Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛИЗМ КАК КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРАВОГО ПОПУЛИЗМА В ЕВРОПЕ В НАЧАЛЕ XXI В'

НАЦИОНАЛИЗМ КАК КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРАВОГО ПОПУЛИЗМА В ЕВРОПЕ В НАЧАЛЕ XXI В Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
79
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПА / ПРАВЫЙ ПОПУЛИЗМ / ПАРТИИ / ЭТНИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / ГРАЖДАНСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Попов Д.И.

Раскрывается содержание национализма как компонента политической программы право-популистских партий Европы в начале XXI в. Показано, что правый популизм базируется на прин-ципах либо гражданского, либо этнического национализма. Миссия правых популистов сводится не только к отстаиванию интересов нации как гомогенного сообщества, отличающегося общей волей и моральной чистотой, но и её защите от «враждебных групп», якобы угрожающих социально-экономическому благополучию и культурной идентичности нации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONALISM AS A COMPONENT OF THE POLITICAL PROGRAM OF RIGHT-WING POPULISM IN EUROPE AT THE BEGINNING OF THE 21ST CENTURY

The article shows that in the late 20th - early 21st century. European society has been embraced by profound transformational processes, as a result of which right-wing populist parties, having overcome the image of marginal radical groups and gained solid electoral weight, have become an important actor in the political process in Western countries. Favorable conditions have developed in the European region for strengthening the positions of anti-systemic political forces. The processes of globalization, detraditionalization, and corrosion of the identity of European nations that are taking place in Europe have caused massive civil protests against the cosmopolitan “global village” without borders and national specifics. The populists exploited the anti-immigrant sentiments of the Europeans. The weak cultural integration of migrants into the host society often became the reason for the cultural and value confrontation between the communities of visitors and native Europeans. The process of creation and growth of “parallel communities” of migrants with their own social and legal norms caused a particular concern of the indigenous population. The article argues that nationalism (civil or ethnic) occupies a cornerstone in the political program of the European right-wing populists. The mission of right-wing populists comes down not only to defending the interests of the nation as a homogeneous community, distinguished by a “common will” and “moral purity”, but also to protecting it from “hostile groups” that allegedly threaten the socio-economic well-being and cultural identity of the nation. Ethnic nationalism is based on the understanding of the nation as the highest form of an ethnic community that underlies statehood. In the ethnic core of the nation, right-wing populists include the unity of the territory and the historical past of its members, the commonality of language, culture, religion and traditions. Ethno-cultural nationalism underlies the program guidelines of such right-wing populist parties as the Hungarian “Fidesz” and “Jobbik”, the “Perussuomalaiset” (Finland), “Ľudová strana - Naše Slovensko” (Slovakia), “Nacionālā Apvienība” (Latvia), “Българско национално движение” (Bulgaria). The basis of civic nationalism is the values of a civic nation, that is, a political identity built around common citizenship in a particular state. A civil nation is determined not by its language or culture, but by the national consciousness of its members. Civic nationalism is the nationalism of an already established state, striving to consolidate all citizens into a single community. The type of cultural-civil nationalists can be attributed to the Dutch and Austrian freedom parties, the parties “Alternative für Deutschland” (FRG), “Vlaams Belang” (Belgium), “Rassemblement national” (France), “Lega” (Italy). Both civic and ethnic right-wing populist nationalists share the principles of civilizational nationalism, which emphasizes such criteria of national identification as belonging to a Western, European, Judeo-Christian civilization, as well as accepting the values of this civilization.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛИЗМ КАК КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРАВОГО ПОПУЛИЗМА В ЕВРОПЕ В НАЧАЛЕ XXI В»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 4 (36). С. 98-106. УДК 329.17

Б01 10.24147/2312-1300.2022.9(4).98-106

Д. И. Попов

НАЦИОНАЛИЗМ КАК КОМПОНЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПРАВОГО ПОПУЛИЗМА В ЕВРОПЕ В НАЧАЛЕ XXI в.

Раскрывается содержание национализма как компонента политической программы право-популистских партий Европы в начале XXI в. Показано, что правый популизм базируется на принципах либо гражданского, либо этнического национализма. Миссия правых популистов сводится не только к отстаиванию интересов нации как гомогенного сообщества, отличающегося общей волей и моральной чистотой, но и её защите от «враждебных групп», якобы угрожающих социально-экономическому благополучию и культурной идентичности нации.

Ключевые слова: Европа; правый популизм; партии; этнический национализм; гражданский национализм.

В конце XX - начале XXI в. европейское общество охватили глубокие трансформационные процессы, в результате которых правопопулистские партии, преодолев имидж маргинальных радикальных групп и набрав солидный электоральный вес, смогли качественно изменить своё место в политическом пространстве Европы. Существенно увеличив своё парламентское представительство, правые популисты вошли в коалиционные правительства ряда европейских стран (Австрия, Дания, Италия, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Польша и др.), получив отнюдь не второстепенные министерские портфели, а также смогли обеспечить своим кандидатам выход во второй тур президентских выборов (Австрия, Франция).

В европейском регионе сложились благоприятные условия для укрепления позиций антисистемных политических сил, оспаривающих власть системного мейнстрима. Политическое лидерство правоцентристских (консервативных, христианско-демократиче-ских) и левоцентристских (социал-демократических) партий в европейских партийных системах было серьёзно подорвано. В частности, результаты всеобщих выборов в ФРГ фиксировали сжатие электоральной базы обеих «народных партий» (ХДС/ХСС и СДПГ). Если в 1980-х гг. за них голосовали

около 80 % избирателей, то в конце 2010-х гг. лишь 57 % [1, с. 68]. Утрачивая привычную сетку политических координат, европейские избиратели всё чаще стали обращаться к таким формам электорального поведения, как абсентеизм и протестное голосование. Например, в 2002 г. в ходе парламентских выборов во Франции уровень абсентеизма достиг самых высоких показателей за всю послевоенную историю страны -35,6 % избирателей не явились на участки для голосования [2, с. 309]. Протестные формы поведения избирателей стали следствием нарастающего у них ощущения дефицита демократии и неудовлетворённости сложившейся в странах Запада моделью выработки политических решений. Протекающие там процессы глобализации, детрадиционализа-ции, коррозии идентичности европейских наций, вызывали массовые протесты против лишённой границ и национальной специфики космополитической «глобальной деревни» [3, с. 79].

Широкую гамму общественного протеста также отразили антиимигрантские настроения. Острота проблемы нарастала по мере увеличения как легальных, так и нелегальных миграционных потоков в европейские страны в начале XXI в. В 2015 г. на волне миграционного кризиса в Европу по-

пало более 1,3 млн человек беженцев [4, с. 57]. Мультикультуралистский принцип «жить вместе - оставаясь разными» подвергся критике со стороны широких групп коренного населения стран Европы. Слабая культурная интеграция мигрантов в принимающее общество нередко становилась причиной культурно-ценностного противостояния между общинами приезжих и коренными европейцами. Особое беспокойство последних вызвал процесс создания и роста «параллельных сообществ» мигрантов со своими социальными и правовыми нормами. С мигрантами коренное население Европы связывало ухудшение качества жизни и рост преступности. «Европа превращается в пёстрый котёл народов, где, однако, не перевариваются и не ассимилируются этнические группы», - отмечал британский социолог Э. Гид-денс1. Следствием этих процессов в европейских странах стал численный рост группы «испуганных избирателей», готовых поступиться демократическими убеждениями и ориентированных на гомогенные национальные сообщества как высшую ценность.

В исторических условиях начала XXI в. запросы обширной и социально неоднородной группы европейских избирателей не могли не найти адекватное политическое предложение. С ним выступили популистские партии, заняв правый и левый политические фланги, оголённые вследствие сдвига партий мейнстрима к политическому центру. «Крайне правые партии просто стали бенефициа-риями массового недовольства политиками и политикой или же тем местом, куда идут люди, когда чувствуют, что никто другой не выражает их взгляды», - отметила американский общественный деятель и политолог Энн Эпплбаум2. Выразив массовые претензии, страхи и требования в понятиях культуры, политики и экономики правые популисты превратили их в эффективный общий знаменатель политической мобилизации.

Популизм представляет собой стратегию политической борьбы, подразумевающую непосредственное обращение к нации, как к обладающей единой общей волей и моральной чистотой группе, коллективная традиция которой хранит политические добродетели [5, с. 322]. Популисты отрицают важность числа участников нации, подчёркивая

значимость «качества» социальной общности, её «духа, единой общей воли и истинной идентичности». Миссия правых популистов, отражённая в программных установках праворадикальных партий, сводится не только к отстаиванию интересов нации, но и её защите от «враждебных групп», таких, как политическая элита («коррумпированная», «космополитичная», «продажная», «лживая», «беспринципная», «безразличная к голосу простых людей») или мигранты, якобы угрожающие социально-экономическому благополучию и культурной идентичности нации. В целом, «чуждыми элементами» правые популисты представляют довольно разнообразные социальные группы, выделенные по социальным, конфессиональным, этническим, мировоззренческим признакам. Отметим, что отстаивание интересов нации не является специфической характеристикой правого популизма. Его отличает именно претензия на право монопольно представлять национальную общность.

С понятием нации тесно связано понятие национализма. В его основе лежит представление, согласно которому нация является главным источником идентичности, центральным объектом лояльности и основой солидарности в рамках определённого гомогенного сообщества. Нация и принадлежность к ней рассматриваются националистами в качестве краеугольной ценности [6, с. 372].

В правопопулистском дискурсе проявляют себя два базовых типа национализма -этнический и гражданский. Первый из них основан на понимании нации как высшей формы этнической общности, имеющей исключительное право на обладание государственностью. В этническое ядро нации правые популисты включают единство территории и исторического прошлого её членов, общность языка, культуры, религии и традиций. Этнический национализм, как правило, возникает «снизу» и поддерживается национальными меньшинствами, такими, как ирландцы в британской Северной Ирландии, баски и каталонцы в Испании, корсиканцы во Франции, фламандцы в Бельгии, белуджи в Пакистане.

Основой гражданского национализма являются ценности гражданской нации, т. е. политической идентичности, построенной

вокруг общего гражданства в определённом государстве. Гражданская нация определяется не своим языком или культурой, а национальным общегосударственным сознанием её членов. Гражданский национализм можно охарактеризовать как национализм «сверху» или национализм уже сложившегося государства, стремящийся консолидировать всех граждан в единую общность. В отличие от нации, построенной на этнических основаниях, понятие гражданской нации неотделимо от понятия государственности. Кроме того, гражданская нация интегрирует в единое целое различные этнические группы. Так, современная итальянская нация была сформирована из романцев (древних римлян), этрусков, греков, арабов, тевтонцев и др. Французская нация - из галлов, романцев, тевтонцев, бретонцев и др. В начале XXI в. итальянцем, немцем или французом может стать любой иммигрант, легально пребывающий на территории Италии, ФРГ или Франции и более или менее хорошо интегрированный в общество3. Для этого необходимо получить гражданство - непременное условие принадлежности к гражданской нации.

К базовым принципам гражданского национализма относятся представления о том, что совокупность уникальных по своим характеристикам наций образует человечество; нации вне государств существовать не могут; из всех видов преданности преданность национальному государству важнее всех остальных; цементирующее для нации значение имеет общая идентичность её граждан4.

Европейские правые популисты в большинстве своём убеждены, что нацию нельзя свести к простому сообществу людей, объединённых общим гражданством и политическими ценностями. Чтобы принадлежать к соответствующей гражданской нации необходимо принять национальную культуру, язык, традиции.

Этот подход к пониманию нации сформировался под влиянием так называемого «культурного поворота», осуществлённого в 1980-е гг. европейскими «новыми правыми» интеллектуалами. «Группа исследования и изучения европейской цивилизации» (ГРЕСЕ) во главе с Аленом де Бенуа сформулировала понятие «нового расизма», отличающегося от старого тем, что признаётся тотальное

разделение людей не по биологическому (расовому) признаку, а по признаку принадлежности к той или иной культуре. Именно культура становится организующим людей в национальные общности началом, причём «новые правые» подчёркивали несовместимость различных культур друг с другом. Говоря о несовместимости культур, «новые правые», однако, не признавали превосходство одних культур над другими, подчёркивая, что для каждого народа ценна своя культура. Известное влияние на правый популизм также оказали работы С. Хантингтона, который утверждал, что «культура и осознание различной культурной идентичности определяют модели сплочённости, дезинтеграции и конфликта» в современном мире5.

Европейские правые популисты осуществили рецепцию идейного наследия «новых правых». Их национализм имеет прежде всего культурный характер и ориентирован на духовное возрождение нации. Нация в их понимании является продуктом уникальной истории, культуры и территориально-политического развития гомогенного сообщества.

В зависимости от базовых принципов понимания нации среди европейских правых популистов можно выделить:

- культурно-гражданских ассимиляционных националистов, выдвигающих следующие критерии принадлежности к нации: наличие общего гражданства, языка, культуры, ценностей, которые разделяются всеми гражданами государства вне зависимости от их происхождения. В отношении национальных меньшинств, религиозных и инокуль-турных групп применяется политика ассимиляции либо исключения, если они не поддаются ассимиляции;

- этнокультурных националистов, полагающих, что нация определяется через принадлежность индивида к этносу, образующему ядро нации, а также через общность языка, культуры, ценностей, исторической памяти, территории происхождения граждан государства;

- цивилизационных националистов, делающих акцент на таких критериях национальной идентификации, как принадлежность индивида к западной / европейской / иудео-христианской цивилизации, а также принятие ценностей этой цивилизации.

К типу культурно-гражданских ассимиляционных националистов можно отнести нидерландскую и австрийскую партии свободы, партии «Альтернатива для Германии» (ФРГ), «Фламандский интерес» (Бельгия), «Национальное объединение» (Франция), «Лига» (Италия). В частности, Австрийская партия свободы демонстрирует нам пример сочетания культурно-гражданского и циви-лизационного национализма. В 2011 г. федеральный съезд в Граце принял партийную программу, в которой постулировалась приверженность защите «нашей родины Австрии, нашей национальной идентичности и самостоятельности». Залогом этой приверженности, согласно программе, является «связь с предками, немецкий язык, история и культура Австрии». «Государственный народ Австрии», т.е. нация, как считают популисты, состоит из «немецкого народного, языкового и культурного сообщества», а также таких «автохтонных групп» («исторически основанных меньшинств»), как бургенланд-ские хорваты, словенцы, венгры, чехи, словаки и цыгане. Партия свободы допускает пополнение нации за счёт иммигрантов, но называет для этого ряд условий. Согласно её программным документам, приобрести австрийское гражданство и тем самым «право на родину» могут те, кто законно пребывает на территории страны, владеет немецким языком, интегрирован в австрийское общество, признаёт его ценности и культурно укоренён6.

Одновременно в программе утверждается, что Австрия является «частью европейского культурного пространства», корни которого уходят в «глубокую древность». Партийное руководство убеждено, что австрийской нации в полной мере свойственны основные европейские ценности и европейское мировоззрение, называемое «культурным христианством». Партия «готова решительно защищать эти европейские ценности и устои», - утверждается в программе.

Ещё один пример культурно-гражданского ассимиляционного национализма демонстрирует правопопулистская партия «Альтернатива для Германии». Принятая в 2016 г. на федеральном партийном съезде в Штутгарте «Базовая программа для Германии» так определяет миссию партии: «Мы хотим навсегда сохранить человеческое дос-

тоинство, семьи с детьми, нашу западную христианскую культуру, наш язык и традиции в мирном, демократическом и суверенном национальном государстве немецкого народа»7. Национальная идентичность «в первую очередь определяется культурой», -указано в программе, поэтому необходимо «продвигать и защищать культурную солидарность». К ключевым элементам культуры отнесены язык («центральный элемент немецкой идентичности, который должен быть закреплён в Основном законе как государственный язык»), семейные ценности, христианская религия и «живые традиции». Все они «не только составляют основу нашего свободного и демократического основного порядка, но также определяют повседневные отношения людей друг с другом, отношения между полами и поведение родителей по отношению к своим детям». В документе также названы три источника культуры немецкой нации: во-первых, это «религиозная традиция христианства»; во-вторых, «научно-гуманистическая традиция, древние корни которой получили стимул к росту в эпоху Возрождения и Просвещения»; в-третьих, «римское право, на принципах которого основано наше правовое государство»8.

Партийная программа «Альтернативы для Германии» не могла обойти вопрос об угрозах «существованию нации как культурной единицы», требуя от государства и гражданского общества «уверенной защиты немецкой культурной самобытности». Основной угрозой называется политика мульти-культурализма, «исторически слепо ставящая импортируемые культурные течения в один ряд с местной культурой и, таким образом, глубоко релятивирующая её ценности». Лидеры партии убеждены, что политика муль-тикультурализма, приводящая к формированию из иммигрантов «параллельных сообществ», «подрывает такие необходимые элементы стабильности общества, как социальная сплочённость, взаимное доверие и общественная безопасность»9.

Ещё одной угрозой идентичности европейских наций популисты считают религиозную систему ислама. «Ислам - это главным образом не религия, а ... политическая идеология. Слово ислам означает подчинение, то есть борьбу со всеми немусульманами, пока

все они не примут ислам», - утверждается в программе Нидерландской партии свободы. «Исламу не место в Нидерландах, если вы хотите жить по правилам ислама и шариата, отправляйтесь в исламскую страну! Нидерланды - наши!», - говорится в этом докумен-те10. В программе «Альтернативы для Германии» мы находим схожий вывод: «Ислам не является религией Германии» и «представляет большую опасность для нашего государства, нашего общества и нашего ценностного

порядка»11.

Культурно-гражданский и цивилизаци-онный типы национализма также свойственны бельгийской партии «Фламандский интерес», позиционирующей себя в качестве «националистической партии, инструмента политики национальной и культурной самобытности во Фландрии». «Партия посредством своих политических действий добивается, чтобы культурная идентичность и народное сообщество стали решающими для Конституции и управления государством», - говорится в партийной декларации «Фламандского интереса». Язык, традиции и ценности в этом документе определяются в качестве основы культурной самобытности народа, угрозой же «идентичности, культурной индивидуальности и самобытности народа» считается политика мультикультурализма. В свою очередь условием стабильности и процветания всего европейского региона «Фламандский интерес» считает сотрудничество проживающих на его территории народов, их «цивилизаци-онное и культурное сообщество»12.

«Защищать национальную идентичность», «укреплять единство нации», «оберегать французский язык», а также «отстаивать национальную самобытность, ценности и традиции французской цивилизации» призывает своих сторонников «Национальное объ-единение»13. В программе Нидерландской партии свободы утверждается, что исторические традиции, иудео-христианские и гуманистические ценности являются доминирующей в стране культурой, составляющей основу идентичности нидерландцев14.

«Итальянская национальная идентичность основана на языке и культурном наследии. Она имеет более глубокие и древние корни, чем национальное государство», -говорится в программе правопопулистской

партии «Лига». Партия положительно относится к интеграции (путём получения гражданства) в итальянскую нацию иноэтни-ческих элементов - иммигрантов, однако требует от них выполнения ряда условий. Среди них десятилетнее проживание в Италии, знание итальянского языка, местных традиций, а также «включение в итальянское общество»15.

Этнокультурный национализм лежит в основе программных установок таких правопопулистских партий, как венгерские «ФИДЕС» и «Йоббик», Партия финнов, Народная партия - Наша Словакия, латвийский Национальный альянс, Болгарское национальное движение. Так, в программе латвийского Национального альянса ключевыми условиями благополучия нации названо «увеличение доли латышей» и «предотвращение безответственной иммиграционной политики», размывающей этнический состав нации. «Основной целью Национального альянса всегда была и будет латышская Латвия», - говорится в программе16. Партия «ФИДЕС», выступая за этническую чистоту венгерской нации, требует остановить миграционный поток в свою страну для того, чтобы не допустить смешения венгров с мигрантами [7, с. 48]. В программных документах партии «Йоббик» нация понимается как сообщество людей, объединённых общим происхождением, языком, культурой, а также особенностями коллективной психологии («национальным характером»). Особый акцент делается на общности происхождения венгров как этноса. С этой целью в идейное ядро партии включена теория туранизма, относящая венгров к «туранской» группе народов, а их язык к «урало-алтайской языковой группе». Теория туранизма опровергает финно-угорское происхождение венгров и устанавливает их культурную, историческую и даже этническую связь с тюрскими народами. В этой связи национальные меньшинства рассматриваются в качестве инвазивно-го элемента, который, проникая в сердце венгерской нации, негативно влияет на её культуру17. Сосуществование мадьяр и цыган является «одной из самых серьёзных проблем, стоящих перед венгерским обществом», - говорится в электоральном манифесте партии «Йоббик»18.

Одним из важнейших средств мобилизации национального сообщества для защиты своих интересов является какое-либо катастрофическое событие (война, стихийное бедствие, экономический коллапс) в настоящем или прошлом. Национальное бедствие (или память о нём) неминуемо порождает всплеск этнонационализма. Для венгров таким событием стали условия Трианонского мирного договора 1920 г., заключённого между странами-победительницами и Венгрией, потерпевшей поражение в Первой мировой войне. По его условиям Венгрия потеряла 2/3 от своей исторической территории, что значительной частью венгерского общества рассматривается в качестве национальной катастрофы. Поэтому проблема воссоединение венгерской нации, разделённой в ходе реализации положений «позорного и бесчестного» Трианонского договора, является центральной темой программных документов партии «Йоббик». «Политические горизонты «Йоб-бика» определяются не границами нашей страны, а границами нашей нации. Они не совпадают с географическими границами Венгерской Республики, учитывая, что наша нация была расчленена в результате Триа-нонского диктата. По сей день судьбы тех, кто живет на этих раздробленных территориях, остаются связанными друг с другом тысячью разных нитей», - говорится в электоральном манифесте партии «Йоббик». Важнейшей целью партии провозглашается «культурное и экономическое воссоединение венгерской нации, предоставление венгерского гражданства каждому венгру», проживающему «как в Карпатском бассейне, так и во всем мире»19. Тем самым, как утверждают авторы партийной программы, будут разорваны «оковы Трианона», «сковывающие венгерскую нацию уже почти 100 лет».

Таким образом, политический дискурс правых популистов исходит из конфликтного, поляризованного характера европейского общества и представляет собой реакцию на его многочисленные вызовы. Политическая программа популистов включает идейные конструкции, представляющие собой инструменты завоевания симпатий избирателей. Противопоставляя простой народ - чужим, враждебным группам, которые должны быть исключены из общественной жизни, конст-

руируя страх, связанный с разными реальными или воображаемыми опасностями, продвигая стратегию спасения народа от разнообразных угроз и врагов, пробуждая националистическое прошлое Европы в форме нар-ративов об идентичности, правопопулист-ские партии смогли заручиться поддержкой немалой части европейского общества.

С точки зрения правых популистов, нация как гомогенное сообщество должна занять подобающее ей место, а именно - выступать источником суверенитета и предельным основанием легитимности власти в государстве. Они отстаивают необходимость отказа от политики мультикультурализма, сохранения и поддержки модели монокультурного общества, национальных традиций, ценности семьи и национальной культуры.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Цит. по: Европа перемен: концепции и стратегии интеграционных процессов / отв. ред. Л. И. Глухарев. - М. : Крафт+, 2006. - С. 118.

2 Applebaum A. Wrong About the Right Stuff Not all Europe's "right-wingers" fit the hackneyed profile the press and pols force on them - URL: https://slate.com/news-and-politics/2002/05/wrong-about-the-right-stuff.html (дата обращения: 15.09.2021).

3 Махова А. В. Эволюция воззрений правых сил во Франции, Италии, Венгрии 2000-2013 гг. : дис. ... канд. ист. наук. - СПб., 2016. - С. 31.

4 Там же. С. 34.

5 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеева. - М. : АСТ, 2015. -С. 13.

6 Heimat, Identität und Umwelt // Parteiprogramm der Freiheitlichen Partei Österreichs (FPÖ). Beschlossen vom Bundesparteitag der Freiheitlichen Partei Österreichs am 18. Juni 2011 in Graz. - URL: https://www.fpoe.at/themen/parteiprogramm/heimat-identitaet-und-umwelt (дата обращения: 09.05.2021).

7 Grundsatzprogramm für Deutschland. Alternative für Deutschland | Bundesparteitag in Stuttgart 30 April bis 1 Mai 2016 - URL: https://www.afd.de /grundsatzprogramm (дата обращения: 14.02.2021).

8 Programm für Deutschland. Das Grundsatzprogramm der Alternative für Deutschland - URL: https://cdn.afd.tools/wp-content/uploads/sites/111 /2018/01/Programm_AfD_0nline-PDF_150616.pdf (дата обращения: 14.02.2021).

9 Там же.

10 Het gaat om u Verkiezingsprogramma 20212025. - - URL: https://www.pvv.nl/images /09012020/verkiezingen2020/0acxyuew34z/V erkiezi

ngsProgramma2021-Final.pdf (дата обращения: 18.04.2021).

11 Programm für Deutschland. Das Grundsatzprogramm der Alternative für Deutschland - URL: https://cdn.afd.tools/wp-content/uploads/sites/111 /2018/01/Programm_AfD_Online-PDF_150616.pdf (дата обращения: 14.02.2021).

12 Beginselverklaring. Hieronder vindt u de be-ginselverklaring, zijnde de grondslagen, identiteit, waarden en normen waar het Vlaams Belang voor staat - URL: https://www.vlaamsbelang.org /beginselverklaring (дата обращения: 12.06.2021).

13 Au nom du people: engagements presidentiels Marine 2017. - URL: https://rassemblement-national.fr/pdf/144-engagements.pdf (дата обращения: 12.06.2021).

14 Het gaat om u Verkiezingsprogramma 2021 -2025 - URL: https://www.pvv.nl/images/09012020

/verkiezingen2020/0acxyuew34z/VerkiezingsProgra mma2021-Final.pdf (дата обращения: 18.04.2021).

15 Elezioni 2018: Pro gramma di governo. -URL: https ://www. leganord. org/component /phocadownload/category/5-elezioni (дата обращения: 12.06.2021).

16 Nacionala apviemba. Programma - URL: https://www.nacionalaapvieniba.lv/programma (дата обращения: 19.04.2021).

17 Махова А. В. Эволюция воззрений правых сил во Франции, Италии, Венгрии 2000-2013 гг. С. 179, 182.

18 Radical change for national self-determination and social justice. A guide to Jobbik's parliamentary electoral manifesto - URL: https://www.jobbik.com /sites/default/files/Jobbik-RADICAL CHANGE2010. pdf (дата обращения: 18.04.2021).

19 Там же.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иерусалимский В. П. Правоцентристский сегмент партийно-политической системы ФРГ в процессе её общей трансформации // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. - 2010. - № 2. - С. 66-93.

2. Франция в поисках новых путей / отв. ред. Ю. И. Рубинский. - М. : Ин-т Европы РАН, 2007. - 621 с.

3. Вайнштейн Г. И. Современный популизм как объект политологического анализа // Полис. Политические исследования. - 2017. - № 4. - С. 69-89. - DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.04.06.

4. Агафошин М. М. Факторы миграции населения арабских стран Азии в ЕС // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Естественные науки. - 2017. - № 2 (18). - С. 56-64. - DOI: 10.21685/2307-9150-2017-2-7.

5. Jagers J., Walgrave S. Populism as political communication style: An empirical study of political parties discourse in Belgium // European Journal of Political Research. - 2007. - Vol. 46, № 3. - P. 319-345. -DOI: 10.1111/j.1475-6765.2006.00690.x.

6. Парфенов А. Д. Эвристические возможности концепта «культурный национализм» // Инновационный потенциал молодёжи: гражданственность, профессионализм, творчество : сб. науч. трудов / под ред. А. В. Пономарева. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. - С. 370-373.

7. Шаламов В. О. Этнический национализм как вектор развития венгерской политики // Российский журнал исследований национализма. - 2019. - № 1-2. - С. 48-51.

Сведения об авторе

Попов Дмитрий Иванович - доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории и теории международных отношений Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)

Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: 55popov@mail.ru РИНЦ AuthorlD: 192070 ОкСЮ: 0000-0003-3091-3524

Информация о статье

Дата поступления

14 марта 2022 г.

Дата принятия в печать

15 октября 2022 г.

Для цитирования

Попов Д. И. Национализм как компонент политической программы правого популизма в Европе в начале XXI в. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2022. Т. 9, № 4 (36). С. 98-106. й01: 10.24147/2312-1300.2022.9(4). 98-106.

D.I. Popov

NATIONALISM AS A COMPONENT OF THE POLITICAL PROGRAM OF RIGHT-WING POPULISM IN EUROPE AT THE BEGINNING OF THE 21st CENTURY

The article shows that in the late 20th - early 21st century. European society has been embraced by profound transformational processes, as a result of which right-wing populist parties, having overcome the image of marginal radical groups and gained solid electoral weight, have become an important actor in the political process in Western countries.

Favorable conditions have developed in the European region for strengthening the positions of anti-systemic political forces. The processes of globalization, detraditionalization, and corrosion of the identity of European nations that are taking place in Europe have caused massive civil protests against the cosmopolitan "global village" without borders and national specifics. The populists exploited the antiimmigrant sentiments of the Europeans. The weak cultural integration of migrants into the host society often became the reason for the cultural and value confrontation between the communities of visitors and native Europeans. The process of creation and growth of "parallel communities" of migrants with their own social and legal norms caused a particular concern of the indigenous population.

The article argues that nationalism (civil or ethnic) occupies a cornerstone in the political program of the European right-wing populists. The mission of right-wing populists comes down not only to defending the interests of the nation as a homogeneous community, distinguished by a "common will" and "moral purity", but also to protecting it from "hostile groups" that allegedly threaten the socioeconomic well-being and cultural identity of the nation.

Ethnic nationalism is based on the understanding of the nation as the highest form of an ethnic community that underlies statehood. In the ethnic core of the nation, right-wing populists include the unity of the territory and the historical past of its members, the commonality of language, culture, religion and traditions. Ethno-cultural nationalism underlies the program guidelines of such right-wing populist parties as the Hungarian "Fidesz" and "Jobbik", the "Perussuomalaiset" (Finland), "Ludova strana - Nase Slovensko" (Slovakia), "Nacionala ApvienTba" (Latvia), "Българско национално движение" (Bulgaria).

The basis of civic nationalism is the values of a civic nation, that is, a political identity built around common citizenship in a particular state. A civil nation is determined not by its language or culture, but by the national consciousness of its members. Civic nationalism is the nationalism of an already established state, striving to consolidate all citizens into a single community. The type of cultural-civil nationalists can be attributed to the Dutch and Austrian freedom parties, the parties "Alternative für Deutschland" (FRG), "Vlaams Belang" (Belgium), "Rassemblement national" (France), "Lega" (Italy).

Both civic and ethnic right-wing populist nationalists share the principles of civilizational nationalism, which emphasizes such criteria of national identification as belonging to a Western, European, Judeo-Christian civilization, as well as accepting the values of this civilization.

Keywords: Europe;, right-wing populism; parties; ethnic nationalism; civic nationalism.

REFERENCES

1. Ierusalimskii V.P. Pravotsentristskii segment partiino-politicheskoi sistemy FRG v protsesse eyo obshchei transformatsii [The center-right segment of the party-political system of Germany in the process of its general transformation]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25. Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika [Bulletin of the Moscow University. Series 25. International relations and world politics], 2010, no. 2, pp. 66-93. (in Russian).

2. Rubinskii Yu.I. (ed.) Frantsiya v poiskakh novykh putei [France in search of new ways], Moscow, Institute of Europe of the Russian Academy of Sciences Publ., 2007, 621 p. (in Russian).

3. Vainshtein G.I. Sovremennyi populizm kak ob'ekt politologicheskogo analiza [Modern populism as an object of political analysis]. Polis. Politicheskie issledovaniya [Polis. Political Studies], 2017, no. 4, pp. 6989. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2017.04.06. (in Russian).

4. Agafoshin M.M. Faktory migratsii naseleniya arabskikh stran Azii v ES [Factors of migration of the population of the Arab countries of Asia to the EU]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Estestvennye nauki [News of higher educational institutions. Volga region. Natural Sciences], 2017, no. 2 (18), pp. 56-64. DOI: 10.21685/2307-9150-2017-2-7. (in Russian).

5. Jagers J., Walgrave S. Populism as political communication style: An empirical study of political parties discourse in Belgium. European Journal of Political Research, 2007, vol. 46, no. 3, pp. 319-345. DOI: 10.1111/j.1475-6765.2006.00690.x.

6. Parfenov A.D. Evristicheskie vozmozhnosti kontsepta "kul'turnyi natsionalizm" [Heuristic possibilities of the concept of "cultural nationalism"]. Innovatsionnyi potentsial molodezhi: grazhdanstvennost',

professionalizm, tvorchestvo [Innovative potential of youth: citizenship, professionalism, creativity], Ekaterinburg, Ural University Press, 2020, pp. 370-373. (in Russian). 7. Shalamov V.O. Etnicheskii natsionalizm kak vektor razvitiya vengerskoi politiki [Ethnic nationalism as a vector for the development of Hungarian politics]. Rossiiskii zhurnal issledovanii natsionalizma [Russian Journal of Nationalism Studies], 2019, no. 1-2, pp. 48-51. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

About the author

Dmitry I. Popov - Doctor of Historical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of History and Theory of International Relations of Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia)

Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia

E-mail: 55popov@mail.ru RSCI AuthorlD: 192070 ОRCID: 0000-0003-3091-3524

Article info

Received March 14, 2022

Accepted October 15, 2022

For citations

Popov D.I. Nationalism as a Component of the Political Program of Right-Wing Populism in Europe at the Beginning of the 21st Century. Herald of Omsk University. Series "Historical Studies", 2022, vol. 9, no. 4 (36), pp. 98-106. DOI: 10.24147/2312-1300.2022.9(4).98-106 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.