Научная статья на тему 'НАСКОЛЬКО ПРОБЛЕМАТИЧЕН ПРОЦЕСС ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕДИНОГО ПОРТАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ'

НАСКОЛЬКО ПРОБЛЕМАТИЧЕН ПРОЦЕСС ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕДИНОГО ПОРТАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ЕДИНЫЙ ПОРТАЛ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ / УЧЕТНАЯ ЗАПИСЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Янковская Л.С.

Понятие «электронное правительство» на сегодняшний день ни в одном нормативно-правовом акте не закреплено и определений достаточно много. Это не является столь важным моментом, более важно то, что развитие электронного правительства несет за собой. Электронные услуги «приживаются» довольно-таки быстро в нашем обществе. Это касается общества нового поколения, т.е. со старшим поколением несколько сложнее. Главной задачей при исследовании было определить поэтапность действий при регистрации на портале государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАСКОЛЬКО ПРОБЛЕМАТИЧЕН ПРОЦЕСС ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕДИНОГО ПОРТАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ»

Д

О

К У М Е Н Т О В

Е Д

Е Н И

Е

УДК 340

Л. С. Янковская

НАСКОЛЬКО ПРОБЛЕМАТИЧЕН ПРОЦЕСС ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЕДИНОГО ПОРТАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ

Понятие «электронное правительство» на сегодняшний день ни в одном нормативно-правовом акте не закреплено и определений достаточно много. Это не является столь важным моментом, более важно то, что развитие электронного правительства несет за собой. Электронные услуги «приживаются» довольно-таки быстро в нашем обществе. Это касается общества нового поколения, т.е. со старшим поколением несколько сложнее. Главной задачей при исследовании было определить поэтапность действий при регистрации на портале государственных услуг.

Ключевые слова: электронное правительство, единый портал государственных услуг, учетная запись.

Электронное правительство - это мощный аппарат, который создан по средствам коммуникационных связей, для удобства и экономии времени как ведомств, предоставляющих электронные услуги, так и граждан, обращающихся за помощью. Что не мало важно, то очереди за получением той или иной услуги сократились, а следовательно, стало меньше не предвиденных ситуаций. Вся политика нашего государства направлена на повешение качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг, а также на прозрачность взаимоотношений.

Несмотря на то, что всемирная паутина появилась в России в 90-х годах, впервые об интренет-пор-тале единых государственных услуг на территории Российской Федерации был поднят вопрос в 2002 году, стал функционировать лишь 15 декабря 2009 года (далее ЕПГУ). В изначальном варианте гражданам было

© Янковская Л.С., 2017.

Вестник магистратуры. 2017. № 2-2(65).

ISSN 2223-4047

предоставлено малое количество электронных услуг. Времени прошло не мало и с тех пор многое, что изменилось. Изменения коснулись и интерфейса сайта. По версии разработчиков портал стал более удобен в использовании.

В 2012 году Президент Российской Федерации издал приказ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в котором прописано, что доля граждан, использующих государственные и муниципальные услуги в электронной форме, к 2018 году - должна быть доведена до 70 процентов.

В качестве метода исследования был выбран метод анкетного опроса. Было опрошено 500 граждан. По итогам было выявлен процент опрошенных людей, которые пользуются государственным и муниципальными электронными услугами.

По данным исследования стало понятно, что осведомлены об информационно-справочном аппарате 75,8%, из них 58,2% регулярно пользуются электронными услугами, соответственно, 24,2% респондентов не знают о существовании портала госуслуг.

■ Не знают о портале ЕГУ ■ Регулярно пользуются ■ Знают о функционале сайта и не более

Рис. 1. Уровень осведомленности о существовании портала госуслуг

Что интересно, то эти 24,2% это лица старше 55 лет, которые не имеют подручных гаджетов, не умеют пользоваться интернетом и считают, он им не нужен. Нам известно, для того чтобы получить ту или электронную услугу, нужен, прежде всего, компьютер, смартфон, либо планшет с выходом в интернет. Получается, тупик. Большинство лиц старшего поколения не имеют никакого желания знать о портале и учится им пользоваться. Решимость молодого поколения обнадеживает, они с легкостью ориентируются по просторам интернет сетей и готовы прийти на помощь старшему поколению в случае необходимости.

Также, в процессе исследования, стало понятно, что на сегодняшний день, проблем с регистрацией на едином портале государственных услуг фактически нет. Зарегистрироваться можно как самим, так и в МКУ МФЦ. Большая часть граждан предпочитает заниматься регистрацией самостоятельно. Для этого требуется зайти на портал «https://www.gosuslugi.ru» нажать вкладку «Личный кабинет» на главном интерфейсе в правом верхнем углу. В один клик выбрать «зарегистрироваться». Затем предстоит выбрать способ регистрации по номеру мобильного телефона, в этом случае в ходе регистрации на указанный номер будет отправлено sms сообщение с кодом подтверждения номера мобильного телефона. В случае, если по электронной почте, будет отправлена по указанному адресу ссылка, по которой нужно перейти для подтверждения. Пользователь самостоятельно задает «пароль». Чем сложнее пароль, тем лучше защита страницы от несанкционированного доступа злоумышленниками.

Далее вводятся данные «ФИО», мобильный телефон и e-mail. Это упрощенная учетная запись и является первым этапом. Для того, чтобы получить расширенный доступ к услугам потребуется завершить еще два этапа.

Второй этап - создание стандартной учетной записи. В этом случае требуется ввести несколько больше личных данных. Страховой номер индивидуального счета обязателен для заполнения и данные документа удостоверяющего личность, как правило, это паспорт гражданина РФ. Затем на электронный адрес пользователя, который был указан в упрощенной учетной записи, направляется письмо-уведомление о результатах проверки.

И завершающим этапов в цепочке регистрации является создание подтвержденной учетной записи. Для того чтобы подтвердить свой аккаунт и получить доступ ко всем электронным услугам за исключением информации о налоговой задолженности, в этом случае потребуется, дополнительно ввести идентификационный номер налогоплательщика(ИНН), следует обратиться в центр обслуживания пользователей, получить код подтверждения или воспользоваться усиленной квалифицированной электронной подписью или УЭК, полученными в любом Удостоверяющем центре.

Казалось бы ничего сложного. И это действительно так. Но по опыту выясняется, что российскому народу старшего поколения не так легко адаптироваться к новому и пусть даже к очень удобному. Сложно выходить из зоны комфорта и разрушать стереотипы. На самом деле, чтобы, например, получить справку об отсутствии судимости, именно через портал,, займет не более 2-5 минут и готова она будет приблизительно в течении 14 дней, если же заказывать через МКУ МФЦ, времени на то, чтобы заказать саму справку потратится гораздо больше, сама процедура оформления не долгая, но чтобы дойти и взять талончик на очередь займет как минимум час.

Все это сводится к следующему выводу. Государство работает на благо своих граждан. И пытается разными способами улучшить и упростить жизнь людей. Правительство Российской Федерации заинтересовано в развитии коммуникаций. И мы можем проследить за ходом его работы. От нас требуется лишь участие в их разработках. Стоит помнить, что вся движущая сила в руках простого народа. А как известно, не попробуешь, не поймешь, именно поэтому прежде чем отказываться от использования тех или иных нововведений, стоит попробовать, и только потом делать выводы.

Библиографический список

1.Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления: указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru/70170942/

2. О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010 гг.): по становлению Правительства РФ от 28 января 2002 г. №65.

3.Портал единых государственных услуг [Электронный ресурс]. URL: https://www.gosuslugi.ru/

4.Кузнецов С. Л. Электронное правительство - что это такое? // Делопроизводство. 2010. №1. С. 4.

ЯНКОВСКАЯ ЛЮБОВЬ СЕРГЕЕВНА - магистрант направления «Документационное обеспечение органов государственной и муниципальной власти», Нижневартовский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.