ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 005.963.2:364
НАСТАВНИЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Иньшина Полина Станиславовна,
студент
Митрухина Светлана Владимировна,
старший преподаватель кафедры фундаментальной медицины Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
Молодые специалисты рассматриваются как особая категория работников, испытывающая сложности в процессе профессиональной адаптации. Наставничество молодых специалистов в процессе профессиональной адаптации может помочь преодолеть данные трудности. В статье рассматриваются сущность и содержание наставничества, обосновывается важность и актуальность наставничества в сфере социальной работы.
Ключевые слова: профессиональная адаптация, наставничество, молодые специалисты, социальная работа.
THE MENTORING IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL ADAPTATION OF YOUNG SPECIALISTS IN SOCIAL WORK
Inshina Polina Stanislavovna,
student
Mitrukhina Svetlana Vladimirovna,
Senior Lecturer of the Fundamental Medicine Department Katanov Khakass State University (Abakan)
Young specialists are considered as a special category of workers who experience difficulties in the process ofprofessional adaptation. Mentoring of young specialists in the process of professional adaptation can help them overcome these difficulties. The article discusses the essence and content of mentoring and substantiates the importance and relevance of mentoring in the field of social work.
Key words: professional adaptation, mentoring, young specialists, social work.
Молодые специалисты, получившие профессиональное образование и недавно приступившие к профессиональной деятельности, всё ещё находятся в начале своего профессионального становления. Этот период является сложным для молодых людей, сопровождается переживаниями, стрессами, проблемами и трудностями в освоении нового социального статуса и роли. Преодолеть такие трудности -значит адаптироваться к новой среде, научиться качественно выполнять свои профессиональные обязанности, идентифицировать себя
с конкретной профессиональной группой, получать удовлетворение от своей профессиональной деятельности, планировать своё дальнейшее профессиональное становление и рост. Неуспешная профессиональная адаптация проявляется в различных формах: от неудовлетворённости собой как специалистом, результатами и содержанием своего труда, профессиональными контактами вплоть до ухода из профессии.
Одним из способов содействия профессиональной адаптации молодого специалиста и
профилактики его эмоционального выгорания является институт наставничества. Наставничество - это процесс взаимодействия опытного специалиста с молодым, в ходе которого последний приобретает знания, навыки и опыт, необходимые для успешной профессиональной деятельности. Роль наставника заключается в оказании поддержки, помощи и совета молодому специалисту на всех этапах его профессионального развития. Наставничество в последнее время в нашей стране возрождается, в прошлом благодаря наставничеству обеспечивалось своевременное и качественное введение в профессию квалифицированных кадров и последовательный рост их мастерства.
Анализ научной литературы показал, что тема наставничества молодых специалистов в процессе их профессиональной адаптации является актуальной. Так, наиболее часто рассматриваются следующие вопросы: сущность наставничества (В. А. Адольф, А. А. Марго-лис, С. И. Поздеева и др.); технология наставничества в подготовке специалистов социальной сферы (А. А. Дружинина и др.), опыт наставничества молодых специалистов учреждений социального обслуживания (Л. В. Копица и др.), наставничество как технология становления специалистов по социальной работе (Д. С. Калинина и др.), результаты экспериментальных исследований в области наставничества на стадии профессионально-личностного становления специалистов по социальной работе (Е. А. Черникова и др.).
Однако реальная практика наставничества молодых специалистов в области социальной работы пока недостаточно отработана и тиражирована, хотя потребность в такой внешней
поддержке отмечают сами специалисты: так, результаты эмпирического исследования, проведённого в Республике Хакасия среди выпускников направления подготовки «Социальная работа», показали, что данная молодёжь в первые годы работы сталкивается с различными трудностями, и одним из самых эффективных средств в преодолении этих проблем, по мнению респондентов, является наставничество [1].
Молодые специалисты являются особой категорией трудовых ресурсов. У них происходит резкий переход от профессиональной подготовки (преимущественно теоретической) к исполнению другой ответственной (практической) роли. В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 30.12.2020 № 489 «О молодежной политике» молодой специалист - это гражданин Российской Федерации в возрасте до 35 лет включительно, завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией.
Молодые специалисты нуждаются в усиленном внимании, особом отношении и поддержке в силу следующих обстоятельств:
- по причине отсутствия профессионального опыта, стажа работы они испытывают сложности с трудоустройством, работодатели часто отдают предпочтение при выборе сотрудников тем, кто имеет практические навыки и опыт (трудовой стаж), а не только теоретические знания;
- современные молодые специалисты, как правило, обладают несколько «оторванными», отстранёнными, часто завышенными от реальности представлениями о своей будущей тру-
довой деятельности, поэтому, сталкиваясь с реальностью, нередко испытывают разочарование в выбранной профессии;
- размер оплаты труда молодого специалиста ниже, чем у зрелого профессионала, что вызывает особое недовольство и материальные затруднения;
- новый статус и новая социальная роль требуют освоения, принятия и др. [2].
Данные проблемы сопровождают особый этап жизненного, профессионального становления, социализации молодого специалиста -процесс профессиональной адаптации. Профессиональная адаптация - это процесс включения нового сотрудника в работу организации, формирования у него положительного отношения к выбранной профессии, к выполнению им своих трудовых обязанностей, это процесс приспособления к конкретной профессиональной деятельности и профессиональному сообществу, в ходе этого процесса происходит понимание и принятие специфики своей профессии, приобретается необходимый профессиональный опыт [3].
Различают две формы профессиональной адаптации: первичная, которая характерна для тех, у кого нет ещё опыта профессиональной деятельности и кто только приступил к профессиональной деятельности (например, выпускники образовательных учреждений); вторичная профессиональная адаптация, которую проходят те, кто в силу разных причин решил сменить сферу профессиональной деятельности, место работы или должность [2].
Выделяют следующие основные стадии профессиональной адаптации молодых специалистов: стадия начальной адаптации, вхождение в рабочий коллектив; активное вхождение
в профессиональную среду, овладение профессией в условиях реального трудового процесса, а также в условиях рабочего коллектива; стадия самоидентификации с профессией; накопление потенциала профессионального развития, накопление профессиональных качеств; реализация профессиональных возможностей в самостоятельной работе [4].
Одной из технологий, способствующих процессу профессиональной адаптации молодых специалистов, является наставничество. Наставничество в профессиональной сфере -это технология сопровождения опытным сотрудником (наставником) нового коллеги, оказания ему разносторонней помощи (организационной, диагностической, обучающей, воспитательной, психологической и др.) в процессе его профессиональной социализации и адаптации [5].
Наставничество может быть реализовано в официальной форме - когда наставник формально закрепляется за подопечным руководством учреждения, а его действия осуществляются согласно разработанному и утверждённому положению о наставничестве; и неформально - когда осуществляется по инициативе и желанию самого неофициального наставника без закрепления этой новой обязанности в документации учреждения.
Наставничество над молодым специалистом устанавливается, как правило, продолжительностью от 3 до 12 месяцев, конкретный срок определяется администрацией учреждения в индивидуальном порядке. Работа наставника обычно проходит 3 фазы:
1. Адаптационная фаза. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста по социальной работе, а
также выявляет недостатки в его умениях и навыках.
2. Основная фаза. Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации в социальной службе, осуществляет корректировку профессиональных умений у молодого специалиста по социальной работе.
3. Контрольно-оценочная фаза. Наставник проверяет уровень профессиональной компетенции молодого специалиста по социальной работе, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей самостоятельно [5].
Процесс наставничества предполагает использование разнообразных методов, например, консультирования, супервизии, упражнений, положительных примеров, убеждений, тренингов, решений кейсов и т. п.
Функции наставника заключаются в постоянном наблюдении за качественным и своевременным выполнением новым сотрудником профессиональных задач, в помощи молодому работнику в овладении «тонкостями» профессии, консультировании о том, как улучшить результаты выполнения профессиональных обязанностей и как избежать возможных ошибок [3].
В организации осуществляются различные формы наставничества:
- индивидуальное наставничество - наиболее распространённая форма, при которой за наставником закрепляется один работник;
- групповое наставничество, при котором наставник руководит группой работников;
- коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним работником осуществляет трудовой коллектив или группа специалистов;
- коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество трудового кол-
лектива (или группа специалистов) осуществляется над группой работников.
Наставничество - это технология, которая разрабатывается под конкретный «запрос», анализируются компетенции каждого отдельного специалиста, исходя из этого анализа подбираются способы получения необходимых профессиональных знаний, умений или навыков, методики развития личностных качеств. Если подопечным допущены трудовые ошибки, то наставник подробно разбирает, объясняет их причины и демонстрирует правильный способ решения профессиональной задачи.
Социальные практики наставничества молодых специалистов в сфере социальной работы начинают развиваться, наиболее активно реализуются в учреждениях социального обслуживания населения г. Санкт-Петербурге. Так, в СПБ ГБУ «Центр социальной помощи семье и детям Красногвардейского района Санкт-Петербурга» разработано методическое и документационное обеспечение наставнической деятельности, включая: индивидуальный план адаптации сотрудника; отчёт наставника, дневник наставника и молодого сотрудника; заключение и рекомендации по итогам работы с подопечным и др. Мероприятия, которые осуществляются в процессе сопровождения наставником молодого специалиста, являются комплексными, т. е. охватывают три основные аспекта адаптации персонала:
- организационно-административный (подготовка рабочего места, инструктаж, разъяснение системы расчета заработной платы, надбавок к окладу, экскурсия по учреждению и др.);
- социально-психологический (знакомство с традициями учреждения, морально-
психологическая поддержка, мотивирование к проявлению инициативы и самостоятельности
и др.);
- профессиональный (ознакомление с нормативно-правовой базой и методическим обеспечением учреждения, обучение молодого сотрудника практическим навыкам
и др.) [6].
В Оренбургской области Советом молодых специалистов системы социальной защиты населения разработан проект «ПроНаставни-ков-2023», в рамках которого проведён конкурс «Лучший наставник в организации системы социальной защиты населения Оренбургской области», сформирован электронный справочник лучших наставников, которые поощрены нагрудными знаками отличия «За наставничество» [7].
В Республике Хакасия при поддержке национального проекта «Производительность труда» в 2023 году прошёл конкурс на выявление и распространение передового практического опыта наставничества в Республике Хакасия по номинациям: «Наставничество в профессиональном развитии молодёжи» и «Наставничество в социальной сфере» [8].
Таким образом, наставничество следует рассматривать как ключевой инструмент в профессиональной адаптации и сопровождении профессионально-личностного становления молодых специалистов. Особенно актуальным осуществление наставничества является в отношении профессионально не-
адаптированных молодых специалистов по социальной работе, так как они в силу содержания профессионального труда постоянно взаимодействуют с людьми, испытывающими трудности в социальном функционировании, решение которых требует от личности специалиста мобилизации профессиональных и личностных ресурсов. Наставник играет важную роль в процессе профессионального становления молодого специалиста, так как благодаря ему молодой специалист успешно осваивает новые нормы поведения, знакомится с ценностями и традициями организации, налаживает и поддерживает взаимоотношения с коллективом, а также намного быстрее формирует профессиональные навыки, необходимые для профессиональной деятельности.
Система наставничества в сфере социальной работы способствует более быстрой и успешной профессиональной адаптации молодых специалистов по социальной работе, повышению профессионального уровня и навыков всех сотрудников, вовлечённых в систему наставничества, включая самого наставника; снижает текучесть кадров за счёт укрепления профессиональной мотивации и предоставления дополнительных возможностей для повышения профессионального статуса и риск профессионального выгорания, способствует формированию и укреплению профессиональных ценностей; предоставляет опытным сотрудникам возможность подготовить надёжных и компетентных коллег.
Библиографический список
1. Гилева Е. В. Проблема профессиональной адаптации молодых специалистов по социальной работе // Катановские чте-ния-2023: сборник научных трудов студентов. Абакан: Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова, 2023. С. 241.
2. Хмара А. И. Специфика профессиональной адаптации молодых специалистов // Культура: теория и практика. 2017. № 4 (19). С. 15.
3. Красавина Е. В., Забайкин Ю. В., Харламов М. Ф. Методы и технологии профессиональной адаптации молодых специалистов в учреждениях социальной защиты // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Том 9. № 7А. С. 181-188.
4. Мартынова Т. Н. Социально-психологические аспекты профессионального становления специалистов по социальной работе // СибСкрипт. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sotsialno-psihologicheskie-aspekty-professionalnogo-stanovleniya-spetsialistov-po-sotsialnoy-rabote (дата обращения: 17.11.2023).
5. Калинина Д. С. Наставничество как технология профессионального становления специалиста по социальной работе // Философия образования в отечественной культурно-исторической традиции: история и современность: сборник статей IX Всероссийской научно-практической конференции, Пенза, 18-19 февраля 2023 года. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50381080 (дата обращения: 12.12.2023).
6. Система наставничества: ключевые элементы адаптации персонала. Опыт учреждений социального обслуживания населения Санкт-Петербурга: сборник методических материалов / под ред. Л. В. Копица. СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2020. 94 с.
7. Министерство социального развития Оренбургской области: официальный сайт. URL: https://msr.orb.ru/ presscenter/news/141879/ (дата обращения: 12.12.2023).
8. Национальные проекты России. URL: https://национальньIепроектьI.рф/news/v-respшЫike-khakasii-proshel-konkшrs-luchshie-praktiki-nastavnichestva-2023 (дата обращения: 12.12.2023).
© Иньшина П. С., Митрухина С. В.., 2024