Наследственный договор как новелла гражданского права: возможности и ограничения правоприменения
Брыкалова Мадина Николаевна,
аспирант, Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ)
E-mail: [email protected]
Отечественное наследственное право дополнено новеллой о наследственном договоре, являющемся инструментом волеизъявления физического лица для распоряжения принадлежащим ему имуществом на случай смерти. Статья содержит краткие сведения об истории отечественного наследственного права. Автор дает толкование понятию наследственный договор, разъясняет, в чем заключается особенность применения, а также необходимость принятия указанной нормы права. Статья раскрывает и анализирует основные понятия наследственного договора, а именно стороны договора, а также участника наследственного договора - третьего лицо. Рассматриваются способы использования наследственного договора, как для передачи имущества стороне (сторонам) договора, так и третьему (третьим) лицу (лицам), а также вопросы, которые могут возникнуть при применении указанной нормы права. Выносит на обсуждение вопрос ответственности стороны договора по обязательствам наследодателя. Автор приводит мнения ученых - цивилистов, а также своё видение правоприменения.
Ключевые слова: наследственный договор, третье лицо, выгодоприобретатель, имущество наследодателя, права и обязанности.
Наследственное право России, со времен договора Руси и Византии 911 года, знало две формы принятия наследства - по закону и по завещанию. Так, в Русской правде (1016-1062 г.г.) кроме наследования по закону, было предусмотрено наследование «по ряду» - письменном волеизъявлении владельца имущества о разделе его собственности между членами его семьи после его смерти [1с.14].
Впоследствии, нормы наследственного права менялись в зависимости от развития социальных и экономических отношений.
К середине 19 века «назрела» необходимость в наследственной реформе, так как нормы наследственного права стали нуждаться в дополнительных инструментах регулирования наследственных взаимоотношений, ввиду «устарения» применяемых норм.
В наследственную реформу также должен был войти раздел, посвященный договорам о наследстве, разработанный графом М.М. Сперанским и включённый в Проект русского гражданского уложения 1814 г., которому не суждено было быть принятым.[2]
27 апреля 1918 года был принят Декрет ВЦИК РСФСР «Об отмене наследования» статья 1 которого отменяла наследование как по закону, так и по завещанию. Имущество, после смерти владельца, становилось государственным достоянием Российской Социалистической Советской Федеративной Республики[3].
Переход от социалистического уклада к демократическому, в 90 -х годах прошлого века, повлек за собой изменение имущественных взаимоотношений. Порядок наследования, перенятый со времен ГК РСФСР, а также правовые инструменты наследования (завещание, наследование по закону) перестали отвечать социальным и экономическим требованиям, ввиду перехода к рыночной экономике, динамично развивающейся и постоянно преобразовывающейся.
26.11.2001 г. Ж46-ФЗ была принята третья часть Гражданского кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 19.07.2018 г. принята норма права, статья 1140.1, предусматривающая распоряжение наследственным имуществом путем заключения наследственного договора. Данный институт: «...нацелен на расширение возможностей наследодателя при выражении им завещательных распоряжений.» [4.с.1].
Необходимость данной нормы также является: «стремление государства расширить возможности
5 -о
сз ж
■с
граждан в сфере правопреемства, что обусловлено предпринимательским интересом».[5]
По смыслу наследственный договор есть соглашение о порядке и условиях перехода наследственного имущества, заключенный между лицом, передающим имущество на праве наследования и лицом (лицами) принимающими указанное имущество. Договор наследования может содержать условие о третьих лицах, которыми наследственное имущество наследуется в соответствии с наследственным договором.
Сторонами наследственного договора являются наследодатель и лица, которые могут призываться к наследству.
Отчуждающая сторона договора указана в статье 1140.1. ГК РФ как «наследодатель», что аналогично стороне наследственного договора, в Гражданском уложении Германии (ГГУ) 2274-2302[6]. Вместе с тем понятие «Erblasser» используется в немецком языке как для указание завещателя, так и стороны наследственного договора и переводится на русский язык в зависимости от смысла текста.
В соответствии с системным толкованием права, наследодателем является «умершее физически лицо, чьи имущественные права переходят к наследникам» [7 с. 16]. Принимая во внимание, что обязательным свойством наследодателя является состояние смерти, определение соответствующего названия стороны наследственного договора достаточно активно обсуждалось цивилистами. Было предложено указать стороны наследственного договора как: «возможный наследодатель» и «потенциальный наследник» [8c.56-64] c; «от-чуждатель» и «приобретатель» [9]; «возможный наследодатель» и «эвентуальный наследник» [10 с.56-64].
По мнению автора употребление, для определения сторон договора термина, состоящего из двух слов утяжелит и усложнит конструкцию статьи 1140.1 ГК РФ, вместе с тем определение сторон наследственного договора как «наследодатель» и «лицо которое может призываться к наследству» несомненно требует доработки.
Сторона договора именуемая «любое из лиц, которые могут призываться к наследованию» также стала предметом обсуждения цивилистов, ввиду неясности как в количестве участников («любое из лиц, которые могут призываться к наследству» используется в единственном числе, а «сторонам договора» в множественном числе»)[11 ], так и по определению лиц (лица) с которым данный договор можно заключить, так как указывая, что договор может быть заключен с «любым из лиц, которые могут призываться к наследованию (статья 1116)», так как в указанный перечень автоматически попадают лица, с которыми договор за-Е ключить невозможно (зачатые при жизни насле-2 додателя, наследственный фонд, учрежденный £3 во исполнение последней воли наследодателя)[12]. еЗ Статья 1140.1 помимо сторон договора содер-5в жит сведения о третьих лиц, которые «могут при-
зываться к наследованию (наследственный договор)».
При этом, по смыслу ст. 1140.1 ГК РФ третьи лица могут призываться к наследованию (ч. 1 ст. 1140.1 ГК РФ) однако стороной договора не являются. На третьих лиц могут быть возложены обязанность совершить действия так, как указанная обязанность возложена на участников договора, которые могут быть призваны к наследству. Обоими указанным свойствами третьи лица обладают.
Есть мнение, что законодатель не должен выделять в наследственном договоре третьих лиц, так как третье лицо является наследником, призываемым к наследованию и необходимости в его выделении нет.[13]
Вместе с тем автор полагает, что указание в договоре третьих лиц фактически дает возможность правопреминителю на заключение наследственного договора двух видов - 1) с 1 кругом наследников, являющихся стороной (сторонами) договора и 2) с участием третьих лиц.
Неуказание третьих лиц в наследственном договоре ограничивает функциональность наследственного договора и сводит его на принятие наследства сторонами, участвующими в договоре по следующим основаниям.
В наследственном договоре третье лицо фактически может стать бенефициаром договора, так как структура наследственного договора позволяет, чтобы выгодоприобретателем наследственного договора было третье лицо, так как условия договора определяют порядок перехода на имущество наследодателя после его смерти к пережившим сторонам договора или к третьим лицам «...порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к пережившим наследодателя сторонам договора или к пережившим третьим лицам, которые могут призываться к наследованию (наследственный договор)».[14] Указанный порядок наследования близок к указанному в Гражданском уложении Германии наследованию с подна-значением (2100).
Примером можно указать если наследодателем является дедушка, стороной договора, с которой данный договор был заключен и который обязан совершить действия, сын наследодателя, а третьим лицом, т.е. выгодоприобретателем внук наследодателя.
Вместе с тем союз «или» является ограничительным и указывает на возможность принятия наследства либо стороной (сторонами) договора, либо третьим лицом (третьими лицами) и делает невозможным принятие наследства обоими участниками договора.
Указанное ограничивает права как наследова-теля, так и сторон договора и нуждается в дополнительном обсуждении.
В части наследования имущества, принадлежащего предпринимателю, возможно заключение наследственного договора с лицом, на которое возложить в качестве действий, указанных в наследственном договоре, управление предприни-
мательской деятельностью наследодателя в соответствии с наследственным договором при жизни наследодателя, что дает наследодателю возможность определить «пригодность» назначенного наследника к осуществлению предпринимательской деятельности. При этом ч. 10 ст. 11140.1 ГК РФ дает наследодателю возможность достаточно «безболезненно» прекратить обязанности наследника, совершив односторонний отказ от наследственного договор. В качестве бенефициара возможно указать наследственный фонд, который будет создан в соответствии с завещанием.
Предусмотренные частью 1 статьи 1140.1 ГК РФ действия, возлагаемые наследодателем на участников договора, совершаются при жизни наследодателя, так как абзацам 2 частью 10 данной статьи предусмотрена ответственность наследодателя по возмещению убытков сторонам договора в связи с исполнением условий наследственного договора. Вместе с тем законом не урегулирован вопрос отчётности по исполнению действий, предусмотренных наследственным договором. Возможно сам текст договора будет содержать условия по которым наследодатель при жизни будет контролировать исполнение наследственного договора, однако вопрос возникает по исполнению условий наследственного договора после смерти наследодателя.
Законодатель предусмотрел частью 2 статьи 1140.1 право требования исполнения условий наследственного договора наследником, душеприказчиком, сторонами и третьим лицом, однако, как производится данное исполнение, и кто осуществляет контроль за ним?
В законодательстве Германии предусмотрена ответственность исполнителя завещания перед остальными наследниками в виде отчетов, которые в случае длительного срока исполнения завещания, ответственное лицо обязано делать ежегодно.
Статьей 1140.1 ГК РФ не обговорены последствия неисполнения стороной условий договора в случае если он являлся единственной стороной договора. Влечет ли неисполнение условий договора стороной прекращение его действия? В случае если влечет, то каков порядок распоряжения имуществом, являющегося объектом наследственного договора?
Возможно имущество должно быть включено в наследственную массу, наследодателя и впоследствии унаследовано на общих основаниях.
Неясен порядок вступления в права по наследственному договору. Законодателем предусмотрен 6 месячный срок для принятия наследства с выдачей соответствующего свидетельства о праве нотариусом. В случае заключения наследственного договора, если для исполнения предусмотренных договором действий, необходимо более 6 месяцев, какие действия в таком случае необходимо предпринять нотариусу?
Объектом наследственного договора указано «имущество наследодателя». Вместе с тем, ста-
тья 1112 ГК РФ указывает в составе наследства, принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Таким образом, объектом наследственного договора указанный договор может быть заключен только в отношении имущества наследодателя, но не его прав.
Указанное расхождение также являлось объектом спора, возникшим между толкователями данной нормы по точке зрения сингулярного либо универсального правопреемства.
Так, сторонники сингулярного правопреемства указывают, что в наследственном договоре стороной является не наследник и наследодатель а приобретатель и отчуждатель, в связи с чем: «приобретатель не должен отвечать по долгам отчуждате-ля, в отличие от наследников» [15].сторонник сингулярного правопреемства указывают, что в тексте статьи о наследственном договоре содержится указание только на наследование имущества но не на наследование прав и обязанностей, в отличии от завещания.
Вместе с тем, статья 1175 ГК РФ предусматривает, что каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества. Каких-либо изменений касающихся наследственного договора данная статья не содержит. Таким образом, сторона договора может унаследовать имущество наследодателя, но не его права и обязано отвечать по обязательствам наследодателя, что влечет несоразмерность прав и обязанностей стороны договора, так как сторона договора отвечает по обязательствам наследодателя, но не может наследовать наследственную массу.
При изучении статьи 1140.1 ГК РФ возникают вопросы, нуждающиеся в разъяснении. Есть мнение, что ответы на данные вопросы будут получены при правоприменении в нотариальном и судебном порядке, вместе с тем автор полагает, что все возможные «доработки», необходимо провести в той мере которой возможно, по возможности оперативно для большей «привлекательности» наследственного договора в качестве инструмента наследования, так как указанные неясности будут расцениваться негативно со стороны потенциального наследодателя.
Литература
1. Великоклад Т.П. «Особенности наследования по завещанию в России. Автореферат. Канд. Юрид. Наук. М., 2008 г., с. 14
2. «Право наследования в гражданском праве России: монография» (Ходырева Е.А.) («Статут», 2022) КонсультантПлюс 09.04.2023 г. 10 ч. 13 мин.
3. Декрет ВЦИК от 27.04.1918 «Об отмене наследования» https://sozd.duma.gov.ru/bill/451522-7.
4. Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений в ча-
5 -о
сз ж
■с
сти первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации». Система обеспечения законодательной деятельности/ Законопроект № 451522-7 /https://sozd.duma.gov.ru/ bill/451522-7/09.04.2023 г.
5. Наследственный договор как способ защиты имущественных и корпоративных прав наследодателя, осуществляющего предпринимательскую деятельности» Анакеева А.Г. «Нотариус» 2021, № 4 /https://sozd.duma.gov.ru/ bill/451522-7
6. Гражданское уложение Германии (ГГУ) https:// docs.yandex.ru/docs/view 09.04.2023 г.
7. Осипов М.Ю, К вопросу о гражданско - правовой природе наследственного договора/ Наследственное права, 2019 г. № 2 с. 16
8. Казанцева Е.А. Наследственный договор. Наследственное права. 2019 г. № 4 с. 56-64
9. Проблемы правоприминения норм законодательства о наследственном договоре» Аникеева А.Г. Нотариус 2021 г., № 7 Консультант-Плюс 09.04.2023 г
10. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 Ш46-ФЗ (ред. от 28.02.2023) КонсультантПлюс 05.04.2023 г.
11. Статья: Наследственный договор (Казанцева А.Е.) («Наследственное право», 2019, N4) КонсультантПлюс 05.04.2023
12. Статья: Проблемы применения ном законодательства о наследственном договоре (Аникеева А.Г.) («Нотариус, 2021 г., № 7) Консультант-Плюс 05.04.2023
13. Бушлякова Д.В. К вопросу о проблемах применения наследственного договора в Российской Федерации. Евразийская адвокатура. 2017 № 7 с. 51
14. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)» от 26.11.2001 Ш46-ФЗ (ред. от 28.02.2023) КонсультантПлюс 05.04.2023 г.
INHERITANCE CONTRACT AS A NOVEL OF CIVIL
LAW: POSSIBILITIES AND LIMITATIONS OF LAW
ENFORCEMENT
Brykalova M.N.
Rostov State University of Economics (RINH)
Domestic inheritance law is supplemented by a short story about an
inheritance contract, which is an instrument for expressing the will
of an individual to dispose of his property in the event of death. The article contains brief information about the history of domestic inheritance law. The author gives an interpretation of the concept of a hereditary contract, explains what is the peculiarity of the application, as well as the need to adopt this rule of law. The article reveals and analyzes the basic concepts of the inheritance contract, namely the parties to the contract, as well as the participant of the inheritance contract - a third party. The ways of using the inheritance contract are considered, both for the transfer of property to the party (parties) of the contract, and to the third (third) person (persons), as well as issues that may arise when applying this rule of law. Brings up for discussion the issue of responsibility of the party to the contract for the obligations of the testator. The author cites the opinions of civil scientists, as well as his own vision of law enforcement.
Keywords: inheritance contract, third party, beneficiary, testator's property, rights and obligations.
References
1. Velikoklad T.P. "Features of inheritance by will in Russia. Abstract. Cand. Jurid. M., 2008, p. 14
2. "The right of inheritance in the civil law of Russia: a monograph" (E.A. Khodyreva) ("Statute", 2022) ConsultantPlus 09.04.2023 10 h. 13 min.
3. Decree of the Central Executive Committee of 27.04.1918 "On the abolition of inheritance" https://sozd.duma.gov.ru/ bill/451522-7.
4. Explanatory Note to the draft Federal Law "On Amendments to Parts One and Three of the Civil Code of the Russian Federation". Legislative Support system/ Bill No. 451522-7 /https:// sozd.duma.gov.ru/bill/451522-7/09.04.2023 G.
5. Inheritance contract as a way to protect the property and corporate rights of the testator engaged in entrepreneurial activity" Anakeeva A.G. "Notary" 2021, No. 4 /https://sozd.duma.gov.ru/ bill/451522-7
6. The Civil Code of Germany (GSU) https://docs.yandex.ru/docs/ view 09.04.2023
7. Osipov M. Yu., On the question of the civil nature Inheritance contract/ Inheritance Law, 2019 No. 2 p. 16
8. Kazantseva E.A. Inheritance contract. Inheritance rights. 2019 No. 4 pp. 56-64
9. Problems of law enforcement of the norms of legislation on the inheritance contract" Anikeeva A.G. Notary 2021, No. 7 ConsultantPlus 09.04.2023
10. "Civil Code of the Russian Federation (part three)" dated 26.11.2001 N146-FZ (ed. from 28.02.2023) ConsultantPlus 05.04.2023
11. Article: Inheritance contract (Kazantseva A.E.) ("Inheritance law", 2019, N4) ConsultantPlus 05.04.2023
12. Article: Problems of application of the nom legislation on the inheritance contract (Anikeeva A.G.) ("Notary, 2021, No. 7) ConsultantPlus 05.04.2023
13. Bushlyakova D.V. On the issue of the problems of the application of the inheritance contract in the Russian Federation. Eurasian Advocacy. 2017 No. 7 p. 51
14. Civil Code of the Russian Federation (Part Three)" dated 26.11.2001 N146-FZ (ed. dated 28.02.2023) ConsultantPlus 05.04.2023
2
CO