СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ
DOI: 10.14515/monitoring.2015.2.12 УДК 373:343.235.2(470-25):316
М. Одинцова НАСИЛИЕ В ШКОЛАХ И КОЛЛЕДЖАХ СТОЛИЦЫ
НАСИЛИЕ В ШКОЛАХ И КОЛЛЕДЖАХ СТОЛИЦЫ
ОДИНЦОВА Мария Антоновна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории социально-психологических и социологических мониторинговых исследований МРЦБОС Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), профессор кафедры психологии и педагогики дистанционного обучения МГППУ. E-mail: [email protected]
VIOLENCE IN METROPOLITAN SCHOOLS AND COLLEGES
ODINTSOVA Mariya Antonovna - Candidate of Psychological Sciences, Senior Researcher, Laboratory of Monitoring Studies, Professor, Chair of Psychology and Pedagogy of Distance Learning, Moscow State University of Psychology and Education. E-mail: [email protected]
Аннотация. Приведен анализ мнений школьников (N=6606) и студентов колледжей (N=1034) о наличии ситуаций физического и психологического насилия в школах и колледжах г. Москвы. Продемонстрировано, что ситуации психологического насилия отмечаются обучающимися школ и колледжей чаще, чем ситуации физического насилия. Показано, что ситуации, связанные с унижением, оскорблением, высмеиванием,
отвержением, безразличием, подавлением и т.п. со стороны педагогов и сверстников, являются наиболее травмирующими. При этом, школьники выделяют их в качестве психотравмирующих жизненных событий значительно чаще, чем студенты. Показано, что в школах чаще, чем в колледжах встречаются ситуации физического и психологического насилия. Обнаружено, что в ситуациях нарушения безопасности, обучающиеся школ и колледжей обратились бы за помощью к своим классным руководителям или кураторам групп. Именно такой педагог становится авторитетной личностью и входит в референтную группу школьников и студентов наряду с друзьями. Выявлен низкий уровень доверия школьников и студентов к психологам образовательных организаций.
Abstract. The author presents the results of the analysis of the opinions of school (N=6606) and college students (N=1034) concerning physical and psychological abuse in schools and colleges in Moscow. The study shows that among school and college students psychological abuse is more common than physical violence. The most stressful situations that come from teachers and peers are related to humiliation, insult, ridicule, rejection, indifference, oppression et cet. Remarkably, these types of abuse are cited mainly by school students than college students. It is revealed that physical and psychological abuse is more frequent in schools than in colleges. In situations where security has been violated students seek help from their supervising teacher or group curators; he/she becomes a trustworthy person and enters a reference group along with students^ friends. According to the results of the study, the level of students^ trust toward educational psychologists is very law.
Ключевые слова: психологическое насилие, физическое насилие, психотравмирующие события, удовлетворенность
образовательной организацией
Keywords: psychological violence, physical violence, stressful life events, satisfaction with education organization
Проблематика насилия, пожалуй, никогда не утратит своей актуальности. По словам А.А. Гусейнова «насилие имеет невытравимо глубокие корни в историческом и психологическом опыте, в самой онтологии человека» [Гусейнов, 1994]. Вопросы насилия актуальны вне зависимости от времени, форм и масштабов. Вместе с тем следует отметить, что современные исследования насилия в образовательных организациях выстроены преимущественно на материале школ (И.А. Баева, Т.Н. Кропалева, В.Ю. Лаптева, О.И. Леонова, А.В. Макарчук, Н.Ю. Шульга и др.). Обнаружены исследования насилия в высших учебных заведениях (А.П. Цуканова, Н.В. Юдин) и в колледжах (Е.В. Басаргина, Е.В. Величко, С.Р. Мусифуллин), в большинстве которых подчеркивается, что толерантность является необходимым условием противостояния насилию. Ставятся вопросы формирования толерантного отношения к многообразию социокультурных способов самореализации, развития умения обучающихся решать конфликтные ситуации через принятие и понимание чужой точки зрения. Детально рассматривается проблема безопасности образовательной среды образовательных организаций, ее проектирование, основные психологические параметры, качество и диагностика [Шлыкова, 2007]. Однако исследований, в которых делался бы сравнительный анализ проявлений психологического и физического насилия в разных типах образовательных организаций не обнаружено.
С нашей точки зрения необходимость такого анализа позволит:
1 расширить представление о насилии в разных типах образовательных организаций;
2 выявить специфику проявления физического и психологического насилия в разных типах образовательных организаций, что, в свою очередь, может быть учтено при выстраивании психолого-педагогического взаимодействия.
Для проведения опроса лабораторией мониторинговых исследований Межведомственного ресурсного центра безопасности образовательной среды МГППУ была разработана анкета, предполагающая формализованные варианты ответов. Анкетирование проводилось с использованием интернет-технологий, разработана электронная версия анкеты. Исследование проводилось с апреля по май 2014 г. В опросе приняли участие 1034 студента (58,9% девушек и 41,1% юношей) и 6606 старшеклассников (52,1% девушек и 46,9% юношей). Все респонденты обучаются в колледжах и школах Москвы.
Некоторые результаты исследования
Мнения обучающихся относительно фактов физического насилия изучались на основании их оценок (по 5-балльной системе) распространенности избиений, вымогательства, рукоприкладства со стороны сверстников и педагогов, а также субъективного мнения относительно собственной готовности решать конфликты и разногласия при помощи физической силы. Статистический анализ различий в ответах студентов и школьников на вопросы анкеты показал следующее. Драки, избиения, порча личного имущества более
распространены в школах, чем в колледжах ^=9,46 при р=0,000). Школьники чаще студентов отмечали, что среди них есть обучающиеся, которые избивают сверстников ^=5,89 при р=0,000), но данные ситуации не становятся для них травмирующими. Различий между школьниками и студентами выявлено не было. Средние значения по данному параметру колеблются от 4,84 до 4,85. Это говорит о том, что психотравмирующие ситуации в образовательных организациях Москвы единичны.
Что касается рукоприкладства со стороны педагогов, оно расценивается учащимися школ как травмирующая ситуация. Несмотря на то, что они случались редко, их чаще отмечали школьники (среднее значение — 4,75), чем студенты колледжей (среднее значение - 4,86) (1=4,12 при р=0,000).
При оценивании готовности решать конфликты при помощи физической силы школьники чаще студентов указывали на то, что, если нет другого выхода, спор можно разрешить и дракой ^=5,18 при р=0,000), они считают, что им легче заставить сверстников бояться их ^=5,02 при р=0,000), они чаще первыми готовы начать драку ^=7,06 при р=0,000), более мстительны (Г=8,32 при р=0,000).
Таблица 1 Мнения обучающихся о проявлениях физического насилия
Вопросы анкеты Группы обучающихся N Среднее значение F t- критерий Уровень значимости различий р
Иногда обучающиеся ведут себя по отношению друг к другу недружелюбно, а порой даже жестоко:
Драки, избиения, порча личного имущества Студенты 1012 4,52 20,8 8,541 0,000
Школьники 6606 4,23 9,465 0,000
Есть ли в Вашем образовательной организации обучающиеся, которые
Избивают других обучающихся Студенты 1018 4,54 123, 5,147 0,000
Школьники 6538 4,28 5,892 0,000
Возможно, в этом учебном году Вы пережили событие, которое могло Вас травмировать. Отметьте, что это были за события:
Рукоприкладство со стороны педагогов Студенты 1010 4,86 45,5 3,290 0,001
Школьники 6606 4,75 4,124 0,000
Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны с утверждениями:
Если нет другого выхода, то спор можно разрешить и дракой Студенты 1018 4,01 2,9 5,105 0,000
Школьники 6606 3,79 5,186 0,000
Мне легко заставить сверстников бояться меня Студенты 1011 4,10 4,6 4,776 0,000
Школьники 6606 3,90 5,022 0,000
У меня бывает такое настроение, когда я готов первым начать драку Студенты 1016 3,87 35,1 6,683 0,000
Школьники 6606 3,53 7,060 0,000
Если меня обидели, я обязательно должен отомстить Студенты 1018 3,86 151, 7,430 0,000
Школьники 6548 3,49 8,325 0,000
Примечание: В таблице приведены только те вопросы, по которым были получены значимые различия между группами респондентов.
Как видим, в школьной среде в большей степени выражены те или иные факты физического насилия. Возможно, это связано с возрастными особенностями подростков. Так, например, в исследованиях О.В. Кобзевой [Кобзева, 2006] обнаружена динамика агрессивности от подросткового к юношескому возрасту и показано, что агрессивность у старшеклассников — один из способов завоевания авторитета и повышения статуса в группе
185 _
сверстников. В юношеском возрасте такой способ становится неприемлемым и порождает чувство вины, тревоги, неуверенности [Там же]. В наших исследованиях образа мира подростков из полных и неполных семей [Одинцова, 2011] также выявлены агрессивные проявления у большинства испытуемых. Возможно, причина кроется и в средовом факторе (в неудовлетворенности отношениями с педагогами и сверстниками, общей неудовлетворенности образовательной организацией), о чем свидетельствуют исследования (см., например: [Катилина, 2009; Нечаева, 2011; Суворова, 2008]).
Мнение обучающихся относительно наличия фактов психологического насилия изучалось на основании их оценок распространенности таких явлений, учитывалось субъективное мнение относительно травмирующих ситуаций, пережитых респондентами в течение учебного года и связанных с унижением, оскорблением, высмеиванием учащимися и педагогами, подавлением с их стороны, безразличием учителей. Недружелюбие, жестокость, выражающаяся в насмешках, присвоении кличек, бойкотировании ^=7,14 при р=0,000), размещение в сети интернет компрометирующей информации ^=9,02 при р=0,000), давление со стороны агрессивных сверстников ^=6,3 при р=0,000) — ситуации чаще обозначаемые школьниками. На вопросы относительно наличия в образовательных организациях обучающихся, которые организуют травлю, школьники и студенты также отвечали по-разному. С точки зрения обучающихся, ситуации, связанные с травлей сверстников ^=7,7 при р=0,000) и насмешками над педагогами (1=5,9 при р=0,000), в школах происходят значительно чаще, чем в колледжах.
Следует отметить, что ситуации психологического насилия отмечаются обучающимися школ и колледжей чаще, чем ситуации физического насилия (средние значения — от 3,42 до 4,45 баллов, в то время как по ситуациям физического насилия средние значения колеблются от 4,23 до 4,54). Полученные нами данные согласуются с данными экспертизы насилия в школе: «Случаи побоев в школе гораздо менее распространены, нежели оскорбления». «Со стороны учителей также чаще проявляется психологическое насилие» [Добреньков и др., 2011: 219]. Ситуации психологического насилия — серьезная угроза безопасности обучающихся, нарушающая их индивидуальные границы и приводящая не только к социальному вреду, но и к психотравмирующему воздействию, что было отмечено при анализе проявлений латентного экстремизма в образовательной среде колледжей [Одинцова, 2014].
Считается, что травматические события включают широкий класс нежелательных, порой неконтролируемых, внезапных ситуаций, которые обладают мощным потенциалом негативного воздействия, представляют реальную или воображаемую угрозу жизни или физической целостности [Полетаева, 2005]. Для выявления событий, которые могли травмировать участников исследования в текущем учебном году, был задан перечень возможных ситуаций. Унижения, оскорбления, высмеивание сверстниками ^=9,7 при р=0,000), отвержение сверстников (Г=3,65 при р=0,000), подавление со стороны сверстников ^=4,3 при р=0,000) — ситуации, которые значительно чаще обозначались школьниками, чем студентами колледжей. Психотравмирующие ситуации, связанные с отношениями с педагогами, также чаще отмечали школьники. Школьников травмирует безразличие педагогов ^=5,4 при р=0,000), ситуации унижения, оскорбления, высмеивания ^=5,04 при р=0,000), подавление со стороны педагогов (Г=3,59 при р=0,000) в отличие от студентов, которые отмечают данные ситуации значительно реже. Значимых различий в мнениях студентов и школьников относительно других типов травмирующих жизненных
186 _
ситуаций, таких, как смерть близкого человека (t=-0,29 при р=0,772) и развод в семье (t=0,516 при р=0,606), между школьниками и студентами не выявлено. Полученные нами данные согласуются с исследованиями, в которых утверждается, что самыми травмирующими являются ситуации, связанные с неудавшимися отношениями со значимыми людьми [Luxenberg, Spinazzola, Kolk et al., 2001]. В данном случае — это отношения со сверстниками и педагогами.
Таблица 2 Мнения обучающихся о проявлениях психологического насилия
Вопросы анкеты Группы обучающихся N Среднее значение F t- критер ий Уровень значимости различий р
Иногда обучающиеся ведут себя по отношению друг к другу недружелюбно, а порой даже жестоко:
Насмешки, присвоение кличек, бойкот Студенты 1015 3,92 1,7 7,197 0,000
Школьники 6606 3,63 7,140 0,000
Размещение в сети Интернет компрометирующей информации Студенты 1014 4,45 29,8 7,915 0,000
Школьники 6606 4,16 9,028 0,000
Давление со стороны агрессивных сверстников Студенты 1014 4,40 7,9 5,812 0,000
Школьники 6606 4,19 6,308 0,000
Есть ли в Вашем образовательной организации обучающиеся, которые
Организуют травлю, насмехаются и издеваются над сверстниками Студенты 1013 4,06 307, 7,082 0,000
Школьники 6523 3,61 7,705 0,000
Грубят и насмехаются над педагогами Студенты 1019 3,79 203, 5,660 0,000
Школьники 6539 3,42 5,922 0,000
Возможно, в этом учебном году Вы пережили событие, которое могло Вас травмировать. Отметьте, что это были за события:
Унижение, оскорбление, высмеивание сверстниками Студенты 1015 4,63 304, 7,731 0,000
Школьники 6606 4,22 9,725 0,000
Отвержение со стороны сверстников Студенты 1012 4,72 44,4 3,228 0,001
Школьники 6525 4,58 3,654 0,000
Безразличие педагогов Студенты 1013 4,55 107, 4,827 0,000
Школьники 6502 4,30 5,494 0,000
Унижение, оскорбление, высмеивание со стороны педагогов Студенты 1013 4,65 84,7 4,368 0,000
Школьники 6511 4,45 5,041 0,000
Подавление со стороны педагогов Студенты 1004 4,44 48,7 3,323 0,001
Школьники 6497 4,27 3,597 0,000
Подавление со стороны сверстников Студенты 1010 4,69 61,7 3,772 0,000
Школьники 6506 4,53 4,321 0,000
Примечание: В таблице приведены только те вопросы, по которым были получены значимые различия между группами респондентов
Таким образом, с точки зрения обучающихся, ситуации психологического насилия — наиболее часто встречающееся явление в школах; ситуации, связанные с унижением, оскорблением, высмеиванием и пр. — наиболее травматичны для них.
При ответе на вопрос относительно самоощущения безопасности в образовательной организации, школьники и студенты выразили противоположное мнение. Более комфортной и безопасной для обучающихся является среда колледжей ^=5,26 при р=0,000). В ситуациях нарушения безопасности, школьники и студенты обратились бы за помощью к своему классному руководителю или куратору. Классный руководитель (среднее значение — 4,17) или
куратор (среднее значение — 4,00) для школьников и студентов — авторитетная личность, входящая в референтную группу наряду с друзьями (среднее значение — 4,18 для школьников, 4,02 для студентов). Студенты колледжей в меньшей степени доверяют родителям в отличие от школьников ^=-6,9 при р=0,000). За помощью к администрации образовательного учреждения чаще обратятся студенты колледжей ^=6,4 при р=0,000), однако значительно реже, чем к куратору группы. Другим педагогам образовательной организации, кроме администрации и классного руководителя или куратора группы, студенты и школьники доверяют меньше (средние значения — 2,83 и 2,70 соответственно).
Мы констатировали, что крайне низкий уровень доверия сформирован у школьников и студентов в отношении психологов образовательных организаций (средние значения — 1,97 и 2,6 соответственно) и правоохранительных органов (средние значения — 2,33 и 2,54), тогда как именно они призваны быть оплотом безопасности. При этом студенты чаще школьников обратились бы за помощью к ним ^=9,5 при р=0,000) и правоохранительным органам ^=3,15 при р=0,002). В некоторой степени полученные данные подтверждаются результатами мониторингового исследования насилия в отношении детей Москвы, в котором выявлялась степень распространенности помощи, оказываемой общественными структурами в случае совершения насилия по отношению к ним. Данное исследование также продемонстрировало, что за помощью к психологу обратятся всего 15,7% детей [Добреньков и др., 2011: 159].
Таблица 3 Удовлетворенность образовательной организацией
Вопросы анкеты Группы обучающихся N Среднее значение F t- критерий Уровень значимости различий р
Насколько Вы лично ощущаете себя в образовательной организации в безопасности? Студенты 1030 4,29 1,07 5,185 0,000
Школьники 6606 4,11 5,262 0,000
В образовательных организациях бывают ситуации, когда нарушатся безопасность обучающихся. Если бы такой случай произошел с Вами, к кому бы Вы обратились за помощью?
К администрации Студенты 1000 3,44 282, 6,246 0,000
Школьники 6606 3,01 6,415 0,000
К родителям Студенты 980 3,62 135, -6,900 0,000
Школьники 6457 4,04 -6,387 0,000
К правоохранительным органам Студенты 965 2,54 32,0 3,233 0,001
Школьники 6394 2,33 3,155 0,002
К психологу Студенты 967 2,60 246, 10,49 0,000
Школьники 6422 1,97 9,506 0,000
К друзьям Студенты 988 4,02 29, -2,862 0,004
Школьники 6474 4,18 -2,733 0,006
Согласны ли Вы с приведенными высказываниями:
Мне нравятся мои педагоги Студенты 1024 4,57 100, 4,696 0,000
Школьники 6606 4,34 5,400 0,000
Педагоги занижают оценки обучающимся Студенты 1023 3,51 371, 8,759 0,000
Школьники 6606 2,92 9,004 0,000
Мои педагоги оказывают поддержку в трудной ситуации Студенты 1009 4,43 1417 13,07 0,000
Школьники 6535 3,61 16,30 0,000
Обучение развивает мои способности решать жизненные проблемы Студенты 1013 3,81 403, -12,0 0,000
Школьники 6606 4,42 -10,1 0,000
Большинство моих сверстников относятся к педагогам с уважением Студенты 1016 4,31 105, 4,6 0,000
Школьники 6606 4,05 5,1 0,000
Насколько Вы лично удовлетворены отношениями с педагогами? Студенты 1026 4,36 1,3 11,3 0,000
Школьники 6606 4,00 12,4 0,000
Примечание: В таблице приведены только те вопросы, по которым были получены значимые различия между группами респондентов.
Дальнейший анализ показал, что и студентам, и школьникам нравятся их педагоги, но уровень симпатии к ним в колледжах значительно выше (t=5,4 при р=0,000). Обучающиеся в основном относятся к педагогам с уважением, удовлетворены отношениями с ними. Тем не менее уровень удовлетворенности отношениями с педагогами в колледжах выше, чем в школах (t=5,1 при р=0,000). Школьники чаще, чем студенты, полагают, что педагоги занижают им оценки (t=9,0 при р=0,000) и довольно сдержаны при оказании поддержки в трудных ситуациях (t=16,3 при р=0,000). Эти данные полностью согласуются с упомянутым выше социологическим исследованием. Школьники в большей степени, чем студенты, убеждены, что обучение развивает их способности решать жизненные проблемы (t=-12,9 при р=0,000).
Проведенное исследование позволило заключить следующее.
Результаты проведенного мониторингового исследования позволили наметить траекторию деятельности межведомственного ресурсного центра по предупреждению насилия в образовательных организациях Москвы.
1 Работа с педагогами, предполагающая психологическое просвещение в области возможных последствий физического и психологического насилия в отношении их воспитанников. Речь должна идти в первую очередь о значимости общения с педагогами и сверстниками для воспитанников, значимости личности классного руководителя и следующей за этим ответственности его перед взрослеющими людьми. Во вторую — ознакомление педагогов с психологическими тонкостями и последствиями моббингов: виктимизацией личности воспитанников, цепным процессом виктимизации, взаимовиктимизацией, и т.п. Возможны лекции, семинары, беседы, тренинги, центральной темой которых должна стать личность воспитанника.
2 Работа с психологами образовательных организаций, предполагающая ознакомление с системой работы психологической службы лучших образовательных организаций и центров Москвы в направлении профилактики физического и психологического насилия и развития толерантности.
3 Просветительская работа с родителями, развивающая их компетентность в области возрастной подростковой и юношеской психологии.
Литература
1 Гусейнов А.А. Понятия насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 35-41.
2 Добреньков В.И., Смакотина Н.Л., Аверин Ю.П., Хвыля-Олинтер Н.А. Проблема насилия в отношении подростков в городе Москве (по материалам социологического исследования). М., 2011.
3 Катилина М.И. Образовательная среда как фактор социализации личности // дисс.... канд. философских наук. 09.00.11. М., 2009.
4 Кобзева О.В. Динамика агрессивности и ее взаимодействие с личностными особенностями в подростковом и юношеском возрастах // дисс.. канд. психологических наук. 19.00.13. М., 2006.
189 _
5 Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы // дисс.... доктора педагогич.. наук 13.00.01. М., 2011.
6 Одинцова М.А. Тищенко М.В. Исследование латентного экстремизма в образовательной среде колледжей // Мониторинг общественного мнения. 2014. № 4. С. 141-150.
7 Одинцова М.А. Образ мира у подростков из неполных семей // Вопросы психологии // Вопросы психологии, 2011. № 2. С. 82-89.
8 Полетаева А.В. Психологические механизмы переживания жизненного события, имеющего травматический характер // дисс.... кандидата психол. наук 19.00.01. Кемерово. 2005.
9 Суворова Т.В. Формирование культуры безопасности студентов колледжа на основе здоровьезбережения // дисс.... кандидата педагогич. наук. 13.00.08. Москва, 2008.
10 Шлыкова Н.Л. Проблемы психологической безопасности личности // Журнал практического психолога. 2007. № 4. С. 121.
11 Dillon D.G., Holmes A.J., Birk J.L., Brooks N., Lyons-Ruth K.,Pizzagalli D.A. Childhood adversity is associated with left basal ganglia dysfunction during reward anticipation in adulthood // Biol. Psychiatry. 2009. Vol. 66 (3). P. 206-213.
12 Hagele D.M. The impact of maltreatment on the developing child // N.C.Med. J. 2005. Vol. 66 (5). P. 356- 359.
13 Heim C., Newport D.J., Mletzko T., Miller A.H., Nemeroff C.B. The link between childhood trauma and depression: insights from HPA axis studies inhumans // Psychoneuroendocrinology. 2008. Vol. 33 (6). P. 693- 710.
14 Luxenberg T., Spinazzola J., Kolk B.Complex Trauma and Disorders of Extreme Stress (DESNOS) Diagnosis, Part One: Assessment // Directions in Psychiatry, 2001. Vol. 21. P. 373-415.