УДК 373.1.015.3 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-80-88
ББК 74.20+88.6
НАСИЛИЕ, НАПРАВЛЕННОЕ ПРОТИВ УЧИТЕЛЕЙ: АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
VIOLENCE DIRECTED AGAINST TEACHERS: ANALYSIS OF MODERN RESEARCH
Ганузин Валерий Михайлович
Доцент кафедры педиатрии института последипломного образования, Ярославский государственный медицинский университет, кандидат медицинских наук E-mail: [email protected]
Ganuzin Valery M.
Assistant Professor at the Department of Pediatrics, Institute of Postgraduate Education, Yaroslavl State Medical University, PhD in Medical Sciences E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье дан анализ современных исследований насилия, направленного против учителей со стороны участников образовательного процесса. Данные литературы свидетельствуют о том, что учителя все чаще подвергаются насилию со стороны учащихся, их родителей, коллег и администрации школы. Плохое поведение и агрессия школьников в классе являются одними из наиболее серьезных факторов стресса, который способен серьезно снизить профессиональное благополучие учителей и помешать построению позитивных отношений в классе. Результаты анализа исследований показали, что подверженность педагогов виктимизации была чаще связана с конфликтом между учениками и учителем. Поддержка со стороны руководства школы и хорошие отношения с коллегами являются ценными ресурсами для развития
Abstract. The article analyzes modern studies of violence directed against teachers by participants of the educational process. Literature evidence suggests that teachers are increasingly subjected to violence by students, their parents, colleagues and school administrators. Misbehavior and aggression in the classroom are among the most serious stress factors that can seriously reduce the teachers' professional well-being and prevent them from building positive relationships in the class. The results of the research analysis show that the vulnerability of teachers to victimization is more often associated with conflict between students and the teacher. Support from the school authorities and good relationships with colleagues are valuable resources for developing positive emotions and reducing
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Ганузин В. М., 2022
положительных эмоций и снижения уровня насилия над учителями.
violence against teachers.
Ключевые слова: школьный климат, буллинг, виктимизация, насилие против учителей.
Keywords: a school climate, bullying, victimization, violence against teachers.
Для цитирования: Ганузин В. М. Насилие, направленное против учителей: анализ современных исследований // Проблемы современного образования. 2022. № 6. С. 80-88. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-80-88.
Cite as: Ganuzin V. M. Violence directed against teachers: analysis of modern research. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2022, No. 6, pp. 80-88. DOI: 10.31862/2218-8711-2022-6-80-88.
Быть педагогом невероятно трудно. Это требует и таланта, это и искусство, и огромная культура, и невероятная ответственность, и редкое сочетание человеческих достоинств и совершенств.
Борис Михайлович Бим-Бад
Актуальность темы статьи связана с фиксацией фактов насилия против учителей, однако эти факты не исследуются (в отличие от ситуаций буллинга и виктимизации школьников со стороны сверстников и учителей), что выступает свидетельством недооценки масштабов имеющейся проблемы насилия против учителей [1-6].
При этом насилие, направленное против учителей, по данным Reddy, Linda A.; Espelage, Dorothy; McMahon, Susan D., недостаточно изучено, несмотря на значительные средства массовой информации и эмпирические исследования насилия в школе, такие как виктимизация и издевательства. На сегодняшний день существует относительно мало опубликованных исследований, разбросанных по многим странам. Чтобы восполнить этот пробел, Американская психологическая ассоциация в сотрудничестве с Национальной ассоциацией образования создала первую целевую группу по борьбе с насилием, направленным против учителей. Ими были представлены результаты национального обследования виктимизации учителей [7].
Susan D. Mcmahon, Andrew Martinez, Dorothy Espelage представили данные национального исследования, проведенного Целевой группой Американской психологической ассоциации по изучению насилия в классе, направленного против учителей, которое является одним из немногих национальных исследований, посвященных изучению этой проблемы. Был проведен анонимный онлайн-опрос учителей из 48 штатов по оценке опыта буллинга и виктимизации. Результаты показали, что 80% учителей сообщили хотя бы об одном случае виктимизации, а из этих учителей 94% сообщили о том, что они подвергались виктимизации со стороны учеников. Почти три четверти всех учителей хотя бы раз подвергались домогательствам, более половины подвергались имущественным правонарушениям, а 44% сообщили о физических нападениях [8].
Для снижения насилия и преследования учителей, по данным Susan G. Gerberich, следует создавать защитные факторы необходимые для улучшения условий работы педагогов. Результаты опроса показали, что соответствующие годовые показатели PA (профессионального физического насилия) и NPV (нефизического насилия) на 100 педагогов составили 8,3 и 38,4% [9].
Darcy A. Santor, Kyle McBride представили данные о распространенности и последствиях домогательств и насилия со стороны учащихся, родителей, коллег и администрации в отношении работников образования в Канаде. Анализ полученных результатов показал, что преподаватели сообщали как о высоких показателях, так и о частых случаях насилия и домогательств. Они сообщили, что воздействие насилия и домогательства влияли на физическое и психическое здоровье, а также на производительность труда и приверженность профессии [10].
По данным исследования, проведенного Catherine M. Wilson, Kevin S. Douglas, David R. Lyon среди 731 учителей, были определены последствия насилия, направленного против педагогов на рабочем месте. Анализ показал, что 80,0% опрошенных в какой-то момент своей карьеры сталкивались с насилием, связанным со школой. Серьезное насилие (фактическое, попытка или угроза физического насилия) было менее распространенным, но все же достаточно, чтобы вызывать беспокойство - 27,6%. Женщины сообщали о более высоком уровне отклонений в физическом и психическом здоровье, по сравнению с мужчинами [11].
Gr. Aâstén & M. Kokkonen показали, как воспринимают учителя физкультуры сексуальное и физическое насилие и связанный с этим стресс в образовательном учреждении. Авторы выявили взаимосвязь между сексуальными (вербальными и невербальными сексуальными домогательствами) и физическим насилием в отношении учителей физкультуры и стрессом, связанным с профессией. Опрос проведен среди 175 (122 женщины, 53 мужчины) финских учителей физкультуры в возрасте от 27 до 62 лет. Результаты показали, что более высокое восприятие физического насилия было связано с более высоким восприятием невербальных сексуальных домогательств и стресса, связанного с работой. Учителя с большим стажем работы сообщили о меньшем количестве словесных сексуальных домогательств, чем учителя с меньшим педагогическим опытом. Авторы считают, что школьные власти должны оказывать всестороннюю поддержку учителям, сообщившим об угрозах со стороны учащихся, и учителям, ставшим жертвами насилия [12].
Bare, Kailyn представили обзор литературы за последние два десятилетия по насилию в отношении педагогов, включая распространенность и виды агрессии, школьный климат, демографические и другие провоцирующие факторы, а также общие результаты. Они считают, что обращение педагогов, связанное с насилием и агрессией, традиционно игнорируются администрацией. Однако все больше исследований показывают, что эти специалисты подвержены риску частых виктимизаций на рабочем месте [13].
Acquadro Maran, Daniela and Tatiana Begotti считают, что насилие на рабочем месте (WV, Workplace violence) определяется как преднамеренное злоупотребление властью, включая угрозы применения физической силы в отношении другого лица или группы
лиц, которые могут причинить физический, умственный, духовный, моральный или социальный вред. Авторы описали распространенность, характеристики и последствия WV среди итальянских учителей. Был опрошен 331 учитель. Из них 58% сообщили о наличии физической или психологической формы WV. Это исследование свидетельствует о важности предотвращения WV и оказания поддержки жертвам, что может повысить способность учителей управлять агрессивным поведением и справляться с ним [14].
De Caballos Albania Gomes da Costa and Fernando Martins Carvalho провели исследование, которое было направлено на степень эффективности трудоспособности учителей в связи с насилием против них и некоторыми социально-демографическими и профессиональными особенностями. В перекрестном исследовании приняли участие 525 педагогов.
Учителя были преимущественно женщины, молодые, с большой нагрузкой и с низким доходом. Они сообщали о том, что в школе подвергались физическому насилию (22,9%), словесному насилию (42,9%), кражам или грабежам (36,4%), агрессии или угрозам огнестрельным или неогнестрельным оружием 7,0%), или какой-либо другой формой насилия (58,4%). Педагоги отмечали низкую физическую (56,0%) и эмоциональную (40,6%) текущую работоспособность. Низкая физическая работоспособность была в значительной степени связана с физическим и словесным насилием, воровством и грабежом, а также другими формами насилия. Низкая эмоциональная работоспособность, в свою очередь, была связана с физическим и словесным насилием, агрессией или угрозой оружием [15].
Исследование, проведенное S. Mérida-López, N. Extremera, было направлено на проверку буферного эффекта эмоционального интеллекта в ассоциациях между агрессией по отношению к учителям, воспринимаемым стрессом и намерениями ухода из профессии. Авторами проанкетированы 329 учителей средних школ, в том числе 51,4% женщин, которые оценили агрессию по отношению к ним, воспринимаемый стресс и уровень эмоционального интеллекта. Авторы работы считают, что эмоциональный интеллект является психологическим ресурсом, смягчающим воздействия стресса на негативное отношение к работе среди преподавателей [16].
M. Levy, M. Khoury-Kassabri изучали стили совладания женщин-учителей с негативными эмоциями при агрессии учащихся. Они выявили шесть основных стилей совлада-ния с негативными эмоциями: когнитивный стиль, социальная поддержка, отношения между учителем и учеником, эмоциональный стиль, профессиональные убеждения и саморасслабление. Учителя, по рекомендации авторов, использовали комбинацию нескольких эмоциональных стилей преодоления, включая несколько стратегий, которые развиваются с опытом работы [17].
Результаты исследования Federica de Cordova, Sabrina Berlanda, Monica Pedraza and Marta Fraizzoli показали, что учителям для улучшения самочувствия на работе и снижения воспринимаемого насилия нужна социальная поддержка и позитивные отношения в школе. При совершении насилия учащимися в отношении учителей поддержка со стороны руководства школы действует как защитный фактор. Что касается насилия, совершаемого родителями учащихся в отношении учителей, то оно зависит
как от удовлетворенности учителей отношениями между учениками и учителями, поддержки руководства школы, так и от удовлетворенности отношениями с родителями учащихся [18].
При опросе 1656 учителей из 54 школ H. Yin, S. Huang, L. Lv получили данные о том, что эмоциональные требования преподавания на школьном уровне и подавление на индивидуальном уровне были положительно связаны с тревогой и депрессией учителей. А доверие к коллегам на школьном уровне и переоценка на индивидуальном уровне были положительно связаны с энтузиазмом и удовольствием от работы. Также была обнаружена положительная связь между эмоциональными требованиями работы и подавлением. Эти результаты подтверждают утверждение о том, что переоценку следует рассматривать как личный ресурс, а подавление - как личное требование [19].
C. Bounds, L. N. Jenkins в своем исследовании изучали различия в опыте TDV (Teachers Dating Violence - насилие над учителями) среди 117 сельских, городских и пригородных учителей. Анализ показал, что учителя городских школ испытывали самые высокие уровни TDV, за ними следовали учителя сельских школ, а затем учителя из пригородов. Аналогичный результат был получен, когда учителей спросили о стрессе, который они испытывали при насилии на работе [20].
Исследования, посвященные изучению насилия учащихся против учителей в средних школах Словакии были проведены Jozef Dzuka и Claudia Dalbert. Первое исследование было направлено на оценку распространенности насилия со стороны учащихся. Было опрошено 364 учителей, исследование выявило, что 49% из них сообщили по крайней мере об одном случае насилия за последние 30 дней. Сообщения о насилии были особенно широко распространены в профессионально-технических училищах.
Второе исследование было направлено на проверку гипотезы о том, что благополучие учителей может быть объяснено влиянием насилия со стороны учащихся и верой учителей в справедливый мир. Было опрошено 108 учителей профессионально-технических училищ Словакии, которое выявило, что 55% из них сообщили, по крайней мере, об одном опыте насилия за последние 15 дней. Чем больше было насилия против учителей, чем чаще они испытывали отрицательный аффект, тем реже они испытывали положительный аффект и тем меньше были удовлетворены жизнью [21].
D. Espelage, E. M.Anderman, V. E. Brown считают, что психологи должны играть ведущую роль в профилактике и борьбе с насилием, направленным против школьных учителей. Школьные психологи должны проводить исследования, точно оценивающие типы и масштабы насилия, с которыми сталкиваются учителя. Они должны всесторонне оценить личность, класс, школу, сообщество, учреждение и культурно-контекстуальные факторы, которые могут предсказывать и объяснять виды насилия, изучить эффективность и устойчивость стратегий профилактики и вмешательства в классе, школе и округе, направленных на борьбу с насилием в образовательной среде. В совокупности работа психологов в этой области может оказать существенное влияние на школьное обучение, опыт и удержание учителей на рабочем месте [22].
Заключение. Буллинг и виктимизация, направленные против учителей, рассматриваются как нежелательное явление в образовании, и во многих случаях снижение уровня
издевательств является целью национальной и местной политики в области образования. Их объем и динамику в современных условиях невозможно оценить, так как в системе образования их мало кто пытается измерить. Учитывая появление насильственных действий со стороны учеников, их родителей, коллег и администрации школы против учителей, необходимо изучение данного явления с целью его профилактики, диагностики проявления посттравматического стрессового расстройства, а также реабилитации и длительного наблюдения за их адаптацией в школьных коллективах [2; 7-8; 10-11; 21-22].
Список литературы
1. Ганузин В. М. Буллинг, дидактогения и синдром педагогического насилия в отечественных и зарубежных исследованиях // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2020. Т. 20, № 4. С. 106-114.
2. Ганузин В. М. Влияние психотравмирующих факторов в детском и подростковом возрасте на их жизненную парадигму (обзор) // Практическая медицина. 2021. Т. 19, № 6. С. 26-31. DOI: https://doi.org/10.32000/2072-1757-2021-6-26-31.
3. Ганузин В. М. Синдром педагогического насилия как форма дидактогении // Медицинская психология в России. 2013. Т. 5, № 5. DOI: https://doi.org/10.24411/2219-8245-2013-15150.
4. Психологические ресурсы здоровья учащейся молодежи в отечественных и зарубежных эмпирических исследованиях / Е. В. Ивлев, О. А. Кожемякина, А. В. Микляева, О. В. Рудыхина // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2017. № 186. С. 19-31.
5. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Внутренняя картина дефекта и дидактогении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Изв. Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2020. № 198. С. 115-122.
6. Ковалева Е. А. Педагогическое насилие, его причины и способы преодоления // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1, № 2. С. 146-157. DOI: https://doi. org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-146-157.
7. Violence Against Teachers: Case Studies from the APA Task Force / L. A. Reddy, D. Espelage, S. D. McMahon [et al.] // International Journal of School & Educational Psychology. 2013. Vol. 1, Iss. 4. P. 231-245. DOI: https://doi.org/10.1080/21683603.2013.837019.
8. Violence directed against teachers: results from a national survey / S. D. Mcmahon, A. Martinez, D. Espelage et al. // Psychology in the Schools. 2014. Vol. 51, Iss. 7. P. 752-766. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.1002/pits.21777.
9. Violence against educators: a population-based study / S. G. Gerberich, N. M. Nachreiner, A. D. Ryan [et al.] // J. Occup. Environ. Med. 2011. Vol. 53, Iss. 3. P. 294-302. DOI: https://doi. org/10.1097/J0M.0b013e31820c3fa1.
10. Santor D. A., Bruckert C., McBride K. Prevalence and Impact of Harassment and Violence against Educators in Canada // Journal of School Violence. 2021. Vol. 20, Iss. 3. P. 261-273. DOI: https://doi.org/10.1080/15388220.2021.1879097.
11. Wilson C. M., Douglas K. S., Lyon D. R. Violence against teachers: prevalence and consequences // J. Interpers. Violence. 2011. Vol. 26, Iss. 12. P. 2353-2371. DOI: https://doi. org/10.1177/0886260510383027.
12. Grasten A., Kokkonen M. Physical Education Teachers' Perceived Sexual and Physical Violence and Work-related Stress // Journal of School Violence. 2021. Vol. 20, Iss. 1. P. 6275. DOI: https://doi.org/10.1080/l5388220.2020.1833736.
13. Educator Experiences as Victims of School Violence: Emerging Perspectives and Research / B. Kailyn, S. D. McMahon, E. Gonzalez Molina [et al.] // Invisible Victims and the Pursuit of Justice: Analyzing Frequently Victimized Yet Rarely Discussed Populations. Ed. by Raleigh Blasdell et al. IGI Global, 2021. P. 88-112. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-7998-7348-8.ch005.
14. Acquadro Maran D., Begotti T. A Circle of Violence Are Burnout, Disengagement and Self-Efficacy in Non-University Teacher Victims of Workplace Violence New and Emergent Risks? // Applied Sciences. 2020. Vol. 10, Iss. 13. Art. 4595. DOI: https://doi.org/10.3390/ app10134595.
15. De Caballos A. G. C., Carvalho F. M. Violence Against Teachers and Work Ability: A Cross-Sectional Study in Northeast Brazil // Journal of Interpersonal Violence. 2019. Vol. 36, Iss. 19-20. P. 11218-11237. DOI: https://doi.org/10.1177/0886260519881002.
16. Merida-Lopez S, Extremera N. Student aggression against teachers, stress, and emotional intelligence as predictors of withdrawal intentions among secondary school teachers // Anxiety Stress Coping. 2022. Vol. 35, Iss. 3. P. 365-378. DOI: https://doi.org/10.1080/10615 806.2021.1948020.
17. Levy M., Khoury-Kassabri M. Female teachers' coping styles with negative emotions in student aggression // Eur. J. Psychol. Educ. 2022. Vol. 37, No. 4. P. 1165-1188. DOI: https:// doi.org/10.1007/s10212-021-00573-x.
18. Violence at School and the Well-Being of Teachers. The Importance of Positive Relationships / F. De Cordova, S. Berlanda, M. Pedraza, M. Fraizzoli // Frontiers in Psychology. 2019. No. 10. Art. 1807. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01807.
19. Yin H., Huang S., Lv L. A Multilevel Analysis of Job Characteristics, Emotion Regulation, and Teacher Well-Being: A Job Demands-Resources Model // Front Psychol. 2018. No. 9. Art. 2395. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02395.
20. Bounds C., Jenkins L. N. Teacher-Directed Violence and Stress: the Role of School Setting // Contemp School Psychol. 2018. Vol. 22, Iss. 4. P. 435-442. https://doi.org/10.1007/s40688-018-0180-3.
21. Dzuka J., Dalbert C. Student violence against teachers: Teachers' well-being and the belief in a just world // European Psychologist. 2007. Vol. 12, Iss. 4. P. 253-260. DOI: https://doi. org/10.1027/1016-9040.12.4.253.
22. Understanding and preventing violence directed against teachers: Recommendations for a national research, practice, and policy agenda / D. Espelage, E. M. Anderman, V. E. Brown [et al.] // American Psychologist. 2013. Vol. 68, Iss. 2. P. 75-87. DOI: https://doi.org/10.1037/ a0031307.
References
1. Ganuzin V. M. Bulling, didaktogeniya i sindrom pedagogicheskogo nasiliya v otechestvennykh i zarubezhnykh issledovaniyakh. Voprosy psikhicheskogo zdorovya detey i podrostkov. 2020, Vol. 20, No. 4, pp. 106-114.
2. Ganuzin V. M. Vliyanie psikhotravmiruyushchikh faktorov v detskom i podrostkovom vozraste na ikh zhiznennuyu paradigmu (obzor). Prakticheskaya meditsina. 2021, Vol. 19, No. 6, pp. 26-31. DOI: https://doi.org/10.32000/2072-1757-2021-6-26-31.
3. Ganuzin V. M. Sindrom pedagogicheskogo nasiliya kak forma didaktogenii. Meditsinskaya psikhologiya v Rossii. 2013, Vol. 5, No. 5. DOI: https://doi.org/10.24411/2219-8245-2013-15150.
4. Ivlev E. V., Kozhemyakina O. A., Miklyaeva A. V., Rudykhina O. V. Psikhologicheskie resursy zdorovya uchashcheysya molodezhi v otechestvennykh i zarubezhnykh empiricheskikh issledovaniyakh. Izv. Rossiyskogo gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. 2017, No. 186, pp. 19-31.
5. Kalyagin V. A., Ovchinnikova T. S. Vnutrennyaya kartina defekta i didaktogenii obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya. Izv. Rossiyskogo gos. ped. un-ta im. A. I. Gertsena. 2020, No. 198, pp. 115-122.
6. Kovaleva E. A. Pedagogicheskoe nasilie, ego prichiny i sposoby preodoleniya. Psikhologiya cheloveka vobrazovanii. 2019, Vol. 1, No. 2, pp. 146-157. DOI: https://doi.org/10.33910/2686-9527-2019-1-2-146-157.
7. Reddy L. A., Espelage D., McMahon S. D. et al. Violence Against Teachers: Case Studies from the APA Task Force. International Journal of School & Educational Psychology. 2013, Vol. 1, Iss. 4, pp. 231-245. DOI: https://doi.org/10.1080/21683603.2013.837019.
8. Mcmahon S. D., Martinez A., Espelage D. et al. Violence directed against teachers: results from a national survey. Psychology in the Schools. 2014, Vol. 51, Iss. 7, pp. 752-766. DOI: https://doi.org/https://doi.org/10.1002/pits.21777.
9. Gerberich S. G., Nachreiner N. M., Ryan A. D. et al. Violence against educators: a population-based study. J. Occup. Environ. Med. 2011, Vol. 53, Iss. 3, pp. 294-302. DOI: https://doi. org/10.1097/JOM.0b013e31820c3fa1.
10. Santor D. A., Bruckert C., McBride K. Prevalence and Impact of Harassment and Violence against Educators in Canada. Journal of School Violence. 2021, Vol. 20, Iss. 3, pp. 261-273. DOI: https://doi.org/10.1080/15388220.2021.1879097.
11. Wilson C. M., Douglas K. S., Lyon D. R. Violence against teachers: prevalence and consequences. J. Interpers. Violence. 2011, Vol. 26, Iss. 12, pp. 2353-2371. DOI: https://doi. org/10.1177/0886260510383027.
12. Grasten A., Kokkonen M. Physical Education Teachers' Perceived Sexual and Physical Violence and Work-related Stress. Journal of School Violence. 2021, Vol. 20, Iss. 1, pp. 62-75. DOI: https://doi.org/10.1080/15388220.2020. 1833736.
13. Kailyn B., McMahon S. D., Gonzalez Molina E. et al. Educator Experiences as Victims of School Violence: Emerging Perspectives and Research. In: Invisible Victims and the Pursuit of Justice: Analyzing Frequently Victimized Yet Rarely Discussed Populations. Ed. by Raleigh Blasdell et al. IGI Global, 2021. P. 88-112. DOI: https://doi.org/10.4018/978-1-7998-7348-8.ch005.
14. Acquadro Maran D., Begotti T. A Circle of Violence Are Burnout, Disengagement and Self-Efficacy in Non-University Teacher Victims of Workplace Violence New and Emergent Risks? Applied Sciences. 2020, Vol. 10, Iss. 13, Art. 4595. DOI: https://doi.org/10.3390/ app10134595.
15. De Caballos A. G. C., Carvalho F. M. Violence Against Teachers and Work Ability: A Cross-Sectional Study in Northeast Brazil. Journal of Interpersonal Violence. 2019, Vol. 36, Iss. 1920, pp. 11218-11237. DOI: https://doi.org/10.1177/0886260519881002.
16. Merida-Lopez S, Extremera N. Student aggression against teachers, stress, and emotional intelligence as predictors of withdrawal intentions among secondary school teachers. Anxiety Stress Coping. 2022, Vol. 35, Iss. 3, pp. 365-378. DOI: https://doi.org/10.1080/10615 806.2021.1948020.
17. Levy M., Khoury-Kassabri M. Female teachers' coping styles with negative emotions in student aggression. Eur. J. Psychol. Educ. 2022, Vol. 37, No. 4, pp. 1165-1188. DOI: https:// doi.org/10.1007/s10212-021-00573-x.
18. De Cordova F., Berlanda S., Pedraza M., Fraizzoli M. Violence at School and the Well-Being of Teachers. The Importance of Positive Relationships. Frontiers in Psychology. 2019, No. 10, Art. 1807. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01807.
19. Yin H., Huang S., Lv L. A Multilevel Analysis of Job Characteristics, Emotion Regulation, and Teacher Well-Being: A Job Demands-Resources Model. Front. Psychol. 2018, No. 9, Art. 2395. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.02395.
20. Bounds C., Jenkins L. N. Teacher-Directed Violence and Stress: the Role of School Setting. Contemp. School Psychol. 2018, Vol. 22, Iss. 4, pp. 435-442. https://doi.org/10.1007/s40688-018-0180-3.
21. Dzuka J., Dalbert C. Student violence against teachers: Teachers' well-being and the belief in a just world. European Psychologist. 2007, Vol. 12, Iss. 4, pp. 253-260. DOI: https://doi. org/10.1027/1016-9040.12.4.253.
22. Espelage D., Anderman E. M., Brown V. E. et al. Understanding and preventing violence directed against teachers: Recommendations for a national research, practice, and policy agenda. American Psychologist. 2013, Vol. 68, Iss. 2, pp. 75-87. DOI: https://doi.org/10.1037/ a0031307.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 6
Статья поступила в редакцию 18.06.2022 The article was received on 18.06.2022