НАСЛЕДИЕ В.С. СОЛОВЬЕВА И СОФИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В РОССИИ XIX-XX ВВ.: ОБЗОР ДОКЛАДОВ СОЛОВЬЕВСКОГО СЕМИНАРА 2006 Г.
МАКСИМОВ М.В., д-р филос. наук, МАКСИМОВА Л.М., канд. филос. наук
Представлены обзор докладов Соловьевского семинара 2006 г. и информация об основных направлениях его деятельности.
Ключевые слова: Соловьевский семинар, философия.
SOLOVYOV HERITAGE AND SOPHIOLOGIC CURRENT OF PHILOSOPHIC THOUGHT
IN RUSSIA XIX-XX: THE REVIEW OF
MAKSIMOV M.V., Ph.D.,
The article contains the reports review from Solovyov
Key words: Solovyov seminar, philosophy.
Постоянно действующий научный семинар по изучению философского наследия В.С. Соловьева осуществляет свою деятельность на базе Ивановского государственного энергетического университета с 1999 г. Он является межвузовским научно-исследовательским центром, объединяющим и координирующим усилия философов и представителей профессиональных областей социально-гуманитарного знания в освоении идейного и теоретического наследия выдающегося русского философа.
В 2006 г. заседания семинара были объединены общей темой «Наследие В.С. Соловьева и софиологическое направление философской мысли в России XIX-XX вв.» В течение года были проведены следующие заседания: «Софио-логическое направление в русской философии и культуре: истоки, становление, эволюция»
(27-29 апреля 2006 г.), «Владимир Соловьев и софиологическое направление в русской философии XIX-XX вв.» (13-14 октября 2006 г.), «Философско-культурологическое измерение Софии» (24-25 ноября 2006 г.). 26 октября 2006 г. состоялась презентация Соловьевского семинара в «Доме А.Ф. Лосева» в Москве.
В работе семинара приняли участие 89 человек из 32 учебных, академических и культурно-просветительских учреждений, СМИ и духовных учебных заведений из 16 городов Российской Федерации и трех зарубежных стран.
Из Иванова: представители Ивановского государственного энергетического университета, Ивановского государственного университета, Ивановского государственного архитектурностроительного университета, Издательства «Ивановский государственный университет».
Из Москвы: представители МГУ им. М.В. Ломоносова, Института философии РАН, Института государства и права РАН, Российского государственного гуманитарного университета, Ин-
REPORTS FROM SEMINAR OF 2006
MAKSIMOVA L.M., Ph.D.
seminar 2006 and information about its principal directions.
ститута мировой литературы им. А.М. Горького, Московского государственного открытого университета, Московского педагогического государственного университета, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, Московского государственного университета управления, Военно-технического университета при Федеральном агентстве специального строительства Российской Федерации, журнала «Космополис», Библиотеки истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева».
Из Санкт-Петербурга: представители
Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
Из Ставрополя (Ставропольский государственный университет), Екатеринбурга (Уральский институт государственной противопожарной
службы МЧС России), Нижнего Новгорода (Нижегородский государственный педагогический университет), Ульяновска (Ульяновский государственный университет), Костромы (Костромской государственный технологический университет), Курска (Курский государственный университет), Петрозаводска (Петрозаводский государственный университет), Озерска (Озерский технологический институт - филиал МИФИ (ТУ); Философский семинар г. Озерска), Оренбурга (Оренбургский государственный университет), Самары (Самарский государственный университет), Шуи (Шуйский государственный педагогический университет), Ярославля (Ярославская государственная медицинская академия).
Представители зарубежных стран: из Болгарии (Институт философии Болгарской Академии наук, журнал «Философски алтернативи»), Узбекистана (Национальный университет Узбекистана), Украины (Харьковский национальный экономический университет).
Состав участников заседаний семинара 2006 г.: доктора наук, профессора (28), кандидаты наук, доценты (28), докторанты (17), аспиранты (16), студенты (10).
В ходе работы семинара были организованы презентации и обсуждения следующих изданий:
Мотрошилова Н.В. Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Франк, Л. Шестов). - М.: Республика - Культурная Революция, 2006. - 447 с.
Густав Шпет. Жизнь в письмах. Эпистолярное наследие I Отв. ред. сост. Т.Г. Щедрина. -М.: РОССПЭН, 2005. - 719 с.
Шпет Г.Г. Philosophia Natalis. Избранные психолого-педагогические труды I Отв. ред. сост. Т.Г. Щедрина. - М.: РОССПЭН, 2006. - 264 с.
Густав Шпет и современная философия гуманитарного знания I Редкол. В.А. Лекторский, Л.А. Микешина, Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина. -М.: Языки славянских культур, 2006. - 464 с.
Куценко Н.А. Духовно-академическая философия в России первой половины XIX века: киевская и петербургская школы (новые материалы). - М.: ИФ РАН, 2006. - 138 с.
Кравченко В.В. Владимир Соловьев и София. - М.: АГРАФ, 2006. - 384 с.
Океанский В.П. Русский Леонардо: художественная концепция мира в творчестве А.С. Хомякова (Поэтическая метафизика имени). - Шуя, 2006. - 288 с.
В течение 2006 г. совместно со Студией студенческого телевидения ИГЭУ отсняты два фильма, посвященные деятельности Соловьевского семинара (фильм «Соловьевский семинар: вчера, сегодня, завтра»(40 мин) и фильм «Философия. Молодежь. Современность» (20 мин), посвященный участию в работе семинара и встречам со студентами ИГЭУ проф. Н.В. Мот-рошиловой и хранительницы философского архива Г.Г. Шпета, его дочери М.Г. Шторх). Фильмы представлены участникам апрельского и октябрьского заседаний Соловьевского семинара, а также участникам презентации Соловьевского семинара в «Доме А.Ф. Лосева» в Москве.
В 2006 г. Соловьевский семинар осуществлял свою деятельность при поддержке кафедры истории русской философии МГУ им. М.В. Ломоносова, сектора историко-философских исследований Института философии РАН, кафедры истории отечественной философии Российского государственного гуманитарного университета, Общества историков русской философии им. В.В. Зеньковского, Российского философского общества, Ивановского областного Художественного музея.
Апрельское заседание Соловьевского семинара (27-29 апреля 2006 г.) было посвящено теме «Софиологическое направление в русской
философии и культуре: истоки, становление, эволюция». Проблемно и тематически доклады участников семинара сгруппировались следующим образом:
1) анализ современного состояния исследований софиологического направления русской философской мысли был представлен в докладах проф. М.В. Максимова, проф. М.С. Уварова;
2) анализ истоков софиологической традиции в русской философии - в докладах проф. М.Н. Громова, проф. И.И. Евлампиева, проф. В.В. Сербиненко, доц. А.П. Козырева, доц. Н.А. Куценко, проф. А.В. Брагина, проф. А.А. Захарова, зав. отд. Н.В. Котрелева, доц. Ж.Л. Океанской, студ. А.В. Гунченко, асп. Е.А. Прибыткова;
3) анализ учения о Софии В.С. Соловьева -в докладах проф. Н.И. Димитровой, асп. Л.Н. Федотова, асп. Е.А. Калинина, доц. Крохиной, асп. М. Матсар, доц. Л.А. Коневой, доц. С.М. Богуславской, доц. Б.В. Межуева;
4) анализ рецепции соловьевского учения о Софии в русской философии - в докладах проф. О.В. Рябова, асп. А.В. Громова, проф. Э.И. Чистяковой, асп. Н.В. Подошвиной, асп. Е.А. Нагор-нова, доц. Т.П. Беловой, асп. Е.П. Ращевской, доц. Е.А. Тиняковой;
5) наследие В.С. Соловьева и методологические проблемы современного философского и социогуманитарного знания стали темами докладов проф. Т.Б. Кудряшовой, доц. К.Л. Ерофеевой, проф. В.П. Океанского, ст. препод. Н.А. Подзол-ковой, асп. М.Б. Балябиной.
В докладе руководителя Соловьевского семинара, зав. кафедрой философии ИГЭУ, проф. М.В. Максимова «Софиология В.С. Соловьева: проблемы и поиски решений» были проанализированы концептуальные подходы к изучению софиологического направления русской мысли, сложившиеся в отечественной философии. Докладчик подчеркнул необходимость учета эволюции учения Вл. Соловьева о Софии, многоаспектный характер этой идеи, образа и концепта.
В докладе проф. М.С. Уварова (Санкт-Петербург) было отмечено, что «проблема Софии становится центральной в миросозерцании В.С. Соловьева, выражая в конечном счете наиболее существенные элементы философии всеединства (“София”, “Чтения о Богочеловечест-ве”, поэма “Три свидания” и др.). Соловьев Постоянно уточнял свои софиологические идеи, неоднозначность которых вызвала в последующем самые различные интерпретации». Сосредоточив внимание на софиологическом аспекте соотношения «русского» и «религиозного» в русской религиозной философии, докладчик подчеркнул, что они «предстают как зоны необходимого синтеза, затрагивающего не столько “бу-
кву”, сколько “дух” отечественного самосознания. Софиологические установки русских философов выражают попытку обретения тех степеней свободы, которые даруются, но схематизируются традиционным христианским миросозерцанием. Идея свободы вновь актуализируются русскими религиозными мыслителями в скрепах их философского бытия».
Значительное внимание было уделено рассмотрению истоков софиологической традиции в русской философии. Анализу христианских истоков софийной традиции в отечественной философии был посвящен доклад проф. М.Н. Громова (Москва). Значение русской академической философии для становления учения о Софии проанализировано в докладе доц. Н.А. Куценко (Москва).
Анализ гностических мотивов в русской философии был представлен в докладе проф. И.И. Евлампиева (Санкт-Петербург). «Не вызывает сомнения, - как считает докладчик, - присутствие гностических мотивов в философии Вл. Соловьева. Его представление о “свободной теософии” как синтетическом и мистическом знании, объединяющем все самое ценное в науке, искусстве, философии и теологии, хорошо соответствует идее гнозиса как особой формы откровенного и в то же время рационального знания. Безусловно гностическое происхождение в философии Соловьева имеет концепция Софии. Наконец, соловьевская концепция Богоче-ловечества несет на себе больше гностических, чем канонически-христианских черт. Для Соловьева главное здесь - это способность человека осознать присутствие Бога в себе самом, осознать себя (в единстве всего человечества) как абсолютное и совершенное существо, способное радикально преобразить мир».
В докладе студ. А.В. Гунченко (Ставрополь) была представлена попытка сравнительного анализа софиологии В.С. Соловьева и учения о Софии в Священном писании. Докладчик обосновал вывод о «принципиальной невыводимости софиологии В.С.Соловьева из данных Священного Писания и ее несовместимости с православным христианским сознанием». Особенно следует подчеркнуть, по мнению выступающего, «невозможность обоснования с помощью Библии ипостасирования понятия “София”, придания ему субстанциального характера».
Ведантистские параллели софиологической концепции В.С. Соловьева были представлены в докладе проф. А.В. Брагина (Иваново). Докладчик указал на всестороннюю проработанность и плюрализм ведантизма в осмыслении эволюции мироздания и схематизм концепции В.С. Соловьева. Он полагает, что трудности, с которыми столкнулся русский философ, были обусловле-
ны конфликтом разрабатываемой софиологиче-ской доктрины и «своими религиозными убеждениями и догматами православия, не допускающего столь свободного истолкования этих догматов как ведантизм».
Компаративистский анализ отечественных и новоевропейских учений о Софии был представлен в докладах А.П. Козырева (Москва) «Вл. Соловьев и новоевропейский гнозис» и Ж.Л. Океанской «Г. Лейбниц о мудрости».
Значительное количество докладов было посвящено анализу учения о Софии Вл. Соловьева. В докладе «Теодицея Вл. Соловьева» асп. Е.А. Калинин (Москва) отметил: «Напряженно-мистическое переживание религии, свойственное Соловьеву, с одной стороны, и непринятие исторического христианства, с другой, уводят его далеко как от рационализма и эмпиризма XIX века, так и от христианской традиции. Встреча с трансцендентным переживается Соловьевым как мистическое озарение. Философ создает свой индивидуальный миф. Именно через миф с точки зрения аналитической психологии человек осмысливает свою связь с божеством».
В докладах проф. Н. Димитровой (Болгария), препод. Л.Н. Федотова (Ярославль), асп. Е.А. Калинина (Москва), доц. Крохиной (Шуя), асп. М. Матсар (Москва), доц. Л.А. Коневой (Самара), доц. С.М. Богуславской (Оренбург), доц. Б.В. Межуева (Москва), асп. Е.П. Ра-щевской (Кострома) были рассмотрены такие аспекты учения Вл. Соловьева, как софиология и учение о Богочеловечестве, софиология и антропология, софиология и историософия, со-фиологические мотивы в эстетике и поэтическом творчестве Вл. Соловьева. Анализу метафизических оснований Софии был посвящен доклад асп. С.А. Борчикова (Озерск). Значение трактата В.С. Соловьева «София» было рассмотрено в докладе асп. В.В. Морозова (Москва).
Проблемы рецепции учения Вл. Соловьева о Софии в русской философии и его значение для возникновения софиологического направления в русской мысли были рассмотрены в докладах проф. О.В. Рябова (Иваново) «София и проблема национального эроса в философской публицистике Серебряного века», асп. А.В. Громова (Екатеринбург) «Л.М. Лопатин о философии Вл. Соловьева», проф. Э.И. Чистяковой (Москва), асп. Н.В. Подошвиной (Москва) «Вл. Соловьев и П. Флоренский: опыт познания Софии и учение о природе человека», асп. Е.А. На-горнова (Нижний Новгород) «Рецепция учения о Софии Вл. Соловьева в религиозной философии С.Л. Франка», доц. Т.П. Беловой (Иваново) «От сумерек ночи переходного периода к обновленному виду вечных небес: П.А. Сорокин о религии как факторе социокультурной динамики»,
асп. Е.П. Ращевской (Кострома) «Софиология Даниила Андреева в контексте творчества Вл. Соловьева», доц. Е.А. Тиняковой (Курск) «Красота и гармония “мирового всеединства” Вл. Соловьева в концепции ноосферы В. Вернадского и философии планетаризма».
Значительный интерес и оживленное обсуждение вызвали доклады, посвященные анализу наследия В.С. Соловьева в контексте методологических проблем современного философского и социогуманитарного знания. Проф. Т.Б. Кудряшова (Иваново) в докладе «Опыт софиологии в контексте современной теории познания» отметила, что «в просматривающихся тенденциях формирования новой теории познания присутствуют многие моменты, присущие соловьевской гносеологии. Это, прежде всего, идея цельного знания и идея софийности в их сложном взаимодействии. Причем, как и у Соловьева, софиологи-ческая проблематика современной гносеологии не образует системы. Но она не является и сквозным мотивом, а, скорее, представляет собой совокупность неких обертонов, сопровождающих, так или иначе, идеи трансцендентализма и феноменологии в их вариативности, исследования в области онтологии языка, область ноосферной проблематики, виртуалистики и др. Именно со-фиология, явно или неявно, помогает философии не превратиться в “философию от А до Б”».
Проблемам герменевтики Софии в контексте онтологической поэтики культуры был посвящен доклад проф. В.П. Океанского (Шуя) и асп. И.А. Ширшовой (Иваново).
София как универсальный образ и его гносеологический потенциал были рассмотрены в докладе асп. Н.А. Подзолковой (Озерск). Анализу значения личностного опыта в познании в контексте учения о Софии был посвящен доклад М.Б. Балябиной (Иваново).
Октябрьское заседание Соловьевского семинара (13-14 октября 2006 г.) было посвящено теме «Вл. Соловьев и софиологическое направление в русской философии ХІХ-ХХ вв.»
Доклады участников семинара были посвящены следующим темам и проблемам: истоки учения о Софии В.С. Соловьева (доклады проф. М.Н. Громова (Москва) «Софийная тема в истории русской философии и культуры», проф. М.А. Маслина (Москва) «О соотношении понятий “софиология”, “всеединство”, “русская философия”», доц. А.П. Козырева (Москва) «Понятие Другого в философии Вл. Соловьева», проф. Н.Г. Баранец (Ульяновск) «О личности В.С. Соловьева и истоках учения о Софии», доц. Н.А. Куценко (Москва) «Профессиональная философия в России середины XIX века: П.Д. Юркевич»», асп. С.В. Коротеева (Санкт-Петербург) «Идея всеединства Вл. Соловьева в метафизике Пе-
тербурга», доц. Н.П. Крохиной (Шуя) «Софиоло-гия Вл. Соловьева - поиск “свободного синтеза” (оценки и интерпретации в отечественных исследованиях)», асп. Матсар Майе (Москва) «Свободная теургия и художество в философии Вл. Соловьева», доц. Т.П. Беловой (Иваново) «К вопросу о социальном христианстве в России: В.С. Соловьев и Петербургские религиознофилософские собрания»); учение В.С. Соловьева о Софии и его философско-историческая концепция (доклад проф. М.В. Максимова (Иваново) «Трактат “София” и становление философско-исторической концепции Вл. Соловьева»); софиология и социальная философия В.С. Соловьева (доклад доц. Е.М. Амелиной (Москва) («Социальная софиология философии всеединства и русская органическая школа»); софио-логическое направление в русской философии после Вл. Соловьева (доклады доц. К.В. Преображенской (Санкт Петербург) «Спор о Софии»: от Вл. Соловьева до Вл. Лосского», проф. Г.М. Джагаровой (Москва) «Тема Софии в творчестве П.А. Флоренского», асп. В.В. Морозова (Москва) «Н.А. Бердяев и софиологическое направление в русской философии», доц. Л.А. Коневой (Самара) «Особенности софийного идеализма С.Н. Булгакова», Е.А. Тиняковой (Курск) «Диалог с Л.П. Карсавиным по поводу философской концепции всеединства», В.П. Троицкого (Москва) «Аспекты Софии (О воззрениях
Вл. Соловьева в оценке А.Ф. Лосева)»).
Ноябрьское заседание соловьевского семинара (24-25 ноября 2006 г.) было посвящено теме «Философско-культурологическое измерение Софии». Обращение к анализу эстетической концепции Вл. Соловьева в контексте его учения о Софии представляется весьма важным и актуальным. В докладе проф. В.В. Бычкова (Москва) был представлен анализ софиологии как основы теургической эстетики.
В ряде докладов был представлен анализ идеи Софии в русской литературе (доклады проф. Г.М. Джагаровой (Москва) «Иннокентий Анненский: постижение софийности слова»,
доц. Н.П. Крохиной (Шуя) «Гностическая (космическая) София А. Блока», студ. А.В. Гунченко (Ставрополь) «Владимир Соловьев и русский символизм», доц. Е.А. Тиняковой (Курск) «Со-фийность природы Святой земли в русской поэзии XIX века»). Концепция художественного произведения Вл. Соловьева была представлена в докладе асп. Матсар Майе (Москва).
Теме Софии в русской иконографии и архитектуре были посвящены доклады доц. О.С. Мартьяновой (Петрозаводск), доц. И.В. Тарасенко (Украина), доц. А.Б. Дьякова (Иваново).
Работа Соловьевского семинара в 2006 г. вызвала значительный интерес в отечественном
и зарубежном научном сообществе. Заседания семинара проходили в живой, творческой атмосфере. Около трети участников заседаний -крупнейшие отечественные и зарубежные специалисты. Вместе с тем треть состава Соловьевского семинара - аспиранты и студенты. Можно с уверенностью констатировать, что за годы своего существования он стал центром эффективной и продуктивной научной коммуникации, а для начинающих исследователей - важным этапом их становления как ученых. Результатом работы семинара стала подготовка к печати
очередного выпуска (2006. Вып. 13) сборника «Соловьевские исследования» (18 п.л.) и сборника «Соловьевские исследования: Информационный выпуск» 2006. № 3 (8 п.л.). Работа семинара регулярно освещалась в средствах массовой информации. Областным телевидением совместно со Студией студенческого телевидения ИГЭУ было подготовлено четыре новостных сюжета, посвященных заседаниям семинара и презентации в «Доме А.Ф. Лосева».
Максимов Михаил Викторович,
ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»,
доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии,
телефон (4932) 26-97-70,
e-mail: [email protected]
Максимова Лариса Михайловна,
ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»,
кандидат философских наук, доцент кафедры философии,
телефон (4932) 26-97-70,
e-mail: [email protected]