Научная статья на тему 'Наследие М. Петипа на современной балетной сцене (на примере творчества А. Ратманского)'

Наследие М. Петипа на современной балетной сцене (на примере творчества А. Ратманского) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
489
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ПЕТИПА / БАЛЕТНОЕ ИСКУССТВО / BALLET ART / ХОРЕОГРАФ А. РАТМАНСКИЙ / CHOREOGRAPHER A. RATMANSKY / M. PETIPA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тарасова Софья Викторовна

Юбилей М. Петипа событие невероятно важное для всего российского искусства. Значимость его состоит в том, что и по сей день хореографические работы балетмейстера исполняются на сцене с большим желанием для танцовщиков и прекрасным наслаждением для зрителей. Наследие М. Петипа это вершина классического искусства, на которую равняются и к которой стараются приблизиться все хореографы. Современный хореограф А. Ратманский относится с глубоким уважением к традициям прошлого и в своих постановках отдает дань великому балетмейстеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наследие М. Петипа на современной балетной сцене (на примере творчества А. Ратманского)»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

НАСЛЕДИЕ М. ПЕТИПА НА СОВРЕМЕННОЙ БАЛЕТНОЙ СЦЕНЕ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА А. РАТМАНСКОГО)

Тарасова С.В. Email: Tarasova639@scientifictext.ru

Тарасова Софья Викторовна - преподаватель хореографических дисциплин, Санкт-Петербургская детская школа искусств им. М.И. Глинки, аспирант,

кафедра хореографического искусства, факультет искусств, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург

Аннотация: юбилей М. Петипа - событие невероятно важное для всего российского искусства. Значимость его состоит в том, что и по сей день хореографические работы балетмейстера исполняются на сцене с большим желанием для танцовщиков и прекрасным наслаждением для зрителей. Наследие М. Петипа - это вершина классического искусства, на которую равняются и к которой стараются приблизиться все хореографы. Современный хореограф А. Ратманский относится с глубоким уважением к традициям прошлого и в своих постановках отдает дань великому балетмейстеру.

Ключевые слова: М. Петипа, балетное искусство, хореограф А. Ратманский.

THE HERITAGE OF M. PETIPA ON THE MODERN BALLET STAGE (ON THE EXAMPLE OF A. RATMANSKY'S CREATIVITY)

Tarasova S.V.

Tarasova Sofia Viktorovna - Teacher of choreographic disciplines, SAINT-PETERSBURG SCHOOL OF ARTS BY M.I. GLINKA, Graduate Student, DEPARTMENT OF CHOREOGRAPHIC ART, FACULTY OF ARTS, SAINT-PETERSBURG UNIVERSITY OF THE HUMANITIES AND SOCIAL SCIENCES,

SAINT-PETERSBURG

Abstract: the anniversary of M. Petipa is an incredibly important event for the whole of Russian art. Its significance lies in the fact that to this day the choreographic works of the choreographer are performed on stage with a great desire for the dancers and a wonderful delight for the spectators. The legacy of M. Petipa is the pinnacle of classical art, to which all the choreographers are trying to approach. The modern choreographer, A. Ratmansky, treats with deep respect to the traditions of the past, and in his productions pays tribute to the great choreographer.

Keywords: M. Petipa, ballet art, choreographer A. Ratmansky.

УДК 792.8

История балетного искусства в России имеет чрезвычайно богатую и интересную историю. Безусловно, значимые этапы в развитии этого прекрасного, необычайно тонкого и выразительного зрелища тесно сплетены с выдающими личностями, которые создавали, совершенствовали этот вид искусства.

Одной из таких гениальных личностей был М. Петипа, балетмейстер, посвятивший «всю свою творческую жизнь хореографическому искусству России. С его именем связана полувековая работа петербургского балета, укрепление и развитие хореографического образования в Петербургском императорском театральном училище» [1, с. 4].

М. Петипа был не только замечательным хореографом, но и блестящим танцовщиком, педагогом и театральным деятелем. Однако благодаря именно его хореографической деятельности, русский балет снискал славу и восхищение во всем мире. Огромный талант, «необычайная одаренность и его неиссякаемая творческая фантазия» [2, с. 179] позволяли М. Петипа придумывать и воплощать потрясающие балеты, большинство из которых с большим успехом показываются на ведущих мировых сценических площадках.

Современные деятели искусства относятся с должным уважением и трепетом к наследию М. Петипа. Хореограф А. Ратманский поставил несколько балетов М. Петипа, в частности, в его творческой копилке есть «Спящая красавица», «Дон Кихот» и «Корсар».

Приступая к постановке каждого из этих знаменитых и любимыми всеми балетов, А. Ратманский глубоко и тщательно погружался в мир старины, переносясь на несколько столетий назад, чтобы подчерпнуть настоящий дух эпохи. Так, расшифровав записи танцев балета «Спящая красавица», датированного 1890 годом, посмотрев фотографии, рисунки эскизов костюмов, хранящиеся в библиотеке Гарвардского университета, А. Ратманский обнаружил, что хореографии М. Петипа присуще больше тонкости, больше грации, больше красоты линий. «Техника поворотов также отличается, повороты у Петипа быстрее, а позиция «рабочей» ноги на турах могла быть более свободной, направленной к середине икры или к щиколотке опорной ноги» [3]. От артистов А. Ратманский также требовал следовать образцам расшифрованной лексике: танцевать с манерой XIX века, но исполнять все старинные элементы с легкой, современной подачей. В итоге, А. Ратманскому удалось создать сказку, балет-феерию, которую когда-то нарисовал в своем воображении и реализовал на сцене Мариинского театра М. Петипа.

Похожая история произошла и с постановкой балета «Дон Кихот». Все в той же библиотеке Гарвардского университета А. Ратманский ознакомился с оригинальным либретто балета, его музыкальной партитурой с режиссерскими комментариями, старинными программками и отправился сочинять свою версию знаменитого произведения М. Сервантеса. Исходных материалов было небольшое количество, и, учитывая особенности западной (нидерландской) труппы, были сокращены характерные танцы, так как в данном виде хореографии исполнители не столь сильны. В постановке прослеживается хореографический подчерк А. Ратманского: невероятно музыкальные и точные танцевальные движения, а также легкая ирония. Несмотря на незначительные изменения, дух истории безумного рыцаря-романтика Дон Кихота ощутимо присутствует в балете, как и первой московской постановке М. Петипа.

«Корсар» - зрелищный балет, в котором переплетаются роскошь, динамично -разворачивающийся сюжет и изумительные танцы. Поэтому А. Ратманский в сотрудничестве со своим одноклассником, Ю. Бурлакой, решились восстановить этот шедевр в первозданном виде. Отыскав оригинальную музыкальную партитуру, эскизы декораций и дореволюционных костюмов, записи хореографии М. Петипа и соединив все компоненты воедино, они представили, пусть и не полностью аутентичную версию (все-таки некоторые сцены требовали доработки и сочинения новых танцевальных фрагментов взамен недостающих, таких, как, например, Grand pas des eventailles, где А. Ратманский умело вписывает свою хореографию в общий замысел картины) поистине грандиозный спектакль, который и в настоящий момент идет на новой сцене Большого театра с большим успехом, как и при жизни великого М. Петипа.

Однако время неукоснительно бежит вперед. Мир вокруг нас изменяется, меняется и танец, и сам танцовщик, его тело теперь способно выполнять более сложные технические элементы. Также расширяются возможности при создании своего творения у хореографа, режиссера, декоратора, они становятся безграничны. Тем ценнее для деятелей современного искусства сохранить традиции прошлых

поколений. Пронести сквозь эпохи уникальную хореографию, отточенные позы, невероятно живую пантомиму. Большая радость и гордость, что и сейчас в хореографических училищах, балетных академиях изучают репертуар, партии из балетов прошлых столетий. И в наш век современные танцовщики репетируют, стараются, доводят до совершенства каждое балетное па, чтобы сверкать своей виртуозностью на сцене, как делали это их знаменитые предшественники.

Прошло уже немало, 200 лет со дня рождения великого гения - М. Петипа. Но его шедевры продолжают жить и по сей день. Спустя два века, балеты М. Петипа все еще стоят в репертуарах ведущих театров, артисты борются за исполнение главных партий в этих спектаклях, балетмейстеры мечтают прикоснуться к работам талантливого мастера, а публика с нетерпением ждет погружения в волшебный мир классического танца.

«Каждое поколение балетмейстеров будет в свое время обращаться к спектаклям М. Петипа, потому что его наследие - это вершина хореографии» [4, с. 12].

Список литературы /References

1. Бочарникова Е. Московское хореографическое училище: краткий исторический очерк / Е. Бочарникова, О. Мартынова. М.: Искусство, 1954. 143 с.

2. БахрушинЮ. История русского балета. 2-е изд. М.: Просвещение, 1973. 255 с.

3. Acocella. Joan. Ratmansky's Beauty Wakes Up. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newyorker.com/culture/cultural-comment/ratmanskys-beauty-wakes-up./ (дата обращения: 19.03.2018).

4. Галайда А. Каждое поколение смотрит на классику по-своему // Линия. Журнал «Балет» в газетном формате, 2007. № 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.