Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО В ВУЗЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРКЕТИНГА'

НАСТАВНИЧЕСТВО В ВУЗЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРКЕТИНГА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
маркетинг в образовании / конкурентоспособность / наставничество в вузе / лояльность / социальноэтический маркетинг. / marketing in education / competitiveness / mentoring in higher education / loyalty / social and ethical marketing.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Береснев Дмитрий Николаевич, Волгина Светлана Васильевна

В современных условиях постоянных перемен в системе российского образования, а также достаточно жесткой конкурентной борьбы между высшими учебными заведениями за абитуриентов особенно актуальным остается вопрос формирования имиджа и доброго имени вуза. Ввиду того, что все образовательные заведения по определению являются организациями социально ориентированными, их целевые ориентиры лежат в плоскости удовлетворения общественных потребностей. Для наиболее эффективного достижения подобных целей, для повышения лояльности общественности к образовательному учреждению целесообразно использовать инструменты социальноэтичного маркетинга. Одним из его приемов, доказавших на практике свое положительное значение, можно считать наставничество. В работе рассмотрены особенности наставничества в высшем образовании, определены его типы, формы, методы и функционал; обозначены условия результативного функционирования института наставничества, а также оценены сопутствующие риски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Береснев Дмитрий Николаевич, Волгина Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring in Higher Education as an Effective Tool of Educational Marketing

В современных условиях постоянных перемен в системе российского образования, а также достаточно жесткой конкурентной борьбы между высшими учебными заведениями за абитуриентов особенно актуальным остается вопрос формирования имиджа и доброго имени вуза. Ввиду того, что все образовательные заведения по определению являются организациями социально ориентированными, их целевые ориентиры лежат в плоскости удовлетворения общественных потребностей. Для наиболее эффективного достижения подобных целей, для повышения лояльности общественности к образовательному учреждению целесообразно использовать инструменты социальноэтичного маркетинга. Одним из его приемов, доказавших на практике свое положительное значение, можно считать наставничество. В работе рассмотрены особенности наставничества в высшем образовании, определены его типы, формы, методы и функционал; обозначены условия результативного функционирования института наставничества, а также оценены сопутствующие риски.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО В ВУЗЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРКЕТИНГА»

УДК / UDC 338.124

DOI: 10.24412/2071-3762-2024-9327-45-48

НАСТАВНИЧЕСТВО В ВУЗЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

Mentoring in Higher Education as an Effective Tool of Educational Marketing

Береснев Дмитрий Николаевич,

к.э.н., доцент, проректор по международной деятельности и дополнительному образованию, Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе; г. Москва, Россия, ул. Миклухо-Маклая, 23

Beresnev Dmitry Nikolayevich,

PhD in Economics, Associate Professor, Vice-Rector for International Activities and Additional Education, Sergo Ordzhonikidze Russian State Geological Exploration University; 23 Miklukho-Maklaya St., Moscow, Russia beresnevd@mail.ru

https://orcid.org/0000-0003-1426-0789

Волгина Светлана Васильевна,

к.э.н., доцент кафедры экономики и социально-гуманитарных дисциплин, Волгодонский инженерно-технический институт - филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»; г. Волгодонск, Россия, ул. Ленина, д. 73/94 Volgina Svetlana Vasilievna,

PhD in Economics, Associate Professor at Economics and Social and Humanitarian Disciplines Department, Volgodonsk Engineering Technical Institute the branch of National Research Nuclear University «MEPhI»; 73/ 94 Lenin Str., Volgodonsk, Russia SVVolgina@mephi.ru

https://orcid.org/0000-0003-3425-8627

В современных условиях постоянных перемен в системе российского образования, а также достаточно жесткой конкурентной борьбы между высшими учебными заведениями за абитуриентов особенно актуальным остается вопрос формирования имиджа и доброго имени вуза. Ввиду того, что все образовательные заведения по определению являются организациями социально-ориентированными, их целевые ориентиры лежат в плоскости удовлетворения общественных потребностей. Для наиболее эффективного достижения подобных целей, для повышения лояльности общественности к образовательному учреждению целесообразно использовать инструменты социально-этичного маркетинга. Одним из его приемов, доказавших на практике свое положительное значение, можно считать наставничество. В работе рассмотрены особенности наставничества в высшем образовании, определены его типы, формы, методы и функционал; обозначены условия результативного функционирования института наставничества, а также оценены сопутствующие риски.

Ключевые слова: маркетинг в образовании; конкурентоспособность; наставничество в вузе; лояльность; социально-этический маркетинг.

In today's conditions of constant changes in the system of Russian education, as well as a rather tough competition between higher education institutions for applicants, the issue of forming the image and good name of the university is especially relevant. Due to the fact that all educational institutions by definition are socially oriented organizations, their target orientations lie in the plane of satisfaction of public needs. For the most effective achievement of such goals, to increase public loyalty to an educational institution, it is advisable to use the tools of socio-ethical marketing. Mentoring can be considered as one of its methods, which proved its positive value in practice. The paper considers the peculiarities of mentoring in higher education, defines its types, forms, methods and functionality; identifies the conditions of effective functioning of the mentoring institute, as well as assesses the associated risks.

Keywords: marketing in education; competitiveness; mentoring in higher education; loyalty; social and ethical marketing.

Введение (Introduction)

От российской системы высшего образования сегодня требуется новый подход, учитывающий наличие рыночных отношений между вузами и получателями образовательных услуг. Успешная адаптация к рыночным реалиям возможна лишь в случае умелого выбора и эффективного использования маркетинговых инструментов. Стоит отметить, что укоренившиеся рыночные отношения в образовательной среде задали жесткие рамки и условия для реализации социальной миссии университетов, которая изначально выступала базисом образования. При этом следует помнить, что ценность человека для общества важна не только в рыноч-

ном аспекте, но и социальном. Специфика маркетинга в образовании заключается в необходимости учета особенностей личности обучающегося. Применение социально-ориентированного маркетинга в университетах позволяет повышать степень удовлетворенности, приверженности, постоянства, лояльности, долгосрочных отношений и идентичности бренда вуза.

Управление маркетингом в высших учебных заведениях постоянно трансформируется, происходит смена концепций маркетинга. Вузы ищут такие маркетинговые стратегии, которые не просто привлекут внимание будущих студентов, а позволят удержать их, сделать их верными учебно-

му заведению. Реляционный маркетинг, выступая действенным инструментом управления приверженностью целевой аудитории направлен на клиентоориентированность, в основе которой лежит связь между образовательным опытом вузов и интересами получателей образовательных услуг.

В этой связи новое дыхание в нашей стране обретает давно забытая практика наставничества, которая ранее была распространена в советских вузах. Наставничество имеет свою сложную историю развития, которая отличалась периодами подъема, спада и полного забвения. Стоит отметить, что в зарубежных образовательных учреждениях наставники

(менторы или тьюторы) никуда не исчезали, и их деятельность в рамках образовательного процесса, которая доказала свою эффективность, не стоит недооценивать.

Наставничество как таковое представляет собой передачу младшему поколению накопленного опыта от поколения старшего. Как значимое социально-педагогическое явление оно представляет интерес и для изучения особенностей развития образовательного маркетинга.

Отрадно, что в настоящее время на всех уровнях управления осознается значимость расширения и повсеместного внедрения практик наставничества в образовательный контур. Так, 23 декабря 2013 года на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Путиным В. В. была обозначена необходимость возрождать в России институт наставничества. Тема наставничества красной нитью проходит по таким федеральным проектам нацпроекта «Образование», как «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы».

Материалы и методы (Materials and Methods)

В исследовании авторы опирались на теоретические материалы, характеризующие ситуацию с наставничеством на рынке образовательных услуг, а также на результаты собственных эмпирических исследований, дающих представление о данном феномене. В научной литературе широко представлены исследования отдельных аспектов наставничества. В качестве теоретической базы проведенного исследования выступили труды ученых, таких как: Бондаренко В. А., Рыбалко М. А., Воронова А. А. [1], За-лиско Т. А., Поповой Т. С. [2], Фомина Н. С., Фоминой А. Б., Мордвинова В. А. [3], а также положения таких нормативно-правовых актов, как: Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Нацио-

нальный проект «Образование», Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися», Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 N МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций».

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

Проблема наставничества стала наращивать свою актуальность в свете следующих противоречий:

1. В условиях рыночной конкуренции неуклонно и стихийно растет количество и расширяется номенклатура предоставляемых образовательных услуг. Но в то же время нет действенного механизма оценки качества существующих образовательных практик. В этой связи «навигация» обучающихся в море предлагаемых высшими учебными заведениями программ, курсов, направлений становится все более затруднительной. Без сторонней поддержки налицо появление эффекта «дезориентации» обучающихся.

2. С одной стороны повсеместно требуется максимальная включенность современного человека в широкую систему социальных отношений, но в то же время сегодняшнее молодое поколение имеет низкий уровень социальной адаптации [4]. Причин тому несколько:

♦ приоритет общения онлайн перед реальным, дети и молодежь «замкнуты» в виртуальном пространстве;

♦ желание родительского и педагогического сообществ сделать образовательный процесс социально закрытым из-за страха за физическое, психическое и нравственное здоровье детей;

♦ преобладание формализованного общения (которое по большей части подчинено логике планов, шаблонов, стандартов, тестов, программ

и жесткого контроля результативности) над неформальным, лично-стно значимым общением (которое необходимо для развития самоуверенности обучающегося, для становления навыков самостоятельного принятия им решений, умения строить диалог, слышать собеседника, проявления собственной личностной позиции и т.п.);

♦ развитие эгоцентризма в молодежной среде, а порой и запаздывающее социальное развитие на фоне процветания общества потребления;

♦ явление «социального чайлдфри» — снижение интереса общества к детям и подросткам, которое порой перерастает в скрытую конкурентную борьбу между поколениями.

В результате воздействия описанных факторов нарастает неразвитость субъектной позиции молодых людей, заметно снижается уровень подготовки новых поколений к самостоятельному вхождению во взрослую жизнь и достаточной ориентации в ней, часто подрастающее поколение не понимает (а порой и не принимает) самого себя. И тогда возникает необходимость в посреднике между «большим» миром и «маленьким» человеком. Тот самый мир представлен множеством неведомых культурных, социальных и образовательных пространств и сред. В качестве такого посредника и выступает (должен выступать) наставник.

Как уже было обозначено в определении, наставничество — это своего рода канал передачи опыта; технология, за счет которой происходит преемственность опыта, получение знаний, умений, навыков и компетенций. В том числе благодаря социальной роли наставников происходит повышение качества образования.

Концептуальные составляющие наставничества, к которым можно отнести его цель, подвиды, принципы и функционал, представлены на рисунке.

Из рисунка видно, что виды наставнических практик обширны, а функционал данного маркетингового инструмента позволяет предоставлять помощь студентам во всех областях университетской жизни. Современный наставник — это своего рода проводник в приобретаемую профессию,

Д. Береснев, С. Волгина. Наставничество в вузе как эффективный инструмент образовательного маркетинга

в студенческое сообщество, в другую, отличную от привычной, более взрослую жизнь. Он помогает преодолевать социокультурные разрывы: между школой и вузом, между вузом и будущим местом работы. Сейчас наставничество целесообразно рассматривать уже не просто как второстепенную «должность» в университете, а как одну из важных и значимых социальных ролей, которой свойственно выполнение функций воспитания, адаптации, передачи компетенций и навыков, социализации, обучения, социальной мобильности, овладения студентами профессией и т.д.

Практики наставничества в высшем образовании нашей страны многообразны, у каждого вуза свои приемы, свой опыт, свой успех. В таблице рассмотрим особенности наставничества в некоторых вузах РФ.

Несмотря на то, что у рассматриваемых вузов свои особенные практики наставничества, всех их объединяет стремление помочь студенту найти себя и свое место в образовательной экосистеме вуза. Программы наставничества в университетах имеют решающее значение для академического пространства, будь то подготовка студентов к карьере своей мечты

Цель

• формирование условий успешного личностного, профессионального развития наставляемого, его социальной адаптации и реализации потенциала.

Принципы

• добровольное участие

• конфиденциальность

• прогрессивность

• обратная связь и сотрудничество

• уважение чести и достоинства личности

• формирование благополучия и безопасности подопечного

• ответственность за результаты Функции

• образовательно-профессиональная

• социально-педагогическая

• организационно-воспитательная

• культурно-воспитательная

• научно-методическая

• координирующая Виды наставничества

• адаптационное - влияние на самоопределение студентов в вузе, а также после получения ими квалификации

• профессиональное - реализуется в сфере планирования карьеры, повышения профессиональных навыков, через поддержку студентов во время стажировки, профессиональных практик

• академическое - осуществляется в сфере научно-исследовательской деятельности, например, в процессе руководства подготовкой и написанием научных, конкурсных, проектных работ

• патриотическое - состоит в формировании чувств идентичности и развития, принадлежности к университету, к стране, общенациональным целям развития

• воспитательное - развитие мировоззрения, передача духовно-нравственных ценностей, морально-этических норм и правил, развитие уважения и понимания институтов семьи и государства,

• учебное - связанное непосредственно с задачами мотивации студентов в получении образования

• проектное - в процессе реализации проектного обучения, целями которого становятся и решение конкретной проблемы, и развитие личности и команды

Рис. Концептуальные составляющие наставничества Fig. Conceptual components of mentoring

Таблица

Практики наставничества в российских, вузах Table. Mentoring Practices in Russian Higher Education Institutions

Высшее учебное заведение Цели, задачи, программы и практики наставничества

1 2

Университет науки и технологий МИСИС Цели студенческого объединения «Клуб студенческих наставников»: - создание условий для удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, самореализации обучающихся, обеспечения их прав в соуправлении Университетом, оценке качества образования; - оптимизация процесса адаптации первокурсников в образовательной среде Университета.

Институт философии человека РГПУ им. А.И.Герцена Целью наставничества является создание развивающе-поддерживающей среды в институте со всеми участниками образовательных отношений: обучающиеся, преподаватели, внешние представители для самоопределения, личной и профессиональной самореализации каждого. Задачи наставничества: - раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала обучающихся; - создание психологически комфортной среды для развития и обучения будущих педагогов; - увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров; - создание канала эффективного обмена личным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта института.

Уральский государственный аграрный университет Целью наставничества являются создание благоприятных условий для личностного и профессионального развития, выявления и совершенствования способностей и талантов, стимулирования инициативы и творчества обучающихся и сотрудников, а также профилактики правонарушений в Университете. Задачи наставничества: - формирование и развитие профессиональных и общих компетенций у обучающихся; - профилактика правонарушений и социализация в обществе обучающихся из «группы риска»; - помощь молодым специалистам в сохранении и развитии интереса к педагогической деятельности; - ускорение процесса профессионального становления молодого специалиста, развитие его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности; -адаптация обучающихся и выпускников к профессиональной деятельности, корпоративной культуре Университета.

Таблица (Окончание)

Table (End)

1 2

Казанский федеральный университет Наставничество позволяет раскрыть лидерский, творческий потенциал студентов, создать условия для самореализации студентов и вовлечения их в активную студенческую жизнь. Благодаря реализации института наставничества решаются задачи повышения социальной адаптации студентов в вузе, уровня коммуникабельности как среди обучающихся, так и на уровне «студент - преподаватель», что позволяет увеличить мотивацию студентов к процессу обучения, освоению образовательной программы и успешному выстраиванию дальнейшего профессионального пути.

Донской государственный технический университет Функционирование Управления профессиональной ориентации и поддержки талантливой молодёжи для студенческой адаптации и развития творческих способностей. Работа Школы лидерства, в которой на основе преемственности происходит формирование персонала для научной, педагогической и организационно-управленческой работы. Работа Центра психологической поддержки

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники Развитие наставничества в проектной деятельности: функционирование Фонда поддержки образования, науки и производства им. Ф.И. Перегудова, который призван инициировать и содействовать проектной деятельности талантливой молодёжи. Работа Центра практики, оказывающего информационную поддержку и содействие студентам во взаимодействии с работодателями, в том числе в процессе прохождения практики. Функционирование Центра доступности образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность Управления воспитательной работы в сфере воспитания и активного участия в форумах «Сила поколения» на площадке «Наставничество»

Московский политехнический университет Осуществление наставничества через студенческое самоуправление, Студенческое общественное объединение «Кураторы Московского Политеха», ежегодные фестивали «Первокурсник». Работа Службы психологической помощи, направленной на социально-психическое сопровождение студентов.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Направления работы наставника и ученика заключаются в следующем: - карьерное консультирование - экспертиза резюме, подготовка к отборочным этапам, консультация и помощь с трудоустройством; - личностное развитие - секреты успеха, мотивация, вдохновение; - профессиональная поддержка - поддержка предпринимательских инициатив, консультация по запуску/ развитию бизнеса; - академическое сотрудничество - работа в соавторстве, консультация по написанию научных работ, консультация по поступлению в магистратуру/ аспирантуру/ зарубежные вузы.

Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе Программа наставничества призвана помочь Подопечному выстроить стратегию личностного или профессионального роста, оценить ситуацию в определенной профессии или отрасли, запустить свой стартап, поменять стиль мышления, наблюдая за успешной ролевой моделью Наставника, а также получить подтверждение или опровержение своим гипотезам или найти решение конкретной жизненной проблемы.

Волгодонский инженерно-технический институт -филиал НИЯУ «МИФИ» Основной целью наставничества является адаптация первокурсников в институте (сплочение учебных групп первокурсников, ознакомление с территорией вуза, общежитий и города, помощь в выборе актива группы, помощь в решении проблем, связанных с учебным процессом, содействие в решении проблем личностного характера, участие во внеучебной деятельности). Достижение поставленных целей производится путем решения следующих задач: - агитация к вступлению в различные творческие, научные, спортивные и иные объединения и к посещению их мероприятий; - организация мероприятий направленных на адаптацию и сплочение первокурсников и досуг всех студентов.

или установление связей между выпускниками и студентами или коллегами в выбранной ими области.

Заключение (Conclusion)

Несмотря на то, что в воздухе уже давно витала необходимость возрождения института наставничества в РФ, использования его в качестве одного из действенных инструмен-

тов маркетинга партнерских отношений вуза, все же есть все основания полагать, что наставничество, как закрепленная в обществе форма взаимодействия, получило стимул и импульс развития благодаря нацпро-екту «Образование», одному из пула президентских нацпроектов. В перспективе наставничество в образовании продолжит эволюционировать

и адаптироваться к изменяющимся образовательным контекстам и потребностям. В частности, возможно, будет больше внимания уделяться развитию цифровых компетенций и гибридных форм обучения, учебному, производственному наставничеству и поддержке педагогического благополучия.

ИСТОЧНИКИ (References)

1. Бондаренко, В. А. Маркетинговое исследование восприятия сотрудниками вузов перспективных преобразований на рынках образовательных услуг / В. А. Бондаренко, М. А. Рыбалко, А. А. Воронов // Практический маркетинг. — 2023. — № 9(315). — С. 24-31. - DOI 10.24412/2071-3762-2023-9315-24-31. - EDN RKGZEG.

2. Залиско, Т. А. Надпрофессиональные компетенции как основа профессиональной эффективности будущих инженеров / Т. А. Залиско, Т. С. Попова // Студенческая научная весна - 2024: Сборник тезисов Всероссийской научно-практической молодежной конференции, Волгодонск, 25-29 марта 2024 года. — Волгодонск: Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ, 2024. - С. 242-244. - EDN ILLDPX.

3. Фомин, Н. С. Наставничество и тьюторство в образовании / Н. С. Фомин, А. Б. Фомина, В. А. Мордвинов // Воспитание школьников. - 2018. - № 7. - С. p_02. - EDN VQKMHN.

4. Блинов, В. И. Наставничество в образовании:нужен хорошо заточенный инструмент / В. И. Блинов, Е. Ю. Есенина, И. С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3. - С. 4-18. - DOI 10.24411/2307-4264-2019-10301. -EDN XDEBKV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.