Научная статья на тему 'Настоящее как объект социокультурного исследования'

Настоящее как объект социокультурного исследования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
139
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОШЛОЕ / НАСТОЯЩЕЕ / БУДУЩЕЕ / ФОРМООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ / PAST / PRESENT / FUTURE / FORM-BUILDING / VALUE-COGNITIVE / CONCEPTUAL / THEORETICAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щученко Владимир Александрович

Объект статьи прошлое, настоящее и будущее в культурной динамике. Настоящее анализируется здесь как процесс, во-первых, переживаемый, во-вторых, незавершившийся и, в-третьих, конкретно исторический, индивидуальный. Диалектика настоящего, прошлого и будущего рассматривается в контексте формообразования. Особо анализируется проблема соотношения ценностно-познавательного, концептуализированного и теоретического применительно к взаимосвязям прошлого, настоящего и будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present as an object of socio-cultural research

The object of the article is the past, present and future in cultural dynamics. The present is analyzed here as a process, first, experienced, secondly, incomplete and, thirdly, specifically historical, individual. The dialectic of the present, past and future is considered in the context of form-building. The problem of correlation of the value-cognitive, conceptualized and theoretical with reference to the interrelations of the past, the present and the future is analyzed in particular.

Текст научной работы на тему «Настоящее как объект социокультурного исследования»

ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 94(47+57)

В. А. Щученко *

НАСТОЯЩЕЕ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Объект статьи — прошлое, настоящее и будущее в культурной динамике. Настоящее анализируется здесь как процесс, во-первых, переживаемый, во-вторых, неза-вершившийся и, в-третьих, конкретно исторический, индивидуальный. Диалектика настоящего, прошлого и будущего рассматривается в контексте формообразования. Особо анализируется проблема соотношения ценностно-познавательного, концептуализированного и теоретического применительно к взаимосвязям прошлого, настоящего и будущего.

Ключевые слова: прошлое, настоящее, будущее, формообразование, ценностно-познавательное, концептуальное, теоретическое.

V. A. Schuchenko PRESENT AS AN OBJECT OF SOCIO-CULTURAL RESEARCH

The object of the article is the past, present and future in cultural dynamics. The present is analyzed here as a process, first, experienced, secondly, incomplete and, thirdly, specifically historical, individual. The dialectic of the present, past and future is considered in the context of form-building. The problem of correlation of the value-cognitive, conceptualized and theoretical with reference to the interrelations of the past, the present and the future is analyzed in particular.

Keywords: past, present, future, form-building, value-cognitive, conceptual, theoretical.

Настоящее в истории культуры... Такая постановка вопроса может вызвать у многих, не озабоченных точными определениями, недоумение. История есть то, что прошло, а настоящее — то, что происходит, то, что как бы отделилось от прошлого, стало другим, новым, тем, что заставляет задуматься, тревожит или радует. В этом смысле настоящее актуально, можно даже сказать, злободневно, особенно в ситуации переходов, резких поворотов в общественной жизни.

* Щученко Владимир Александрович, доктор философских наук, профессор, Русская христианская гуманитарная академия; [email protected]

268 Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2018. Том 19. Выпуск 3

Постижение настоящего во всех далеко не очевидных процессах его становления вырастает в остро актуальную задачу. Становится очевидным, что прошлое осталось в истории и как бы отделилось от настоящего, но ведь настоящее процессуально, а значит, являет себя в истории. Но если прошлое каким-то образом осознается, понимается как некая качественная определенность, то настоящее многих (а иногда и подавляющее большинство) ставит в тупик, а в периоды кризисов — волнует и беспокоит. Притом иногда бывает и так, что ответы на проблемы настоящего принимаются искать, сравнивая их с проблемами прошлого, с большими усилиями натягивая на себя одеяния прошлого.

И надо сразу же подчеркнуть, что исторический ракурс осмысления настоящего в высшей степени актуален для современной России, резко порвавшей с прошлым и озабоченной сегодня ценностно-познавательным и теоретическим пониманием процессов, проистекающих в настоящем. Сегодня крайне недостаточно рассуждать об универсальных закономерностях цивилизованного развития, где-то и когда-то явивших себя во всей чистоте и полноте. Анализируя специфику российского прошлого и настоящего, следует избегать в то же время абстрактных деклараций о спасающей силе своего специфического развития — в России, например, досужих размышлений о «русской идее», «евразийской» природе России, «загнивающем Западе» и др. Тут следует, напротив, внимательно и обстоятельно анализировать ближайшие и отдаленные во времени факторы, причины сегодняшнего социокультурного состояния страны, которые в целом и основном формируют новое, небывшее состояние, хотя и пронизанное повторяющимися и стабилизирующими формами (универсальные законы, религиозные верования, культурные традиции, язык, семейный уклад, базовые ценности менталитета и др.).

И если познание настоящего — проблема, «сумрак неминучий» или мечта, не основанная на реальном, а тем более теоретическом анализе, — то как можно живущим современникам действовать, а тем более ответственно действовать, планировать и прогнозировать будущее хотя бы на полшага вперед? Если даже идеологизаторское мифотворчество и даже философская концептуализация и полезны и исторически неизбежны, неотвратимы, то можно ли положиться только на идеологемы, философские и религиозные концепты, при всей их ценностно-мотивирующей значимости?

В этой связи всплывает вопрос: а зачем с социально-практической точки зрения, т. е. с точки зрения понимания протекающих в современной России процессов, изучать проблему настоящего в ее социокультурном измерении? Ответим: хотя бы для того, чтобы поставить настоящее страны в контекстуальные связи с советским прошлым, а тем более с будущим, о котором как-то не принято говорить, как будто этого будущего у России нет, а есть даже не «вечное настоящее», а навечно остановившееся настоящее, «стабилизация» как первая и последняя цель. Просятся и другие вопросы. Не является ли сегодняшний экономический и социально-политический порядок с его монополизмом, централизмом, идеологией «вечной борьбы» с врагами внутренними и внешними некоей модернизированной реанимацией форм советской или даже досоветской реальности, не прошлому ли принадлежат сдвиги в сторону

принципов мобилизации и регламентации все более жесткого бюрократического контроля и зажима в ущерб творчеству во всех сферах жизни и культуры, которое по природе своей ориентировано на будущее?

Следует подчеркнуть еще один актуальный вывод. Остро необходим теоретический анализ проблемы настоящего в его взаимосвязи с ценностно ориентированным знанием и относительной дифференциации от него. Такого социокультурного исследования, которое не застревало бы в нарративе, в сборе и систематизации ценностей и оценок, относящихся к прошлым эпохам, но поставило бы на первое место социокультурные процессы настоящего — во всей их сложности и неповторимости.

Может показаться странным, что бытийствуя в настоящем, мыслящее человечество долго оставалось в пределах ставших, но не становящихся состояний прошлого, рассуждая о настоящем и будущем как о закономерных проявлениях, открытых некогда в вероучительном Слове разных религий, а позднее, в ХУШ-Х1Х вв., историософских системах просветителей, О. Конта, неокантианцев, Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Фукуямы и других. Притом что сами эти этапы мыслились как некие зрелые состояния, уже наделенные (Богом, провидением, философским разумом) формой и магической силой. Так и считали философы истории до начала XX в., а в России — и до конца XX в., когда философемы XVIII-XIX столетий в своей существенной части рухнули, когда на повестку общественной жизни и теоретической мысли вышли проблемы конкретизации, индивидуализации и переходности.

Решительный поворот к проблеме настоящего в социокультурной сфере (а тем самым и в сфере истории) обозначился у М. Вебера. Развивая подходы неокантианцев (В. Виндельбанда, Г. Риккерта и др.), М. Вебер настаивал на том, что при рассмотрении исторически данной культуры недостаточно обращаться к анализу законов, повторяющихся каузальных связей (номотетики), во-первых; не менее важно исследование индивидуальных, специфических факторов, конкретно данных взаимодействий во всех их процессуальных, историко-генетических тенденциях (идиографики), во-вторых. Здесь как раз и важно, в-третьих, рассматривать становление значимых именно для понимания настоящего факторов, т. е. конкретно, исторически объяснить настоящее как «индивидуальные констелляции» из предшествующих состояний, и, наконец, в-четвертых, перейти к оценке предполагаемых «констелляций» в будущем [1, с. 565-566].

Настоящее в его отношении к прошлому и будущему является одной из центральных тем в известной работе Э. Трёльча «Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии и истории» (опубликовано в Германии в 1922 г., а в России в 1994 г.) [2, с. 138-170]. Немецкий философ вводит новое и теоретически плодотворное понятие «культурный синтез современности» (см. об этом: [3, с. 161-186]). Ценностное «масштабирование» не может и реально не опирается, подчеркивает он, исключительно на некие вневременные абсолютные и общезначимые ценностные измерения, «масштабы», взятые в качестве их простого отождествления с универсальной логикой разума (на что надеялись неокантианцы), или только как раз и навсегда заданные концепты религиозного опыта. При этом остаются в стороне, что исключительно важно

для понимания исторического процесса, конкретные и изменчивые «масштабы». Составные элементы настоящего опираются, конечно, и на выявленные разумом универсальные законы, и на религиозные «масштабы», заданные абсолютными, вневременными, телеологическими установками. Культурный синтез современности формируется на базе исторически данного культурного наследия, т. е. на основе вполне обозначившихся идеалов и норм, рожденных исторической конкретикой общественной жизни, исходит из анализа собственных состояний и опыта иных культурных миров и опирается на «фактический» опыт подвижных реалий настоящего. Но если культурный синтез современности не дан познающему разуму современников в его вполне очевидных формах, то познаваем ли он и кто является носителем этого познания? Э. Трёльч далек и от агностицизма в отношении познаваемости настоящего, и от абсолютизации вечного и абсолютного при рассмотрении конкретики исторического развития.

Можно сказать так: он не приемлет ни разоружающей релятивистской беспомощности, порожденной агностицизмом, ни номотетизма с его явным равнодушием к исторической конкретике, к настоящему. Настоящее формируется как онтологически данный процесс рождения нового, небывшего, но также и познание тенденций этого настоящего процессуально, и требует серьезной, методологически продуманной работы, и опирается на познание этих тенденций. При этом не только на концептуальные формы веровательного характера и обобщения философствующего разума, но и на строго научный, т. е. основанный на фактах, доказательствах, процедурах проверяемости, анализ, географических, климатических, технических и социологических условий и, наконец, на обобщающую, систематизированную рационализацию на основе «научно вышколенного» мышления [2, с. 149].

Интуиция, подчеркнем со своей стороны, необходима не только в естественных науках, но и в науках гуманитарных (в особенности в истории культуры), которые всегда имеют дело с небывшими состояниями, с качественно новыми социокультурными формами. И если в западноевропейской мысли проблема настоящего разрабатывалась на протяжении XX столетия, то в России эта проблема в силу разного рода причин (в советский период по причине удушающего догматизма, а в постсоветский период в силу аморфизма и хаоса переходной эпохи) практически даже не поставлена (за исключением, быть может, только работ Г. П. Федотова, относящихся к реалиям 30-х гг. XX в. [4, с. 141-154]).

Проблема настоящего сегодня для России едва ли не более актуальна, чем в первой трети XX в. Рождается новое настоящее, новая социокультурная ситуация, параметры которой далеко не очевидны. Не много сделано в направлении теоретико-методологического осмысления проблемы. Но некоторые аспекты такого осмысления всё-таки могут быть намечены уже сегодня.

Первый вопрос, на котором следует остановиться, — это вполне тривиальный вопрос об отношении настоящего к прошлому. Очевидна связь настоящего с прошлым: настоящее формируется как следствие прошлого, а прошлое — это то, что прошло, завершилось, в отличие от незавершившихся состояний настоящего. Субъектность настоящего — еще одна важнейшая его

характеристика. Исторические субъекты живут в настоящем, в то время как прошлое для носителей настоящего объективно, и его пережитые формы — только «следы», унаследованные опредмеченные артефакты, некие «тени», нуждающиеся в субъективном распредмечивании, в творческой полноте, которая вырабатывается носителями настоящего. Прошлое существует и для тех, кто его реально наблюдал и переживал, но равно и для тех, кто не переживал определенные социокультурные состояния, кто знает об этом прошлом от старших современников и черпает опредмеченную информацию из разного рода артефактов культуры, текстов в широком смысле слова, какими они зафиксированы в образовательном процессе, Интернете, произведениях литературы, искусства, в социально-политических документах и др.

Человек и человечество субъективно переживают настоящее до тех пор, пока реально существует качественная неповторимость определенных состояний этого настоящего. Настоящее завершается именно тогда, когда уходит эта его субъективно переживаемая качественная неповторимость. А когда на смену одному состоянию настоящего приходят другие, новые состояния, то это значит только одно — настоящее прошло. Прошлое в этом смысле — лишенная живой полноты память о прошлом, которое распредмечивается и входит теми или иными своими составными элементами в новые формирующиеся синтезы настоящего.

Настоящее в этом аспекте — процесс переживаемый, в ходе которого распредмечивается все разнообразие уже ставших форм (прошлого, иного, «чуждого»). В этом смысле только настоящее и бытийствует (живет), а прошлого уже нет в его «живом» истекающем состоянии. Ибо это прошлое существует только в его ставшем, предметно оформленном виде.

Общественный человек живет настоящим. Прошлое же, как заметил Б. Кроче, — это «ментальная проблема», превращение живого процесса в «предмет», «историческую мысль» [5, с. 224]. В мире есть, тонко подметил также К. Ясперс, только настоящее, «вечное настоящее» как нечто процессуальное, как то, что существует в бесконечном процессе освоения прошлого [6, с. 280].

Проблема настоящего имеет два органично связанных друг с другом аспекта. Во-первых, в настоящем интерпретируется, творчески осваивается прошлое (в ценностном и познавательном отношении), которое в определенном отношении продолжает жить в настоящем и только в настоящем. Во-вторых, настоящее следует рассматривать, подчеркнем еще раз, только как незавершив-шийся процесс конкретного становления нового качества, в котором сложно, противоречиво переплетаются целый ряд причин, факторов историко-гене-тического характера (культурное наследие, традиции, «вторжение» прошлых социокультурных состояний в настоящее), влияния новых реалий в экономике, социально-политической и религиозной жизни, заметных событий мирового и национального плана, разного рода случайностей и др. Прошлое в то же время является живущему в настоящем современнику чем-то закончившимся, его импульсы хотя еще и ощущаются в настоящем, но существуют в качестве элементов новоформирующихся социокультурных систем.

Если исходить из этой «экзистенциальной» установки — вполне, впрочем, достаточной для донаучного и/или вненаучного сознания, для бытийствую-

щих в настоящем исторических субъектов, — то в стороне остаются вопросы концептуально-теоретического осмысления процессуальности настоящего. В самом деле, настоящее длится, существует, изменяясь некоторое время, а затем уходит, становится прошлым, которое предстает как совокупность однотипных процессов, качественная определенность которых позволяет и живущим в настоящем понимать это прошлое. И тут рождаются еще два трудноразрешимых вопроса, которые на самом деле выступают двумя взаимосвязанными сторонами одного вопроса. Первый вопрос: когда наступает настоящее как новая реальность? И второй вопрос: можно ли определить, находясь в ситуации длящегося настоящего, его качественно характерную стадию, которая становится вполне определенной только тогда, когда настоящее получает свою зрелую форму и когда это настоящее становиться прошлым? Здесь как раз и всплывает проблема познаваемости нового, в той или иной мере небывшего настоящего, не говоря уже о будущем, тенденции становления которого зарождаются уже в настоящем, хотя их нужно еще определить, т. е. отделить от общих тенденций повторяющегося и уже сложившегося.

Ибо уже на интуитивном, неотрефлексированном уровне складывается стойкое убеждение, что настоящее всегда является новым настоящим, совокупностью небывших состояний. В еще большей мере это относится к состояниям будущего. Но не являются ли эти новые состояния всего-навсего повторами в духе «что было, то и будет»? Или, в смягченном варианте: новое в настоящем, конечно, есть, но оно, родившись некогда в определенное время и в определенном месте, снова и снова повторяется, меняя в то же время свою внешнюю форму, становясь только «формой проявления» некоего ранее сложившегося содержания — повторяемостью законов, типологических форм, одних и тех же слов и т. д. Получается в этом случае, что новое настоящее и новое будущее шествуют от одного народа к другому, от одной эпохи к другой, от одной страны и региона к другим. Настоящее английской революции повторилось в революции французской и далее — в русской, но, разумеется, в специфической «форме проявления». Рассуждения такого рода верны только отчасти. Абсолютизация повторяемости приводит в номотетистскую «ловушку», выход из которой только один — а именно конкретизация процессов перехода от настоящего к прошлому и будущему, другими словами, индивидуализация исто-рико-генетического процесса взаимосвязанных и качественно своеобразных переходов от ставшего прошлого к длящемуся настоящему и от получившего опредмеченные формы настоящего, ставшего прошлым, к новому настоящему.

В связи с этим еще более сложным для понимания динамической природы настоящего является следующий вопрос: если еще можно определить те или иные истоки историко-генетических антецедентов, влияющих на настоящее, то можно ли понять более или менее адекватно (ценностно и теоретически) качественные характеристики незавершившегося и небывшего настоящего, рождающегося под влиянием неисчерпаемого для сознания многообразия исторических факторов — необходимых и случайных, повторяющихся и неповторимых и т. д.? Но насколько прочной является при обращении к настоящему опора на сравнительно-исторический метод с его удобной ориентацией, к примеру, на проводимое в ситуации настоящего сравнение опыта передовых

в цивилизационном отношении стран или регионов (чаще всего тут называют США, Западную Европу, а сегодня — Японию и Китай) и «догоняющих» национальных государственных образований, к числу которых относят в наши дни и Россию? Можно ли хотя бы приблизиться к адекватному проникновению в типологически характерные историко-генетические процессы ее развития? И ее народу остается только сравнивать собственные социально-экономические и социокультурные модели и модели т. н. «успешных» стран или, что не лучше, оглядываться назад и примеривать старые одежды на новый растущий организм. Любое сравнение тут будет, конечно, поучительно. Однако установка исключительно на сравнение российских реалий и жизни соседей, также как и ориентация на романтизированные представления о собственном успешном развитии в прошлом, на широко распространенную идеализацию прошлых этапов — всё это дезориентирует, духовно обессиливает, приводит в замешательство.

Много важнее другое — исследование всей многосложной совокупности специфических факторов ее исторического развития, особенно в XX в., перенасыщенном резкими социокультурными поворотами и переворотами. Тут и характерные историко-генетические линии (экономические, политические, религиозные, духовно-нравственные и др.), и влияющие друг на друга факторы внутренние и внешние (геополитические столкновения, войны, идеологическое противоборство, выступление масс, действия элиты и выдающихся личностей, событийность случайного рода и многое другое). Другими словами, в процессе осмысления настоящего нельзя уповать только и исключительно на узнаваемые повторяемости; нужно обращаться также и к анализу социокультурных ново-образразований во всей их качественной неповторимости и уникальности. Новая сегодняшняя Россия — это небывшее, формирующееся образование, специфический лик которого не дан в его сложившейся определенности ни вождям, ни духовным поводырям, ни теоретикам, не дан потому, подчеркнем еще раз, что, в-первых, процессы формообразования здесь еще не завершились, а во-вторых, потому, что формы этого настоящего — небывшие, «неведомые» — и их постижение достигается совокупными, практическими и духовными усилиями современников. Среди них религиозные провидцы, политические деятели, философы, творцы художественной культуры, ученые, но также, о чем всегда следует помнить, — российский народ.

Ценностно-познавательное осмысление длящегося настоящего являет себя как отражение, как эхо жизненных антологических процессов формообразования, ибо настоящее всегда выступает (и бытийственно, и духовно) как небывшее, неповторимое настоящее. И потому-то оно не дано познающей и оценивающей субъективности как нечто известное и самоочевидное, но может быть обнаружено и понято только как следствие напряженных усилий — материальных, интеллектуальных и духовных.

Проблема заключается еще и в том, что настоящее как живое процессуальное начало существует в тесном переплетении с прошлым и будущим. Формы прошлого, зачастую в преобразованном до неузнаваемости виде, продолжают жить в настоящем. Они — часть настоящего, необходимые составные элементы синтезирующихся процессов в рамках настоящего; многие из них существуют

столетия и тысячелетия (культурное наследие, язык, базовые ценности менталитета и др.). Н. Гартман выдвинул концепцию «вторжений прошлого в настоящее» [7, с. 639-646]. Термин «вторжение» здесь не вполне удачен. Прошлое «не вторгается» в настоящее; оно в нем живет в качестве «пережитков», его составных элементов, — всегда в качестве объектов всё новых и новых процессов распредмечивания в настоящем. В этом смысле прошлое есть как бы «вечное» настоящее, а не «вечное» мумифицированное прошлое. Традиции, культурное наследие в целом, язык и все явные, сохранившиеся артефакты прошлого — важнейшая предпосылка социокультурного бытия настоящего. Очевидно в то же время, что прошлое в настоящем «живет» в ином социокультурном контексте. Оно само уже в известном смысле утрачивает статус прошлого, ибо служит настоящему, обретает другое ценностно-познавательное содержание, поставляет материал для сравнения прошлых и современных состояний. Прошлое в той или иной мере, конечно, осознается в качестве «вторгшегося» из других ценностных миров. Причина этого в том, что прошлое так или иначе «оформлено», в то время как настоящее пребывает в поисках своих форм, представляется зачастую как беспорядок и хаос.

Тут надо учитывать еще одно обстоятельство. Настоящее является динамичным, исторически изменчивым процессом. Идет перманентный процесс переформатирования. Аналитические распады, разложение старых форм сопровождаются рождением новых форм, образующихся в результате социокультурного синтезирования. Причем аналитические процессы, характерные для начального периода настоящего, сменяются в последующем процессами синтетическими. Эти последние как раз и маркируют зрелое состояние настоящего и его приближение к скорому превращению этого настоящего в прошлое и, наконец, появлению нового настоящего с его новыми формами. Когда настоящее завершает свое временное бытие в качестве настоящего? Тогда, когда это настоящее получает вполне определенную синтетическую форму, т. е. когда тенденции вполне обозначаются, ценностно и познавательно «оформляются» и, главное, порывают с определяющими ценностно-познавательными параметрами прошлого. К тому же надо учитывать, что формы прошлого (в их сущностной глубине) часто, если не сказать — зачастую, мимикрируют под формы новой реальности. Примеров тому и в современной России немало. Достаточно упомянуть о «суверенной» демократии, о торжестве закона и свободы в современной России, об интересах народа как высшей цели власти и т. д. и т. п. — как без труда узнаются формы прошлого, и даже не ближайшего советского, но и досоветского.

Но и будущее — в настоящем. Причем опознание будущего представляется задачей существенно более сложной, чем обнаружение прошлого. И понятно, почему. Прошлое достается настоящему облеченным во вполне обозначившиеся формы, в то время как будущее пребывает в поисках своих форм, проектирует и взращивает их. Будущее всегда недооформлено и даже неявно. Живущих в настоящем загадка будущего влечет, притягивает, ибо не вполне явные намеки на будущие состояния, перемены в определенной мере все-таки себя обнаруживают (например, в художественной культуре, в религиозных пророчествах, в изменении духовной атмосферы и др.). Варианты постижения

будущего отрабатывались на протяжении всей истории человечества, начиная от религиозных откровений, далее — путем построения романтических утопий и вплоть до номотетистских построений в духе просветительства, гегельянства и марксизма. Самой глубокой концепцией понимания будущего был марксизм с его попытками системно, всесторонне подойти к осмыслению причин социальных и культурных переворотов, революций, т. е. переходов от качественных состояний настоящего к состояниям «оформляющегося» будущего и далее к ставшим формам нового настоящего. Но и марксистам показалось, что они открыли последнюю тайну будущего как окончательную победу коммунистического строя. В итоге — еще одна парарелигиозная утопия, которая не осуществилась и не могла осуществиться. Ибо не существует никакой последней формы общественного развития, «конца истории». Будущее всегда будет в своих все новых и новых состояниях — по крайней мере до тех пор, пока останется человечество.

Сегодня становиться очевидным, что проблема будущего стоит перед современным человечеством едва ли не острее, чем в прошлые эпохи. Потому что переживающие настоящее исторические субъекты осуществляют свою деятельность на основе усложнившихся, быстро и резко меняющихся форм социокультурного программирования. Если говорить о планировании социальном и культурном, взятом в его в обобщенных формах (общественных, государственных, социокультурных и т. д.), то здесь все сложнее рассчитывать на скорый и более или менее результативный вариант определения тенденций будущего развития. Во-первых, потому что осмысление этих тенденций определяется далеко не только прозрениями религиозных пророков, провидцев-философов, деятелей искусства — всех тех, кто предпринимает попытки разглядеть тенденции будущих процессов, но и всей социальной и культурной активностью масс. То есть всех тех, кто осуществляет свою деятельность под влиянием нарастающего многообразия факторов экономического, политического, религиозного, духовно-нравственного, ментального порядка. Во-вторых, потому что конкретно-историческое лицо будущего, и особенно ближайшего будущего, определить в силу убыстрения процессов формообразования, ослабления роли традиций становится всё труднее и проблематичнее.

Острее стоит сегодня вопрос о том, можно ли разглядеть будущее и тем самым планировать его? Опять-таки не только с точки зрения общечеловеческих интересов, но и с точки зрения конкретики исторических состояний. Будущее опознает себя в качестве прежде всего духовного продукта — в форме конкретных, небывших образов будущего — политических, социальных, научно-технологических, религиозных, художественных и иных программ и проектов. За ними стоят вначале немногочисленные социальные группы, представляющие духовный авангард общества в его современных состояниях. Оформляются новые политические интересы, новые религиозные движения, новые философские, научные, художественные направления и т. д. Тенденции будущего укрепляются, новые социокультурные формы поддерживаются все большим числом носителей настоящего. Вчерашнее будущее становиться настоящим, а господствовавшее еще вчера настоящее становиться прошлым. Будущее превращается в настоящее не раньше, чем программируемые цели

и задачи так или иначе институализируются, становятся, как писал К. Маркс, «материальной силой». В случае обращения к сопряженности настоящего с прошлым и попыток заглянуть в будущее исторический носитель сталкивается весьма сложной, запутанной, противоречивой сетью ценностей и оценок, ценностного осмысления и переосмысления. История вызывает споры, дискуссии, особенно в кризисные эпохи. Вокруг исторического знания развертываются самые настоящие бои.

Если настоящее не завершилось, уточним, а будущее не наступило, то познание современных состояний становится задачей исключительно сложной. В силу того прежде всего, что очень не просто рационализировать качественные состояния и характеристики настоящего, неочевидные в силу их незавершенности и «запутанности». Интерпретация настоящего пронизана ценностными токами, источник которых — разнообразные интересы и мотивации (от социально-экономических до духовно-нравственных и религиозных). Однако при всей социокультурной значимости ценностного отношения к действительности настоящего всегда есть ответственные люди, которые настаивают на необходимости объективного, доказательного, концептуального анализа культурно-исторических процессов в их прошлых, настоящих и будущих состояниях. Это те, кто понимает, что именно концептуальный подход, а не только ценностные устремления, обеспечивает успешную социокультурную практику. Именно концептуальный, в т. ч. и теоретический анализ обеспечивает понимание социокультурной практики настоящего и прогнозирование будущего.

Именно культура настоящего как «вечного настоящего» аккумулирует прошлое и будущее в их конкретно-исторических ценностных смыслах, нацелена на конкретику историко-культурного генезиса, смену исторических ценностных миров и т. д. В этом смысле именно культура в ее истекающих, никогда не завершающихся состояниях в определенном смысле обеспечивает историческую преемственность общественной жизни, ее традиций. Наряду, конечно, с материально-экономической, производственной, цивилизационной сторонами, которые всегда остро нуждаются в социокультурном «оформлении», т. е. в адекватных формах духовного производства, его ценностного и концептуального обеспечения.

Проблема формы является в историческом течении культуры ключевой. Первое, на что обычно обращают внимание как профессионалы (историки и теоретики культуры), так и все без исключения носители общественных отношений, — это прошлое во всех его ценностно значимых формах (памятники культуры, традиции, национальный язык, религия). Эти формы анализируются, т. е. распредмечиваются, осваиваются ценностно, концептуально и теоретически, приспосабливаются к новым социокультурным реалиям настоящего, становятся «строительным материалом» для нового синтезирования. Тем не менее обращение только к культуре прошлого крайне недостаточно. Прошлое существует не только в себе и для себя. Оно — в настоящем, притом не только в ценностных формах этого настоящего. Рядом с ценностным познанием идет осмысление концептуальное, рационально аргументированное, доказывающее, но далеко не всегда теоретически доказательное, чаще всего сохраняющее некий ценностно-познавательный остаток. Ценностно-познава-

тельное и рациональное всегда переплетаются, а зачастую сливаются в одно целое в т. н. в ценностных формах сознания (мировоззренческих, религиозных, нравственных, художественных, ментальных и др.). При всем этом существенно важно разделять теоретический анализ социокультурных явлений и анализ концептуальный, также рационализированный в своих обобщениях, но сохраняющий в то же время ценностный остаток, особенно это характерно для теологии и философии. В настоящем это проявляется особенно рельефно. Тому есть несколько причин. Ценностное осмысление укоренено в настоящем — оно отражает субъективные интересы и чаяния современников. Неисчислимое множество субъективно окрашенных ценностных форм убеждает, ориентирует современников и далеко не всегда опирается на требования концептуального, а тем более теоретического анализа, т. е. на принципы рациональности, доказательности, проверяемости, системности, обобщений на основе изучения эмпирии общественной жизни, социально-исторической практики.

Но тут есть и еще один исключительно важный момент, на который обращают мало внимания или вовсе его игнорируют. Настоящее, как уже отмечалось, имеет начало, но время его завершения не только неизвестно, но и не может быть известно в некоей временной определенности, фиксации. Почему? Да потому что настоящее — это всегда небывшее состояние. Моменты повторяемости (религиозной, духовной, нравственной, социальной, ментально-архетипической и т. д.) являют себя и в настоящем, но дело, повторим, в том, что это настоящее не завершилось в своей качественной определенности, как завершились, например, культурные эпохи Средневековья, Возрождения, советской цивилизации или качественно-своеобразные периоды. Ценностное осмысление культуры настоящего, разумеется, идет даже на уровне концептуальных обобщений, не требующих теоретически обязательной проверяемости, подтверждения практикой жизни. Но теоретический анализ нуждается в особого родах подходах, в сопоставлении разных гипотез, сравнительно-историческом анализе культурного опыта разных эпох и разных народов, в разработке нового теоретико-методологического инструментария, в изучении новых социо-культурных поворотов, а главное, в процедурах сопоставления теоретических положений и эмпирической действительности жизни. Только на этой основе можно если и не установить в определенном и окончательном виде, то по крайней мере разглядеть, что существенно важно и актуально для всех живущих, тенденции становления настоящего.

При этом важно не упускать сложную органику связей между концептуально-теоретическим и аксиологическим аспектами. Настоящее — это не только предмет прозрений подвижников, ученых, деятелей искусства, идеологов и др., но и общенародный опыт, который эти субъекты исторического процесса осмысливает, т. е. обобщает, «оформляет» как в ценностно-познавательный, так и в концептуально-теоретической формах. К тому же концептуально-теоретическая рефлексия по поводу тенденций, протекающих в настоящем, требует свободного и ответственного поиска, сопоставления разных точек зрения на это настоящее, когда не одна из вызревающих моделей понимания настоящего не объявляется истинной, а все остальные — ложными и заслуживающими если не искоренения, то остракизма. Не существует ни абсолютно

«правильных», ни абсолютно «ложных» представлений о настоящем. Есть и другие опасности, связанные с анализом настоящего. Ошибочен, а потому и неприемлем отказ от осмысленного прогнозирования в настоящем, а значит — и от экономических, социально-политических и культурно значимых реформ, разумеется, выверенных, доказательных и критериально обоснованных (благополучие народа и государства, интересы образования, просвещения, медицины, науки и т. д.). Не менее вредны консервация социокультурных форм, недооценка экономических и политических интересов разных социальных групп, равно и непродуманное бюрократическое и волюнтаристское реформирование. Укажем также еще на одну угрозу, особенно опасную в периоды переходности, а именно на идеализацию и романтизацию прошлых состояний. В России наших дней это выдвижение в качестве объектов для подражания имперского, советского или недавнего постсоветского опыта, западного или китайского путей развития, не говоря уже о воспринимаемых как панацея революционаристских иллюзиях.

Настоящее любой эпохи и любой страны, и Россия здесь не исключение, восходит к своему прошлому, а не к абстрактно понимаемому общечеловеческому прошлому, которое, разумеется, существует, но в силу своего предельно обобщающего характера мало продуктивен. Именно собственное прошлое влияет на собственное настоящее, и они взаимодействуют в рамках специфического историко-культурного генезиса. И наконец, еще одно обстоятельство. Если культура — это совокупность исторически конкретных ценностных миров, то можно ли надеяться на концептуально обоснованное и теоретически доказательное и проверяемое истинностное осмысление этих миров в их прошлых, современных и будущих состояниях? Или культурология обречена оставаться философией культуры, богословием культуры или прикладным культуроведением? Ответить на этот вопрос — значит прояснить в первую очередь проблему особенностей ценностно-познавательной рефлексии.

В широком смысле слова ценностное отношение к окружающей действительности — это также и познавательный процесс в его аксиологической значимости (религиозной, духовно-нравственной, художественной, ментальной и т. д.). Любой акт личности, действующей в системе общественных отношений, всегда включенной в процесс опредмечивания и распредмечивания, ценностно определен, но также в той или иной мере осознан, концептуально или теоретически отрефлексирован. Процессы оценивания и познания всегда взаимосвязаны, представляют собою ценностно-познавательное единство, при этом упускается из виду следующее: существуют разные формы рационализации ценностно-познавательных проявлений (систем, комплексов, отношений) в их объективно данной реальности.

Во-первых, могут быть выделены бесчисленные ценностно-познавательные феномены, осознаваемые и одновременно ценностно значимые. Однако они не всегда концептуализированы, т. е. не подверглись специальной, обобщающей рационализации. Во-вторых, существуют концептуализированные формы рационализации, характеризующиеся явным ценностным отношением к объекту исследования. Такого рода концептуализация существует в богословии, философии (особенно в этике и эстетике) и в философии культуры. Уровень

рационализации в этом втором случае существенно повышается, если сравнивать его с теми формами ценностно познавательного осознания, которые не подверглись концептуализации и являют себя в качестве непосредственно данного оценивания окружающих человека объектов. Осмысление социокультурных реалий на уровне концептуализации носит обобщенный, системный, доказательный и выводной характер, опирается на сложившиеся ранее унаследованные учения, на уже известные понятия и категории. Концептуализация тут является концентрированным выражением культуры, пронизана живыми импульсами социальной и культурной среды.

Но здесь есть одна особенность. Даваемая в рамках философии и богословия концептуализация социокультурного материала ограничена предметно-эвристическими возможностями названных форм духовной жизни общества. Ни богословие, ни даже философия не претендуют в качестве своей главной и основной предметной цели на конкретно-историческое осмысление небывших и неповторимых состояний. Они нацелены на повторяемости — незыблемые догматы Писания, Логос Бога, законы, принятые на веру или априорно, на обобщающий анализ (философский или теологический) мира в целом, человека, слова как константного выражения мысли. Если философы и богословы и обращаются к прошлому, настоящему и будущему, то их выводы строятся на основе соответствия или не соответствия выдвигаемых ими веровательных или философских принципов, установок, категорий, понятий. Жизненные процессы во всей их исторической конкретике и пространственно-временной индивидуализации хотя и отражаются в них, но остаются как бы в стороне. Осмысление будущего в философской мысли и теологии опирается опять-таки на принцип соответствия обозначенных в сознании философа или богослова высших ценностей, предельно-обобщенных форм жизненным реалиям, где концептуализация занимает ведущее место, а научное теоретизирование если и имеет место (особенно, в философии), то остается в качестве некоторой дополнительной возможности подтверждения выдвинутых философских или теологических концептов.

Иное дело — теоретическое осмысление социокультурных феноменов — теория культуры нацелена, как представляется, далеко не только на высшие предельно-обобщенные концепты (разумеется, существенно важные и в культурологическом теоретизировании!), но прежде всего на доказательный анализ исторически индивидуального, на историческую практику, на проверяемость выводов, выдвигаемых по поводу настоящего и прошлого, и, что особенно важно, — прогнозируемого будущего на основе изучения тенденций настоящего и прошлого. Именно культурологическая теория призвана анализировать небывшие состояния культуры во всей их реальной действительной полноте, во всей их системной целостности, во всей их относительной стабильности и постоянной изменчивости. Только в этом случае и можно ставить вопрос о т. н. «культурологической» экспертизе.

Именно выведение культурологии на теоретический уровень способно повысить ее актуальность и востребованность в обществе. Культурологическое знание тем самым способно выйти за аксиологические пределы (духовно-нравственные, эстетические, идеологические и др.) — существенно необходимые

«движущие силы» общественного развития, но несущие в своем содержании опять-таки социально необходимый субъективный остаток. Культурология же в ее теоретическом выражении обеспечивает объективный анализ рождения и смены ценностных миров и тем самым становится в точном смысле слова наукой.

Теоретический анализ настоящего, который немыслим без обращения

к прошлому и будущему, становится социально ответственной задачей, не менее значимой, чем теоретическое исследование экономических, государственно-политических, духовно-нравственных, национальных и иных процессов в их ценностно-познавательном и концептуальном выражении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вебер М. «Объективность» познания в области социальных наук и социальной политики // Культурология. XX век. Антология. — М., 1995.

2. Трёльч Э. Историзм и его проблемы. Логическая проблема философии и истории. — М., 1994.

3. Щученко В. А. Вечное настоящее культуры. Теоретические проблемы историко-культурного процесса. — СПб., 2001.

4. Щученко В. А. Философия культуры в свете христианского Логоса. Русские христианские мыслители о культуре (вторая половина XIX — первая половина XX веков). — СПб., 2017.

5. Кроче Б. Теория истории // Антология сочинений по философии. — СПб., 1999.

6. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994..

7. Гартман Н. Проблемы духовного бытия. Исследования к обоснованию философии, истории и наук о духе // Культурология. XX век. — М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.