зиции на международной арене. «Причинами глобального характера являются также противоречия между тенденциями к дифференциации и интеграции этносов, усиливающимся интернационализацией, универсализацией различных сфер жизнедеятельности народов и вместе с тем их возрастающим стремлением сохранить свою политическую независимость и этнокультурную самобытность» [1, с. 25], это знаменует новый тип трансформаций, приводящих к искажению самого пространства геополитического вызова.
Все политические, экономические противостояния получают конкретное ценностное обрамление, связанное с национальным определением, вопросами мировоззрения, проблемой личной свободы, роли государства.
Сегодня на фоне широкого приобщения к духовным ценностям мы можем наблюдать процесс культурной деградации отдельных групп и слоёв населения, который принимает характер разрушения целостности духовной культуры. Единство всего культурного многообразия государств осуществляется за счёт подавления национальных традиций и обычаев, стирание национальной идентичности и превращения целых регионов в сырьевой придаток Запада. Существует естественная необходимость адаптации к инновационным условиям существования,
в связи с этим возникает процесс размежевания культурной целостности России.
Библиографический список
1. Антонян ю. М. Этнорелигиозные конфликты: проблемы, решения [Текст] / Ю. М. Антонян, М. Д. Давитадзе. - М.: Щит-М, 2004. - 364 с. -ISBN 5-93004-170-9.
2. Ахиезер А. История России: конец или новое начало? [Текст] / А. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. - М.: Новое издательство, - 2005. -708 с. - ISBN 5-98379-044-7.
3. Валлерстайн И. Конец знакомого мира: Социология XXI века [Текст] - М.: Логос, 2003. - 256 с. - ISBN 5-94010-255-7.
4. Каган М. С. Философская теория ценности [Текст]. - СПб.: ТООТК «Петрополис», 1997. -205 с. - ISBN 5-86708-101-X.
5. Козер Л. Функции социального конфликта [Текст]. - М.: Идея-Пресс, 2000. - 208 с. -ISBN 5-7333-0015-9.
6. Курбатов В. И. Конфликтология [Текст]. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 445 с. - ISBN 5-22207377-7.
7. Макаренко В. П. Кавказ: концептологи-ческий анализ [Текст] // Социологические исследования. - 2001. - № 12. - ISSN 0132-1625.
НАСИЛЬСТВЕННОЕ ПЕРЕПРОГРАММИРОВАНИЕ СОЗНАНИЯ
© Борщов Никита Александрович
кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы и компьютерного дизайна, Саратовский государственный технический университет.
@ (845-2) 998-512, И [email protected]
В современном мире резко возрастает возможность манипулирования обществом в целом и отдельной личностью в частности. Процессы манипулирования массовым и индивидуальным сознанием с помощью средств массовой информации, особенно электронных, путём информационно-психологической агрессии и дезинформации приобретают всё более широкий размах.
Ключевые слова: манипулирование, информационное насилие, средства массовой информации, информационное общество, личное и общественное сознание.
Чч
' то мы, люди XXI в. ценим больше всего, [.чему поклоняемся? К чему стремимся круглосуточно? Самая сильная потребность и глубочайшее желание - это информация. Управлять человеком как марионеткой, воздействуя на его разум, - к этому стремится отнюдь
не один житель планеты. При помощи силы мысли тоже можно убить.
Человеку просто внушить ложную информацию о нём самом. Мы многое не помним, однако при необходимости открываются недоступные резервы мозга. Существуют способы
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
записать человеку в мозг определённую информацию и закрыть кодом, причём он даже не будет в курсе проделанной операции. Знающий код может получить информацию, или же код может быть направлен на выполнение определённого действия - совершить конкретную операцию в нужном месте и в нужное время. При этом сам носитель информации будет не в курсе поставленной задачи. При подаче кода - цифр, звука, запаха - информация активируется.
Вмешательство в центр агрессии мозга - первый шаг в контроле над обществом. В «Обитаемом острове» страна находится под контролем излучателей на башнях и машинах. Невидимое излучение оболванивает людей. Фантастическая повесть братьев А. и Б. Стругацких была написана в 1969 г. Фильм «Москва-Кассиопея», где Агапитом управляют с помощью музыки и невидимых лучей, вышел в 1973 г. В этот же год специалисты по исследованию мозга лишились финансирования.
Наша культура - это отчасти система запретов, которые мы разрушаем. С помощью слов можно превратить рассудительных личностей в массу людей, соединенных фанатической, безумной идеей, что удалось, к примеру, Гитлеру. На основе методов пропаганды III рейха были разработаны методы речевого воздействия на человека. Нацисты с этой целью экспериментировали в сфере языковых решений, семантики, поиске новых слов, типов связи слов во фразы, ритма языка. Один из приёмов манипуляции - многократное повторение одной и той же мысли, что активно практиковалось министром пропаганды Геббельсом.
Реалией современности является воздействие на людей, помимо их воли. Слово становится оружием в обществе потребления. Словами, заряженными нужной информацией, с экранов телевизора и страниц газет нас атакует армия манипуляторов. Наше подсознание трещит по швам от внушаемых законов и ложных истин. Мы превращаемся в зомби, заряженных мыслью, - потратить свою жизнь на гонку за мнимыми ценностями, что превращается в навязчивую идею.
В средствах массовой информации, современной публицистической и научной литературе в последнее время мы часто встречаем термин «зомбирование». Описывающие это явление утверждали, что существуют методы и средства воздействия на человека, позволяющие сделать его послушным «психороботом», управляемым теми, кто владеет специальными средствами и технологией изменения человеческой психики. Понимание информационно-психологической безопасности как состояния защищённости личности, разнообразных социальных групп
и объединений людей от воздействий, способных против их воли и желания изменять психические состояния и психологические характеристики человека, модифицировать его поведение и ограничивать свободу выбора, привело к необходимости переосмысления подходов к роли общения, коммуникации, информационного взаимодействия, а также ряда других социально-психологических процессов и явлений в современном обществе [3].
Цель любой манипуляции - заставить человека действовать в нужном направлении, но чтобы он думал, что действует по собственной воле. Есть ряд приёмов, например психологические вирусы. Меняя слова в информационном сообщении, можно превратить войну из кровавой резни в справедливое налаживание порядка.
Можно ли управлять работой мозга? Как наш мозг контролирует наши возможности? Поддаётся ли он настройке? Любая информация извне оставляет свой отпечаток, и структура мозга перестраивается в соответствии с полученным опытом. Можно настроить мозг на состояние покоя и контролировать стрессы. Мы мало знаем о резервах мозга, нам неизвестно, как заставить его работать на полную мощность.
Заражение жёсткой информацией - диагноз состояния современного общества. Ещё Бехтерев вскрыл процесс заражения социальной информацией, которую люди получали из газет. Эффект воздействия на психику телевидения оказался более разрушительным. Учёные классифицируют это как информационно-поражающий фактор боевого значения. Так, И. В. Бестужев-Лада утверждает, что современное телевидение -это террорист с миллионами жертв.
Часто можно услышать, что по телевизору смотреть нечего. Больше всего раздражает частная личная жизнь звезд, не устраивает насилие на экране, псевдореальные шоу. Телевидение играет важную роль в становлении личности, но сейчас его деятельность в большей степени направлена на разложение личности. Так, в рамках передачи о народных методах лечения в 12 часов дня по первому каналу рассказывают об уринотерапии и о том, как это полезно. Раздражают передачи про нетрадиционную сексуальную ориентацию, многочисленные ледовые и танцевальные шоу.
Человек не в состоянии самостоятельно оценивать сотни происходящих в мире событий. СМИ приводят факт вместе с его интерпретацией, только особая мыслительная операция может позволить отделить факт от интерпретации. За человека интерпретацию мира делает некто, являющийся для него авторитетным (журналист, эксперт). Статус слушающего/зрителя не позволяет (или редко позволяет) выходить на статус
свидетеля, у которого может быть сформировано своё собственное мнение вне вводимой интерпретации, автономно от неё. Средства массовой информации предоставляют в качестве говорящих персонажей людей, которые, как правило, недосягаемы в реальной жизни [5].
Творящаяся сейчас неразбериха, когда невозможно с уверенностью отличить таблоидные телешоу от постановочных телефильмов, показывает, насколько зыбкой стала граница между реальностью и вымыслом в современных медиа и как их смешение сплошь и рядом сводит на нет усилия пиарщиков. Заимствуя реальные новостные кадры и помещая их в постановочные фильмы, пусть даже и основанные на фактах, телевизионщики переносят информацию из мира неопровержимых фактов в условное царство вымысла [7].
Современная блогосфера легко распространяет информацию, может распознать подлог и ложь, а может, опираясь на лидеров мнений, стать объектом информационного удара. Сейчас делают фальсифицированные видео- и фотодокументы, постановочные фото и видео и распространяют всё в Интернете. Современный человек перегружен информацией, ему сложно справиться с её потоком. Человек хочет услышать то, что он услышал. Кто захотел услышать обман, слышит обман, кто захотел услышать, что это правда - значит правда. Лишь малый процент людей пытается сопоставить информацию. Нет времени оценить качество текста, его хватает лишь на то, чтобы просмотреть заголовки, чем многие и пользуются, вырывая фразы из контекста. Необходимо избегать оценочных эмоциональных материалов. На самом деле это только наш выбор - воспринять правду или оказаться объектом манипуляции, марионеткой.
Термин «информационные войны» возник только в XX в., но они существовали всегда [8, с. 44-46]. Раньше информационные войны велись с помощью слухов, распространяемых разным образом. В сегодняшних войнах людей не убивают, их перепрограммируют, - как отметил один из теоретиков информационной войны. Как говорил известный политолог, социолог З. К. Бжезинский, - важно не то, что происходит на самом деле, а как это воспринимает общество. Информационное оружие - это скрытое воздействие на отдельного человека или людское сообщество с целью изменения их психофизического состояния в нужном для агрессора направлении. Однако не все люди одинаково подвержены насильственному перепрограммированию.
Искусство создания программ управления толпой основывалось на теории информацион-
ных вирусов как специфического инструмента ведения войны. Информационный вирус - это скрытая программа, приводящая к дезориентации массового сознания. Каждый аспект нашей жизни насильственно преобразуется.
Если будущие поколения получают меньше качественной информации, чем предшествующие, наблюдается обратная эволюция, или деградация. Древние говорили: если не можешь изменить мир, измени представление о нём. Традиционные войны уходят в прошлое, становятся неэффективными. Полем битвы становится мозг. Информационные операции - составная часть любой военной стратегии. В фильме «Плутовство» блестяще показан механизм информационно-психологической войны - навязывание ложных образов, создание информационных фантомов. В основе фильма лежит история экс-президента США Б. Клинтона с М. Левински, от которой нужно было отвлечь внимание населения.
В реальной войне против Югославии участвовали два батальона психологической поддержки, которые занимались демо-низацией сербов в общественном сознании. Величайшее искусство войны, как говорили китайские мудрецы, в том, чтобы нападать на разум противника, а не на его города. Суть информационно-психологической войны заключается в навязывании противнику своей системы ценностей. Однако защита есть самостоятельность и независимость мышления. С помощью электронных СМИ можно осуществлять перепрограммирование населения, создавать новые социальные идеалы. Один из методов -навязывание катастрофичности сознания. Непрерывный поток сообщений об убийствах и взрывах лишает человека веры в будущее.
Любого человека можно запрограммировать на победу и на поражение. Если мы начинаем показывать человеку меняющиеся символы, говорить монотонным голосом, то человек может попасть в трансовое состояние, достаточное для того, чтобы дать определённое воздействие. Задача манипулятора - заставить испытать страх - единственное существующее препятствие на пути к победе. Чувство страха нужно зафиксировать в подсознании человека, чтобы затем им воспользоваться, заставить опять испытать чувство страха. В определённые эмоциональные моменты наше подсознание цепляется за некий рисунок, изображение, звук. Связью между предметами из внешней среды и эмоциями можно пользоваться для эмоционального воздействия. Подойдет любой предмет или звук, всё зависит от особенностей человека, на которого надо повлиять. Чтобы запрограммировать человека на то или иное
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
поведение, необходимо воздействовать через свойственный ему канал восприятия - аудиаль-ный, визуальный или кинестетический. Сейчас нельзя быть полностью уверенным в том, что мы действуем по собственной воле.
Всё больше людей испытывают сомнения в безопасности и пользе мультфильмов для своих детей. Миллионы родителей позволяют смотреть детям мультфильмы, которые не видели сами, об авторах которых ничего не знают. Ребёнок почти всю информацию воспринимает в виде образов, из которых строит свою модель мира, его внимание изначально приковано к персонажу, который ведёт, куда захочет, не давая возможности отвлечься и поразмышлять. Поэтому дети часто смотрят мультфильмы и рекламу как завороженные.
Мы имеем дело с величайшим изобретением технологии обработки массового сознания, универсальным подсознательным зрительным модулем без знака добра и зла. Это яркая упаковка с опасным содержимым. Задача социального модерирования - создание при помощи СМИ человека с заранее заданными нормами поведения. Информационные потоки формируют молодёжную среду, духовно автономную от родителей, со своими авторитетами и ценностями. В итоге - родители и дети говорят на разных языках. Все попытки родителей помочь будут расценены как вмешательство из совершенно другого, инородного, а потому враждебного мира.
Рисунки современных детей, по сообщениям психологов, полны негатива, - убийства, пожары, издевательства над жертвой со смехом, так как это «прикольно». Экономя время на воспитании детей, мы сажаем их на «телевизионную иглу», ребёнок привыкает к «виртуальному наркотику». По телевизору дети получают модель поведения жизни в мегаполисах.
Почему так убедительны картины мира, представляемые средствами массовой коммуникации? С одной стороны, мы редко подвергаем сомнению образ, который нам показывают. Мы не часто спрашиваем себя, почему нам показывают в вечерних новостях именно эту историю, а не другую, действительно ли полиция работает именно так, в самом ли деле мир до такой степени ожесточился и находится во власти преступности. Просто почти всегда считается само собой разумеющимся, что об-
разы, передаваемые телевидением в наши дома, представляют реальность [1].
Вообще можно прямо говорить о том, что СМИ не столько отражают реальность, сколько создают её. Мы не просто получаем информацию с помощью СМИ, мы начинаем жить в их фиктивной реальности. В мире виртуальной реальности воспитывается и живёт нынешнее поколение, не только касаясь Интернета, но и телевидения. Даже программы новостей не отражают, а искажают факты. Ведь выбирают наиболее яркие, эмоционально воздействующие события из происходящих в обществе [6].
Важно понимать бессознательные процессы в мозге - сказать можно одно, а подумать другое. В обществе потребления погоня за вещами стала смыслом жизни. Массовая культура инстинктов и перевернутых ценностей дала возможность контролировать сознание и растворить традиционный уклад жизни многих народов. Возникает вопрос - на какое насилие в отношении собственного разума мы готовы пойти ради безопасности и комфорта?
Библиографический список
1. Аронсон Э. Эпоха пропаганды: механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление [Текст] / Э. Аронсон, Э. Пратканис. - СПб., 2003. - ISBN 5-93878-046-2.
2. Борецкий Р. А. Осторожно, телевидение [Текст]. - М., 2002. - ISBN 5-7974-0051-4.
3. Грачёв Г. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия [Текст] / Г. Грачёв, И. Мельник. - М., 2002. - ISBN 5-9265-0068-0.
4. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием [Текст]. - М., 2006. - ISBN 5-699-10826-2.
5. Почепцов Г. Информация и дезинформация [Текст]. - К., 2001. - ISBN 966-521-116-1.
6. Проблемы медиапсихологии - 2 [Текст]. - М., 2003. - ISBN 5-900045-42-0.
7. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание [Текст]. -М., 2003. - ISBN 5-98042-012-6.
8. Шатило Я. С. Информационные войны / Я. С. Шатило, В. Н. Черкасов / / Информационная безопасность регионов : научно-практический журнал. - 2009.- № 2(5). - ISSN 1995-5731.