УДК 316
Медяник Игорь Анатольевич
начальник факультета военного обучения. Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова [email protected]
Рыщук Иван Леонидович
заместитель начальника факультета .
-
политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова [email protected]
Igor A. Medyanik
chief of faculty of military training. Southern Russian state polytechnical university (NPI) of M.I. Platov
[email protected] Ivan L. Ryshchuk
Deputy chief of faculty of military training. Southern Russian state polytechnical university (NPI) of M.I. Platov
Национальная
безопасность россии в условиях глобальных политических процессов в зеркале общественного мнения
National security of
russia in the conditions of global political processes in a mirror of public opinion
Аннотация. В данной статье анализируется проблема национальной безопасности России в условиях растущего противостояния геополитических интересов на международной арене современного политического мира, но за основу берется восприятие населением России угрожающих стране рисков в свете опросов общественного мнения. Эта сторона изучаемого вопроса видится автору значимой потому, что усилия государства и проводимая им политика всегда опирается на массовое сознание, поддержку населения того или иного политического курса руководства страны, и это находит отражение в масштабной пропаганде российских СМИ современного политического курса Кремля.
Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, угрозы безопасности, российская армия, международные отношения, политические процессы, национальные интересы.
Annotation. In this article the problem of national security of Russia in the conditions of the growing opposition of geopolitical interests on the international scene of the modern political world is analyzed, but perception by the population of Russia of the risks menacing to the country in the light of polls is taken as a basis. This party of the studied question seems to the author significant because efforts of the state and the policy pursued by him always relies on mass consciousness, support of the population of this or that political policy of the country leaders, and it finds reflection in large-scale promotion of the Russian media of a modern political policy of the Kremlin.
Keywords: safety, national security, threats to security, Russian army, international relations, political processes, national interests.
В политическом пространстве, как пишут ученые, всегда сталкиваются идеи представительского и глобального вида, и если первые определяются интересами различных социальных групп и слоев, то вторые связаны с различными конкурирующими политическими идеями и проектами относительно будущего мироустройства [1]. Таким образом, конкуренция идей различных политических сил в международном пространстве определяет политическую «повестку »
глобальном мировом пространстве.
Обеспечение национальных интересов страны в условиях растущего противостояния геополитических интересов на международной арене современного политического мира становится первостепенной задачей российского государства, хотя, если обратиться к истории нашей страны, то можно с уверенностью сказать, что такая ситуация скорее является обычной для России, , .
всегда приходилось противостоять чьим-то геополитическим интересам на протяжении всей ее истории, а потому за века выработался специ-
фический механизм политики национальной безопасности, ориентированный на защиту национальных интересов страны, прежде всего, от внешних угроз, при всем том, что внутренних угроз всегда было предостаточно в стране в виде отсталой экономики, низкого качества жизни населения и т.д. Политизированность национальной безопасности практически всегда была характерна для России, за исключением, пожалуй, того периода постсоветской истории, когда политически слабая и не рассматривающаяся международным сообществом как серьезный
конкурент Россия осталась наедине со своими
, -
рых активно занялись ученые, заговорив о безопасности в ее самых различных неполитизиро-ванных аспектах (экономическом, демографическом, экологическом, психологическом, интеллектуальном). Но ситуация стала меняться по мере того, как Россия стала вставать «с колен» и восстанавливать свою политическую субъект-ность в международном пространстве. В этой своей новой ипостаси, которая во всю силу проявилась в событии, всколыхнувшем весь мир, - в присоединении к территории России Крыма, российское государство стало восприниматься как угроза сложившемуся геополитическому порядку, в котором «правили» балом США, не желавшие расставаться с этой ролью. Россия же уже не желала мириться с ролью «запасного игрока» на международном поле и стала стремиться к проведению рациональной и прагматичной внешней политики в духе лучших традиций отечественной дипломатии [2] с целью защиты национальных интересов страны.
В итоге мы наблюдаем очередной виток «холодной »,
российского и американского государств, но в ареал этого противостояния оказались втянуты, как и в «первой холодной войне» многочисленные страны, также имеющие свои национальные интересы и свои взгляды на то, каким должен быть мировой .
крайности накалившееся противостояние, пока
, ,
всей очевидностью - Россия встала на путь нара-- , -
чает конец деполитизации проблемы националь-
, ,
росте научных разработок, актуализирующих политический и военный аспекты обеспечения национальной безопасности [3], так и в массовом созна-
, , -
ты исследования Института социологии РАН, проблема безопасности входит в пятерку наиболее волнующих тем [4].
Мы сконцентрируем в данной статье свое внимание именно на политических аспектах обеспечения национальной безопасности России в контексте разворачивающихся на глобальном уровне политических процессов, олицетворяющих внешние угрозы национальной безопасно,
России этих угроз в свете опросов общественно. -
,
политика всегда опирается на массовое созна-
ние, поддержку населения того или иного политического курса руководства страны, и это находит отражение в масштабной пропаганде российских СМИ этого курса.
Военная тематика и подробное освещение в выгодном для России свете международной политики стало самой главной повесткой СМИ на протяжении уже достаточно длительного периода времени с того самого периода, когда Россия вступила в борьбу за свое место в системе меж.
поддержкой масс проводимого политического курса, российское правительство, тем самым, как бы привлекает к защите национальных интересов различные слои населения, делая их причастными к реализации общенациональной про,
.
ждать. Граждане России под влиянием политизированных и проправительственно настроенных СМИ забыли про внутренние проблемы, сконцентрировавшись на международных политических отношениях и идее возрождения былой мощи и силы российского государства, позитивно оценивая реализуемый правительством курс при негативном отношении к Западу как врагу России. Исследование Левада-Центра (лето 2015) демонстрирует убежденность большинства россиян (62 %) в отсутствии перспектив относительно выстраивания дружеских и доверительных отношений со странами Запада, в которых в режиме санкций со стороны Запада
[5].
Согласие с правительственной политикой на международном уровне и усиленная акцентуация массового внимания на проблемах международного характера делает российское общество слабо рефлексивным относительно внутренних проблем и задач. Более того, как показывают опросы Левада-Центра, россияне в своем
большинстве (41 %) весьма слабо представляют
,
какие цели ставит перед собой руководство страны, а у 28 % опрошенных это представление и вовсе отсутствует [6]. Неудивительно в этой связи смотрятся данные о крайне невысоком
уровне протестного поведения и протестной ак-
,
принимать участие в каких-либо протестных ак-, (84 %)
[7], так как для формирования социального протеста необходимо понимание того, что происходит, и того, как должно происходить. ,
нисколько не изменилась за постсоветские годы, - -
зуется в качестве механизма мобилизации общественных масс и единения общественного
« », -
жающего России с опорой на исторически сформировавшуюся в России политическую культуру, в основе которой «государственническая» идео-[8]. « » ,
который, по мнению опрошенных Левада,
относится к России: 33 % россиян убеждены, что
Европа воспринимает Россию, как сырьевой придаток Запада, 30 % - как потенциального военного противника, 27 - как неразвитую, непредсказуемую и агрессивную страну; только
12 % , -- ,
культуры и 10 % - сосед и партнер, с которым надо укреплять и развивать отношения [9].
Итак, Россия оказалась в весьма непростой ситуации на международной арене, когда, будучи вынужденной отстаивать свое право на самость, политическую субъектность и достойное место в системе международных отношений путем восстановления своей державности как генеральной стратегии национальной безопасности, она столкнулась с сильнейшим противодействием со стороны с западного мира, с подозрением, как пишет В.Е. Морозов, относящегося вообще к стремлению незападных государств отстаивать свои суверенные прерогативы, а тем более к реализации Россией своего державного проекта [10]. Россия, безусловно, должна определиться в
выборе стратегии для реализации великодер-
,
форме реставрации советской державы, и, видимо, это недалеко от истины, если учесть сверх актуализацию в российской реальности советского прошлого и его достижений. При этом в обществе должен сформироваться консенсус относительно фундаментальных принципов и
идей организации политического бытия нации и
,
порождает многочисленные практики безопасно. ,
, -
базовое условие безопасного развития обще-[11], -
ональной солидарности как фундамента нацио-. -
ем стало осознание опасности со стороны Запада и объединение ради борьбы с «внешним врагом». Именно поэтому на Западе воспринимают современную Россию с проводимой ее руководством внешней политикой как преемницу СССР. В российском обществе стремительно нарастают антиамериканские настроения, подогреваемые многочисленными телевизионными передачами, наполненными недвусмысленным содер-, , -
, 21 %
граждан нашей страны положительно относятся
,
53 % россиян [12]. При этом, россияне, согласно исследованию ВЦИОМ 2015 года, достаточно высоко оценивают боеспособность российских войск: большинство россиян (86 %) убеждены, что в случае военной угрозы, армия сможет защитить население России [13], а поэтому, видимо, как показало исследование Левада-Центра,
убеждены также в том, что в случае вооруженно,
страна выйдет победительницей [14].
Россияне достаточно долго пребывали в состоянии ущемленной национальной гордости, и сей,
страну, вызывает восторг, даже, если это военное вторжение в пространство другого государ-
ства. Проявившая себя за этот период россий-
, ,
предметом гордости у россиян, несмотря на то, что в армейской среде по-прежнему нерешенными остаются многочисленные проблемы, связанные с дедовщиной, неблагоприятными условиями прохождения срочной службы солдатами и, как следствие, нежеланием молодежи проходить военную службу в российской армии [15].
Россияне прекрасно понимают, что авторитет России на международной арене растет не за счет уважения к ней, а за счет активно проводимой политики руководства страны в области противостояния амбициям Запада и отстаивания своей позиции и национальных интересов, и в опросе Левада-Центра это нашло отражение, когда россияне (30 %) , -
но в этом, по их мнению, заключается изменение отношения к России за рубежом [16].
Итак, в завершении остается подчеркнуть следующее. В очередной раз России пришлось
столкнуться с геополитическими интересами
, , , -
исходит далеко не впервые, так как вся история нашей страны - это, по сути, выживание в борьбе за отстаивания статуса великой державы. В этой связи за века российской истории у российского общества и государства выработался особенный механизм политики национальной безопасности, ориентированный на защиту национальных интересов страны, прежде всего, от внешних угроз [17]. Внутренние угрозы при такой ситуации зачастую игнорировались, и то же самое мы наблюдаем и на современном этапе,
когда на передний план вышли проблемы меж, -
ной рефлексии проблемы внутреннего развития страны стали значительно менее актуализированными, что принципиально неверно, если исходить из того, что обеспечение национальной безопасности общества и государства должно носить системный характер и гармонично сочетать в себе меры в области противодействия,
как внешним, так и внутренним угрозам.
, , -
зированность национальной безопасности России
- это, в некотором смысле, «вдовое пятно» рос,
постсоветской истории уровень политизированности проблем безопасности в России был менее
,
и в последующий за приходом к власти В.В.Пртина. Политически ослабленная Россия не представляла значительного интереса для Запада с точки зрения реального конкурента и не рассматривалось как потенциальная угроза сложившемуся мировому политическому порядку по однополярному формату. Внутренние проблемы Россия решала с боль, -
тром внимания до приход к власти В.В. Путина, после чего период частичной деполитизации сферы обеспечения безопасности завершился, так как Россия вступила в борьбу за обретение своей политической субъекгноста в системе международ,
видение будущего мироустройства и политическо-
,
.
Самодостаточная и сильная Россия для Запада
представляет реальную угрозу, а для России, в , -
сии как агрессора, преемницы СССР с его тотали-
,
интересов на международной арене в свете протекающих глобальных политических процессов Россия встала на путь наращивания оборонной мощи и проведения государственной политики в области обеспечения военной безопасности в ответ на агрессивное восприятие нового международного политического имиджа России со стороны Запада.
Литература:
1. Самыгин СМ. Безопасность государства и человека: методологические альтернативы исследования международной безопасности / С.И. Самыгин, A.B. Верещагина, М.Г. Магомедов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 8-9. С. 132-137.
2. Кучерявый ММ. Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в аспекте глобальных политических процессов современного мира // Власть. 2014. № 2. С. 108.
3. Верещагина AB. «Война и мир» в условиях новой социальной реальности (к вопросу о военной и национальной безопасности России) / A.B. Верещагина, С.И. Самыгин // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 2; Старостин А.М. Аннексионные и сецессионные конфликты в геополи// .
2015. № 3 и др.
4.
экспертов. Аналитический доклад Института социологии РАН // Полис. 2011. № 3. С. 8-23.
5. - : -ставлениях россиян // URL: http:// www.levada.ru/ 26-06-2015/rossiya-zapad-vospriyatie-drug-druga-v-predstavleniyakh-rossiyan
6. Исторический путь России // URL: http://www. levada.ru/ 21-04-2015/istoricheskii-put-rossii
7. // URL: http://www.levada.ru/ 07-07-2015/protestnyi-potentsial-i-vospriyatie-vlasti
8. . .
культуры современной России / ОТ. Зевина, Б.И. Макаренко // Полис. 2010. № 3. С. 119.
9. - :
представлениях россиян // URL: http://www. levada.ru/ 26-06-2015/ rossiya-zapad-vospriyatie-drug-druga-v-predstavleniyakh-rossiyan
10. Морозов B.E. Безопасность как форма поли-
: // -
лис. 2011. № 2. С. 33.
Со стороны российских граждан, ментальность которых, как и политическая культура, пропитаны идеологией державности, государственниче-
,
, ,
проведена и продолжает вестись активная пропаганда в СМИ. Именно на почве борьбы с внешним «врагом» россияне сегодня испытывают всплеск солидарности, патриотизма и консолидации, которые, в свою очередь, выступают
важнейшим фактором национальной безопасно,
таких оснований и последствиях такой стратегии формирования национального согласия как согласия против «чужих» и враждебных других.
Literature:
1. Samygin S.I. Bezopasnost of the state and person: methodological alternatives of a research of the international security / S.I. Samygin, A.V. Veresh-chagina, M.G. Magomedov // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2016. № 8-9. P. 132-137.
2. Kucheriyvi M.M. Ensuring national security of the Russian Federation in aspect of global political processes of the modern world // Power. 2014. № 2. P. 108.
3. Vereshchagina A.V. «War and peace» in the conditions of new social reality (to a question of military and national security of Russia) / A.V. Vereshchagina, S.I. Samygin // the Public and municipal administration. Scientific notes of SKAGS. 2015. № 2; Starostin of A.M. Anneksionnye and setses-sionny conflicts in a geopolitical context//Humanist of the South of Russia. 2015. № 3, etc.
4. National security of Russia eyes of experts. Analytical report of Institute of sociology of RAS // Policy. 2011. № 3. P. 8-23.
5. Russia - West: perception of each other in representations of Russians // URL: http://www.levada.ru/ 26-06-2015/rossiya-zapad-vospriyatie-drug-druga-v-predstavleniyakh-rossiyan
6. Historical way of Russia // URL: http://www. levada.ru/21-04-2015/istoricheskii-put-rossii
7. Protest capacity and perception of the power // URL: http://www.levada.ru/ 07-07-2015/protestnyi-potentsial-i-vospriyatie-vlasti
8. Zevina O.G. About features of political culture of modern Russia / O.G. Zevina, B.I. Makarenko // the Policy. 2010. № 3. P. 119.
9. Russia - West: perception of each other in representations of Russians // URL: http://www. leva-da.ru/ 26-06-2015/ rossiya-zapad-vospriyatie-drug-druga-v-predstavleniyakh-rossiyan
10. Morozov V.E. Bezopasnost's frosts as form of political: about a sekjyurization and politicization // the Policy. 2011. № 2. P. 33.
11. Самыгин С. И. Угрозы национальной идентичности в информационном пространстве современного социума и риски информационной безопасности / С.И. Самыгин, A.B. Верещагина, М.Т. Белов // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2015. № 4. С. 78-85.
12. Мониторинг отношения россиян к другим странам: сентябрь // URL: http://www.levada.ru/28-09-2015/monitoring-otnosheniya-rossiyan-k-drugim-stranam-sentyabr
13. Армия России-2015 // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2870 // URL: http://wciom.ru/ index.php? id=236 &uid=115308
14. Угроза для России со стороны США // URL: http://www.levada.ru/12-05-2015/ugroza-dlya-rossii-so-storony-ssha
15. Верещагина A.B. Отношение студенческой молодежи к армии как фактор национальной
/ . . , . . , . . // -ное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. 3. . 244-249.
16. Восприятие россиянами своей жизни // URL: http://www. levada.ru/ 18-11-2014/ vospriyatie-rossiyanami-svoei-strany
17. Старостин AM. От национальной идентичности к военной и информационной безопасно:
условиях духовной деволюции современного / . . , . . ,
. . // -. .
2015. № 4. С. 158-163.
11. Samygin S.I. Threats of national identity in information space of modern society and risks of information security / S.I. Samygin, A.V. Veresh-chagina, M.T. Belov // Economic and humanitarian researches of regions. 2015. № 4. P. 78-85.
12. Monitoring of the attitude of Russians to other countries: September // URL: http://www. leva-da.ru/28-09-2015/monitoring-otnosheniya-rossiyan-k-drugim-stranam-sentyabr
13. Army of Russia-2015//VCIOM. Press release № 2870 // URL:http:// wciom.ru/ index.php?id = 236& uid= 115308
14. Threat for Russia from the USA // URL: http://www.levada.ru/12-05-2015/ugroza-dlya-rossii-so-storony-ssha
15. Vereshchagina A.V. Relation of student's youth to army as factor of national security / A.V. Vereshchagina, L.V. Sazhina, S.I. Samygin // Public and municipal administration. Scientific notes of SKAGS. 2015. № 3. P. 244-249.
16. Perception by Russians of the life // URL: http:// www.levada.ru/18-11-2014/vospriyatie-rossiyanami-svoei-strany
17. Starostin A.M. From national identity to military and information security: evolution of war and variety of her forms in the conditions of a spiritual de-volyution of modern society / A.M. Starostin, S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // the Public and municipal administration. Scientific notes of SKAGS. 2015. № 4. P. 158-163.