Научная статья на тему 'Национальная безопасность России: современные подходы к решению проблемы'

Национальная безопасность России: современные подходы к решению проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Конников Д. В.

This article investigates the genesis of various modern theories of national security. On the basis of this analysis, the author concludes that the decisive factors of national security are a guarantee of sustainable economic growth and political stability. Solving these problems should be the main concern of any program which seeks to develop modern Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Modern Approaches to National Security of Russia

This article investigates the genesis of various modern theories of national security. On the basis of this analysis, the author concludes that the decisive factors of national security are a guarantee of sustainable economic growth and political stability. Solving these problems should be the main concern of any program which seeks to develop modern Russia.

Текст научной работы на тему «Национальная безопасность России: современные подходы к решению проблемы»

Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2004. Вып. I (№ 5)

Д. В. Конников

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

В СССР вопросы экономической безопасности страны в первую очередь рассматривались с точки зрения военно-экономического аспекта. Так как Советская Республика априори находилась во враждебном окружении и помощи ей ждать было неоткуда, основной упор делался на самостоятельное обеспечение всеми жизненно необходимыми ресурсами, в том числе продукцией военно-промышленного комплекса и продовольствием.

Именно для обеспечения военно-экономической безопасности в СССР в конце 1930-х годов развернулась масштабная индустриализация, а также компания по созданию мощной армии, авиации и флота. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. подтвердила правильность экономической политики руководства СССР по обеспечению военно-экономической безопасности. В исторически короткие сроки в 1930-е годы нашей стране удалось-достичь крутого экономического подъема, завершить индустриализацию, выйти на уровень развитых капиталистических стран. Другой вопрос, что все это было сделано путем сильных социальных, экономических и политических потрясений, массовых человеческих жертв. Такова была цена данных достижений. Созданная социалистическая модель стала одной из ветвей индустриальной экономики мобилизационного типа мировой хозяйственной системы.

Советский общественно-хозяйственный строй в дальнейшем имел свои конкурентные преимущества для ускорения перехода к экономике постиндустриального типа. Они связаны прежде всего с развитием науки и техники, с качественной всеобщей системой среднего, специального и высшего образования, с развитостью фундаментальных научных исследований. Численность занятых в науке и научном обслуживании в СССР в середине 1980-х годов превышала 4,5 млн работников, что составляло около 4% от общего количества занятых в стране и 20% мировой численности научных кадров. По применяемому ООН с середины 1980-х годов индексу развития человеческого потенциала СССР относился к числу высокоразвитых государств. По утверждению Д. Белла, если бы Россия «достигла внутренней стабильности и избежала разорительных этнических конфликтов и гражданских войн, она была бы готова вступить в постиндустриальный век раньше, чем любая другая страна».'

Экономические причины заката социализма и крушения СССР многообразны.

КОННИКОВ Дмитрий Викторович

- окончил экономический факультет СПбГУ в 2000 г. по специальности «теоретическая экономика». Поступил и аспирантуру по кафедре экономической теории. Сфера научных интересов - экономическая безопасность и стабильное государственное и региональное экономическое развитие в условиях всеобщей глобализации и расширения сферы применения информационных технологий.

©Д. В. Конников, 2004

В первую очередь они связаны с возникновением и усилением экономических противоречий в советской экономике, обусловленных исчерпанностью традиционных типов индустриального развития, основанного на экстенсивных факторах экономического роста, на высокой норме капитальных вложений. Советская экономика не выдержала конкуренции с экономиками развитых капиталистических стран рыночного типа на новом витке развития мировой общественно-экономической системной трансформации, во время перехода от индустриализма к постиндустриальной экономике.

Для нового развития прогрессивного уклада экономики требовались более решительные действия по активному вытеснению отмирающих и менее эффективных технологий и производств, возникла необходимость в кардинальной реструктуризации народного хозяйства. Темпы экономического развития стали падать, отставание от технологически развитых стран увеличилось. Не была полностью решена и еще одна важная задача - осуществление перехода на информационную и компьютеризированную стадию промышленного воспроизводства.

Необходимо отметить, что и развитые капиталистические страны в тот период также переживали далеко не простой момент собственной трансформации - достаточно вспомнить мощные энергетические и экономические кризисы конца 1970-х начала 1980-х годов. Непомерное бремя гонки вооружений, военно-политическое противостояние, падение уровня жизни населения - все это было свойственно в ге годы и для жизни развитых зарубежных стран. Таким образом", в СССР нереализованные возможности по формированию постиндустриальной экономики наложились на всеобщий кризис индустриализма, который распространился как на социалистические, гак и на капиталистические страны. В массовом сознании в России и других постсоциалистических странах данный кризис стал поводом для пришедших к власти политических группировок к острой критике существовавшего ранее общественного строя, которая увела общество от постановки и решения наиболее насущных и важных проблем будущего развития. В результате Россия практически безропотно согласилась на очередной революционный слом предыдущей общественной системы вместо ее реформы, который не мог не привести к подрыву стабильности и стремительному падению уровня жизни большинства людей.2

Главные причины всеобщего кризиса воспроизводства состояли в стратегии, нацеленной на безграничность экспансии по использованию природных ресурсов и увеличения экономического роста, что в итоге столкнулось с ограниченностью природной базы, снижением прибыльности капитала, резким социальным расслоением и другими противоречиями, изначально присущими архаичному капиталистическому способу воспроизводства. В СССР в первую очередь проиграли информационную «холодную» войну.

Вместе с тем распад единого экономического пространства СССР и выход бывших социалистических стран из Совета Экономической Взаимопомощи существенно снизили экономический и ресурсный потенциал России. Огромные потери понесла экономика России от разрыва ранее сложившихся хозяйственных экономических связей, бывших единым народнохозяйственным комплексом. За 1991-1997 гг. на треть сократились объемы производства в топливно-энергетическом комплексе, на 50% в черной и цветной металлургии, на 60% в деревообрабатывающей промышленности. При общем высоком уровне добычи нефти, газа, никеля, руд и концентратов свинца и цинка, фосфатных, апатитовых руд и калийных солей сложился дефицит марганца, хрома, глинозема, концентратов титана, молибдена, олова, редких металлов и ртути, многие из которых ранее поставлялись из других республик бывшего СССР.3 Большие потери произошли из-за прекращения поставок продукции, поступавшей из стран бывшего социалистического лагеря, а также утраты гарантированных рынков сбыта собственной продукции.

В ряду общесистемных понятий национальной безопасности государства с конца XX в. особое место стали уделять понятию обеспечения его экономического процветания. В странах с развитой рыночной экономикой, форпостом которой являются США, уже накоплен довольно большой позитивный опыт в сфере обеспечения национальной экономической безопасности, которая понимается как общенациональный комплекс мер. направленных на постоянное устойчивое развитие и совершенствование экономики страны и включающей в себя защитный механизм внешним и внутренним угрозам.4 Поэтому необходимо рассмотреть общее действие американской модели обеспечения экономической безопасности государства тем более, что в России, да и во всем мире, в последние годы стало чуть ли не правилом хорошего тона рассматривать CUJA в качестве примера позитивного экономического и политического развития.

Среди главных целей национальной безопасности США экономика с начала 1990-х годов занимает ключевое место. Главными моментами в ее обеспечении являются повышение конкурентоспособности американских товаров на внутреннем и внешнем рынках, сокращение зависимости от иностранных займов и укрепление возможностей США влиять на международные торгово-экономические процессы и поддерживать свое влияние в других сферах международной политики. В это же время Президентом Дж. Бушем-старшим был утвержден меморандум, в котором излагались основные положения национальной программы по обеспечению национальной экономической безопасности. Результатом реализации программы стало создание единой системы экономической безопасности США и дальнейшее ее укрепление, направленное в первую очередь на поддержание лидерства этой страны в технологических, международных и военно-стратегических областях. Примерно в этот же период была создана Межведомственная рабочая группа из представителей различных министерств и ведомств, которая официально определила параметры общей государственной политики Соединенных Штатов в области экономической безопасности, ее современные критерии, а также разработала механизм руководства системой ее обеспечения. Данной группой были выделены угрозы экономической безопасности США и дана рекомендация выпускать справочный материал под названием: «Единый каталог угроз экономической безопасности и их оценка».5 В дальнейшем администрации президентов Б. Клинтона и Дж. Буша-младшего полностью подтвердили свою приверженность данному положению - в концепцию экономической безопасности были добавлены, наряду с защитой экономических секретов, уже упоминавшиеся положения об обеспечении «лидирующих позиций CUJA в технологических сферах» и об обеспечении национальных экономических интересов США в конкурентной борьбе.''

В Японии в последней четверти прошлого века был предложен метод оценки национального могущества крупнейших государств мира. С помощью этого метода в середине 1980-х годов был проведен сравнительный анализ «национального могущества» некоторых развитых государств и были сделаны прогнозы его динамики до конца XX столетия. «Национальная сила» государства, по мнению японских ученых, должна в первую очередь определяться способностью конкретной страны вносить вклад в мировое сообщество в наиболее важных сферах международной деятельности-воспроизводственной, финансовой, политической и военной областях. Политическая, экономическая и военная составляющие «национальной силы» государства имеют определенные количественные и качественные показатели своего влияния. «Национальная сила» была определена как способность выживания государства в кризисных и экстремальных условиях. Национальная безопасность государства опирается на имеющийся у него потенциал и возможности для его дальнейшего использования и развития. Для оценки выживаемости отдельных стран японские специалисты использовали определенные

индикаторы, характеризующие географическое положение, численность населения, природно-климатические условия, экономический потенциал, оборонный потенциал, национальную мораль, дипломатическую активность и результативность.7

Интересно отметить, что по этим оценкам индекс способности к выживанию у Советского Союза в кризисных ситуациях был выше, чем у всех стран и составил 119%. Эта величина достигалась за счет оценки благоприятного географического положения, численности населения, богатых природных ресурсов, равного стратегического военного паритета с США, успехов в сфере дипломатии. Экономическая мощь Советского Союза оценивалась на уровне 36% ог уровня США. Общий комплексный индекс «национальной силы» СССР, суммирующий показатели трех основных индексов, был оценен в 77% от общего индекса «национальной силы» США.

Японские специалисты, к сожалению, не смогли учесть ключевого фактора, по причине которого СССР вскоре прекратил свое существование - неспособность руководства страны быстро, адекватно, объективно и точно оценивать и прогнозировать создавшуюся внутреннюю и внешнеполитическую ситуацию. В данной методике было значительно недооценено влияние факторов внутриполитической нестабильности. Но именно этот фактор стал роковым для нашей страны в конце XX в. Опыт событий, произошедших в последние два десятилетия, показал, что факторы, способствующие политической стабильности, имеют решающее значение для национальной безопасности государства. Эти факторы включают в себя показатели эффективности экономики и способностей руководящей политической элиты стоять на защите национальных интересов, учитывать всю совокупность внутренних и внешних угроз, принимать адекватные меры по их предотвращению или преодолению.

В настоящее время среди ученых-экономистов и специалистов в сфере государственного управления и государственной безопасности в нашей стране пока еще нет единого четкого представления сущности экономической безопасности (ЭБ). Можно выделить три основных подхода, на основе которых строятся все современные модели ЭБ:

- определение экономической безопасности через обеспечение национальных, государственных, политических, общественных интересов;

- определение экономической безопасности через осуществление «устойчивости» национальной экономики, экономического развития, социально-экономической системы;

- определение экономической безопасности через обеспечение независимости экономики от влияния внешних воздействий, по сути, через обеспечение хозяйственной автаркии;

- определение экономической безопасности через борьбу с экономическими преступлениями и криминализацией всех сфер экономической деятельности.

Несмотря на разницу в подходах и определениях, все же в большинстве из них есть много общего, а именно: стратегической целью обеспечения экономической безопасности является создание приемлемых условий для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества; сохранение процессов его дальнейшего развития; сохранение целостности государства; развитие государственных институтов, способствующих расширению положительных процессов в обществе; развитие успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз. Общим для большинства современных подходов к обеспечению национальной экономической безопасности является главенствующая роль государства в этом процессе.

Несмотря на существующее количество трактовок понятия экономической безопасности в настоящее время, есть насущная потребность в дальнейшем совершенствовании теоретического развития, концептуального понимания и определения феномена экономической безопасности, так как пока отсутствуют единые методические

приоритеты мер, направленных на ее осуществление, нет достаточно четких критериев определения состояния ЭБ, пороговых значений и показателей, по которым они могут быть определены. Недостаточно разработан аналитический инструментарий методологии определения угроз экономической безопасности. Необходимо дальнейшее изучение зарубежного опыта в данной области.

Сегодня перед Россией остро стоит задача по дальнейшей национальной самоидентификации и защите национальных интересов. Чем более совершенной будет наша внутренняя самооценка в сфере противоречий и дисбалансов дальнейшего развития, тем больше появится внутренних возможностей для выработки правильных стратегических решений по обеспечению национальной безопасности.

1 Б с л л Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования М„ 1999. С.СХХХ1.

: К а р а - М у р з а С.Г. Манипуляция сознанием. М. 2000.

J Экономическая безопасность: производство - финансы - банки / Пол ред. В.К.Сенчагова. М., 1998.

1 National Industrial Security Program. Washington. 1990. Dcccmbcr 6.

5 Экономика России в XX пеке: итоги, уроки, перспективы. СПб.. 1997. С. 184.

" International Journal of Intelligance and Counterintclligancc. 1994. Vol.7. P. 353.

7C е-н чагой В.К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. Кн.4. М„ 2002. С. 8.

Статья поступила в редакцию 12 ноября 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.