Научная статья на тему 'НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ'

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАСТАВНИЧЕСТВО / ОПЫТ / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кондусова Ю.В., Крючкова А.В., Князева А.М., Семынина Н.М.

В современном мире особенно актуальной является качественная передача эффективных навыков молодому специалисту. В условиях неблагоприятной эпидемической обстановки многие знания и умения приобретались дистанционно, что в медицинском образовании не представляется приемлемым. При вступлении в должность молодому специалисту-медику трудно влиться в трудовую деятельности из-за недостатка профессиональных умений и навыков. В данном случае важно стимулировать институт наставничества как эффективный инструмент вхождения молодого специалиста в реальные трудовые условия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кондусова Ю.В., Крючкова А.В., Князева А.М., Семынина Н.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTORING AS AN EFFECTIVE TOOL FOR INTEGRATION OF A YOUNG SPECIALIST INTO WORK ACTIVITIES

In the modern world, the quality transfer of effective skills to a young specialist is especially relevant. In the conditions of an unfavorable epidemic situation, many knowledge and skills were acquired remotely, which is not acceptable in medical education. When taking office, it is difficult for a young medical specialist to join the workforce due to a lack of professional skills and abilities. In this case, it is important to stimulate the institution of mentoring as an effective tool for introducing a young specialist into real working conditions.

Текст научной работы на тему «НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

УДК 614.2:331.446 DOI:10.24075/MTCPE.2022.010

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА В ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Кондусова Ю.В.1, Крючкова А.В.1, Князева А.М.1, Семынина Н.М.1

Аннотация

В современном мире особенно актуальной является качественная передача эффективных навыков молодому специалисту. В условиях неблагоприятной эпидемической обстановки многие знания и умения приобретались дистанционно, что в медицинском образовании не представляется приемлемым. При вступлении в должность молодому специалисту-медику трудно влиться в трудовую деятельности из-за недостатка профессиональных умений и навыков. В данном случае важно стимулировать институт наставничества как эффективный инструмент вхождения молодого специалиста в реальные трудовые условия.

Ключевые слова

наставничество, опыт, молодой специалист, медицина

1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Для корреспонденции: Кондусова Юлия Викторовна, kondusova_yuliya@mail.ru

Качество оказания медицинской помощи - это краеугольный камень, стоящий во главе угла медицинского образования

[1]. Именно высокое качество медицинской помощи и профессионализм медицинских работников влияют на уровень доверия населения системе здравоохранения [4]. К сожалению, большая часть населения не доверяет молодым специалистам, относясь к ним предвзято, что иногда не безосновательно. Однако, медицинское сообщество должно проводить активную работу по улучшению подготовки молодых специалистов, ускорению приобретения ими нужных и важных навыков, возрождая не только преемственность медицинских поколений, но и доверие институту медицины в целом [3, 5]. В данном направлении можно задействовать множество инструментов, в том числе - наставничество

[2].

Целью работы является определение потребности молодых специалистов - медиков в наставничестве, определение эффективности использования наставничества в трудовой деятельности.

В работе использовались методы опроса (добровольное анкетирование) и статистической обработки результатов. В опросе участвовали 50 человек (молодые специалисты медики: врачи и медицинские сестры, со стажем работы не более 5 лет), из них 35 женщин и 15 мужчин. Возраст опрашиваемых составил от 25 до 30 лет. Анкета состояла из 10 вопросов, касающихся основных проблемных ситуаций в профессиональной сфере молодого специалиста. Исследование выполнено в 2020 - 2021 гг. на базе медицинских организаций города Воронежа.

По результатам опроса выявлено, что большинство молодых специалистов (82%) испытывают трудности различного характера, среди них чаще отмечались: конфликтные ситуации с пациентами (64%), недостаток опыта в выполнении профессиональных навыков (46%), нежелание старших коллег делиться опытом (34%), проблемы во взаимоотношениях с коллективом (24%), затруднения в общении с руководством (20%), сложности в организации повышения квалификации/ получения новой специализации (18%).

На вопрос: «Хотели бы Вы работать под руководством / при участии наставника?» большинство ответили - «да» (86%). При этом респонденты отметили, что старшее поколение не спешит делиться опытом, объясняя это нехваткой времени, нежеланием «взращивать конкурентов» или «отсутствием в этом

смысла». Однако 34% молодых специалистов отметили, что у них есть наставники или есть элементы наставничества в их коллективе. Так например, медицинские сестры первое время работали под присмотром более опытных коллег, а некоторые (специфические) манипуляции учились делать непосредственно на рабочем месте именно под руководством наставниц.

Респонденты, взаимодействовавшие с наставниками, отметили рост эффективности обучения (100%), уменьшение страха общения с пациентом (72%), повышение уверенности в собственных силах и/или самооценки (44%), улучшение качества выполняемых манипуляций (36%). Кроме того, взаимодействуя в рамках наставничества со старшими, более опытными коллегами, ускорялся процесс адаптации в трудовом коллективе.

Анализ ответов на вопрос: «Причины потребности в наставничестве?» показал важность отработки нужного навыка под контролем профессионала (100%) в связи с тем, что некоторые манипуляции молодыми медиками не отрабатывались или изучались в теории. Также респонденты отмечали, что некоторые аспекты были пройдены в режиме дистанционного обучения, что не всегда способствует правильному закреплению трудовых действий.

Стоит отметить, что некоторые респонденты (36%) с настороженностью отнеслись бы к наставничеству из-за возможных «столкновений новых и старых взглядов» (28%), «проявления превосходства/ насмешек старших коллег над молодежью» (22%), «принижения статуса молодого специалиста» (12%), «навязывания устаревших методик» (10%).

Таким образом, проанализировав результаты опроса, можно сделать выводы:

1. Большинство молодых специалистов на первых этапах работы хотели бы получать помощь со стороны наставников.

2. Молодые специалисты, получившие помощь наставников, отметили улучшение качества своей трудовой деятельности.

3. У части начинающих медиков есть настороженность в отношении наставничества, в связи риском использования наставником своего статуса в негативном аспекте.

Список литературы

1. Крючкова А.В. с соавт. Инновационные образовательные технологии в непрерывном образовательном процессе / А.В. Крючкова, А.М. Князева, Ю.В. Кондусова, Н.М. Семынина, И.А. Полетаева, А.В. Князев, М.В. Булат // Уральский научный вестник. -

2018. - Т. 7., No 1. - С. 079-081.

2. Плотникова И.Е. с соавт. Институт наставничества в сестринском деле -пережиток прошлого или классический прием педагогики / Плотникова И.Е., Филозоп А.А., Романова А.А., Крючкова А.В., Кондусова Ю.В. // В сборнике: Педагогические и психологические основы оптимизации образовательного процесса в высшей медицинской школе. Материалы научно-практического семинара. 2019. С. 7477.

3. Семынина Н.М. с соавт. Использование активных форм обучения в высшем медицинском образовании / Семынина Н.М., Плотникова И.Е., Крючкова А.В., Кондусова Ю.В., Князева А.М., Пятницина С.И. // В сборнике: Актуальные вопросы высшей медицинской школы. Материалы научно-практического семинара. 2020. С. 119-122.

4. Кондусова Ю.В. с соавт. Направления деятельности медицинских работников различных уровней в реализации здоровьесбережения населения / Кондусова Ю.В., Крючкова А.В., Полетаева И.А., Семынина Н.М., Князева А.М. // В сборнике: Здоровьесбережение студенческой молодежи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего образования. Материалы конференции.

2019. С. 134-137.

5. Хасанова Г.Б. Педагогические основы управления развитием персонала [Электронный ресурс]: учебное пособие / Хасанова Г.Б. - Казань : Издательство КНИТУ 2018.

References

1. Kryuchkova A.V. s soavt. Innovatsionnyye obrazovatel'nyye tekhnologii v nepreryvnom obrazovatel'nom protsesse / A.V. Kryuchkova, A.M. Knyazeva, YU.V. Kondusova, N.M. Semynina, I.A. Poletayeva, A.V. Knyazev, M.V. Bulat // Ural'skiy nauchnyy vestnik. - 2018. - T. 7., No 1. -S. 079-081.

2. Plotnikova I.Ye. s soavt. Institut nastavnichestva v sestrinskom dele - perezhitok proshlogo ili klassicheskiy priyem pedagogiki / Plotnikova I.Ye., Filozop A.A., Romanova A.A., Kryuchkova A.V., Kondusova YU.V. // V sbornike: Pedagogicheskiye i psikhologicheskiye osnovy optimizatsii obrazovatel'nogo protsessa v vysshey meditsinskoy shkole. Materialy nauchno-prakticheskogo seminara. 2019. S. 7477.

3. Semynina N.M. s soavt. Ispol'zovaniye aktivnykh form obucheniya v vysshem meditsinskom obrazovanii / Semynina N.M., Plotnikova I.Ye., Kryuchkova A.V., Kondusova YU.V., Knyazeva A.M., Pyatnitsina S.I. // V sbornike: Aktual'nyye voprosy vysshey meditsinskoy shkoly. Materialy nauchno-prakticheskogo seminara. 2020. S. 119-122.

4. Kondusova YU.V. s soavt. Napravleniya deyatel'nosti meditsinskikh rabotnikov razlichnykh urovney v realizatsii zdorov'yesberezheniya naseleniya / Kondusova YU.V., Kryuchkova A.V., Poletayeva I.A., Semynina N.M., Knyazeva A.M. // V sbornike: Zdorov'yesberezheniye studencheskoy molodezhi: opyt, innovatsionnyye podkhody i perspektivy razvitiya v sisteme vysshego obrazovaniya. Materialy konferentsii. 2019. S. 134-137.

5. Khasanova G.B. Pedagogicheskiye osnovy upravleniya razvitiyem personala [Elektronnyy resurs]: uchebnoye posobiye / Khasanova G.B. - Kazan' : Izdatel'stvo KNITU, 2018.

MENTORING AS AN EFFECTIVE TOOL FOR INTEGRATION OF A YOUNG SPECIALIST INTO WORK ACTIVITIES

Kondusova Yu.V.1, Kryuchkova A.V.1, Knyazeva A.M.1, Semynina N.M.1

Abstract

In the modern world, the quality transfer of effective skills to a young specialist is especially relevant. In the conditions of an unfavorable epidemic situation, many knowledge and skills were acquired remotely, which is not acceptable in medical education. When taking office, it is difficult for a young medical specialist to join the workforce due to a lack of professional skills and abilities. In this case, it is important to stimulate the institution of mentoring as an effective tool for introducing a young specialist into real working conditions.

Keywords

mentoring, experience, young specialist, medicine

1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Voronezh State Medical University named after N.N. Burdenko» of the Ministry of Health of the Russian Federation

For correspondence: Kondusova Yulia Viktorovna, kondusova_yuliya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.