ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Konoplyannikova T. V.
Associate Professor, Department of Civil Law and Procedure, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Orenburg State University Khitrova M.M.
2nd year law student Orenburg State University
INHERITANCE AGREEMENT - NEW TYPE OF INHERITANCEIN THE CIVIL LAW OF THE
RUSSIAN FEDERATION
Коноплянникова Татьяна Валерьевна
доцент кафедры гражданского права и процесса, кандидат педагогических наук, доцент Оренбургский Государственный Университет Хитрова Мария Михайловна студентка 2 курса юридического факультета Оренбургский государственный университет
НАСЛЕДСТВЕННЫЙ ДОГОВОР - НОВЫЙ ВИД НАСЛЕДОВАНИЯ В ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Summary. The article analyzes the new institution of Russian civil law inheritance agreement as the third type of inheritance, defines its role in civil law. The experience of Western European countries is studied, the positive and negative sides of the investigated contractual construction are presented. The conclusion is drawn about the need for the development of this design and its improvement in the framework of Russian civil law.
Аннотация. В статье проанализирован новый институт российского гражданского права - наследственный договор как один из видов наследования, - определена его роль в гражданском законодательстве. Изучен опыт западноевропейских государств, представлены положительные и отрицательные стороны исследуемой договорной конструкции. Сформирован вывод о необходимости развития данной конструкции и ее совершенствования в рамках российского гражданского законодательства.
Key words: civil legal relations, inheritance, inheritance contract, types of inheritance, notarization, obligatory shares, transferor, property right.
Ключевые слова: гражданские правоотношения, наследство, наследственный договор, виды наследования, нотариальное заверение, обязательные доли, отчуждатель, право собственности.
Современное российское гражданское право Д. В. Бушляковой, И. А. Гребенкиной,
постоянно развивается в рамках Стратегии В. Н. Сидоровой, А. К. Бейном. развития гражданского законодательства: в Наследственный договор впервые появился в
наследственном праве также происходит процесс Германии, Австрии и Швейцарии в средние века. В
формирования новых общественных отношений и дальнейшем наследственный договор получил
новых законодательных конструкций. Поэтому мы положительные оценки и продолжал развиваться
считаем необходимым проанализировать как институт гражданского права. И.В. Матвеевым
некоторые институты наследственного права указано, что в качестве первичной формы можно
зарубежных стран и возможности их применения в рассматривать германскую модель,
российской правовой системе. устанавливающую приоритеты завещательных
К таковым относится передача имуществе распоряжений над договорными составляющими
наследодателя наследнику. В Китае под этим [9, с. 6]. Немецкое наследственное право
понимается договор завещательного дара при устанавливало, что наследственные договоры
условии материального ухода и содержания за могли заключаться как в пользу наследников, так и
наследодателем при жизни и взятии на себя всех третьих лиц (может и не членов семей), которые не
затрат при погребении [9, с. 5]. В отечественном призываются к законному наследованию. Данное
праве рассматривалась сфера правового положение закреплено в наследственном праве
регулирования данных соглашений правоведами Латвии, Украины, Швейцарии [2, с. 5]. В. О. Аболониным, А. Г. Буровым, Положительные аспекты внедрения в
О. Е. Блинковым, Н. Ю. Папушиной, наследственное право наследственных договоров
И. В. Матвеевым, В. А. Девкиным, ясно обозначены Д. В. Бушляковой [5, с. 51]:
- обязанности получателей наследства по
договору шире, чем по договору ренты;
- приобретатели дисциплинируются за счет того факта, что право собственности переходит к ним только после смерти наследодателей;
- не требуется государственная регистрация соответствующих прав собственности;
- договор может изменяться или расторгаться при условии согласия всех сторон (завещание может изменяться в любой момент по желанию наследодателя).
Лица, связанные с наследственным договором и обладающие правом призваться к процессу наследования, обязаны исполнять после смерти наследодателей возложения имущественного и неимущественного характера. Проверять процесс реализации возложений обязаны наследники, душеприказчики, нотариусы, управляющие наследственными делами. В контексте этого, мы можем выделить негативные моменты наследственных договоров: каким образом соотносится наследственный договор и обязательные доли в наследстве. Гражданское законодательство Швейцарии устанавливает так называемый «негативный договор», когда наследником оформляется отказ от положенной ему обязательной части наследства на возмездных основаниях [2, с. 6]. Есть противоположная точка зрения (Австрия), в которой закрепляется правило «свободных четвертей», в соответствии с которым наследственный договор охватывает лишь три четверти наследства. В российском гражданском праве данная проблема не решена, хотя мы склонны к швейцарской модели в этом вопросе.
До 2018 года ГК РФ предусматривал лишь две формы наследования: по закону и по завещанию. Федеральным законом от 19 июля 2018 г. №2 217-ФЗ была введена в часть 3 ГК РФ (ст. 1140.1) новый вид наследования - наследственный договор, положения о котором вступили в силу с 01.06.2019 года [1].
Пожилые люди могут заключать либо наследственный договор, либо договор пожизненной ренты при условии пожизненного содержания с иждивением имущества, которое принадлежит пожилому человеку на праве собственности. Обозначенные две сделки идентичны по обязательствам по передаче имущественных прав от одной стоны к другой при выполнении заданных условий договоров. Отличия заключаются в двух факторах:
- дата перехода прав собственности: приобретатель получает имущественные права по договору ренты в момент заключения договора, по наследственному договору наследник получает права собственности после смерти наследодателя;
- договор пожизненной ренты устанавливает, что наследник обязан лишь организовать пожизненный должный уход и содержание наследодателя; обязанности приобретателя имущественных прав при наследственном договоре расширены до действий имущественного и неимущественного характера.
Таким образом, наследственный договор позволяет наследодателю сохранять статус собственника недвижимости в течение своей жизни. Но вместе с тем, переходящее от отчуждателя имущество исключается из наследственной массы [3, с. 4].
Все наследственные договоры нотариально заверяются, а при отчуждении наследуемого имущества обязательна государственная регистрация.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о преимуществах введения в наследственное право наследственного договора: обеспечивается свобода договорных отношений и защита от возможных злоупотреблений со стороны как плательщика, так и получателя ренты.
Анализ наследственного договора позволяет сделать вывод о схожести его с завещанием в контексте распоряжения имущественными правами. Но мы можем предположить, что наследственный договор будет приоритетным по отношению к завещанию, поскольку составление завещания на имущество, которое будет являться предметом наследственных договоров, оно будет признано ничтожным, причем, вне зависимости от момента составления завещания. Имущественные права, входящие в предмет наследственных договоров, исключаются из наследственной массы и, следовательно, не могут перейти ни к наследникам по завещанию, ни по закону.
Ст. 1140.1 ГК РФ устанавливает возможность заключения наследственных договоров между супругами. Соотнесем наследственный договор с такой юридической конструкцией как совместное завещание супругов. Последнее дает возможность пережившему супругу отменять ранее принятые распоряжения, отказаться от имущества по завещанию и начать свободно распоряжаться собственным имуществом [4]. По наследственному договору переживший супруг имеет право отказаться от имущества, переходящего ему по договору, но это не позволяет возобновлять свободу завещания. С наследника может быть снята обязанность только в том случае, если в договоре есть прямое указание на возможности расторжения.
Мы считаем, что нормы о совместных завещаниях супругов, предложенные
в Законопроекте, неудачны. Причиной тому является как неоднозначное регулирование вопросов, которые могут возникнуть при составлении общего завещания супругов, так и отсутствие практической пользы от предлагаемых изменениях, так как Законопроект не предлагает механизмов понуждения пережившего супруга к исполнению совместного завещания. В соответствии с данными изменениями, супруги, которые составили совместное завещание могут определить судьбу общего имущества в случае единовременной смерти и/или порядок перехода совместного имущества в случае смерти одного из супругов. Данная норма соответствует общим принципам наследования. Однако на практике
возникают определённые вопросы. Так, законодатель ставит действительность совместного завещания в зависимость от сохранения супругами брака к моменту смерти. Прекращение брака (расторжение или признание его недействительным) прекращает действие совместного завещания [8, с. 116-117].
Необходимо обратить внимание на то, что Законопроект предоставляет возможность назначить душеприказчика, а также дать иные распоряжения на случай смерти. Правда, какие именно это распоряжения, закон не раскрывает. Мы предполагаем, что «иные распоряжения» закрепляются наследственными договорами, возможность заключения которых также вводится обсуждаемым Законопроектом [8, с. 117].
Следовательно, договор наследования и совместное завещание - это отличные друг от друга юридические конструкции.
Анализ ст. 1140.1 ГК РФ позволяет выделить некоторые проблемы практической реализации наследственного договора.
Недобросовестные наследники получают дополнительный инструмент оспаривания завещания путем составления
фальсифицированного документа (установленное правило видеофиксации не спасает ситуацию, поскольку от нее есть возможность отказаться). Защита от фальсификации нам видится в усложнении процедурных вопросов: наличие свидетелей, удостоверение более, чем одним нотариусом, заключение договора в судебном порядке [7, с. 97].
Следующая проблема - как определять обязательную долю в наследственной массе, права на которую не распространяются на имущественные права, определенные
наследственным договором. С точки зрения Н. Е. Папушина, это представляется как допустимое законодательством ограничение свободы завещательного распоряжения [10, с. 12]. При наличии такого ограничения необходимо анализировать другое ограничение свободы завещания - заключение наследственного договора в сущности.
И еще одна проблема реализации наследственного договорам - это долги: приобретатели не отвечают по долгам наследодателя (это еще одно отличие от наследников). Может быть, в данном контексте следует применить правило «свободной четверти», о чем говорили выше.
Также, в современной правовой литературе выделяются основные недостатки наследственного договора [6, с. 133]:
- обязательная оценка наследуемого имущества независимыми оценщиками (в отличие от завещания возрастают денежные затраты на процедуру наследственного договора);
- наследственный договор может быть расторгнут с согласия всех сторон либо в суде [6, с. 134]. Это приводит к тому, что правом расторгать
наследственный договор обладает тот же, кто исполняет контрольные функции по отношению к приобретателям наследственных прав.
В качестве общего итога отметим прогрессивный характер новой формы наследования - наследственного договора [11, с. 77]. Наследственный договор расширяет возможности наследодателя, например, по определению способов распоряжения своими имущественными правами после смерти и т.д.
Но остаются вопросы, на которые пока мы не видим ответов:
- каков обязательственный потенциал наследственных договоров;
- могут ли выгодополучатели не исполнять договорные обязательства, если они отказываются от отчуждаемого имущества;
- существует ли возможность уступки прав по наследственным договорам;
- есть ли возможность включать в текст договора различные односторонние указания и распоряжения (сочетать условия наследственного договора и завещания);
- возможно ли рассматривать возмездность в качестве критерия классификации наследственных договоров;
- имеет ли наследственный договор презумпцию возмездности договорных отношений;
- возможен ли переход прав по наследственным договорам по процедуре наследства.
Исходя из проведенного анализа новой юридической конструкции в гражданском праве, можно сделать вывод о необходимости тщательного рассмотрения всех возможных вопросов и устранения проблем наследственного договора, тем самым совершенствуя наследственный договор в интересах граждан, выступающих наследниками при оформлении данных договорных отношений.
Список литературы
1 О внесении изменений в ст. 256 ч. I и ч. III Гражданского кодекса РФ: федер. закон от 19 июля 2018 года № 217-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 30. - Ст. 4552.
2 Аболонин, В. О. Общая характеристика наследственных договоров в праве Германии, Австрии и Швейцарии / В. О. Аболонин // Нотариальный вестник. - 2018. - № 3. - С. 4-9.
3 Блинков, О. Е. О наследственном договоре в российском наследственном праве: быть или не быть? / О. Е. Блинков // Наследственное право. - 2019. - № 4. - С. 4-8.
4 Буров, А. Г. Наследственный договор -новшество наследственного права России / А. Г. Буров // Политика, государство и право. Электрон. журн. - 2019. - № 7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://politika.snauka.ru/2019/07/851
5 Бушлякова, Д. В. К вопросу о проблемах применения наследственного договора в
Российской Федерации / Д. В. Бушлякова // Евразийская адвокатура. - 2019. - № 6. - С. 51-54.
6 Гребенкина, И. А. Совершенствование наследственного права: все ли предлагаемые изменения обоснованны?/ И. А. Гребенкина // Lex Russica. - 2018. - № 9. - С. 133-137.
7 Девкин, В. А. Наследственный договор как институт гражданского права / В. А. Девкин // Закон и порядок : материалы I Международной научно-практической конференции (январь 2019 г.) : сб. науч. тр. - М. : Спутник+, 2019. - С. 96-98.
8 Коноплянникова, Т. В. Совместное завещание супругов : миф или реальность для российской правовой системы ? [Электронный ресурс] / Коноплянникова Т. В., Биктимирова Р. И. // Science and society - Methods and problems of practical application : proceedings of the 4th
International conference, 15 May 2018, Hamilton, Canada / Editor Lucas Koenig. - Электрон. дан. -Canada : Accent Graphics Communications & Publishing,2018. - . - P. 114-118.
9 Матвеев, И. В. Наследственный договор: опыт Европы и перспективы появления в гражданском праве РФ / И. В. Матвеев // Российская юстиция. - 2019. - № 2. - C. 5-8.
10 Папушина, Н. Ю. Наследственный договор: перспектива появления в российском наследственном праве / Н. Ю. Папушина // Нотариальный вестник. - 2019. - № 2. - С. 12-17.
11 Скопиченко, О. В. Наследственный договор в системе гражданско-правовых договоров / О. В. Скопиченко // Наследственное право. - 2018. - № 4. - С. 76-79.