Научная статья на тему 'Наставничество как форма поддержки профессиональной адаптации специалистов медийной сферы'

Наставничество как форма поддержки профессиональной адаптации специалистов медийной сферы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
132
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наставничество / управление персоналом / профессиональная адаптация / журналистика / mentoring / personnel management / professional adaptation / journalism

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Фурсов А. Л.

В статье отмечается актуализация конструктивного диалога журналистов-теоретиков с журналистами-практиками в процессе профессиональной адаптации выпускников направления подготовки «Журналистика». Подчеркивается необходимость восстановления института наставничества. Рассматриваются примеры организации наставничества для молодых специалистов в организациях медиа-сферы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mentoring as a form of support for professional adaptation of media professionals

The article notes the actualization of a constructive dialogue between theoretical journalists and practical journalists in the process of professional adaptation of graduates of the field of training "Journalism". The need to restore the institution of mentoring is emphasized. Examples of mentoring for young professionals in media organizations are considered.

Текст научной работы на тему «Наставничество как форма поддержки профессиональной адаптации специалистов медийной сферы»

«Гуманитарный научный журнал»

2020, №1

Электронный научный журнал

ISSN 2411-2550

УДК 331

Фурсов А. Л.

Поволжский институт управления-филиал РАНХиГС, г.Саратов, Россия

Наставничество как форма поддержки профессиональной адаптации специалистов медийной сферы

В статье отмечается актуализация конструктивного диалога журналистов-теоретиков с журналистами-практиками в процессе профессиональной адаптации выпускников направления подготовки «Журналистика». Подчеркивается необходимость восстановления института наставничества. Рассматриваются примеры организации наставничества для молодых специалистов в организациях медиа-сферы. Ключевые слова: наставничество, управление персоналом, профессиональная адаптация, журналистика

Образец цитирования: Фурсов А. Л. Наставничество как форма поддержки профессиональной адаптации специалистов медийной сферы // Гуманитарный научный журнал. 2020. №1. с.127-131 DOI: https://doi.org/10.24411/2078-9661-2020-10018

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0).

Fursov A. L.

Stolypin Volga Region Institute of administration, the branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Saratov, Russia

Mentoring as a form of support for professional adaptation of

media professionals

The article notes the actualization of a constructive dialogue between theoretical journalists and practical journalists in the process of professional adaptation of graduates of the field of training "Journalism". The need to restore the institution of mentoring is emphasized. Examples of mentoring for young professionals in media organizations are considered. Key words: mentoring, personnel management, professional adaptation, journalism For citation: Fursov A. L. Mentoring as a form of support for professional adaptation of media professionals // Humanitarian scientific journal.2020. №1. p.127-131 (In Russ.) https://doi.org/10.24411/2078-9661-2020-10018

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)._

Стали уже традиционными сетования на то, что вузовская система преподавания и образовательные программы по различным профессиям значительно отличаются от реальной действительности. Выпускники работодателям не интересны, и только самообразование позволяет выпускникам вузов остаться в профессии.

Работодателей можно понять: высокий уровень профессиональной подготовки работников любого предприятия не только повышает производительность их труда, но является залогом эффективного развития предприятия, элементом формирования успешного И^бренда.

13115111

Расхождение между требуемыми и реальными компетенциями специалистов наблюдается и в такой сфере как журналистика.

Как справедливо отмечает Дистерло Г.В., «темпы развития научно-технического прогресса в значительной степени опережают возможности адекватного человеческого восприятия. Меняется все: от технической составляющей и форм подачи информации до объемов, терабайты которых должен пропустить через свое восприятие журналист. Говорить о творческой составляющей зачастую не приходится, равно, как и не приходится говорить о системе наставничества, которая еще в недавнем времени была очень развита в российских СМИ. Сегодня молодой специалист после вуза должен рассчитывать только на себя и на свои знания» [1].

Стоит отметить, что институт наставничества, существующий не первое тысячелетие, на индустриальном этапе развития общества достиг высокого уровня развития в системе подготовки молодых специалистов и рабочих в 1960—1980 гг. В то время это было вызвано ростом численности работающей молодежи на предприятиях и стройках страны, сменой социально-трудовых отношений в условиях научно-технической революции. Становлению научного фундамента наставничества способствовали труды академика С.Я. Батышева, основоположника профессиональной педагогики [2]. В 70-е годы ХХ века была разработана нормативно-документальная база производственных практик выпускников организаций среднего и высшего образования.

Однако в постсоветском обществе институт наставничества либо забыт, либо примитивно формализован.

Накладывает свой отпечаток изменение социально-трудовых отношений, обусловленное переходом к постиндустриальной экономике, обществу постмодерна. Современная система социально-трудовых отношений отличается высокой скоростью смены событий, которые определяют необходимость перманентного повышения профессиональной квалификации. [3]

Кроме того, усиливается кризис в социальном взаимодействии поколений, которое является одним из ключевых факторов развития и функционирования общества, поддержания его стабильности в настоящем и будущем благодаря механизмам межпоколенческой преемственности.

Эмпирические данные показывают: внутри рынка рабочей силы более пожилые имеют меньшую власть и заработок, чем молодые; существуют объективные барьеры для карьерных продвижений в позднем возрасте; имеют место явные и латентные практики дискриминации по возрасту на рынке труда; в профессиональном пространстве возрастные группы имеют различный престиж и ценность для работодателей. При этом, термин «пожилые сотрудники» зачастую применяется в отношении людей старше

45 лет, что усугубляет и без того непростую ситуацию на российском рынке труда.

Исследования саратовского рынка труда в медиа-сфере показывают, что в редакциях СМИ процесс передачи профессиональных знаний между поколениями носит случайный характер и сводится к обучению базовым приемам сбора и обработки информации. С одной стороны, опытные работники не стремятся детально передавать знания, поскольку боятся конкуренции. С другой стороны, молодые журналисты сами редко проявляют интерес к опыту старших коллег, полагая, что «сейчас так не пишут», «мы работаем в другом формате», «грамотность никого не интересует, важно продать текст». Негативный вклад в этот конфликт вносят и ценностные ориентиры, навязываемые управленцам современной медиа-средой: «в моде» образ успешной фирмы как сообщества молодых профессионалов, а образы «пожилых» людей в массовом сознании связываются с иждивенчеством.

В то же время ответ на вопрос «можно ли рационально использовать старые кадры?» лежит на поверхности.

Когда речь идет не о работе новостных интернет-агентств, от оперативности пересказа которыми новостных лент зависят рейтинги и читаемость изданий, а об информационных и информационно-аналитических проектах, материалах со всесторонним отражением явлений и событий, «старые кадры» незаменимы на таком этапе редакционного процесса как фактчекинг и верификация информации в части проверки статистических данных, точности цитат, исторических дат и фактов.

Соколова Д. В. в числе сфер, при освещении которых журналистам необходимо чаще проверять информацию, выделяет общественные проблемы, политику и экономику: «в подавляющем большинстве случаев ошибки появляются из-за небрежного отношения к информации. Среди основных факторов, затрудняющих процесс проверки информации, респонденты выделяют нехватку времени, отсутствие искомой информации, а также нерадивость сотрудника, который должен проверять информацию. При этом наиболее сложные случаи в практике связаны обычно с намеренным искажением информации или с нежеланием источников предоставлять данные» [4].

Использование сотрудников возрастной категории 45+ в данном случае помогает решить сразу несколько задач. Проверку фактов и данных они проводят, опираясь на собственный опыт, собственную базу знаний. Кроме того, благодаря полученному в прошлом системному высшему образованию и большому объему прочитанного у них присутствует развитый навык анализа информации, пресловутое умение «читать между строк». Этими компетенциями они будут рады поделиться в качестве наставников и с молодыми журналистами.

Ряд саратовских вузов, осуществляющих подготовку по направлениям «Журналистика», «Реклама и связи с общественностью», направляет студентов на стажировки в предприятия медиа-сферы к конкретным известным среди профессионалов специалистам и поощряя вовлечение опытных журналистов в учебно-воспитательную работу вуза. Эту практику можно развить, назначая в каждой редакции из числа опытных журналистов наставников для новичков.

Необходимо заметить, что наставничество - нечто большее, чем простая педагогическая деятельность [5]. Наставник делится с наставляемым своим профессиональным опытом, который зачастую невозможно формализовать и превратить в учебник, и - главное, что необходимо любому журналисту - связями в профессиональной среде. Кроме того, в современных условиях большое значение имеет возможность организации реверсивного наставничества, когда профессионал младшего возраста становится наставником опытного сотрудника по вопросам использования новых технологий.

Заслуживает внимания разработанные НИИ «Парадигма» и внедренные в ряде СМИ пакеты «Мое первое редакционное задание», которые успешно применяются как на этапе первичной профессиональной адаптации новичков, так и в профессиональном тестировании старшеклассников, желающих получить образование по направлениям «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью». Пакеты учитывают требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» и профессионального стандарта «Корреспондент средств массовой информации».

Если на уровне первичной профориентации старшеклассников испытуемым предлагается изложить в форме короткой информации сюжет известного литературного произведения, изучаемого в рамках программы общего (полного) образования, то в качестве стартового этапа «первого редакционного задания» молодым специалистам предлагается скомпилировать пресс-релизы и новости на заданную тему в соответствии с принятыми в данном СМИ стандартами подачи материалов. Вот здесь и пригодится опытный работник редакции для «разбора полетов» и доведения текстов до принятых в издании правил.

В практике работы со школьниками в зависимости от качества прохождения первых этапов тестирования перед тестируемыми ставилась задача «Найти человека!». Заключалась она в следующем: лично взять интервью у ... (назывались профессия, фамилия, имя, отчество) на определенную тему. При этом школьник сам должен был узнать, где и кем работает этот человек, договориться о встрече или заочной беседе, взять интервью. Полученные в результате выполнения заданий материалы были

«Гуманитарный научный журнал»

2020, №1

Электронный научный журнал

ISSN 2411-2550

опубликованы в интернет-газете «Заря молодежи», включены школьниками в их портфель для участия в творческом конкурсе при поступлении на факультеты журналистики, куда они были успешно зачислены. Разумеется, выдавая школьникам это задание, в редакции заранее договаривались с искомым человеком, готовя его к внезапному звонку.

В условиях цейтнота реальной редакции этот этап «первого редакционного задания» новичок проходит, получив от наставника конкретное задание: «что именно редакция хочет получить?» и предварительный инструктаж «о чем можно и о чем нельзя говорить с данным человеком». Информацию о списках открытых и запретных тем в общении с конечным респондентом, особенно если это должностное лицо, молодой специалист в иных источниках получить вряд ли сможет. В то же время такая подготовка позволит молодому специалисту правильно расставить акценты в общении и не подвести редакцию издания.

Выполнение подобных заданий демонстрирует работодателям уровень освоения старшекурсниками образовательной программы вуза и готовность работать в реальных условиях.

Библиографический список

1. Дистерло Г.В. Соответствие современного журналистского образования запросам потенциальных работодателей // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2017. №4 (27). С. 82-88

2. Батышев С.Я. Основы педагогической деятельности наставника / С.Я. Батышев. -М.: Знание, 1977. - 64 с.

3. Кузнецов П. С., Землянухина Н. С. Глобальные экономические символы постмодерна // Гуманитарный научный журнал. 2017. № 1 (6). С. 3-7.

4. Соколова Д. В. Фактчекинг и верификация информации в российских сми: результаты опроса // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktcheking-i-verifikatsiya-informatsii-v-rossiyskih-smi-rezultaty-oprosa (дата обращения: 10.04.2020).

5. Сибагатуллина З.Х., Сибагатуллин А.Н., Михайлова Н.Н. Наставничество как эффективный метод адаптации персонала // Вестник современных исследований. 2019. № 2.1 (29). С. 92-95

13115111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.