ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ
© ШаТИЛО Ярослав Сергеевич
кандидат технических наук, доцент, профессор Академии военных наук, доцент кафедры информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений Саратовского юридического института МВД России.
8 (845-2) 379-110, И [email protected]
© Черкасов Валерий Николаевич
доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент МАИПТ, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры информатики и применения компьютерных технологий в раскрытии преступлений Саратовского юридического института МВД России.
8 (845-2) 379-110, И [email protected]
Информационное воздействие на противника непрерывно совершенствуется, приобретая все новые и новые формы, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: информационная безопасность, классификация информационных войн, методы информационно-психологического воздействия.
Сс
Човременный этап развития общества /характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, представляющей собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений. Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности Российской Федерации.
Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищённости её национальных интересов в информационной сфере, определяющихся
совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
На основе национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере формируются стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства по обеспечению информационной безопасности.
Исходя из Доктрины информационной безопасности Российской Федерации одним из источников внешних угроз информационной безопасности Российской Федерации является разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним [3].
Что же такое информационная война и откуда произошло это понятие?
Информационное воздействие на противника как таковое существовало всегда. В давние
времена в качестве первых «информационных атак» использовались, например, мифы. Войска очередного завоевателя всего мира шли вслед за рассказами об их невероятной жестокости, что в сильной степени подрывало моральный дух противников.
Во все времена информация, добытая о противнике службами разведки, оказывала
Электронная война (Electronic) направлена против средств электронных коммуникаций-радиосвязи, радаров, компьютерных сетей.
Психологическая война (Psychological) - это пропаганда, информационная обработка населения вражеского государства. Сюда же входит и так называемая война культур (Kulturkampf).
Принимая во внимание, что война в обозримом будущем вряд ли потеряет свое значение как инструмент международной политики, можно сделать вывод, что неотъемлемым элементом войн будущего будет война информационная.
существенную помощь при ведении боевых действий, но само понятие «информационная война» появилось лишь в 1970-80-х гг. и начало активно упоминаться в прессе после войны в Ираке 1991 г., известной как «Буря в пустыне». А всего через десятилетие информационный аспект ведения боевых действий стал основным в ходе военной кампании NATO против Ирака в 2003 г. Эту войну американцы даже называют «сетевой баталией» (network-centric warfare) [7, с. 6-7; 13, с. 18; 14, с. 142].
Принимая во внимание, что война в обозримом будущем вряд ли потеряет свое значение как инструмент международной политики, можно сделать вывод, что неотъемлемым элементом войн будущего будет война информационная.
Ведение информационной войны подразумевает согласованную деятельность по использованию информации как оружия для ведения боевых действий - будь то в экономической, политической или социально-культурной сферах.
Классической работой в данной области считается работа Мартина Либики «Что такое информационная война?», опубликованная ещё в августе 1995 г. Национальным Институтом Обороны США. В ней автор определил семь форм информационной войны: командно-управленческая, разведывательная, электронная (ведутся против вооружённых сил противника), психологическая, хакерская, экономическая и, наконец, кибервойна (ведутся против общества) [9].
Командно-управленческая война (Com-mand-and-control) нацелена на каналы связи между командованием и исполнителями. Перерезая «шею» (каналы связи) нападающий изолирует «голову» от «туловища».
Разведывательная война (Information Based Warfare) - это сбор важной в военном отношении информации (как нападение) и защита собственной.
Хакерская война (Hackerwar) - порождение информационной эры. Подразумевает диверсионные действия против гражданских (в отличие от электронной войны, где цели - исключительно военные) объектов противника и защиту от них (например, взлом банковских сетей).
Экономическая информационная война (Economic Info-Warfare) имеет две формы: информационная блокада (направленная против США) и информационный империализм (метод самих США).
Кибервойны (Cyberwar). Их цель - осуществление информационного терроризма (захват компьютерных данных, позволяющих выследить цель либо шантажировать её).
В настоящее время, по мнению американских специалистов, информационная война представляет собой не просто вид обеспечения операций вооружённых сил путем нарушения процессов контроля и управления войсками, радиоэлектронного подавления, морально-психологического воздействия и т. д., но выходит далеко за пределы перечисленных проблем. Об этом говорят основные результаты исследований, проведённых специалистами американской корпорации «Рэнд» в конце 1990-х гг. [6].
В отчёте данной корпорации, выполненном в 1998 г., MR-964-OSD (Strategic Information Warfare Rising), дана классификация стратегического информационного противоборства (ИП) на первое и второе поколение.
При этом стратегическое ИП первого поколения рассматривается наряду с традиционными средствами противоборства (ядерными, химическими, биологическими и другими). Подчёркивается, что оно больше ориентировано на дезорганизацию деятельности систем управления и проводится скорее как обеспечение действий традиционных сил и средств.
Задачами информационного противоборства первого поколения являются:
- огневое подавление (в военное время) элементов инфраструктуры государственного и военного управления;
- ведение радиоэлектронной борьбы;
- получение разведывательной информации путем перехвата и расшифровки информационных потоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениям;
- осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам с последующим их искажением или хищением;
- формирование и массовое распространение по информационным каналам противника или глобальным сетям дезинформации для воздействия на оценки, намерения лиц, принимающих решения;
- получение интересующей информации путем перехвата открытых источников информации.
Стратегическое информационное противоборство второго поколения» (2nd Generation Strategic Information Warfare) определено как «принципиально новый тип стратегического противоборства, вызванный к жизни информационной революцией, вводящий в круг возможных сфер противоборства информационное пространство и ряд других областей (прежде всего экономику) и продолжающийся долгое время: недели, месяцы и годы».
Задачи информационного противоборства второго поколения сформулированы следующим образом:
- создание атмосферы бездуховности и безнравственности, негативного отношения к культурному наследию противника;
- манипулирование общественным сознанием и политической ориентацией социальных групп населения страны с целью создания политической напряжённости и хаоса;
- дестабилизация политических отношений между партиями, объединениями и движениями с целью провокации конфликтов, разжигания недоверия, подозрительности, обострения политической борьбы, провоцирование репрессий против оппозиции и даже гражданской войны;
- снижение уровня информационного обеспечения органов власти и управления, инспирация ошибочных управленческих решений;
- дезинформация населения о работе государственных органов, подрыв их авторитета, дискредитация органов управления;
- провоцирование социальных, политических, национальных и религиозных столкновений;
- инициирование забастовок, массовых беспорядков и других акций экономического протеста;
- затруднение принятия органами управления важных решений;
- подрыв международного авторитета государства, его сотрудничества с другими странами;
- нанесение ущерба жизненно важным интересам государства в политической, экономической, оборонной и других сферах.
В отчёте также отмечается, что развитие и совершенствование подходов к ведению стратегического ИП второго поколения в перспективе может привести к полному отказу от использования военной силы, поскольку скоординированные информационные акции могут позволить обойтись без этой крайней меры.
Анализируя информационные операции в последних локальных военных кампаниях: Югославии (1999), Ираке (2003) и особенно Южной Осетии (2008), когда Россия столкнулась с полномасштабной информационной агрессией со стороны стран Запада, объединённых в военно-политическом блоке НАТО под руководством США, военные аналитики пришли к выводу, что они проводились в полном соответствии с концепцией так называемой информационной войны третьего поколения, ядром которой являются операции на основе эффектов - кто за наиболее короткое время способен просчитать эффекты более высоких порядков, тот и захватывает информационное превосходство1. И совершенно неважно, кто
был прав, а кто виноват в сложившейся ситуации. Есть только факт применения силы, а подконтрольные СМИ создадут нужные образы «миротворца» и «поджигателя войны».
1 Так, например, М. Саакашвилли почти все свои публичные выступления записывал на фоне флага ЕС на хорошем английском языке, то есть для массовой аудитории уже заранее подготавливалась позиция, что Европа поддерживает Грузию. И надо сказать, что отчасти этот маневр удался — Европа оказалась втянутой в манипулятивные сети, раскинутые пентагоновскими профессионалами.
Доказательство обратного становится потом весьма затруднительным. Важна первоочерёдность подачи информации [5].
Наиболее яркое и доступное определение информационной войны третьего поколения дал российский премьер В. Путин, сказав, что западным специалистам удается умело выдавать черное за белое, а белое - за черное. Именно в этом и состоит суть информационных операций третьего поколения [11].
В эпоху информационных войн вводятся новые понятия, одним из которых стало понятие глобального информационного окружения. Именно оно влияет на формирование военных и политических решений, поскольку успевает освещать их в приближенном к реальному масштабу времени. Противником в этих войнах является заокеанская держава, стремящаяся к единоличному мировому господству.
Из исторического опыта нравственного распада СССР видно, что важнейшим принципом ведения информационной войны является стремление агрессора непрерывно расширять контролируемое информационное пространство, действуя в обход сложившихся моральных норм и правил, сознательно нарушая все социальные ограничения и размывая нравственные установки [10].
В качестве примера можно привести деятельность телекомпании CNN, демонстрирующей войны в реальном масштабе времени. Следуя геб-бельсовской формуле: чем невероятнее ложь, тем охотнее в нее верят, канал CNN при освещении грузино-южноосетинского конфликта не брезговал ни подтасовкой фактов, ни подлогом, ни прямой дезинформацией. Так, кадры горящего Цхинвала и обстрел города грузинскими «Градами», снятые каналом «Russia Today», подавались по CNN как горящий Гори и российский обстрел грузинской территории.
А уже меньше года спустя Б. Обама в своем выступлении о защите национальной инфраструктуры Internet напрямую заявляет: «...мы имели возможность заглянуть в будущее
лицо войны. Когда российские танки катились по Грузии, кибератаками была парализованна работа грузинских правительственных сайтов. Террористы, сеявшие смерть и разрушения в Мумбаи1 полагались не только на оружие и гранаты, но и на GPS, и на телефоны с передачей голоса через Internet» [15]. То есть уже как само собой разумеющееся считается, что это Россия атаковала Грузию и вела против неё информационную войну, причём упомянуты эти события в одном контексте с индийскими террористами.
Методы информационно-психологического воздействия на массы с древних времён выступали одним из факторов достижения стратегического превосходства над противником. Но лишь информационная эра вывела этот тезис на уровень главенствующего ресурса достижения власти, завоевания планетарного лидерства на рынках сырья, финансов и интеллектов.
Ошибочно считать, что кто-то способен избежать причастности к этому процессу, поскольку современные технологии манипулирования личностью сопровождают любого человека повсеместно.
Практический каждый из нас ежедневно, нажимая кнопку на пульте телевизора или путешествуя по сайтам Internet, потребляет информацию - необходимый допинг, гарантирующий нам адаптацию в современной среде обитания человечества — «инфосфере». В этом процессе
1 Вечером 26 ноября 2008 г. в городе Мумбаи, деловой столице Индии, произошла серия терактов. Преступники обстреляли несколько дорогих гостиниц, где останавливаются преимущественно иностранцы, вокзал, рестораны и больницы. В результате взрывов и обстрелов погибли около 200 человек и около 300 - получили ранения. Террористы также взяли в заложники постояльцев двух гостиниц и жилого комплекса «Нариман Хаус», где располагался Еврейский центр. Ответственность на себя взяла группировка «Деккан муджахидин», которая разослала соответствующие сообщения индийским СМИ. Предполагается, что те же лица стоят за терактами в Джайпуре в мае 2008 г. Операция индийского спецназа по освобождению заложников и уничтожению боевиков была полностью завершена утром 29 ноября.
величайшее достояние демократических преобразований — свобода слова — принимает на себя роль блестящей обёртки, в которую полит-технологи, пиарщики и прочие манипуляторы общественным сознанием заворачивают все, что оно может проглотить: «жареные» факты, политические скандалы, инсинуации, сцены вандализма и насилия... При этом мы зачастую не обременяем себя мыслями, что потребляем не достоверные и объективные факты, а продукт, интерпретированный, переработанный в соответствии с рецептурой игроков информационного поля, заложивших в меню конкретные прагматичные цели. Так, незаметно из субстанций мыслящих мы трансформируемся в «пушечное мясо» глобальных войн нового типа — войн информационных [8].
Примеров целенаправленного и уже укоренившегося воздействия множество.
В новостях мы часто слышим фразы: «американский президент», «цивилизованный мир», «общечеловеческие ценности». Но, позвольте, США - это далеко не вся Америка1, отнюдь не все развитые страны поддерживали распыление дефолиантов над Вьетнамом и бомбардировки суверенной Югославии, и почему нельзя казнить маньяков-убийц и насильников?
За короткое время отдельные слова приобрели совершенно другой смысл, и название доброго детского мультика «Голубой щенок» звучит уже двусмысленно. А все потому, что гомосексуалисты, педофилы и остальные лица, стыдливо именуемые политиками «лицами с нетрадиционной ориентацией», объявлены достойными людьми, а на экранах телевизоров настоящая вакханалия гейско-лесбийских поп-див, которые всерьез рассуждают о своей богоизбранности, забывая о библейском осуждении данного порока. Это прямой подрыв наших духовных устоев и результат информационной войны.
Следующим примером разлагающего информационного воздействия служат ТУ-игры типа «Алчность», «Слабое звено», «Последний герой», в которых людей, только что работавших командой, заставляют предавать соседа, и самое страшное - делать это открыто! А потом ещё объяснять почему, приучая нас к мысли, что любое предательство можно оправдать! Другие так называемые реалити-шоу («За стеклом», «Дом 2» и т. п.) выставляют на всеобщее обозрение личную жизнь. Последний оплот нашего общества, жёсткая мораль невмешательства в жизнь за чужой дверью, подвергается страшнейшему информационному удару[11].
1 Кстати, а почему США, а не ОША? Ведь «united» перево-
дится как «объединённые».
Совсем не оправдывая удары по башням-близнецам всемирного торгового центра и Пентагону, зададимся вопросом: «А почему, собственно, мы называем пилотов террористами»? Террористы - это ещё один ярлык, приклеенный на этих людей спецами информационной войны США. Терроризм - это устрашение мирного населения, это взрывы жилых домов в Москве и других городах России. А случившееся 11 сентября - это диверсия. Когда партизаны на войне взрывают мосты, эшелоны с солдатами, авиация бомбит промышленные центры это военные действия. Но ведь Аль-Каида объявила войну США! Так почему они называют их террористами? Сами США во время 2-й мировой сравняли с землей Дрезден, в котором не было ни одного военного объекта, уничтожили атомными бомбами Хиросиму и Нагасаки2[11]!
Многочисленные фильмы и компьютерные игры напрямую наполнены содержанием, возбуждающим социальную, национальную или религиозную вражду.
2 Хиросима и Нагасаки стали не жертвами военного удара (Япония уже вела переговоры о капитуляции), а именно актом устрашения и согласно нормам международного права актом терроризма.
Во многих популярных у молодежи компьютерных «стрелялках» американские спецназовцы спасают бывшие советские республики от прямой агрессии России. Например, компьютерная игра, в которой Россия-агрессор нападает на маленькую независимую свободолюбивую Грузию, появилась на рынке еще в 2001 г. - вот как задолго начали формировать общественное мнение об осетино-грузинском конфликте.
Русские в фильмах показаны в основном как захватчики, мечтающие восстановить СССР железом и кровью, или как мафиози. Причём обычно злобными, жестокими и тупыми неотёсанными варварами.
Вот так выглядит медведеподобный Зан-гиев в серии игр Street Fighter. Он (по утверждению разработчиков) прошёл серьёзную подготовку в Сибири и тренировался на белых медведях (отсюда и жуткие шрамы), защищает честь своей страны и президента. Зангиев лично знаком с В. Путиным и учит его дзюдо.
«ЖТыЦия ^byJf ЗЯЗ Ли...». Список можно продолжить.
Вспомним, например, фильм с участием Брюса Уиллиса «Армагедон»: российский космонавт в шапке-ушанке шляется по станции «Мир» заросший и грязный. Ведь их астронавты были на «Мире», неужели они ТАКОЕ там видели? Фильм «Миротворец»: у нас ядерные боеголовки возят на паровозах. Фильм «Красная Планета»: оказывается найти в ГоллиВуде человека, знающего русский язык - проблема значительно более сложная, чем изобразить поверхность Марса. Вот только несколько цитат: надпись на блоке «СбК» - очень информативно; на панели написан «понятный» всем русским текст: «ЗеМЛеЯ бРИГаДа ПРОба ПаНеЛЬ»; на мониторе выскакивает сообщение: «СЛабОе ЗаЖИГаНИе» и герой с умным видом выдаёт перевод: «Батарея села»; оборудование на российской станции оформлено ввиде игровой детской приставки с весёлым мишкой в скафандре; на мониторе идут пункты меню, которые ну просто очень «понятны» и «доходчивы»:
Кроме того, появляются игры и фильмы, в которых главными врагами становятся мусульмане. Не конкретные течения или террористические движения, а религия в целом.
Кстати, о религии. В отсутствии чётких идеологических норм духовное самоопределение народов по религиозным признакам взято у нас властью на вооружение и провозглашено средством духовного самоисцеления и возрождения общества.
Решение проблемы консолидации общества посредством конфессионального подхода не может быть простым в многоконфессиональном государстве. Россия исторически формировалась как многоконфессиональная страна. Поэтому правомерен вопрос: верен ли выбор конфессионального подхода для нашего государства?
Согласно п. 1 ст. 14 Конституции РФ «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» [1], значит для её государственных деятелей верование должно на период осуществления полномочий стать частным делом, не афишируемым при освещении их деятельности как государственных лиц. Причина конституционно-правовая: государство должно создавать равные условия для существования различных конфессий, одинаково отделяя от себя каждую из них.
Пункт 4 ст. 4 Федерального закона от 25.09.1997 № 125-ФЗ гласит: «Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления,
а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии [2]».
Соответствующим должно становиться поведение государственного чиновника. Государство гарантирует каждому человеку свободу вероисповедания, но этот человек, даже самого незначительного ранга, становится лицом государства и должен следовать пока неписанной этической норме - оставаться прихожанином только вне исполнения своих должностных обязанностей. В противном случае, выходя за рамки протокольных встреч, и при фактически «медвежей» услуге СМИ, государственное лицо, если не противопоставляет себя части избиравших его граждан, исповедующих другую религию, то отделяет себя от них. Эта этическая норма должна приниматься за основу и при принятии решения об освещении в СМИ протокольных мероприятий.
И наоборот, светский характер власти и поведения её представителей, нейтральность по отношению к любой религии в стратегическом отношении представляются более обдуманными и рациональными, свидетельствующими о закреплении признаков стабильного государственного управления, а также о способности представителей политической элиты сохранять перед своим электоратом и обществом свое этическое лицо.
При этом не следует забывать о том, что религия составляет лишь часть культуры общества, что понятие Духовность гораздо шире понятия Религиозность, и нельзя подменять общечеловеческие духовные ценности ценностями, заключенными в какие-либо узкие, религиозные рамки.
Задача состоит в том, чтобы восстановить ослабленные или утраченные функции морали, в чём должно быть заинтересовано светское государство. Ибо светский характер государства обусловлен в большей степени объективностью философско-этических, а не философско-религиозных концепций [4].
Сам факт наличия различных религиозных организаций (особенно фундаменталистских) в светском государстве, каковым является Российская Федерация, по нашему мнению, уже несет в себе некие тайные росточки возможного экстремизма, ибо верующий человек в первую очередь подчиняется догматам религии. Юридические законы для него вторичны. Государству нельзя вмешиваться ни в меж-конфессионные, ни во внутриконфессионные конфликты. Даже самые благие намерения могут иметь очень серьезные и очень опасные последствия.
Все это лишний раз свидетельствует о специфичности проблематики информационных войн, связанной с особенностями ее объектов - информации и человека.
В этой связи приобретают особую актуальность проблемы правового характера, решение которых должно определить соотношение между свободой слова и секретностью, открытостью глобального информационного пространства и вопросами информационной безопасности государства, защитой информационных систем от внешних атак.
Библиографический список
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М. : Маркетинг, 2001. -ISBN 5-94462-025-0.
2. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Текст] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17.06.2009).
3. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. URL: http://www.scrf.
g0v.ru/D0cuments/Decree/2000/09-09.html (дата обращения: 17.06.2009).
4. Борисов А.М. Государство и религия: аспект вопроса государственной безопасности [Текст] / / Право и безопасность.- 2003. - № 3-4 (8-9).
5. Гриняев С. Н. Информационная война на Кавказе, или как из черного делали белое [Сайт]. URL: http://infwar.ru/article.php?num=80 (дата обращения: 10.02.2009).
6. Гриняев С. Н. Информационное противоборство в современную эпоху [Сайт]. URL: http:// psyfactor.org/infowari.htm (дата обращения: 17.06.2009).
7. Гурьянов К. В., Шатило Я. С. Безопасны ли лицензионные программные продукты? [Текст] // Информационная безопасность регионов. - 2007. - № 1 (i). - ISSN 1995-5731.
8. Казанцева О. «Сладкая конфетка» от ин-фиста [Сайт]. URL: http://www.kazpravda.kz/ index.php?uin=1152770239 (дата обращения: 17.06.2009).
9. Как будут проходить войны будущего [Сайт]. URL: http://bio.fizteh.ru/student/diff_articles/ vuz_ akkreditatsiya.html (дата обращения: 10.06.2009).
10. Мушта О. П. Информационная агрессия против России в условиях глобализации [Текст] // Информационная безопасность регионов. - 2009. - № 1 (4). - ISSN 1995-5731.
11. Нечаев Е. Информационная война [Сайт]. URL: http://www.im0rt.0rg/newsprint-20.html (дата обращения: 17.06.2009).
12. Шатило Я. С. Информационная война третьего поколения [Текст] // Информационная безопасность регионов. - 2009. -№ 1 (4). - ISSN 1995-5731.
13. Шатило Я. С., Шорин И. Ю. Психологические аспекты информационной войны [Текст] // Информационная безопасность регионов. - 2007. - № 1 (1). - ISSN 1995-5731.
14. Шатило Я. С., Шорин И. Ю. Информационный терроризм - угроза национальной безопасности России [Текст] // Доклады Академии военных наук. - 2005. - № 6 (18). - ISSN 17282454.
15. URL: http://www.internetua.com/free_tag/ сша (дата обращения 28.06.2009).
> КНИЖНАЯ ПОЛКА
Файл Правка Вид Избранное Сервис Справка ^^ Назад " j Поиск Папки |::*|*
РЕМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ИЗАЩИТЕ ДИССЕОШМИ^ \
Шатило Я. С., Решетников В. Я., Нехорошев А. Б., Гурьянов К. В. Рекомендации по подготовке и защите диссертаций: учебно-методическое пособие / Под ред. А. С. Подшибякина. Саратов: СЮИ МВД России, 2009. - 108 с. ISBN 978-5-7485-0527-7.
Выдвигаемые Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации требования к разработке диссертационных исследований вызвали необходимость оказания помощи тем, кто начинает трудный путь научных изысканий. В учебно-методическом пособии рассматриваются правовые, организационные, научные и методические основы работы над диссертационным исследованием адъюнктами, аспирантами и соискателями учёной степени. Обобщены и развиты положения, изложенные авторским коллективом и другими авторами в изданиях, посвященных данной тематике.
Пособие прошло рецензирование в Саратовской государственной академии права, Саратовском государственном университете им Н.Г. Чернышевского, Волгоградской академии МВД России, Сибирском юридическом институте МВД России и решением ДКО МВД России учебно-методическому пособию «Рекомендации по подготовке и защите диссертаций» присвоен гриф МВД России: «Рекомендовано для образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России».
Учебно-методическое пособие предназначено адъюнктам, аспирантам и соискателям высших учебных заведений, сотрудникам подразделений органов внутренних дел и судебно-экспертных учреждений иных ведомств, следователям и оперативным работникам, занимающимся научной работой.