Научная статья на тему 'Наставления мудрых старейшин в трилогии "Манас"'

Наставления мудрых старейшин в трилогии "Манас" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
808
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУДРЕЦ / НАСТАВЛЕНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ДРУЖБА / FRIENDSHIP / WISEMAN / GUIDELINES

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тойчубек Кызы Жазгуль

В данной статье речь идёт о действии в эпосе «Манас», начиная с мудрецов старейшин Бакай, Акбалта, Кошой до чоро (ближайшие сподвижники эпического богатыря), как образца высокой мудрости, об их влиянии на молодое поколение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наставления мудрых старейшин в трилогии "Манас"»

Guidelines of wise elders in "Manas" trilogy Tojchubek kyzy Zh. Наставления мудрых старейшин в трилогии «Манас» Тойчубек кызы Ж.

Тойчубек кызыЖазгуль / Tojchubek kyzy Zhazgul — научный сотрудник, отдел «Манас, фольклор и акынская поэзия», Институт языка и литературы им. Ч. Айтматова Национальная академия наук Кыргызской Республики, г. Бишкек, Кыргызская Республика

Аннотация: в данной статье речь идёт о действии в эпосе «Манас», начиная с мудрецов старейшин Бакай, Акбалта, Кошой до чоро (ближайшие сподвижники эпического богатыря), как образца высокой мудрости, об их влиянии на молодое поколение.

Abstract: this section speaks about the events in "Manas" epos starting from a wise man among the elders Bakai, Akbalta, Koshoi do choro (the closest supporters of epic hero) as a pattern of deep wisdom, of their impact on young generation.

Ключевые слова: мудрец, наставления, воспитание, дружба. Keywords: wiseman, guidelines, education, friendship.

Не зря сказано, что мудрое выражение передаётся из уст в уста «Карынын кебин капка сал» (досл. спрячь в мешок то, что говорит старейший (надо прислушиваться к старшим)). Отцы преклонного возраста становятся почётными в доме, уважаемые матери, которые говорили мудрые наставления, воспитывая с хорошим намерением, надеясь от своих детей на многое. С древних времён наши предки уважали старших, сажая их на почётное место, придерживаясь мнения, заботились, чтили, оказывая почёт, правильно воспринимая добрые советы, на этой основе воспитывались, и использовали в воспитании своих детей.

Такой обычай сохраняется и в трилогии «Манас». В эпосе «Манас» можно увидеть высокий образец мудрости, которую проявляли в своих действиях такие мудрецы, как Бакай, Акбалта, Кошой и другие. Как мы выше указали, начиная с такого богатыря как Манас до чоро (ближайшие сподвижники эпического богатыря), говорили «карынын сeзY - акылдын кeзY» (досл. слова старейшины - слова мудрости), уважая мудрых старейшин, оказывая почести, прислушиваясь к напутствиям и используя их в жизни. Например, когда Манас, озорничая, начал бить детей калмыков, Жакып, печалясь, говорит «дитя моё, ты доконаешь меня, разграбишь весь мой скот»: Минте берсец, сен балам, Казмак болдуц орумду Кайнатмак болдуц, кулунум, Капкайдагы шорумду, Кетиресиц алымды, Бул тентегиц койбосоц Талатасыц малымды [6, с. 82].

(досл. если ты так будешь поступать, то доведёшь меня до гроба, принесёшь мне несчастье, я ослабею, если ты не перестанешь озорничать, разграбят весь скот). Тогда Акбалта, придя к Жакыпу, говорит следующие наставления: Эркек бала шок болсун Мал багар уул болгунча Бар болгунча жок болсун! Малга ишенген болобу, Малыц бала болобу? [6, с. 8]

(досл. мальчик пусть будет озорным, лучше быть озорным, чем совсем не быть сыну, если б он просто пас скот, пусть его совсем не будет, разве можно надеяться скотам, разве скоты могут заменить детей).

Акбалта говорит Жакыпу, что разве можно жалеть скотов, горюя, что сын стал озорным. Акбалта напоминая прошлое, прозревает Жакыпа, направляя на правильный путь, говоря ему слова наставления, о том, что твои стада скота, потом не будут тебе опорой, когда умер твой отец Каракан, когда калмыки начали делить вас, когда вы видели позор, унижение, никто не был для тебя опорой. Когда твой сын Манас подрастёт, он может отомстить калмыкам за тебя. Поэтому своего сына Манаса считай опорой, правильно воспитывая, расти его.

Аркар, кулжа тоонуку,

Сенин кейип жаткан бул малыц,

КYчeсe бир кун жоонуку,

Бул тентек балац оцолот,

влбесе бир кун журттуку,

Бекерге жыйган куу малыц,

Кыйкырса бир кун жуттуку [6, 86 с.]

Эселек Жакып не дейсиц,

Эркек балац шок болсун.

Шок болбосо ал бала,

Туулгуча жок болсун.

Эркек балац эр болсун,

Эр болбосо ал бала,

Туулбай кара жер болсун.

Куптуцду чечер шер ушул,

КYPДeлYy чечен эр ушул.

YзYлгeнYЦ улоочу

Чачылганыц жыйноочу,

вчкен отуц тамызат,

Аман болсо бул бала

влген жаныц тиргизет [6, с. 108-109].

Говоря такие слова наставления, Акбалта объясняет, что Жакып неправильно делает, жалея о том, что сын стал таким, горюя о своем скоте, что в один день этот скот, которого он жалел, будет джут (массовый падёж скота от бескормицы). Вот такие мудрые наставления Акбалта можно говорить молодым, чтобы они не были скупыми, а были щедрыми, чтобы они не были эгоистами, а помогали друг другу.

В эпосе всегда встречаются мудрые старейшины как Бакай, Кошой, Акбалта, которые как отцы, заботились о Манасе. Они всегда приходили на помощь Манасу, говоря слова наставления, мудрости, заветы, воспитывали, когда он попадал в трудную ситуацию. Также они говорят наставление о том, что люди всегда должны жить в дружбе, единстве с соседними государствами. Потому что: Казак, кыргыз, катаган, Баарыбыз бир атадан. Койубуз болду короолош, Ашыбыз болду жороолош [6, б. 339].

(досл. казахи, кыргызы, катаганы, все из одной крови, всё добро делится поровну). Бакай, показывая свою мудрость, показывая такие глубокозначимые, содержательные, с высоким воспитательным содержанием заповеди, наставления, используя в нужном месте, своими словами как золото, призывает и воспитывает Манаса и его чоро, а также всех людей, к дружбе, единству, терпеливости, сдержанности в действиях, призадуматься в каждом деле. Манас тоже прислушивался, показывая ему правильный путь в сражениях с врагами, он всегда приходил с победой.

Также Манас, прислушиваясь к словам Бакая, Кошой, Акбалта, говорил следующее:

Абам Кошой карыям,

Айла тапкыч олуям.

вйде тартсам ебегум,

Ылдый тартсам желегум,

Астыга салсам ак жолум.

Аркамда журсе сан колум! [6, с. 555]

(досл. Кошой мой старейший брат, провидец, который находит уловки, везде и всюду, моя опора).

Вот так уважая, почитая мудрые наставления старейшин, всегда поддерживал их. В таком русле они воспитывали не только Манас, но и потом сына Манаса Семетей, далее Сейтек. Кец езенге жер керек, Жетилип келген жетимге Эртецки куну эл керек. Адырман тоого бел керек, Азамат эрге эл керек.

(досл. для речки нужна земля, как для подросшей сироты нужен народ, а для хребта нужна гора, как для молодца нужен народ). Ай бексеруп кун етет, Арадан эчен жыл етет. Жер жацырып чеп болот, Эл жацырып, журт толот [6, 644 б.].

(досл. дни, месяцы проходят, земля обновляется новой травой, народ, обновляясь, становится родным).

Здесь говорится о том, что молодцу, достигнувшему совершеннолетия, нужен народ, став мужчиной он должен служить народу, защищать честь и достоинство в единстве с народом, всегда должен работать для народа, только тогда он может достичь больших успехов. Вышеуказанные строки являются открытым доказательством того, что наставления говорится для Семетей, который должен найти свой народ, свою землю: «адырман тоого бел керек, азамат эрге эл керек» (досл. для холмистой местности нужен перевал, а для молодца нужен народ).

«В великом слове, узлом завязана святая душа, которую глазами увидишь, не насытишься, ухом услышишь, не утолишься, которая посвящая своему потомству, которая прошла путь наших предков, людей, живущих на земле до сегодняшнего дня. Объяснять детально и использовать его обязанность каждого. Ни один человек не может отказаться от этого. Это один из ветвей общего духовного богатства» (Исаков Б., Чоюнбаев О. "Манас таалими" Б.; 2008). Какое бы время не было, даже когда идёт информационно-технический прогресс, в наших национальных наследиях, в том числе в энциклопедии кыргызского народа эпоса «Манас» соединены накопленный из жизненного опыта мастерство, точнее говоря, никогда не забудутся мудрые наставления для воспитания молодёжи. Наоборот, притягивая к себе читателей, воспитывает росту духовного богатства, быть почётным гражданином кыргызского народа.

Кыргызы были прославлены давным-давно, когда умер хан Каракан, такие ханы Китайцев, как Молто, Алооке с большими людьми пришли и завладели кыргызами, разделяя их в разные стороны, по той причине, что объединившись, они вызывают угрозу. Олжо кылып оцбогур Беш кекулдуу кыз алды. Талдын баарын сулатты. Тамдын баарын кулатты. Такыр чаап алды эми Акыр-такыр заманды Журт башына салды эми [6, с. 27].

Эта атака станет для кыргызов самым тяжелым, самым трудным бременем. Стояла угроза быть раздробленным, разгромленным, исчезнувшим из истории. Биреену айда Кацгайга, Биреену айда кара калмак Алтайга

((досл. одних разогнали в Кангай, других разогнали на Алтай) - так кыргызы были изгнаны). Для кыргызского народа, когда находились в таком тяжёлом положении, не было храбростью, если бежали бы, спасая только себя. Потому что кыргызский народ, с давних времён воспитывался под девизом «эр жигит эл четинде, жоо бетинде» (досл. храбрый мужчина должен охранять границу, быть в первом ряду у врага). Поэтому в чужой земле, среди чужих людей, чтобы как то выжить, нужно было каким-то образом действовать. В таких тяжёлых случаях, держались на наставлениях мудрых старейшин. Кечууге тиккен бак да жок, Керсейип жатаар чак да жок. Сегиз-тогуз жыл болсун, Жан аябай турушуп, Аябай жанды багалык [6, с. 37].

(досл. даже нет дерева, чтобы посадить, нет времени, чтоб держать себя высокомерно, пусть пройдет лет восемь-десять, не жалея силы, нужно выживать) - так говоря, они ищут путь к развитию. Пригнанные кыргызы, как-то выживая, пасли скот калмыков. В один день Акбалта собрал кыргызов из сорока домов и сказал слова наставления, говоря следующее: «мы должны пахать землю, сеять урожай, есть рудник золота, мы должны вскопать, не время, лежать и ничего не делать, нужно трудиться». Его слова были верными. С одной стороны, они пашут землю, сеют урожай, с другой стороны, начинают добывать рудник золота. Добытое золото обменивают у калмыков на скот и очень разбогатеют. Продав созревший урожай, начинают жить в достатке. Следующие строки доказывает эту мысль: «Байлыктын карама-каршы

TYШYHYГY жакырчылык башкача айтканда, байлык - жакшылык, жакырчылык - жамандык категориясына кирет» (Богатство - противоположное понятие бедным, точнее говоря, богатство - входит в категорию добра, нищенство - в категорию зла), «Малдуу киши хан болот» (досл. богач, имеющий много скота, будет ханом), «Адамдын KYЧY мал болот» (досл. сила человека - это скот). Но только тогда будет положительным явлением, если использовать это богатство для добра [Кудабаева Гулира Байдылдаевна. Б-2003, дисс. 15-с ]. Каракан, заимев неисчислимый скот, становится богатым, живя в достатке, доходит до Алая. Акбалта метко обозначив, что путь развития только через труд, говорил следующие мудрые слова: «Кырсыкты чечсе жараткан, Дардайышып жатасьщ, Алып койгон эмгектин, Табагын тайга сатасыц. Эмгек кыл, балдар эмгек кыл Акыцды эмгек кайтарат. Арыганыц семирет,

Ачкан курсак тоюнат» [6, с. 15], тем, он призывает, не терять надежды, что на сегодняшние мучения, завтра будет добро, особенно призывает к труду молодое поколение. Пригнанные кыргызы во главе с Жакыпом, своим честным трудом добывая золото, сея урожай, наполняя своё богатство, заимев неисчислимый сот, становятся богатыми, прославившись на весь мир [Энциклопедия Манас. Тема труда. Б 1995, 2-том, 366 с]. В эпосе «Манас» тема труда описывается широко. Таким образом, умом Акбалта в Алтае трудясь, сея хлебные злаки, насытившись, избавились от многих горестей. Это говорит о том, что мудрые слова, сказанные Акбалта, с помощью честного труда можно избавиться от трудностей кыргызского народа.

Тема труда в эпосе стоит на главном месте. Призывая к труду, к терпеливости, к свободе, оценивается как средство ликвидации человека, сидящего в плену. Акбалта тилин алалы, Агызып терди мацдайдан Аштыкты кенен салалы... Кара жерди биз быйыл, Кетмендеп жатып оелу. Эми мээнет кайтты деп, Малга тунуп калышып. Санаасы менен болуптур, Сандыгынын баарысы

Сары алтынга толуптур [Эпос «Манас» укороченный вариант. Ф., 1958 1-книга. 15 с.]. В этих строках описывается наслаждение, труда собственными силами, о том, что если человек не трудится, то не может добиться своего хозяйства, не может достичь, того, чего хочет. Труд даёт толчок к понятию человека, кто он. Человеческое достоинство видно в результате трудовой деятельности. С помощью инициативы Акбалта кыргызы не только думая, как прокормить себя, старались дойти до своей родины. Труд, превращаясь в цель человека в обществе, увеличивает дружбу, согласие людей. Также «один из устойчивых мотивов эпоса -объединить разгромленный, рассеянный народ, освободить народ, отечество от захватчиков, довести до независимой, равноправной, благодатной жизни угнетенных людей, всегда желая согласие, дружбу, призывая к единству» [Жумалиев К. «Манас» эпосунда Ата-Журт, Мекен TYШYHYKтeрYHYH чагылдырылышы, 2014. 34 с.].

Как было выше отмечено, единство, согласие между людьми, показывают только дорогу к благоденствию. В эпосе Акбалта, Бакай и другие мудрые старейшины, всегда призывали Манаса и его чоро к единству, согласию, воспитывая, своими наставлениями направляя на правильный путь, когда возникали распри. Один из таких явлений, когда Чубак препирается с Алмамбет, заводя распри, Бакай говорит Чубак: - когда мы ссоримся, разрушаем себя, сами себя тянем назад, даже если мы будем слонами, даже если нас будет тысячи, мы уничтожимся, Алмамбет ни на шаг не сдвинулся со своего места, не злись Чубак, растерянный Алмамбет не служил калмыкам! Он служит тебе, будь внимательным, Чубак: Белунсец беру жеп кетет, Белунуп калды кыргыз - деп Белек элге кеп кетет. Жарылсац уруу алуучу, Жай уксац акыл нак ушу. Кандыгым кеткен меники,

Калкты бузуп женешуц, Кандай жумуш сеники? [2, 338 с.].

«Если хочешь знать, он из-за нас мучается, его служба не для меня, а для тебя» говоря Чубаку такие слова, Алмамбет рассказывает какие трудности, он перенёс, его действия для нас чисты. Не разрушая народ, не делясь, все должны делать своё дело в единстве. Поэтому, говоря слова наставления, направляя на правильный путь, останавливает раздор, говоря, что они должны действовать в согласии, в единстве.

Здесь мы наблюдаем мудрость Бакая. Потому что, когда Чубак заводя распри, этим доведя до мучения народ, своей красноречивостью, мудростью заставил Чубак поступать обдуманно, открыл дорогу, никогда не делясь, делать своё дело в единстве. В эпосе Бакай - это мудрый старейшина, постоянно говоря свои мудрые слова всем, показывает правильные пути в трудности.

Мудрый человек - это много знающий, много видящий, ума палата, умудрённый опытом человек. С давних времён кыргызский народ бережно относился к мудрецам, обращая внимание на мудрые поучения. Мудрые старейшины наблюдают, за сохранением норм чести и совести среди людей. Вместе с тем, когда народ охватывает трудность, умели находить правильные пути. Мудрость оценивался народом, это особый статус, намеченный обществом. В жизни такой статус имели не только люди пожилого возраста, но и молодые люди, которые могли справедливо решать сложные проблемы. Значит, описание мудрости в эпосе обращает на себя внимание в качестве широкого охвата духовной способности народа, сильной опорой в развитии общества, как одного из лучей прогресса [Энциклопедия «Манас». Б., 1995, Акылмандык. 1 т., 69 с.]. Бакай, как выше было сказано, своим умом смог остановить ссору Чубак, призывая между чоро дружбу, согласие, понимания между собой. Он смог остановить не только ссору между чоро, но также смог сохранить единство, согласие всего кыргызского народа. Мы воспринимаем Бакая, как он всей душой, своей честной службой стал образцом всего чоро, кроме того мы можем воспринимать его как показатель в качестве неустанного служителя кыргызского народа.

Литература

1. Манас энциклопедиясы. Акылмандык. Б., 1995. 1 т., 69 б.

2. Орозбаков С. "Манас" эпосу. 8-8-томдор. 338 б.

3. Жумалиев К. "Манас" эпосунда Ата-Журт, Мекен тушунуктерунун чагылдырылышы, 2014. 34 б.

4. "Манас" эпосу. Кыскартылып бириктирилген вариант. 1-китеп. 15 б.

5. Манас энциклопедиясы. Эмгек темасы. Б., 1995. 2 т. 366 б.

6. Каралаев С. "Манас" эпосу. Б., 2010. 15 б.

7. Кудабаева Г. Б-2003, дисс. 15 б.

8. Исаков Б., Чоюнбаев О. "Манас таалими" Б., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.