Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальная культура / политическая культура / патриотизм / национальная идеология / общественное развитие. / national culture / political culture / patriotism / national ideology / social development.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Усманова, Азизахон Абдуллажоновна, Романова, Екатерина Сергеевна

В статье речь идет об укреплении национальной идеологии в период коренных реформ в стране, что неразрывно связано с процессом национального самосознания узбекского народа, ростом политической культуры. Отмечается социально-политическая активность общества, ставшая ключевым фактором в поиске путей национального пробуждения, развития и совершенствования национальной идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL IDENTITY AS A NECESSARY CONDITION FOR NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS

The article deals with the strengthening of the national ideology during the period of fundamental reforms in the country, which is inextricably linked with the process of national identity of the Uzbek people, the growth of political culture. The socio-political activity of society is noted, which has become a key factor in the search for ways of national awakening, development and improvement of national identity.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 12 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Усманова Азизахон Абдуллажоновна

к.п.н., доцент, зав.кафедрой "Социально-гуманитарные дисциплины" Филиала Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М.

Губкина в городе Ташкенте.

Романова Екатерина Сергеевна Студентка 2 курса направления УЭМ -21-13 "Производственный менеджмент" Филиала Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина в городе Ташкенте.

АННОТАЦИЯ

В статье речь идет об укреплении национальной идеологии в период коренных реформ в стране, что неразрывно связано с процессом национального самосознания узбекского народа, ростом политической культуры. Отмечается социально-политическая активность общества, ставшая ключевым фактором в поиске путей национального пробуждения, развития и совершенствования национальной идентичности.

Ключевые слова: национальная культура, политическая культура, патриотизм, национальная идеология, общественное развитие.

ABSTRACT

The article deals with the strengthening of the national ideology during the period of fundamental reforms in the country, which is inextricably linked with the process of national identity of the Uzbek people, the growth of political culture. The socio-political activity of society is noted, which has become a key factor in the search for ways of national awakening, development and improvement of national identity.

Key words: national culture, political culture, patriotism, national ideology, social development.

ANNOTATSIYA

Maqolada mamlakatimizda amalga oshirilayotgan tub islohotlar davrida milliy mafkuraning kuchayishi, bu o'zbek xalqining milliy o'zligini anglash jarayoni, siyosiy madaniyatningyuksalishi bilan uzviy bog'liqligi haqida so 'z boradi. Milliy uyg'onish, milliy o 'zlikni anglash va takomillashtirish yo 'llarini izlashda asosiy omilga aylangan jamiyatning ijtimoiy-siyosiy faolligi qayd etilgan.

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 12 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Тауанск Бвг1аг: шИИу madaniyat, 81ув81у madaniyat, уМапрагуагИк, шИИу таукига, ijtimoiy taгaqqiyot.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях жизни, актуализируется понимание национальной идентичности как духовного элемента политической культуры, фактора возникновения новых экономических, политических, правовых и нравственных отношений. Усиление роли человеческого фактора в национальном пробуждении требует глубокого и всестороннего теоретического осмысления. В настоящее время социально-экономическая сущность развития узбекского народа, его духовная активность стали ключевым фактором поиска путей национального пробуждения, развития и совершенствования национального самосознания, которое станет могущественной силой только в том случае, если они будут знать и понимать историю, культуру и духовность

Понимание национальной идентичности в целом означает осознание своей принадлежности к этой нации, создание представления о ее месте и значении среди других наций. Укрепление идеи национальной идеологии в период коренных социальных изменений в республике неразрывно связано с процессом осмысления национального самосознания узбекского народа.

Уровень общественной жизни, понимание национального самосознания и патриотизма, его институтов и идеологии играют важную роль в формировании политической культуры населения. Они определяются объективными законами развития материальной и духовной сфер общества, которые играют важную роль в ускорении или временном ослаблении того или иного процесса. Однако они не способны хронически тормозить общественное развитие и реализацию национальной идентичности.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Осознание национальной идентичности формируется и развивается в объективных условиях общественного развития. Верность Родине создает определенную основу для формирования и развития национального самосознания, что находит отражение в политической культуре. Территориальное единство как фактор формирования и развития национального самосознания нации, а главное централизация экономической, общественно-политической и культурной жизни происходит в том или ином регионе.

[1].

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 12 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

В то же время стереотипы и некоторые факторы, оставшиеся от старой системы, мешают людям изучать сущность и формы проявления национальной идентичности в политической культуре. В настоящее время имеет место идеологический уклон, присущий прежней советской эпохе, переход от узости общественного сознания к более широкому пониманию духовных ценностей, признанию общечеловеческих ценностей, верховенства прав человека. «Понимание национальной идентичности есть единство наций, отражение их взаимоотношений в общественном сознании» [2].

При этом важно не попасть в ловушку социальных противоречий, уметь различать прогрессивные и негативные факторы, влияющие на формирование и развитие национального самосознания. Глубокое понимание истинной природы процессов, происходящих сегодня, - непростая задача. В недавнем прошлом командно-административная система овладела духовной жизнью нации. Национальные ценности строились по единой модели, основанной на коммунистической идеологии. Забыта простая истина, что каждый народ, как и каждый человек, прекрасен своей неповторимостью. Именно поэтому реконструкция, начавшаяся в 1985 году, была воспринята народом как возвращение к утраченным надеждам. Этот процесс привел к беспрецедентному росту понимания людьми национальной идентичности и политической культуры.

Понимание национального самосознания, рост политической культуры -явление прогрессивное, важное достижение национальной независимости, фактор, определяющий дальнейшие шаги нашего государства на пути гуманизации и демократизации. Естественно, по мере роста понимания национальной идентичности растет и интерес каждого к собственным устоям. Именно по этой причине рост национальной идентичности не исключает, а требует открытых и прозрачных взаимодействий.

Объективная оценка сложности проблем, возникающих в сфере интерпретации роли национальной идентичности в формировании политической культуры, может включать в себя следующие задачи:

Во-первых, необходимо повысить понимание национальной идентичности в условиях обновленного общества. Для этого государство должно: а) обеспечить свою целостность и членство демократическим путем, то есть не игнорированием различных, иногда противоречащих друг другу интересов, а демократическим путем их согласования; б) создать государственно-правовой

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 12 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

механизм согласования интересов народа в целях эффективного разрешения возможных конфликтов демократическим путем.

Во-вторых, социально-экономические проблемы, накопившиеся за годы застоя, должны решаться не за счет централизации и искусственного «ускорения» управления, а за счет обеспечения интересов всех. Одной из главных задач является создание более широкой среды для самостоятельности людей, обеспечение их заинтересованности в повышении конечных результатов своей научной деятельности как основы благополучия общества.

Следует отметить, что в условиях роста национального самосознания и экономического роста страны, ограничение духовной активности ведет к снижению уровня активности демократических процессов в обществе. Общая политика государства должна основываться на необходимости обеспечения удовлетворения материальных и духовных потребностей каждого человека.

На индивидуальном уровне восприятие национального самосознания, национальная идентичность воспринимается на субъективном уровне как целостное социальное существо. На практике это означает, что «осознание национальной идентичности реализуется на уровне личности по признаку крови» [2].

Следует отметить, что политическая культура личности является одной из составляющих понимания национальной идентичности. В условиях повышения уровня целостности цивилизации понимание «чистой» национальной идентичности не может существовать само по себе. Как и другие процессы, чувство национальной идентичности человека не может развиваться в ограниченной среде, его рост позволяет стремиться к более глубокому пониманию своего культурного наследия.

На наш взгляд, функционирование политической культуры как саморегулирующегося механизма может развиваться на двух уровнях: первый -степень адаптации, предполагающая приспособление национального единства к меняющейся ситуации; вторая - степень адаптации, при которой активизируется тот или иной аспект деятельности национальных структур.

Будущее любой нации во многом зависит от того, как развивается политическая культура нации. Если его рост на практике ведет к национальному эгоизму, если естественная борьба со старыми образцами и принципами национальной политики ведет к изоляционизму, «оптимистический потенциал самосознания не может быть реализован» [4].

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 12 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Потому что особую роль в этом процессе играет вопрос национального менталитета.

Изучение национального менталитета базируется на большом количестве эмпирических данных, полученных в результате сравнительного анализа национальных (этнических) культур, их восприятия мира, способов мышления и влияния на социальное поведение. В этих исследованиях вопросы политики поначалу не рассматривались. Но стремление к лучшему пониманию событий, например, Второй мировой войны и мотивов соперников привело к значительному расширению круга проблем. В результате было установлено, что знание основных принципов мировосприятия в той или иной национальной культуре и общей логики возникающих социальных течений не только способны удовлетворить любознательность ученых, но и служат одним из необходимых условия для разработки политической стратегии.

В последние годы методологической основой этого подхода является концепция отождествления национального поведения с базовой структурой личности, предложенная А. Кардинером или ее усовершенствованными проявлениями (например, теория модальной личности, разработанная А. Инкельсом и Д. Левинсон) [3]. В этом смысле национальный характер представляет собой сохраняющуюся веками и передающуюся из поколения в поколение конфигурацию черт личности (типов личности), что имеет первостепенное значение в обществе. Изучение национального характера согласуется по содержанию с анализом степени распространенности разнообразных личностных характеристик в этносах и этнических группах человеческих популяций. Однако изучение национального поведения рассматривается не как предопределенное свидетельство, а как возможность: в ряде случаев эмпирические исследования действительно выявляют национально-этнические особенности представителей этого национально-этнического единства в их мышлении, мировоззрении, эмоциональных реакциях и поведении.

Данная проблематика относится и к психологии собственного народа. Примечательно, что практически во всех странах, добившихся больших успехов в развитии, большое внимание уделяется исследованиям, помогающим понять идентичность народа, ее отличительные особенности.

История неоднократно показывала, что попытки слепо копировать опыт других стран и народов на практике малоэффективны; по причинам, которые большей частью связаны с особенностями психологии, обычно приводят к

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 12 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

результатам, совершенно противоположным тем целям, к достижению которых стремились их инициаторы.

Просвещение и патриотизм играют огромную роль в национальном пробуждении, обеспечивающем культурный подъем уровня политической культуры человека. Именно эти факторы могут помочь ему очиститься, избавиться от ложных идеалов и идеологических иллюзий, позволить восторжествовать честности, добру и истине. Разумно было бы ожидать от просвещения и патриотизма не только нахождения и пропаганды форм глубокой ненависти ко всему, что дискриминирует и ущемляет народ, но и прославления всего, что сеет семена добра и благородства.

Политическая культура, понимание национальной идентичности, патриотизм и общечеловеческие ценности являются неотъемлемыми факторами духовного мира человека. В этой связи исследуемые аспекты неисчерпаемы. Исходя из реальной ситуации важными выступают: а) необходимые условия для демократизации процесса национального развития, недопущение всякой «боли» в области политической культуры, национального самосознания и патриотизма; б) создание основы для расширения спектра форм и методов взаимного обмена материальными и духовными ценностями, продвижения духовных ценностей.

В контексте изучаемой проблемы был проведены социологические исследования. Согласно полученным результатам, молодежь Узбекистана показала знание истории своего народа, уважение к национальным традициям, честность, национальную гордость, чистоту сердца, смирение и терпимость как признак высокой духовности. Напротив, среди отрицательных качеств оказались взяточничество (59,1%), лицемерие (41,9%), фанатизм (40,9%), халатность и равнодушие (21,9%), иждивенчество (16,6%). Опрос показал выраженность чувства патриотизма. На вопрос «Что такое патриотизм?» опрошенные ответили: «Это любовь к своей Родине (71%); «Беззаветное служение стране» (60,2 %); «Готовность защищать Родину» (43,9 %) [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сознание общества, других субъектов социальной системы имеет организованную и иерархическую структуру. Одной из основ организации социальной идентичности является отношение ее элементов к деятельности личности. Например, по отношению к деятельности индивида, его образу мышления существует разный уровень национального самосознания и

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 12 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

патриотизма, опосредованно связаны восприятие национального самосознания и деятельность индивидов как социальной группы. Определенные элементы национальной идентичности служат одной из основ формирования новых целей или идеалов этнонационального единства в соответствии с существующими условиями жизни личности и общественного организма [5].

В этом процессе необходимо создавать широкие возможности для развития национального культурного наследия. Нельзя допустить, чтобы этот процесс рассматривался как проявление национализма. Важно расширить спектр свободных и демократических форм обмена материальными и духовными ценностями разных народов. Сохранить уникальность и самобытность национальной идентичности посредством разрывающихся экономических, политических и культурных связей с другими народами. Формирование и развитие национальной идентичности - объективный процесс общественного бытия жизни.

REFERENCES

1. Каримов И.А. Наша цель: свободная и процветающая Родина. -Т.: Узбекистан, 1996. - С.77.

2. Ачилдиев А.С. Диалектика национального самосознания и национальной культуры. - Т.: 1997. 18-с.

3. Кардинер А. Концепция базовой структуры личности как операциональный инструмент в социальных науках // Наука о человеке в условиях мирового кризиса. Нью-Йорк, 1967 год.

4. Закиров Ш.М. Национальная независимость и национальное самосознание // Актуальные проблемы философии независимого Узбекистана. - Т.: Фан, 1998.

5. Абилов Ю. Оптимизм и рост национального самосознания узбекского народа // Актуальные вопросы философии независимого Узбекистана. - Т.: Фан,

- С.117.

1997. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.