Научная статья на тему 'Национализм и вопрос о нации на Юге США (первая половина XIX в. – 1861 г.)'

Национализм и вопрос о нации на Юге США (первая половина XIX в. – 1861 г.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

446
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Юг США / южный национализм / причины Гражданской войны в США / South of the USA / Southern nationalism / causes of the Civil War in the USA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тайгильдин Андрей Валерьевич

До Гражданской войны 1861–1865 гг. на Юге США формировалась особенная идеология, не только оправдывающая рабовладельческую систему, но и формирующая особенное восприятие южан как отдельной, самостоятельной нации. Эта идеология получила название «южный национализм». В данной статье предпринята попытка показать компоненты этой идеологии и доказать правомерность использования термина «национализм» применительно к идеологии Юга США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nationalism and the Question of the Nation in the South of the USA (the first half of the XIX century until 1861)

Before the Civil War of 1861–1865, a unique ideology was formed in the South of the United States, justifying not only the slave-owning system, but also forming a special perception of Southerners as a separate, independent nation. This ideology was called «southern nationalism». This article attempts to show the components of this ideology and to prove the legitimacy of using the term «nationalism» in relation to the ideology of the South of the United States.

Текст научной работы на тему «Национализм и вопрос о нации на Юге США (первая половина XIX в. – 1861 г.)»

А.В. ТАЙГИЛЬДИН

НАЦИОНАЛИЗМ И ВОПРОС О НАЦИИ НА ЮГЕ США (первая половина XIX в. - 1861 г.)

A.V. Taigildin

NATIONALISM AND THE QUESTION OF THE NATION IN THE SOUTH OF THE USA (THE FIRST HALF OF THE XIX CENTURY UNTIL 1861)

До Гражданской войны 1861-1865 гг. на Юге США формировалась особенная идеология, не только оправдывающая рабовладельческую систему, но и формирующая особенное восприятие южан как отдельной, самостоятельной нации. Эта идеология получила название «южный национализм». В данной статье предпринята попытка показать компоненты этой идеологии и доказать правомерность использования термина «национализм» применительно к идеологии Юга США.

Ключевые слова: Юг США, южный национализм, причины Гражданской войны в

США

Before the Civil War of 1861-1865, a unique ideology was formed in the South of the United States, justifying not only the slave-owning system, but also forming a special perception of Southerners as a separate, independent nation. This ideology was called «southern nationalism». This article attempts to show the components of this ideology and to prove the legitimacy of using the term «nationalism» in relation to the ideology of the South of the United States.

Keywords: South of the USA, Southern nationalism, causes of the Civil War in the USA

История США первой половины XIX в. до 1861 г. характеризуется главным образом продвижением населения на Запад и противостоянием Севера и Юга. Молодое и неокрепшее государство методом проб и ошибок создавало рабочую модель взаимоотношения разных регионов страны и федерального правительства. Между штатами и правительством не всегда было согласие, по некоторым вопросам были серьезные расхождения. В этом противостоянии особенное место занимал Юг США.

На Юге формировалась своя собственная идеология, которая подразумевала исключительное положение рабовладельческих штатов как в политическом, так и в экономическом плане. В умах южан формировалось представление о родном регионе как о чем-то уникальном, не похожем на Север. Южане всегда сравнивали себя с северянами, называя последних «янки». Это явление

получило термин «южный национализм». Но насколько уместно использование данного термина?

Понятие «нация» имеет долгую историю, и сегодня в отношении его определения нет единой точки зрения. Одни отождествляют нацию с культурой, другие видят начало ее формирования в экономико-социальных и политических условиях, возникших в результате Великой французской революции и промышленного переворота, третьи считают понятие «нация» искусственным1. Если говорить о нации как о политической общности граждан отдельного государства, то мы можем назвать северян и южан одной нацией, т.к. они имели одно правительство, одну политическую традицию, историю и идею демократии. Если под нацией понимать этническую общность с единым языком и самосознанием, то здесь возникнут сложности, т.к. у южан самосознание отличалось от северного. Исходя из определения нации, которое дал Э. Геллнер: «два человека принадлежат к одной нации лишь только в том случае, если они признают принадлежность друг друга к этой нации»2, жители североамериканских штатов, по крайней мере до конца Гражданской войны, не являлись нацией, поскольку отдалялись друг от друга. Доказательством этого были не только менталитет американцев и их жизненный уклад, но и особое политическое сознание. Они прекрасно понимали свои политические права, не боялись отстаивать их и были готовы даже выйти из состава США. Отчасти такое сознание было составляющей идеи американского демократизма, и идеи прав штатов и сецес-сии в той или иной мере были присущи всем штатам, пока не стали сугубо региональными.

Важнейшей задачей южных политиков было отстаивание интересов в первую очередь рабовладельческих штатов. Для определения южной идеологии существуют два понятия: «южный национализм» или «южный секционализм».

1 Аршин К. Нация // Философская антропология. 2018. Т.4. № 2. С. 103-116; Тесля А. «Нация»: об истории и современности понятия // Гефтер. 14.11.2016. URL: http://gefter.ru/archive/19993 (дата обращения: 17.06.2022); Миллер А.И. Нация, или Могущество мифа. СПб., 2016.

2 Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. С. 35.

На наш взгляд, эти понятия не тождественны. Секционализм подразумевает политическую часть идеологии Юга, тогда как в национализм входят ее социальные и культурные стороны. Национализм Юга развивался в рамках идеи американской исключительности, дополнив ее идеей исключительности Юга. И если на Севере это проявилось в идее нативизма и партии «незнаек», то на Юге - в секционализме и южном национализме. В данной статье мы будем использовать понятие «южный национализм», т.к. оно отражает весь спектр идеологии Юга и подчеркивает процесс формирования отдельной южной народности.

В отечественной историографии тема ментальности, самосознания и национальности южан новая. Одной из первых эту тему начала изучать И.М. Супоницкая. Помимо экономических и политических особенностей Юга она изучает общеамериканские черты жителей южных штатов и их отличия от северян. Для нас это важно, т.к. помогает увидеть фундаментальность отличий и их разнообразие, поскольку основой для формирования наций служат разнообразные составляющие - от устного народного творчества до экономики и политики. И.М. Супоницкая обращает внимание на то, что противостояние двух секций - это «столкновение различных обществ, сложившихся внутри американской цивилизации» , которая только складывалась в середине XIX в. Проблемами южной идеологии, национализма и сепаратизма занимались В.В. Согрин, Г.А. Дубовицкий, Е.А. Пазенко, Т.В. Алентьева4.

На самом Юге идея формирования отдельной южной нации культивировалась в первую очередь «пожирателями огня». Н.Б. Такер, Л. Кейт, Л. Вигфолл

3 Супоницкая И.М. Рабовладельческий Юг США, 1840-1860: дис. ... док. ист. наук. М., 1998. С. 5.

4 Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев: Кэлхун, Фицхью и другие // Новая и новейшая история. 1990. № 5. С. 67-81; Дубовицкий Г.А., Шатунов И.В. Джон Кэлхун - выразитель интересов американского Юга // Американский ежегодник, 1991. М., 1992. С. 57-74; Пазенко Е.А. Южный национализм в США в 1830-1850х гг. // Проблемы отечественной и всеобщей истории. Уссурийск, 2001. С. 39-49; Он же. «Остров Юг». К вопросу о культурной самоидентификации южан США в первой половине XIX в. // Россия и АТР. 2004. Вып. 1. С. 70-79; Алентьева Т.В. Сецессия Юга как отражение менталитета южан // США: становление и развитие национальной традиции и национального характера. М., 1999. С. 298-311; Она же. Писатель и журналист Юга У.Г. Симмс: от теории южного национализма к сецессии // Американский ежегодник, 2004. М., 2006. С. 90-119 и др.

и другие полагали, что нет никакой американской нации или американского народа, а есть лишь союз разных людей. Они считали южан уникальными и верили, что сецессия даст им не только экономические выгоды, но и толчок для развития собственной нации5.

У американцев как представителей одной цивилизации было много общего: европейское происхождение, язык, вера, история, аграрное хозяйство, экстенсивное хозяйство, общественная структура, продвижение на Запад. Эти сходства являются наследием европейского мира и следствием развития экономики в рассматриваемый период. Дополняло и укрепляло развитие национальной идентичности американцев чувство безопасности благодаря географическому положению и отсутствию серьезных конкурентов на континенте6. Общие черты, характер экономики, стремление на Запад делают Юг и Север одинаковыми в ответственности разжигания Гражданской войны. Для нас важнее найти отличия населения двух секций.

Один из основоположников южного экстремизма Натаниэль Беверли Та-кер еще в начале XIX в. описывал южан как в меру независимых, не очень богатых, интеллигентных, культурных, искренних и набожных людей . Часто на эти отличия влияли внешние факторы, не зависящие от политиков или идеологов. Один из этих факторов - климат. Жаркий и влажный климат способствовал формированию совершенно другого характера южанина, чем прохладный климат Севера. Следующий фактор - внутренняя миграция, которая формировала состав населения штатов. Образование - еще один фактор, увеличивающий пропасть между двумя секциями: северяне имели более легкий доступ к нему, в то время как южане обладали меньшим количеством просветительских и образовательных центров. Однако многие южане считали вредным отправлять детей учиться в северные штаты. Далее - экономический фактор. На Севере разви-

5 Walther E.H. The Fire-Eaters. Baton Rouge, 1992. P. 181-182.

6 Рыхтик М.И. Стратегическая культура и новая концепция национальной безопасности США // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Международные отношения, политология, регионоведение. 2003. №1. С. 205-206.

7 Walther E.H. The Fire-Eaters. P. 16.

вался промышленный капитализм (хоть и с преобладанием аграрного сектора, с мелким и средним землевладением), который осваивал внутренний рынок, а на Юге было капиталистическое рабство, с крупным землевладением, где каждый штат специализировался на производстве отдельного товара, но в основном хлопка, с ориентацией на внешний рынок. Ну и наконец - политический фактор. Взгляды на роль государства сильно отличались: вопрос о взаимоотношении центра и регионов с 20-х гг. XIX в. приобрел географические очертания: северяне в основном были за сильную центральную власть, южане отстаивали права штатов. Разумеется, это не все факторы, определяющие разницу двух секций, но наиболее, на наш взгляд, важные.

Перечисленные факторы не только создавали политико-экономическое пространство Юга, но и способствовали оформлению южан как отдельной группы и порождали идею об исключительности Юга. Мнение, что южанин в первую очередь оставался американцем, а потом южанином, потому что рабство не уничтожило на Юге основы американской цивилизации (такие как ре-

\8

лигия, рационализм, индивидуализм и др.) , нам кажется не совсем верным. Конечно, у южан и северян было много общего. Но разве нет общих основ у европейских, азиатских, африканских цивилизаций, которые, в свою очередь, делятся на отличные друг от друга нации? На наш взгляд, южане формировались как отдельная нация в составе развивающейся общеамериканской цивилизации.

Другой исследователь Юга, Е.А. Пазенко, обращает внимание на то, что южане хотели создать независимую нацию. На естественные факторы формирования южан как отдельной категории влияли политики и идеологи Юга, они ускоряли этот процесс. Среди многочисленных составляющих южной национальной идеологии Е.А. Пазенко выделяет идею сецессии, экспансионизм, стремление к экономической и интеллектуальной независимости, культурные отличия южной элиты. Однако автор, подчеркивая искусственность этой идеологии, приходит, на наш взгляд, к неверному выводу, что отличительные черты

8 Супоницкая И.М. Рабовладельческий Юг США. С. 165.

* * * ИСТОРИЯ * * * не могли сформировать нацию южан9. Такая категоричность при изучении этого вопроса неуместна, т.к. процесс формирования нации остановила Гражданская война, что привело к консолидации американцев и формированию американской нации. Обратное утверждение, что Юг сейчас был бы независимым государством со своим национальным самосознанием10, также, на наш взгляд, ненаучно. Наша задача - определить те характерные черты, которые могли стать основой для будущей нации.

Интересной для нас является работа Г.Ю. Прокопенкова, в которой рассматривается восприятие южан с позиции Я-концепции и противопоставления «Свой-Чужой». Я-концепция у него состоит из трех составляющих: литерату-роцентризм, сравнение с Другим и идеологизм. Под литературоцентризмом он понимает «стремление культуры Юга к идейно-образным формам саморепре-зентации»11. Он продолжает мысль Е.А. Пазенко о том, что жители Юга стремились обрести интеллектуальную самостоятельность: культурно они хотели стать конкурентоспособными Северу, привить южанам романтический образ мыслей, противоположный практицизму северян. И если мы сравним это с ролью, которую сыграли для своих культур У. Шекспир и А. Пушкин, литерату-роцентризм не будет казаться чем-то несущественным в формировании южной нации. Противопоставление Другому - это система сходств и различий северян и южан, которые видят сами южане. Мы обратим внимание лишь на одно отличие, которое выделил Г.Ю. Прокопенков, так как остальные почти совпадают с

теми, которые дают остальные исследователи. Главное отличие Юга, считает

12

он, состоит в том, что здесь сохранилась folk culture или «народная культура» . Базировавшаяся на стабильности, традициях и боязни перемен, она, со своими верованиями, песнями, юмором и преданиями, была фактором, формирующим образ южанина. Идеология Юга, по мнению исследователя, подразделяется на

9 Пазенко Е.А. Общественно-политическая мысль на Юге США в 30-50-е гг. XIX в.: дис. ... к.и.н. Владивосток. 1999. С. 131-132.

10 Ливен А. Анатомия американского национализма. М., 2015. С. 222.

11 Прокопенков Г.Ю. «Старый Юг» в исторической памяти американцев (1870-е - 1910-е гг.): дис. ... к.и.н. М., 2017. С. 71.

12 Прокопенков Г.Ю. «Старый Юг» в исторической памяти. С. 74.

конституционализм, национализм и рабовладельческую идеологию. Все это являлось конструктором национально-гражданской идентичности Юга. Г.Ю. Прокопенков пишет, что «политики, писатели и публицисты сознательно искажали представления о событии и манипулировали историей»13.

Рабовладельческую идеологию, построенную на антропологии, библейском и античном символизме и теории абсолютного блага, Г.Ю. Прокопенков считает главной идеологией Юга. Но, также подчеркивает он, в глазах южных националистов рабство не являлось главным фактором объединения и создания нации14. Занимая существенное место в этом вопросе, оно, однако, не находилось в нем на первом плане. По Г.Ю. Прокопенкову, гражданско-национальное сознание Юга было уже сложившимся, а «создание Конфедерации было всего лишь политической ратификацией сецессии»15.

Чтобы называться нацией, южанам не хватало широкого политического поля и независимости. Взглянув на борьбу за независимость тринадцати колоний против Британской империи, мы можем заметить некоторые сходства с изучаемым нами периодом и Гражданской войной. Так, например, Джон Мюр-рин, исследователь из США, сделал подробный анализ, сравнивающий американский национализм конца XVIII в. с южным национализмом середины XIX в.: «По всем сопоставимым критериям чувство национальной идентичности конфедератов оказывается более глубоким, более основательным, более пылким (что, без сомнения, характерно для национализма), чем узы, сплотившие тринадцать колоний в 1775-1783 гг. и позже»16. Сходство обоих событий было заметно и для современников: так, например, во время Нэшвилльского

13 Там же. С. 76.

14 Там же. С. 85.

15 Там же. С. 73.

16 Мюррин Дж. Война, революция и формирование нации: Американская революция в сопоставлении с Гражданской войной // Американский ежегодник, 1997. М., 1997. URL: https://america-xix.org.ru/library/murrin-revolution-civilwar/ (дата обращения: 17.06.2022).

конвента 1850 г. многие южане сравнивали борьбу южных штатов и федераль-

17

ного правительства с отношениями Англии и колоний .

И в той, и в другой войнах, пишет Дж. Мюррин, сочувствие людей к одной из сторон определялось их отождествлением себя со своим городом, штатом или графством, т.е. со своей малой родиной. Эту же идею продолжает развивать исследователь американского радикализма Р.Ю. Белькович, который

утверждает, что для южан война 1861-1865 гг. была не гражданской, а войной

18

за независимость . Факт местного патриотизма частично объясняет причины отказа приграничных штатов (Западная Виргиния, Теннесси и Кентукки) в поддержке Конфедерации, несмотря на общность культуры с остальным Югом. Континентальная армия Дж. Вашингтона в период Войны за независимость значительно уступала войскам лоялистов. Встает вопрос о том, почему на Юге не могла быть создана своя нация, если даже у разобщенных, лишенных широкой поддержки своего населения колоний получилось создать американскую нацию? Это отметает как минимум одно утверждение, что у южан не было шансов на создание нации.

Метрополия и колонии в XVIII в. обладали такими же сходствами, некоторые из которых оставались и в следующем веке. Однако ни одно из них (экономика, культура, политическая система, язык) не стало скрепляющим элементом и не помешало отделению американцев от Великобритании и формированию среди них особой нации. Более того, по мнению Дж. Мюррина, экономика являлась разобщающим фактором и в отношениях колоний и метрополии, и в отношениях между Югом и Севером. Колонии накануне Войны за независимость несли убытки от торговли с Великобританией из-за приобретения некачественных английских товаров, так и североамериканский Юг страдал из-за

17 Jennings T. The Nashville Convention: Southern Movement for Unity, 1848-1850. Memphis: Memphis State University Press, 1980. P. 24. См. также: Тайгильдин А.В. Нэшвилльский конвент 1850 года как этап развития южного сецессионизма накануне Гражданской войны в США // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2020. Т. 6. № 1. С. 52-58.

18 Белькович Р.Ю. Кровь патриотов: введение в интеллектуальную историю американского радикализма. СПб., 2020. С. 118-119.

некачественных товаров с Севера и высоких пошлин перед Гражданской войной. Дж. Мюррин, таким образом, отмечает более сильные национальные чувства у южан по сравнению с патриотическими чувствами у колонистов. Следовательно, мнение о несостоятельности южан как нации и о неимении у них никаких предпосылок к этому ошибочно.

Имеются, естественно, диаметрально противоположные мнения о южном национализме и генезисе южан. Популярное мнение в США отражено в книге «Почему Юг проиграл Гражданскую войну?»19, где в качестве причины проигрыша называют, в том числе, и низкий боевой дух южан вследствие недостаточного национализма. Однако если учесть, что война длилась четыре года, а у южан не хватало ни населения, ни денег и ресурсов на ее нормальное ведение, то станет ясно, что без боевого духа защита интересов плантаторов была бы вряд ли возможна.

Дж. Мюррин опровергает точку зрения о том, что у южан отсутствовал боевой дух. В результате исследования показателей потерь и стремления к продолжению борьбы мировых наций (французов, немцев и др.) в разных военных конфликтах он пришел к выводу, что Юг продолжал воевать в условиях хуже, чем были у этих наций, со значительными потерями и в отсутствии союзни-ков20. Однако, по мнению авторов вышеуказанной книги, у южан отсутствовала прочная национальная основа. У них не было так называемого ментального или эмоционального национализма, т.е. внутреннего чувства нации, которое было бы отражено не только на бумаге, но в сердцах участников Конфедерации. Авторы книги считают, что южане не обращали внимание на настоящие реалии, надеясь в основном на будущее, и единственными объединяющими их факторами были «рабство и страх перед свободным обществом»21. Таким образом, национализм конфедератов происходил непосредственно из рабовладения, а секционализм был его отличительной чертой. Причину раскола авторы усмат-

19 Beringer R.E. e.a. Why the South Lost the Civil War. Athens, Ga., 1986. 582 p.

20 Мюррин Дж. Война, революция и формирование нации...

21 Beringer R.E. e.a. Why the South Lost the Civil War. P. 37, 64-68.

ривают в приходе к власти в 1860 г. Республиканской партии и расхождении главных интересов Севера и Юга. Если это веская причина для начала войны, в таком случае, в конце XVIII - первой половине XIX в. в США могло произойти большое количество военных столкновений, поскольку секционализм был присущ каждому региону. Даже перед Войной за независимость в США существовало несколько секций: южная - Северная и Южная Каролина, Вирджиния, Мериленд, Джорджия; секция Новой Англии - Коннектикут, Нью-Гэмпшир,

Род-Айленд, Массачусетс; и секция среднеатлантических колоний - Пенсиль-

22

вания, Нью-Йорк, Делавэр, Нью-Джерси . На Западе возникли и другие секции перед Гражданской войной, как и на Юге, однако лишь на Юге возникли веские причины для раскола, и только секционализмом объяснить этого нельзя.

Отличительные черты Юга и сепаратистские тенденции некоторых регионов сформировались еще до Войны за независимость 1775-1783 гг.23 Создание Союза произошло только после подтверждения гарантии защиты «особого института». В противном случае южные колонии отказывались создавать единое государство. В XIX в. раскол только усиливался, пока, наконец, 1850-е гг. не стали десятилетием углубляющегося кризиса во взаимоотношениях Севера и Юга и временем национальной консолидации южан. При этом на Севере стали смотреть на Юг как на обособленный регион и враждебную цивилизацию24. Республиканцы утверждали, что рабство превратило южан в отдельную нацию25. То есть не только южане рассматривали себя как отдельную часть американского общества, но и северяне стали воспринимать их как чужих. Поэтому Юг формировался не в составе единой американской цивилизации, но и не отдельно, так как был связан с ней экономически, политически и духовно, а рядом. Две стороны смотрели друг на друга не как на политических противни-

22 Mountjoy Sh. Causes of the Civil War: The Differences between the North and the South. N.Y., 2009. P. 15.

23

Бурстин Д. Американцы: национальный опыт. М., 1993. С. 526.

24 Алентьева Т.В. Общественное мнение в США в преддверии Гражданской войны (18501861 гг.). М., 2020. С. 73-76.

25 Мюррин Дж. Война, революция и формирование нации...

ков, но как на две отдельные цивилизации, имеющие общие институты и общую историю.

Таким образом, соглашаясь с мнением Г.Ю. Прокопенкова и продолжая его, нам кажется, что противопоставление Другому - это следствие оформления своеобразной цивилизации Юга, т.к. до 1820-х - 1830-х гг. южане и северяне не смотрели друг на друга как на врагов. И только после начала идеологической борьбы американцы начинают осознавать себя представителями отдельных частей американского общества. В.В. Согрин назвал это «идеологической революцией», когда даже северяне начинают рассматривать Юг в качестве враждебной цивилизации26. Север вырвался далеко вперед в развитии промышленности и технологии, тогда как Юг оставался аграрным. Именно вокруг старого традиционного жизненного устоя строился южный консерватизм. Юг оставался хранителем старых идеалов, тогда как Север нуждался в реформах. По этому поводу Г.Ю. Прокопенков сделал интересный вывод, что Север «отступил от господствующей тенденции исторического развития, и, возможно, поэтому мы должны говорить не о южной исключительности, а о северной. Юг напоминал

27

большинство мировых сообществ, в отличие от Севера» . Южане защищали не просто рабовладение или южную политическую систему, но уклад жизни, свой консервативный мир, где белый человек был хозяином положения. Север же изменился настолько, что для южан стало невозможным с моральной точки зрения сосуществование с «безумными революционерами-янки»28.

Показательно, что южане почти не обращали внимания на проблемы, существующие на Юге. Сравнивая два региона и видя естественные изменения и трудности на Севере, вызванные промышленным переворотом, южане считали, что их общество наиболее приспособлено в экономическом, политическом и культурном плане. Происходила консерватизация идеологии Юга. По мнению

26 Согрин В.В. Центральные проблемы истории США. М., 2013. С. 134.

27 Прокопенков Г.Ю. «Старый Юг» в исторической памяти... С. 75.

28 Мюррин Дж. Война, революция и формирование нации.

Е.А. Пазенко, на реформаторское движение на Севере влиял приток иммигран-

29

тов, приносящих новые идеи, тогда как на Юге им неоткуда было взяться .

Упомянутая деталь о миграции очень важна. Влияние миграции на формирование южной народности рассматривалось нами в статье «Особенности миграции в южных штатах США в первой половине XIX века как фактор формирования южной национальной идентичности»30. Здесь лишь приведем вывод, что на Юге сформировалась благоприятная почва для создания нации, так как южане, перебираясь из одного штата в другой, оставались в одной политической, экономической и социокультурной формации.

Нет сомнения в том, что идеология Юга в первую очередь основана на рабстве, однако главным источником рабства выступала экономическая выгода от использования рабов на плантациях (особенно хлопковых). Таким образом, идеология придавала значимость экономике и оправдывала рабство, а выгода от использования рабов требовала, в свою очередь, оправдания со стороны идеологии. Раз есть крепкая экономика, есть идеология, значит, есть независимый и самодостаточный Юг. Процветание придавало уверенности Югу, а рабство - уникальный элемент - было своего рода предметом «восхищения» и патриотизма. Однако все это не имело бы смысла, если бы нельзя было противопоставить эту идеологию другой. И такое противопоставление было. На протяжении всего предвоенного периода южане подчеркивали отличия Севера и Юга: рабство - капитализм, деревня - город, консерватизм - либерализм, творческие аристократы - продажные янки и т.д. Вообще, разбирая сходства и различия северян и южан, несложно заметить существенную разницу в образе мышления. Именно это отличие, на наш взгляд, наиболее существенно, так как нация рождается в умах людей. И.М. Супоницкая, проведя глубокий анализ сходств-различий, пришла к выводу, что «причина межрегионального конфликта глуб-

29 Пазенко Е.А. «Остров Юг». С. 71.

30 Тайгильдин А.В. Особенности миграции в южных штатах США в первой половине XIX в. как фактор формирования южной национальной идентичности // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2021. Т. 7. № 1. С. 72-80.

же вопроса о рабстве или спора о землях; она заложена в самой природе двух

31

обществ» . Даже свое расовое превосходство южане отстаивали не только перед неграми, но и перед северянами. Южане относили себя к норманнам, кельтам и по природе считали себя завоевателями, в отличие от англосаксов и тор-

32

гашей янки . В 1862 г. в газете «De Bow s Review» вышла статья «Южная цивилизация, или норманнские корни в Америке»33, в которой доказывалось, что южане - это потомки завоевателей норманнов, и их образ жизни, сельское хозяйство и страсть к завоеванию есть отличительные черты, которые выделяют южан как отдельную нацию и цивилизацию.

Главная составляющая национализма - это поиск и выпячивание отличий одной нации от других. Как правило, национализм обращает внимание только на положительные качества своего народа и всячески критикует другие народы. По этой причине в «De Bow's Review» было много статей, посвященных сравнению двух секций. У нас нет задачи выяснить правдивость сказанного в статьях газеты, т.к. сравнение никогда не было в пользу северян, но обратим внимание лишь на сами детали: каким образом южане выделяли себя как особую нацию. При очередном описании преимуществ рабского положения в отличие от положения рабочего в статье мистера Гарнетта «Юг и Союз» (само название уже говорит, что южане противопоставляли себя не только Северу, но политической системе в целом), автор подчеркивает, что для рабов созданы лучшие условия высшей расой Юга - англо-нормандцами34. Такое устройство общества, по мнению автора, привело к тому, что на Севере было больше безумцев и

35

идиотов, чем на Юге, в первом случае - 1 к 900, во втором - 1 к 1 100 . Таким образом, в общем это приводило к отупению всего белого населения на Севере, так как здесь не было рабства, а на Юге - к формированию здорового и интел-

31 Супоницкая И.М. Рабовладельческий Юг США. С. 184.

32 Алентьева Т.В. Общественное мнение в США в период назревания Гражданской войны (1828-1861): дис. ... док. ист. наук. Курск, 2006. С. 308; Супоницкая И.М. Рабовладельческий Юг США. С. 152.

33 De Bow's Review. Vol. XXXII. 1862. P. 1-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34 De Bow's Review. Vol. XIX. New Orleans, 1855. P. 44.

35 Ibid. P. 45.

лектуально развитого общества. Несмотря на то что статья в основном критикует положение дел на Севере, подразумевалось, что такого на Юге нет. Единственной причиной преступности, пьянства и проституции Гарнетт видел устройство северного общества. Он спрашивал: «Как может быть иначе (курсив в оригинале. - А.Т.), когда семьи разделены и фабрики заменяют дом, когда дети отделены от родителей в самый важный период их жизни и находятся в переполненных незнакомцами рабочих местах?»36 Подразумевалось, что южанин сам найдет ответ, как может быть иначе. Южный националист Лоуренс Кейт писал, что южная цивилизация моральна и духовна в отличие от материалистических Севера и Европы. Он считал их слишком изнеженными и в то же время страдающими от перенаселения, которое приводит к конфликту между трудом и капиталом. На Юге же рабство как форма капитализма приводит к гармо-

37

нии .

Уже в 1859 г. в газете появилась статья «Южная Конфедерация: перспектива, ресурсы и судьба», в которой доказывалось, что на Юге есть все необходимое для независимого существования. Опираясь на статистические данные, авторы утверждали, что «конфедерация южных штатов станет одной из самых сильных наций на земле. Она имеет все элементы могущественной нации»38. В начале 1861 г., когда сецессия была уже реальностью, газета открыто говорила об отдельной южной цивилизации. Мы приведем полностью отрывок, так как, на наш взгляд, он является обобщенной идеей национального самосознания южан. «Американская революция нашла две цивилизации, существующих на западном континенте - объединенных, но не смешанных, встретившихся, но не сплотившихся, сотрудничающих, но не симпатизирующих. Разные, разделенные, противоположные и взаимооталкивающие, вынужденные терпеть друг друга из-за того, что не имеют важнейшей политической составляющей - сильного правительства. Они сформировали два отдельных народа, две раздельные

36 Ibid. P. 46.

37 Walther E.H. The Fire-Eaters. P. 182-183.

38 De Bow's Review. Vol. XXVI. New Orleans, 1859. P. 575.

цивилизации, но связанные вместе властью единого народного правительства, достойного восхищения и пригодного в качестве обороняющейся лиги...»39. Далее автор пишет, что, несмотря на многочисленные попытки объединить две части и решить противоречия, эксперимент по созданию Союза провалился40, таким образом подводя черту почти вековому существованию единого государства.

Факт самосознания южан как исключительной и отдельной от американцев других штатов группы населения исследователями не оспаривается, идеология Юга как тема для исследования становится все популярней. Наличие уникальных черт и влияние Юга на политику США дает основание говорить о том, что на Юге сложилась особая цивилизация, но проблема, образовалась ли здесь отдельная нация (национальность), до сих пор не решена.

До войны Юг переживал «золотой век» плантаторства, в это время происходило складывание уникальной культуры этих штатов, поэтому гражданский конфликт, по нашему мнению, оказался чем-то вроде испытания для жителей Юга, который должен был проверить их на право носить название «нация». Как выразился Е.А. Пазенко, «Гражданская война для южан была войной за национальную независимость с национализмом в качестве главного вопроса», а образование КША связано с развитием идеи независимой нации41. Южане этот экзамен не прошли и стали частью полноценной американской нации. Однако тех отличительных признаков, которые мы назвали, достаточно, чтобы утверждать, что процесс формирования нации на Юге происходил, им не хватало лишь политической независимости, к которой они стремились. Это чувство общности на Юге играло большую роль в идентичности южан и после войны и не исчезло до сих пор.

Рассмотренные идеи и компоненты южного национализма могли отличаться в деталях, но в одном они сходились: Юг - особый регион, интересы ко-

39 De Bow's Review. Vol. XXX. New Orleans, 1861. P. 45.

40 Ibid. P. 46.

41 Пазенко Е.А. Общественно-политическая мысль на Юге США. С. 130.

торого отличаются от интересов Севера, населенный людьми, осознающими себя как южане. Своего рода квинтэссенцией южной идеологии служит «краеугольная речь» Александра Стивенса, вице-президента Конфедерации, произнесенная 21 марта 1861 г. А. Стивенс суммировал основные положения идеологии Юга: спор о тарифах, строительство инфраструктуры за счет бюджета штата, защита рабства как экономического института, расовое превосходство белых, перспективы существования государства южан и его экономическое развитие.

Каждое из этих положений заключает в себе мысль о том, что создание независимой Конфедерации пойдет лишь на пользу Югу, что новая Конституция лучше старой, что Север только выкачивал ресурсы с Юга. Так, например, о старом споре о тарифах, который был разрешен восьмым разделом I статьи

42

Конституции КША , А. Стивенс сказал: «Мы не позволяем введения каких-либо пошлин, имеющих целью в любой сфере деятельности предоставление

43

преимущества одному классу людей над другим» . Он намекал на выгоду от пошлин северянам и ущерб южанам. Строительство инфраструктуры за счет федерального бюджета А. Стивенс рассматривал как вмешательство в торговлю. Он объяснял, что каждый должен сам заботиться об улучшениях, если ему это будет выгодно: «К примеру, в Джорджии мы сделали за счет средств населения столько внутренних усовершенствований, сколько ни в какой другой части страны. Мы потратили 25 миллионов долларов на строительство железной дороги от побережья до гор, срыв для этого холмы и выровняв долины. Дорога была нужна нам и нашим западным соседям, чтобы открыть нашей продукции выход на мировые рынки. Ни один другой штат не был так заинтересован в дороге, как Джорджия, и мы не обращались в федеральное казначейство за помощью. Все расходы во время строительства и оборудования дороги несли пред-

42 Constitution of the Confederate States; March 11, 1861 // The Avalon Project: Documents in Law, History and Diplomacy. URL: https://avalon.law.yale.edu/19th_century/csa_csa.asp (дата обращения: 15.06.2022).

43 Stephens A.H. Letters and Speeches, before, during, and since the War. Philadelphia, 1866. P. 719.

приниматели, вступившие в это предприятие»44. Далее он говорит: «Если Чарльстонской гавани требуется улучшение, то пусть необходимые работы оплатят чарльстонские предприниматели. Если необходимо очистить устье реки Саванна, то позвольте этим вопросом заниматься судоходной компании, зарабатывающей на этой реке деньги»45.

Конечно, А. Стивенс не обошел тему рабства и даже назвал его «краеугольным камнем» Юга, после чего эта речь стала известна под этим названием. «Краеугольным камнем в его фундаменте (Юга. - А.Т.) лежит та великая истина, что негр не равен белому человеку, а рабское подчинение превосходя-

46

щей расе является его естественным и нормальным состоянием» .

Что касается государственности Юга, А. Стивенс не видел особых препятствий для нее. При этом он опирался на человеческий, земельный и материальный ресурсы, что естественно, так как без этого никакого государства существовать не может. «У нас есть все существенные предпосылки для успешной жизни как государства. ... Мы занимаем территорию более чем в пятьсот шестьдесят четыре тысячи квадратных миль, что на двести тысяч квадратных миль больше, чем территория, включенная в пределы начальных тринадцати Штатов. ... Налогооблагаемая собственность Конфедеративных Штатов никак

I 47

не меньше двух тысяч двухсот миллионов долларов!»

Таким образом, южная идеология прошла долгий путь развития, начиная от политических споров о взаимоотношении центра и регионов и постепенно превращаясь в идеологию особого, рабовладельческого Юга, способного существовать независимо от Севера. Мы можем дать определение этой идеологии. Южный национализм - идеология, формирующаяся в среде южной интеллигенции, распространяемая журналистами Юга и поддерживаемая основной массой белого населения Юга, базирующаяся на идеях экономической, социальной, культурной исключительности южного рабовладельческого региона и

44 Ibid. P. 719.

45 Stephens A.H. Letters and Speeches. P. 719-720.

46 Ibid. P. 721.

47 Ibid. P. 723-724.

политической независимости южных штатов от федерального правительства США.

Идеология южан вобрала в себя черты национализма. Южане жили обособленно от всех остальных американцев, об этом нам свидетельствуют данные восьмого ценза и миграции. Юг не был популярным регионом для северян или европейцев, при этом сами южане редко покидали свой регион, предпочитая селиться в других штатах Юга. Это давало хорошую почву для формирования особого самосознания южан. На это восприятие влияли многие факторы, такие как рабство, расизм, образ жизни, литература и журналистика и др. На Юге формировалась идеология не только оправдывающая рабство, но и рассматривающая южан отдельно от остальных граждан США. Южная идеология была базой для политических решений и способствовала консолидации жителей Юга через идею о южной национальности, которая имела все предпосылки для формирования отдельной нации и независимого государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.