В.С. СОЛОВЬЕВ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ (обзор докладов Соловьевского семинара 2005 г.)*
МАКСИМОВ М.В., д-р филос. наук, МАКСИМОВА Л.М., канд. филос. наук.
Представлен аналитический обзор докладов Соловьевского семинара 2005 г.: «Социальная и политическая философия Вл. Соловьева» (15-16 апреля 2005 г.), «Философская публицистика Вл. Соловьева» (26-27 сентября 2005 г.) и «Эстетическая программа Вл. Соловьева и поиск синтеза искусств в культуре Серебряного века» (25-26 ноября 2005 г.).
Ключевые слова: философское наследие, семинар.
V.S. SOLOVYOV AS SOCIAL THINKER (the review of Solovyov's seminar reports, 2005)
MAXIMOV M.V., Ph.D., MAXIMOVA L.M., Ph.D.
The article gives analytical review of Solovyov's seminar reports: "Solovyov's Social and Political Philosophy" (April 15-16, 2005), "Vladimir Solovyov's Philosophic Publicism" (September 26-27, 2005) and "Vladimir Solovyov's Aesthetic Program and the Search of Arts Synthesis in Silver Age Culture" (November 25-26, 2005).
Key words: philosophic heritage, seminar.
Постоянно действующий научный семинар по изучению философского наследия В.С. Соловьева, созданный в 1999 г., является межвузовским научно-исследовательским центром, объединяющим и координирующим усилия философов и представителей профессиональных областей социально-гуманитарного знания в освоении идейного и теоретического наследия выдающегося русского философа.
В 2005 г. заседания семинара были объединены общей темой - «Вл. Соловьев как социальный мыслитель». В течение года были проведены три заседания - «Социальная и политическая философия Вл. Соловьева» (15-16 апреля 2005 г.), «Философская публицистика Вл. Соловьева» (26-27 сентября 2005 г.) и «Эстетическая программа Вл. Соловьева и поиск синтеза искусств в культуре Серебряного века» (25-26 ноября 2005 г.).
В работе семинара приняли участие 98 человек из 38 учебных, академических и культурно-просветительских учреждений, СМИ, а также духовных учебных заведений:
из Иванова (Ивановский государственный энергетический университет, Ивановский государственный университет, Ивановский государственный архитектурно-строительный университет, Ивановская государственная медицинская академия, Ивановский филиал Владимирского юридического института, Ивановский областной Художественный музей, Ивановская Православная духовная семинария, Ивановский Свято-Введенский монастырь);
Москвы (МГУ им. М.В. Ломоносова, Литературный институт им. А.М. Горького, Государственный университет управления, Институт государства и права РАН, Московский государственный институт электронной техники, Московский педагогический государственный университет, Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, «Независимая газета», Российский государственный гуманитарный университет, Российский университет друж-
бы народов, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Научно-исследовательский институт теории архитектуры и градостроительства, Московский государственный открытый университет, Московский государственный открытый педагогический государственный университет им. М.А. Шолохова, Академия МЧС России);
Санкт-Петербурга (Санкт-Петербургский государственный университет, Северо-Западная академия государственной службы, Российская христианская гуманитарная академия);
Нижнего Новгорода (Нижегородский государственный педагогический университет);
Екатеринбурга (Уральский государственный технический университет им. С.М. Кирова);
Владимира (Владимирский государственный педагогический университет);
Тамбова (Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина);
Костромы (Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, Костромской филиал Московского военного университета РХБ защиты);
Калуги (Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского);
Красноярска (Сибирский юридический институт МВД России);
Кирова (Вятский государственный гуманитарный университет);
Шуи (Шуйский государственный педагогический университет).
Среди участников заседаний семинара 38 докторов наук, профессоров, 28 кандидатов наук, доцентов, 10 докторантов, 14 аспирантов.
Зарубежные участники семинара - проф. Патрик де Лобье (Латеранский университет, Рим, Италия), проф. Ян Красицки (Опольский университет, Ополе, Польша), проф. Ивайло Петров Иванов (Шуменский университет им. Епископа Константина Преславского, Шумен, Болгария), проф. Митио Микосиба (Университет города Чи-ба, Япония).
В ходе работы семинара были организованы презентации и обсуждения следующих изданий:
Амелина Е.М. Проблема общественного идеала в русской религиозной философии конца XIX-XX вв. - Калуга: ИД «Эйдос», 2004. - 336 с.
Шпет Г.Г. Мысль и Слово: Избр. тр.: В 3 т. Т.1 / Отв. ред. и сост. Т.Г. Щедрина. - М.: РОС-СПЭН, 2005. - 688 с.
Krasicki Jan. ByG, CZtOWIEK I ZtO: Studium filozofii Wtodzimierza Sotowjowa. - Wroclaw, 2003. -417 s.
Глинка А.С. [Волжский]. Собр. соч.: В 3 кн. Кн. 1: 1900-1905 / Сост. и ред. Анны Резниченко. -М.: Модест Колеров, 2005. - 928 с.
Патрик де Лобье. Эсхатология. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2004. - 158 с.
В 2005 г. Соловьевский семинар осуществлял свою деятельность при поддержке кафедры истории русской философии МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедры истории отечественной философии РГГУ, сектора истории философии Института философии РАН, Общества историков русской философии им. В.В. Зеньковского, Российского философского общества, Ивановского областного Художественного музея, Российского гуманитарного научного фонда (проект № 05-03-14032).
Апрельское заседание Соловьевского семинара было посвящено теме «Социальная и политическая философия Вл. Соловьева». Тематически доклады участников семинара сгруппировались вокруг следующих проблем: актуальность и современное состояние исследований социальной и политической философии Вл. Соловьева; проблемы общественного идеала и историософии; эволюция политической философии и философско-правовых взглядов мыслителя; проблема личности и общества.
Во вступительном слове-докладе руководитель семинара проф. М.В. Максимов отметил актуальность современного прочтения социальной и политической философии Вл. Соловьева. Важность вынесенных на обсуждение проблем обусловлена, во-первых, необходимостью целостной реконструкции философского наследия Вл. Соловьева, а это невозможно без тщательного анализа его социальной и политической философии; во-вторых, значительной ценностью идейного наследия мыслителя для современного российского общества. Не утратили высокой общественной значимости идеи Вл. Соловьева по национальному вопросу, его требование нравственного подхода к решению социально-политических и экономических проблем, применения нравственного критерия к оценке общественного развития и обоснование приоритетности духовных ценностей. Остаются актуальными и требующими современного прочтения идеи Вл. Соловьева о цельном обществе, общественном идеале, соотношении права и нравственности, семейном вопросе, его концепция соотношения личности и общества, смысла войны.
Новыми гранями открываются в современную эпоху идеи Вл. Соловьева о культурном, религиозном и историческом единстве европейских народов. Докладчик охарактеризовал современное состояние исследований социальной и политической философии Вл. Соловьева в отечественной и зарубежной литературе. Одна из трудностей современного соловьевоведения - отсутствие целостного подхода к изучению его наследия, адекватной интерпретации методологических оснований социальной философии мыслителя.
Анализ состояния и перспектив изучения наследия Вл. Соловьева продолжил профессор Шуменского университета И.П. Иванов (Болгария). Особое внимание докладчик сосредоточил на анализе проблем ненасилия и толерантности в современном болгарском обществе в контексте политико-правовых идей Вл. Соловьева.
Одной из центральных тем социальной философии Вл. Соловьева является тема общественного идеала. Этой теме в контексте русской философской мысли рубежа Х1Х-ХХ вв. был посвящен доклад доц. Е.М. Амелиной (Москва, Государственный университет управления), а также презентация и обсуждение ее монографии «Проблема общественного идеала в русской религиозной философии конца Х1Х-ХХ вв.» - Калуга: ИД «Эйдос», 2004. - 336 с.
Докладчиком были рассмотрены социальная онтология общественного идеала в философии всеединства, теократическая концепция Вл. Соловьева и ее эволюция. Анализ указанных проблем осуществлен в трех аспектах - религиозно-трансцендентном, философско-историчес-ком и социологическом. Отмечая культурно-историческое значение общественного идеала, разрабатываемого в рамках философии всеединства, докладчик охарактеризовал его как синтез платонизма, православного христианства и высших достижений европейской мысли.
В обсуждении монографии Е.М. Амелиной приняли участие проф. М.В. Максимов, доц. К.Л. Ерофеева, доц. Ю.Д. Кузин, проф. Б.Н. Тарасов.
Историко-философская конкретизация проблемы общественного идеала нашла отражение в докладах проф. Б.Н. Тарасова (Москва, Литин-ститут им. А.М. Горького), доц. Б.В. Межуева (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова), проф. С.М. Ус-манова (Иваново, ИвГУ).
Б.В. Межуев в докладе «Вл. Соловьев и всемирная монархия» проследил становление и эволюцию идеи всемирной монархии в творчестве Вл. Соловьева. Выделив три этапа в развитии концепции мыслителя, докладчик отметил неоднозначность его отношения к идее всемирной монархии. От подчеркнуто негативного отношения в первый период творчества («Философские начала цельного знания», «Критика отвлеченных начал», «София») Вл. Соловьев, как отмечает Б.В. Межуев, подходит к ее переосмыслению в начале 80-х гг. Докладчик отметил влияние наследия Вергилия и Данте на эволюцию взглядов
Вл. Соловьева: «Именно у Вергилия Соловьев обнаруживает мысль, что Рим есть соединение Востока и Запада», и истинная империя - та, которая соединяет в себе западную и восточную культуры. Второй, теократический, период творчества Вл. Соловьева связан, по мнению докладчика, с обоснованием идеи, что именно России суждено стать основой этой империи. В третий период идеал всемирной монархии трансформируется в идеал общеевропейского сближения. Вместе с тем, как отметил докладчик, анализ различных редакций ряда текстов Вл. Соловьева позволяет говорить об изменении взглядов мыслителя на однородность европейского мира. Вл. Соловьев указывает на дремлющие в самой Европе силы, которые готовы предать европейское дело.
Тема эволюции идеи всемирной монархии в творчестве Вл. Соловьева была продолжена в докладе проф. С.М. Усманова («Всемирная монархия и «Русская география»: Вл. Соловьев о политических идеях Федора Тютчева»). Докладчик сосредоточил внимание на сопоставительном анализе идей Вл. Соловьева и Ф. Тютчева, отмечая отсутствие внимания Вл. Соловьева к славянству в последний период его творчества и утрату надежды на христианскую монархию. Соловьев не приближается к Тютчеву, не становится апологетом русской монархии, - подчеркнул докладчик.
Выявлению созвучий, сходства и различия историософских концепций Вл. Соловьева и Ф. Тютчева был посвящен доклад проф. Б.Н. Тарасова. Анализируя проблему в широком историко-философском контексте, автор обозначил несколько ее уровней: во-первых, восприятие Вл. Соловьевым и влияние на его творчество идей П.Я. Чаадаева и Ф.И. Тютчева; во-вторых, сопоставление идей Вл. Соловьева, изложенных в сочинении «Великий спор и христианская политика» с идейным содержанием работы Ф. Тютчева «Россия и Запад». Характеризуя соловьев-скую рецепцию идей Тютчева, докладчик отметил, что для мыслителя империя возможна только как христианская: «Великое призвание России предписывает ей держаться единства, основанного на духовных началах; не гнилою тяжестью земного оружия должна она облечься, а «чистою ризою Христовою»»; вместе с тем в других работах подобную тютчевскую устремленность к созданию универсальной православной империи со столицей в Константинополе, Вл. Соловьев характеризует как цезарепапизм.
Эволюции политической философии Вл. Соловьева в 80-90-е гг. был посвящен доклад доц. Е.К. Гусева (Н. Новгород, ННГПУ). Отметив следование Вл. Соловьева славянофильской традиции в трактовке роли государственности в историческом процессе, докладчик указал на существенные перемены во взглядах мыслителя в 80-90-е гг.: с одной стороны, государство по-прежнему представляется Соловьеву объединением формального свойства, а с другой, - он подчеркивает едва ли не ведущую роль государ-
ства в функционировании и развитии всех сфер общественной жизни, в том числе духовной. Это объясняется, по мнению докладчика, изменением общей историософской концепции Соловьева, в рамках которой складывается представление об исторической миссии России, заключающейся в создании великой национальной монархии. Указывая на различие славянофильской и соловьев-ской концепций взаимоотношений церкви и государства, докладчик подчеркнул, что у Соловьева речь идет не о «растворении» государства в Церкви, а о синтезе церковного и государственного начал, в равной степени важных для формирования вселенской теократии. По мнению докладчика, утопический момент в теократическом проекте Соловьева связан не с идеей во-церковления государства, как таковой, а с установлением зависимости духовного по своей сути генезиса Церкви от формальной основы общественной жизни, то есть государства.
Анализу концепции национального вопроса в творчестве Вл. Соловьева был посвящен доклад Д.А. Давыдова (Н. Новгород, ННГПУ). Автор отметил современное значение понимания Соловьевым русского национального идеала, подчеркнул, что служение человечеству не отвергает национальной идеи, но требует ее правильного понимания и последовательного осуществления.
В докладе асп. Е.В. Кривовой (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова) был рассмотрен один из центральных вопросов философской этики Вл. Соловьева - различие добра и зла в истории человечества. Контекстуальную основу анализа этой проблемы составляет проблема личности и общества.
Блок историософских докладов завершили выступление канд. филос. наук Р.Н. Холодова (Иваново, ИГЭУ) «Русская философия истории и историософия XIX в.: поиск субъекта исторического процесса» и доклад проф. В.П. Океанского (Иваново, ИвГУ) «Антихрист как великий социо-лог(ро81эсг1рШт к позднему Соловьеву)», посвященный анализу эволюции социальной философии Вл. Соловьева в последний период его творчества.
Значительное внимание в ходе работы семинара было уделено рассмотрению философ-ско-правовой проблематики в наследии Вл. Соловьева.
Исторический ракурс философских и фило-софско-правовых изысканий Вл. Соловьева был представлен в докладе проф. В.Г. Графского (Москва, РАН).
В докладе доц. М.Г. Галахтина (Москва, МГИЭТ (ТУ)) «Владимир Соловьев и московская школа философии права» был рассмотрен вопрос о преемственности философско-правовых идей Вл. Соловьева в различных концепциях философии права. Докладчик отметил основную интенцию философско-правовой концепции Вл. Соловьева, состоящую в стремлении выявить идеальную (рациональную) сущность права, дав ей христианско-философское обоснование. Об-
щая антипозитивистская и антиисторицистская направленность философско-правовых установок Соловьева предопределила, по мнению докладчика, их творческое восприятие в теории возрожденного естественного права, развиваемой главным образом в работах представителей московской школы философии права.
Анализу сложившихся в истории философ-ско-правовой мысли подходов к пониманию соотношения справедливости и сострадания и отношению к ним Вл. Соловьева был посвящен доклад асп. Е.А. Прибытковой (Москва, Институт государства и права РАН). Докладчик убедительно показала, что преодолевая как один из этих подходов, состоящий в идее подчиненного положения сострадания по отношению к справедливости, так и другой, провозглашающий милосердие или заботу как основное правило отношения к себе подобным, когда сострадательная любовь к ближнему поглощает справедливость, делая неуместной апелляцию к ней в подлинно нравственном общении людей, Соловьев предлагает вариант примирения обоих подходов: в «Споре о справедливости» с Л.А. Тихомировым философ говорит о справедливости и милосердной любви как о двух степенях нравственности.
Анализу воздействия нравственно-правовых идей Соловьева на русскую философию ХХ в., на примере творчества С.Л. Франка, П.И. Новгородцева, И.А. Ильина, Б.А. Кистяков-ского, Б.П. Вышеславцева, был посвящен доклад доц. Е.Г. Сизаровой.
Сентябрьское заседание Соловьевского семинара посвящено философской публицистике Вл. Соловьева. Как отметил во вступительном слове руководитель семинара проф. М.В. Максимов, философская публицистика - не только важнейшая составляющая наследия Вл. Соловьева, но в определенном смысле характеристика всего его творчества, обращенного к общественным нуждам и потребностям, откликающегося на злободневные проблемы, но таким образом, что в этих откликах концентрировался интеллектуальный и нравственный потенциал отечественной и мировой культуры, позволявший видеть и сегодняшний день, и перспективу.
Тематически доклады семинара сгруппировались вокруг следующих проблем: русская идея и духовная ситуация нашего времени; проблемы историософии и общественного идеала; отношения церкви и государства; философия культуры.
Один из центральных докладов семинара -доклад проф. Ф.В. Цанн-кай-си (Владимир, ВГПУ) « Русская идея» в философской публицистике Вл. Соловьева и духовная ситуация нашего времени». Автор подчеркнул, что в творчестве Вл. Соловьева трудно отделить академического философа от философа - публициста: это грани одного таланта. Вл. Соловьев был публицистом в философии и философом в публицистике.
Докладчик отметил, что, относясь к числу коренных проблем духовной жизни России, русская национальная идея имплицитно присутствует у
Вл. Соловьева при решении им любого вопроса. Важно, как полагает он, разграничивать понятия «национальный интерес» и «национальная идея». Последняя выражает не то, что отличает один народ от другого, а что их сближает. Следовательно, «русская идея» как и любая национальная идея заключается в участии нации в развитии великой христианской цивилизации. Сегодня, как отметил докладчик, Россия в состоянии внести свой вклад в формирование единого человечества, но для этого мы должны, прежде всего, научиться решать проблемы нашего национального бытия, усвоив универсальные общепринятые формы и способы жизнедеятельности.
Продолжая тему духовного кризиса современного общества, проф. П. де Лобье (Рим, Ла-теранский университет) в докладе «Триумф софистов» выявил причины популярности находящихся на пике интеллектуальной моды запада французских философов Фуко, Делеза, Деррида, Бодрийяра, являющихся, по его мнению, выразителями постмодернистской безысходности. Идейно противостоять современным французским софистам могут сегодня, как считает докладчик, мыслители уровня Этьена Жильсона, Жака Маритена, Сергея Аверинцева, Владимира Соловьева.
Значительное внимание на сентябрьском заседании семинара было уделено вопросам поиска и обоснования отечественными мыслителями моделей развития российского общества. Социальные проекты П.Я. Чаадаева, К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Федорова - таков историко-философский контекст, в который погружена философская публицистика Вл. Соловьева. Как подчеркнул в своем докладе «В.С. Соловьев и модели русского пути Х1Х - начала ХХ вв.» проф. А.А. Ермичев (Санкт-Петербург, РХГА), Вл. Соловьев «был обуреваем общественностью, общественными интересами и с юношеских лет сделал преобразование их целью своей жизни». Докладчик указал на два нераздельно связанных основания проекта Вл. Соловьева - религиозное и общественное. Первое основание - восстановление церковного единства как основы поступков отдельной личности, государства и народов. Второе - «свобода, обусловленная искренним подчинением тому, что свято и законно». Такой вывод, подчеркнул автор, подчинен логике со-фийного христоцентризма Соловьева, который стал для него основанием высокой ценности человека и человечества в мировом процессе. Выступив против индивидуализма и коллективизма, истолковав общество в виде «расширенной личности», а личность в виде «сжатого или сосредоточенного общества», философ делает личность принципиально свободной от обстоятельств жизни и рассматривает общественный прогресс как прогресс нравственной свободы, закрепляемый в новых современных общественных формах. Как отметил докладчик, своеобразие русского проекта, предложенного Вл. Соловьевым, заключается
в том, что в нем на основе христианского гуманизма синтезированы нравственный (русский) и политико-правовой (европейский) идеалы, что позволяет вписать позицию Соловьева в линию русского либерального консерватизма и утверждать, что Соловьевым прерывается традиция противостояния славянофильства и западничества в русской мысли.
Эта тема была продолжена в докладе проф. С.Б. Роцинского (Москва, РАГС при Президенте РФ) «Вл. Соловьев и теоретики народничества: выяснение отношений по поводу общественного идеала и роли личности в истории». Отметив, что многие сочинения мыслителя, в том числе посвященные сугубо философской проблематике, как правило, проецируются на общественное бытие, докладчик указал на их «преобразовательный настрой». Это обусловлено как христианско-софиологическими представлениями о должном, так и тем обстоятельством, что формирование мировоззрения Соловьева происходило в атмосфере, густо насыщенной духом социальных перемен. В докладе был дан анализ отношения Соловьева к социалистически ориентированному народничеству, к сочинениям его идеологов -П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского. Указывая на различия в ответах Соловьева и лидеров народничества на вопросы «что делать?», «кто будет делать?» и «готовы ли делатели?», докладчик отметил, что расхождения между Н. Михайловским и Вл. Соловьевым имели место главным образом во взглядах на средства и способы достижения общественного идеала. Эволюция Соловьева в сторону социального активизма свидетельствует, по мнению докладчика, о приближении его взглядов к позиции, которую занимали Н. Михайловский и П. Лавров. Впечатление о «внутреннем сродстве» П. Лаврова и Вл. Соловьева усиливается по мере погружения в философские основания затрагиваемой проблематики. Докладчик согласился с оценкой общественных идеалов Вл. Соловьева и П. Лаврова, данной А. Гизетти: «Этика личная и социальная, а также философия истории - вот области, в которых наиболее сходятся идеалы Лаврова и Соловьева ...Этико-социальные учения Лаврова и Соловьева одинаково проникнуты стремлением к достижению такого строя, в котором осуществлялась бы полная гармония между личностью и обществом».
Важным для уяснения общественно-политических взглядов Вл. Соловьева является обращение к анализу его отношений со славянофильским идейным лагерем. В связи с этим значительную ценность представлял доклад Марка Смирнова (Москва, «Независимая газета») «Вл. Соловьев и Бестужев-Рюмин: разрыв с консерваторами». По мнению докладчика, непосредственной причиной перехода Вл. Соловьева из лагеря славянофилов и почвенников в стан их идейных противников стали мартовские выступления Соловьева против смертной казни. Именно это событие, подчеркнул автор, вскрывшее разли-
чия взглядов на идею царя и природу монархии, привело к конфликту в отношениях Соловьева и Бестужева-Рюмина и их разрыву. Идейные расхождения усугублялись также различием в подходах к пониманию славянской идеи в православии.
Общественно-политическая позиция Вл. Соловьева, его отношение к текущим событиям и размышления о будущем России отчетливо выражены в цикле публикаций в газете «Русь» под названием «Воскресные письма». Их анализу был посвящен доклад проф. С.М. Усманова (Иваново, ИвГУ). Докладчика интересует прежде всего отношение Вл. Соловьева к проблеме Россия и Европа. Автор выделил во всем комплексе «писем» два слоя. Первый - полемика Соловьева со славянофилами и консерваторами различных оттенков. Второй - определяется пронизывающей «письма» трансцендентной составляющей. Оба пласта тесно соединяются при истолковании Соловьевым темы «Россия и Европа». Проблемный контекст этой темы определяется глубоко волновавшими мыслителя вопросами судеб российского общества и европейского человечества.
Культурологическому аспекту темы «Запад-Восток» был посвящен доклад асп. Ф.Т. Ахунзяно-вой (Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова). Предметом анализа стала реконструируемая автором соловьевская концепция типологии культур. Докладчик рассматривает восточную и западную культуры как целостные феномены в их единстве.
Идеи философии культуры в публицистике Вл. Соловьева были рассмотрены также в докладе доц. Е.П. Ауловой (Калуга, КГПУ им. К.Э. Циолковского)
Тема историософской публицистики нашла продолжение в докладе асп. Л.С. Андреевой (Владимир, ВГПУ). Докладчик поставила перед собой задачу «прочитать» историософию Вл. Соловьева «глазами современного историка, по возможности освобождая ее от религиозно-мистической формы».
Важное место в публицистике Вл. Соловьева занимают проблемы государства, взаимоотношений государства и церкви, разделения церквей и христианского единства. Эти проблемы нашли освещение в докладе проф. Яна Красицки (Опольский университет, Польша). Докладчик остановился на анализе причин разделения церквей, национального вопроса, экуменического проекта Вл. Соловьева. Его доклад содержит богатый материал, отражающий степень разработанности вопросов в польской исследовательской литературе.
Концептуальные аспекты теократического проекта Вл. Соловьева были рассмотрены в докладе доц. Д.Л. Шукурова (Иваново, ИГЭУ). Проблемы природы и предназначения государства и права в философской публицистике Вл. Соловьева стали предметом анализа асп. Н.Г. Рюмина (Владимир, ВГПУ).
Ноябрьское заседание Соловьевского семинара было посвящено теме «Эстетическая
программа Вл. Соловьева и поиск синтеза искусств в культуре Серебряного века». Центральными проблемами, вызвавшими широкое обсуждение и дискуссии, явились вопросы формирования, сущности и эволюции философской эстетики Вл. Соловьева, рецепции его наследия в русской философии ХХ в. Анализу этих проблем были посвящены доклады проф. Е.В. Ивановой (Москва, ИМЛИ РАН) «Владимир Соловьев и религиозно-философская эстетика», проф. И.И. Евлам-пиева (Санкт-Петербург, СПбГУ) «Софийность и свобода: антиномии понимания творчества в философии Вл. Соловьева», доц. Л.Н. Зориной (Киров, ВГГУ) «Идея всеединства в философской эстетике Вл. Соловьева», доц. К.Л. Ерофеевой (Иваново, ИГЭУ) «К вопросу о судьбе искусства (по поводу статьи В.С. Соловьева «Общий смысл искусства»)», проф. О.Н. Новоселова (Кировский филиал МГЭИ) «Теургический подвиг Вл. Соловьева: жизнь, отданная за преображение мира красотой Софии», асп. Матсар Майе (Москва, МГОПУ) «Феномен художественного в положительной эстетике Вл. Соловьева», доц. Л.С. Ершовой (Москва, РГГУ) «К вопросу об эстетике природы Вл. Соловьева», доц. А.Г. Заховаевой (Иваново, ИГМА) «Гуманизм искусства в эстетической теории Вл. Соловьева», доц. Ю.Д. Кузина (Иваново, ИГЭУ) «Философско-мировоззренчес-кий аспект "Диккенсовского цикла" С.М. Соловьева», доц. А.В. Малова (Москва, Академия МЧС России) «"Красота в природе" Владимира Соловьева как эстетическая программа философии всеединства», доц. Т.Б. Кудряшовой (Иваново, ИГАСУ) «"Прибой мыслей без речи и чувств без названия" (о лирике В.С. Соловьева)».
Восприятию эстетики Вл. Соловьева в русской философии были посвящены доклады асп. Ф.Т. Ахунзяновой (Кострома, КГУ им. Н.А. Некрасова) «Понятие Софии - Вечной Женственности в эстетике Вл. Соловьева и Д. Мережковского», канд. филос. наук Д.К. Ахтырского (Москва, РГГУ) «Эстетические концепции Вл. Соловьева и Д. Андреева», проф. И.А. Едошиной «Отнологи-ческие основания художественных исканий на рубеже Х1Х-ХХ вв. (Вл. Соловьев, о. Павел Флоренский)», доц. Н.П. Крохиной (Шуя, ШГПУ) «Н.А. Бердяев о новой духовносити: софийная тема в работах 30-40-х гг.», проф. В.П. Океанского (Шуя, ШГПУ) «Язык и космос в философии имени С.Н. Булгакова (антисемиотический аспект)».
Особое место в работе семинара заняли доклады, посвященные проблеме поиска синтеза искусств в культуре Серебряного века. Доклады
были заслушаны и обсуждены на заседании Со-ловьевского семинара в стенах Ивановского областного Художественного музея, предоставившего свои экспозиции для участников семинара. Это доклады проф. И.А. Азизян (Москва, НИИТАГ) «О диалоге искусств Серебряного века», доц. Д.Л. Шукурова (Иваново, ИГЭУ) «Владимир Соловьев и русский авангард начала ХХ века», доц. Н.Е. Мусиновой (Костромской филиал Московского военного университета РХБ защиты) «Символизм и акмеизм: проблема художественной формы в аспекте целостности (всеединства)», проф. Э.И. Чистяковой (Москва, МГОУ) «Проблема искусства у русских символистов», проф. Н.В. Дзуцевой (Иваново, ИвГУ) «Вл.Соловьев и постсимволизм», доц. Т.П. Беловой (Иваново, ИвГУ) «Теоретико-методологические основания символизма Андрея Белого».
В работе семинара принял участие проф. Митио Микосиба (Университет города Чиба, Япония), представивший доклад «Идеи греха и свободы в книге Вл. Соловьева "Духовные основы жизни"».
Заседания Соловьевского семинара 2005 г. были посвящены актуальным проблемам, носили междисциплинарный характер, вызвали интерес и живой отклик научной общественности, освещались в средствах массовой информации г. Иванова.
Материалы семинара (статьи, подготовленные участниками семинара на основе прочитанных докладов) опубликованы в двух выпусках сборника научных трудов «Соловьевские исследования» (Вып. 10. - Иваново, 2005. - 268 с. и Вып. 11 (в печати)).
В заключение хотелось бы отметить, что соловьевский семинар выполняет важную научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую функцию, является важным и существенным фактором совершенствования качества преподавания философии и социально-гуманитарных дисциплин.
Перспективы работы Соловьевского семинара связаны с исследованием воздействия наследия В.С. Соловьева на формирование и развитие основных направлений отечественной и зарубежной философской мысли.
В 2005 г. Соловьевский семинар осуществлял свою деятельность при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 05-03-14032).