Научная статья на тему 'УЧАСТИЕ МЕДСЕСТЕР-БАКАЛАВРОВ В РАБОТЕ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ'

УЧАСТИЕ МЕДСЕСТЕР-БАКАЛАВРОВ В РАБОТЕ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1018
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинская сестра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО / МЕДСЕСТРА-БАКАЛАВР / ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ / NURSING / BACHELORS OF SCIENCE / HEALTH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кондусова Ю.В., Крючкова А.В., Семынина Н.М.

Показана степень удовлетворенности пациентов занятиями в школах здоровья для больных бронхиальной астмой, к работе в которых привлечены бакалавры сестринского дела. Оценена эффективность работы школ бронхиальной астмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENHANCING THE EFFECTIVENESS OF HEALTH SCHOOLS

The paper shows the level of patient satisfaction with lessons at health schools for asthmatic patients, by attracting the bachelors of science in nursing. It evaluates the efficiency of the schools’ work.

Текст научной работы на тему «УЧАСТИЕ МЕДСЕСТЕР-БАКАЛАВРОВ В РАБОТЕ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ»

© Коллектив авторов, 2018

https://doi.org/10.29296/25879979-2018-07-10

УЧАСТИЕ МЕДСЕСТЕР-БАКАЛАВРОВ В РАБОТЕ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ

Ю.В. Кондусова, А.В. Крючкова, Н.М. Семынина

Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко Российская Федерация, 394036, Воронеж, ул. Студенческая, д. 12 E-mail: vgmu@mail.ru

Показана степень удовлетворенности пациентов занятиями в школах здоровья для больных бронхиальной астмой, к работе в которых привлечены бакалавры сестринского дела. Оценена эффективность работы школ бронхиальной астмы.

Ключевые слова: сестринское дело, медсестра-бакалавр, школы здоровья.

Для цитирования: Кондусова Ю.В., Крючкова А.В., Семынина Н.М. Участие медсестер-бакалавров в работе школ здоровья. Медицинская сестра. 2018; 20 (7): 49-50. https://doi.org/10.29296/25879979-2018-07-10

Жизнь современного человека характеризуется не только наличием современной техники, скоростных машин, но и возможностью быстрого обмена информацией. К сожалению, пациенты не спешат за нужной и важной информацией о своем здоровье к медицинским работникам, а предпочитают искать ее на бескрайних просторах интернета. Конечно, и во «всемирной паутине» много полезных статей и ссылок, однако отличить правду от лженаучной информации в силах только специалист.

Состояние здоровья населения нашей страны оставляет желать лучшего: отмечается рост заболеваемости хроническими болезнями, «омоложение» заболеваний, чаще встречаются соче-танные патологии. Поэтому как никогда остро встает вопрос о популяризации школ здоровья и повышении эффективности их работы. Именно это даст пациентам возможность получать необходимую, достоверную и современную информацию.

Поскольку бронхиальная астма (БА) в конце прошлого века стала одним из наиболее распространенных заболеваний, интересно оценить эффективность школ здоровья для больных БА. Астма представляет серьезную экономическую, социальную и медицинскую проблему. Она сокращает среднюю продолжительность жизни у мужчин на 6,5 года, а у женщин - на 13,5 года [1]. Для адекватного контроля данного заболевания необходима осведомленность пациента о своей болезни и возможностях современной медикаментозной терапии [1]. Одной из лучших и эффективных форм обучения являются систематические занятия [2, 3]. Для этого в медицинских организациях созданы школы здоровья для больных БА, занятия в которых проводят специалисты.

№ 7 2018

49

фессия: т е оъртшшиштшмжтш&ш

Основная цель таких школ - повысить эффективность терапии БА и улучшить контроль за течением болезни путем обучения пациентов. В ходе занятий слушатели получают информацию о причинах развития и основах патогенеза БА, основных способах лечения и методах самоконтроля. Обучение пациентов наиболее часто проводится врачом-специалистом (пульмонологом, аллергологом, терапевтом). Однако к педагогическому процессу необходимо привлекать и бакалавров, получивших подготовку по сестринскому делу. Отделения высшего сестринского образования (ВСО) выпускают медсестер, которые имеют не только медицинские знания, но и навыки педагогической деятельности, владеют азами психологии, медико-санитарной статистики [3, 4].

Учитывая социальную и медицинскую значимость БА, а также важность для пациентов достоверной информации о заболевании, целью исследования явилось повышение эффективности работы школы здоровья на примере таких школ, созданных при медицинских организациях Воронежа.

В среднем проводилось от 6 до 12 занятий: мини-лекции, тестовый контроль, занятия в микрогруппах, выполнение творческих заданий. В исследовании участвовали 90 пациентов с БА средней тяжести в возрасте от 20 до 50 лет. Для оценки эффективности работы школ участники исследования были разделены на 2 группы: основную, в которой занятия вели медсестры с высшим образованием (бакалавры), и группу сравнения (пациентов обучали другие специалистами с медицинским образованием). После курса обучения проводился опрос для выяснения удовлетворенности образовательным процессом, уровнем приобретенных знаний, пожеланий по улучшению работы школ.

Оказалось, что в основной группе уровень удовлетворенности обучением оказался выше (88,9%), чем в группе сравнения (66,7%). Пациенты это объяснили тем, что информация предоставлялась в понятной форме, доступным языком. Пациенты не стеснялись спрашивать, не боялись показаться «малограмотными». Кроме того, выпускницы отделений ВСО предложили работающим пациентам частичное дистанционное обучение с контролем усвоения знаний, что сделало обучение удобным.

В группе сравнения пациенты были менее контактными и активными при обсуждении тем, связанных с БА. Возможно, это объясняется тем, что медсестре легче наладить контакт с больным, чем врачу, так как пациенты чувствуют себя раскованнее в беседе с медсестрой, которая подчас излагает тему занятия в более понятной для больного форме. При этом медсестра с высшим образованием обладает большим запасом знаний и педаго-

гических навыков, чем специалист со средним образованием.

Уровень знаний пациентов в основной группе оказался несколько выше, чем в группе сравнения (в среднем на 15%), что также можно объяснить отсутствием психологического барьера между обучающими и обучающимися.

Наличие элементов дистанционного обучения позволило сократить длительность работы в аудитории, что экономит рабочее время медицинских работников. Более того, для медицинской организации экономически более выгодно задействовать в работе школ здоровья выпускников отделений ВСО, чем врачей. Однако врачей тоже нельзя полностью исключать из работы школ, так как на некоторые вопросы только они могут грамотно и квалифицированно ответить. Каждый специалист проводил консультации в школе только в пределах своей компетенции.

Таким образом, привлечение к работе школ здоровья бакалавров, получивших подготовку по специальности «Сестринское дело», повышает их экономическую эффективность, улучшает усвояемость знаний пациентами и как следствие - контроль над течением БА.

Литература

1. Кондусова Ю.В. Бронхиальная астма, ассоциированная с дисплазией соединительной ткани у детей: особенности течения и реабилитации. Автореф. Дис.. Воронеж, 2009; 22.

2. Крючкова А.В., Веневцева Н.В., Кондусова Ю.В., Князева А.М. Роль медицинской сестры в диспансеризации населения. Сб. науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции: Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: в 16 частях. М., 2015; 79-80.

3. Кондусова Ю.В., Крючкова А.В., Семынина Н.М., Князева А.М., Веневцева Н.В., Лямзина Е.В. Здоровьесберегающие технологии в деятельности медицинской сестры. Научный альманах. Тамбов, 2016; 2-3: 76-80.

4. Кондусова Ю.В., Полетаева И.А., Анучина Н.Н., Карпухин Г.Н., Пятницина С.И., Гриднева Л.Г. Профессиональная деятельность медицинской сестры в профилактике неинфекционных заболеваний. Материалы 12-й Международной научно-практической конференции. Белград, 2016; 66-9.

ENHANCING THE EFFECTIVENESS OF HEALTH SCHOOLS

Yu.V. Kondusova, A.V. Kryuchkova, N.M. Semynina N.N. Burdenko Voronezh State Medical University 12, Studencheskaya St., Voronezh 394036, Russia The paper shows the level of patient satisfaction with lessons at health schools for asthmatic patients, by attracting the bachelors of science in nursing. It evaluates the efficiency of the schools' work.

Key words: nursing; bachelors of science; health schools.

For reference: Kondusova Yu.V., Kryuchkova A.V., Semynina N.M. Enhancing the effectiveness of health schools. Meditsinskaya Sestra. 2018; 20 (7): 49-50. https://doi.org/10.29296/25879979-2018-07-10

№ 7 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.