Для этого используется компаративный, корреляционный и регрессионный методы, основанные на анализе временных динамических рядов — с одной стороны, факторов жизнеспособности, с другой стороны, критериев жизнеспособности страны. Разумеется, наборы тех и других показателей должны быть сгенерированы и обоснованы. На рис. 4 показано, как приблизительно это может выглядеть.

Рис. 4. К основной компаративной и корреляционной методологии работы.

Фактор — причина, критерий — следствие

Существует важный вопрос, на какой исторической глубине сложился и стал закрепленным, т.е. устойчивым факторный профиль страны. Понятно, что, так же, как для биологических живых организмов, имеет место изменчивость и закрепление новых признаков и свойств организма страны.

Когда сложилась русская цивилизация и закрепились жизненно-важные цивилизационно-ценностные признаки? Может быть, еще до Петра и Петр — это символ разрушения сущностного содержания России? А в какой степени советский период внес вклад в цивилизационный генокод России и что это за вклад — позитивный или разрушительный?

Ответ должен быть дан в ходе исследования. Разбивая исторический процесс цивилизационного складывания на отрезки, возможно будет увидеть, как формировался факторный профиль страны, как он менялся в истории. Когда он стабилизировался. Правда, тут есть естественная сложность, которая заключается в наличии и доступности временных рядов. Предварительно представляется, что соответствующие данные можно найти не глубже XVII-XVIII в.в. Это же замечание касается и описаний других стран.

Фактор

t

Критерий

t

4. Опорная методология

Опорными в исследовании методологическими шагами будут следующие.

Необходимо определить основные категории и дать функционально контекстные определения, которые будут способны организовывать последующее исследование.

Необходимо определить набор критериев жизнеспособности страны в структуре: территория, народонаселение, управление (публичная власть). Иными словами, их можно обозначить как критерии успешности страны в своих основных миссиях, соответственно, нужно явное определение миссий страны (смысла жизни страны).

Необходимо определить набор факторов (условия, обстоятельства, конструкции институтов, состояния акторов и т.п.), которые влияют на показатели (количественно, полуколичественно, качественно выраженные критерии) жизнеспособности страны.

Нужно сравнить во временных исторических развертках на максимальную временную глубину и по историческим отрезкам ряды факторов и критериев жизнеспособности страны. Отсюда, используя методы корреляционного и регрессионного анализа, получить связанный набор оптимальных значений факторов (факторный профиль).

Нужно попытаться проделать то же самое для иных стран и цивилизацион-ных ареалов.

Нужно попытаться увидеть идентичные факторные профили, т.е. специфичные для различных стран и цивилизаций, в том числе определить и доказать, если это окажется так, оригинальный идентичный факторный профиль России. Это будет говорить об ее цивилизационной принадлежности, во-первых, и о содержании оптимального государственного управления по критерию максимальной успешности в своих миссиях, во-вторых.

Полученный оптимальный факторный профиль России нужно будет сравнить с текущим, разница даст основания формулировать управленческие воздействия на текущие факторы с целью приведения их в соответствие с оптимальными. Управленческие воздействия получаются как решения соответствующих управленческих задач, которые должны быть поставлены в явном виде. Весь пакет решений управленческих задач создаст программу действий и программу нормативно-правового обеспечения предлагаемой программы действий.

В нормативно-правовой пакет входят прежде всего новая Конституция страны, ключевые Доктрины и законы.

5. Факторы и критерии жизнеспособности страны

И то и другое — это показатели. Факторы описывают условия, обстоятельства, состояния институтов и акторов, которые как причина влияют на показатели критериев успешности страны (следствия). Управленческий подход исходит из того, что государство (общество, человечество) может влиять на факторы тем или иным управленческим воздействием. Т.е. фактор — это управляемый параметр. Критерий — это целевой параметр.

Вывести полные факторные наборы и наборы состояния страны в виде критериев ее успешности необходимо в ходе работы. При этом важно помнить, что стартовые факторные и целевые наборы неизбежно будут избыточными. Часть из них отфильтруется в силу недостаточности данных, часть не покажет причинно-следственных связей, которых либо действительно нет, либо они очень незначительны на фоне ансамбля иных факторных механизмов, либо закамуфлированы шумами измерений (недостаточной точностью данных).

Можно привести несколько примеров, чтобы обозначить рядоположение при формировании двух векторов состояний: факторного и критериального.

Факторы, влияющие на жизнеспособность страны:

1. Степень этатизма.

2. Степень автаркии.

3. Геополитическая конфигурация буферной зоны.

4. Степень социо-культурной и в целом цивилизационной идентичности.

5. Степень идейной духовности народонаселения.

И т.д.

Критерии успешности страны:

1. Демографические показатели.

2. Территориальная целостность и уровень угроз.

3. Положение в различных мировых табелях о рангах.

4. Коэффициент счастья.

5. Показатели здоровья, образованности, культуры.

6. Показатели авторитетности и влияния в мире.

7. Показатели обороноспособности.

8. Уровень суверенности страны.

9. Показатели пассионарности4 народонаселения.

10. Социально-политическая устойчивость.

11. Эффективность и результативность публичной власти.

12. Устойчивость развития.

И т.д.

Еще раз заметим, что как факторы, так и критерии успешности должны быть выражены количественно. Однако не всегда это возможно. Поэтому предполагается, что неформально описанные показатели (качественные, полуколичественные) будут оцифровываться в соответствии с разработанной в Центре методологией5.

Если говорить о трех основных сущностных признаках (потенциалах), то критерий успешности в блоке народонаселения — это коэффициент витальности страны (Квит), введенный в научный оборот в работах Центра. Он объеди-

4 Термин «пассионарность» здесь и далее используется в значении «готовность и стремление народа к свершениям».

5 Якунин В.И., Сулакшин С.С., Багдасарян В.Э. и др. Государственная политика вывода России из демографического кризиса / Монография. Под общей ред. Сулакшина С.С. М.: Экономика, Научный эксперт. 2007. 896 с.

няет основные демографические макропоказатели: рождаемость, смертность, ожидаемую продолжительность жизни и сальдо миграции в единый показатель убыли или прибыли народонаселения на территории страны.

Для территории также вводится аналог коэффициента территориальной витальности (Ктерр), который может учитывать приращение (сокращение) территории, конфигурацию благоприятной, связанной со страной геополитической и геоэкономической пространственной конфигурацией, транзитный и внутренний транспортный потенциал, связанность и скрепленность территории, потенциалы, разрывающие территорию (сепаратизм, внешние притязания и т.п.), показатель обороноспособной обеспеченности.

Стартовый факторный набор территориальной витальности может выглядеть следующим образом:

- обороноспособность территории;

- достаточность естественно-природной и инфраструктурной атрибутики территории государства;

- изменчивость территории (убывание/возрастание);

- заселенность территорий;

- экономическая освоенность территорий;

- разрывы развитости регионов;

- угроза сепаратизма;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспеченность природными ресурсами;

- международный авторитет;

- состояние зоны национальных интересов России;

- состояние зоны русскоязычного мира;

- состояние буферной геополитической и геоэкономической зон;

- договоры о границах;

- договоры о союзничестве с сопредельными государствами;

- внешние притязания на территорию;

- собственные российские притязания на внешние территории;

- транспортно-инфраструктурная скрепленность территории;

- транзитно-транспортный потенциал;

- насыщенность территорий связью;

- административно-государственное устройство;

- коэффициент этнической однородности по пространству;

- экология;

- иное.

Интегральный коэффициент витальности представляется при этом линейной взвешенной суммой. Причем так же, как в случае введения коэффициента витальности для демографического состояния страны6, весовые коэффициенты должны быть регрессионно оптимизированы.

Для качества государственного управления планируется конструирование такого же интегративного показателя (Кг/у). Стартовый факторный набор для определения качества государственного управления может выглядеть различным образом, что в конечном итоге может быть обусловлено

6 Сулакшин С.С. Российский демографический кризис: от диагностики к преодолению. М.: Научный эксперт, 2006. 111 с.

доступностью данных. Например, в виде оценки эффективности госуправления в отдельных сферах (табл. 2).

Таблица 2

Набор сфер для оценки эффективности государственного управления

№ Сферы государственного управления

Экономическая политика 1. Продовольственная политика

2. Энергетическая и энергосберегающая политика

3. Промышленная политика

4. Политика в аграрной сфере

5. Транспортная политика

6. Политика в сфере жилищного обеспечения

7. Политика в сфере производительности труда

Политика национальной безопасности и правоохранительная 8. Правоохранительная политика: борьба с преступностью

9. Правоохранительная политика: обеспечение судебного процесса

10. Политика в сфере развития оборонно-промышленного комплекса

11. Политика, лежащая в компетентности служб безопасности

12. Политика поддержания высокой боеспособности вооруженных сил

Социальная политика 13. Демографическая политика

14. Политика в сфере доходов и оплаты труда

15. Государственно-управленческая политика в сфере экологии

16. Политика в сфере бытового обслуживания населения

17. Пенсионная политика

18. Политика в сфере здравоохранения

19. Политика занятости

20. Политика по развитию физкультуры и спорта

21. Политика в рекреационно-релаксационной сфере (реализация права на отдых)

22. Молодежная политика

23. Политика в сфере социального страхования

Политика в гуманитарных сферах 24. Политика в сфере культуры

25. Национальная политика

26. Политика взаимоотношений с религиозными институтами

27. Политика духовного развития народа

Инновационная политика 28. Политика в сфере науки и инноваций

29. Политика в сфере информатизации и связи

30. Политика в сфере образования

31. Кадровая политика (для потребностей экономики, народного хозяйства, бизнеса)

№ Сферы государственного управления

Структурно- системная политика 32. Региональная политика

33. Политика обеспечения кадровой ротации (кадровая политика)

34. Политика выравнивания социальных диспаритетов

35. Кадровая политика (для государственного управления)

Финансовая политика 36. Бюджетная и налоговая политика

37. Денежно-кредитная и банковская политика

38. Ценовая государственная политика

39. Инвестиционная политика

40. Политика управления государственным долгом

Внешняя политика 41. Внешнеэкономическая политика

42. Международная (дипломатическая) политика

Или в виде интегративных оценок собственно качества государственного управления (табл. 3).

Таблица 3

Критерии качества государственного управления

№ Показатель качества государственного управления

1 Степень научной обоснованности государственного управления

2 Гуманистичность российского государственного управления

3 Ориентированность государственного управления на требования национальной безопасности

4 Уровень доминирования публичных целей государственного управления над теневыми

5 Результативность достижения публично объявленных целей

6 Ориентированность государственного управления на нравственность средств и целей

7 Степень стратегичности (по временной глубине) планирования

Возможно также определять качество государственного управления по результативности достижения публично заявленных целей. Конечный выбор подхода будет результатом исследования.

В итоге окажется возможной взвешенная по линейным членам сумма, которая будет давать наиболее интегративный показатель жизнеспособности страны (форм. 1).

Жизнеспособность страны = К + К + К , (1)

1 вит терр г/у

Выявление факторов, потенциально управляемых, и указание, как именно надо ими управлять, — цель настоящей работы. А поскольку предварительные работы Центра7 показали, что искажения и ошибки неслучайны и редко их ис-

7 Сулакшин С.С. Об инфляции «не по Кудрину». М.: Научный эксперт, 2009. 168 с.

токи лежат в технологии, а чаще всего носят мировоззренческий характер, то оказывается, что управленческая интерпретация Национальной идеи страны совершенно обоснованна.

7. Структура исследования

Страна как сущность обладает структурно иерархичными сущностными признаками, состояние которых обуславливается факторами. Повышающий жизнеспособность страны факторный профиль заставляет думать о существовании и его противоположности — понижающего жизнеспособность страны факторного профиля. Начальное (верхнее) структурирование топологии исследовательского пути показано на рис. 5.

Рис. 5. Структура исследования (головная часть и пирамидальное развитие, которое будет итогом факторного анализа)

Заключение

Как читатель видит, речь идет о масштабной междисциплинарной исследовательской работе, в которой участвуют несколько десятков человек, представляющих около десяти различных отраслей знаний. Поэтому организовать слаженную и согласованную по методике, пониманию задачи, видению конечного продукта работу непросто. Значительная проблема заключается и в поиске временных статистических рядов по России и другим странам.

Конечный продукт работы носит не только научный характер, но и управленческий, поскольку предложит публичной власти конкретные и системообразующие, точнее модернизирующие высокорангированные документы, первым из которых выступает новая Конституция страны.

Центр, как организатор работы, был бы признателен за активные реакции в виде участия в работе, предоставления материалов, статистик, рецензий, обсуждения, помощи в круглых столах, апробациях, иных формах коллективного научного творчества. Есть полная уверенность, что именно эта тема может и должна привлечь массовое внимание и участие, стать поистине коллективным творчеством, ибо речь идет о судьбах нашей Родины и не в историческом плане, а в реальном плане нашей собственной жизни и скоро предстоящей жизни наших детей и потомков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.