Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
82
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / ГОСУДАРСТВО / STATE / NATIONAL SECURITY AND SOVEREIGNTY / СУВЕРЕНИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алиева Э.Б., Алимурзаев Э.З.

В статье рассматриваются правовые и политические аспекты обеспечения безопасности Российского государства и общества. Выявлены ряд факторов, активно влияющих на резервы государства в решении задач обеспечения национальных интересов России. Проводится анализ таких основных понятий как безопасность, национальные интересы, национальная безопасность, государственная безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS

The article examines the legal and political aspects of the security of the Russian state and society. Identified a number of factors affecting the active reserves of the state in solving the problems of the national interests of Russia. The analysis of such basic concepts as security, national interests, national security, public safety.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 340

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Алиева Э.Б., доцент кафедры административного и финансового права Дагестанского государственного университета, кандидат экономических наук E-mail: AlievaElmira67@yandex.ru

Алимурзаев Э.З., аспирант кафедры административного и финансового права Дагестанского государственного университета E-mail: admpr@list.ru

В статье рассматриваются правовые и политические аспекты обеспечения безопасности Российского государства и общества. Выявлены ряд факторов, активно влияющих на резервы государства в решении задач обеспечения национальных интересов России. Проводится анализ таких основных понятий как безопасность, национальные интересы, национальная безопасность, государственная безопасность.

Ключевые слова: национальная безопасность, национальные интересы, государство, государственная безопасность, суверенитет.

NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION: THE THEORETICAL AND LEGAL

ASPECTS

Alieva E.B., Associate Professor of the Department of Administrative and Financial Law of Daghestan State University, Candidate of Economic sciences

Alimurzaev E.Z., graduate student of Department of Administrative and Financial Law Daghestan State University

The article examines the legal and political aspects of the security of the Russian state and society. Identified a number of factors affecting the active reserves of the state in solving the problems of the national interests of Russia. The analysis of such basic concepts as security, national interests, national security, public safety.

Key words: national security, national interests, the state, national security and sovereignty.

XXI век для России ознаменовался крупными внутренними преобразованиями и сложной международной обстановкой: попытками создания однополярного мира, бурного процесса глобализации, обострения международного терроризма, экспансии США в другие страны. В таких условиях особое значение принимает укрепление суверенитета страны, обеспечение ее безопасности и устойчивого развития. Как сказал В.В. Путин, «Россия не та страна, которая отступает перед вызовами. Россия сосредотачивается, собирается с силами - и достойно отвечает на любые вызовы. Преодолевает испытания и всегда побеждает» [1].

Национальная безопасность, ее обеспечение и выяснение являются основанием, фундаментом для определения направления дальнейшего развития страны и вызывает озабоченность как общественных и государственных деятелей, ученых, так и всех граждан России. Эта проблема нашла актуальность практически во всех аспектах научного знания за счет своей многоаспектности и комплексности. Анализ проблем обеспечения национальной безопасности государства является весьма сложным и длительным процессом исследования постоянных и переменных характеристик государственного организма, общества, показывающих их

возможности (реальные или потенциальные) по защите и реализации собственных жизненно важных интересов.

Проблемы безопасности интересовали гуманитарные науки с давних времен, однако в последние десятилетия они широко распространились и приобрёли полипарадигмальный характер. Так, к наукам, исследующим различные аспекты безопасности, можно отнести юриспруденцию, политологию, философию, социологию. Однако, несмотря на то что, вышеперечисленные науки рассматривают различные аспекты национальной безопасности, а также в связи с усложнением проблем обеспечения безопасности нашла свое место специальная отрасль научного знания, посвященная как национальной безопасности, так и различным ее проявлениям.

В концептуальном документе «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» закреплено, что Россия стремится обеспечить свое национальное развитие, опираясь на новую государственную политику в области национальной безопасности, так как в условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений формируются новые угрозы и риски для развития

личности, общества и государства [2]. Именно наличие такой программы по развитию страны является важным фактором, оказывающих воздействие на жизнь российского общества.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - это система обеспечения стабильного развития и безопасности государства, общества и личности. Внутриполитическая стабильность государства является фактически основным приоритетом данной стратегии. Это говорит о том, что для осуществления модернизации страна нуждается в стабильной внутриполитической обстановке. Основная цель процесса консолидации общества состоит в формировании единой российской нации.

Политико-правовая интерпретация национальной безопасности имеет важное значение, однако, прежде чем приступить к ее анализу, необходимо рассмотреть сам феномен безопасности, концептуальные подходы к которому разнообразны. Наиболее общее определение безопасности представляется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» [3]. Отметим, что понятие национальной безопасности включает в себя понятие безопасности, что характерно для российского общества.

Центральным вопросом в концепции национальной безопасности выступают национальные интересы государства, принятые обществом и выступающие в виде конкретно выявленных задач, которые должны быть решены государством как внутри страны, так и за ее пределами.

Однако с развитием общества понятие национального интереса меняется. Процесс глобализации, объективно трансформирующий миропорядок в эпоху с развитой системой правовых режимов, ставит новые проблемы, требуя новых подходов в определении понятия национальных интересов и приоритетов.

В соответствии с документом «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года» можно дать следующее определение национальной безопасности: национальная безопасность - это совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства [2]. Национальный интерес носит долгосрочный характер и определяет основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Крайне важно четко и недвусмысленно охарактеризовать национальные интересы, также важно ясно представлять и осознавать пути и средства реализации этих интересов, так как от этого понимания зависят приоритеты современного независимого развития государства. Главнейшее место в достижении устойчивого развития страны занимает правовое обеспечение национальной безопасности во всех его формах и проявлениях.

С теоретической и политико-правовой позиции мысли, национальные интересы представля-

ют собой:

1)стратегические цели, которые ставит перед собой государство;

2) средства и правовые инструменты для достижения целей.

Интересы, удовлетворение которых способно обеспечить устойчивое развитие государства - это наиболее существенные потребности российского общества и государства, являются российскими национальными интересами. По этой причине важнейшей задачей внутренней и внешней политики государства является обеспечение национальных интересов общества и государства в целом. Опираясь на исторический опыт, можно сказать, что национальные интересы - это совокупность общих потребностей и интересов для членов одной социокультурной общности, удовлетворение и защита которых является необходимым условием ее существования в качестве субъекта истории. Национальные интересы представляют собой потребности национальных общностей занимать то место в мировом сообществе, которое максимально соответствует ее культурно-историческим и духовным традициям, позволяет наиболее полно реализовать ее потенциальные ресурсы [4].

Необходимо четко определить что, прежде всего, понимается под национальными интересами общества и государства и, в первую очередь, необходимо отстаивать национальные интересы именно внутри страны. Хорошо представлена классификация национальных интересов внутренней политики в концепции Я.А. Плеяс, который выделяет следующие аспекты:

- увеличение населения страны;

- сохранность неделимости государства;

- реформирование различных систем на принципах плюрализма и демократии; сюда входят общественно-политическая, экономическая и правовая системы;

- устранение проблем во взаимоотношениях с СНГ;

- возрождение промышленного и научно-технического потенциала;

- развитие науки, образования, культуры;

- осуществление политики открытости внешнему миру;

- обеспечение территориальной и других видов безопасности [5].

Нельзя обойти стороной тот факт, что Россия всегда имела и имеет свои национально-государственные интересы, отражающие потребности ее существования и развития. Национальные интересы России имеют иерархическую структуру. Так, она может быть условно определена следующим образом: безопасность России как государства; безопасность с точки зрения права; демографическая безопасность. Она может учитывать такие направления, как: культурно-исторические традиции России, интересы социального и экономического развития России, политические ценности.

Нельзя не согласиться с Г.В. Осиповым в том, что национальные интересы России должны

быть увязаны как с сохранением достигнутого уровня открытости общества и гражданской свободы, начиная с широкого ассортимента товаров массового потребления, с социально ориентированной экономической, так и с ее опережающей модернизацией на основе новейших наукоемких производств и технологий нового поколения, экономикой, отражающей бесспорный приоритет личности и социальной защищенности граждан [6].

Политические параметры и ресурсные возможности государства формируют национальные интересы, при этом нельзя не учитывать множество взаимосвязанных, конфликтующих, разнонаправленных структур, интересов, предпочтений, симпатий и т.д. Стоит отметить, что главным движущим фактором внешнеполитической деятельности государства являются реальные, объективные национальные или государственные интересы, затрагивающие суверенитет, территориальную целостность, принцип невмешательства во внутренние дела и т.д. Национальные интересы формируются весьма длительное время, предполагая собой исторический процесс, требующий своего осуществления в сложном переплетении экономических, социальных, национально-психологических и иных факторов, в совокупности определяющих содержание и характер национально-исторического опыта данного народа. В этом качестве они являются общественно-историческим феноменом и не могут существовать независимо от сознания их носителей [7].

Основной теоретико-правовой составляющей национальных интересов является самосохранение государства. Национальный интерес, его содержание определяется идеалом, в котором отражается ценность общества, однако данный идеал немыслим без самосохранения. Обеспечение государственной безопасности Российской Федерации является приоритетным национальным интересом во всей системе национальных интересов. Обеспечение государственной безопасности с точки зрения права характеризуется двумя основными элементами:

1) защита России от внешних и внутренних угроз, т.е. обеспечение суверенитета страны; этот элемент рассматривает суверенитет - верховенство и независимость государственной власти - как качество власти;

2) обеспечение территориальной целостности, установление границ государственной безопасности России, незыблемость этих границ.

В настоящее время понятия «государственная безопасность» и «национальная безопасность» представляют собой разные уровни социальной реальности России. Теоретическая концепция национальной безопасности раскрывает характер процессов, протекающих на социокультурном и этнополитическом уровнях, интегрируя в геополитическое пространство. Она также включается в концепцию государственной безопасности как её часть, трансформируя в единое целое.

Соглашаясь с мнением ученых, необходимо отметить, что национальная безопасность явля-

ется одной из глобальных проблем человечества. Национальную безопасность можно интерпретировать как многоплановое явление, если рассматривать ее как факт политической жизни. По нашему мнению, правильней всего ее рассматривать как разновидность международной безопасности. Региональная и международная (глобальная) безопасности тесно связаны с национальной безопасностью. Национальная безопасность обеспечивает защиту важнейших интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз. Это отражает ее зависимость от национально-государственных интересов. Положение национальной безопасности отражает положение страны, в котором ей не угрожает опасность войны, а также в котором она сохраняет свой суверенитет.

С точки зрения международного права состояние государства, в котором оно может быть свободным субъектом системы международных отношений - есть национальная безопасность.

Не следует исключать и тот факт, что когда речь идет о национальной безопасности, тогда в него входит защита не только самого российского государства, но и всего многонационального состава населения страны. Это имеет место быть, несмотря на то, что интересы народа не всегда совпадают с интересами государства, что, в свою очередь, также является угрозой национальной безопасности страны. Это - типичный пример разногласий теории и практики национальной безопасности. Отсюда следует, что понятие национальной безопасности должно содержать в себе такие условия, при которых учитываются и согласуются интересы личности, общества и государства. Считается, что суть национальной безопасности заключается в физическом выживании общества, сохранении независимости и территориальной целостности страны, обеспечении безопасных взаимоотношений с другими субъектами международных отношений (в данном случае речь идет о вооруженных силах).

Однако под национальной безопасностью нельзя понимать только защиту населения страны от иностранных захватнических операций, посягательства на жизнь граждан. Национальная безопасность это также обеспечение общества условиями для нормальной жизни, свободного развития и самовыражения. По этой причине к внешним компонентам, присущим обществу, обеспечивающих ее полнокровное развитие можно отнести следующие аспекты национальной безопасности: политические, экономические, военные, социальные и иные внешние и внутренние аспекты национальной безопасности.

Необходимо отметить, что национальная безопасность имеет три уровня:

- безопасность личности;

- безопасность общества;

- безопасность государства [8].

Для достижения безопасности государства необходим эффективный механизм правового регулирования, управления и координации деятель-

ности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты. Таким образом, безопасность общества и государства достигается лишь в том случае, если имеются эффективные и надежные механизмы (правовые, политические) и инструменты, способные объединить разнообразные интересы как различных социальных групп, так и отдельных граждан, при этом в качестве основы выступают их права, обязанности и единое для всех законодательство.

С теоретико-правовой точки зрения основным приоритетом национальной безопасности должна быть безопасность общества, то есть такое состояние социальной системы, при котором обеспечиваются их права и обязанности. Общественные институты, нормы, развитие форм общественного сознания, которые позволяют реализовать права и свободы всех групп населения и противостоять действиям, которые могут привести к расколу общества (к таким действиям относятся и действия государства) есть ни что иное, как безопасность общества.

Безопасность личности обеспечивается отсутствием противодействия как со стороны государства, так и общества, и проявляется в формировании комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, при которых существует возможность для развития и реализации социально значимых потребностей и способностей. Ограждение личности от опасностей и угроз для его жизни, имущества, здоровья, гражданских прав, свобод и законных интересов обеспечивается государством и называется безопасностью личности.

Национальная безопасность, реализуемая в трех базовых элементах: безопасность личности, общества и государства, представляется как объективно существующая реальность, которая отражает срез общественных отношений, складывающихся по поводу защиты конституционного строя России, ее суверенитета, территориальной целостности, национального единства, экономического, научно-технического и оборонного потенциала, прав и свобод граждан, их духовности и среды жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз. По этой причине необходимо получить ответы на следующие вопросы: кто определяет интересы личности, общества и государства и каковы параметры и требования к их интересам; кто и каким образом сможет сформировать совокупность заранее сбалансированных интересов, и как их следует сбалансировать? каковы приоритеты интересов, как по сферам общественной жизни, так и по субъектам?

Подводя итог, можно сказать, что под национальной безопасностью понимается способность государства защитить территорию страны, интересы и свободы граждан в условиях нестабильной или конфликтной ситуации, которые при-

водят к негативному отношению к национальным интересам и общечеловеческой унификации в переустройстве мирового правопорядка.

Таким образом, большой интерес различных категорий ученых к проблеме обеспечения национальной безопасности можно объяснить неадекватностью сложившейся системы национальной безопасности, реально существующим угрозам жизненно важным интересам России. Основной угрозой является угроза стабильности государственной жизни как состоянию устойчивого функционирования всех существующих в нем институтов, основанных на создании совокупности экономических, политических, правовых и других условий реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства.

По этой причине, опираясь на базовый документ планирования развития обеспечения национальной безопасности РФ - «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года», который также отражает меры по обеспечению национальной безопасности и порядок действий по осуществлению этих мер, необходимо объединить научные усилия, скоординировав их в сфере исследований проблем национальной безопасности в соответствии с новой государственной политикой.

Литература

1. Путин В.В. Россия сосредотачивается -вызовы, на которые мы должны ответить // Известия. 2012. 16 января.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. 2009. 19 мая.

3. Яновский Р.Г. Безопасность // Глобалистика: энциклопедия. М.: Слово, 2003. С. 63.

4. Галкин А., Красин Ю. Национальные интересы и национальная безопасность России // Обозреватель. 2003. № 10. С. 24.

5. Пляйс Я.А. Национальные интересы и стратегия внешней политики России // Обозреватель. 2003. № 4. С. 19.

6. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные интересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. С. 129.

7. Саидов А.Х., Кашинская Л.Ф. Национальная безопасность и национальные интересы: взаимосвязь и взаимодействие // Журнал российского права. 2005. № 12. С. 42.

8. Зубков А.И. Проблемы национальной безопасности России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 102.

9. Райгородский В.Л. Национальная безопасность России: политико-правовые средства обеспечения. Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2004. С. 87.

Поступила в редакцию 3 февраля 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.