Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА'

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / научно-исследовательская работа / студенческий клуб / mentoring / research work / student club

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина Юлия Викторовна, Калинина Евгения Сергеевна

Поддерживая традиционные концепции высшего образования и следуя за идеями реформирования и инноваций, мы организуем научно-исследовательскую и творческую деятельность студентов вуза, положив в основу механизм повышения качества образования наставничество. Практик организации научных студенческих обществ существует множество, мы взяли за основу созданного нами научно-исследовательского студенческого клуба «УНИКУМ» такие модели наставничества, как: «педагог студент», «студент студент», «студент воспитанник». Организация взаимодействия преподавателей и студентов, студентов между собой внутри клуба и самоорганизация обучающихся требует наличия определенных компетенций, навыков практической деятельности, которыми участники клуба могут не обладать в полном объеме, что может снижать эффективность и продуктивность, качество работы клуба. Проведенный анкетный опрос позволил выявить образовательные дефициты в контексте научно-исследовательской деятельности участников клуба. Полученные данные позволять оптимизировать содержательное наполнение деятельности наставников в рамках реализации задач научно-исследовательского клуба «УНИКУМ», расширить формы наставничества, включив в них модель «работодатель-студент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гришина Юлия Викторовна, Калинина Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Supporting the traditional concepts of higher education and following the ideas of reform and innovation, we organize research and creative activities of university students, using mentoring as a mechanism to improve the quality of education. There are many practices of organizing scientific student societies, the research student club "UNIKUM" created by us is based on the models of mentoring: "teacher student", "student student", "student pupil". Organization of interaction between teachers and students, students among themselves within the club and self-organization of students requires the presence of certain competencies, skills of practical activity, which club members may not have in full, which can reduce the efficiency and productivity, quality of the club's work. The conducted questionnaire survey allowed to identify educational deficits in the context of research activities of the club participants. The obtained data make it possible to optimize the content of mentors' activity within the framework of implementation of the tasks of the research club "UNIKUM", to expand the forms of mentoring, by adding the «employer-student» model.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА»

https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 19.07.2023)

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101). -URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 18.07.2023)

7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - URL: https://edsoo.ru/Normativnie_dokumenti.htm (дата обращения: 19.07.2023).

8. РОБОТРЕК-сайт.рф: сайт. -2023. - URL: https://robotrack-rus.ru/ (дата обращения: 01.08.2023).

9. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

10. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. №642 О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449 (дата обращения: 03.08.2023)

11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155). - URL: https://base.garant.ru/ (дата обращения: 01.08.2023)

Педагогика

УДК 378.184

кандидат педагогических наук Гришина Юлия Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орёл); кандидат педагогических наук Калинина Евгения Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (г. Орёл)

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

Аннотация. Поддерживая традиционные концепции высшего образования и следуя за идеями реформирования и инноваций, мы организуем научно-исследовательскую и творческую деятельность студентов вуза, положив в основу механизм повышения качества образования - наставничество. Практик организации научных студенческих обществ существует множество, мы взяли за основу созданного нами научно-исследовательского студенческого клуба «УНИКУМ» такие модели наставничества, как: «педагог - студент», «студент - студент», «студент - воспитанник». Организация взаимодействия преподавателей и студентов, студентов между собой внутри клуба и самоорганизация обучающихся требует наличия определенных компетенций, навыков практической деятельности, которыми участники клуба могут не обладать в полном объеме, что может снижать эффективность и продуктивность, качество работы клуба. Проведенный анкетный опрос позволил выявить образовательные дефициты в контексте научно-исследовательской деятельности участников клуба. Полученные данные позволять оптимизировать содержательное наполнение деятельности наставников в рамках реализации задач научно-исследовательского клуба «УНИКУМ», расширить формы наставничества, включив в них модель «работодатель-студент».

Ключевые слова: наставничество, научно-исследовательская работа, студенческий клуб.

Annotation. Supporting the traditional concepts of higher education and following the ideas of reform and innovation, we organize research and creative activities of university students, using mentoring as a mechanism to improve the quality of education. There are many practices of organizing scientific student societies, the research student club "UNIKUM" created by us is based on the models of mentoring: "teacher - student", "student - student", "student - pupil". Organization of interaction between teachers and students, students among themselves within the club and self-organization of students requires the presence of certain competencies, skills of practical activity, which club members may not have in full, which can reduce the efficiency and productivity, quality of the club's work. The conducted questionnaire survey allowed to identify educational deficits in the context of research activities of the club participants. The obtained data make it possible to optimize the content of mentors' activity within the framework of implementation of the tasks of the research club "UNIKUM", to expand the forms of mentoring, by adding the «employer-student»

Key words: mentoring, research work, student club.

Введение. Непрерывное инновирование системы образования обуславливает определенные противоречия, проявляющиеся в дисгармонии между постоянным обновлением, перенасыщением образовательной среды и нарастанием в ней несогласованности, а также между необходимостью высокой активности личности в социальной жизни и увеличивающимися рисками социальной дезадаптации подрастающего поколения. По мнению исследователей, обозначенные разногласия позволяет разрешить внедрение различных практик наставничества [2]. Обращает на себя внимание тот факт, что наставничество как многофункциональная и универсальная модель дает возможность простроить эффективное взаимодействие внутри любой образовательной организации, в качестве технологии «интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей» [7, С. 13]. Универсальный характер модели определяет широкие возможности внедрения наставничества на разных уровнях образования.

Традиционно в организации высшего образования к основным задачам наставничества относили: «привитие молодым преподавателям интереса к научно-педагогической деятельности и закрепление молодых специалистов в вузе; ускорение процесса профессионального становления; сокращение сроков адаптации в коллективе, развитие личностно ориентированных отношений между молодыми специалистами и «стажистами», способствующих осуществлению поддержки в педагогической практике и обеспечению взаимосвязи и преемственности профессиональной деятельности разных поколений сотрудников» [10, С. 179], что содержательно определяло наставничество как кадровую технологию развития молодых специалистов.

В условиях современных динамичных процессов в высшем образовании и реализации университетами трех миссий (образовательной, научной и вклада в развитие общества) наставничество следует рассматривать как механизм повышения качества образования и научных исследований, драйвер эффективных социальных лифтов, обеспечивающих движение через «точки роста» к целям личностного и профессионального развития. М.В. Вакуленкова в качестве лучших наставнических практик в сфере высшего образования приводит Менторский клуб МГУ, Программу наставничества в НИУ ВШЭ, Проект MY MENTOR МГИМО, наставничество ПО СК «Самоуправление вне границ» Финансового университета

при Правительстве РФ. Общая цель наставничества заключается в интеграции студента в профессиональную и научную среду [3].

Известно, что ведущим обстоятельством, обуславливающим потребность в наставнике, и в то же время основополагающим условием, определяющим перспективность наставничества, является наличие субъекта образовательных отношений - наставляемого, испытывающего некоторый образовательный или профессиональный дефицит [6], сущностным родовым признаком которых следует обозначить внутреннюю неготовность, несамостоятельность, недостаточность определенной компетенции у наставляемого. В этой связи основное содержание практики наставничества в организациях высшего образования ориентировано на обеспечение всех необходимых требований, способствующих формированию и развитию у сопровождаемых способности с стремления «самостоятельно разрешать тот или иной тип социальных, образовательных или профессиональных проблем» [2, С. 6].

Одной из актуальных для студенческой молодежи обозначена проблема неготовности к самостоятельным действиям в научном поле, неспособность преодолевать барьеры и самоуправлять процессами собственной исследовательской деятельности. Исследователи отмечают, что «высокообразованная молодежь, занимающаяся научным творчеством, сталкивается с внешними и внутренними препятствиями на этапах научно-исследовательского поиска, практической реализации и коммерциализации научных результатов, невозможность преодоления которых приводит к снижению мотивационной и творческой активности молодых ученых, лишению смысла их интеллектуальных усилий в научном поиске» [8, С. 82]. В связи с этим актуализируется проблема личностной готовности к самореализации в научно-исследовательской деятельности начинающих ученых.

Изложение основного материала статьи. Систематизируя опыт реализации института наставничества в научно-исследовательской сфере, авторы И; 8; 111 заключают, что «в научной литературе имеется достаточно большой корпус исследований, посвященных развитию студенческого самоуправления в научно-исследовательской сфере, когда студенты самостоятельно создают студенческие научные общества или объединенные студенческие научные советы обучающихся, сами формулируют свою повестку по популяризации научно-исследовательской деятельности среди студентов вуза, проводят ряд студенческих научных мероприятий, тем самым создавая реальные условия для научного становления каждого студента» [11,С. 71.

Опыт проектирования системы научно-исследовательской работы студентов в университете [41 и перспективные возможности студенческого научного актива легли в основу идеи организации научно-исследовательского студенческого клуба «УНИКУМ» (НИСК), основная цель которого: создание условий для развития научного потенциала и творческой деятельности студентов. Определяя целевую установку, мы руководствовались пониманием готовности студентов к научно-исследовательской деятельности как продуктивной динамической структуры личности, основывающейся на взаимосвязи научного потенциала и способности к исследовательской деятельности, и готовности к научному творчеству. Научный потенциал при этом - ресурс, совокупность возможностей и средств достижения успеха в научно-исследовательской деятельности Г121, а готовность к научному творчеству отражает способность к деятельности, направленной на оптимизацию исследовательского процесса и характеризующейся созданием субъективно или объективно нового, расширяющего границы научного знания Г51.

НИСК является добровольным общественным объединением студентов, которые активно участвуют в научно-исследовательской работе социального отделения юридического института ОГУ имени И.С. Тургенева. Участниками клуба за период 2021-2023 уч. гг. стали 53 обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», направлениям подготовки «Социальная работа» и «Психолого-педагогическое образование». Наставниками НИСК из числа профессорско-преподавательского состава выступали трое преподавателей. Организационная структура клуба включает в себя исследовательские группы и междисциплинарные команды, формируемые в соответствии с предметом научных исследований и направлениями метаисследований.

Организация деятельности клуба осуществляется по тематическим трекам:

- проект «Наука, изменившая нас» - популяризация научных знаний, психологических и педагогических исследований, в том числе достижений региональных научных коллективов;

- проект «АнтиДОПИНГ» (Против Девиантного Отрицательного Поведения И Нелегальных Группировок) -вовлечение в социальное проектирование по проблемам превенции и коррекции отклоняющегося поведения;

- проект «Этноколлаборация - основа единой нации» - включение студенческой молодежи в единую образовательную среду этноколлаборации, способную обеспечить сохранение и популяризацию традиционной культуры народов Российской Федерации;

- проект «Первые профессиональные пробы» - воспитание творческого подхода к своей профессии через исследовательскую деятельность и развитие субъектных качеств личности;

- проект «Близкие люди» - развитие социальных инициатив, сопровождение волонтерских социально-направленных проектов для людей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи;

- проект «Экокультура» - формирования группы «гибких навыков» средствами экологического образования и просвещения, внедрение «зеленых» практик в научных исследованиях и повседневной жизни.

В своей деятельности мы реализуем следующие формы наставничества: «педагог - студент», «студент - студент», «студент - воспитанник».

Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым в паре «педагог - студент»: содействие формированию потребности в занятии научно-исследовательской деятельности студента; развитие интереса к методике построения и организации результативного исследовательского процесса; ориентация начинающего исследователя на профессиональное научное творчество; формирование исследовательских групп, междисциплинарных команд и иных форм научных исследований студентов как элементов устойчивого научного сообщества.

Кооперация «студент - студент» предполагает взаимодействие членов клуба, при котором один из обучающихся обладает определенным уровнем исследовательских компетенций, а также чертами организатора, что дает ему возможность целенаправленно воздействовать на наставляемого без присутствия строгой субординации. В базовые задачи такой кооперации входит: формирование исследовательских навыков и компетенций, оказание организационной помощи в адаптации к новым задачам научно-образовательной деятельности, создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри научно-исследовательского клуба.

Форма наставничества «студент - воспитанник» предполагает выстраивание продуктивных взаимоотношений между обучающимися общеобразовательных организаций и студентами (в нашем опыте - участниками юношеских специализированных научно-исследовательских школ (ЮСНИШ ОГУ имени И.С. Тургенева) и участников НИСК «УНИКУМ»), в ходе которых студент авторитетно воздействует на наставляемого, способствует вовлечению школьников в исследовательскую работу, развитию гибких навыков межличностного взаимодействия и организации общения, навыков постановки целей и выстраивания планов в соответствии с ними, организации и мотивации, повышению качества

результатов проектной и научно-исследовательской деятельности, а также появлению ресурсов для осознанного выбора будущей личностной, образовательной и профессиональной траекторий развития.

В целях оптимизации содержательного наполнения деятельности наставников в рамках реализации задач научно-исследовательского клуба мы провели исследование, целью которого было выявление образовательных дефицитов участников клуба, и как, следствие, уточнение функционала наставников. В основу анкетного опроса были положены трудовые действия наставника в образовании [2, С. 13], адаптированные к трудовым функциям наставнической деятельности в научно-исследовательском пространстве университета.

Студенты-участники НИСК последовательно оценивали значимость всех предлагаемых действий с точки зрения эффективности их использования в качестве средств восполнения образовательных дефицитов в контексте научно-исследовательской деятельности в условиях вуза. Для каждого действия предлагались три оценки: 2 - данное действие совершенно необходимо для успешной работы, 1 - его наличие у субъекта желательно, 0 баллов - действие наставника не значимо, оно «безразлично» для процесса деятельности. Согласно методике, значимыми определялись действия, получившие в оценках обучающихся средний балл не менее 1,6. В состав «экспертной группы» вошли 34 участника клуба, являющиеся его членами в течение двух лет, имеющие опыт и высокие результаты научно-исследовательской работы и включения в различные формы наставничества. Данные анкетирования приведены в таблице 1.

Таблица 1

Сводные данные о значимости трудовых действий наставника НИСК

Трудовые функции наставника НИСК Основные трудовые действия наставника НИСК Оценка значимости

Педагогическая поддержка студента в научно-исследовательской деятельности Диагностика мотивов научно-исследовательской деятельности и образовательных дефицитов сопровождаемого. 1,13

Создание комфортных психологических условий освоения научно-исследовательской деятельности сопровождаемым. 1,87

Мотивационная (эмоционально-психологическая) поддержка научно-исследовательской деятельности сопровождаемого. 1,73

Формирование у сопровождаемого установки на преодоление образовательных дефицитов и переход к самоуправляемой научно-исследовательской деятельности. 1,34

Помощь в организации научно-исследовательской деятельности (планирование, подготовка рабочего места, тайм-менеджмент). 1,87

Оказание ситуативной помощи в выполняемой научно-исследовательской деятельности. 1,68

Организация оптимальных и безопасных условий (среды) научно-исследовательской деятельности сопровождаемого. 1,34

Демонстрация образцов поведения, отвечающих требованиям исследовательской культуры. 0,87

Диагностико-развивающая оценка базовых процессов научно-исследовательской деятельности. 1,13

Совместная с сопровождаемым оценка и рефлексия личностного роста в науке. 1,68

Обучение методологии и методике проведения научного исследования Информирование о методологии и методах научного исследования. 1,73

Демонстрация продуктивных методов и методических приемов научно-исследовательской деятельности. 1,87

Организация научно-исследовательской деятельности сопровождаемого. 1,93

Создание учебных (в том числе проблемных) ситуаций. 1,34

Консультирование по методике проведения научного исследования. 1,87

Контроль и оценивание результатов научно-исследовательской деятельности сопровождаемого. 1,55

Медиация Диагностика межличностных отношений в коллективе НИСК. 1,47

Выявление проблемных и конфликтных ситуаций с участием сопровождаемого. 1,68

Разрешение проблемных и конфликтных ситуаций с участием сопровождаемого. 1,87

Посредничество во взаимодействии сопровождаемого и коллектива (обучающихся в НИСК, преподавателей, администрации, представителей внешнего контекста). 1,47

Самообразование Самодиагностика и самооценка собственных образовательных дефицитов. 1,47

Проектирование программы и плана самообразования в соответствии с выявленными образовательными дефицитами. 1,68

Овладение знаниями, умениями, компетенциями, приемами наставнической деятельности. 1,73

Выводы. Результаты исследования будут использованы для уточнения и корректировки функционала наставника и проектирования дальнейшей деятельности НИСК «УНИКУМ».

Значимым результатом спроектированной и реализуемой системы наставничества ожидается построение устойчивого научного сообщества, обеспечивающего непрерывность развития научного потенциала обучающихся. В ближайших перспективах развития наставничества в рамках НИСК «УНИКУМ» - внедрение модели «работодатель - студент». Организуя наставничество по новой модели, мы преследуем цель включения в профессиональные пробы, которые будут способствовать осознанному целеполаганию, самоопределению и самореализации в профессии, в том числе в ее научной

компоненте. Наставничество позволит выстроить внутри НИСК взаимовыгодный и продуктивный союз преподавателей и обучающихся, в котором каждый сможет раскрыть свой научный потенциал. Реальность создания такого сообщества возможна благодаря построению новых взаимообогащающих отношений с помощью различных моделей наставничества [1], как традиционных, так и новых, таких как, командное, скоростное, флеш-наставничество, реверсивное наставничество и др.

Литература:

1. Башарина, О.В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования / О.В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. - 2018. - № 3 (19). - С. 18-26

2. Блинов, В.И. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3,- С. 4-18

3. Вакуленкова, М.В. Педагогическое наставничество в профессиональном развитии студентов педагогических вузов и молодых специалистов / М.В. Вакуленкова // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - № 4(89). - С. 22-24

4. Гришина, Ю.В. Развитие исследовательской компетентности будущих магистров педагогических наук / Ю.В. Гришина // Профессиональное образование: актуальные проблемы и пути их решения: материалы V региональной науч.- прак. интернет-конференции. - Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2023. - С. 174-179

5. Гришина, Ю.В. Формирование готовности к профессиональному социально-педагогическому творчеству в контексте компетентностного подхода / Ю.В. Гришина // Гуманитарные науки (Ялта). - 2021. - №2 (54). - С. 44-51

6. Мазурова, Е.Г Наставничество как стратегия непрерывного развития / Е.Г. Мазурова // АУ «Институт развития образования» Ханты-Мансийский автономный округ - Югра: [сайт]. - 29 с. - URL: https://iro86.ru/images/documents/l/Hacтaвничecтвocтpaтeгия_нeпpepывнoгo_paзвития.pdf. (дата обращения: 18.07.2023)

7. Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися / под рук. Н.Ю. Синягиной. - М.: Рыбаков фонд, 2019. -256 с.

8. Наставничество: от модели к реализации. Материалы регионального форума / под ред. И.А. Гетманской, И.В. Стародубцевой; Департамент образования и науки города Севастополя, Государственное автономное образовательное учреждение профессионального образования города Севастополя «Институт развития образования». - Севастополь: ГАОУ ПО ПРО, 2022. - 103 с.

9. Психологические барьеры в научно-исследовательской деятельности молодых ученых / Бохан Т.Г., Шабаловская М.В., Галажинская О.Н. [и др.] // Сибирский психологический журнал. -2016. - № 62. - С. 81-95

10. Сажина, С.Д. Особенности организации наставничества в организации высшего образования / С.Д. Сажина // Человек. Культура. Образование. -2020. -№2 (36). - С. 175-184

11. Стромов, В.Ю. Развитие студенческого наставничества в научно-образовательной сфере в классическом вузе / В.Ю. Стромов, П.В. Сысоев, В.В. Завьялов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2018. -Т.23.№ 174.-С. 7-14

12. Шитикова, Е.В. Типы мышления студентов вуза с разным научным потенциалом / Е.В. Шитикова // Научные ведомости Серия Гуманитарные науки. - 2014. - №13 (184). - Выпуск 22. - С. 321-326. - URL: http://dspace.bsu.edu.rU/bitstream/123456789/13535/l/Shitikova_Tipy.pdf (дата обращения: 10.07.2023)

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Громова Ольга Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИЗОРФОГРАФИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА РАЗНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТУПЕНЯХ

Аннотация. В статье описаны некоторые моменты, препятствующие полноценному формированию орфографического навыка у школьников. Сюда можно отнести применение традиционных методов преподавания русского языка обучающимся с дизорфографией без учета их особых образовательных потребностей; несоответствие требований педагога, возможностям обучающихся; ограничение самостоятельности обучающихся на уроках. В результате все это приводит к становлению устойчивых нарушений письма, прогрессированию проявлений дизорфографии в средних и старших классах, что негативно сказывается на учебной мотивации. И только при своевременной и систематической логопедической помощи можно преодолеть дизорфографию и в некоторой степени предотвратить ее отрицательные последствия. Современные методики организации и содержания логопедической работы позволяют существенно улучшить процесс формирования самостоятельного, орфографически правильного письма школьника. Коррекционная работа по формированию орфографических действий у обучающихся средних классов с дизорфографией должна включать комплекс мер, направленных на устранение фонетических, фонематических, лексических, грамматических нарушений речи. Очень важной является деятельность школьного логопеда, которая осуществляется в нескольких направлениях: профилактическом, диагностическом, консультативном и коррекционном. Основными этапами такой работы являются: диагностический этап: анализируется и выявляется степень дизорфографического нарушения; подготовительный этап: уточняются причины возникновения патологии; коррекционный этап: осуществление преодоления нарушений орфографии: оценочный этап: оценивается эффективность коррекционной работы. Непосредственно в коррекционной работе задействуется обширный перечень методов и приемов: общие методы обучения, психологические, традиционные перцептивные, приемы получения обратной связи, специальные частные педагогические методы и приемы. Коррекционно-логопедическое воздействие в случае дизорфографии должно быть направлено на развитие произвольных языковых навыков, письменной и устной речи школьников; на формирование и совершенствование психических функций, их интеллектуальной и мотивационной деятельности. Только посредством такого воздействия можно решить задачи формирования и автоматизации орфографического навыка письма, а также развить у детей и подростоков предпосылки дальнейшего успешного обучения в школе.

Ключевые слова: дизорфография, письменная речь, коррекционное воздействие, школьники, обучение.

Annotation. The article describes some points that prevent the full-fledged formation of spelling skills in schoolchildren.This may include the use of traditional methods of teaching the Russian language to students with dysorphography without taking into

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.